Сантьяго-де-Компостела – паломнический город Испании

Сантьяго-де-Компостела

Город Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela)

Сантьяго-де-Компостела — самый известный из испанских городов на северо-западе страны, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, его также называют жемчужиной в короне Галисии. Сюда каждый год прибывают сотни тысяч посетителей.

Сэкономь на путешествии в Сантьяго-де-Компостела!

История

Что посмотреть

Собор Сантьяго был воздвигнут в XI-XIII вв. Несмотря на го что впоследствии он расширялся и перестраивался (появился потрясающий фасад эпохи барокко), интерьер остался практически нетронутым. Портал собора Портико де ла Глориа: тремя декорированными арками датируется XII в. Христос в сопровождении четырех апостолов и восьми ангелов изображен над центральной аркой. Непосредственно под ним стоит :в. Иаков, у его ног – мастер Матео. Чрезвычайно изящные позолота и серебро на алтаре контрастируют с темным и строгим интерьером собора.

Собор не единственная архитектурная жемчужина в Сантьяго-де-Компостела. В старом городе можно увидеть множество зданий в готическом или неоклассическом стиле.

Рядом с собором находится Дворец Гельмирес (Праза-до-Обрадойро, закр. по пн.), бывший дворец архиепископа, а ныне выставочный зал. Это редкий образец романской светской архитектуры (XII—XIII вв.). Внутри находится удивительное помещение — зал 30-метровой длины (Салон Синодаль) с необычным ребристым сводом и прекрасными резными изображениями. Живописную площадь украшают несколько зданий: на юге — Коллегия Св. Иеронима (1501), на западе — Пасо-Рахои (1766), резиденция правительства Галисии, на севере — Антигуо-Оспиталь-Реаль (XVI в.), в прошлом больница для паломников, а теперь роскошный отель.

За собором соседствуют две замечательные старинные площади: Праза-дас-Пратериас, на которую выходит портал ювелиров, и Праза-да-Кинтана, одна из самых красивых площадей города. Отсюда прекрасно виден восхитительный вход в собор, называемый Пуэрта-Санта (Святые врата) или Пуэрта-дель-Пердон. Поэтические надвратные скульптуры, созданные мастером Матео, были перенесены сюда со старого клироса. Позади возвышаются стены монастыря Сан-Пайо-де-Аитеальтарес (Праза-да-Кинтана), построенного в IX в. над усыпальницей Св. Иакова, и церковь 1707 г. В церкви есть римский каменный алтарь, который использовали первые христиане, а также великолепное барочное ретабло. Музей Арте Сакро (шел. 981 57 11 67, закр. по вс. до 12.00) славится собранием скульптуры, живописи, золотых и серебряных изделий. Еще один бывший монастырь Санто-Доминго-де-Еонаваль превращен в Музей Побо Гальего (музей Галисии, ул. Рамона-дель-Валье-Инклана, тел. 981 58 36 20, закр. по вс. после 12.00 и пн.) в 10 минутах ходьбы на северо-восток от центра, Здесь хранятся изделия традиционных ремесел. Посетить его стоит ради того, чтобы подняться по удивительной лестнице в виде тройной спирали работы Доминго де Андраде (XVII в.). Соседняя дверь ведет в галисийский центр современного искусства — Сентро Гальего де Арте Контемпораньео (ул. Рамона-дель-Валье-Инклана, тел. 981 54 66 29, закр. по пн.), созданный в 1993 г. по проекту португальского архитектора Альваро Сизы.

Музей Перегринасьонас (Праза-до-Сан-Мигель, тел. 981 58 15 58, закр. по вс. после 12.00 и по пн.) рассказывает увлекательную историю паломничества к Сантьяго; часть экспозиции размещена в готической башне. Экспонаты иллюстрируют традиции паломничества и включают коллекцию гагатовых изделий, предмет традиционного ремесла в Сантьяго. Подобные вещи можно приобрести на соседней Калье-Асабачерия — одной из центральных улиц города. Чуть ниже музея находится церковь Сан-Мартин-Пинарио (1597) (Пласа-де-ла-Инмакулада), с изысканными резными ступеньками, ведущими к фасаду в стиле платереско. Внутри находится великолепный барочный алтарь и резной клирос XVII в. Эта церковь является частью крупного монастыря Сан-Мартин-Пинарио.

Лучшее время для посещения

С марта по сентябрь.

Не пропустите

  • Собор Сантьяго был построен над местом первоначального захоронения св. Иакова.
  • Осталь де лос Рейес Католикос, построенный в 1600 г., расположен рядом с главным фасадом собора. Он используется ныне как роскошный отель для прибывающих знатных особ.
  • Дворец Рахой – выдающееся здание в стиле неоклассики, спроектированное французом Шарлем Лемором, сегодня является местом заседаний регионального правительства Галисии.

Следует знать

За вход в музей и клуатры собора установлена плата.

Сантьяго-де-Компостела

Сантьяго-де-Компостела (Испания) – самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Сантьяго-де-Компостела с описанием, путеводители и карты.

Город Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Сантьяго-де-Компостела – город на западе Испании, столица автономного сообщества Галисия. Является известным местом христианского паломничества благодаря мощам апостола Иакова, который в Испании известен как Сантьяго. В Средние века Сантьяго-де-Компостела по своему значению для христианского мира был равен Иерусалиму и Риму. Исторический центр является объектом Всемирного наследия и представляет собой переплетение старинных улиц и архитектурных стилей, на которых расположены романские, готические и барочные церкви. В центре Сантьяго-де-Компостела расположен великолепный кафедральный собор, который является одним из самых выдающихся шедевров сакральной архитектуры в Испании.

Содержание

  1. География и климат
  2. Информация для туристов
  3. Лучшее время посещения
  4. История
  5. Как добраться
  6. Покупки
  7. Еда
  8. Достопримечательности
  9. Видео
  10. Карта
  11. Комментарии

Путеводители: Испания

География и климат

Сантьяго-де-Компостела находится недалеко от географического центра Галисии, самого северного и западного региона Испании. Город расположен на реке Сар. Средняя высота над уровнем моря 260 метров. Климат – океанический. Лето тёплое и достаточно сухое. Зима – мягкая и дождливая. Сантьяго-де-Компостела – один из самых дождливых городов Испании. Среднегодовое количество осадков составляет более 1500 мм. Отрицательные температуры бывают редко.

Информация для туристов

  1. Население – 96.5 тысяч человек.
  2. Площадь – 438,44 квадратных километров.
  3. Язык – испанский.
  4. Валюта – евро.
  5. Виза – шенгенская.
  6. Время – центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  7. Туристический информационный центр расположен по адресу: Rúa do Vilar, 63.

Лучшее время посещения

Лучшее время для посещения – май-сентябрь. В остальное время здесь очень часто идут дожди.

История

Считается, что первое поселение на месте Сантьяго-де-Компостела было основано племенем суэби примерно в 4 веке до нашей эры. Позже эта территория принадлежала римлянам. В 6 веке, после краха могучей Римской империи, город вместе с остальной Галисией и Северной Португалией был включён в королевство вестготов. С 711 по 739 годы территория Галисии принадлежала маврам. В 754 город был включён в королевство Астурия.

Читайте также:
Как найти себе экскурсии на русском в любой точке мира

По легенде в кафедральном соборе покоятся мощи апостола Иакова. Сантьяго-де-Компостела считался одной из главных святынь христианского мира и центром паломничества. Город был конечной точкой “пути св. Иакова”, который охватывал большую часть Европы.

Интересна легенда обретения мощей св. Иакова. Апостол принял мученическую кончину в 44 году нашей эры. Его останки были помещены в лодку и отправлены в странствие по водам Средиземного моря. Каким-то чудом лодка была выброшена на берег в устье реки Улья в Испании. В начале 9 века отшельник Пелайо обнаружил ковчег с мощами, которые оставались нетленными. Позже здесь построили небольшую церковь. В конце 10 века в Галисию вторгся Аль-Мансур. Разрушая все на своём пути, он пощадил мощи святого. Аль-Мансур повелел снести собор. Колокола и двери были перенесены на плечах христиан до Кордовы. Из них были отлиты лампы для мечети. Противники легенды считают, что останки принадлежат философу и бывшему епископу Авиле Прискиллиану.

В конце 10 века город был взят аль-Мансуром, который его полностью разрушил. Первое время Сантьяго-де-Компостела развивался как религиозный центр. В 19 веке был захвачен французами. В настоящее время Сантьяго-де-Компостела – один из крупнейших и важнейших городов Галисии. В местном университете учится более 30 тысяч студентов.

Как добраться

Аэропорт расположен примерно в 10 км от города. Основные направления: Рим, Милан, Амстердам, Брюссель, Лондон, Париж, Мюнхен, Франкфурт. До центра города можно добраться на автобусе или такси.

Регулярное железнодорожное и автобусное сообщение имеется с большинством городов Андалусии, Мадридом, Барселоной, некоторыми городами Португалии и Франции.

Покупки

Город является очень важным центром для паломников. Здесь можно найти всевозможные сувениры, связанные с религиозной тематикой. Типичные магазины расположены в Zona Nova. В Сантьяго-де-Компостела имеется два торговых центра: Área Central в районе Fontiñas и Hipercor на Rúa do Restollal.

Галисия известна своими блюдами из рыбы и морепродуктов. Также славятся местные сыры, Albariño (белое вино), Orujo (популярный местный напиток из виноградного сока).

Улочки Сантьяго-де-Компостела

Достопримечательности

Главные достопримечательности Сантьяго-де-Компостела – это грандиозный кафедральный собор и множество старинных сакральных сооружений.

Кафедральный собор – самое выдающееся здание романского стиля в Испании и одно из красивейших религиозных сооружений в мире. Собор был построен между 1075 и 1211 годами на месте более ранней церкви девятого века, которая была разрушена Аль-Мансуром. Здание на протяжении своей истории несколько раз проходило реставрацию, приобретая архитектурные стили от готики до ренессанса. Обязательно стоит уделить внимание входному порталу. Он был создан в 12 веке и содержит около 200 скульптур религиозной тематики.

Внутри собор представляет грандиозное трёхнефное пространство с поразительной площадью около 8 300 квадратных метров. Интерьер содержит ценные произведения искусства. Прямо под богатым барочным главным алтарем находится склеп, в котором, как предполагают, покоятся мощи апостола Иакова. В первой часовне в южном проходе находятся гробницы королей и королев XII-XV вв. За южным трансептом, справа от Пуэрта-де-лас-Платериас, расположена великолепная обитель в стиле платереско, которая датируется 16 веком и является одной из крупнейших в Испании.

Hostal de los Reyes Católicos

Hostal de los Reyes Católicos – прекрасный пример готического платереско с декоративным фасадом и четырьмя внутренними дворами. Это здание было построено католическими монахами для приюта усталых паломников.

Платереско – архитектурный стиль в Испании, который является разновидностью ренессанса.

Путь св. Иакова или камино де Сантьяго – древняя тропа паломников, которая пересекает большую часть Европы. Истоки этого маршрута восходят к 9 веку, а на его ключевых точках построены великолепные романские церкви. Конечной точкой пути является Сантьяго-де-Компостела. Символом этого средневекового маршрута является морская ракушка.

Старый город

Весь старый город Сантьяго-де-Компостела является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это атмосферный лабиринт старых узких улочек, зданий и древних церквей, расположенный к югу от кафедрального собора.

Санта-Мария-де-Сар – древняя монастырская церковь в романском стиле, которая датируется 12 веком. Она представляет собой трёхнефное здание, разделённое аркадными колоннами. Сводчатый свод с ребристыми арками создаёт ощущение простора. Церковь имеет небольшой внутренний двор с садом.

Дворец Cabildo

Дворец Cabildo – один из лучших образцов архитектуры барокко в регионе Галисия. Здание было построено в 18 веке.

Пасо-де-Сан-Лоренцо – элегантный галисийский дворец, расположенный в дубовом лесу. Первоначально здесь размещался францисканский монастырь.

Церковь и монастырь Сан-Мартиньо-Пинарио

Сан-Мартиньо-Пинарио – монастырь 15 века с одноимённой церковью. Был основан монахами бенедиктинцами. Является прекрасным примером испанского барокко. Церковь славится великолепным барочным алтарем работы Касаса.

Дом де Фонсека – историческое здание 16 века, которое принадлежало семье архиепископа Алонсо де Фонсека. Этот влиятельный человек в середине 16 века открыл здесь школу, на базе которой позднее стал функционировать университет. Здание имеет ренессансный фасад и интересные готические элементы. Сейчас здесь находится университетская библиотека.

Сан-Роке

Сан-Роке – бывшая больница и церковь, которая датируется 16 веком. Больница была построена с целью лечения больных чумой. Здание имеет прямоугольную планировку и оригинальный фасад 16 века в стиле Возрождения. Рядом с больницей находится барочная церковь Сан-Роке. В ней находится один из самых важных алтарей работы Симона Родригеса.

Карме – строгий барочный монастырь 18 века.

Монастырь и церковь Сан-Домингос-де-Бонаваль

Сан-Домингос-де-Бонаваль – старинный монастырский комплекс, основанный в 1220 году, национальный памятник Испании. Современное здание монастыря относится к 14 веку. В настоящее время здесь находится музей Галисии. Одна из его самых интересных особенностей – тройная спиральная лестница Доминго де Андраде.

Церковь Сан-Домингос-де-Бонаваль была построена в 14 веке в стиле готики с значительным романским влиянием. Трёхнефное здание разделено полукруглыми арками. Внутри находится четыре готические гробницы по обеим сторонам алтаря и каменный готический крест.

Читайте также:
Копер, Словения — все о городе с фото

Университетская церковь – барочная церковь 17 века, основанная иезуитами. После изгнания ордена из Испании стала часовней университета. В ней находится большой барочный алтарь.

Сан-Франциско

Сан-Франциско – францисканский монастырь, основанный в 13 веке. Все, что осталось от первоначального здания – это пять готических арок. Современная церковь в стиле барокко была построена в 18 веке.

Санта-Мария-дель-Камино – неоклассическая церковь, построенная на месте более древнего романского религиозного сооружения в 18 столетии.

Санта-Мария-Саломе

Санта-Мария-Саломе – древнее сакральное сооружение, основанное в 12 столетии. Все, что осталось от оригинального здания – фасад и несколько деталей. Барочная башня построена в 18 веке.

Сан-Фруктуозо – красивая барочная церковь, которая относится к 18 веку. Фасад украшен множеством интересных скульптур.

Готический дом

Готический дом – историческое здание 14 столетия, в котором расположена администрация музея паломничества.

Xelmírez – епископский дворец в романском стиле, расположенный севернее кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела.

Сантьяго-де-Компостела и Путь Св. Иакова

Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании по маршруту, показанному на карте:

Самый известный из городов на северо-западе Испании — это, безусловно, Сантьяго-де-Компостела, столица Галисии (№ 5 на карте). И знаменит он, прежде всего, своим величественным Собором, где, как считается, находятся мощи Сантьяго (Св. Иакова). Соответственно, этот город — финальная точка Пути Святого Иакова. Когда мы планировали эту поездку, то посещение Сантьяго-де-Компостела рассматривали как одну из ее кульминаций: уж очень много об этом городе написано, да и фотографии Собора Святого Иакова завораживали. Но кульминации в Сантьяго-де-Компостела не получилось. Впрочем, обо всем по порядку.

Св. Иаков — покровитель Испании

Св. Иаков (исп. Santiago) стал первым из 12-ти апостолов-учеников Христа, кто, по словам Иисуса, «испил чашу, которую Он пил, и крестился крещением, которым Он крестился», то есть испил чашу смерти и крестился кровью, первым из Двенадцати приняв мученическую смерть. Он был обезглавлен в Палестине в начале 40-х гг., о чем повествует Новый Завет. Испанцы считают Иакова своим покровителем, поскольку он, по их мнению, проповедовал учение Христа в северной части Пиренейского полуострова, хотя историки предполагают это маловероятным. Тем не менее, эта идея прочно укрепилась в умах.

По легенде, ученики Иакова после его казни поместили его безжизненное тело в лодку и отправились с ним в путь по бурному морю, спасаясь от преследований. Эту лодку, якобы, затем выбросило на берег в испанской Галисии, где её обнаружили местные жители. Они же похоронили Иакова в лесу неподалёку, но место это было в забвении в течение многих лет.

Обнаружил же ковчег с нетленными останками Св. Иакова в 813 году праведный отшельник Пайо, которому на место упокоения апостола указала путеводная звезда. Узнав о находке, король Астурии Альфонсо II распорядился построить часовню (на ее месте теперь стоит Собор) и провозгласил Св. Иакова покровителем своего королевства. Так, по легенде, был основан город — Сантьяго-де-Компостела, в названии которого соединились имя Св. Иакова (Сантьяго) и роль путеводной звезды в обнаружении его останков («компостела» с испанского можно перевести как «место, обозначенное звездой»).

Испания в то время практически полностью была покорена маврами, и обретение святых мощей многими было воспринято как данный свыше знак надежды на спасение. Вскоре после этого апостол Иаков стал считаться также и святым покровителем борьбы испанцев против мусульман — Реконкисты, которую они вели на протяжении 700 лет, начиная с 8-го века. По преданию, во время одного из сражений Реконкисты — под Клавихо в 844 году, в решающий момент битвы христианским войскам, сражающимся с маврами, пришёл на помощь крестивший Испанию апостол Иаков на белом коне и с мечом в руке. Это явление святого так воодушевило христиан, что они выиграли битву, несмотря на превосходящие силы противника.

В 12-м веке папа Каликст II даровал всем пилигримам, совершившим пешее паломничество в Компостелу, право на полное прощение грехов. Таким образом, статус маленького города в Галисии в плане святости поднялся почти до уровня Иерусалима и Рима. За отпущением грехов туда и потянулись паломники со всей Европы. Так было положено начало огромной популярности Пути Сантьяго.

Путь Св. Иакова — взгляд со стороны

Такова вкратце предыстория феномена под названием «паломничество по пути Святого Иакова», проходящего через всю северную Испанию и заканчивающегося в Сантьяго-де-Компостелла. В ходе нашей поездки мы к паломникам не присоединялись, но за явлением понаблюдали, и надо признать, что организация процесса и количество участвующих произвели на нас впечатление. Поэтому, прежде чем рассказать о самом городе Сантьяго-де-Компостела, хотелось бы прежде поделиться информацией и впечатлениями о паломничестве по Пути Сантьяго. Но поскольку мы не были непосредственными участниками процесса, это будет взгляд со стороны.

Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago) — это паломнический маршрут по северу Испании (который может начинаться и в других странах), ведущий в город Сантьяго-де-Компостела — к мощам апостола Иакова. Точнее, это целая сеть маршрутов (см. карту 1).

Первым паломником к останкам апостола Иакова был король Астурии Альфонсо II, который в 829 году вместе со своей свитой пустился в путь из Овьедо в Галисию, бывшую в те времена частью его королевства. По велению Альфонсо II и заложили церковь на месте обретения останков Сантьяго, а путь из Овьедо в Сантьяго-де-Компостела стал первым маршрутом на Пути Св. Иакова (по-испански он называется El Camino Primitivo, на карте 1 — Original Way). Овьедо (о нем подробнее — в отдельном рассказе) уже в те времена был важным религиозным центром, и еще до обнаружения останков апостола Иакова в церковь Овьедо приходили верующие поклониться реликвиям Святого Спасителя.

Но самым популярным со времен Средневековья был и остается Французский путь протяженностью свыше 800 км (отмечен желтой линией на карте 1). Этот маршрут так назван, поскольку он идет из Франции, а затем продолжается по территории Испании в наваррских Пиренеях, проходя далее через Памплону, Логроньо, Бургос и Леон.

Читайте также:
Пляжный отдых в Бразилии, цены, курорты и сезоны для поездки

Начиная с 1980-х, популярность маршрута в Сантьяго-де-Компостела переживает «вторую молодость», если можно так сказать. В этом — большая заслуга галисийского священника и ученого Элиаса Валинья Сампедро. Защитив диссертацию с историко-юридическим исследованием этого паломнического маршрута, он стал выступать с публичными докладами о необходимости развития и поддержки Пути Святого Иакова как общеевропейского культурно-исторического проекта. Он же написал и первый Путеводитель паломника, а его единомышленники промаркировали маршрут жёлтыми стрелами, рассчитали и обозначили километраж дороги и её отдельных участков между приютами и гостиницами.

Можем подтвердить, что желтые стрелки или стилизованные изображения ракушки морского гребешка, указывающие верное направление движения, попадаются в северной Испании постоянно: на тротуарах, на перекрестках, на домах, придорожных камнях, на пересечениях маршрута с автомобильными дорогами.

Помимо этого, желающим легко (и бесплатно) доступна «пошаговая» информация о маршруте с изображением профиля трассы (подъемы-спуски), расстояниями между всеми населенными пунктами на пути, указанием специальных гостиниц (приютов) для паломников (см. карту 2).

Возвращению популярности Пути Сантьяго серьезно поспособствовал и бразильский писатель Пауло Коэльо, который прошел этим маршрутом в 1986 году и по итогам написал свой первый роман — «Дневник мага». Роман стал бестселлером, и тысячи людей отправились следом за ним в Сантьяго-де-Компостела. В интернете гуляет цифра, что на следующий год после публикации «Дневника мага» число пилигримов возросло до полумиллиона, хотя в 1986 г. их было только 400 человек. Звучит красиво, но официального подтверждения этих данных обнаружить не удалось и, скорее всего, влияние Коэльо сильно преувеличено. Но можно точно утверждать, что популярность этого маршрута в последние 25–30 лет растет очень быстро.

В 2019 году Сантьяго-де-Компостела посетили почти 347,6 тыс. паломников, что для города с собственным населением в 95 тыс. человек — большая цифра. Среди паломников преобладаеют испанцы (45% от общего числа), затем идут итальянцы, немцы и американцы. Паломников — россиян в 2019 году было меньше 1 процента. Эти данные включают только тех, кто официально зарегистрировался как паломник и выполнил установленные критерии (об этом — ниже). Естественно, в Сантьяго-де-Компостела прибывает НАМНОГО больше людей (типа нас), кого к разряду пилигримов не относят.

Первые пилигримы шли по Пути Святого Иакова исключительно по религиозным соображениям. Таких и сейчас немало (порядка 40%), и вероятно, именно у них — самая сильная мотивация пройти этот путь, преодолев все физические невзгоды.

Около половины паломников на Пути Сантьяго заявили, что их движущие мотивы — это комбинация религиозного и «чего-то другого» (religioso y otras по-испански). Можно только гадать на тему, что скрывается за этими другими мотивами. Очевидно, что у каждого они свои, но совершенно точно, что для многих это путешествие — возможность, в том числе, и обрести хорошую физическую форму, проходя в день 20–40 км в красивых местах и в компании с интересными людьми, потратив на это, к тому же, довольно скромные деньги.

Как бы то ни было, Путь Святого Иакова в настоящее время, видимо, — один из самых (если не самый) популярный в мире пешеходный маршрут. Мы не были в числе паломников, но постоянно встречали идущих этим маршрутом, в самых разных точках нашего путешествия. Это были люди разных возрастов, разной комплекции и физической формы, идущие в одиночку и небольшими группами, пешком и на велосипедах. Выделить пилигримов всегда было довольно легко: рюкзаки за плечами, посохи или палки для скандинавской ходьбы в руках и обязательный атрибут — прикрепленные к одежде или снаряжению ракушки морского гребешка.

Изображение ракушки помещают над входом и все учреждения, так или иначе связанные с паломничеством: гостиницы, рестораны, туристические офисы и т. д. Но самое коммерциализированное место — Саньяго-де-Компостела, где паломническая атрибутика — на каждом шагу: не только в сувенирных киосках, но даже в модных магазинах.

Пилигримы идут по Пути Святого Иакова со специальным паспортом паломника (La Credencial o acreditación del Peregrino — исп.). Его можно получить за символическую плату (1–2 евро) в уполномоченных офисах. Этот паспорт дает возможность (но не обязанность!) ночевок в специальных приютах/гостиницах для пилигримов, стоимость проживания в которых — от 2 до 7 евро. За эти деньги предоставляется спальное место в общей комнате, доступ к туалету и душу.

Многочисленные странники изменили жизнь городков, расположенных вдоль маршрута: благодаря ним появлялись деньги, строятся новые дома, в том числе и для приема пилигримов. Такие специальные приюты для паломников есть очень во многих, даже маленьких населенных пунктах на Пути Святого Иакова. И во многих кафе и ресторанах есть специальные меню паломников. Скажем, ужин (а это у испанцев — время самого обильного приема пищи), включающий два блюда, хлеб, воду и вино, паломникам будет стоить 7–10 евро. Приходилось читать, что 1000 евро вполне достаточно на 30 дней паломничества.

Передвигаясь по Пути Сантьяго, пилигримы делают отметки (штампы) в своих паспортах о прибытии на место — в центрах паломников, в гостиницах, церквях, кафе (и даже барах!) на своем маршруте. И именно эти отметки станут главным доказательством честного прохождения маршрута. В Сантьяго-де-Компостела, в Офисе паломников этот паспорт паломника проверяют, после чего выдают написанный на латыни «Сертификат Компостелы» («La Compostela» — исп.). Это конечно, не полное отпущение грехов, как прежде, но все же… С недавнего времени Офис паломников стал выдавать желающим и Сертификат дистанции (Certificado de distancia — исп.), где указывает количество пройденных пилигримами километров с описанием конкретного маршрута (что нетрудно сделать, поскольку все размечено, просчитано и описано).

Читайте также:
Цены в Швейцарии на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

Для получения сертификата не требуется преодолеть весь Путь Святого Иакова, но нужно обязательно пройти последние 100 км (на велосипеде — 200 км) по выбранному самим пилигримом одному из многих вариантов маршрута, завершить свой путь в Сантьяго-де-Компостела и поклониться мощам Святого Иакова. 100 км пешком — это тоже немало, особенно если идти в жаркое время года, но многие преодолевают и более длинный путь к Св. Иакову.

Каковы бы ни были мотивы идущих и преодоленные каждым из них дистанции, эти люди, безусловно, внушают уважение, а процесс организации паломничества в Испании — вызывает восхищение.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела и его старый город — объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Кульминация паломничества — Кафедральный собор в столице Галисии. Все маршруты в конце концов ведут сюда. Мы видели «усталые, но довольные» лица многих людей, которые, проделав этот путь и прибыв на главную площадь перед собором, обнимали друг друга, радуясь завершению маршрута, просто усаживались на брусчатке перед собором, чтобы немного восстановить силы. И казалось, что открывающиеся им виды и не слишком их интересовали.

Мы же в этот город попали самым мещанским способом — на машине. Может быть, потому что путь в Сантьяго-де-Компостела не потребовал от нас ни больших усилий, ни преодоления себя, открывшаяся нам картина вызвала глубокое разочарование. Вот что мы увидели и сравните с нашими ожиданиями (на самом первом фото в этом рассказе).

Собираясь в поездку, мы знали, что в соборе идет реставрация, но, как оказалось, совершенно не предполагали реальных ее масштабов. Позже выяснилось, что на 2017—2019 гг. приходится основной объем работ. Помимо того, что за лесами и строительной пленкой тогда практически не было видно самого роскошного фасада собора, оказалось невозможным увидеть и жемчужину его интерьера — Портик Славы (Portico de Gloria). Такое огорчение!

Ныне существующий собор Святого Якова начали строить в 11-м веке. Но вначале на этом месте, как уже упоминалось, по указанию короля Астурии Альфонсо II была построена часовня — в честь обнаружения в 814 году мощей Сантьяго. (Начиная с этого момента, следите за королями с именем Альфонсо в судьбе собора!). В 829 году часовню сменила первая церковь, на месте которой в 899 году, в свою очередь, соорудили другую — уже по указу короля Леона Альфонсо III (это уже второй по счету). В 997 году эту церковь сожгли дотла мавры, хотя реликвии, относящиеся к апостолу Иакову, они не тронули.

В 1075 году при правлении короля Леона Альфонсо VI (третий!) на месте уничтоженной маврами церкви начали строить ныне существующий Собор, который освятили в 1211 в присутствии Альфонсо IX — последнего короля Леона. Там же Альфонсо IX (в соответствии с его завещанием) и похоронен в 1230 году — рядом со своим отцом. (Не подумайте, что в Испании правили сплошные Альфонсо. Фердинандов, Педро, Санчо и др. тоже было много. И королевств, прежде чем в 15 веке возникла объединенная Испания, тоже было немало, и каждое из них вело свою собственную нумерацию королей).

Если войти в собор, поднявшись по лестнице главного портала (конец 16-го века, ренессанс), — что для нас опять же было невозможно из-за ремонта, — то окажешься прямо перед Портиком Славы. Этот романский портал 12 века, созданный мастером Матео, считается непревзойденным в Испании и ему, вероятно, нет аналогов во всей Европе. Нам увидеть его, к сожалению, не удалось (был закрыт строительными щитами), фотографий, соответственно, мы не сделали, но совсем о нем ничего не сказать невозможно. Воспользуемся картинками из Интернета.

Путь Святого Иакова – паломничество в Испании

Сантьяго де Компостела – один из красивейших городов Испании. В каждой узенькой улочке, вымощенной брусчаткой, на каждой древней площади незримо витает дух истории. Перед глазами встают картины из прошлого, наполненного самыми невероятными событиями. История Сантьяго-де-Компостела берет свое начало в IX веке, когда было обнаружено захоронение святого Иакова (святого Якова, или Сантьяго).

Святой Иаков Старший – первый апостол-великомученик, жизнь и смерть которого породили множество легенд. Тот, кого согласно христианской традиции называют этим именем, был сыном Зебедео и Саломеи. Его брат Иоанн тоже был апостолом и евангелистом. Несмотря на то что в Новом Завете мы не найдем описания личности святого Иакова, считается, что он, как и брат, был человеком вспыльчивым, целеустремленным и бесстрашным. Неслучайно Иисус называл обоих братьев «сыновьями грома».

Святой Иаков считается первым апостолом-великомучеником: т очно не известна дата его смерти, но мы знаем, что он был обезглавлен в Палестине по приказу царя иудеев Ирода в возрасте 41–44 лет. Ирод ужесточил пытки и экзекуции представителей первых христианских общин, добиваясь расположения Рима.

Легенды и предания о могиле святого Иакова

Как известно, апостолы шли по миру, неся с собой новую религию. По одной из легенд Сантьяго Старший отправился в Испанию, проповедуя без особого успеха в Астурии, Галисии, Кастилье и Арагоне. И однажды на реке Эбро ему будто бы явилась Святая Дева, стоящая на колонне, и повелела возвести на этом месте храм.

В другой легенде, не исключающей первую, говорится о том, как после мученической смерти тело святого Иакова с божьей помощью было доставлено на лодке из Палестины в деревню Ирия Флавия, в 15 километрах южнее Сантьяго, провинции Ла-Корунья. В этом месте легенда превращается в сказку и повествует о том, как, преодолев множество трудностей на своем пути, пересекая Испанию с востока на запад, ученики святого Иакова получили наконец разрешение захоронить его тело. И едва они положили тело Учителя на огромный камень, как последний вдруг стал таять, пока не превратился в саркофаг.

Захоронение апостола оставалось забытым почти 800 лет. В 813 году в лесу Либредон какие-то таинственные огоньки привлекли внимание отшельника Пелайо. Этот человек позвал епископа из деревни Ирия Флавия, который, обнаружив захоронение святого Иакова, доложил об этом королю Астурийскому Альфонсо II. Монарх лично отправился к месту обнаружения останков и приказал построить там часовню, а на прилегающих землях – монастырь. Так и родился город Сантьяго-де-Компостела. Название « Компостела » происходит от латинского Campus Stellae ( « звездное поле » ), данное городу в честь таинственных огоньков, которые указали отшельнику Пелайо на захоронение святого Иакова.

Читайте также:
Как уплатить налоги физического лица по ИНН на сайте ФНС

О городе Сантьяго-де-Компостела

Исторический центр Сантьяго в прошлые века был окружен защитной стеной. Преобладающий материал, из которого построены здания в городе, – гранит, в изобилии наличествующий в Галисии. Город необыкновенно красив и загадочен, при внешней схожести каждая улочка имеет свой неповторимый характер. Прогулка по городу позволит вам окунуться в прошлое, почувствовать себя частью вечности. Музыканты со всего мира, ищущие вдохновение на улочках Сантьяго, подарят вам минуты наслаждения волшебной музыкой. Бродячие артисты-мимы развлекут яркими и красочными представлениями. В уютных ресторанчиках, которыми изобилуют улицы старого города, можно попробовать вкуснейшие блюда галисийской кухни, насладиться изысканными винами и десертами.

Сантьяго-де-Компостела является столицей Галисийской автономии. Население города невелико для столицы, всего 95 тысяч человек, но в течение учебного года увеличивается до 120 тысяч благодаря студентам. Университет в Сантьяго-де-Компостела – один из старейших в Испании (второй после университета в Саламанке). Он был основан в 1495 году и является одним из самых престижных испанских вузов.

Собор Сантьяго-де-Компостела

Главной достопримечательностью города является Собор Святого Иакова, куда стекаются паломники со всех стран мира. Этот величественный храм достраивался в разное время и поэтому имеет четыре разных по архитектуре фасада.

  • Центральный фасад собора носит название El Obradoiro , то же, что и площадь, на которую он выходит. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он включает в себя черты различных эпох.
  • Северный фасад Собора Святого Иакова, Azabacheria, был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко к неоклассицизму.
  • Восточный фасад носит название Quintana, так же по названию площади, на которую выходит. Он был окончательно достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но с эстетической точки зрения очень пострадал от постоянных модификаций с XII по XVII век.
  • Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов Собора Святого Якова.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела и Путь Святого Иакова (Камино де Сантьяго)

Паломничество в Сантьяго получило дополнительный импульс, когда в 1119 году ему была дарована привилегия «jubileo» – привилегия священного года, заключающаяся в полном отпущении грехов, Прощении. В булле («Bula Regis») Папы римского Александра III, изданной в XII веке, говорится об отпущении всех грехов, вне зависимости от их тяжести, через «jubileo». Это особая милость, дарованная Богом паломникам, пришедшим в Cобор Святого Иакова в священный год, который случается каждые 6, 5, 6 и 11 лет, когда 25 июля, день великомученика святого Иакова, выпадает на воскресенье.

Вопреки расхожему мнению, совсем необязательно преодолевать пешком нелегкий и долгий путь пилигрима для получения Прощения. Его может получить любой добравшийся сюда на поезде или машине посетитель Собора Святого Иакова, как для себя, так и для умершего родственника. Тем не менее многие истинно верующие предпочитают пройти путь пилигрима пешком. В священные годы по дорогам Северной Испании под палящим солнцем и проливными дождями, а порой и по снегу бредут люди с огромными рюкзаками и посохами, направляясь в Сантьяго-де-Компостела за Прощением.

Чтобы получить Прощение всех своих грехов, необходимо:

1) посетить Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела в священный год;

2) исповедаться и причаститься. Таинства исповеди и причастия можно совершить заранее в любом другом храме, но не более чем за 15 дней до посещения Собора Святого Якова;

3) прочитать молитвы («Отче наш», «Аве Мария» и др.).

Рекомендуется, но не является обязательным:

  • принять участие в церковной Службе пилигримов;
  • зайти в собор через дверь Прощения, которая открывается только в священный год;
  • посетить надгробие святого Иакова.

Туризм в Сантьяго-де-Компостела

Сантьяго-де-Компостела – это не только живая история и религиозная святыня. Это еще и процветающий современный город, в котором расположены парламент и правительство Галисии, откуда вещает телевидение автономии. Непрерывно строятся новые комфортабельные отели, готовые принять огромное количество туристов. В городе проводятся различные культурные мероприятия, приезжают с концертами такие звезды как Стинг, группы « Пласебо » и « Роллинг Стоунз » , Пласидо Доминго, Хоакин Кортес. Город имеет великолепно развитую коммуникационную инфраструктуру: автобусную станцию, железнодорожный вокзал и международный аэропорт.

Сантьяго-де-Компостела не является местом традиционного туризма, более ориентированного на море, пляж и солнце. Однако этот сказочный город является одной из важнейших достопримечательностей Испании и заслуживает посещения, может быть, не один раз.

Подробнее о городе и как до него добраться, читайте в специальной статье.

Если вы хотите совершить паломничество или просто пройтись туристом по Камино де Сантьяго или его части – пишите нам или звоните, мы с радостью поможем!

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Сантьяго де Компостела — город паломников и наше непростое завершение Камино

Удивительно, но эту статью я нашла в залежах своего архива. Копалась в неопубликованных воспоминаниях и наткнулась на этот незабываемый опыт. До сих пор не понимаю, почему не поделилась им ранее. Но о нем несомненно стоит рассказать, ведь это последний мой пост про Путь Сантьяго в Испании (по ссылке полный цикл статей о Камино). Его мы с ребенком преодолели несколько лет назад. Так что сегодня рассказ о старинном святом городе, в который так стремятся миллионы паломников.

Читайте также:
Метро Нагатинская. Метро Москвы Как С Добром Добраться!

То велопутешествие по северной Испании оставило неизгладимый след в моей душе, и в Мишуткиной надеюсь тоже) По крайней мере он до сих пор вспоминает какие-то детали, обрывки, незначимые казалось бы мелочи.

Но ни он ни я точно не забудем ночь, когда мы добрались до конечно точки Камино — Сантьяго-де-Компостела. Город встретил нас пустынными мрачными улицами, словно все вымерли во время зомби-апокалипсиса. Мы остались вдвоем с ребенком в абсолютно холодном и неприглядном городке, в нагрузку с велосипедом и рюкзаками. Это был более чем странный и малость жесткий опыт.

Но в такие моменты я редко паникую, наоборот отключаю истерические голоса в своей голове и полностью доверяюсь Вселенной. А иначе можно сойти с ума :) И еще ни разу Вселенная меня не подводила. Совсем недавно у меня вновь были эти ощущения, будто меня ведут, когда я попала в больницу. В такие моменты всегда всё складывается само собой, будто чудо.

Вот и тогда нам практически сразу неожиданно повстречалась одиноко идущая испанка Исабель. Она случайно задержалась в ту ночь у друзей. Я даже не успела ничего объяснить, как она все сразу поняла и приютила нас у себя.

Это один из важнейших уроков в моей и Мишуткиной жизни, ведь всем нам так часто хочется увериться в том, что добро все-таки существует. И своим опытом, которым я делюсь в этой статье и вообще на сайте, я часто показываю, что добрых и чудесных людей вокруг нас очень и очень много.

Исабель практически с первого взгляда поняла, что нам негде ночевать и чуть ли не силком затащила нас к себе. Велосипед мы оставили в подъезде, а сами поднялись на третий этаж, где очутились в уютнейшей испанской квартире.

Отдыхая, мы значительно экономим на отелях

Для этого пользуемся удобным сервисом Хотелук, который показывает номера со скидками, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 1-3 тысячи рублей за сутки. Попробуйте сами и сравните!

Всё в ней было такое мило-душевное: утонченные статуэточки, кружевные салфеточки, посуда в серванте и семейные фотографии на старинном комоде… Как я обожаю бывать в подобных домах, где можно прочувствовать атмосферу совершенно иной неведомой жизни.

Нам с ребенком Исабель выделила целую спальную комнату, уложив в теплую кровать с толстенным одеялом после сытного ужина. Это было более чем актуально, потому что мне казалось, что мы продрогли до костей, и от температуры за окном и просто от усталости и недосыпа. В общем, стоит ли говорить, что срубило нас моментально) А утром Мишуткус еще нежится в постели и закрывает свои глазки от фотографирующей его мамы =)

Утром хозяйка приготовила завтрак, да еще наделала огромных сэндвичей нам в дорогу. Я была просто в шоке! Ребенку предлагали несколько блюд, но он выбрал вискас какие-то сухие завтраки :)

Помимо них в тарелке сына «лечче». Перед сном Исабель узнавала откуда мы, что да как, а учитывая то, что по-английски она совсем не говорит, приходилось как-то изъясняться то жестами, то с испанском словарем. Так я и запомнила «лечче» — молоко) А еще она все повторяла «траваха», и я поняла, что утром ей на работу, потому что когда-то учила французский и там «работа» — «травайе». Так вот и додумывали слово за словом))

Но я не ошиблась, утром ей нужно было идти на работу, и оставаться в квартире мы, конечно, не могли. Но Исабель говорила, что если мы не найдем жилье, можем вечером снова приходить к ней. Но так наглеть я уже не могла, а потому словила в округе где-то бесплатный вай-фай, нашла адрес отеля за 20 евро, забила его в карты гугла и мы, попрощавшись с нашей доброй спасительницей, отправились по проложенному маршруту.

Все преимущества замечательного отеля, в который мы тогда заселились, я описывала ранее в отдельной статье.

По дороге в отель мы сдали свой велосипед в прокатную контору и были теперь налегке. Я тоже прежде уже писала, что на Пути Сантьяго велосипед можно арендовать в городе выезда, а сдать его в конечном пункте. Это очень удобно, т.к. не приходится заниматься перевозкой велосипеда обратно до арендодателя. После сдачи велосипеда мы поспешили на прогулки по городу. Расскажу его историю подробнее и покажу, каким он запомнился нам.

Наша фотопрогулка по Сантьяго де Компостела

В начале IX века отшельник по имени Пелагий в далеком месте посреди леса, увидел таинственный свет, озаривший забытую римскую гробницу. Произошло это недалеко от Finis terrae, так называемого конца известной в то время Земли, на северо-западе Пиренейского полуострова. По знакам и надписям на саркофаге монах понял, что усыпальница принадлежит самому святому Иакову Великому, апостолу Иисуса Христа.

Очень скоро эта невероятная новость облетела весь христианский мир. Уже через несколько лет место стало знаменитым городом паломничества, одним из важнейших у католиков. Паломники приходили сюда со всей Европы, следуя по Камино де Сантьяго, чтобы добраться до городка, рожденного вокруг Святой Гробницы.

Многонациональное сообщество паломников оказало огромное влияние на окружающую местность, в особенности на местную архитектуру и искусство. Достаточно посмотреть на небольшие города, церкви и монастыри, которые были построены вблизи Камино. Каждый из них отражает ту или иную культуру, напоминая далекие деревушки паломников в их странах. Слава и репутация святилища Сантьяго де Компостела вышли далеко за пределы страны, например, Галисия была известна даже в скандинавских сагах как Якобсленд.

Читайте также:
Шоппинг на Пхукет – самые крупные торговые центры острова

Соответственно, на протяжении всей своей истории и Сантьяго-де-Компостела подвергался различным влияниям. Его центральный район «Старый город» объединил в себе различные стили и течения с местными традициями. Результатом этого смешения стал город, в котором оригинальная галисийская архитектура с ее типичными деревянными галереями и традиционными материалами, такими как камень, дерево или железо, сочетается с великими памятниками, представляющими собой великолепный экскурс в историю европейского и мирового искусства.

Это знаменитое место паломничества также стало символом в борьбе испанских христиан против ислама. Разрушенный мусульманами в конце X века, он был полностью восстановлен в следующем столетии.

Вокруг собора, который является всемирно известным шедевром романского искусства, Сантьяго-де-Компостела сохраняет ценный исторический центр, известный как один из величайших святых городов христианства. Все европейские культурные и художественные течения, начиная со Средневековья и до наших дней, оставили в Сантьяго-де-Компостела выдающиеся произведения искусства.

Старый город Сантьяго-де-Компостела, вместе с расположенным за его пределами монастырем Санта-Мария-де-Конксо, представляет собой необыкновенный ансамбль выдающихся памятников. На площадях и узких улочках Старого города расположены здания в романском стиле, готике, ренессансе, барокко и неоклассицизме. Это не только гармоничный и очень хорошо сохранившийся исторический город, но и место, глубоко проникнутое верой.

В соборе, который считается шедевром романской архитектуры, хранится замечательная скульптура Pórtico de la Gloria, жемчужина средневековой скульптуры. Однако подлинным символом города является барочный западный фасад собора, который образует одну из сторон площади Обрадойро, одного из самых красивых городских районов мира.

Сантьяго-де-Компостела ассоциируется с одной из главных тем средневековой истории. С берегов Северного и Балтийского морей тысячи паломников, несущих символ гребешка и посох паломника, на протяжении веков шли к галисийской святыне по дорогам Пути Святого Иакова, настоящим дорогам Веры.

Старый город — это оживленное место, где жители и бизнес сосуществуют с туризмом. В ходе городского развития здесь были сохранены парковые пространства, где галисийские поля соединяются со старинной каменной архитектурой. Исторические здания объединяются в чудесный городской ансамбль, который гармонично вплетает в себя ещё и площади с просторными зелеными парками. Отдыхать в таких уголках невероятно приятно!

Внутри главного Собора ежедневно для паломников проводятся мессы. Многие путники здесь ощущают очищение и победу над своими слабостями. Конечно, за сотни лет храм стал невероятным местом силы. Дойти до него всегда считалось подвигом для любого верующего.

Несмотря на то, что я не католик, добраться до Сантьяго-де-Компостела было для меня и маленького Мишутки значительным достижением. В соборе чувствуешь это облегчение и удовлетворение от проделанного Пути, хотя до конца еще не осознаешь, что дальше идти не нужно.

Что же касается самих атмосферных улочек, то гуляя по ним, я постоянно думала: «Как интересно мыслят и чувствуют люди, родившиеся здесь и жившие здесь детьми?». Потому что это настолько истинное Средневековье, что складывается ощущение, будто и жители здесь должны быть пропитаны духом вековых традиций что ли…

В душу к этим людям я, конечно, не лезла, но знакомство с такой сердечной Исабель мне показало, что проживание в таком святом старинном городе, возможно, действительно оказало влияние на отличное от нашего восприятие этого мира. А в остальном жизнь здесь течет своим чередом — множество уютных ресторанчиков с прекрасной испанской едой, множество цветочных террас и старинных вещей в витринах антикварных магазинов… Очень приятно гулять по брусчатке этих улиц. И, если честно, хочется снова пройтись по ним.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела: руководство пользователя

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела: руководство пользователя

Главным достоинством Пути Сантьяго является его простота. Этот путь, по которому может пройти каждый, — именно так охарактеризовал знаменитый паломнический маршрут сам Пауло Коэльо.
El Camino de Santiago, что означает Путь Святого Иакова, входит в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой знаменитую паломническую дорогу к предполагаемой могиле апостола Иакова, расположенной в городе Сантьяго-де-Компостела (Галисия). Основная ее часть пролегает по северу Испании. Наряду с путями в Иерусалим к Гробу Господню и в Рим к гробнице апостола Петра, этот маршрут считался главным паломническим путем средневековой Европы. Ежегодно тысячи верующих отправляются по этому пути в поисках себя, смысла своей жизни и очищения. В Средние века паломники шли по Пути Святого Иакова, потому что обещано прощение грехов, а приговоренные к тюрьме имели выбор – либо тюрьма, либо путь Сантьяго. В Бельгии до сих пор существует традиция предоставлять один раз в год одному заключенному право пройти по святому пути ради свободы. Главная отличительная особенность маршрута заключается в том, что этот путь очень индивидуален: большинство верующих проходят по нему в одиночестве. Символом Пути Святого Иакова выступает раковина гребешка, которая встречается на зданиях, вывесках, мостовых на всем следовании по маршруту: причем чем ближе верующий подходит к городу, тем больше знаков попадается ему на глаза. Дополнительными символами паломнического маршрута являются шляпа и сума паломника, а также посох.

Выделяют 4 основных маршрута:
? Camino Portugues (Португальский маршрут) – самый короткий путь, который начинается в городе Порту, проходит на север через Португалию, затем по Испании вдоль Атлантического побережья. Он занимает около 10 дней до Сантьяго-де-Компостела, а потом еще 3 дня до Финистерры.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела: руководство пользователя

? Camino Frances (Французский маршрут) – самый популярный маршрут, который проходит по городам Франции, затем через горные перевалы Пиренеев, откуда можно без труда попасть в Галисию и Сантьяго-де-Компостела как конечную точку. Отправным пунктом служит небольшой французский городок Сен-Жан-Пье-де-Пор. Протяженность пути по Испании составляет около 800 км.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела: руководство пользователя

Читайте также:
Карта туннелей Кучи, где находится Туннели Кучи на карте мира

? Camino del Norte (Северный маршрут) – его еще называют прибрежным, поскольку он пролегает вдоль Атлантического побережья от Пиренейских гор через Астурию и Страну Басков в Галисию.
? Via de la Plata (Серебряный маршрут) – самый длинный из всех предложенных маршрутов, отправной точкой которого является Севилья. Он проходит через Мериду, Касерес, Саламанку и Самору, а затем примыкает к Французского маршруту.
Все дороги на пути к Сантьяго-де-Компостела сойдутся в одну около Моста Королевы. Паломники проходят пешком в основном испанскую часть маршрута, а остальной отрезок пути проезжают на транспорте. В день путники проходят около 25-35 км в зависимости от физической формы и состояния здоровья. Чаще всего на пути можно встретить испанцев, немцев и французов, чуть реже представителей Канады, Японии, Кореи и Австралии. Путь Святого Иакова ежедневно проходят десятки протестантов, буддистов, мусульман и атеистов, и это несмотря на то, что история его возникновения связана именно с католицизмом.
Существуют даже специальные путеводители по паломническим маршрутам. Первый из них был написан в начале XII века Эмериком Пико и назывался Калекстинский кодекс. Он состоял из 5 книг, посвященных апостолу Иакову. В 5-й было дано руководство для паломников и путеводитель по Испании. В современном миру выпущены десятки различных путеводителей по каждому из маршрутов на разных иностранных языках.
Для ночлега и остановок паломников оборудованы многочисленные приюты, или альберги, где есть двухэтажные кровати в общей комнате и общий санузел. Это что-то вроде хостелов. Обеденный стол обычно накрыт в центре общей комнаты или даже во дворе на улице. Одежду здесь стирают вручную под краном. Те, кто путешествуют пешком, всегда имеют преимущество при заселении. Однако, чем ближе к точке назначения, тем труднее найти свободную койку. Так что лучше запастись спальным мешком, чтобы довольствоваться местом в саду или на полу хостела. Погода на севере Испании может преподнести сюрпризы, поэтому нужно взять с собой качественный дождевик и чехол для рюкзака.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела: руководство пользователя

Не будет лишним вооружиться в пути посохом: это даже не традиция, а необходимость. Он должен быть выше головы, чтобы на него можно было опереться всем телом, когда стоишь.
К тому же паломник должен иметь удостоверение (креденсиаль): в нем будут ставить печати в каждой гостинице на пути следования в Сантьяго-де-Компостела, подтверждающие факт прохождения Пути Святого Иакова. В каждом городе – своя печать. Удостоверение можно получить в соборе или храме по маршруту за небольшое пожертвование. Самый первый штамп – символ самого святилища. Также удостоверение можно приобрести в любом туристическом офисе: их распространяет ассоциация «Друзья Святого Иакова». В паспорте нужно отметить способ передвижения:
— пешком (самый распространенный);
— на велосипеде;
— на лошади или ослике.

Паломничество в Сантьяго-де-Компостела: руководство пользователя

Если паломник не останавливается на ночлег в отеле, то печать можно поставить в мэрии города или в офисе по туризму. Рядом со штампом обязательно должна стоять дата. Если в удостоверении закончились свободные графы, а Сантьяго-де-Компостела еще не достигнут, то нужно приобрести второй паспорт и вложить его в первый. Последняя печать ставится рядом с Plaza das Praterias. Это дает возможность получить Компостелу – сертификат о прохождении пути: он выдается паломнику, прошедшему не менее 100 км пешком или 200 км на велосипеде.
Многие паломники продолжают свой путь после Сантьяго-де-Компостела до местечка Финистерра на берегу Атлантического океана, которое в Средние века считали краем земли. Идти туда еще 2-3 дня. У паломников даже есть своя традиция – на берегу океана сжигать обувь, в которой был пройден путь.

Путь святого апостола Иакова

Святой Иаков Алфеев апостол XIII век, Греция Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова

Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.

И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Читайте также:
Ват Пхра Тхат Си Чом Тонг в Чом Тонге — подробная информация с фото

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским [1] , два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела, что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста [2] . Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («¡Santiago y cierra, España!»), ставшие призывом объединиться против врагов.

Рака с мощами св. ап. Иакова Зеведеева

В конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino francés), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino inglés), португальский (camino portugués) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

Читайте также:
Рокфеллеровский центр — крупный деловой центр в Нью-Йорке

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Кафедральный Собор в Сантьяго-де-Компостела

Очевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия» [3] .

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров

В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Дорога св. апостола Иакова – знаки на пути

Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

При написании статьи использованы следующие источники:

Парсегова Г. Камино-де-Сантьяго (Путь св. апостола Иакова). Самое необычное путешествие по Испании. М., 2012.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: