Внутренняя и внешняя трудовая миграция в России в 2022 году

Трудовая миграция в ДФО из 2021 года в 2022-й

  • Публикации в СМИ
  • Вопросы и ответы
  • Новости

Главные цели нашего Союза – создание комфортных условий для жизни всех жителей Приморского края, а также оказание посильной помощи органам власти в решении ими задач по улучшению демографического климата на Дальнем Востоке.

Трудовые мигранты на Дальнем Востоке: итоги 2021 года и ожидания в 2022-ом. Решения Совета Безопасности РФ, оценка и указания Генеральной прокуратуры РФ, мнение эксперта.

27 декабря 2021 года в Хабаровске под председательством Заместителя Генерального прокурора России Д.В. Демешина состоялось межведомственное совещание, на котором обсуждено состояние законности на приграничных территориях округа, в том числе дана оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции.

В мероприятии приняли участие руководство аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в ДФО, федеральных министерств и служб, правоохранительных органов и региональных органов власти, территориальные и специализированные прокуроры.

Открывая совещание, Д.В. Демешин отметил, что Интернет «пестрит» объявлениями об оказании возмездных услуг по мнимому учету мигрантов по месту пребывания. В 2021 году – в период пандемии, уполномоченными органами было разрешено прибыть в округ в целях трудоустройства свыше 280 тыс. иностранных граждан. Однако только треть (!) из них получила разрешение на работу и патенты. Не исключено, что основными причинами тому являются массовая фиктивная постановка на учет иностранцев, нарушение порядка постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, а также различные препоны выдачи им патентов для осуществления трудовой деятельности.

Генеральная Прокуратура отметила, что ненадлежащее осуществление органами внутренних дел предоставленных полномочий в сфере миграции создает предпосылки к вовлечению мигрантов в противоправную деятельность. С их участием в 2021 году в округе было совершено свыше 1,2 тысяч криминальных посягательств.

Начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России В.Л. Казакова доложила о принимаемых мерах по повышению эффективности работы, направленной на выявление фактов фиктивной постановки на учет иностранцев на приграничных территориях.

Заместитель Генерального прокурора России указал, что только объединение усилий всех заинтересованных органов и ведомств, целенаправленное и последовательное решение общих для всего Дальнего Востока вопросов может дать эффективные результаты.

Д.В. Демешин поставил подразделениям МВД России задачу активизировать работу по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований миграционного законодательства. Он потребовал от прокуроров совместно с региональными органами государственной власти и местного самоуправления провести мониторинг принятых программ в сфере миграции, полноты их реализации, эффективности расходования выделяемых средств, проверить осуществление уполномоченными органами контрольно-разрешительных полномочий на объектах со значительным числом занятых иностранцев.

Совет безопасности РФ: в сфере миграции требуется согласованная деятельность всех заинтересованных министерств и ведомств

За месяц до вышеуказанного мероприятия Генпрокуратуры России, Заместитель Председателя Совета безопасности РФ, Председатель партии «Единая Россия» Д.А. Медведев на совещании, посвященном проблемам реализации государственной миграционной политики РФ и задачам по повышению ее эффективности, заявил, что российские власти не должны допустить возникновения на территории страны этнических анклавов.

Нужны дополнительные меры, которые позволят иностранцам лучше адаптироваться в нашей стране. Нельзя допускать их изоляции, как это, к сожалению, происходит во многих странах мира, и маргинализации, возникновения на территории нашей страны этнических анклавов”, – подчеркнул Д.А. Медведев.

Заместитель председателя Совета безопасности констатировал, что “примеров такого рода анклавов в мире предостаточно. И все они являются рассадниками преступности”, – подчеркнул он.

По его словам, чтобы работать по всему комплексу вопросов, касающихся миграционной политики в самых разных сферах, “требуется согласованная деятельность всех заинтересованных министерств и ведомств“.

Эффективность законодательного регулирования

Д.А. Медведев отметил повышение в последние годы эффективности законодательного регулирования в сфере государственной миграционной политики: “За последние годы ситуация в этой сфере (в сфере миграционной политики – прим. ТАСС) стала более упорядоченной и прозрачной, эффективность законодательного регулирования повысилась, был оптимизирован целый ряд процедур, который дает иностранным гражданам право на пребывание в нашей стране, на ведение трудовой деятельности, на получение образования”, – сказал он.

Нужно подготовить дополнительные меры, направленные на обеспечение общественной безопасности в стране по этому направлению, конечно, [по] укреплению ее экономики и социальной сферы. Имею в виду такую качественную миграционную политику”, – продолжил зампред СБ РФ. Он добавил, что Россия открыта для тех, кто уважает ее законы, культуру, язык, “кто готов честно и добросовестно работать”.

Д.А. Медведев также выступил за усиление госконтроля в сфере миграции. “Надо подумать над повышением государственного контроля в сфере миграции. Мы меры в этом направлении предпринимаем регулярно, но все равно жизнь не стоит на месте, и вопросы цифрового управления миграционными процессами тоже стоят в повестке дня“, – сказал он. Зампред Совбеза РФ считает, что “нужны также дополнительные меры, которые позволят иностранцам лучше адаптироваться в РФ“.

Преступность в среде мигрантов

Заместитель председателя Совета безопасности также заявил о серьезной обеспокоенности в связи с ростом числа правонарушений среди мигрантов в РФ: “Серьезную обеспокоенность вызывает обострение преступности в среде мигрантов: за девять месяцев этого года более чем на 4% выросло количество преступлений, которые совершены иностранными гражданами, фиксируется и рост административных правонарушений более чем на треть”, – сказал он.

Д.А. Медведев уверен, что “во многом это связано с застарелой проблемой незаконной миграции” – “Немало иностранных граждан в нашей стране по-прежнему находятся с нарушением срока пребывания, они выпадают из зоны контроля государственных структур, часто их втягивают свои же соотечественники в криминальный бизнес, они становятся объектами вербовки по стороны экстремистов и террористических организаций, участвуют в публичных массовых конфликтах”, – особо отметил Зампред Совбеза. По его оценке, “особую опасность представляют так называемые организованные этнические группировки”.

Читайте также:
Отдых на Косе (Греция): пляжи, курорты, цены и фото

Легальное привлечение трудовых мигрантов

Д.А. Медведев считает нужным проработать меры по легальному привлечению трудовых мигрантов. “Из-за коронавируса возник дефицит трудовой силы в отдельных отраслях экономики, это касается и сельского хозяйства, и строительного сектора, и жилищно-коммунального сектора”, – сказал он.

“Я в феврале текущего года на совещании также говорил о необходимости проработать дополнительные меры, которые позволяют легально привлекать иностранных граждан к деятельности в этой сфере. Что особенно важно, хотел бы еще раз это подчеркнуть, без ущемления прав и преимуществ, которыми обладают российские работники“, – продолжил зампред Совбеза.

Д.А. Медведев также призвал развивать организованные формы трудовой миграции, в том числе в рамках соглашений России с зарубежными партнерами. В этой связи он напомнил, что уже есть специальные проекты с Узбекистаном для привлечения граждан для работы в строительной отрасли.

“Особое внимание следует уделять взаимодействию с высококвалифицированными специалистами, упрощать порядок их доступа на российский рынок труда. Собственно, такой курс был взят некоторое время назад, и именно по таким специалистам были сформированы преференции и дополнительные возможности для того, чтобы они могли трудиться в нашей стране”, – добавил Зампред Совбеза.

Новые миграционные волны

Д.А. Медведев считает, что России нужен мониторинг угроз в регионах мира, откуда могут исходить волны миграции. “Наша задача – вести постоянный мониторинг обстановки в Ближневосточном и других регионах мира, откуда могут исходить новые миграционные волны”, – указал он. По его словам, “это касается и ситуации вокруг России, ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу, по ОДКБ и по СНГ”.

Зампред Совбеза сообщил, что еще планирует провести серию совещаний по миграционной проблематике, как это поручил Президент В.В. Путин. Участникам совещания было предложено обсудить опыт, который имеет Правительственная Комиссия по миграционной политике и рабочая Группа по реализации Концепции государственной миграционной политики.

Мнение эксперта

События наступившего 2022 года в Казахстане вновь показали, что миграционная политика – серьезный обоюдоострый инструмент в современном Мире. При правильном и внимательном обращении с ним, он может вывести экономику государства в передовые, а при небрежном, «факультативном» отношении – может ввергнуть целые страны в беспорядки, обнищание и иммиграцию коренного населения и даже к смене правительств!

Вперед к ФМС

Экспертное сообщество уже много лет хочет верить в то, что реализация государственной миграционной политики не только сделает внешнюю миграцию безопасной и безвредной для россиян, позволит всем желающим соотечественникам вернуться на свою историческую Родину, но и привлечет в экономику необходимые качественные трудовые ресурсы. Пока же успехи России на этом направлении весьма скромны. Поэтому и много критики в адрес МВД.

Но раз уж вслед за Президентом РФ уже и Совбез и Генпрокуратура в один голос стали говорить о том, что для повышения эффективности реализации государственной миграционной политики необходима координация усилий всех министерств и ведомств, то есть надежда на появление в нашей стране такого компетентного во всех отношениях – специализированного органа власти.

А что же Приморье?

А пока во многих регионах России уже не один год действуют координирующие межведомственные Комиссии по реализации государственной миграционной политики, во главе которых стоят губернаторы. В Санкт-Петербурге активно работает Комитет по межнациональным отношениям и миграционной политике. В Сахалинской области в логичной структуре Агентства по труду и занятости населения вполне эффективно действует Управление внутренней и внешней трудовой миграции.

Сегодня в Приморском крае, не смотря на самую высокую среди субъектов ДФО миграционную активность, пока не сформированы вышеуказанные структуры. А значит, есть большая вероятность того, что, при наличии политической воли руководства края и необходимых ресурсов, такой орган региональной власти может появиться и заметно улучшить, как экономические показатели, так и социальные. От этого может зависеть выполнение Приморьем важных и больших государственных задач в 2022 году.

Именно по такому архиважному вопросу и провел в начале декабря 2021 года специальное совещание губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко. Он особо акцентировал внимание всех заинтересованных органов на необходимость не только обеспечить экономику региона (прежде всего строительную отрасль) организованной иностранной рабочей силой, но и защитить при этом интересы местного населения. Обеспечение безопасности россиян в условиях массового пребывания иностранцев должно являться приоритетом для органов правопорядка.

А пока, как-то так…

Пока же, к большому сожалению, незаметно, что в Приморском крае органы МВД активизировали работу по борьбе с незаконной миграцией. Продолжается «бойкая» торговля разрешительными документами в пешеходно-торговом комплексе «Луговая». Там же мигранты безнаказанно избивают наших и своих соотечественников при полном бездействии со стороны полиции (то есть – российской власти). По факту, в центре Дальневосточной столицы мы уже несколько лет имеем самый настоящий этнический анклав со своими диаспоральными порядками.

Требуется прокурорский контроль!

Учитывая тяжелые социальные последствия, которые могут наступить в результате несвоевременной реакции уполномоченных органов власти на острые вопросы миграции, Прокуратуре Приморского края, в рамках поручений Заместителя Генерального Прокурора Д. Демешина, представляется целесообразным передавать по подследственности в подразделения УМВД материалы о правонарушениях со стороны мигрантов с “прокурорским контролем”.

Иначе, при огромном кадровом голоде в приморской участковой службе, полицейские проверки по таким случаям, если и проводятся, то, как правило, для отписки и с нарушением регламента. В результате мигранты чувствуют свою безнаказанность и некоторые из них еще больше допускают правонарушений. Это естественно вызывает обратную агрессию коренного населения и ведет к росту уровня ксенофобии с обоих сторон.

Миграционная ситуация требует сокращения сроков

Также оправданной и своевременной законодательной новеллой могло бы стать сокращение с 30 до 10-15 суток срока рассмотрения обращений граждан в органы власти, в которых одной из сторон являются иностранные граждане. Очевидно, что, при нынешнем уровне ксенофобии в стране, ситуации могут быстро выходить из-под контроля, если проверки по ним будут растягиваться на месяц. А помочь решить вопрос сокращения срока таких проверок должен стремительный процесс цифровизации страны.

Читайте также:
Погода в Праге в марте 2022 года. Прага весной

Без фиктивной регистрации не обойтись?

Эксперты отмечают, что одной из главных причин, по которым мигранты из ближнего зарубежья, пребывающие в Приморский край, обращаются к серым посредникам на «Луговую» – возможность встать на миграционный учет – фиктивно. Не смотря на высокую стоимость этой услуги, многие иностранцы «вынуждены» платить за нее и нарушать российский закон. Ведь местные жители, в основном, стараются сдавать в аренду жилье неофициально, чтобы скрыть от налоговых органов свой дополнительный доход.

Почему об этой проблеме говорят руководители Совбеза и Генпрокуратуры понимаешь, когда знаешь, что даже отдельные крупные застройщики способствуют (обращаются к услугам серых посредников), чтобы поставить своих иностранных работников на фиктивный миграционный учет. И более-менее становится ясно, почему из 280 тыс. трудовых мигрантов, прибывших в ДФО по «целевым» заявкам в прошлом году, лишь трети были оформлены разрешения и патенты. Наше законодательство не позволяет работодателю предоставить иностранцу жилое помещение до тех пор, пока он не оформлен работником. А по регламенту МВД сбор необходимых документов и проверка их для выдачи иностранцу (либо отказа в выдаче) трудового патента занимает около месяца.

Комфорт для мигрантов – безопасность россиянам

Решить проблему могло бы предоставление мигрантам недорогого временного жилья с возможностью постановки их на миграционный учет. Как это сделала уже много лет назад мэрия гор. Москва в деревне Сахарово – в 64 км от центра Столицы. Многофункциональный миграционный центр Приморского края ранее уже функционировал во Владивостоке на базе бывшего Фарфорового завода. Созданный по принципу государственно-частного партнерства, он прекратил свое существование после передачи в МВД функций и полномочий в сфере миграции от ликвидированной ФМС.

В 2021 году в Столице Дальнего Востока спустя 5(!) лет на ул. Стрелковой был вновь торжественно открыт Миграционный центр (благодаря лично губернатору О.Н. Кожемяко). Но пока, в менее функциональном виде – без возможности временного массового поселения мигрантов, как было предусмотрено на Командорской. Обнадеживает то, что руководство ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России намерено открыть филиалы Миграционного центра, помимо Владивостока, дополнительно в городах Уссурийск и Находка.

Но, учитывая значительные масштабы строительных проектов в Приморье и непростую задачу направить на них десятки тысяч легальных трудовых мигрантов, а также необходимость заселять демографически катастрофически убыточный регион соотечественниками, представляется целесообразным и архиважным организовать в пригороде Владивостока полноценный Многофункциональный Миграционный Центр. Такое учреждение с обособленной территорией – возможно, на месте одного из переданных в муниципалитет военных городков МО РФ, могло бы также помочь нам бороться с завозом в регион новых коронавирусных инфекций из-за рубежа – отбор анализов у иностранцев и нахождение их на карантине во время ожидания оформления документов для работы…

Есть механизмы. Есть инструменты. Есть кадровый резерв, у которого есть понимание и опыт. Есть воля руководства региона. Есть надежда на лучшее.

Где и как будут работать трудовые мигранты в России в 2022 году

Где могут работать трудовые мигранты в 2022 году

Полный запрет на привлечение трудовых мигрантов установлен для трех видов розничной торговли: в нестационарных торговых объектах и на рынках; вне магазинов, палаток и рынков; лекарствами в аптеках.

В то же время 50% от общего числа работников, занимающихся выращиванием овощей, могут быть иностранцами. 80% иностранных работников от общего числа занятых в строительной отрасли могут быть привлечены на стройки. 15% от общего числа работников могут заниматься розничной торговлей алкоголем, в том числе пивом, а также торговлей табачной продукцией, главное торговля должна осуществляться в специализированных магазинах.

Спортивные организации могут привлечь 25% иностранцев, а к управлению недвижимостью по договору и обслуживанию прочих зданий могут быть привлечены 70% от общего числа сотрудников. Обработкой леса, а также торговлей древесным сырьем могут заниматься 50% иностранцев, а 50% должны быть гражданами России. И 24% иностранцев от общего числа работников могут нанять автотранспортные предприятия.

Что касается высококвалифицированных иностранных специалистов и их семей, то на них ограничения не распространяются.

В Минтруда уточнили, что такая доля устанавливается ежегодно для регулирования привлечения иностранной рабочей силы с учетом региональных особенностей рынка труда и приоритетного трудоустройства граждан России.

«Допустимое соотношение иностранных и отечественных работников с прошлого года остается неизменным. Например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей, лесоводства и лесозаготовок в размере 50%. При этом ограничения в сфере выращивания овощей в Астраханской области по ходатайству руководства этого региона не будут распространяться на территории данного субъекта РФ с учетом дефицита трудовых ресурсов», – отметили в министерстве.

Полный отказ от квотирования в сфере строительства предложен для Амурской области, Бурятии и Москвы. В Дагестане квота в строительстве будет сохранена на уровне 50%. В 2022 году ограничение будет также отдельно установлено для Краснодарского края в размере 60%.

Условия въезда мигрантов во время коронавирусной пандемии

В Минтруда уточнили, что въезд иностранных работников осуществляется по временному алгоритму, который действует через заявки работодателей в тех случаях, когда на локальном рынке труда объективно отсутствуют необходимые кадры. Работодатели должны обеспечить карантин приезжающих работников и необходимые санитарные условия для их проживания.

Привлекать трудовых мигрантов могут организации, группы компаний и заказчики строительства со штатом более 100 человек и ежегодным доходом более 800 млн. рублей, а также участники оргнабора. В последнем случае это работодатели, нанимающие мигрантов в рамках межправительственных соглашений с республиками Узбекистан и Таджикистан. Эти страны сами формируют группы работников и привозят их в Россию. Такой вариант въезда позволяет открыть доступ к алгоритму мелким и микропредприятиям.

Читайте также:
Можно ли участвовать в выборах в другом городе

После прибытия в Россию иностранные граждане должны будут подписать «соглашение о лояльности», в котором содержатся правила пребывания и осуществления трудовой деятельности в РФ.

«Введение в законодательство института «соглашения о лояльности» предусмотрено концепцией проекта нового федерального закона в сфере миграции, — отметили в пресс-службе МВД России. – Кроме того, документ нужен, чтобы иностранный гражданин осведомился об ограничениях и запретах в России, а также о последствиях их несоблюдения».

Совет Федерации также одобрил закон, согласно которому с 29 декабря 2021 года для мигрантов, приезжающих в Россию, вводятся обязательные процедуры: дактилоскопия, фоторегистрация и медосвидетельствование. Предполагается, что это повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.

Что грозит за незаконное трудоустройство иностранцев

От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта. Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.

Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и работник, и работодатель. Так что если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот, кто его так оформил на работу.

Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет ответственность. За нарушение миграционного учета иностранных граждан ответственность несет принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тыс. рублей, должностные лица – 40-50 тыс. рублей, а организации – 400-500 тыс. рублей.

Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ. Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тыс. рублей.

Предусмотрен также штраф за непредоставление сведений в миграционную службу. Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в известность территориальное УВМ МВД РФ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден уплатить штраф в размере 400-800 тыс. рублей, а должностное лицо, допустившее указанное правонарушение, – 35-50 тыс. рублей.

Ранее зампред комитета по делам национальностей Госдумы Шамсаил Саралиев назвал свой способ решения проблемы с «непонятно что делающими, болтающимися и шатающимися» мигрантами. Он посоветовал перенять опыт арабских стран. По его мнению, избавить Россию от проблем с трудовыми мигрантами поможет ужесточение ответственности за них определенных структур и компаний.

«Как только завершается их работа, также их в аэропорт сопровождают. Мигранты постоянно находятся под наблюдением, за ними присматривает ответственная организация. Там никаких проблем с мигрантами нет, в тех же ОАЭ, в Кувейте», — отметил Саралиев.

Мобильное приложение для трудовых мигрантов

Упростить поиск работы и оформление документов для иностранных граждан поможет специальное мобильное приложение, которое планируется запустить в 2022 году, заявил заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.

«Мы решили в одном мобильном приложении попробовать отразить и сделать удобным весь клиентский путь, который необходимо пройти иностранцу для переезда и устройства на работу в России», – сообщил чиновник газете «Известия».

С помощью приложения можно будет узнать о наличии ограничения на въезд в Россию и воспользоваться рядом сервисов — в частности, оформить СНИЛС и ИНН. На вопрос, можно ли будет оформить таким образом регистрацию, Оверчук предположил, что такая опция может быть включена в приложение.

Кроме того, он добавил, что прототип приложения уже создан, «идет работа над необходимыми изменениями в нормативной правовой базе», а запуск платформы «планируется в следующем году». Ряд сервисов появится сразу после запуска, а некоторые будут добавляться по мере их готовности.

Может ли Россия обойтись без трудовых мигрантов?

Профессор кафедры труда и социальной политики института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков считает: «Ситуация, при которой юридические лица ищут дешевую рабочую силу за границей, деструктивна для экономики, поскольку игнорируются собственные возможности страны повысить производительность труда и развить производство.

Увеличивать эффективность строительной отрасли необходимо за счет оснащения ее приборами, оборудованием и квалифицированными кадрами, взращенными в России. Поэтому фокус должен быть направлен не на увеличение численности рабочих, а на реализацию заявленных ранее предложений, национальных проектов».

По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Анны Духон, главной причиной, почему в России так развит рынок трудовой миграции, является то, что часто трудовых мигрантов привлекают на таких условиях, на которые местное население не готово. «Невысокий уровень зарплаты и тяжелые условия работы, тяжелые бытовые условия, а также часто необходимость проживания отдельно от семьи непривлекательны для российских граждан», – отметила Духон.

Немаловажной причиной является также и то, что РФ не обойтись без трудовых мигрантов в виду особенностей возрастной структуры населения страны.

«Вряд ли можно решить крупные инфраструктурные задачи ближайших лет без привлечения трудовых мигрантов, – подчеркнула Духон. – Одна из причин этому – особенности в возрастной структуре населения России. Сейчас в трудоспособный возраст вступили малочисленные группы населения, а вот выбывать из трудоспособного возраста в ближайшие годы станут как раз более многочисленные. В 2021 году граждане России в возрасте от 15 до 29 лет составляют только 15,5% от общей численности населения РФ. Между тем, процент людей в возрасте от 55 до 69 лет достигает 19,6%».

Читайте также:
Фотографии Клагенфурта

Таким образом, вполне очевидно, что воспроизводства выбывающих трудовых ресурсов не будет и в ближайшее время без помощи «работяг-соседей» нам не обойтись.

Как изменится миграционная политика России в 2022 году

Обострение миграционной ситуации в России на протяжении 2020-2021 гг., связанное с ростом числа резонансных преступлений, массовых выступлений иностранных граждан, а также растущим недовольством местного населения, поставило властные структуры перед необходимостью изменения миграционной политики.

В конце ноября власти анонсировали серию совещаний по миграционной политике. Их по поручению президента должен провести заместитель председателя Совета безопасности РФ, экс-президент Дмитрий Медведев, который и ранее высказывал озабоченность миграционной ситуацией, сложившейся из-за эпидемии COVID-19 и вызванных ею экономических, социальных и транспортных проблем.

На первом же совещании, состоявшемся 21 декабря, выяснилось, что российское миграционное законодательство необходимо менять, поскольку систему регулирования миграции без этого скорректировать невозможно. «По оценкам экспертов, миграционное законодательство нужно перерабатывать на основе новых подходов к его юридическому и техническому оформлению, – отметил по итогам совещания Д. Медведев. – Эта задача сложная, весьма разнообразный массив нормативных актов».

На этом же совещании выявились разногласия между участвующими в обсуждении миграционных проблем ведомствами, позиции которых, по словам Д. Медведева, существенно расходятся. Сами ведомства он не назвал. Однако, учитывая высказывавшиеся ранее предложения, нетрудно предположить, что за сохранение, а возможно, и дальнейшую либерализацию политики по массовому привлечению рабочей силы из южных стран СНГ выступают Минстрой, Минсельхоз и другие ведомства экономического блока, тесно связанные с использующим труд мигрантов бизнесом. На ужесточении миграционной политики настаивают ведомства силового блока, которым с последствиями массового притока мигрантов, включая нелегалов, сторонников радикальных религиозных и политических течений, приходится в конечном итоге бороться – Следственный комитет, Совет безопасности и т.п.

Парадокс заключается в том, что вопрос изменения миграционного законодательства возник тогда, когда ключевой для регулирования трудовой иммиграции из стран СНГ законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданств» уже разработан МВД и находится в стадии согласования. Напомним, что этот законопроект предусматривает целый ряд новшеств, которые в российском миграционном законодательстве ранее отсутствовали. Главное из них – введение ID-карт мигранта, которые должны выдаваться иностранцам для идентификации их личности на 10 лет. Карта будет выдаваться при соблюдении ряда условий: дактилоскопия, фотографирование, медосвидетельствование, уплата госпошлины, наличие полиса и личного кабинета на портале госуслуг. Именно ID-карта должна стать тем основным документом, при помощи которого МВД намерено регулировать иммиграцию из стран СНГ.

Помимо нее такими инструментами должны стать реестр работодателей, использующих труд иностранных граждан, и реестр работающих в России мигрантов. Трудовой мигрант должен подать заявление на включение в реестр в течение 30 дней после прибытия в Россию, предварительно пройдя все необходимые процедуры и получив ID-карту. Работодатель же, планирующий использовать труд мигрантов, должен подать заявку на включение в реестр таких предприятий, который будет вести Роструд. О заключении трудовых договоров с иностранцами их работодатели обязаны в течение трех дней уведомить местные органы МВД. Только предприятия и мигранты, включенные в соответствующие реестры, получат право привлекать иностранную рабочую силу и, соответственно, работать в РФ. Нарушение требований закона ведет к исключению из реестра и потере предприятиями и мигрантами соответствующих прав.

Вдобавок иностранцы должны будут подписывать соглашение о лояльности, подтверждая свою информированность о правилах пребывания в РФ, отсутствие судимости и отказываясь от участия в экстремистских и запрещенных организациях, несанкционированных митингах, собраниях и т.п. Кроме того, соглашение должно подтверждать согласие иностранного гражданина оплатить расходы на свою высылку, которая может произойти в случае нарушения условий этого документа.

Все эти нововведения отнюдь не гарантируют решения миграционных проблем. Более того, они могут их еще более усугубить. У России уже есть опыт применения различных инструментов регулирования трудовой иммиграции. До миграционной реформы 2015 г. это были квоты, а затем – патенты на право ведения трудовой деятельности в РФ. И оба документа оказались малоэффективны, что и вызвало потребность в разработке новых мер миграционного контроля. ID-карты и электронные реестры может постигнуть та же самая судьба по очень простой причине – наличие возможности безвизового въезда в РФ из стран СНГ не позволит контролировать наличие этих карт. В итоге большинство мигрантов предпочтут их попросту не оформлять, экономя время и деньги, которые придется потратить на оплату налогов, полиса медстрахования, пошлин и т.п. Внутри же России проверить наличие документов, когда на одного сотрудника МВД приходится по 10-12 мигрантов, а то и более, будет непросто.

По действующим российским законам иностранцы из государств СНГ для работы в РФ должны либо заключить трудовой договор (для граждан стран ЕАЭС), либо приобрести патент. За 11 месяцев этого года на учет органами МВД было поставлено 11,9 млн иностранных граждан. Патентов за это время было оформлено 2 млн 23 тыс., а трудовых договоров заключено 709 тыс. (без учета договоров на основании патента). Итого: легально в России могли работать всего около 2,7 млн иностранцев. Остальные 9,2 млн иностранцев, поставленных на миграционный учет, работают или же работали ранее без оформления документов. То есть на одного легально работающего в России иностранца приходится три-четыре нелегальных, что и объясняет значительную часть проблем в сфере иммиграции, включая плохое знание русского языка, незнание законодательства и последующие проблемы с его соблюдением. Даже если принять данные МВД о том, что на конец сентября в России находились 7 млн иностранцев, то на одного легально работающего все равно придется два нелегала.

Действующие законы о миграции не работают потому, что граждане стран СНГ могут беспрепятственно въехать в Россию и уже на ее территории решать – оформлять документы или нет. И с введением ID-карт и реестров ситуация никак не изменится – они по-прежнему смогут посещать РФ в безвизовом порядке. Массовая раздача ID-карт, действующих 10 лет, может сделать этот процесс еще более легким. В октябре первый замглавы МВД России Александр Горовой анонсировал вынос инфраструктуры по оформлению документов мигрантов, включая медосмотр, биометрию, оформление медполиса и ID-карты, а также подбор работодателей, в страны их проживания. Безусловно, это является правильным шагом. Но эффективным он будет только в том случае, если других возможностей въехать в Россию для работы у мигрантов не будет. А это потребует усиления контроля за миграционными потоками уже на границе.

Читайте также:
21 факт про привычки американцев глазами украинца, живущего в США.

Следует учитывать, что трудовая иммиграция может вызывать недовольство коренного населения и в том случае, если она легальна. Причинами этого, помимо поведения самих мигрантов и провоцируемых ими конфликтов, может быть вытеснение местного населения с рынка труда. Такие случаи в последнее время фиксируются все чаще. Не случайно председатель Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев предложил создать систему рекрутинга российского населения из небогатых регионов, аналогичную той, которая используется для привлечения мигрантов. Примечательно, что разработанный МВД законопроект об условиях въезда и пребывания иностранцев ничего не говорит о регулировании рынка труда и преимуществах, которые должно иметь при трудоустройстве местное население. А заинтересованный в привлечении мигрантов работодатель вполне может сделать так, что работать на его предприятии будут исключительно выходцы из стран СНГ.

В том случае, если миграционная политика в ближайшее время не будет реформирована, ситуация продолжит ухудшаться. И власти, судя по запланированной серии совещаний, эти угрозы ощущают. Число прибывающих мигрантов, как показывают данные МВД, уже стремится к допандемийному уровню. А это значит, что все порождаемые нелегальной иммиграцией проблемы еще более усугубятся.

Новости миграции 2022: информация для иностранных граждан в РФ о миграционных нововведениях в 2022 году

Изменения в миграционном законодательстве в 2022 году: медосвидетельствование, дактилоскопия, фотографирование, патенты, штрафы и выдворение – что ждет мигрантов в России в новом году.

Далее вы найдете подробную информацию о том, какие изменения вступают в силу в ближайшее время.

С 01.01.2022 г. иностранные граждане могут быть выдворены из РФ

С 1 января 2022 года за незаконную трудовую деятельность иностранцы могут быть оштрафованы на 5 000 рублей и выдворены из РФ с запретом на въезд, а их работодатели оштрафованы на сумму до 800 000 рублей за каждого нелегала.

С 01.01.2022 г. новые правила оформления патента на работу и изменение стоимости патента

С 1 января 2022 года изменится сумма платежа НДФЛ по патенту на работу, которую иностранцам необходимо оплачивать для продления своего патента.

Обратите внимание на реквизиты для оплаты патента – платеж нужно осуществлять по коду бюджетной классификации (КБК).

До 31 декабря 2021 года действуют послабления в соответствии с Указом Президента РФ № 364, поэтому уже с 1 января 2022 года перестанут действовать некоторые послабления:

  • Оформление патента на работу с любой целью въезда в миграционной карте.
  • Оформление патента на работу без соблюдения требования к сроку подачи документов на патент.
  • Оформление разрешения на работу с любой визой, а не только рабочей.
  • Трудоустройство граждан Армении, Казахстана и Киргизии с любой целью въезда, указанной в миграционной карте.

С 29.12.2021 г. обязательные медосвидетельствование, дактилоскопическая регистрация и фотографирование

С 29 декабря 2021 года медосмотр, дактилоскопическая регистрация и фотографирование стали обязательными для всех иностранных граждан, которые въезжают в Россию на срок более 90 суток или для работы.

Медосвидетельствование, дактилоскопия и фотографирование будут обязательны для иностранных граждан, которые прибыли в Россию на срок более 90 дней (в т.ч. несовершеннолетних), а также для иностранных граждан, которые прибыли в Россию для работы.

Иностранцам, которые прибыли в Россию на работу, необходимо пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию и фотографирование в течение 30 дней с момента въезда в Россию, либо при обращении с заявлением при оформлении патента на работу или при получении разрешения на работу в России.

Иностранцам, которые прибыли в Россию в целях, не связанных с работой, на срок более 90 дней, необходимо пройти медосвидетельствование, дактилоскопию и фотографирование в течение 90 дней с момента въезда в Россию.

Обратите внимание, что иностранный гражданин сначала обязан пройти медосвидетельствование на наличие опасных для окружающих инфекционных заболеваний и употребление запрещенных веществ, а затем уже прийти на дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

После дактилоскопии и фотографирования иностранному гражданину выдадут документ, не имеющий срока действия.

Формы, описания, порядок учета документов для подтверждения прохождения дактилоскопии и фотографирования утверждены Приказом МВД от 2 ноября 2021 года № 800.

Важно! Новые требования не распространяются на граждан Белоруссии и на лиц, не достигших шестилетнего возраста, а также на должностных лиц международных организаций и членов их семей.

Важно! Иностранные граждане, которые въехали в РФ до 29 декабря 2021 года, смогут пройти дактилоскопиию и фотографирование и получить соответствующий документ при последующем въезде в страну или самостоятельно получить документ, заблаговременно пройдя процедуры до выезда из РФ.

Важно! Иностранные граждане, которые уже прошли процедуры дактилоскопии и фотографирования ранее, освобождаются от ее повторного проведения. Для получения документа, подтверждающего прохождение процедуры, необходимо обратиться в территориальный орган МВД по месту нахождения.

С 11.12.2021 г. изменился регламент выдачи иностранным гражданам РВП и ВНЖ в России

С 11 декабря 2021 изменились регламенты МВД по выдаче иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ в соответствии с Приказом МВД N799 и видов на жительство в РФ в соответствии с Приказом МВД N804:

  • Изменились формы заявлений о выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство в России.
  • Актуализирован регламент по выдаче разрешений на временное проживание в России без квоты гражданам Казахстана, Молдовы и Украины;
  • Предоставлять медицинское заключение можно в течение 30-ти дней с момента подачи документов.
  • Сдавать тестирование на знание русского языка теперь не нужно владельцам диплома об образовании на уровне не ниже основного общего, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года, диплома об образовании и (или) о квалификации, прошедшим государственную итоговую аттестацию В РФ с 1 сентября 1991 года по 31 декабря 1995 года, а также документа, выданного военной образовательной организацией.
  • Подавать любой документ, подтверждающий факт регистрации рождения вместо «свидетельства о рождении».
  • Гражданам визовых стран при получении ВНЖ в России больше не требуется получать справку об отсутствии судимости, если они ее предоставляли при оформлении РВП.
Читайте также:
Что нельзя есть в Таиланде - топ 6 продуктов: важно знать туристам

Таким образом, в 2022 году выдача РВП и ВНЖ в России будет осуществляться с учетом вступивших в силу изменений.

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья об изменениях в миграционном законодательстве в 2022 году, или поделитесь актуальной информацией для иностранных граждан в России в соц. сетях:

Что изменится в жизни трудовых мигрантов в 2022 году и кто из них покинет Россию

В России изменятся правила для мигрантов

Конец 2021 года сопровождался напряженной риторикой вокруг пребывания трудовых мигрантов в России . Столичные власти говорят о необходимости сокращения числа приезжих на стройках и в сфере ЖКХ. Следственный комитет РФ предлагает ввести обязательную геномную регистрацию для въезжающих в страну, а мигрантам, участвовавшим в массовых драках, запрещают въезжать в Россию на протяжении 40 лет. Эксперты по вопросам миграции объясняют, с чем связано желание чиновников сократить число приезжих в России и как предлагаемые нововведения скажутся на количестве трудовых мигрантов в стране. Подробности – в материале «ФедералПресс» .

Русский язык станет обязательным

Тему трудовых мигрантов затронул в своем выступлении на заседании в Совете по правам человека президент Владимир Путин . Он заявил о необходимости изучать российские законы и русский язык приезжим у себя на родине. Страны СНГ , откуда прибывают мигранты, должны заранее готовить своих граждан к жизни в новой для них стране.

«Мы слышали об этом предложении, но надеемся, оно нас не коснется, так как в Кыргызстане русский язык – официальный. Вся школьная программа, СМИ, всегда дублируются на русский язык. В крупных городах все говорят отлично на русском. В селах же есть проблема – не хватает школ и преподавателей для обучения. Сейчас в Кыргызстане как таковых специальных центров пообучению русскому языку нет», – рассказывает руководитель московского регионального отделения Общероссийского кыргызского конгресса Марсель Салахунов .

Он отмечает, что если предложение Путина все же затронет Кыргызстан , то в стране придется создавать специальную инфраструктуру и центры, аккредитованные российскими вузами, чтобы дистанционно обучать киргизов русскому языку.

«Что касается изучения российских законов, то хотелось бы, чтобы это стало обязательным для всех трудовых мигрантов. Многие из них сталкиваются с полицией и различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы приезжие изучали российское законодательство на базах различных курсов, например», – добавляет Салахунов .

Дидар Имбаев из Киргизии живет в России уже третий год и вспоминает, что при переезде в Россию даже не задумывался о необходимости изучать российское законодательство, однако столкнулся с трудностями сразу же по приезде в Москву .

«У меня не было проблем с языком в столице, я учил русский сначала в школе 9 лет, потом еще 3 года в колледже. Проблемы начались уже в Москве , когда я начал заниматься получением документов. Я понял, что вообще не понимаю, как здесь все устроено, но сейчас уже знаю, в какие органы идти и кто за что отвечает. Хотя вначале мне было очень трудно», – признается Имбаев .

В соседнем Узбекистане , откуда также прибывают миллионы трудовых мигрантов в Россию , ситуация с русским языком совсем иная. Страна участвует в реализации пилотного проекта по привлечению 10 тысяч граждан Республики Узбекистан на работу в строительной сфере в России . Для его запуска Минобрнауки и Минпросвещения привлекли преподавателей вузов РФ к повышению квалификации национальных кадров – педагогов русского языка на территории республики. Обучение русскому языку трудовых мигрантов ведется российскими преподавателями, а также национальными кадрами на базе профессиональных учебных заведений Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана .

«Отмечу, что этот проект межгосударственный. Он реализуется совместно с республикой Узбекистан . Суть его заключается в том, чтобы обучать русскому языку граждан Узбекистана , чтобы они учили русский язык на месте и получали сертификат о владении русским языком, еще будучи у себя на родине. В дальнейшем при переезде в Россию это поможет им избежать трудностей при трудоустройстве», – объясняет проректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Михаил Кацарский .

Кацарский рассказывает, что в настоящее время практически в каждом регионе Узбекистана открыты специализированные моноцентры и созданы профильные классы, где граждан обучают не только языку, но и основам различных профессий, например, управлению строительным краном. Вся эта программа абсолютно бесплатна и действует с 2020 года, а экзамен на знание русского языка, основ законодательства РФ и истории России , который обязателен для получения РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство), проводится с осени 2021 года.

В свою очередь, трудовой мигрант Ойдин вспоминает, что до подобной программы в Узбекистане практически не было возможности так подробно готовиться к переезду в Россию . Сам Ойдин до переезда практически ничего не знал о стране.

Читайте также:
Лучшие горнолыжные курорты Поволжья в 2022 году

«Я переехал 3 года назад. В школе у нас было несколько уроков русского языка в неделю. Потом можно было пойти на платные подготовительные курсы, где учили российские законы и язык. Они платные и длятся один месяц. Я туда ходил несколько раз, но понял, что лучше уже выучу все в России . То, что узбеки сейчас будут учить русский сразу в Узбекистане , очень облегчит им жизнь в столице и поможет избежать проблем с полицией», – говорит Ойдин.

Взять мигрантов под контроль

Минувший год стал рекордным в части столкновений мигрантов и полиции. За лето 2021 года в столице произошли десятки крупных драк с участием приезжих. В результате следственных проверок более 400 приезжих получили запрет на въезд в столицу на срок более 40 лет. Власти уже неоднократно говорили об ужесточении требований к мигрантам, находящимся в России . Среди предложений идея главы СК РФ о введении обязательной геномной регистрации для трудовых мигрантов в стране, хотя ранее ее проходили только отдельные категории осужденных россиян. В СК считают, что такая регистрация ужесточит контроль над мигрантами и затруднит въезд криминальных элементов в страну. Сообщалось также, что Следственный комитет готовит соответствующий законопроект.

«Увеличение различного рода требований к мигрантам исходит из настроений, которые у нас в обществе существуют, и опасений породить в миграции различного рода кризисы. Новые требования создадут дополнительные хлопоты этим мигрантам, их ограничат. У нас большое желание вносить разные правки в миграционное законодательство, но я считаю, что стоило бы вернуться к изначальным вопросам, связанным с тем, кто занимается миграцией в России и каким образом. У нас различного рода поправками пытаются сохранить прежнюю схему, где за миграцию у нас отвечают полицейские, а нужно, чтобы ими занимались специализированные ведомства», – считает глава комитета по делам СНГ Константин Затулин .

С предложением внести изменения в миграционное законодательство выступило и МВД России . Предполагается изменить порядок пребывания мигрантов и ввести три миграционных режима: краткосрочное пребывание, долгосрочное и постоянное проживание. Режим краткосрочного проживания позволит иностранцу оставаться в России до 90 дней. В дальнейшем мигранту придется либо покинуть территорию страны, либо получить разрешение на долгосрочное пребывание. Также предлагается ввести электронный паспорт для мигранта и упростить процедуру получения вида на жительство.

«Очень многие граждане СНГ хотели бы получить ВНЖ, разрешение на временное проживание, но не имеют на это основания сейчас. Люди мыкаются с патентами, платят налог 4900 рублей, а когда они устраиваются на работу, с них требуют еще 13 % НДФЛ. А если примут этот закон, то многие получат возможность претендовать на ВНЖ. Другое дело, что МВД их будет отфутболивать, но так у мигрантов появятся хоть какие-то права», – говорит председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов .

В профсоюзе не ожидают серьезного оттока мигрантов из-за готовящихся нововведений. По крайней мере, поток из Средней Азии останется на прежнем уровне. На сегодняшний день в России насчитывается порядка 7 миллионов иностранных граждан, большинство из них приезжие из Узбекистана . Наименьшее число мигрантов из Молдовы , Белоруссии и Украины .

«Не думаю, что число мигрантов в 2022 году серьезно уменьшится. Мы не знаем, как будет выглядеть новая миграционная реформа в окончательном виде. И неясно, когда законопроект о миграции будет принят в окончательном виде. Считаю, он заработает не раньше 2023 года», – говорит доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин .

Он добавляет, что главными факторами, влияющими на численность трудовых мигрантов, по-прежнему останутся экономика и закрытие границ из-за пандемии.

«Основную массу мигрантов составляют граждане из стран безвизового режима. Скорее всего, число мигрантов в следующем году не будет колоссальным, но будет на уровне 2021 года. Другое дело если введут визовый режим: он сильно ударит по отношениям России со странами, с которыми вводится этот режим. Думаю, пока политические силы не готовы к такому шагу. Но это бы ограничило число мигрантов и увеличило бы число нелегалов в России », – уверен Абашин .

По его мнению, главным вопросом в сфере миграции станет сокращение численности трудовых мигрантов из Украины , Беларуси и Молдовы , так как они все больше ориентируются на трудовой рынок Европы.

«Из-за их оттока мы лишимся трудоспособных людей, знающих русский язык и законодательство, но по всем подсчетам видно, что они ориентируются уже не на Россию . Украина , Беларусь и Молдова сильно переориентировались на европейский рынок труда. В целом в следующем (2022-м. – Прим. ред.) году реальных миграционных переворотов не будет, но будет накаляться мигрантофобская риторика, и возможно, что под ее давлением власть решится на радикальные меры типа визового режима», – резюмирует Абашин .

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Естественная убыль населения в России за год превысила 1 млн человек

Численность постоянного населения России на 1 января 2022 года составила 145,478 млн человек, снизившись за год почти на 693 тыс. человек (минус 0,5%). Это следует из предварительной оценки численности постоянного населения, размещенной Росстатом 28 января.

Прежний максимум был в 2002 году — минус 686 тыс. человек. В целом убыль населения России фиксируется четвертый год подряд. За этот период население страны сократилось на 1,4 млн человек, следует из данных Росстата.

Динамика численности населения складывается из естественного прироста/убыли (количество родившихся минус количество умерших) и чистого притока/оттока международных мигрантов. Росстат отдельно сообщил 28 января, что естественная убыль населения в 2021 году, по предварительным данным, достигла 1,04 млн человек. Предыдущий максимум в современной России был поставлен в 2000 году — минус 958,5 тыс. В июне 2021 года Росстат, подводя окончательные демографические итоги, сообщал, что естественная убыль в 2020 году составила 702 тыс. человек.

Читайте также:
Намюр – провинция и город в Бельгии, достопримечательности

Смертность в 2021 году увеличилась на 15,1%, до 2,44 млн человек, а рождаемость снизилась на 2,3% и составила 1,4 млн человек — минимум с 2002 года. Рождаемость в России сокращается с 2014 года, хотя темпы этого сокращения замедляются. Из выше приведенных данных следует, что миграционный приток за год составил около 350 тыс. человек.

Если обеспечить сопоставимость данных с начала 1990-х, убрав текущие показатели численности населения в Крыму и Севастополе, то численность населения будет соответствовать 2012 году — 143,06 млн человек.

В марте Росстат по традиции уточнит оценку численности постоянного населения. А наиболее актуальные данные о количестве жителей России станут известны к апрелю — по результатам общенациональной переписи, которая прошла осенью 2021 года, через 11 лет после предыдущей, говорил руководитель Росстата Павел Малков 17 января.

После Второй мировой войны демография России в составе СССР характеризовалась стабильным естественным приростом населения вплоть до конца 1980-х. Отчасти это объяснялось последствиями войны: те, кто должны были бы умирать естественной смертью в поздние советские годы, умерли «заранее», говорил известный российский демограф Анатолий Вишневский.

Увеличение миграционного притока

Статслужба не опубликовала отдельные данные по миграционной компоненте за 2021 год, но, исходя из приведенных показателей по сокращению численности, миграционный прирост (количество прибывших минус количество выбывших) в январе—декабре составил почти 350 тыс. человек. Это означает, что миграционный приток компенсировал естественную убыль примерно на треть.

Результаты переписи становятся фундаментом для оценки численности населения, а в промежутках между переписями численность постоянного населения пересчитывается исходя из данных системы ЗАГС о рождаемости/смертности и миграционного учета, объясняет РБК директор Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Данные о миграции Росстат получает из территориальных органов МВД, их надежность хуже, чем у данных по естественному движению населения. Если происходит ухудшение качества миграционного учета, это нарушает сбалансированность демографических расчетов, отмечает Денисенко. «Да, чем дальше от переписи, тем менее точные оценки. Но другого способа нет. Это стандартная мировая практика», — сказала РБК профессор, заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина.

Исходя из предварительных данных Росстата, в 2021 году чистая международная миграция в Россию увеличилась в 3,3 раза — почти до 350 тыс. человек (по сравнению со 106,5 тыс. в 2020 году). Это произошло в результате увеличения числа прибывших в Россию, особенно из стран СНГ (Таджикистан, Киргизия, Армения и т.д.), и сокращения числа выбывших из страны.

По словам Денисенко, миграционный прирост мог увеличиться по двум причинам. Во-первых, были частично сняты ограничения на международные поездки, в том числе на въезд в Россию трудовых мигрантов. Во-вторых, мигрантам продлевали срок нахождения в России — соответственно, они из категории временных перешли в категорию постоянных, если их срок пребывания в России превысил девять месяцев. В противном случае такие мигранты должны были бы сняться с регистрационного учета, а значит, попасть в статистику выбывших (даже если бы они фактически оставались в России). Кратный рост сальдо прибывших и выбывших мигрантов вряд ли следствие глубоких социально-экономических причин, скорее это «адаптация административных правил к пандемии», указывает Калабихина.

Влияние пандемии на убыль населения

Высокий уровень убыли населения связан со «сверхсмертностью от COVID» — в виде прямых причин либо сопутствующих заболеваний, подчеркивает Калабихина. «COVID не шутка, не «грипп», потери довольно серьезные», — говорит она.

В ноябре 2021 года был обновлен рекорд смертности среди людей, которые были заражены COVID, — 87,5 тыс. человек, из которых 80,1 тыс. скончались непосредственно по причине коронавирусной инфекции. По словам Денисенко, пандемия коронавируса вносит 60–65% в естественную убыль, с учетом тенденций к снижению смертности, которые наблюдались до пандемии.

Научный сотрудник Университета Тюбингена Дмитрий Кобак, отслеживающий смертность во время пандемии в разных странах, оценил избыточную смертность в России с начала пандемии (апрель 2020-го — ноябрь 2021-го) в 989 тыс. человек — таково превышение смертности над доковидным пятилетним трендом. А общее количество умерших с коронавирусом (основная или сопутствующая причина, по классификации Росстата) за тот же период составило 625,9 тыс. человек. Даже если инфицированный человек, по официальному медицинскому свидетельству, умер не от COVID, заражение коронавирусом могло ускорить течение хронического заболевания. Кроме того, есть весомая категория граждан, которые вылечились от коронавируса, но спустя какое-то время скончались от того, что перенесенный COVID с определенным лагом повлиял на систему кровообращения, эндокринную систему и т.д. Об этой категории впервые заявила вице-премьер Татьяна Голикова в декабре 2020 года. Такие люди по определению не попадают в статистику ковидной смертности, но, предположительно, формируют часть «навеса» избыточной смертности.

Например, в 2020 году смертность от инфаркта миокарда в России выросла на 6% — до 39,7 человека на 100 тыс. жителей страны, хотя она планомерно снижалась ежегодно в 2012–2019 годах. Смертность от острого нарушения мозгового кровообращения в 2020 году увеличилась на 5% — до 92,4 человека на 100 тыс. населения, следует из данных Росстата.

Избыточная смертность и повышенная заболеваемость негативно влияют на экономику, говорилось в прошлогоднем исследовании АКРА. Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ прогнозировал в ноябре, что избыточная смертность в России в 2020–2021 годах составит почти 1 млн человек, а ежегодные потери ВВП в среднем за этот период будут равняться почти 0,1% ВВП. И АКРА, и Институт ВЭБа подчеркивали, что избыточная смертность («демографический след») будет оказывать долгосрочное негативное воздействие на российскую экономику.

Читайте также:
Самые лучшие детские парки мира

Трудовая миграция в России

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Запрет въезда в Россию для иностранных граждан с 18 марта 2020 года из-за короновируса

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2022 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

Читайте также:
Самые лучшие детские парки мира

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2022 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2022 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: