Цены в Швейцарии на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

Швейцария Цены 2022

Jerry Daniels – Switzerland
Каковы цены в Швейцария? Хотите знать, сколько стоит ужин? Какова стоимость проживания? Сколько денег мне нужно для покупки в супермаркете в Швейцария?

Jerry Daniels недавно посетил Швейцария и подготовил эту статью о ценах в Швейцария. Узнайте о средних ценах в Швейцария, включая цены на продукты питания, рестораны, пиво, проживание, транспорт и многое другое.

Какая валюта используется в Швейцария?
Вот информация о валюте:
Валюта Швейцария Швейцарский франк (CHF). 1CHF (franc) делится на 100 Rp. (rappen). Есть 7 различные монеты: 5Rp., 10Rp., 20Rp., 50Rp., CHF1, CHF2, CHF5. Есть 6 различные банкноты со следующими значениями: CHF10, CHF20, CHF50, CHF100, CHF200, CHF1000. Чтобы избежать непредвиденных рисков получения фальшивых денег, мы рекомендуем проверять валюту при торговле. Будьте особенно осторожны с этими банкнотами: CHF1000, CHF200. Текущий обменный курс Швейцарский франк (CHF) это время: $1 USD = 0.93 CHF, 1 CHF = 84 RUB. (Данные обновлены: сегодня)

  1. За 1 доллар США $ (USD) вы можете получить: 0.93CHF Швейцарский франк (CHF)
  2. За 1€ Евро Вы можете получить: 1.04CHF Швейцарский франк (CHF)
  3. За 1£ Британский фунт (GBP) Вы можете получить: 1.25CHF Швейцарский франк (CHF)
  4. За 1 ₽ российский рубль (RUB) Вы можете получить: 0.01CHF Швейцарский франк (CHF)

Является ли Швейцария дорогой страной?
Средние цены в Швейцария выше, чем в Россия. Если вы делаете покупки в Швейцария вы должны платить 4.05 раз больше за это, чем в Россия. Средняя стоимость проживания в Швейцария диапазонот: 5,400 RUB (65 CHF) в общежитии до 12,000 RUB (148 CHF) в 3-звездочном отеле. Цена за ночь в роскошном отеле в Швейцария – это около 51,000 RUB (611 CHF) .
Пользование общественным транспортом в Швейцария поставляется с ценой: 294 RUB (3.50 CHF) для билета в один конец. Цена аренды автомобиля в Швейцария (например, Volkswagen Golf или Toyota Corolla) составляет 2,536,000 RUB (30,000 CHF) . Если вы предпочитаете такси, помните, что цена такси в Швейцария зависит от нескольких факторов. Стартовая цена такси составляет около: 546 RUB (6.50 CHF) . За 1 км езды в Швейцария вы должны платить о: 319 RUB (3.80 CHF) .

Смотрите также, как изменились цены в предыдущие годы: Изменения цен в предыдущие годы в Швейцария

Швейцария Цены 2020
Является ли еда дорогой?
Сколько денег мне нужно для недельного пребывания в Швейцария?

Если вы хотите провести неделю в Швейцария стоимость вашего пребывания будет:

  1. 90,000 RUB (1,000 CHF) – дешевое пребывание на 7 дней в Швейцария
  2. 138,000 RUB (1,600 CHF) – бюджетное путешествие на 7 дней в Швейцария
  3. 175,000 RUB (2,000 CHF) в течение одной недели комфортного отдыха в Швейцария
  4. 574,000 RUB (6,800 CHF) на неделю роскошных праздников в Швейцария
Какова стоимость питания (завтрак/обед/ужин) в Швейцария? Какова средняя стоимость обеда в Швейцария?

В Швейцария, типичная еда быстрого питания стоит: 1,200 RUB (15 CHF) для McMeal в McDonalds или BurgerKing (или подобной комбинированной еде), и 378 RUB (4.50 CHF) для чизбургера. Для любителей кофе: кофе капучино 389 RUB (4.60 CHF) и эспрессо 272 RUB (3.20 CHF) .
Более подробную информацию о бюджете питания вы можете найти в нашем: Путеводитель по стоимости проезда,

Сколько стоят сигареты в Швейцария?
Сигареты в Швейцария дороже, чем в Россия. Средняя стоимость пачки местных сигарет 571 RUB (6.80 CHF) . Для более известных брендов, таких: Lucky Strike, Davidoff, Dunhill вы должны платить около 714 RUB (8.50 CHF) .

Сколько стоит водка в Швейцария? Является ли алкоголь дешевым в Швейцария? Средняя цена алкоголя в Швейцария выше, чем в Россия. Например, виски дешевле в Швейцария и стоит около: 1,700 RUB (21 CHF) . Цены на различные виды алкогольных напитков в Швейцария:

  1. Captain Morgan White Rum 1,800 RUB (22 CHF)
  2. Seagram’s Extra Dry Gin 1,600 RUB (20 CHF)
  3. Johnnie Walker Red Label 1,700 RUB (21 CHF)

Беллоу вы можете найти информацию о ценах на продукты питания и напитки в супермаркетах и бакалеях.Вы также можете прочитать о ценах в отелях, кафе и ресторанах в Швейцария.

Храм Гроба Господня

Сегодня, в начале отмечаемой православными Страстной недели, я расскажу вам про храм Воскресения в Иерусалиме, более широко известный как храм Гроба Господня, который мне довелось посетить в октябре 2014 года.

Как обычно – фотографии частично мои, частично – почерпнутые из Интернета, схемы и карты – из Интернета, перевод на русский – мой.

Пост первоначально был мной опубликован полтора года назад – но не грех и повторить.

Если исходить из предположения, что история жизни и смерти Христа, описанная в Евангелиях, принадлежит реальному человеку, то небезинтересно будет узнать, с какими именно до сего дня сохранившимися артефактами она могла быть связана, где они находились во времена Христа и в каком виде дошли до нашего времени.

Итак, что нам известно о Иерусалиме I века нашей эры?

В то время это был небольшой (даже по тогдашним меркам) заштатный городишко в римской провинции, знаменитый разве что тем, что в нем находился иудейский Второй Храм да правил иудейский же царь Ирод Великий.
О масштабах городишка Иерусалим в I веке можно судить по карте:

Тем, кто не в ладах с английским, поясню основные обозначения на карте:

  • Temple – Второй Храм на Храмовой горе
  • Palace of Herod the Great – дворец Ирода Великого
  • Walls as they existed during Jesus’ time – городские стены, существовавшие во времена Иисуса
  • Walls begun after Jesus’ time – городские стены, построенные позже Иисуса
  • Antonia Fortress – крепость Антония – место, где состоялся суд под председательством Понтия Пилата, римского наместника
  • Golgotha (traditional location) – Голгофа (традиционное расположение) – собственно, та Голгофа, которую обнаружила царица Елена, мать Константина Великого, и на месте которой ныне стоит храм Гроба Господня
  • Gordon’s Calvary – альтернативное (по мнению некоторых исследователей) расположение Голгофы
  • Wall begun by Herod Agrippa I c. A.D. 42 – городская стена, начатая Иродом Агриппой в I веке (42 год н.э.)
  • Garden of Gefsimane – Гефсиманские сады
  • Mount of Olives – Масличная гора
Читайте также:
Копер, Словения — все о городе с фото

Евангельская история так описывает последнее прибытие Иисуса в Иерусалим:

Началось оно с входа в Иерусалим, продолжилось Тайной вечерей (Haus mit Obersaal), предательством Иуды, арестом в Гефсиманском саду, приводом во дворец первосвященников (Hohehpriesters), затем осуждением в Башне Антония (4), с возложением тернового венца и бичеванием, и закончилось, как известно, распятием на Голгофе (6) и погребением в пещере (7) – см. карту :

Место казни (Голгофа) в те времена находилось за городской чертой, в саду неподалеку оказалась и погребальная пещера (гробница), принадлежавшая одному из иудейских старейшин, Иосифу Аримафейскому.

Как упоминается во всех четырех Евангелиях, именно этот тайный поклонник Иисуса предоставил свою неиспользованную гробницу для погребения тела Иисуса после распятия.

Голгофа и гробница на момент казни Иисуса около 30 г. н.э. выглядели примерно так:

Гроб Господень изначально представлял собой типичную высеченную в природной скале еврейскую гробницу периода Второго Храма.

Тело Христа, согласно преданию, было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

Затем на долгое время пещера-гробница теряется из вида – по одной из версий, за это время на месте, где существовала пещера, римляне строят языческий храм.

По прошествии почти трех столетий христианство становится в Риме государственной религией, и интерес к гробнице вновь разгорается.

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV веке по указанию императора Константина.
В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина».
От него мы и узнаём, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римлянами был построен языческий храм:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину.
Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место.
Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру.
Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы.

— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 году над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена – «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня.

Предположительно, при строительстве храма была срыта значительная часть возвышенности, в недрах которой первоначально располагалась гробница, а также часть изначального холма Голгофы.

При Константине в состав храмового комплекса входило несколько зданий – над бывшей пещерой была выстроена ротонда, а над местом распятия – не соединявшаяся с ротондой базилика.

Изначально вокруг Ложа еще существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.
Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе.

Предшествующее нынешнему здание храма, построенное в XVI веке, было почти полностью уничтожено во время пожара в 1808 году.
Рухнувший при этом купол повредил верхнюю часть Кувуклии и ее стены, были очень сильно разрушены и стены самого храма.
В 1810 году под руководством греческого архитектора Комнина Митилиниоса храм был с некоторыми изменениями восстановлен на средства православных общин нескольких государств, принимала в этом участие и Русская Православная Церковь.
В таком виде храм существует и в настоящее время, за исключением его куполов.
Малый купол простоял до 1927 года, когда он был разрушен землетрясением (восстановлен в 1931-1933 г.г.).
Деревянные конструкции . большого купола пострадали от двух землетрясений – 1834 и 1836 г.г.

В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой. В таком виде здание существует и сейчас.

Собственно, со времен распятия Иисуса в течение тысячи девятисот лет Иерусалим оставался маленьким городишкой-крепостью, хотя временами ему и доводилось быть столицей Иерусалиского королевства.

Аэрофотография Иерусалима, сделанная в 1917 году, подтверждает, что еще 100 лет назад весь город умещался в пределах городской стены (существующие крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 г).

Виден серый свинцовый купол Храма гроба Господня (левая нижняя четверть снимка).


Источник – An aerial view of Jerusalem, ca. 1917. (James Francis Hurley/State Library of New South Wales)

Но вернемся к нашему Храму.

Вход в Храм Гроба Господня в 1929 году.
Обратите внимание на “недвижимую лестницу” под правым окном на 2 этаже (фото из Интернета):

Тот же вход, снятый мной в 2014 году – тот случай, когда отсутствие видимых изменений не огорчает:

Кувуклия пострадала при землетрясении 1927 года, после чего ее укрепили снаружи металлическими стяжками и балками.

Купол Ротонды (сооружен в 1860-х):

Колонны, подпирающие купол, сохранились со времен Константина Великого:

Вход в Кувуклию в 1929 году, виден камень – алтарь в Приделе ангела (фото из Интернета):

. и на моём снимке 2014 года:

Входим в Кувуклию – сначала в Придел ангела, а затем и в сам Гроб.

С давних пор Ложе было сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).
Несколько столетий назад плита треснула поперек.

Читайте также:
Фото водительского удостоверения нового образца в 2022 году

Мраморная плита Ложа (Tomb) во гробе (фото из Интернета):

Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

А теперь – на Голгофу.

Католическая часть Голгофы

Мозаика времен крестоносцев на куполе одного из приделов Голгофы (католического):

То, что осталось от первоначальной скалы Голгофы, представлено под стеклом в греческой часовне Голгофы:

Крест установлен на легендарном месте распятия Иисуса:

Камень миропомазания (собственно, сам камень находится под поздней мраморной плитой)

В настоящее время храм представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Здесь старина переплетается с древностью.

В настоящее время храм делят меж собой шесть конфессий – греко-православная, католическая, коптская, армянская, сирийская и эфиопская.
Для каждой из них отведены определенные часы для совершения своей службы. Во избежание конфликтов, по многовековой традиции, ключи от храма хранятся у арабской семьи мусульманского вероисповедания, а правом открывать и закрывать его пользуется другая арабская семья.

Как видим, на протяжении последних пяти столетий практически ничего оригинального, сохранившегося в неизменности с евангельских времен, к обозрению в храме не представлено – все скрыто более поздними реконструкциями.
Частицы креста, гвозди, титло, плащаница – также находятся в различных храмах по всему миру (в частности, гвозди, титло и частицы древа креста – в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, но об этом в другой раз).

Храм Гроба Господня – центр христиан-паломников в Иерусалиме

Храм Гроба Господня – уникальная святыня, в которую хотят попасть паломники и туристы со всех уголков земли. Несмотря на отсутствие вычурной пышности и дорогостоящих декоративных элементов в нем царит атмосфера величия и неоспоримой святости. Другого такого места вы не найдете нигде!

Общие сведения

Храм Гроба Господня в Иерусалиме или, как его еще именуют, Воскресения Христова входит в список наиболее значимых святынь не только Иерусалима, но и всего религиозного мира. Он представляет собой огромный комплекс построек, сооруженных на месте казни, захоронения и восхождения Сына Божьего Иисуса Христа. Первые упоминания о храме, расположившемся в Христианском квартале исторической части города, относятся к 4 ст. н. э. Уже тогда он был объектом массового паломничества боговеров, прибывающих в Израиль с самых разных государств.

В наши дни культовый храмовый комплекс принадлежит сразу шести православным конфессиям – сирийской, греческой, коптской, римско-католической, армянской и эфиопской. Каждая из них имеет не только свои пределы, но и часы для молитв. Помимо этого в управленческом крыле Храма действует головной офис христианской церкви Иерусалима. Но главное – именно здесь проводится ежегодный ритуал схождения Благодатного (Священного) Огня, телевизионная трансляция которого совершается по всему миру.

Краткая история

Гора, на которой возведен Храм Гроба Господня в Израиле, считается одним из самых давних мест поклонения – к ней начали приходить еще со 2 века. К сожалению, ученым не удалось установить, что именно находилось здесь в те далекие времена. Но согласно самой популярной версии на вершине стоял храм, посвященный богине красоты Афродите.

Церкви Св. Елены

Ситуация изменилась лишь спустя несколько тысячелетий, когда мать императора Константин I Елена приказала возвести на месте языческого алтаря христианскую базилику. В процессе раскопок, проведенных перед началом строительства, именно ей посчастливилось найти уникальные святыни, связанные с Иисусом! Речь шла о Животворящем Кресте Господнем, 4 гвоздях, табличке с надписью INRI и пещере, в которой предположительно был похоронен Сын Божий. Именно эти находки и послужили причиной посвятить церковь Мессии. Освящение нового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, членов его семьи и священников, прибывших в Израиль из других стран.

В начале 11 столетия Храм Воскресения Христова был почти полностью снесен по приказу «безумного египетского халифа» Аль-Хаким-Амруллаха. Потери были настолько большими, что последующая реконструкция сооружения заняла почти полвека. Но это далеко не все испытания, которые выпали на долю главной святыни Иерусалима. Впереди были погромы, природные катаклизмы и серьезные пожары. Последний, случившийся в 1808 году, нанес урон всем постройкам и элементам декора. Это не только повлекло за собой очередные ремонтные работы, но и привело к большим переменам «во внешности».

После того, как Иерусалим был завоеван войсками Саладина, комплекс перешел во владение мусульман. Несмотря на то, что Храм был, остается и будет меккой для всех христиан, ключи от него хранятся в древней мусульманской семье. Главной причиной для такого решения стало желание религиозной верхушки избежать появления конфликтных ситуаций между представителями разных конфессий.

Архитектура храма

На фото Храма Гроба Господня в Израиле, представленных в туристических проспектах, четко видно, что он состоит из нескольких архитектурных сооружений. Рассмотрим лишь основные.

Фасад церкви со стороны главного входа считается одним из лучших образчиков романской архитектуры 12 столетия. Изначально соединенные между собой люнеты портала были украшены мраморными панно, изображающими Захоронение Спасителя и Вход Господа в Иерусалим. Позже они были пожертвованы Музею Рокфеллера.

Не меньшего внимания заслуживает и территория, расположенная по правую сторону от двери. Там можно увидеть деревянный люк, который прикрывает гробницу Филиппа д’Обинье, французского рыцаря, защищавшего императора Фридриха II при въезде в город. К слову, возраст самой двери насчитывает не одну тысячу лет – она была заложена еще при Салах-ад-Дине.

Следующей достопримечательностью храмового комплекса является коринфская колонна, выполненная из белого мрамора и украшающая левую часть портала. В отличие от других точно таких же пилястров в одну из Великих суббот она просто раскололась. Возможно, причины этого явления можно было бы легко объяснить с точки зрения физики, однако религиозная община склонна верить в божественное происхождение этого дефекта. Дело в том, что в те времена между армянами-антихалкидонитами и православными велись яростные споры по поводу пасхалии. Последние отмечали Пасху на целых 7 дней раньше. В результате османский правитель приказал запереть Храм и не пускать православных на ежегодную службу. Возмущенные таким решением верующие во главе со священнослужителями Афанасием и Парфением пришли молиться к дверям. Внезапно поднялся ветер, собрались темные тучи и раздался мощный грохот. Он и расколол колонну, из середины которой вдруг возник Святой Огонь.

Читайте также:
Карта туннелей Кучи, где находится Туннели Кучи на карте мира

Часовня Скорбящей Богоматери представляет собой небольшое сооружение, возвышающееся в восточной оконечности двора и служившее прихожей Голгофского придела. Ее часто называют франконской каплицей или капеллой Совлечения риз – это связано с событиями, произошедшими после казни Иисуса Христа. Ученые считают, что именно в этом помещении римские солдаты занимались дележкой вещей умершего Мессии.

Живописные фото Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) указывают на то, что Триумфальная арка или Арка Мономаха, совмещенная с внутренними помещениями только небольшой ступенькой, является одним из самых красивых сооружений комплекса. Ее построили в память о Константине IX, римском правителе, проводившем восстановление церкви в 1048 году.

Главным украшением этого сооружения можно назвать балконы, обустроенные по обе стороны от прохода и повернутые к Кувуклии. До 1917 года в них размещались консулы, президенты и почетные гости из главных православных государств, приезжавших в Израиль на торжественные богослужения. Помимо этого под аркой можно увидеть каменную перемычку с надписью, прославляющей «Матерь Церквей Божих».

Камень помазания в Храме Гроба Господня, лежащий прямо у входа, скрыт за плитой из белого мрамора. К ней желает прикоснуться каждый, кто сюда приходит, ведь именно на этом месте, если верить древним преданиям, лежал распятый Христос. Над священной реликвией горит 8 лампадок, символизирующих сферы влияния религиозных конфессий. Камень мироточит смесью, в состав которой входит 40 не встречающихся в природе компонентов. К ним относятся и благовония, которыми наши предки очищали тела умерших перед погребением.

В течение нескольких десятков лет ученые пытаются понять природу этого явления. Но ни круглосуточные видеосъемки, ни пристальное наблюдение за камнем, ни всевозможные анализы так ничего и не дали. Однако тысячи паломников, приезжающие в Израиль, ищут здесь не научные доказательства и объяснения, а успокоение и возможность исцелиться.

Внутреннее убранство

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.

Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.

Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.

Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.

Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.

Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.

Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.

Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.

Как добраться?

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.

Пройти на территорию главной израильской святыни можно как с Христианского квартала, так и с ул. Сук Хан аз-Зейт.

  • №99, 13, 41, 19, 30, 20 транспортной компании «Эгед» – ходят до Яффских ворот Старого Иерусалима;
  • №38 – курсирует до Еврейского квартала;
  • №1, 2, 3 и 21 – останавливаются у Дамасских ворот.

Важно! Маршрут лучше уточнить на ресепшене отеля.

Надземное метро Иерусалима, больше напоминающее обычный трамвай, представлено одной веткой – «City Hall» — «Damascus Gate». Первая станция находится около Новых ворот. Вторая – возле Дамасских.

Читайте также:
Рокфеллеровский центр — крупный деловой центр в Нью-Йорке

Этот вариант считается не только самым удобным, но и самым дорогим. Тем, кто хочет сэкономить, советуем выходить около Новых ворот – они ближе всего к Храму.

Время работы

График работы храмового комплекса в Израиле зависит от времени года.

Лето (апрель – сентябрь):

  • Пн.-сб. – с 5.00 до 21.00;
  • Вс. – с 5.00 до 20.00.

Зима (октябрь – март):

  • Пн.-вс. с 4.00 до 19.00.

Важно! Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: churchoftheholysepulchre.net/

Полезные советы

Решив посетить святыню, обязательно учтите несколько важных моментов:

  1. Наименьший наплыв туристов наблюдается ранним утром (около 8.00) и под вечер (16.00-17.00). В это время можно спокойно осмотреть достопримечательности, сделать снимки на память и прикоснуться к камню миропомазания в Храме Гроба Господня;
  2. Комплекс часто закрывают чуть позже указанного времени, поэтому не спешите покидать его территорию;
  3. Перед поездкой узнайте, не припадают ли на период вашего пребывания в Иерусалиме большие христианские праздники. Из-за огромного количества паломников попасть в церковь будет сложно;
  4. На ежедневных богослужениях могут присутствовать все желающие. Единственное условие – надлежащий внешний вид и соблюдение основных правил;
  5. В храме действует дресс-код, поэтому во время его посещения нельзя надевать короткие юбки, шорты, платья с декольте, обувь на каблуках, а также облегающие и слишком яркие наряды. Женщинам необходимо прикрыть голову платком;
  6. Не забудьте подобрать удобную и максимально закрытую обувь – ходить здесь придется много;
  7. Если вы хотите, чтобы ваших близких упомянули во время молитвы, напишите их имена на листе бумаги и отдайте его одному из монахов. Имен должно быть не более 10, падеж – именительный, текст – на кириллице. Лишних слов быть не должно, ведь записки читают священнослужители, не знающие русского языка.

И еще один нюанс. После посещения комплекса многие спрашивают, как использовать свечи из Храма Гроба Господня. Во-первых, нужно отметить, что продают их пучками по 33 штуки в каждом. Иерусалимские свечи принято поджигать от Благодатного Огня и гасить специальным колпаком либо голыми руками (задувать пучок нельзя). Далее связку везут домой, ни в коем случае не разделяя ее на части. Считается, что иерусалимские свечи хранят в себе животворящую силу и являются невероятно мощным оберегом. Мало того, эти же качества получает каждая свеча, зажженная от священной связки.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) – это не только важная историческая достопримечательность, но и главный символ христианской религии. Здесь все настолько пропитано духом того времени, что даже законченные атеисты начинают ощущать небесную благодать. Не верите?! Что ж, у вас есть все шансы испытать это на себе. Удачного вам отдыха и новых удивительных открытий!

Автор: Ольга Мусиенко

Обновлено: 19 Мар, 2019 Туры по Святым местам уже давно вошли в…

Обновлено: 3 Мар, 2019 Елеонская гора, тянущаяся с севера на юг вдоль восточной…

Обновлено: 27 Мар, 2019 Одним из священных мест для еврейского народа является гора…

Обновлено: 12 Сен, 2018 Ват Пхо – один из древнейших храмов Таиланда, в…

Фото Храма Гроба Господня (115 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Иерусалимский храм Воскресения Христова, или храм Гроба Господня стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.

Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, матерью римского императора Константина. В путешествие в Иерусалим Елена отправилась в возрасте около 80-ти лет.

Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Наиболее ранние историки сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:

на Голгофе — Храм Гроба Господня;
в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
у Тивериадского озера — церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

Схема Храма Гроба Господня:

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но позднее было восстановлено все разрушенное. Интересно, что в восстановлении Храма принимала активное участие жена Хозроя Мария, так как она была христианкой. Сам Хозрой в отношениях между зороастрийцами и христианами предписал каждому придерживаться законов отцовской веры, отрекаться от которых запрещалось как тем, так и другим.

Следующее разрушение Храма произошло в 1009 году, когда халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня. Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви, примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма, осуществлению которой помешала Вторая мировая война.

На фото лестница, ведущая в придел Деления риз Господних, где воины по существовавшему тогда обычаю поделили одежды Христа (10-я остановка):

Читайте также:
Шоппинг на Пхукет – самые крупные торговые центры острова

Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Несмотря на ряд разрушений, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

Царская Россия делала немало для поддержания и украшения главного христианского храма. Так, в 1808 году он испытал величайшее бедствие от пожара. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины. Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении иерусалимской святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень». Несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 года, пожертвования из России не прекращались, а после победы над Наполеоном даже значительно увеличились. Пользуясь содействием православной России, греки приступили к восстановлению храма Гроба Господня. Воспоминанием об этом до сих пор служат помещенные в разных местах изображения двуглавых русских орлов. После восстановления храм предстал перед паломниками во всем своем былом великолепии. Главные украшения были даром России.

Одна из колонн Храма (слева от входа) расколота почти наполовину. Согласно легенде в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами турецкие власти заперли храм, не допустив православных на службу. После молитвы православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния, расколов колонну, и из трещины явился Святой Огонь.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Миропомазания. На этот Камень было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения благовониями перед погребением:

Эта процедура запечатлена на большом мозаичном панно прямо над Камнем:

Сейчас этот камень облицован мрамором. Над Камнем Миропомазания висят 8 лампад – по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Не пускают в храм только протестантов. Считается, что Камень Миропомазания мироточит, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы.

Внутренняя отделка Храма у Камня миропомазания:

В Храме находится небольшая часовня, расположенная над пещерой Гроба Господня (Кувуклия). Место это сразу узнаваемо по церемонии схождения Благодатного огня, которая транслируется в Пасху:

Перед входом в Кувуклию над портретами двенадцати апостолов подвешены лампады:

Купол над Кувуклией выполнен в виде солнца с двенадцатью лучами, символизирующими двенадцать апостолов. Каждый луч разделен на три части, что обозначает Троицу:

Напротив Кувуклии расположен Кафедральный Собор Воскресения Христова (Кафоликон):

Храм Воскресения занимает центральное место всего комплекса. Четыре больших столба поддерживают четыре арки, на которых укреплен купол, освещающий храм. Восточная часть храма возвышена на несколько ступеней и закруглена: это место служит довольно просторным алтарем. У левой (северной) и правой (южной) стен находятся кафедры: налево — патриарха Иерусалимского, а направо – патриарха Антиохийского. Иконостас в Кафоликоне – из чистого золота, иконы выполнены в византийском стиле. В алтаре находятся части Живоносного Креста Господня и правая рука Св. Василия Великого. Слева от входа на стене висит список Иерусалимской иконы Божьей Матери, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой.

Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески – Омфалос), место, где, где согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения (на фото он едва виднеется за “ларцом”):

Северная галлерея Храма:

Армянский придел Разделения Риз в восточной части Храма:

Далее можно проследовать вниз по лестнице в армянскую церковь Святой Елены, основательницы Храма. Главный алтарь, обновленный в 1950 году, был посвящен Святой Равноапостольной царице Елене, стараниями которой было обнаружено в IV веке место Распятия Иисуса Христа и был вновь обретен Святой Крест Господень. Согласно армянскому преданию, когда Григорий Просветитель после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Теперь алтарь переосвящен во имя Григория Просветителя, национального святого Армении. Большая фреска, украшающая стену, посвящена Григорию Просветителю, первому епископу Армении, который в конце III – начале IV веков, то есть фактически одновременно с реформами Константина Великого, проводившимися в Византии, обратил в христианство царя Армении и всю страну:

Мое внимание привлекла мозаика на полу, где я узнала такие знакомые мне армянские сюжеты. Вот в центре явно вырисовывается Арарат. А это что под ним? Неужели Звартноц?

В окне горят 3 неугасимые лампады:

За алтарем есть секретные катакомбы, в которых прятались и молились ранние христиане.
Из церкви лестница ведет в придел Обретения Креста. Это то самое место, где Святой Еленой было обнаружено три креста. Нужно было установить, который из этих крестов является истинным Крестом Господним, и тогда ими поочередно прикоснулись к телу только что умершего человека. Животворящий Крест Господень воскресил покойника. Место это находится прямо под Голгофой и использовалось как мусорная яма, в которой и были найдены реликвии. Вот оно:

За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках. Справа под стеклом одно из чудес – самопоявляющаяся икона. Говорят, что прежде ее не было на камне, но с течением времени она открывается все больше и больше:

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики.

Читайте также:
Пляжный отдых в Бразилии, цены, курорты и сезоны для поездки

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Соперничество перешло и в сферу звука. Во время служб идущих в разных частях церкви, католики включают во всю мощь магнитофонную запись ревущего готического органа. Чтобы их было слышно, православные батюшки начинают петь еще громче, отчего храм наполняется невообразимой какофонией. В этой «акустической войне» техническое преимущество на стороне латинян, поскольку греки поют только «живьем». Так что «бои» идут с переменным успехом.

Поднявшись вверх по ступеням от Камня Помазания, можно попасть на Голгофу.
В Храме есть и другие приделы, но что-то мы не стали осматривать из-за столпотворения, что-то за неимением времени и желания отстаивать в длинной очереди, поэтому направились к выходу из Храма в сторону Коптской и Эфиопской церквей.

Фото Храма Гроба Господня (115 фото)

К религии у меня отношение неоднозначное. Я атеист, признаю материалистический научный подход к познанию окружающего мира. Атеист, конечно, не воинствующий. Основные заповеди христианства душой принимаю и одобряю, уважаю чувства верующих и не навязываю никому свою точку зрения. Меня очень интересует все, что связано с библейской историей, я восхищаюсь религиозной живописью и архитектурой. Но в религиозные чудеса, рассчитанные на эпатаж темных верующих, я не верю. Еще не могу понять яркий лубочно-золотой антураж церквей, особенно православных. Странноватые одеяния служителей церкви меня просто смешат. Вся эта пышная атрибутика, на мой взгляд, только отвлекает от того главного, для чего люди ходят в церковь.
Меня спрашивали не изменил ли я свое отношение к религии после посещения Храма Гробы Господня и Святых мест, не испытал ли я какие-нибудь особые религиозные чувства там. Нет не изменил и не испытал. Посещение Храма Гроба Господня, конечно, оставило глубокое впечатление, но лично у меня это не связано с религиозными чувствами, скорее с чувством прикосновения к Великому, к истокам мировой истории.

Храм Гроба Господня представляет из себя огромный комплекс сооружений на месте, где завершился земной путь Христа. Сфотографировать его целиком, сейчас возможно наверно только с вертолета, все вокруг застроено и отойти, чтобы взять общий план, некуда.

Вид на Храм со стороны Южного входа. На переднем плане колокольня, она закрывает собой купол ротонды, правее видна верхняя часть купола главной церкви с крестом.

Места распятия и погребения Христа во времена событий, описанных в Библии, находились за пределами стен старого Иерусалима. Гора Голгофа, на которой был распят Иисус, представляла из себя небольшой округлый холм недалеко от городских мест погребения. По иудейскому обычаю, людей хоронили в небольших пещерах, вырытых в скале, также похоронили и Иисуса.

Схематически расположение мест распятия, погребения и построек нынешнего Храма над ними выглядит так.

Христианская церковь на этом месте была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина (272-337 г.г.), который первым среди римских императоров принял христианство. В 326 году по просьбе сына уже в преклонном возрасте Елена предприняла путешествие в Иерусалим в поисках реликвий страстей Христовых. При поддержке Иерусалимского патриарха Макария она организовала раскопки на Галгофе. По преданию во время этих раскопок была обнаружена пещера – место погребения Иисуса, а также найден (обретен) животворящий крест, на котором был распят Иисус, и табличка с титлом IRNI (Иисус Назарянин, Царь Иудеский). Первая большая церковь над святыми местами, заложенная Еленой, была построена по инициативе и на средства императора Константина и освещена в его присутствии. За время своего существования эта церковь трижды разрушалась и вновь восстанавливалась.

В нынешнем виде Храм Гроба Господня отстроен крестоносцами в середине 12 века. Они оставили без изменений планировку западной части храма с Ротондой над местом погребения Христа и пристроили к ней с востока большое помещение, новую Великую церковь в виде т-образного креста в плане, с многочисленными пределами. У южной стены ротонды была построена пятиярусная колокольня, верхняя часть которой обрушилась в результате землетрясения в 1545 году. Восстанавливать в прежнем виде колокольню не стали и оставили трехярусной. Также при крестоносцах восточнее главного помещения храма была построена церковь Святой Елены. Под ней в подземном помещении находится часовня Обретения живого креста. По преданию именно в этом месте, царица Елена обнаружила Крест Господень.

Войти в храм когда-то можно было через два входа, главный восточный и южный. Восточный вход был замурован мусульманами после падения Иерусалима и сейчас остался только один южный вход.

Войдя внутрь посетители попадают в помещение, отделенное то главной церкви стеной. Здесь лежит плита, камень Помазания, обозначающий место, где по преданию Иосиф Аримафейский помазал смесью мира и алое тело Иисуса, снятое с креста, и где богоматерь плакала над Ним прежде чем Его унесли в гробницу. Камень и сейчас полит благовониями.
Верующие стремятся прикоснуться к камнюо руками и прикладывают к нему крестики, иконки и другие предметы.

Мозаика на стене над камнем Помазания с изображением сцен Снятия с креста, Миропомазания и Положение во гроб.

Еще выше в проеме стены виден купол главной церкви.

Вход на Голгофу находится при входе справа. К вершине горы, вокруг которой обустроены помещения во втором ярусе, ведут 18 ступеней крутой лестницы, когда-то это была просто крутая тропа.
Очередь на Голгофу на лестнице.

Все стоят, чтобы прикоснуться к месту, где был распят Христос.

Мозаика на стене в помещении перед местом распятия.

Камни Голгофы вокруг места распятия закрыты стеклом. В одном из камней трещина, по преданию образовавшаяся в момент смерти Христа, но по последним исследованиям, она появилась во время строительных работах.

Читайте также:
Ват Пхра Тхат Си Чом Тонг в Чом Тонге — подробная информация с фото

Иконостас над местом распятия.

К месту распятия все подходят на коленях.

С южной стороны от ротонды установлена небольшая часовенка. По преданию в этом месте стояли три Марии – Мария Богородица, Мария Магдалина, Мария Клеопова смотрели на вершину Голгофы и оплакивали распятого на кресте Иисуса Христа.

Видели они крест с Иисусом примерно на таком расстоянии.
Вершина Голгофы и место распятия находятся в освещенной арке во втором ярусе над камнем Помазания.

В центре ротонды – большого круглого зала Храма находится мраморная часовняКувуклия, построенная непосредственно над пещерой Гроба Господня. Помещение ротонды погружено в полумрак, поэтому без штатива получилось сфотографировать ее только в таком качестве.

Место погребения в Кувуклии представляет из себя грот, состоящий из двух небольших комнат (см. схему выше). Первая от входа комната это Предел Ангела, в котором по евангелию от Матфея “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем”. За пределом Ангела находится пещера Гроба Господня – маленькая комнатка вырубленная в скале, наполовину занятая справа каменным ложем, на котором покоилось тело Христа. В нее из предела Ангела ведет низкий проем, заставляющий каждого входящего низко кланяться.
В пещере хватает место только для трех человек. Чтобы попасть туда и прикоснуться к священному месту, приходится выстаивать длинную очередь, которая обвивает Кувуклию по кругу.

Вход в помещение Гроба Господня.

Пропустив большую часть рассказа нашего гида о Храме, мы выстояли эту очередь и попали внутрь пещеры Гроба Господня. Вместе с нами зашла пожилая женщина и со слезами на глазах припала к мраморному ложу, поэтому я не решился фотографировать внутри, снимал только снаружи.

Слева от входа в Кувуклию горят свечи, подожженные от благодатного огня, который “сходит” на Пасху в пещере Гроба Господня. К этим свечам также стоит очередь. От них люди зажигают свои свечи и тут же тушат их о специальные колпачки. Считается, что благодатный огонь, зажженный и потушенный у Гроба Господня, переносится на потушенных свечах и вновь возгорается, если зажечь эти свечи в другом месте.

Пределы Храма Гроба Господня сейчас поделены между шестью конфессиями христианской церкви: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Для каждой из них специальным соглашением определены часы молитв у Гроба Господня. На это время доступ людей к Гробу прекращается, и приходится ждать, пока священники закончат службу.

Каждая из конфессий проводят службы и в своих пределах.

Потратив большую часть времени на стояние в очередях на Голгофу и к Гробу Господню, мы быстро обошли остальные помещения Храма.

Купол главной церкви
Храма.

Помещение с закопченными стенами в одном из пределов главной церкви.

Пропустив большую часть рассказа нашего гида о Храме, я честно говоря, думал, что именно здесь “сходит” благодатный огонь на Пасху. На самом деле он “сходит” в самой пещере Гроба Господня в Кувуклии. А что это за помещение, я так и не смог выяснить.

Ключами от главных дверей Храма на протяжении нескольких столетий распоряжается семья мусульман, живущая при храме в качестве привратников. Рассказывают, что в 1579 на Пасху, они не открыли ворота, надеясь что благодатный огонь не сойдет в закрытом Храме. По другой версии они были подкуплены армянскими священниками, которые хотели сами принять благодатный огонь, долго молились в закрытом Храме, но так его и не дождались. Толпа православных верующих, собравшаяся у закрытых дверей наблюдала, как при ясном небе сверкнула молния и ударила в колонну слева от входа. Колонна раскололась и по трещине сошел благодатный огонь.

На площади перед Храмом, всем показывают место с углублениями, похожими на следы человека.

С этими следами связана еще одна “история”. Турецкий солдат Анвар (Умар), стоявший в охранении на крыше одной из построек , прилегавших к Храму и увидевший чудо схождения благодатного огня на колонну у закрытых дверей, настолько впечатлился, что закричал “Я христианин!” и прыгнул с крыши вниз на площадь. При этом он не разбился, каменные плиты площади как воск размягчились под ним, его ноги отпечатались на плитах и даже как-будто со следами от скольжения.

Храм Гроба Господня является конечным местом Крестного пути Христа, который проходит по улице Via Dolorosa. Деревянные кресты, которые обычно несет, процессия, повторяющая Крестный путь, стоят в уголке площади перед Храмом.

Фото Храма Гроба Господня (115 фото)

К религии у меня отношение неоднозначное. Я атеист, признаю материалистический научный подход к познанию окружающего мира. Атеист, конечно, не воинствующий. Основные заповеди христианства душой принимаю и одобряю, уважаю чувства верующих и не навязываю никому свою точку зрения. Меня очень интересует все, что связано с библейской историей, я восхищаюсь религиозной живописью и архитектурой. Но в религиозные чудеса, рассчитанные на эпатаж темных верующих, я не верю. Еще не могу понять яркий лубочно-золотой антураж церквей, особенно православных. Странноватые одеяния служителей церкви меня просто смешат. Вся эта пышная атрибутика, на мой взгляд, только отвлекает от того главного, для чего люди ходят в церковь.
Меня спрашивали не изменил ли я свое отношение к религии после посещения Храма Гробы Господня и Святых мест, не испытал ли я какие-нибудь особые религиозные чувства там. Нет не изменил и не испытал. Посещение Храма Гроба Господня, конечно, оставило глубокое впечатление, но лично у меня это не связано с религиозными чувствами, скорее с чувством прикосновения к Великому, к истокам мировой истории.

Храм Гроба Господня представляет из себя огромный комплекс сооружений на месте, где завершился земной путь Христа. Сфотографировать его целиком, сейчас возможно наверно только с вертолета, все вокруг застроено и отойти, чтобы взять общий план, некуда.

Вид на Храм со стороны Южного входа. На переднем плане колокольня, она закрывает собой купол ротонды, правее видна верхняя часть купола главной церкви с крестом.

Читайте также:
Сантьяго-де-Компостела – паломнический город Испании

Места распятия и погребения Христа во времена событий, описанных в Библии, находились за пределами стен старого Иерусалима. Гора Голгофа, на которой был распят Иисус, представляла из себя небольшой округлый холм недалеко от городских мест погребения. По иудейскому обычаю, людей хоронили в небольших пещерах, вырытых в скале, также похоронили и Иисуса.

Схематически расположение мест распятия, погребения и построек нынешнего Храма над ними выглядит так.

Христианская церковь на этом месте была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина (272-337 г.г.), который первым среди римских императоров принял христианство. В 326 году по просьбе сына уже в преклонном возрасте Елена предприняла путешествие в Иерусалим в поисках реликвий страстей Христовых. При поддержке Иерусалимского патриарха Макария она организовала раскопки на Галгофе. По преданию во время этих раскопок была обнаружена пещера – место погребения Иисуса, а также найден (обретен) животворящий крест, на котором был распят Иисус, и табличка с титлом IRNI (Иисус Назарянин, Царь Иудеский). Первая большая церковь над святыми местами, заложенная Еленой, была построена по инициативе и на средства императора Константина и освещена в его присутствии. За время своего существования эта церковь трижды разрушалась и вновь восстанавливалась.

В нынешнем виде Храм Гроба Господня отстроен крестоносцами в середине 12 века. Они оставили без изменений планировку западной части храма с Ротондой над местом погребения Христа и пристроили к ней с востока большое помещение, новую Великую церковь в виде т-образного креста в плане, с многочисленными пределами. У южной стены ротонды была построена пятиярусная колокольня, верхняя часть которой обрушилась в результате землетрясения в 1545 году. Восстанавливать в прежнем виде колокольню не стали и оставили трехярусной. Также при крестоносцах восточнее главного помещения храма была построена церковь Святой Елены. Под ней в подземном помещении находится часовня Обретения живого креста. По преданию именно в этом месте, царица Елена обнаружила Крест Господень.

Войти в храм когда-то можно было через два входа, главный восточный и южный. Восточный вход был замурован мусульманами после падения Иерусалима и сейчас остался только один южный вход.

Войдя внутрь посетители попадают в помещение, отделенное то главной церкви стеной. Здесь лежит плита, камень Помазания, обозначающий место, где по преданию Иосиф Аримафейский помазал смесью мира и алое тело Иисуса, снятое с креста, и где богоматерь плакала над Ним прежде чем Его унесли в гробницу. Камень и сейчас полит благовониями.
Верующие стремятся прикоснуться к камнюо руками и прикладывают к нему крестики, иконки и другие предметы.

Мозаика на стене над камнем Помазания с изображением сцен Снятия с креста, Миропомазания и Положение во гроб.

Еще выше в проеме стены виден купол главной церкви.

Вход на Голгофу находится при входе справа. К вершине горы, вокруг которой обустроены помещения во втором ярусе, ведут 18 ступеней крутой лестницы, когда-то это была просто крутая тропа.
Очередь на Голгофу на лестнице.

Все стоят, чтобы прикоснуться к месту, где был распят Христос.

Мозаика на стене в помещении перед местом распятия.

Камни Голгофы вокруг места распятия закрыты стеклом. В одном из камней трещина, по преданию образовавшаяся в момент смерти Христа, но по последним исследованиям, она появилась во время строительных работах.

Иконостас над местом распятия.

К месту распятия все подходят на коленях.

С южной стороны от ротонды установлена небольшая часовенка. По преданию в этом месте стояли три Марии – Мария Богородица, Мария Магдалина, Мария Клеопова смотрели на вершину Голгофы и оплакивали распятого на кресте Иисуса Христа.

Видели они крест с Иисусом примерно на таком расстоянии.
Вершина Голгофы и место распятия находятся в освещенной арке во втором ярусе над камнем Помазания.

В центре ротонды – большого круглого зала Храма находится мраморная часовняКувуклия, построенная непосредственно над пещерой Гроба Господня. Помещение ротонды погружено в полумрак, поэтому без штатива получилось сфотографировать ее только в таком качестве.

Место погребения в Кувуклии представляет из себя грот, состоящий из двух небольших комнат (см. схему выше). Первая от входа комната это Предел Ангела, в котором по евангелию от Матфея “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем”. За пределом Ангела находится пещера Гроба Господня – маленькая комнатка вырубленная в скале, наполовину занятая справа каменным ложем, на котором покоилось тело Христа. В нее из предела Ангела ведет низкий проем, заставляющий каждого входящего низко кланяться.
В пещере хватает место только для трех человек. Чтобы попасть туда и прикоснуться к священному месту, приходится выстаивать длинную очередь, которая обвивает Кувуклию по кругу.

Вход в помещение Гроба Господня.

Пропустив большую часть рассказа нашего гида о Храме, мы выстояли эту очередь и попали внутрь пещеры Гроба Господня. Вместе с нами зашла пожилая женщина и со слезами на глазах припала к мраморному ложу, поэтому я не решился фотографировать внутри, снимал только снаружи.

Слева от входа в Кувуклию горят свечи, подожженные от благодатного огня, который “сходит” на Пасху в пещере Гроба Господня. К этим свечам также стоит очередь. От них люди зажигают свои свечи и тут же тушат их о специальные колпачки. Считается, что благодатный огонь, зажженный и потушенный у Гроба Господня, переносится на потушенных свечах и вновь возгорается, если зажечь эти свечи в другом месте.

Пределы Храма Гроба Господня сейчас поделены между шестью конфессиями христианской церкви: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Для каждой из них специальным соглашением определены часы молитв у Гроба Господня. На это время доступ людей к Гробу прекращается, и приходится ждать, пока священники закончат службу.

Каждая из конфессий проводят службы и в своих пределах.

Потратив большую часть времени на стояние в очередях на Голгофу и к Гробу Господню, мы быстро обошли остальные помещения Храма.

Купол главной церкви
Храма.

Помещение с закопченными стенами в одном из пределов главной церкви.

Пропустив большую часть рассказа нашего гида о Храме, я честно говоря, думал, что именно здесь “сходит” благодатный огонь на Пасху. На самом деле он “сходит” в самой пещере Гроба Господня в Кувуклии. А что это за помещение, я так и не смог выяснить.

Читайте также:
Как найти себе экскурсии на русском в любой точке мира

Ключами от главных дверей Храма на протяжении нескольких столетий распоряжается семья мусульман, живущая при храме в качестве привратников. Рассказывают, что в 1579 на Пасху, они не открыли ворота, надеясь что благодатный огонь не сойдет в закрытом Храме. По другой версии они были подкуплены армянскими священниками, которые хотели сами принять благодатный огонь, долго молились в закрытом Храме, но так его и не дождались. Толпа православных верующих, собравшаяся у закрытых дверей наблюдала, как при ясном небе сверкнула молния и ударила в колонну слева от входа. Колонна раскололась и по трещине сошел благодатный огонь.

На площади перед Храмом, всем показывают место с углублениями, похожими на следы человека.

С этими следами связана еще одна “история”. Турецкий солдат Анвар (Умар), стоявший в охранении на крыше одной из построек , прилегавших к Храму и увидевший чудо схождения благодатного огня на колонну у закрытых дверей, настолько впечатлился, что закричал “Я христианин!” и прыгнул с крыши вниз на площадь. При этом он не разбился, каменные плиты площади как воск размягчились под ним, его ноги отпечатались на плитах и даже как-будто со следами от скольжения.

Храм Гроба Господня является конечным местом Крестного пути Христа, который проходит по улице Via Dolorosa. Деревянные кресты, которые обычно несет, процессия, повторяющая Крестный путь, стоят в уголке площади перед Храмом.

Путеводитель по Иерусалиму: Храм Гроба Господня

Вы стоите перед входом в самое святое место для христиан всего мира. Через несколько минут вы переступите порог Храма Гроба Господня, который на протяжении 18-ти веков как магнит притягивал к себе мысли и сердца людей. Они шли сюда со всех уголоков Земли, зачастую пешком, преодолевая невзгоды и трудности, часто с риском для жизни. Они приходили в Храм Гроба Господня, чтобы поклониться трем главным его святыням: Голгофе, Камню Миропомазания и Гробу Господню. Путеводитель проведет вас по святыням Храма Гроба Господня. Вы можете следовать по маршруту, показанному на схеме, или же сверять свое путешествие с фотографиями наиболее важных и посещаемых мест Храма Гроба Господня.

1. Главные ворота, лестница и мраморная колонна

Сейчас вы пройдете сквозь древний двор–атриум к главным воротам Храма Гроба Господня. Обратите внимание на великолепные резные украшения над арочным входом. Это прекрасно сохранившаяся резьба по камню 4 века.

Над ними – деревянная лестница, невесть по какой причине оставленная здесь строителями, проводившими ремонтные работы в Храме Гроба Господня. Поскольку территория Храма Гроба Господня строго поделена между шестью христианскими конфессиями, и лестница эта оказалась на спорной територии, то никто не имеет права убрать ее оттуда. Считается, что статус-кво в разделе территории, достигнутый к настоящему времени, будет продолжаться, покуда эта лестница сторожит покой Храма.

Двухстворчатые арочные врата Храма Гроба Господня украшены мраморными колоннами. На одной их них (слева от входа) видна трещина, о которой ходят легенды. Одна из них гласит, что в середине 16-го века армяне, владевшие частью Храма Гроба Господня, на Пасху подкупили турецкие власти, чтобы те не впускали никого, кроме них в Храм Гроба Господня на схождение Благодатного Огня. Армяне молились, но тщетно: огонь не сходил. И вот в какой-то момент молния ударила в мраморную колонну, расколола её, из колонны сошел благодатный огонь и зажёг свечи православного патриарха, стоящего рядом.

Правая арка замурована еще со времен Салах ад-Дина, изгнавшего крестоносцев из Иерусалима в конце 12-го века, а левую на ночь закрывают массивными деревянными дверьми, и запирает их специально приставленный к этому ритуалу ключник из знатного рода Нусейбе. Главе этого рода, по преданию, вручил в 7-м веке ключи от Храма Гроба Господня сам халиф Омар ибн аль-Хаттаб.

Нынешнего ключника часто можно увидеть сидящим на скамье слева от входа. С ним можно поздороваться, сфотографировать его или даже самим сфотографироваться рядом с ним.

Вы находитесь на странице моего Путеводителя по Храму Гроба Господня. Для перехода на главную страницу сайте щелкните мышкой здесь.

Для заказа экскурсии по Храму Гроба Господня звоните по телефону +972 544 70 3519 или отправьте письмо со страницы Контактов.

2. Подъем на Голгофу

Справа от входа расположены ступени, ведущие на Голгофу. Это довольно крутая лестница, и я советую вам держаться за ее перила. Во время службы лестницу перекрывают, и тогда вам лучше посетить другие святыням Храма Гроба Господня или же дождаться окончания службы.

Лестница предназначена только для подъема. Спускаться с Голгофы нужно по ступеням, расположенным на противоположной стороне.

3. Голгофа – место Распятия

Поднявшись по ступеням, вы попадаете в зал, разделенный на две части. Первая принадлежит католикам. Потолок и панно здесь выполнены художниками П. Д’Ачиарди и Л.Трифоглио.

На потолке можно увидеть роспись 12 века с изображением Спасителя, сохранившуюся со времен крестоносцев.

Сама Голгофа – это часть сохранившейся на территории Храма Гроба Господня скалы, на которой, согласно традиции, был установлен Крест для Распятия. Обратите внимание на расселину которая, по преданию, образовалась в момент, когда Иисус испустил дух на Кресте “и земля потряслась; и камни расселись…” (Матфей, 27:51).

Здесь обычно выстраивается очередь из паломников, жаждущих прикоснуться к камню, на котором был установлен Крест Спасителя. Очередь движется по направлению к Скале, расположенной в православной части зала.

Прикоснувшись к священной Голгофе, вы можете совершить еще один ритуал: зажечь свечи “за здравие” и “за упокой”. Свечи можно взять у служителя, сидящего тут же, а если его нет на месте, то просто положите небольшое пожертвование в ящик и возьмите нужное количество свечей.

Свечи “за упокой” зажигают и ставят напротив Распятия, а свечи “за здравие” – в продольном ящике у перил балкона. Это несколько отличается от принятого обычая в православных храмах. Но так здесь заведено, не перепутайте!

Читайте также:
Как уплатить налоги физического лица по ИНН на сайте ФНС
4. Камень Миропомазания

Спустившись с Голгофы, сверните влево к каменной плите, известной под названием “Камня Миропомазания”. Вокруг неё всегда много народу: паломники натирают плиту благовониями, здесь же можно освятить ритуальные предметы (кресты, иконы, но не свечи!), которые вы приобрели в сувенирной лавке. Но если вы планируете отстоять очередь и приложиться к Святому Гробу, то сделать это можно и там. В этом случае просто приложитесь к священному Камню – до вас к нему прикасались миллионы рук, ведь он лежит на этом месте с 12-го века! Что означает “Камень миропомазания”?

Помазание благовонием под названием “миро” впервые упоминается в “Книге Исход” (30:22-25):
“И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.”

Согласно Евангелию от Иоанна (19:39), этим маслом Иосиф Ари-мафейский и Никодим помазали тело Иисуса перед погребением. В других Евангелиях (Лука 24:1, Марк 16:1) говорится, что Мария Магдалина и с ней другие женщины, которых традиция называет “жёны-мироносицы” пришли утром третьего дня (в воскресенье), чтобы совершить обряд погребения по иудейскому обычаю, чего невозможно было сделать в день распятия, поскольку был вечер и наступала суббота.

Обратите внимание на мозаичное панно напротив. На нем изображены три главных события, произошедшие на этом месте две тысячи лет назад: Снятие с Креста, Миропомазание и Положение во Гроб. Но действительно ли это тот самый камень, на котором лежало мертвое тело Учителя? – Разумеется, нет! Тот камень был разрушен вместе со Святой Могилой по приказу халифа аль-Хакима в 1009 году. А ровно через 90 лет в Иерусалим ворвались крестоносцы, шедшие к своей святыне долгих три года, чтобы отвоевать Гроб Господень у неверных. Они реконструировали Храм Гроба Господня и положили на этом месте плиту. Ничего другого им не оставалось: святое место нужно было как-то обозначить.

Прошли века, и Камень Миропомазания стал одним из самых намоленных мест в мире. Он освящен людскими молитвами, независимо от того, “настоящий” он или нет.

5. Святой Гроб (Кувуклия)

Церковное предание повествует, что во времена римского правления на этом месте находился храм богини Венеры. Прибывшая в Иерусалим святая Елена, мать императора Константина, повелела разрушить языческое капище и обнаружила под ним древние захоронения, среди которых был найден и “Святой Гроб” – погребальная пещера, принадлежащая Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Иисуса.

Погребальные пещеры того периода вырубались в мягких породах и служили семейными усыпальницами богатым жителям Иерусалима. Внутри пещеры находилось ложе, на которое укладывали тело умершего, обвитое пеленами, обильно пропитанными бальзамами и благовониями. Вход в пещеру закрывался круглым или прямоугольным камнем. Тело умершего должно было пролежать на таком ложе в течение года, пока душа его, по иудейскому поверию, находилась в Шеоле (в христианстве – “чистилище”). Через год приходили родственники, истлевший скелет разбирали на части и укладывали в специальные каменные урны-оссуарии, которые устанавливали в нишах, вырубленных внутри пещеры. На территории Храма Гроба Господня сохранились остатки подобной пещеры. Ее традиция связывет с могилой Никодима, еще одного тайного ученика Иисуса (см. п.7).

Тело Распятого пролежало в пещерном гробу с пятницы до исхода субботы, который начинался с наступлением темноты. По еврейской традиции начало первого дня недели отсчитывается именно с этого времени, а не с 0 часов, как это принято сегодня в мире. Поэтому и отсчет дней недели в Израиле ведется не с понедельника, как во всем мире, а с вокресенья, которое считается рабочим днем.

Ранние христиане прекрасно разбирались в иудейском исчислении времени, поэтому Великая Суббота, когда на Пасху в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь, считается одним из главных христианских праздников на Святой Земле.

Но пора уже нам поспешить к этой старинной часовне, внутри которой находится плита, символизирующая Святой Гроб. Дело в том, что к ней обычно выстраивается очередь, в которой иногда можно простоять и целый час! Особенно, если в это время в Храме Гроба Господня проходит служба одной или даже более конфессий. В Кувуклии и на Голгофе служат православные греки, армяне католики-францисканцы, иногда – копты. Остальные две конфессии: эфиопы и сирийцы – лишены этой привилегии. Остояв очередь, вы попадаете внутрь часовни, в помещение, именуемое “приделом Ангела”. Названо оно так в соответствии с евангельским стихом от Матфея (28:2), где говорится, что “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем…”. Камень этот, вернее то, что от него осталось, вы увидите под стеклом в свете горящей над ним свечи.

За приделом Ангела – пещера Святого Гроба с мраморной плитой, к которой прикладываются верующие. Она символизирует погребальное ложе, на котором лежало тело Иисуса. На эту плиту кладут различные ритуальные предметы (нательные кресты, иконы, флаконы с маслом и др.). Посмотрите. как это делают люди перед вами, и следуйте их примеру. Служители Храма Гроба Господня просят не задерживаться с освящением ваших предметов, и не раскладывать их по отдельности. Совершив ритуал поклонения Святому Гробу, на выходе из Кувуклии справа от вас, вы увидите место обжигания свечей от Благодатного огня. Подожгите одновременно все 33 свечи в пучке, дайте им немного погореть и затушите под колпачком.

В марте 2017 года были завершены работы по ремонту и реставрации Кувуклии, которая долгое время находилась в аварийном состоянии. Те из вас, кто бывал ранее в Храме Гроба Господня, будут приятно удивлены, увидев обновленную Кувуклию.

Теперь можно отправиться на экскурсию по Храму Гроба Господня и посетить еще несколько его святых мест.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: