Ульпан – что это и как в нем учатся

Ульпан – что это и как в нем учатся

Знание иврита – важная составляющая интеграции в израильское общество и сохранения еврейского культурного наследия. Помочь в изучении этого достаточно сложного языка призван ульпан – специализированная языковая школа. И будущим репатриантам, и другим желающим освоить возрожденный язык еврейской нации стоит выяснить, что из себя представляют эти школы и как в них организован учебный процесс.

  1. Общая информация
  2. Поступление и организация учебного процесса
  3. Израильские ульпаны
  4. Российские ульпаны
  5. Заключение
  6. Про учебу в ульпане: Видео

Общая информация

Прежде чем приступать к рассмотрению тонкостей функционирования системы изучения иврита, стоит подробнее разобраться, что такое ульпан. Само это слово на иврите записывается אולפן и дословно переводится как «обучение», «инструкция» или «студия».

Первая организация с таким названием была создана в Иерусалиме в 1949 году, а поступать в нее могли только репатрианты со степенью не ниже бакалавра, в возрасте от 21 до 35 лет. Обучение было бесплатным, при этом все студенты совместно проживали в кампусе с преподавателями.

С тех пор и в Израиле, и во многих других странах мира появилось огромное количество других ульпанов, причем под этим названием теперь функционируют не только школы-пансионы, но и дневные школы, языковые центры, курсы и даже кружки в школьных комнатах. Эти заведения отличаются и по форме собственности (большинство из них курируются совместно Министерствами просвещения и интеграции, но есть и частные), и по возрасту студентов (существуют общие школы, заведения для детей, взрослых или пенсионеров).

В 2019 году большая часть этих организаций и на Земле обетованной, и в других странах предоставляют свои услуги на платной основе. При этом каждый прибывший в Израиль репатриант получает от Министерства интеграции особый ваучер, позволяющий пройти бесплатное обучение основам языка.

Изучение иврита в Израиле разделено на несколько уровней, которые получили названия в честь букв «алеф-бета» – еврейского алфавита.

  • Первый из уровней называется «алеф» и соответствует уровню владения языком A1. На этом уровне студенты учатся понимать простые бытовые диалоги и участвовать в них, читать небольшие тексты и даже писать простые сочинения по изученному материалу. С этой категории стоит начать обучение людям, незнакомым с ивритом.
  • Уровень “бет” соответствует степени A2. Освоившие этот уровень ученики должны в общих чертах понимать новости по радио, газетные статьи, вести беседы на заданные темы и писать по ним краткие рассказы.
  • На уровне “гиммель” (B1) происходит переход от адаптированных текстов на «легком иврите» к литературному языку. Обладание сертификатом этого уровня, например, позволяет поступать в Иерусалимский университет.
  • Пройдя обучение на уровне “далет” (B2), выпускник должен понимать любые письменные тексты на иврите (включая академические и специализированные), поддерживать беседу на любые темы, а также быть способным изложить свое мнение по заданным вопросам письменно.
  • На уровне “хей” (C1) учат понимать содержание любых газетных статей, теле- и радиопередач и текстов. Освоивший этот уровень студент должен владеть разными стилями языка: разговорным, деловым, академическим.
  • Предпоследний уровень “вав” (C2) сосредоточен на морфологическом, семантическом и синтаксическом анализе текстов из разных сфер жизни.
  • Наконец, последний уровень обучения называется «птор». Это слово переводится как «освобождение», а получивший сертификат об окончании таких курсов человек считается владеющим ивритом на уровне носителя, что открывает перед ним возможность поступления на любую университетскую специальность.

Большинство «обычных» ульпанов предлагают услуги по изучению либо одного, либо нескольких соседних уровней языка. Кроме таких школ, на территории Израиля существуют и специальные заведения:

  • программа “ульпан кибуц”, в которых сочетаются языковая практика, проживание и работа в кибуцах;
  • летние школы для детей до 12 лет, в которых особое внимание уделяется интеграции ребенка в современную культуру страны (включая изучение модных трендов в музыке и кино);
  • школы для студентов;
  • школы для пожилых людей, которые, в отличие от большинства других подобных организаций, не имеют регламентированного срока обучения;
  • “ульпан-эмшех” для окончивших базовые курсы и желающих повысить уровень владения языком (обучение проводится в формате вечерней школы);
  • школы для репатриантов с Кавказа, где большинство преподавателей также являются выходцами из тех мест;
  • заведения с профориентацией, в которых дополнительно изучается профессиональная лексика разных сфер деятельности, а по их завершении можно получить помощь в трудоустройстве;
  • школы «второй попытки» для тех, кто прожил в стране более 10 лет и испытывает трудности в общении.

Поступление и организация учебного процесса

Для того чтобы получить ваучер на обучение в заведении базового уровня «алеф», репатриантам необходимо посетить отделение Министерства интеграции. Там же можно поинтересоваться, какие ульпаны существуют в местности вашего проживания. Без посещения Министерства интеграции поступить в “алеф-ульпан” невозможно, так как именно это ведомство финансирует сеть учебных заведений. Стоит отметить, что никаких вступительных тестирований в школах этого уровня не проводится.

Для поступления в организации других видов нужно вначале посетить их официальные сайты и уточнить приемные часы, а затем записаться на прием, посетить заведение лично и подать необходимые документы. Их полный список разнится в зависимости от организации, но в любом случае понадобятся:

  • удостоверение личности (“теудат зеут” для граждан, “теудат оле” для мигрантов);
  • сертификат об окончании учебного заведения предыдущего уровня.
Читайте также:
Дом с химерами в Киеве — подробная информация с фото

Готовясь к подаче заявки, стоит разобраться, как преподают иврит в израильских ульпанах.

Главная особенность всех этих организаций независимо от уровня обучения и вида – обучение методом полного погружения. Это значит, что единственным языком преподавания в таких школах будет иврит и будет поощряться общение учащихся между собой именно на иврите.

Большое внимание уделяется погружению учащихся в современный культурный контекст, поэтому в качестве учебных текстов используются адаптированные новости и статьи, а для аудирования используются материалы современных телепередач. Каждому из уровней посвящается до 200 академических часов, при этом во многих школах параллельно функционируют группы с разным расписанием.

Самый распространенный режим обучения – по 5 часов в течение 5 дней в неделю. Длительность обучения обычно составляет 6 месяцев, после чего учащиеся сдают электронный или обычный экзамен и получают сертификат об освоении соответствующего языкового уровня.

Студентам предоставляются обычные и электронные учебники, многие из которых, например, стандартный учебник уровня «альфа» можно скачать бесплатно с сайта Еврейского агентства «Сохнут».

Важно помнить, что при бесплатном посещении школы по ваучеру не допускаются прогулы. Пропустивший без веских причин пять и более занятий ученик теряет право сдачи экзаменов.

Израильские ульпаны

Одним из самых популярных у репатриантов является ульпан Гордон в Тель-Авиве, который расположен по адресу: Лаасаль, 7. В нем есть группы по изучению всех уровней языка, от «алеф» до «птор»; кроме дневных, доступны и вечерние занятия. Записаться на прием можно по телефону +972 – 03-522-30-95 или написав электронное письмо на адрес Ulpan.gordon@012.net.il.

Специальные курсы для пенсионеров есть в тель-авивском ульпане «Шарет» по ул. Каценельсон, 68, тел. +972- 03-659-33-16.

Популярный молодежный ульпан в Тель-Авиве с возможностью бесплатной учебы под эгидой Еврейского агентства расположен в университетском кампусе по адресу Бродецки, 36. Курс занятий займет 5 месяцев, а ознакомиться с деталями можно на сайте проекта.

Не все города страны могут похвастаться таким разнообразием. Например, в Эйлате есть только базовое заведение уровня “алеф” и “бет” (тел. +972-08-637-00-77). Подобная ситуация в Ришон-ле-Ционе (тел. +972-03-966-24-82). Всего одна организация, а именно «Беири», есть и в Нетании (тел. +972- 09-832-19-02).

В Петах-Тикве функционируют дневное «Бейт Блума» (тел. +972-03-932-05-82) и вечернее «Ахад а-Ам» (тел. +972-03-924-67-52) заведения.

Среди пансионов для одиноких репатриантов в возрасте от 22 до 35 лет очень популярен ульпан “Эцион” в Хайфе, расположенный по ул. А-Намаль, 21. Со стоимостью и условиями можно ознакомиться на сайте Еврейского агентства.

Если же вас интересует обучение в Хайфе в формате дневной школы, то стоит попробовать «Бейт-Эдерштейн», расположенный по ул. Юд-Ламед Перец, 20. Телефон для справок и записи на прием +972-04-911-14-03.

Если вы недавно прибыли в Израиль и желаете приобрести языковую и производственную практику, стоит воспользоваться услугами ульпанов в кибуцах, которая доступна в Наане, Мааган Михаэле, Ягуре, Эйн а-Шофете (практика на металлургическом заводе), Цубе, Сдэ-Элиягу (кибуц религиозной направленности) и Мишмар а-Эмеке (фабрика «ТАМА», производящая изделия из пластика). Детали программы доступны на официальном сайте.

Огромное преимущество обучения в израильских ульпанах –сертификат об их окончании позволяет значительно быстрее найти работу.

Российские ульпаны

В отличие от Израиля, в котором существуют языковые центры самых разных уровней и направленности, в России наиболее распространены детские школы, “алеф”-ульпаны и универсальные курсы, в которых параллельно работают несколько групп с разным уровнем изучения языка.

Например, в Москве по адресу Стремянный переулок, 38 при Израильском культурном центре действует базовый ульпан “алеф». Если вы желаете совместить изучение иврита с религиозной практикой, стоит рассмотреть поступление в “Ульпан гиюр” при Главном раввине России по адресу Москва, ул. Образцова, 11. Частные курсы иврита есть, например, в языковом центре Divelang.

По отзывам жителей Санкт-Петербурга, лучшее место для изучения иврита в Северной столице – ульпан “Халом”, расположенный на территории еврейской школы «Шамир» по проспекту Добролюбова, дом 13. В этом заведении можно изучить как базовые уровни «алеф» и «бет», так и более сложные «гиммель» и «далет». Каждые 2 месяца открывается набор в новые группы, в которых учится до 25 человек.

Всего выпускниками «Халома» стали больше 20 000 человек, и почти все они впоследствии успешно репатриировались на Землю обетованную. Записаться в группу или прояснить вопросы по особенностям учебного процесса можно по телефону +7(981)780-01-29 или на официальном сайте организации.

Есть языковые курсы и в других городах России, например в “Гилель” (Саратов) или в ульпане Томской общины. В некоторых регионах действует курсы агентства «Сохнут».

Заключение

Обучение в “алеф”-ульпане помогает изучить основы иврита и получить сертификат, облегчающий трудоустройство и поступление в школы с более высоким уровнем изучения языка. Специализированные израильские ульпаны позволяют узнать тонкости профессиональной лексики, повысить уровень владения ивритом или даже найти жилье и работу на первые полгода после репатриации.

Обучение ивриту в России – хороший способ подготовиться к репатриации и заранее погрузиться в еврейскую культурную среду.

А вот ульпан для детей в Израиле обычно существует только в формате летних лагерей и школ.

Про учебу в ульпане: Видео

Эмиграция как квест. Часть 17. Секреты ульпана

Алина Фаркаш вместе с мужем и двумя детьми переехала из Москвы в Израиль. В своей колонке она рассказывает обо всех этапах пути, о том, как увезти любимый скутер, не развестись с мужем, не потерять старых друзей и завести новых. В 17-й части читайте о том, как проходит учеба в ульпане и что ждет автора через пять месяцев

Поделиться:

Продолжение. Начало читайте здесь:

Читайте также:
Дворцы Турции

Первого сентября наша двухлетняя дочь впервые пошла в сад, сын — в четвертый класс израильской школы, а я — в ульпан. И ульпан пока затмил для меня все остальные события, которые я бы в другой ситуации посчитала чрезвычайно важными.

Во-первых, в ульпане смертельно устаешь. Я слышала от друзей с кандидатскими, докторскими и несколькими высшими, что они никогда в жизни так интенсивно не учились, и примерно представляла себе степень нагрузки, но все-таки оказалась не очень готова.

Учеба начинается в восемь и длится до двенадцати тридцати. К часу я прихожу домой, падаю на кровать и сплю до вечера. Ну, во всяком случае — в мечтах. В реальности есть еще работа, дети и, главное, домашнее задание. Оно занимает около трех часов ежедневно.

Сначала кажется, что ты ничего не запоминаешь, что ни одно сознание не может вместить такое количество информации сразу — а потом внезапно оказывается, что ты что-то понимаешь! Что за все занятие учительница не сказала ни одного слова на английском, а ты — понимаешь! Поразительное ощущение.

В Москве у меня был план: упорно учить язык с частным преподавателем, чтобы сразу пойти в ульпан «бет». Небольшая справка: «алеф» — начальный уровень, «бет» соответствует примерно уровню трехлетнего ребенка, с ним можно, например, работать в магазине, «гимел» означает уже свободное владение языком для обычной жизни, «далет» позволяет поступить в университет, читать серьезные книги, работать на хорошей офисной должности. Есть еще два уровня, которых нет в нашем ульпане, — «йод» и «вав» — нужны тем, кто собирается поступать в медицинский университет и на юридические факультеты. Я стремлюсь к «далету». Но план, выглядевший безупречным в Москве, провалился. По приезду на нас свалилось такое количество дел и стрессов, что ради банального выживания пришлось избавляться от любых дополнительных нагрузок. Поэтому я шла сдавать языковой тест с багажом в 12 разрозненных занятий и после двух месяцев полного простоя. Впрочем, сам экзамен в ульпане проходил специфически: толпа народа бегала за завучем, и если ты успевал пробиться к нему поближе, то получал несколько листов с тестом. Причем для представителей разных стран эти тесты были разными. Дальше ты мог делать все, что угодно! Можно было сесть прямо на пол в коридоре и писать, можно было найти любую свободную аудиторию. Время никак не ограничивалось, так же как и пользование гаджетами, и списывание. Можно было хоть уехать со своим тестом домой и вернуться обратно в тот же день.

Когда ты заканчивал тест, необходимо было встать в очередь на устное собеседование. Пять минут разговоров с преподавателем — и тебя определяют в нужную группу. Причем, судя по всему, группы делили не только по уровню знаний, но и по уровню мотивации. Я более-менее неплохо справилась с тестом, но потерпела сокрушительное поражение во время собеседования: я банально тренировала грамматику, чтение и умение печатать вслепую на иврите, но у меня не было ни малейших навыков разговорной речи.

Меня определили в группу «алеф плюс» — для начинающих, которые уже хоть что-то знают. Еще есть «алеф плюс-плюс», «бет минус» — в общем, администрация ульпана по-разному изворачиваются, чтобы хоть как-нибудь адекватно сгруппировать людей со всего мира, занимавшихся у разных преподавателей и по разным методикам. Во время обучения можно переходить из группы в группу. Например, один парень, который пользовался словарем, переводчиком и помощью ивритоязычных друзей во время теста, в первый же день выяснил, что он совершенно ничего не понимает во время занятий, и попросился на уровень ниже. А меня через два дня перевели на уровень чуть выше. В нашей группе я одна из самых слабых — многие мои одногруппники учили иврит по году и дольше — и мне приходится напрягать все силы для того, чтобы успевать за ними.

У нас в группе есть французы, бельгийцы, американцы, испанец, венесуэлка, англичанка, несколько человек из России и Украины. Особенно меня мучают бельгийцы: очень молоденькие, очень хорошенькие парень с девушкой, которые приехали вместе и которые подготовлены существенно лучше всех остальных. Они так трагически вздыхают в те моменты, когда остальные переспрашивают или просят объяснить еще раз. Я вообще удивляюсь, почему они оказались в нашей почти начальной группе. Но у меня есть коварный план: я планирую хорошо учиться, и через пять месяцев мы посмотрим, кто с каким результатом придет к окончанию ульпана.

В остальном в ульпане совершенно восхитительная атмосфера, какая бывает только на первом курсе в любимом университете. Все друг с другом знакомятся, обмениваются бутербродами на переменах, немножко списывают, немножко хвастаются. Все вкалывают совершенно невообразимым образом.

Читайте также:
Цены в Норвегии в 2022 году: туры, продукты, еда

Однажды мы обнаружили в нашем здании стайку девушек в военной форме — хорошеньких, как котята: прошел слух, что это добровольцы, которые будут помогать желающим развивать разговорные навыки. К девушкам немедленно выстроилась очередь из десятков желающих: их было четверо, а нас — целая толпа. Некоторые не брезговали даже самыми грязными приемами: видела, например, как один пожилой француз целовал им ручки и напевал что-то такое… французское! Но все оказалось зря: девушки пришли заниматься с самыми молоденькими учениками, которым сразу после окончания ульпана нужно будет идти в армию.

Немного цифр: учимся мы с 8.00 до 12.30, учебник стоил 50 шекелей — его можно купить прямо в ульпане, всего в день три урока по полтора часа, учиться мы будем пять месяцев. Группы одного уровня учатся по одному и тому же учебнику. То есть не важно, с чего ты начал «алеф» — с изучения букв или с беглой разговорной речи, как наши бельгийцы, — в результате ты пройдешь одну и ту же программу, разница будет только в том, насколько богат будет твой словарный запас в конце и насколько свободно ты разговариваешь. Моя подруга рассказывала, что ее группа прошла учебник за три месяца, а оставшееся время они читали газеты, смотрели фильмы, обсуждали друг с другом прочитанное и уведенное и так далее. Таким образом к экзаменам у их группы был уровень гораздо выше, чем у соседнего «алефа», многие из них смогли сдать экзамены сразу на «гимель», перескочив через курс.

Учить иврит в ульпане или это пустая трата времени?

Ульпан – это учреждение, в котором новые репатрианты Израиля изучают иврит. Занятия проходят практически ежедневно на протяжении полугода. Ульпан – это самый эффективный способ изучения иврита с нуля, а также возможность для адаптации в стране.

Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы продолжим тему изучения языка иврит. Сегодня мы поговорим об ульпанах. У меня собралось 9 вопросов об ульпанах от людей, которые собираются сюда приехать, которые об ульпанах не знают ничего. Я хочу обратиться к вам дорогие зрители с просьбой о помощи, потому что не на все вопросы я могу вам дать точные ответы. Я надеюсь, что те, кто приехал недавно, новые репатрианты, которые меня смотрят, смогут мне помочь и дать ответы в комментариях на те вопросы, на которые я не сумею точно ответить.

И вот первый вопрос: «Где, в каких городах есть ульпаны?» Вот, уже я не совсем точно могу ответить. Я знаю, что ульпаны есть в Хайфе и в крупных городах, то есть Иерусалим, Тель-Авив, Беэр-Шева, Ашдод, Ришон-ле-Цион, Нетанья. Наверняка, есть ульпаны и в других городах. Я попрошу меня дополнить, чтобы репатрианты, живущие в других городах написали, есть ли у них ульпаны, например, Цфате, Акко и т. д. Это поможет людям, которые собираются приехать, определиться с городом своего проживания.

Хотя я всегда советую селиться в крупных городах. Во-первых, там точно будет ульпан, во-вторых, будут общественный транспорт, на котором вы легко сможете добраться до ульпана в том случае, если окажется, что вы живете далеко от ульпана. Не всегда вам удастся снять жилье непосредственно рядом с ульпаном. Так что я думаю, что в большом городе и инфраструктура развита, и школы есть, и общественные учреждения, и Министерство абсорбции. Вам не придется ехать в это Министерство, чтобы стать на учет. Есть бюро по трудоустройству. В общем, все, что вам нужно в большом городе всегда есть. Поэтому для начала нужно селиться в большом городе. Вы должны понять, что здесь нет крепостного права, вы не привязаны к этому городу на всю жизнь. Потом вы найдете работу в другом месте, учебу, или у вас будут другие планы. Возможно, вы потом переедете совсем в другое место. Здесь это очень просто. Здесь все очень близко.

Следующий вопрос: «Когда начинается курс в ульпане, и как проходит обучение?» Как проходит обучение, скажу несколько позже, а пока отвечу, когда начинается курс в ульпане. Единственное, что я вам могу обещать, что в июле-августе курс в ульпане не начнется. Это мертвый сезон. Не работаю школы, не работают детские сады, все в отпусках, не работают учителя. Так что, скорее всего, курс начнется в начале сентября, может, даже 1-го числа. Так что если вы приедете в июле или августе, то в ульпан вы сразу не попадете. Это, может быть, и хорошо. Вам ведь нужно снимать квартиру, устраиваться, открывать счет в банке, записываться в больничную кассу, идти в Министерство абсорбции. У вас будет немного времени для себя, чтобы оглядеться, отдышаться.

Следующий вопрос такой: «Как выглядит ульпан? Как проходит обучение?» Ульпан – это обычный класс с партами, доской. Сегодня это белая доска, на которой пишут тушью, раньше писали мелом. Иногда для этого выделяются классы в школе, иногда это помещение в каком-то общественном учреждении. Главное, что это выглядит, как обычный класс, в котором сидят ученики. Вы, репатрианты из разных стран, сидите в этом классе, стоит учитель, который, как правило, не говорит по-русски, он говорит только на иврите. Не волнуйтесь, у него есть методика, он знает, как с вами обращаться, как сделать, чтобы вы его поняли. Конечно, вам раздадут учебники, которые в мое время выдавали бесплатно. Не сказано, что во всех ульпанах Израиля одинаковые учебники, возможно, что есть какая-то разница, но они все в одном духе. Они начинаются от нуля, так что можете совершенно не волноваться, вас научат читать, писать, научат буквам, научат всему. Как проходит обучение? Обучение, конечно, интерактивное, то есть вас вовлекают, а не читают вам лекции. Вы участвуете в этом процессе. Поэтому обучение в ульпане очень важно, я несколько позже вернусь к этому, потому что тут есть вопрос.

Читайте также:
Шаг 1 - предоставить все необходимые документы работодателю

Пятый вопрос: «В возрасте за 55 лет тяжело выучить иврит?» Забудьте слово «тяжело». Если вы настраиваетесь на это, то вам будет тяжело. Да, будет немного труднее, чем молодым. У молодых лучше память, у них все быстрее. У вас будет идти это медленнее, но ненамного. Это зависит от ваших способностей. Очень многое зависит от вашего усердия, вашего старания. Конечно, способности у людей разные, один запоминает легче, другой – труднее. Но выучить язык можно, и слово «тяжело» говорить не нужно. Интересно учить новый язык, а в ульпане это еще интереснее.

Шестой вопрос: «Насколько я понимаю, тем, кому за 55 тяжело устроиться, приспособиться к жизни в Израиле, особенно, без знания языка?» Можно устроиться работать без знания языка, но это будет очень простая работа. Как правило, это будет уборка или что-то в этом роде. Что значит, приспособиться к жизни без языка? Не настраивайтесь на то, что вы будете здесь жить без языка. Это ужасно! Вы будете в полном русском гетто. Конечно, если вы уже пенсионер, и вам работать не нужно, то вы можете обойтись без языка. В супермаркете говорить не нужно – пришли, взяли продукты и ушли. Если вы не работаете, то вы можете пойти к русскому парикмахеру, к русскому сапожнику, пойти в русский магазин, общаться только с русскоязычными. Что это будет за жизнь? Вы же сами себя запрете в гетто. Вы не будете видеть страны, не будет видеть людей. Идите в ульпан, учите язык. Очень пожилые люди выучивают язык. Я знала старушку, которая уже покоится, но когда она приехала, ей было 80 лет. Она выучила иврит на очень приличном разговорном уровне. Я поражалась, насколько она нормально говорит. А 60-летних полно, которые выучили иврит, нашли работу. Работают в 60 лет, говорят на иврите и нормально влились в жизнь страны. Не ставьте на себе крест, не говорите себе «тяжело». Все будет нормально, если вы будете стараться, не будете бояться. Главное – не бояться!

Седьмой вопрос: «Когда лучше ехать? В какое время? В какой месяц?» Я не вижу разницы. Дорогие репатрианты, которые приехали недавно, напишите, когда лучше ехать в Израиль. Мне кажется, что это не имеет значения. Приедете зимой – тут будут дожди проливные. Приедете летом – будет жара. Какая разница? Вам все равно во всем этом жить и вариться. А что касается ульпана, то нельзя подгадать и приехать точно к его началу. Не бойтесь этого. Хорошо, ульпан начнется не сразу, но вы устроитесь, у вас будет время на то, чтобы, как я уже говорила, оглядеться. Кроме того, вы можете начать работать на какой-то очень простой работе и зарабатывать, пока вы ждете ульпана. Так что ничего страшного не вижу, и нет ничего совершенно невозможного. Те, кто знает, как приехать лучше, напишите об этом здесь в комментариях.

Вопрос №8: «Ульпаны – это своего рода учебные заведения, но ведь должно быть у них начало курсов и конец, или это бесконечный процесс?» Конечно, это не бесконечный процесс. Изучение иврита – это бесконечный процесс, а изучение в ульпане – это курс, который длится, если я не ошибаюсь, шесть месяцев. Исправьте меня, если я сказала неправильно. Шесть месяцев вы изучаете иврит.

ульпан

(от арамейского אֻלְפָּן , `учение`; на иврите `студия`, `учебное заведение`, мн. число אֻלְפָּנִים , ульпаним), центр интенсивного изучения иврита и еврейской культуры, главным образом для взрослых.

Ульпан сыграл решающую роль в распространении современного иврита и включении репатриантов различных волн алии в жизнь израильского общества. Первый ульпан был создан по инициативе Министерства образования и культуры Израиля, а также Еврейского агентства в сентябре 1949 г. в Иерусалиме с целью в краткий срок обучить основам иврита большие группы новых репатриантов. Первоначально ульпаны предназначались в основном для лиц с высшим образованием, работа которых требует владения языком. Учащиеся жили в условиях интерната, что позволяло им не заботиться о бытовых вопросах и сосредоточиться на учебе. В конце 1950-х гг. был открыт ряд ульпанов при центрах абсорбции (см. Государство Израиль. Абсорбция) с учебной программой, рассчитанной на 4–5 месяцев при 30-часовой неделе. В 1949–69 гг. в ульпанах занималось более 120 тыс. взрослых, что было исключительно важно ввиду резкого увеличения населения (в 1954 г. лишь 53% взрослого населения страны говорило на иврите). Наряду с Министерством образования и Еврейским агентством в организации ульпанов принимали участие Хистадрут, местные власти, а также Армия обороны Израиля. В 1970-е гг. действовала широкая сеть ульпанов при центрах абсорбции (так, в 1973 г. в Израиле существовало 52 центра абсорбции и пять ульпанов-интернатов). Новые репатрианты, проживавшие в этих центрах, получали пособие и бесплатно учились в ульпанах в течение шести месяцев. С конца 1980-х гг., в связи с переходом к политике так называемой «прямой абсорбции», ульпаны обычно не привязаны к центрам абсорбции. Новые репатрианты, желающие изучать иврит, записываются в ульпаны, где они занимаются бесплатно или за символическую плату.

Читайте также:
Фотографии Вата Пхра-Сисанпхет

Преподавание в ульпане ведется, как правило, на иврите («прямой метод»), что отвечает потребностям гетерогенных по составу классов, учащиеся которых прибыли из разных стран. Упор делается на приобретение навыков разговорной речи и освоение газетной лексики.

Кроме того, задача ульпана — привить новым репатриантам чувство принадлежности к стране. С этой целью организуются экскурсии по Израилю, отмечаются еврейские праздники, проводятся различные культурные мероприятия. В настоящее время существуют ульпаны нескольких видов.

Ульпаны для начинающих, программа которых рассчитана примерно на 500 часов (то есть на пять месяцев, по 25–28 часов в неделю), имеются почти во всех населенных пунктах, где проживает большое число новых репатриантов; существуют и вечерние ульпаны, обучение в которых длится десять месяцев. Наряду с привитием языковых навыков, ульпаны дают учащимся первоначальные знания об Израиле и иудаизме, исполняя таким образом функцию первичной абсорбции в стране. Они находятся в ведении Министерства образования совместно с Министерством абсорбции и/или местными властями, а иногда также Еврейским агентством. Есть также ульпаны для специфических групп населения: для пожилых, для лиц с дефектами слуха, зрения и др.

Ульпаны с менее интенсивным (четыре–десять учебных часов в неделю) курсом обучения, особенно для пожилых людей, называют ульпанит (малый ульпан). Ульпан иерах (месячный ульпан), напротив, рассчитан на месячный курс интенсивного обучения; учащиеся обычно живут в условиях интерната. Такие курсы проводятся в Иерусалиме, Хайфе, Нетании и других городах страны.

Киббуцные ульпаны — ульпаны первичной абсорбции для семейных репатриантов, выражающих желание временно поселиться в киббуце в рамках программы «Первый дом на родине», и «рабочие ульпаны», предназначенные для одиноких, главным образом молодых репатриантов, которые полдня работают, а полдня учатся. Учебная программа также рассчитана на пять месяцев (примерно 500 учебных часов). В организации таких ульпанов принимает участие киббуцное движение; опыт жизни в киббуцах в период учебы побуждает часть репатриантов остаться в них. В последние годы в киббуцные ульпаны принимают почти исключительно молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет.

Ульпаны для продолжения обучения предназначены для лиц, которые окончили ульпан для начинающих и в первой половине дня работают или ищут работу. Занятия ведутся во второй половине дня; курс, рассчитанный на пять месяцев (восемь учебных часов в неделю), позволяет учащимся усовершенствоваться в иврите, а также расширить знания по иудаизму, истории еврейского народа и т. д.

В ряде городов страны имеются учебные центры профориентации, при которых действуют ульпаны, рассчитанные на 300 учебных часов. Преподавание иврита в них нацелено на профессиональные запросы новых репатриантов: врачей (работа ульпанов координируется с Министерством здравоохранения), учителей, лиц, поступающих на курсы подготовки бухгалтеров и другие курсы переквалификации. Сходную задачу решают ульпаны в центрах переквалификации лиц с высшим образованием, где курс обучения составляет около 100 учебных часов. Имеются также специальные ульпаны для государственных служащих, позволяющие работникам, усовершенствовавшим свои знания, продвинуться по службе; ульпаны для лиц, желающих пройти гиюр; для молодежи, добровольно работающей в воинских частях, и др. В период массовой алии появились также ульпаны при предприятиях, где работало много новых репатриантов.

При университетах действуют специальные ульпаны, где недавно прибывшая в страну молодежь, в основном студенты, изучает иврит в объеме, необходимом для обучения на университетских курсах. В школах имеются специальные классы — ульпаны для недавно прибывших в страну детей. Посещение такого класса, как правило, сочетается с учебой в классе, где учатся и ивритоязычные дети, и дети — новые репатрианты. При этом с начала 1990-х гг. более распространенной стала практика, когда старшеклассники в первые месяцы пребывания в Израиле интенсивно учат иврит, не посещая занятий по другим предметам, и лишь по окончании специального ульпана для подростков начинают учебу в школах.

В 1990–91 гг. в связи с массовой алией из Советского Союза число учащихся в ульпанах превысило 138 тыс. человек, причем более 137,4 тыс. из них занимались в ульпанах для начинающих. Затем, вследствие существенного сокращения масштабов алии, стало уменьшаться и число учеников ульпанов.

Данные по числу учащихся ульпанов (чел.)

В специальном отчете ЮНЕСКО отмечалось, что ульпан является «превосходным учебным заведением для взрослых»; ориентация на коммуникативные аспекты языка позволила сети ульпанов одной из первых в мире внедрить современную методику преподавания второго языка. Этот опыт использован в ульпанах, рассчитанных не на новых репатриантов, а на иностранцев (туристов, аккредитованных в Израиле дипломатов и др.), желающих изучать иврит, а также в ульпанах, где израильтяне изучают арабский язык. Вместе с тем проведенные исследования показали, что немалое число новых граждан Израиля, даже прожив в стране десять и более лет, владеет ивритом весьма ограниченно. Для этой группы репатриантов были созданы так называемые ульпаны «второго шанса». Открытие таких ульпанов также позволило снизить безработицу среди учителей иврита для взрослых, которые потеряли работу вследствие сокращения алии.

Значительное число монографий, изданных в разных странах, свидетельствует о том, что огромный опыт, накопленный ульпанами в Израиле, имеет общемировое значение в области методики обучения иностранным языкам и образования для взрослых.

Наш ульпан

Ульпан Алеф

Наш ульпан – уровни и различные способы обучения иврита. Здесь мы расскажем вам o иврите и различных его уровнях. Студент Ульпана Алеф может быть в ограниченной степени описан как читатель (начальный уровень). Он может читать медленно, но не понимает, что он читает. На этом этапе словарный запас очень ограничен и содержит лишь небольшое количество слов.

Обычно студенты на уровне Алеф не могут ни вести простой разговор, ни уверенность в том, чтобы говорить. Структура предложения преподается и активно используется со студентом, чтобы дать ему возможность интегрировать то, что он изучает, и прилагаются постоянные усилия для установления связи между тем, что рассматривается в ходе урока, и текущей ситуацией студента, жизненным опытом, областями обучения. интерес и т. д.

Основное внимание в курсе на уровне иврит Алеф уделяется расширению словарного запаса и предоставлению учащемуся инструментов, в которых он или она нуждаются, чтобы начать общаться на иврите. К концу курса Алеф мы ожидаем, что большинство студентов будут чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы попытаться использовать свой иврит в ситуациях вне среды Ульпана.

Программа ульпана для начинающих (ульпан «алеф») рассчитана на тех репатриантов, которые приступают к изучению иврита, что
называется, «с нуля». В случае, если репатриант обладает некоторым багажом знаний в этой области, ему, как правило, предоставляется возможность подобрать класс, соответствующий его уровню.

Новые репатрианты не обязаны проходить обучение в ульпане, хотя воспользоваться этой возможностью настоятельно рекомендуется. Окончание ульпана в течение первых месяцев пребывания в стране ускорит процесс адаптации и облегчит вашу интеграцию, особенно, когда Вы начнете поиски работы.

Как только Вы начнете работать полный рабочий день, найти время для изучения иврита может стать затруднительным. Поэтому
важно пройти это обучение как можно раньше и приложить максимум усилий к изучению иврита в течение первых месяцев после
репатриации.

Ульпан Бэт

Студент уровня иврит Бэт (начинающий +) описывается как более компетентный читатель и тот, у кого достаточно широкий словарный запас, чтобы можно было вести простой разговор. Обычно эти ученики имеют пробелы в своих знаниях иврита, и в ходе курса учитель стремится выявить и заполнить эти пробелы.

Наш ульпан ulpan4u предоставляет Индивидуальную программу позволяет адаптировать учебную программу учащегося для этого. Преподаватель может включать предметы и словарный запас, более подходящие для повседневной жизни; например, политика, новости, истории и т. д. Это обогащает учебный опыт и делает процесс обучения более стимулирующим для студента.

Уровень Гимель

Ученик Ульпан Гимель – тот, кто уже прошел первые два уровня для начинающих и теперь достиг среднего уровня. Теперь он обладает хорошим пассивным знанием иврита и может понимать, что происходит вокруг него. Теперь цель ученика Ульпан Гимель – преобразовать все его пассивные знания в активные знания.

Нужно дать мотивацию для этого, используя материалы и предметы, которые подходили бы как его характеру, так и интересам, как личным, так и профессиональным. Большое внимание уделяется поощрению и предоставлению возможности ученику уровня Гимель говорить, чтобы сделать его речь максимально беглой и естественной. Кроме того, на уровне Гимел акцент делается на «соединителях» и лингвистических элементах, которые делают речь насыщенной и спонтанной.

Уровень Далет

Студент Ульпан Далет считается студентом продвинутого уровня. Он или она может вести беседы и выражать себя более свободно, используя стандартный словарный запас. Эта категория студентов может говорить о целом ряде вопросов, хотя их грамматика еще нуждается в дальнейшем оттачивании.

Чтение о текущих событиях в газете (то есть более формальный язык) все еще является сложной задачей на данном этапе. Учитель будет использовать более сложные материалы, например: израильское телевидение, онлайновые новостные выпуски и СМИ, израильская музыка, а иногда даже небольшое количество стихов. Они нацелены на развитие и обогащение словарного запаса студентов, что делает их более свободными и изощренными коммуникаторами.

Что такое ульпан

Ульпан (иврит: אולפן) – это институт или школа для интенсивного изучения иврита. Ульпан (множественное число ulpanim ‘אולפנים) – это еврейское слово, означающее “студия”, “обучение” или “обучение”.

Заведение Ульпана предназначенно для обучения взрослых иммигрантов в Израиле базовым языковым навыкам общения, письма и понимания. Большинство ульпанимов также преподают основы израильской культуры, истории и географии. Основная цель ульпана – помочь новым гражданам как можно быстрее и легче интегрироваться в социальную, культурную и экономическую жизнь их новой страны.

Концепция ульпана была начата вскоре после создания Израиля в 1948 году. Новая страна столкнулась с массовым наплывом новых иммигрантов, беженцев из разрушенной войной Европы, угнетенных и находящихся в неблагоприятном положении общин из Африки и Ближнего Востока, а также из других стран. все части света. Их язык и культура сильно различались. Ульпан был создан, чтобы помочь им выучить иврит и ассимилироваться в культуру.

Учреждение ульпана и сегодня продолжает обслуживать иммигрантов. Есть множество частных учреждений, но большинство управляется Еврейским агентством, муниципалитетами, кибуцами и университетами. Ульпаним раньше был свободен для новых иммигрантов (олимов) в Израиль. В настоящее время стоимость может варьироваться в зависимости от типа и продолжительности курса. С момента основания первого ульпана в Иерусалиме в 1949 году более 1,3 миллиона новых иммигрантов окончили ульпаны.

Наш Ульпан был создан для того чтоб предоставить быстре учение иврита всем желающим. В не зависимости от того кто он по национальности или религии.

Частный или Государственный Ульпан

Скрытая проблема государственных Ульпанов

Исследование, проведенное правительством в 2007 году, показало, что даже после пяти месяцев интенсивного изучения иврита в государственном ульпане, 60% новых иммигрантов старше тридцати лет не могут читать, писать или говорить на иврите на минимальном уровне.

В результате, появились частные ульпаны такие как Наш Ульпан Ulpan4U. Преимуществ нашего ульпана можно бесконечно перечислять, но мы опишем только самые интересные и самые важные:

  1. Маленькие классы, до 10 человек – у учителя есть возможность помочь каждому ученику индивидуально.
  2. Красивые классы – все наши классы находяться исключительно в новейших Бизнес центров. Новые заведения, вкусняшки, чай, кофе и т.д.
  3. Наши учителя – все наши учителя это не только теоретики, а так же и практики, с таких областей как бизнес, маркетинг, продажи и т.д.
  4. Скорость обучения – все наши ученики говорят уже за 2 месяца.
  5. Низкая цена – Мы являемся одним из самых дешевых ульпанов в Израиле.

Свяжитесь с нами, и Вы заговорите на иврите уже через 2 месяца. Для того чтоб связаться с нами, нажмите сюда.

Иврит

Современный иврит является одним из двух официальных языков Израиля, который используется в качестве первого языка большинством его граждан. На нем говорят около 9 миллионов человек по всему миру, большинство из которых живут в Израиле.

Корни еврейского языка восходят к первому тысячелетию до нашей эры. Что делает его одним из древнейших языков, на котором говорят сегодня в мире!

Основываясь на классических источниках (библейском, раввинском и средневековом), иврит был возрожден как разговорный язык на рубеже 20-го века совместными усилиями интеллектуалов, учителей и педагогов, наиболее известным из которых был Элиэзер Бен-Иегуда, который стал тем, кем стал Сегодня. Это современный (или израильский) иврит, современная форма древнего языка.

Ульпан

Ульпан (от арамейского אֻלְפָּן, `учение`; на иврите `студия`, `учебное заведение`, мн. число אֻלְפָּנִים, улпаним), центр интенсивного изучения иврита и еврейской культуры, главным образом для взрослых.

Содержание

Ульпаны в Израиле

Ульпан сыграл решающую роль в распространении современного иврита и включении репатриантов различных волн алии в жизнь израильского общества. Первый ульпан был создан по инициативе Министерства образования и культуры Израиля, а также Еврейского агентства в сентябре 1949 г. в Иерусалиме с целью в краткий срок обучить основам иврита большие группы новых репатриантов.

Первоначально ульпаны предназначались в основном для лиц с высшим образованием, работа по профессии которых требует владения языком. Учащиеся жили в условиях интерната, что позволяло им не заботиться о бытовых вопросах и сосредоточиться на учебе. В конце 1950-х гг. был открыт ряд ульпанов при центрах абсорбции с учебной программой, рассчитанной на четыре–пять месяцев при 30-часовой неделе.

В 1949–69 гг. в ульпанах занималось более 120 тыс. взрослых, что было исключительно важно ввиду резкого увеличения населения (в 1954 г. лишь 53% взрослого населения страны говорило на иврите). Наряду с Министерством образования и Еврейским агентством в организации ульпанов принимали участие Ѓистадрут, местные власти, а также Армия обороны Израиля.

В 1970-е гг. действовала широкая сеть ульпанов при центрах абсорбции (так, в 1973 г. в Израиле существовало 52 центра абсорбции и пять ульпанов-интернатов). Новые репатрианты, проживавшие в этих центрах, получали пособие и бесплатно учились в ульпанах в течение шести месяцев.

С конца 1980-х гг., в связи с переходом к политике так называемой прямой абсорбции, ульпаны обычно не привязаны к центрам абсорбции. Желающие изучать иврит новые репатрианты записываются в ульпаны, где они занимаются бесплатно или за символическую плату.

Ульпаны в Израиле в конце XX – начале XXI века

Преподавание в ульпане ведется, как правило, на иврите («прямой метод»), что отвечает потребностям гетерогенных по составу классов, учащиеся которых прибыли из разных стран. Упор делается на приобретение навыков разговорной речи и освоение газетной лексики.

Кроме того, задача ульпана — привить новым репатриантам чувство принадлежности к стране. С этой целью организуются экскурсии по Израилю, отмечаются еврейские праздники, проводятся различные культурные мероприятия. В настоящее время существуют ульпаны нескольких видов.

Ульпаны для начинающих, программа которых рассчитана примерно на 500 часов (то есть на пять месяцев, по 25–28 часов в неделю), имеются почти во всех населенных пунктах, где проживает большое число новых репатриантов.

Наряду с привитием языковых навыков, ульпаны дают учащимся первоначальные знания об Израиле и иудаизме, исполняя таким образом функцию первичной абсорбции в стране. Они находятся в ведении Министерства образования совместно с Министерством абсорбции и/или местными властями, а иногда также Еврейским агентством. Действуют ульпаны для специфических групп населения: для пожилых, для лиц с дефектами слуха, зрения, а также для душевно неуравновешенных.

Ульпаны с менее интенсивным (четыре–десять учебных часов в неделю) курсом обучения, особенно для пожилых людей, называют улпанит (малый ульпан). Ульпан иерах (месячный ульпан), напротив, рассчитан на месячный курс интенсивного обучения; учащиеся (новые репатрианты и старожилы) обычно живут в условиях интерната. Такие курсы проводятся в Иерусалиме, Хайфе и Нетании.

Ульпан-кибуц

Кибуцные ульпаны — ульпаны первичной абсорбции для семейных репатриантов, выражающих желание временно поселиться в кибуце в рамках программы «Первый дом на родине», и «рабочие ульпаны», предназначенные для одиноких, главным образом, молодых репатриантов, которые полдня работают, а полдня учатся.

Учебная программа также рассчитана на пять месяцев (примерно 500 учебных часов). В организации таких ульпанов принимает участие киббуцное движение в надежде, что опыт жизни в кибуцах побудит часть учащихся остаться в них.

Продвинутые ульпаны

Ульпаны для продолжения обучения предназначены для лиц, которые окончили ульпан для начинающих и в первой половине дня работают или ищут работу. Занятия ведутся во второй половине дня; курс, рассчитанный на пять месяцев (восемь учебных часов в неделю), позволяет учащимся усовершенствоваться в иврите, а также расширить знания по иудаизму, истории еврейского народа и т. д.

В ряде городов страны имеются учебные центры профориентации, при которых действуют ульпаны, рассчитанные на 300 учебных часов. Преподавание иврита нацелено на профессиональные запросы новых репатриантов: врачей (работа ульпанов координируется с Министерством здравоохранения), учителей, лиц, поступающих на курсы подготовки бухгалтеров и другие курсы переквалификации.

Сходную задачу решают ульпаны в центрах переквалификации лиц с высшим образованием, где курс обучения составляет около 100 учебных часов. Имеются также специальные ульпаны для государственных служащих, позволяющие работникам, усовершенствовавшим свои знания, продвинуться по службе; ульпаны для лиц, желающих пройти гиюр; для молодежи, добровольно работающей в армейских лагерях, и другие. В последнее время появились ульпаны при предприятиях, где работает много новых репатриантов.

При университетах действуют специальные ульпаны, где недавно прибывшая в страну молодежь, в основном студенты, изучает иврит в объеме, необходимом для прохождения университетских курсов. В школах имеются специальные классы — ульпаны для недавно прибывших в страну детей. Посещение такого класса, как правило, сочетается с учебой в классе, где учатся и местные дети, и дети-олим.

Ульпаны для большой алии из СССР

В связи с массовой алией из Советского Союза в 1990–91 гг. число учащихся в ульпанах превысило 138,000 человек, причем более 137,400 из них занимались в ульпанах для начинающих. В 1993–94 гг. в ульпанах было 64,304 учащихся; 49,419 занимались в ульпанах для начинающих, 14,844 – в ульпанах для продолжения обучения, 5555 – в кибуцных ульпанах.

Оценки ЮНЕСКО

В специальном отчете ЮНЕСКО отмечалось, что ульпан является «превосходным учебным заведением для взрослых»; ориентация на коммуникативные аспекты языка позволила сети ульпанов одной из первых в мире внедрить современную методику преподавания второго языка.

Этот опыт использован в ульпанах, рассчитанных не на новых репатриантов, а на иностранцев (туристов, аккредитованных в Израиле дипломатов), желающих изучать иврит, а также в ульпанах, где израильтяне изучают арабский язык.

Ульпаны в СССР

До 60-х годов среди советских евреев ивриту обучались единицы, втайне. При этом на восточных факультетах ВУЗов иврит преподавался свободно, но доступ евреям на эти факультеты был крайне ограничен.

Почти не получая на первых порах помощи из-за границы, еврейские активисты развернули в довольно широких масштабах изучение иврита, еврейской истории, выпуск учебной литературы.

Одним из родоначальников этой волны преподавателей являлся Хаим Зеэв (Владимир) Могилевер, создавший методику преподавания иврита в Ленинграде. Он занимался также обучением и подготовкой преподавателей для других городов.

Преподаватели подпольных ульпанов в СССР использовали израильские учебники, полученные нелегальным путём и размноженные фотомеханическим способом, а также дореволюционные издания. И. Шмерлер (Шамир) сумел напечатать в типографии Новосибирска около тысячи экземпляров учебника «Элеф милим».

Большую пользу принёс словарь Шапиро, легально изданный в СССР и служивший оригиналом для копирования всеми возможными способами.

Параллельно урокам иврита проводились уроки истории еврейского народа, уроки ивритских песен и т. д.

В 1968 г. ряд таких ульпанов организовал в Риге приехавший из Ленинграда А. Шпильберг (родился в 1938 г., с 1973 г. в Израиле). В Риге в эти годы иврит преподавали люди, изучавшие его в довоенных еврейских школах, например, И. (Э.) А. Дейфт (1914–94, в Израиле с 1991 г.), который в течение 1960–80-х гг., по возвращении из ссылки, с большим риском обучал ивриту группы готовившихся к отъезду в Израиль.

Первые ульпаны в Москве появились в 1969–70 гг. Одним из первых преподавателей иврита был М. Палхан (родился в 1939 г.; в Израиле с 1971 г.), который преподавал в четырех группах.

В 1970 г. в Ленинграде в 12 ульпанах на дому изучали иврит и историю более 100 человек.

С арестом первых преподавателей в 1970 году деятельность ульпанов не прекратилась, а расширилась. В преподавание включились и учителя, и пожилые люди, помнящие язык с детства (например, московский раввин Авраам Миллер).

В 1971–72 гг., несмотря на чинимые властями препятствия, увеличилось число групп изучения иврита; так, в Москве В. Престину (родился в 1934 г., с 1988 г. в Израиле), П. Абрамовичу (с 1988 г. в Израиле) и В. Польскому удалось официально зарегистрироваться в качестве преподавателей.

Но с 1972 г. власти под различными предлогами (отсутствие программы преподавания иврита в СССР, несоответствие интересам государства, неквалифицированность учителей) отказывали в регистрации преподавателям иврита. Начались преследования учителей: обыски с конфискацией учебных материалов, увольнения с работы и запугивание учеников.

В московской сети «Маханаим» (основатели — В. Дашевский и Полонский) в 70-е — 80-е годы преподавали не только иврит и историю, но и иудаизм.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Москве было около 100 учителей иврита, обучавших одновременно более тысячи человек, в том числе П. Абрамович, В. Престин и В. Фульмахт (родился в 1945 г., с 1988 г. в Израиле). Во многих городах по всей стране функционировали группы по изучению иврита. С 5 по 11 марта 1979 г. в Москве была проведена Неделя иврита (около тысячи участников), были прочитаны доклады об иврите, о древней и современной израильской литературе и др.

В 1978–80 гг. выходил журнал «Наш иврит», посвященный проблемам изучения иврита в СССР; в 1978 г. был опубликован «Сборник документов про иврит».

Учителя иврита подвергались преследованиям со стороны властей, обучали языку при нехватке самых необходимых учебных материалов. В 1970-1980-е годы некоторые преподаватели иврита были репрессированы под разными предлогами: Йосеф Бегун, Ю. Эдельштейн, Эфраим Холмянский, А. Магарик.

Деятельность ульпанов продолжалась вплоть до “перестройки”, когда она была легализована и стала частью фундамента еврейского образования в странах на территории бывшего СССР.

Источники

  • КЕЭ, том 8, кол. 1279–1281
  • Юлий Кошаровский. Мы снова евреи.
  • У истоков еврейского движения – на сайте Полит.ру
  • Жизнь в движении – на сайте Полит.ру
  • Материалы центра «Маген», движения «Маханаим» и Московской хоральной синагоги.
  • Бутман Гилель, Ленинград-Иерусалим с долгой пересадкой. Израиль: Библиотека «Алия» (изд. но. 84), 1981.
  • Белов (Элинсон) Авраам, Рыцари иврита в бывшем Советском Союзе. Иерусалим, Лира, 1998.
  • Земляки. Издание Союза землячеств. Тель-Авив, 1980.
  • Антиеврейские процессы в Советском Союзе /1969-1971/. Документы и юридический комментарий (в двух томах) — Иерусалим, 1979.
  • Центры изучения иврита (ульпаны) в странах СНГ
  • КЕЭ, том 8, кол. 267–284

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в ЭЕЭУведомление: Предварительной основой данной статьи была статья УЛЬПАН в ЭЕЭ

, когда она была легализована и стала частью фундамента еврейского образования в странах на территории бывшего СССР.

Ульпан в Натании

Сегодня мы расскажем Вам про такое место в Натании, куда точно не ходят туристы. Потому что мало каким туристам это место нужно. Зато всем, кто приехал жить в Израиль, оно точно станет «домом» достаточно надолго, — кому-то на несколько месяцев, а кому-то и на год. И называется это место «ульпан», а по-русски, что-то вроде «школа изучения Иврита».

Ульпаны бывают «взрослые» и «детские». В первых, как Вы догадались, учатся те, кто уже закончил школу, и кому Иврит нужен для трудоустройства, или просто «для себя». «Детский», соответственно, создан для тех, кто еще ходит в школу, и кому знания Иврита жизненно необходимы для общения со сверстниками и быстрой адаптации.

Здание ульпана, если смотреть на него с самой верхней точки. В этом же здании находится религиозная школа, но вход в нее с другой стороны

В Натании, и взрослый, и детский ульпаны находятся в одном здании. Скажем больше, одно и то же здание является и взрослым и детским ульпаном, и разделяются эти возрастные потоки только по времени, — старшие учатся с утра, а младшие — во вторую смену.

Говорят, раньше в Натании было два ульпана. Один из них назывался «Акива» и был расположен в северной части города, ближе к Тель-Авиву. Это был, своего рода, изумительный проект, который был известен даже за пределами Израиля. Многие приезжали учить Иврит со всего мира именно в «Акиву». Но, далее, что-то произошло и легендарный ульпан «Акива» закрылся, а все его преподаватели, и вся его «школа» были объединены со вторым ульпаном под название «Беэри». В результате, родился совершенно новый проект, названием «Бейнлеуми» («Международный»).

На стене образовательного учреждения реклама тотализаторной конторы? Расслабьтесь, это Израиль…

С тех пор, как эти два места объединили в одно, выбора для репатриантов и желающих учить Иврит не стало. С другой стороны, большое количество преподавателей из «Акивы» продолжили работать в «Бейнлеуми», поэтому «школа» обучения тоже осталась. Сегодня, в конце января 2015 года мы можем вполне осознанно рассказать, что такое пять месяцев обучения в ульпане «Бейнлеуми» с точки зрения его студентов.

Перемена в Ульпане. Почти все на фотографии — выходцы из Франции

Приехав в Израиль мы могли общаться только на самом-самом примитивном уровне Иврита. Весь наш словарный запас был почерпнут из замечательного самоучителя американского профессора Пимзлера, для американцев, желающих выучить Иврит. Примерно три месяца подряд, мы слушали его уроки в России, одновременно вызубривая Иврит и «подтягивая» уровень американского английского. В принципе, у нас всегда оставался «аварийный» сценарий, по которому мы могли бы общаться в Израиле по-английски и по-русски. В 90% ситуаций знание этих двух языков позволяют существовать в Израиле достаточно сносно. Хорошей работы, конечно, в этом случае не найдешь, но и с голоду не помрешь.

Но если хочется развития, — обязательно надо учить язык. Без него здесь будет очень сложно найти работу. Чтобы понять, на сколько здесь нужен язык, попробуйте представить себе выходца из Средней Азии, принципиально не желающего учить русский, но претендующего на хорошую должность где-нибудь в Новосибирске. Сколько у него шансов добиться желаемого? Почти нисколько, и вот здесь так же! Да что уж там работа, — попробуйте подписать договор аренды квартиры, или открыть счет в банке без базового знания Иврита. Все договоры, все бланки, все формы, здесь все на Иврите. И действовать наугад, по меньшей мере, просто страшно.

Так вот, возвращаясь к Пимзлеру. Три месяца обучения, тридцать с лишним уроков, прослушанных до дыр… Угадайте, за какое время этот словарный запас был исчерпан? В ульпане «Бейнлеуми» он кончился через неделю обучения! После этого начались суровые будни учебы «на равных» с остальными учениками. А компания у нас подобралась чрезвычайно «разношерстная». Абсолютное большинство нашей группы состояло из русскоговорящих, но при этом собственно из России было всего четыре человека. Остальные были из бывших союзных республик, и одна девушка даже из Китая.

Кроме русскоговорящих, были и французы. Нетания вообще считается в Израиле «французским» городом. Наша группа в ульпане с большим перевесом «русских» скорее исключение, чем правило. В основном, костяком любой другой группы являются французы, которых у ульпане примерно 70%. В свете последних событий во Франции (январь 2015), их количество в Натании только увеличивается.

Наш итальянец Альберто чрезвычайно рад находиться между девушкой из Белоруссии и девушкой из Украины. Кстати, справа — Рути — мать семерых детей из Эфиопии беседует с Давидом из Парижа

Помимо «русских» и «французов», в наши стройные ряды затесались, также, одна дама из Эфиопии и один настоящий живой итальянец. А на самом старте была еще девочка из Сербии. Вот уж действительно полный «бейнлеуми», — интернационал, дальше некуда.

Уровень подготовки у всех учеников был абсолютно разным. Кто-то, на момент старта, уже неплохо умел читать, но совершенно не умел осмысленно составлять слова в речи. Кто-то, напротив, хорошо говорил, но не умел писать. Абсолютное большинство вообще ничего не умело, — ни того ни другого. И вот за такой бедлам взялась наша преподаватель по имени Эти.

Здесь написано, как можно поблагодарить человека на Иврите

Судя по ее хладнокровию, мы у нее далеко не первые такие… Эти — преподаватель «Акивы», и свое дело она знает отлично. Словно каток, она «вкатывала» в наши головы существительные, прилагательные, глаголы, и прочие-прочие формы слов, которые учила выстраивать в понятные предложения. Как бы к ней ни относились другие ученики, ее подход к материалу заслуживает уважение. Абсолютное большинство студентов, прошедших пятимесячное обучение заговорило на Иврите. В самом начале нашего пути мы, каждую перемену, разбивались на группы во дворе ульпана, и общались каждый на своем языке. Сегодня мы совершенно «не тормозим» говорить с французами, на Иврите. Да, это непривычно, да, катастрофически не хватает словарного запаса, чтобы говорить учтиво и красиво, но мы понимаем и говорим!

Смешались в кучу — французы, русские, итальянцы, сербы и американцы…

Если бы кто-нибудь в 2013 году сказал бы нам, что мы сможем понимать Иврит, мы бы не поверили. Читать на языке, где нет гласных и все написано справа налево — это страшно звучит даже сейчас. Но, как показывает практика, — четыре часа в день в течение пяти месяцев, заставят заговорить любого. Любого, кто не сдался.

А потому, наш сегодняшний рассказ — про ульпан «Бейнлеуми», которому мы очень хотим сказать «спасибо» за все, чему мы в нем научились. И пусть это место совсем не востребовано туристами. Если Вы будете в Натании, и захотите его посетить, — пишите в комментариях, мы расскажем, как до него добраться. Мало ли… Вдруг захотите Иврит учить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: