Цены в Греции на продукты, жилье, отдых, товары и услуги в 2022 году

Цены в Греции в 2022 году

Цены в Греции — актуальная тема для туристов из России: стоимость в 2022 году многих товаров и услуг в этой стране изменилась. Причем далеко не всегда в сторону увеличения: например, продукты, согласно официальной статистике и отзывам приезжающих, стали еще дешевле. Очевидно, что многое зависит от формата отдыха, который вы выбираете: в «отельном» случае большинство затрат перекладываются на стоимость тура. Если же вы всерьез намерены попутешествовать по стране, то без информации, которая изложена в этой статье, точно не обойтись.

  • Цены на питание в кафе и ресторанах
  • Цены на продукты и алкоголь
  • Цены в магазинах и торговых центрах

Цены на питание в кафе и ресторанах

Как обычно, цены в заведениях, расположенных в туристических районах, откровенно высоки: лучше выбрать нераскрученные заведения или внимательно изучить меню. Дело в том, что стоимость еды может отличаться в зависимости от формата подачи.

Так, сувлаки (шашлык) из свинины в кафе на центральной площади Афин обойдется в 9,75 евро, но если вы берете его «на вынос», то ценник составит уже 7,20. Более того, если вы выберете вариант подачи в пите, а не в тарелке, то заплатить нужно будет всего 2 евро.

В целом цены в меню выглядят следующим образом (здесь и далее цены приводим в европейской валюте):

  • Одно основное блюдо (например, сувлаки, пастицио — запеканка из макарон под сыром, луканика — домашние колбаски с овощами) — от 9 до 15;
  • Дополнительно (овощи, рыбное или мясное ассорти) — 5-8;
  • Десерт с кофе — 4-7;
  • Пиво (0,5 л) — от 2,5 до 4;
  • Вино (бутылка 0,75 л) — 2-3.
  • Для перекуса рациональнее выбирать фастфуд — он в Греции действительно очень доступный:
  • Сэндвич, пирожок, початок вареной кукурузы — 2;
  • Мороженое — 1,5;
  • Вода из уличных кулеров — 0,35 за пол-литра.

Цены на продукты и алкоголь

Разумеется, кафе всегда есть альтернатива — супермаркет. Надо заметить, что в Греции действительно есть всё, кроме дешевых товаров. Удивительно, но несмотря на все стереотипное изобилие, цены на продукты нисколько не ниже, а местами даже и выше российских.

Конечно, ситуация по городам отличается: в Афинах, например, все традиционно дороже. Но надо отметить, что разница между ценами в провинции и столице Греции не слишком существенна: будьте к этому готовы.

Стоимость продуктов питания

Цены на продукты в Греции сегодня примерно соответствуют российским. Единственное, что удивляет, — стоимость оливкового масла. Казалось бы, в Греции, стране оливок, оно должно продаваться по минимальной стоимости, но увы.

  • Рыба (свежая и мороженая): 9 и 6 соответственно;
  • Знаменитая фета (греческий сыр) — от 4 до 6;
  • Молоко — 1,3 за литр;
  • Сливочное масло — 2,65 за кусок (225 г);
  • Оливковое масло — от 6 за 0,5 л;
  • Шоколадные конфеты — 14 за килограмм.
  • Что самое интересное, цены на фрукты и овощи в Греции тоже достаточно высоки:
  • Бананы — 1,83
  • Клубника — 4,30
  • Нектарины — 6,15
  • Персики — 3,76
  • Абрикосы — 5
  • Томаты — 1,65
  • Лук зеленый — 2,10
  • Авокадо — 4,89

Единственный способ оптимизации затрат — разыскать небольшой магазинчик вне туристической зоны. В крупных сетях цены всегда на одном уровне.

Вино, крепкие алкогольные напитки

С ценами на алкоголь в Греции дела обстоят чуть лучше: здесь и рака (водка), и отличный выбор вина. Любителям можно присмотреться к знаменитой «Метаксе» и узо (бренди на основе аниса). А вот пиво все же дорогое — 1 евро за банку 0,33.

  • Пиво (0,5) — 1,10-1,40.
  • Вино. Если есть возможность, лучше брать молодое на разлив в небольших магазинах. Если нет, готовьте от 8 до 25 евро за бутылку. Самая популярная марка — «Рецина». Много дешевого кагора (от 2 евро).
  • Узо — от 8 до 20 за бутылку (0,7).
  • Водка. В магазинах много не слишком дорогой раки (5-8), но действительно качественные сорта обойдутся по 16-22 евро (0,7 л).

Цены в магазинах и торговых центрах

Магазины в Греции — это не только продукты питания и алкоголь. Куда сходить за сувенирами и получить максимум впечатлений от особенностей национального греческого шопинга? Как минимум, это «Attica», «Athens Mall», «Metro Mall», «Athens Heart», «Golden Hall» в Афинах и «Mediterranean Cosmos» в Салониках. Греция небольшая, доехать можно: арендуйте машину, цена бензина — 1,5 евро.

Посуда

Сувенирная посуда из Греции в основном ручной работы или фабричная керамика с тематической росписью. Средняя тарелка с росписью стоит от 3 евро, кружка — 1,5-2, ваза — 7-10. Можно даже купить знаменитую греческую амфору для оливкового масла или вина — от 15 евро.

Сувенирную посуду можно найти практически в любом сувенирном магазине, но если хотите убить сразу нескольких зайцев, отправляйтесь в крупные торговые центры. Наибольшая их концентрация — на улице Эрму (Афины), Цимиски (Салоники), Аркадиу (Ретимно). Кроме того, в Афинах под сувенирную торговлю отведены целые районы: например, Глифада и Халандри.

Антиквариат

Греция — страна с древней и богатой культурой. Причем это касается не только античных времен, но и всего, что связано с православной церковью: здесь и иконы, и церковные книги, и утварь. Пожалуй, самое известное место для ценителей старых вещей — район Плака в Афинах (недалеко от Акрополя). Здесь можно найти уникальные вещи буквально за сущие копейки.

Читайте также:
Места из фильмов, которые можно увидеть в реальности

Ювелирные изделия

В ювелирных магазинах Греции не только можно, но и нужно торговаться — учитывайте это, когда будете изучать ценники. Золото обойдется в 30-50 евро за грамм готового украшения, ниже цена только в Афинах. Самые популярные магазины: «Dimitriаdis» (Родос), «Iliаs Lаlaounis» (о. Корфу), «Kessаris» (Афины).

Менее дорогостоящая альтернатива — серебро: изделия вполне доступны и очень красивы: за 5-8 евро можно купить симпатичное кольцо, а за 10-15 — серьги. Качественные украшения можно купить в «Oro Vildiridis» (сеть в Северной Греции) и «Z by Аliki Vergidоu» (Салоники).

Обувь и одежда

Наиболее популярные центры торговли одеждой и обувью — это Салоники, Ретимно, Ираклион и Афины. Здесь можно найти продукцию известных брендов с приличными скидками: роскоши минимум, но для современного мегаполиса самое то. Афинская «Zara», например, предлагает футболки за 10-15 евро, шорты — за 20, а платья — за 25. Отдельная тема — кожаные изделия: качественные куртки можно купить от 55 евро («Agora Leather», Салоники), а в Кастории («Carla Mosse») вообще от 50. В последней — огромный выбор шуб: из цельной норки — 2-4 тысячи евро, из кусочков — от 900 до 1600.

Сувениры и подарки

В качестве сувениров из Греции везут как продукты, так и вещи. Мы составили список самых популярных:

  • Мед и джем. Прелесть — в натуральности: медово-ореховые смеси (особенно на Халкидиках) и всевозможные варенья — душистые и очень вкусные (7-10 евро за баночку).
  • Сыр — как знаменитую фету, так и любой из огромного количества сортов турецкого, халуми и т.д. Цены начинаются от 2 евро.
  • Оливки, оливковое масло. Можно купить в больших жестяных банках — очень удобно для транспортировки: от 10 евро.

  • Вина: уже упомянутая «Retsina» и «Kechri» (8-22 за бутылку), виноградная водка раки и анисовый бренди узо (от 10 до 25 евро).
  • Иконы и церковная утварь. Стоимость разнится: без оправы можно купить за 10 евро (маленькая), а в серебряной оправе и значительного размера — от 150.
  • Шубы (от 1000 евро), куртки (от 50), изделия из кожи — есть очень симпатичные клатчи, сумки, ремни и портмоне (от 30).

Фотографии Успенского собора в Харькове

– Первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был построен «ратными людьми» в Харькове в 1657 г.

– Каменный крестообразный Успенский собор с пятью главами был построен в 1685-1687 годах внутри харьковской крепости и освящен митрополитом Авраамием в 1688 г.

– В 1770 г. старый каменный Успенский собор был разобран, а на его месте был построен новый, существующий по сей день. Освящен в 1778 г.

– В 1819 г. была разобрана старая колокольня Успенского собора, на её месте была выстроена новая Александровская колокольня с теплым храмом внутри, который был освящен в 1833 г. Строительство колокольни было завершено в 1845 г.

– В 1929 г. Успенский собор был закрыт, купола снесены, иконостас вывезен в музей. В соборе разместилась радиостанция. В 1986 г. в православном храме разместили орган и открыли зал органной и камерной музыки.

– В новейшие времена первое богослужение в Успенском соборе провел 2 ноября 1990 г. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. С марта 1992 г. Харьковское епархиальное управление арендовало собор для проведения богослужений. В 2004 г. было подписано распоряжение главы Харьковской областной администрации Е.П. Кушнарева о передаче Успенского собора православной церкви.

Вот уже более шести лет я являюсь прихожанином Успенского собора в г. Харькове. Конечно прихожанин с меня не ахти какой, и как большинство нынешних православных я хожу в свою церковь либо по большим праздникам, либо по особому поводу. Тем не менее, я люблю и чту историю своего храма, которая неразрывно связана с историей любимого Харькова. Альбом и видами Успенского собора я хотел издать уже давно, но по стечению ряда обстоятельств только в этом году этот альбом увидит свет! Иллюстрации и фотографии я решил добавить новыми документами, которые я отыскал в Государственном архиве Харьковской области. Эти документы касаются истории собора, его прихода и причта в 1920-е годы, и являются логическим продолжением книги Тимофея Буткевича «Историко-статистическое описание Успенского собора», которую наш музей издавал в 2006 году.

После захвата г. Харькова войсками Красной армии в декабре 1919 г., храмы города Харькова действовали более или менее самостоятельно в течение 1920 г. Но государство рабочих и крестьян, отделившее церковь от государства, вовсе не желало отказаться от того, чтобы поживиться за счет православных храмов и их прихожан. Для начала все храмы сделали предприятиями, у которых был свой устав, бухгалтерия, налоги, страховка и т.д. Далее для каждого шага православного прихода, «отделившиеся» не православные государственные деятели, стали требовать собственного разрешения, как-то на крестный ход вокруг церкви, освящение воды, выступление церковного хора и т.д. Когда этого ленинцам показалось мало, они решили обобрать ризницы православных храмов. В дальнейшем храмы просто закрывались, уничтожались, или после снятия колоколов, крестов, разрушения куполов, использовались для размещения в них складов, пекарен, типографий, а в случае с Успенским собором – радиостанции.

Читайте также:
Какова процедура восстановления прав при утере в 2022 году

Из изъятых ценностей драгоценные камни вынимались, золото и серебро переплавлялось, иконы и богослужебные книги закрытых храмов сжигались, только наиболее ценные книги и предметы церковного обихода попадали в библиотеки, музеи, или хранилища НКВД.

Первоначально церковного старосту Успенского собора Н. Сушкова в 1922 г. обязали составить опись ценных вещей с указанием стоимости и веса. Такая опись была составлена 30 марта 1922 г. Согласно этой описи в соборе были следующие ценные вещи:

1. Колокол сооруженный в память события 17 октября 1888 г. отлитый из чистого сплава серебра и меди и весом в 18 пудов, а ценность неизвестна. Помимо этого колокола на колокольне размещались еще 11 колоколов, еще с момента окончания строительства, т.е. с 1844 г. Из них один весом около 1000 пудов.

2. Иконы серебряные в позолоченных ризах в алтарях нижней церкви. В Казанском алтаре на жертвеннике икона Св. Николая. У нижней стены алтаря в киоте медные иконы: Спасителя три, Божией Матери две, Вознесения Господня, Успения Божией Матери две, Казанская иконы Божией Матери, Святой Параскевы, Александра Невского, Мученицы Александры, Св. николая, Апостола Павла, Алексея человека Божия, Дмитрия Ростовского, Василия Великого. Над вратами Казанского алтаря икона Божией Матери, Екатерининском алтаре у северной стены в киоте иконы: Спасителя, Божией Матери, Ионна Предтечи, в другом киоте: Спасителя, Божией Матери и чудотворная икона Елецкой Божией Матери. Все эти иконы в ризах неизвестного веса и цены.

3. Иконы в серебряных ризах в иконостасе Успенского алтаря: на вратах Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста, в пяти ризах этих икон веса 15 фунтов, ценой в 700 руб. Иконы в первом ярусе иконостаса: местные Спасителя, веса в ризе 28 фунтов, цена 115 руб.; Божией Матери, вес ризы 28 фунтов, ценой 1100 руб.; Успения Пресвятой Богородицы, вес ризы 28 фунтов, ценой 1150 руб. С левой стороны иконостаса икона Иоанна Крестителя, вес ризы 29 фунтов, цена 1150 руб. Над вратами икона Рождества Христова, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб. Над местной иконой Спасителя икона Крещения Господня, вес ризы 6 фунтов, цена 350 руб. Над местной иконой Божией Матери икона Сретения Господня, вес ризы 5 фунтов, цена 200 руб. Над храмовой иконой Успения Божией Матери икона Введения во храм Св. Девы Марии, вес ризы 8 фунтов, цена 260 руб. Над иконой Иоанна Крестителя икона Рождества Богородицы, вес ризы 7 фунтов, цена 230 руб. Во втором ярусе иконостаса икона Спасителя с двумя апостолами, вес ризы 51 фунт, цена 2000 руб.

4. Иконы в серебряных ризах в иконостасе Казанского алтаря: местная икона Спасителя, вес ризы 8 фунтов, цена 200 руб. икона Божией Матери, вес ризы 9 фунтов, цена 50 руб. храмовая икона Казанской Божией Матери, вес ризы 9 фунтов, цена 300 руб. Над вратами Нерукотворный Образ Спасителя, вес ризы 6 фунтов, цена 200 руб. С левой стороны икона Вознесения Господня, вес ризы 8 фунтов, цена 300 руб.

5. Иконы в серебряных ризах Екатерининского алтаря. Местная икона Спасителя, вес ризы 8 фунтов, цена 250 руб. Икона Божией Матери, вес ризы 10 фунтов, цена 300 руб. Храмовая икона Великомученицы Екатерины, вес ризы 7 фунтов, цена 270 руб. Выше икона Снятие с креста Спасителя, вес ризы 5 фунтов, цена 200 руб.

6. Иконы в серебряных ризах в храме нижней церкви. У южной стены храма в киоте икона Св. Николая, вес ризы 15 фунтов, цена 500 руб. В киоте 12 малых выносных икон в ризах разной ценности. На первой колонне с южной стороны в киоте икона Знамение Божией Матери, вес ризы 2 ½ фунта, цена 200 руб. Икона Нерукотворный Образ Спасителя в ризе неизвестного веса и цены. В другом киоте икона Св. Ионы, Петра Алексея и Филиппа, все ризы 24 фунта, цена 1300 руб. Далее в киоте иконы: Спаситель с Божией Матерью и Иоанн Предтеча, вес ризы 7 фунтов, цена 300 руб. Святой Николай и Смоленская икона Божией Матери в ризах неизвестного веса и цены. На второй колонне малые копии всех чудотворных икон Божией Матери в ризе неизвестного веса и цены. У северной стены храма в киоте иконы: Св. Митрофана Воронежского, вес ризы 3 фунта, цена 100 руб. Выше иконы: Крещение Господне, Св. Тихон Задонский, Рождество Христово, Архангел Михаил, Неопалимая Купина, Ковельшанская, Иверская, Владимирская и Озерянская иконы Божией Матери в ризах неизвестного веса и цены. Далее иконы Св. Феодосия и Серафимы в ризах, и Св. Пантелеймон в серебряным венчиком. На первой колонне с северной стороны в киоте 15 малых икон, в другом уиоте 4 иконы угодников Божиих в ризах и Елецкая икона Божией Матери с двумя ризами. На второй колонне Иоанна Воина и Св. Николая. Все эти иконы в серебряных ризах неизвестного веса и цены. Сверх того при церкви имеется 15 малых икон в серебряных ризах неизвестного веса и цены. В этой же нижней церкви имеется 2 хоругви с двумя малыми иконами в серебряных ризах неизвестной цены.

Читайте также:
Советы и лайфхаки для начинающих и опытных путешественников

7. Верхняя церковь. При входе в церковь в церковь находится особый киот с иконами: посередине Св. Николай с двумя серебряными ризами, из которых одна неизвестного веса и цены, а другая весом 17 фунтов, имеет украшения из камней неизвестной ценности. Справа икона трех угодников Божиих в ризе неизвестного веса и цены, и икона Спасителя, вес ризы 13 фунтов, цена 600 руб. Слева икона трех угодников Божиих в ризе неизвестного веча и цены, и икона Божией Матери, вес ризы 19 фунтов, цена 620 руб. В Богоявленском алтаре на горнем месте икона Спасителя в серебряной ризе неизвестного веса и цены, а на жертвеннике икона Крещения Господня, вес ризы 7 фунтов, цена 300 руб. В иконостасе оправа в киоте две малые иконы и слева в киоте одна малая икона в ризах неизвестного веса и цены. В алтаре Св. Параскевы на жертвеннике Моление о Чаше, вес ризы 7 фунтов, цена 300 руб. В иконостасе иконы: Спасителя, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб.; Божией Матери вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб.; Св. Параскевы, вес ризы 18 фунтов, цена 600 руб.; Св. Иоанн Предтеча и Алексея человека Божия, вес ризы 16 фунтов, цена 500 руб. Напрестольные кресты, евангелия, священные сосуды, лампады и другие предметы. Для нижней и верхней церкви всего имеется серебряных позолоченных вещей: крестов 10, из которых два весом по 1 фунту 30 золотников, ценой по 70 рублей, а остальные неизвестного веса и разной цены. Евангелий в серебряных окладах 14 разной величины веса и цены. Ковчегов для Святых Даров или дарохранительниц 4: первая весом 18 фунтов, ценой 1000 руб.; вторая весом 8 фунтов, ценой 400 руб.; третья весом 7 фунтов, ценой 350 руб. и четвертая весом 6 фунтов, ценой 300 руб. Серебряных позолоченных чаш 11, из которых одна чаша весом 5 фунтов, ценой 350 руб.; две чаши весом по 2 фунта, ценой по 150 руб.; две чаши весом по 1 фунту, ценой по 100 руб., а остальные чаши меньших размеров разного веса и цены. Дискосов 10, из которых три дискоса весом по 1 фунту, ценой по 60 рублей, а остальные неизвестного веса и цены. Звездиц 10 разного веса в золотниках и разной цены, от 8 до 40 руб. Лжиц 9 разного веса и цены от 3 до 12 руб. Копий посеребренных 10 малой ценности. Ковшиков 3 разного веса и цены от 10 до 20 руб. Тарелочек разного веса и цены от 5 до 35 руб. Один сосуд для освящения хлебов не пробного серебря, неизвестной цены. Одна малая дароносица, ценой в 25 руб. Архиерейских наперсных крестов 4, из которых один золотой, а остальные серебряные с украшениями неизвестной ценности. Панагий 6, из которых одна золотая, а пять серебряные с украшениями неизвестной ценности. Одна митра украшена бирюзой, а другая камнями неизвестной цены. Дикириев две и трикириев 2, весом около 1 фунта каждый и ценой по 50 руб. Архиерейский посох ценой 250 руб. Трехсвечников 2, ценой по 60 руб. каждый. Кадил 6 разного веса, ценой от 50 до 150 руб. Одно блюдо ценой в 60 руб. Лампад в нижней церкви 20 и в верхней 15 разного неизвестного веса и цены.

Основная часть ценностей в Успенском соборе была изъята в 1922 году. Некоторые незначительные вещи были оставлены на хранение при соборе, однако уже в 1924 г. и они были изъяты. Советские чиновники тогда определяли сами, какое количество утвари, одежды будет достаточно храму для совершения богослужения. Тогда же начали забирать иконы для Всеукраинского Социального музея им. Артема. Изъяли иконы из главного иконостаса: Христа, Божией Матери, Неверия Фомы. Другие иконы: чудотворную икону Елецкой Божией Матери, храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, двухстороннюю икону с образами Богородицы и Распятия, а также ряд богослужебной утвари. А Харьковский окрисполком в лице Отдела культа потребовал немедленной передачи этих ценностей. В 1926 году этот же музей потребовал передать ему еще некоторые ценные экспонаты, среди которых иконы Владимирской Божией Матери, Знамения и др.

В 1920-е годы Успенском соборе в кладовой придела во имя Святой Параскевы Пятницы хранятся остатки консисторского архива, все то, что по какой-то причине не захотели забирать чиновники. А для богослужения епархиального ведомства передается каплица с чудотворным Образом Святителя Николая и Богоявленская церковь под колокольней Успенского собора. В каплице располагался деревянный позолоченный киот с тремя иконами: чудотворной иконой Св. Николая, трех Угодников Божиих, Спасителя. Две иконы размещались в деревянных рамах: Спасителя и Божией Матери. В Богоявленском храме было два позолоченных иконостаса, в которых располагалось 37 икон, пять икон размещались в отдельных киотах. Следует отметить, что передача каплицы и Богоявленского храма состоявшаяся 26 октября 1926 г. происходила без участия представителей церковной пятидесятки, и без согласия прихожан, зато по указанию Харьковского админотдела.

В 1920 г. здания принадлежащие Успенскому собору в основном была национализированы для нужд учреждений советской власти. Прежде всего четырехэтажный дом по Московской улице № 1, в нем первый и второй этаж заняли торговые заведения, а третий и четвертый жилые квартиры. Также была отобрана лавка в Гостином дворе и каменное здание в церковной ограде с северной стороны, где расположился книжный склад отдела народного образования. В 1922 г. единственное не национализированное здание (двухэтажное), располагавшееся в ограде собора с южной стороны было занято под канцелярию Харьковского Архиепископа и коллегию епархиального свечного завода.

Читайте также:
Фотографии Памятника Крылову в Москве

Причт собора на 7 октября 1923 г. состоял из семи человек: настоятель собора протоиерей Леонид Иванович Твердохлебов, ключарь протоиерей Иоанн Васильевич Петровский, протоиерей Серафим Оскарович Ляде, священник Максим Петрович Гришин, протодиакон Спиридон Макарович Евтушенко, диакон Стефан Павлович Киенко, диакон Михаил Константин Богославский.

Устав православной общины Успенского собора был зарегистрирован 10 апреля 1925 года. В это время в соборе были следующие прихожане: Дмитрий Иванович Гусев, Николай Яковлевич Сушков, Григорий Иванович Хоменко, Иван Епифанович Коломийцев, Виктор Михайлович Юдкевич, Михаил Анисимович Антиох, Григорий Афанасьевич Гуськов, Анна Григорьевна Семека, Иван Григорьевич Пантелеев, Фёдор Филиппович Майков, Павел Васильевич Коломийцев, Корней Степанович Щербинкин, Надежда Михайловна Кущинская, Михаил Лукич Эммец, Василий Кириллович Тунцов, Дмитрий Иванович Шишлов, Фёдор Сергеевич Злобин, Иван Петрович Хренников, Порфирий Петрович Еленский, Александра Семеновна Борнякова, Наталия Андреевна Вержковская, Матвей Николаевич Козлов, Капитолина Васильевна Серенкова, Никита Николаевич Дракин, Пелагея Андреевна Рыманова, Дмитрий Андреевич Бондаревский, Василий Михайлович Юдкевич, Иван Антонович Голубев, Димитрий Георгиевич Яцковский, Иван Андреевич Лымаренко, Евдокия Алексеевна Кнох, Захария Ивановна Еременко, Василий Иванович Бухолдин, Александра Ивановна Якубович, Ефросинья Васильевна Спесивцева-Петрова, Вера Ивановна Чистякова, Иван Васильевич Омельченко, Александр Васильевич Колодко, Максим Васильевич Топчиев, Илья Иванович Павлов, Ольга Ивановна Головинская, Пётр Васильевич Грушин, Александр Иванович Кандык, Клеопатра Павловна Константинова, Елена Павловна Максимова, Иван Матвеевич Мельниченко, Елена Александровна Курьянова, Иван Иосифович Поляков, Валентина Ивановна Черникова, Фёдор Саввич Грес.

В настоящее время наш музей готовит к изданию метрические книги и исповедные росписи Успенского собора с 1733 по 1799 годы. А в дальнейшем будем стараться издать метрики за XIX столетие. Кроме того фотокопии оригиналов метрических книг передадим в архив собора. По сути, мы вернем туда то, что хранилось в Успенском соборе до 1920 года.

Человеческие останки и победа над войсками Наполеона. История одного из старейших соборов Харькова, – ФОТО

История одного из самых известных харьковских соборов, пережившего самый большой городской пожар и Вторую мировую войну.

В Харьков каждый год съезжаются тысячи туристов, желающих посмотреть на великолепные архитектурные здания, которые имеют продолжительную и величественную историю. Среди них особое место занимают харьковские соборы и храмы, построенные сотни лет тому назад, но продолжающие действовать и поныне. При этом одним из старейших православных храмов Харькова является Успенский собор, который к тому же отнесен к памятникам архитектуры национального значения. Поэтому мы решили сосредоточиться именно на его истории.

Самый большой пожар за всю историю и опасные трещины

По сей день остается неизвестным, кто и когда первоначально возвел в городе церковь Успения Пресвятой Богородицы, являвшейся предшественницей Успенского собора. Однако первое упоминание о храме датируется далеким 1658 годом. Это была деревянная однопрестольная холодная церковь, которая находилась южнее от современного собора, а точнее между зданиями университетской библиотеки и университетской церкви.

Изначально в храме не было даже деревянных икон, поэтому вместо них использовали бумажный аналог. Вдобавок церкви недоставало множества богослужебных книг, которые требовались для совершения полного богослужения. Также есть предположения о том, что в те времена при храме было церковное кладбище, поскольку при земляных работах в последующих столетиях то и дело обнаруживали человеческие останки.

Время шло, и первая деревянная церковь обветшала, поэтому в 1685 году заложили новый каменный крестообразный собор с пятью главами внутри городской крепости. Через три года строительство закончили, а здание церкви освятили. К тому же отдельно от храма выстроили каменную колокольню, которая располагалась на соборной площади.

8 июля 1733 года на территории крепости, где располагался собор, вспыхнул самый большой за всю историю пожар на территории Харькова. Огонь охватил и уничтожил 300 дворов со всеми постройками, а также все торговые лавки. Во время этого бедствия не уцелел и храм, у которого сгорела крыша, все главы, в том числе и на колокольне. Внутри храма бушующий огонь уничтожил абсолютно все, оставив лишь каменные стены.

Однако в следующем году собор восстановили, и выглядел он гораздо лучше. Главы заново отстроили, кресты установили позолоченные, а крышу покрыли белой «аглицкой» жестью. К сожалению, не обошлось и без пробелов, поскольку благоустроители не обратили внимания на каменные стены храма. Огонь, большое количество вылитой воды во время пожара, а также дождливые лето и осень 1733 года разрушительно повлияли на эти стены. Все это привело к тому, что в 1770 году начали появляться опасные трещины в стенах собора. Капитальный ремонт оказался невозможным, а богослужения в таких условиях стали опасными для жизни священников и прихожан. Поэтому уже в следующем году было принято решение разобрать до основания старый храм и на его месте возвести новый.

Иконостас по рисункам Растрелли и главный собор Харькова

14 мая 1771 года стало знаменательной датой, поскольку было освящено место, на котором построен ныне существующий Успенский собор. Интересно, что создатели при возведении собора следовали образцу Московского храма святого Климента. Поэтому именно по его плану в Харькове начали строить новый четырехугольный, на пять куполов и столько же престолов собор. Само же возведение нового храма велось на добровольные пожертвования верующих.

Читайте также:
Линц, Австрия: что посмотреть в городе и как доехать из Вены

В 1777 году сооружение собора закончили, а весной 1778 года на скорую руку установили иконостас. Однако определенные строительные работы продолжались еще несколько лет. Лишь 27 апреля 1780 года освятили главный престол Успенского собора, а окончательно сам храм был освящен 8 июня 1783 года. Вдобавок в этом же году установили главный иконостас, который выполнили согласно рисунку художника-архитектора Бартоломео Франческо Растрелли.

Стоит отметить еще и то, что именно Успенский храм на протяжении XVII и XVIII веков был главным собором в Харькове. Однако с учреждением архиерейской кафедры и превращением Покровского монастыря в кафедральный собор значение Успенского храма несколько уменьшилось и за ним осталось лишь имя «градского собора».

Колокольня в честь победы над войсками Наполеона и французские часы

13 февраля 1819 года состоялось собрание прихожан и просто харьковчан, на котором они единодушно решили старую колокольню храма разобрать до основания. Вместо нее было решено возвести новую и очень высокую колокольню в честь победы над войсками Наполеона Бонапарта в войне 1812 года. Саму колокольню решили назвать Александровской, а спроектировать ее должен был профессор архитектуры Харьковского императорского университета Евгений Васильев.

Более чем через год утвердили план и фасад колокольни, а на само возведение собрали большое количество пожертвований. Уже 2 августа 1821 года Александровскую соборную колокольню заложили, но работы по ее сооружению велись неспешно и с перерывами. Изначально строительство велось с 1821 по 1826 год, после чего оно было приостановлено для осадки фундамента и отдыха всего строения.

При всем при этом главный престол освятили только лишь 5 ноября 1833 года, а сами работы по возведению колокольни продолжились и вовсе через четыре года. В то же время руководство по ее сооружению перешло архитектору Андрею Тону, который внес незначительные изменения в проект строительства. Сам же процесс был окончен в начале 1840-х годов и внешний вид собора заметно изменился с устройством Александровской колокольни, благодаря которой красивая церковь превратилась в величественный храм.

1 октября 1841 года был совершен масштабный крестный ход от Покровского собора к Успенскому, после чего провели молебен и окропление креста, который возвели над куполом колокольни. Этот позолоченный крест был в высоту около 5 метров, а его вес доходил до полтонны. Также на колокольне установили 12 колоколов, причем изначально они были небольшими.

В ночь с 14 на 15 августа 1943 года в Харькове разыгралась буря, которая погнула железный крест на колокольне храма. Из-за стихийного бедствия были разорваны две из четырех толстых железных цепей, поддерживающих крест в вертикальном положении. В итоге крест сняли для того, чтобы исправить, после чего он был водружен обратно.

Через три года Успенский храм стал кафедральным, заменив в этом статусе Покровский собор. Время шло и 3 мая 1855 года харьковское городское общество приняло решение за деньги города установить на колокольне городские башенные часы. И летом 1862 года на колокольне собора появились часы французского производства, изготовленные в Париже фирмой «Борель».

В сентябре 1863 года в Харьков доставили большой колокол собора, который весил более 16 тонн и был изготовлен на колокольном заводе Рыжовых. При большом количестве собравшегося народа колокол был поднят и укреплен на первом ярусе соборной колокольни. Вскоре к колокольне пристроили часовню, где в 1886 году возвели редкой красоты иконостас, а в 1889 году на деньги духовенства и пожертвований прихожан отлили серебряный колокол весом около 300 килограмм, который назван был «царским» и повешен нововозведенной часовне.

В итоге колокольня Успенского собора Харькова высотой почти в 90 метров стала одним из замечательнейших строений в мире. Она возводилась не один десяток лет, а потрачена на нее была невероятная на то время сумма в размере 400 000 рублей.

Радиостанция и Вторая мировая война

После Октябрьской революции и прихода к власти коммунистов церковная жизнь резко изменилась, поскольку партийными и государственными органами СССР активно поддерживался атеизм. Так, в 1924 году на колокольне Успенского собора установили антенну первой украинской вещательной радиостанции. Ее студия размещалась вблизи, поэтому для того, чтобы звон колоколов не мешал трансляциям, харьковский собор закрыли. Вдобавок через некоторое время внутри храма установили передатчик, уничтожив все ценные фрески.

Во второй половине 1920-х годов из собора вынесли все ценности, в том числе и вышеназванный иконостас, собранный по рисункам Растрелли. Его просто-напросто разобрали и перевезли на склад Харьковского художественного музея, где он сгорел во время войны между Советским Союзом и Нацистской Германией. Также снесли все пять куполов собора и сняли колокола. Внутри самого Успенского собора было построено перекрытие, разбившее объем здания на два этажа. Вдобавок были уничтожены декоративные элементы фасада.

В 1941 году между СССР и Нацистской Германией началась война, во время которой Успенский собор смог уцелеть, несмотря на то, что вокруг него было уничтожено множество зданий. В этом же году перестала работать и радиостанция, из-за которой храм сумел пострадать еще до войны.

Читайте также:
Как получить визу в Латвию в московском визовом центре?

Пять лет спустя после окончания военных действий собор отремонтировали, перекрыв крышу здания храма, а также отштукатурив и окрасив стены фасада. В 1959 частично отреставрировали Александровскую колокольню, купол которой был перекрыт и позолочен. В то же время была заменена лестница на металлический аналог с 280 ступенями, а в колокольне установили новые часы.

Еще через определенный промежуток времени в Успенском соборе проводилась комплексная реставрация, целью которой было восстановление к подлинному виду храма в XVIII веке. Укреплялись фундамент и стены, восстанавливались утраченные архитектурные элементы, реставрировался интерьер, возводились заново пять куполов, которые покрыли медью и позолотили, а также устанавливались кресты. При этом в 1975 году Успенский собор ждала новая неприятность, когда в результате урагана пострадала находившаяся на реставрации колокольня, у которой погнулся шпиль и сдвинулся купол. Следует отметить, что на все реставрационные работы ушло порядка 12 лет.

В начале зимы 1986 года в помещении Успенского собора открыли Дом органной и камерной музыки, который мог вместить почти полтысячи человек. В то же время в алтарной части храма установили орган «Ригер-Клосс», изготовленный чехословацкими мастерами. Специфическая акустика харьковского собора обогащает звучание этого музыкального инструмента, создавая непередаваемую атмосферу во время исполнения классической музыки.

Тем не менее, первые богослужения в отреставрированном Успенском соборе состоялись лишь за год до распада Советского Союза, а в последующие годы вокруг здания храма точились споры, в которых не обошлось без политики и судебных разбирательств.

Сейчас Успенский собор является одной из главных городских достопримечательностей, которой восхищаются как жители города, так и туристы, приехавшие полюбоваться красотами Харькова.

Ранее мы писали об истории всемирно известного харьковского завода, продукция которого позволила победить нацистов. Подробнее об этом читайте здесь.

Успенский собор

Адрес: 61003, Харьков район, Университетская, 11

Телефон: +38(057)731-28-86

Престольные праздники: Успение Пресвятой Богородицы

Построен в 1783 году

Священнослужители:

О храме Первой в Харькове была построена в 1657 году деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся в крепости немного южнее современною здания Успенского собора. Была она небольшая, холодная и бедная. Не хватало богослужебных книг, молились перед бумажными иконами.

Город рос, возникали другие храмы, и Успенская церковь больше не могла вмещать возросшее число прихожан. И 1685 – 1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего собора. Как и большинство соборных храмов, он был крестово-купольный. Крыша и пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Отдельно стояла каменная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроили две “коморы” (кладовые) и погреб, которые сдавали внаем, что приносило церкви немалую прибыль. Однако этому храму долго простоять было не суждено: 3 марта 1733 года в городе вспыхнул сильный пожар, что в те времена происходило довольно часто и приносило много бед. От Успенского собора уцелела только каменная кладка стен. И хотя через год его отстроили, купола покрыли белой жестью и вызолотили крест, в здании вскоре появились трещины. В 70-х годах XIX века его решили разобрать, чтобы возвести новый.

В это время Харьков становился торговым и промышленным центром Слободско-Украинской губернии. Формировавшемуся в центре ансамблю официальных зданий должен был соответствовать и главный собор. Скромный “народный” вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи. При обсуждении вопроса о строительстве нового храма решили принять за образец здание храма св. Климента, возведенное в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Особенностью ее композиции являются близкое к квадрату очертание в плане и отсутствие полукруглых абсид и алтарной части. Возвышающийся в центре собора световой барабан главного купола опирается на четыре пилона со скошенными внутренними углами, а расположенные по углам четыре купола не сообщаются с внутренним пространством храма. Во внешнем облике собора отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу великого зодчего барокко Растрелли.

Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный – Успенский, южный – во имя Казанской Божьей Матери, северный – во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах – в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы – Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.

После возведения собора встал вопрос о строительстве новой колокольни. Решение об этом было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. На это собрали много пожертвований. Работы по строительству начались 8 мая 1821 года и велись с перерывами до 1833 года. Возобновили строительство в 1837 году под руководством архитектора К.А.Тона и вчерне завершили с небольшими изменениями в начале 40-х годов. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (5 метров). Закончили работы в 1844 году. Общая высота многоярусной колокольни с крестом составила 42 сажени (89,5 м). Установили на ней 12 колоколов весом от 16,1 тонны до 8 кг. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы “Борель”. Колокольню соединили с храмом с помощью небольшой “вставки”, в которой сделали большие проемы для прохода по первому этажу. Грандиозная колокольня стала главной доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорции, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились, дополняя друг друга, стили двух эпох прошлого – барокко и классицизма.

Читайте также:
Все об отдыхе в Улан-Удэ

После революции 1917 года Успенский собор и колокольню использовали для разных несвойственных им нужд, и они подверглись значительным разрушениям. В 1973 году начались реставрационные работы, в ходе которых было произведено укрепление фундаментов, стен, пилонов, подпружных арок, восстановлены утраченные барабаны центрального и боковых глав собора, вызолочен заново купол, возобновлена наружная и внутренняя отделка. В здании в 1986 году открылся Дом органной и камерной музыки.

История Успенского собора
1658 – Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века и преобразованной впоследствии в собор
1685 – 1687 – каменный Успенский собор
1771 – Успенский собор, заложено новое здание
1783 – окончание строительства нового здания
1821 – 1833, 1837 – 1844 – возведение колокольни Успенского собора
1917 – экспроприация здания, начало периода использования для различных нужд и последовавших значительных разрушений
1973 – начало реставрационных работ
1986 – открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки
2016 – окончательная передача собора на баланс Епархии.

29 октября 2004 года глава Харьковской областной государственной администрации Е. П. Кушнарев подписал распоряжение № 136 о передаче в ведение УПЦ Зала в колокольне Успенского собора до 16.11.2004 и всего комплекса Успенского собора до 01.01.2006. Распоряжение было оспорено в суде по инициативе депутата областного совета Дениса Шевчука, который обосновал свою позицию тем, что орган Харьковской филармонии находится в коммунальной собственности и имеет значительную стоимость (по оценкам депутата — неск. миллионов долларов), поэтому именно только жители Харькова вправе решить, как поступить с органом. Распоряжение от 29 октября 2004 года было приостановлено решением суда.

21 ноября 2006 года был восстановлен крест на колокольне.

Успенский собор (Харьков)

1657 Украина, Харьков

Успенский собор в Харькове (Собор Успения Пресвятой Богородицы в Харькове) является старейшим собором города. Его возвели в честь Успения Девы Марии. Располагается храм на берегу небольшой реки Лопани в центре города (Университетская горка). На отреставрированной колокольне каждый час звучит мелодичный бой курантов, который слышен на весь город.

В соборе недавно установили орган, поэтому теперь здесь находится зал органной музыки, в котором свои концерты проводят известные харьковские исполнители, а также мастера камерной и органной музыки из других стран и городов. Хорошая акустика привлекает исполнителей классической музыки и фольклорные ансамбли.

Первое сохранившееся документальное упоминание о строительстве деревянной церкви в честь Успения Богородицы относится к 1658 году в связи с отчетом о завершении ее строительства.

Построенный на скорую руку храм в скором времени пришел в негодность. Городу потребовалось новое более просторное здание соборной церкви, которую было решено возводить из камня в пятидесяти метрах от предыдущей. Освящена новопостроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы была в год 1688 от Рождества Христова, при этом на месте старого храма еще более столетия стояла деревянная часовня в память о первом оплоте христианства на харьковской земле.

В 1733 году крупный пожар, разгоревшийся в Харькове, повредил собор. Все внутренне убранство и крыша сгорели. Огонь не тронул только стены. Однако усилиями протоирея Григория Александрова уже спустя один год Успенский собор удалось полностью восстановить.

Во второй половине XVIII века стало ясно, что пожар и время не прошли бесследно для каменных стен храма — дом Божий начал разрушаться, не смотря на все старания его сохранить. Поэтому было принято решение о сооружении нового Успенского собора на прежнем месте, и в 1771 году 14 мая при закладке первого камня строительство было освящено. Деньги на богоугодное дело собирали всем миром — здесь и жертвования прихожан, и подаяния, и церковные средства.

Строительство было благополучно завершено в 1777 году, но освящен первый престол во имя казанской иконы Божией Матери лишь весной следующего года. Освящение же главного церковного престола состоялось лишь в 1780 году, приуроченное к учреждению Харьковской губернии. Внутренние отделочные работы в храме велись еще три года.

Дорога строительства самой высокой колокольни Российской империи в честь победы в войне 1812 года длинною в двадцать семь лет началась в 1821 году после решения собрания харьковского прихода. Имя же ей решено было дать в честь царя-победителя — Александровская, а проектирование и надзор за ведением строительных работ – поручены профессору архитектуры Харьковского университета Евгению Алексеевичу Васильеву (1778 — 1833), дело которого продолжил профессор того же университета, а позднее и первый городской архитектор Харькова, Андрей Андреевич Тон (1800 — 1858).

Читайте также:
Аэропорт Лиссабона: официальный сайт, схема, название

Главный престол колокольни Успенского собора в честь Богоявления был освящен 5 ноября 1833 года, чуть позднее в том же году — придел в честь Святой Параскевы-Пятницы. После крестного хода от являвшегося на то время соборным Покровского храма к Успенскому было совершено окропление и поднятие венца колокольни — пятиметрового креста весом четыреста килограммов.

Во удовлетворение ходатайства архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (1800 — 1857) от 1846 года Священный синод принял решение о возвращении статуса кафедрального православного храма Харькова Успенскому собору.

Летом 1862 года самая высокая архитектурная доминанта города — успенская колокольня — получила новое украшение — четыре циферблата французского производства. А годом позднее место самого большого колокола на ней занял шестнадцатитонный гигант — подарок завода братьев Рыжовых.

В конце XIX века харьковский Успенский собор обзаводится часовней, посвященной наследнику престола и освященной в честь Святого Николая, с иконостасом и серебряным колоколом весом триста килограммов.

В двадцатых годах прошлого века храмы повсеместно закрывали. Из Успенского собора советские власти вывезли наиболее ценные реликвии, включая иконостас из дерева XVIII века. Все купола и декор фасада разрушены в 1929 году.

Ремонт в храме начали в конце пятидесятых годов. Крышу перекрыли, фасад оштукатурили, окрасили, частично восстановили Александровскую колокольню, укрепили фундамент, а все купола возвели заново. Уже в 1990 году в Успенском храме было проведено первое богослужение.

Собор представляет собой памятник позднего (екатерининского) барокко. По своему архитектурному облику и внутреннему устройству харьковский Успенский собор близок к созданной в начале XVII века церкви Климента Папы Римского в Москве (1769). Однако считать его «копией» собора Святого Климента нельзя в силу значительных отличий в плане, силуэте и декоре (замена колонн на пилястры, уменьшение барабанов малых куполов, различная пластика главок и т.п.)

Внутреннее убранство, освобожденное от более поздних наслоений, предстает во всей красе отделки из искусственного мрамора и росписи полуциркульных сводов.

Выдержанный в стиле барокко внешний декор подчеркнут характерными элементами отделки: крептовка фасадов, пилястровое членение, арочные окна с лучковым на первом и треугольным — на втором этажах сандриком, использование наличников в обрамление оконных объемов, межъярусные карнизы, рустовка контрфорсов, скошенные углы, барельефная отделка.

Деревянная изгородь, которой был изначально храмовый комплекс при строительстве, была заменена на кованную на высоком кирпичном постаменте, членованную столбиками с капителями коринфского ордера, в 1791 году.

Общая высота колокольни Успенского собора вместе с крестом составляет 89,9 м. Здесь находится 12 колоколов с весом каждого от 8 кг. до 16 тонн. В 1862 году вверху были установлены часы с боем от Парижской фирмы «Борель». Колокольня стала фактически доминирующим зданием исторического центра Харькова и до настоящего времени самым высоким здание в Харькове.

Ссылка на источник:https://www.smileplanet.ru/ukraina/kharkov/uspenskiy-sobor-v-kharkove/

Обмани меня, если сможешь: как вычислить вруна по словам, по глазам, по голосу

Топ-7 самых известных предпринимателей, за которыми необходимо следить

Современное развитие электромобилей

Отдых в Иордании – лучшая альтернатива Турции и Египту

Успенский Собор – древнейший православный храм Харькова

Колокольня Успенского собора (XIX век) на момент постройки была одной из самых высоких в России (выше колокольни Ивана Великого в Москве). Сейчас — высочайшая в Харьковской епархии, одна из самых высоких на Украине. До начала XXI века являлась высочайшим каменным зданием в городе

Собор Успения Пресвятой Богородицы находится в центре Университетской горки на берегу реки Лопань. На фото лопанская стрелка, справа река Харьков, слева река Лопань. Вдалеке виднеется Успенский собор

Это один из замечательных памятников архитектуры, сооруженный в 1771-1777 годах в стиле русского барокко.

В 1821-1844 годах по проекту архитектора Е.Васильева в память о победе русских войск над наполеоновской армией была построена новая колокольня Успенского собора. Увенчанная золотым куполом, колокольня привлекает внимание простотой и величием, строгостью форм

Это самое высокое здание в Харькове — его высота 89,5 метра. На колокольне установлены куранты. Их мелодичный бой каждый час раздается над городом.

На фото Харьков, Лопанский мост. Колокольня Успенского собора

В настоящее время в зале собора установлен орган и теперь об Успенской соборе говорят также как о зале органной музыки, где проходят концерты известных харьковских исполнителей и гастроли мастеров органной и камерной музыки. Благодаря хорошей акустике зал органной музыки является популярным концертным залом среди исполнителей классического жанра и участников фольклорных ансамблей. В алтарной части собора был установлен орган чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» содержащий 3 мануала, 3564 звуковые трубы.

  • В 1924 году на колокольне была установлена антенна первой украинской вещательной радиостанции. Годовщина первого дня её выхода в эфир 16 ноября стало профессиональным праздником работников радио и связи. Студия размещалась поблизости, и для того, чтобы колокольный звон не мешал трансляциям, собор в этом же году закрыли. Позже передатчик установили внутри собора, при этом уничтожив ценные фрески. Радиостанция проработала до 1941 года
  • На протяжении второй половины 1920-х годов из собора были вынесены все ценности, в том числе деревянный иконостас XVIII века, собранный по чертежам Бартоломео Франческо Растрелли, разобрали и перевезли на склад Харьковского художественного музея, где он и сгорел во время Великой Отечественной войны. В 1929 году были снесены все пять куполов Успенского собора, сняты колокола с колокольни. Внутри храма построили перекрытие, разбив объём здания на два этажа. Также подверглись разрушению декоративные элементы фасада
  • Во время Великой Отечественной войны Успенскому собору удалось избежать разрушения, хотя вокруг него было уничтожено много зданий: все здания спуска Халтурина, а также дом присутственных мест (в советское время — дом Красной Армии), построенный по проекту Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Также от бомбардировок пострадал один из старых корпусов Харьковского университета. В послевоенное время в здании собора функционировали швейный и красильный цеха.
  • Колокольня Успенского собора высотой 89,5 метра на протяжении более полутора веков была высочайшим каменным зданием в городе (если не считать металлические вышки), и только в 2006 году были построены более высокие строения в Харькове — два 25-этажных жилых дома, высотой 91 (110 с антенной) и 95 метров
  • Первое богослужение в отреставрированном соборе состоялось 2 ноября 1990 года, которое провёл митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Устав Свято-Успенского сбора был утверждён 4 марта 1992 года, после чего на основании договора с Харьковской филармонией в соборе проводили нерегулярные богослужения. За каждое богослужение Харьковская епархия производила оплату.
  • Согласно городской легенде, при рассмотрении первоначального проекта городской голова Ломакин сильно возмутился тем фактом, что проектируемая колокольня будет выше колокольни Ивана Великого в Москве, имеющей высоту 81 метр. Архитектор не хотел уменьшать высоту здания и ему пришлось пойти на хитрость и пообещать к следующему собранию переделать проект. На следующее рассмотрение Васильев представил тот же самый проект, только с указанием высот каждого этажа, без общей высоты. На словах же он уверил присутствующих, что колокольня не превысит колокольню Ивана Великого.
  • В 2004 году к 350-летию Харькова НБУ была выпущена монета 5 гривен, на аверсе которой изображена колокольня Успенского собора
Читайте также:
Что нужно обязательно сделать в Рейкьявике?

Вид с Московской улицы через начало Николаевской площади и Шляпный переулок на Успенский собор. Фото 1860-х годов.

6 декабря 2010 | Категории: Места, Архитектура

Успенский собор в Харькове

История

Успенский собор Харькова

Первое сохранившееся документальное упоминание о строительстве деревянной церкви в честь Успения Богородицы для соборных целей в городе Харькове при активном содействии местной паствы и городского воеводы относится к 1658 году в связи с отчетом о завершении ее строительства.

Построенный на скорую руку храм в скором времени пришел в негодность. Городу потребовалось новое более просторное здание соборной церкви, которую было решено возводить из камня в пятидесяти метрах от предыдущей. Освящена новопостроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы была в год 1688 от Рождества Христова, при этом на месте старого храма еще более столетия стояла деревянная часовня в память о первом оплоте христианства на харьковской земле.

Восточный фасад харьковского собора

Пожар 1733 года оставил от соборной городской церкви лишь голое пепелище меж обгоревших стен. Но стараниями прихода во главе с протоиереем Григорием Александровым уже через год храм вновь засиял всеми лучами своей первозданной красоты: свой пьедестал заняли маковки с золочеными крестами, полностью восстановлено внутреннее убранство, крыша крыта жестью.

Во второй половине XVIII века стало ясно, что пожар и время не прошли бесследно для каменных стен храма — дом Божий начал разрушаться, не смотря на все старания его сохранить. Поэтому было принято решение о сооружении нового Успенского собора на прежнем месте, и в 1771 году 14 мая при закладке первого камня строительство было освящено. Деньги на богоугодное дело собирали всем миром — здесь и жертвования прихожан, и подаяния, и церковные средства.

Строительство было благополучно завершено в 1777 году, но освящен первый престол во имя казанской иконы Божией Матери лишь весной следующего года. Освящение же главного церковного престола состоялось лишь в 1780 году, приуроченное к учреждению Харьковской губернии. Внутренние отделочные работы в храме велись еще три года.

Александровская колокольня Успенского

Дорога строительства самой высокой колокольни Российской империи в честь победы в войне 1812 года длинною в двадцать семь лет началась в 1821 году после решения собрания харьковского прихода. Имя же ей решено было дать в честь царя-победителя — Александровская, а проектирование и надзор за ведением строительных работ – поручены профессору архитектуры Харьковского университета Евгению Алексеевичу Васильеву (1778 — 1833), дело которого продолжил профессор того же университета, а позднее и первый городской архитектор Харькова, Андрей Андреевич Тон (1800 — 1858).

Главный престол колокольни Успенского собора в честь Богоявления был освящен 5 ноября 1833 года, чуть позднее в том же году — придел в честь Святой Параскевы-Пятницы. После крестного хода от являвшегося на то время соборным Покровского храма к Успенскому было совершено окропление и поднятие венца колокольни — пятиметрового креста весом четыреста килограммов.

Читайте также:
Карта озера Синевир, где находится Озеро Синевир на карте мира

Во удовлетворение ходатайства архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (1800 — 1857) от 1846 года Священный синод принял решение о возвращении статуса кафедрального православного храма Харькова Успенскому собору.

Здание Успенского собора в Харькове

Летом 1862 года самая высокая архитектурная доминанта города — успенская колокольня — получила новое украшение — четыре циферблата французского производства. А годом позднее место самого большого колокола на ней занял шестнадцатитонный гигант — подарок завода братьев Рыжовых.

В конце XIX века харьковский Успенский собор обзаводится часовней, посвященной наследнику престола и освященной в честь Святого Николая, с иконостасом и серебряным колоколом весом триста килограммов.

Первые годы советской власти ознаменовались для бывшего кафедрального собора эпохой упадка: собор закрыт (1924); в здании размещается радиостанционное оборудование, при установке которого уничтожены уникальные фрески (первая половина 1920-х), церковное имущество конфисковано (1920-е), купола разрушены (1929).

Военные годы, не нанесшие значительного ущерба Успенскому собору, сменились перестуком швейных машин и запахами краски цехов, которые разместились в его стенах в первые послевоенные годы.

Купола харьковского Успенского

50-е ознаменовались для оплота православия началом возрождения: проводятся ремонтные работы самого храмового комплекса (отделка внешних стен, замена кровли), частичные реставрационные работы Александровской колокольни (перекрыт позолотой купол, заменены часы).

Но во всей своей красе памятник архитектуры заблистал в середине семидесятых после комплексной реставрации 1972 — 1975 года, в ходе которой были укреплены фундамент и стены, восстановлены ранее уничтоженные купола, свое место заняла внешняя отделка фасадов, частично выполнены работы по воссозданию внутренней планировки и декору.

В первый день зимы 1986 года в стенах Успенского собора распахнул двери Дом камерной музыки с залом на 472 посадочных места, а четырьмя годами позднее (1990 год) в храм вернулись богослужения, которые однако носили периодический нерегулярный характер. Лишь в 2004-ом харьковская городская администрация передала храмовый комплекс во владение Украинской православной церкви. Решение было выполнено частично – с оговоркой о использовании помещений собора по согласованному графику для концертов органной музыки Харьковской филармонии.

Архитектура

Александровская колокольня Успенского собора в Харькове

Первоначально деревянная харьковская церковь в честь Успения Богородицы, построенная в 1658 году, представляла собой однопрестольный небольшой храм с минимальной декоративной отделкой.

Каменный храм, сооруженный по соседству в 1688 году уже являл собой пятикупольный крестоподобный дом Божий под гонтовой (деревянное подобие черепицы) крышей, которая была заменена жестяным покрытием после пожара 1733-го, с каменной же колокольней. Купола уже в то время были крыты червленым золотом.

В нынешнем восстановленном аутентичном виде постройки 1771 — 1777 годов Успенский собор в Харькове представляет собой кирпичное оштукатуренное здание прямоугольное в периметре. С точки зрения организации планировки — это пятиглавый, четыре малые из которых в перспективе повторяют высокий барабан и полусферическое оформление с фонарем и луковичным завершением центрального из них, трехнефный на подпружиненных арках храм, соединенный в западной части с Александровской колокольней.

Успенский храм

Внутреннее убранство, освобожденное от более поздних наслоений, предстает во всей красе отделки из искусственного мрамора и росписи полуциркульных сводов.

Выдержанный в стиле барокко внешний декор подчеркнут характерными элементами отделки: крептовка фасадов, пилястровое членение, арочные окна с лучковым на первом и треугольным — на втором этажах сандриком, использование наличников в обрамление оконных объемов, межъярусные карнизы, рустовка контрфорсов, скошенные углы, барельефная отделка.

Деревянная изгородь, которой был изначально храмовый комплекс при строительстве, была заменена на кованную на высоком кирпичном постаменте, членованную столбиками с капителями коринфского ордера, в 1791 году.

Колокольня

Колокольня Успенского собора Харькова

Для поддержания объема кирпичной оштукатуренной с использованием крошки белого доломита Александровской колокольни высотой 88,9м потребовался каменный фундамент шириной 6,5м.

Классический стиль оформления ее пятиярусного объема выражен с помощью использования разных объемов каждого яруса: двухэтажный первый ярус с глухими окнами и пилястрами тосканского ордера в периметре прямоуголен, второй с черырехколонным портиком по осям – квадратен, верхние три — круглы, но у каждого из них своя декоровая отделка — третий имеет двухколонный портик, четвертый — членен полуколоннами, пятый — карниз над циферблатами часов.

Кроме того, нижние три яруса над полукруглым объемом арочных проемов украшены треугольным сандриком. Завершением этого великолепия же служит маковка с чешуйчатым золоченым покрытием.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Университетская, 11.

Ссылки
  • Записки путешественника. Харьковские прогулки
  • Легенды. Маленькая, но большая хитрость

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Ростов-на-Дону), М26 (Е105) (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Е105) (Харьков — Белгород) в центр города до улицы Университетской, вдоль которой расположен Успенский собор.

Общественным транспортом по железной дороге, маршрутными такси до Харькова, затем ориентир – станция метро Советская, от которой по Сумской улице дойти до Советского переулка, который граничит с Успенским собором или ориентироваться на улицу Университетскую, вдоль которой расположен храм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: