Пролив Босфор на карте

Босфорский пролив (Босфор). Где находится на карте мира, фото

Пролив Босфор – не просто один из многих водных объектов на карте мира. Он является важной магистральной линией и популярным туристическим объектом Турции.

Расположение

Босфорский пролив на карте располагается в Турции на материке Евразия между Европой и Малой Азией. Его другое название звучит, как Стамбульский пролив, поскольку по обе его стороны раскинулся Стамбул.

Благодаря проливу этот город располагается сразу и в европейской и азиатской частях — он делит город на 2 эти части. Поэтому это одно из немногих мест в мире, где переплетается сразу 2 уникальных культуры.

Описание, историческая роль

Пролив Босфор соединяет собой Мраморное и Черное моря. Исходя из карты, он относится к Средиземноморскому бассейну. Ширина пролива составляет 2 км (средняя), а минимальная — 700 м. Это значение делает его самым узким проливом на планете.

Он имеет S-подобную форму, являясь сложным каналом с крутыми поворотами. Длина пролива составляет около 30 км, а средний показатель глубины соответствует показателю в 120 м.

Одно из названий пролива связано с легендой о Зевсе, согласно которой громовержец полюбил красивую девушку по имени Ио. Когда это стало известно Гере (жена Зевса), она решила отомстить. Чтобы этого избежать, Зевс Ио превратил в белую корову. Но Гера догадалась об обмане, и пожелала, чтобы ей в жертву принесли эту корову. Тогда Зевс устроил побег Ио.

Ей пришлось долго скитаться по территории нынешнего Стамбула. Чтобы спастись, Ио переплыла через пролив и спряталась на другой стороне. Поэтому Босфор часто еще называют коровьим проливом. История Ио закончилась хорошо — она добралась до Египта. Там она снова стала девушкой и родила сына Эпафа, отцом которого являлся Зевс.

А возник пролив, согласно научным предположениям, примерно 7,6 тыс. лет назад. В то время Черное и Мраморное море не имели между связи между собой. При последнем ледниковом периоде вследствие таяния больших снежных и ледовых масс уровень воды в морях резко повысился.

В результате мощный водный поток пробил путь в направлении от оного моря к другому. На этот процесс потребовалось всего за несколько дней. Подтверждением этому является рельеф дна пролива.

Значение

Босфорский пролив на карте и в реалии занимает важную роль, обеспечивая доступ ряда стран к Средиземному морю и Мировому океану. Он является судоходной линией международного значения.

У Турции есть право на ограничение военно-морского передвижения других государств на входе в Черное море.

Через пролив можно попасть в Закавказье, Украину, юго-восточную часть Европы и Россию. Это один из самых оживленных торговых и туристических путей. Через пролив постоянно доставляются продовольственные и промышленные товары, нефтепродукты и прочее. Стоит отметить, что в нем наблюдается довольно интенсивное движение судов. Но их скорость не превышает 10 узлов/час.

Вид с Босфорского пролива на Стамбул

Ввиду постоянного увеличения количества судов, передвигающихся по проливу, здесь становится довольно тесно и порой возникают пробки. Поэтому планируется строительство судоходного канала. Также это поможет разрешить проблему в случае замерзания Босфора. Это явление происходило в период с 1621 по 1669 гг.

Климатические особенности и навигация

Босфор располагается в черноморском регионе в субтропическом климатическом поясе.

Для этой территории характерными являются:

  • Теплая зима – температурные показатели ниже +5 0 С практически не опускаются.
  • Настоящая теплая весна настает в начале апреля.
  • Начиная с мая и до октября температура находится в пределах +19 — +25 0 С.
  • Температурный максимум можно увидеть в августе, когда воздух прогревается до +31 — +32 0 С.
  • В летнее время вода прогреваются до +26 0 С, но температурные показатели течений всегда ниже на несколько градусов.
  • В зимнее время температурные показатели воды находятся в пределах +5 – +8 0 С.

Начало весны в области Босфора известно своей непредсказуемостью — теплая погода может резко смениться порывами холодного ветра. Это происходит из-за разности уровня воды в морях, которые он соединяет. В проливе наблюдаются сильные течения. Основное верхнее течение направляется с севера на юг. Скорость передвижения воды в нем составляет 2 м/с.

Погода в Стамбуле по месяцам

Подводное течение имеет противоположную направленность — с юга на север. Но оно часто выходит на поверхность в результате этого происходит сталкивание потоков воды. В результате потоки направляются в разные стороны, что приводит к образованию водоворотов. Они являются опасным явлением для навигации. Таким регионом считается область в радиусе 10 км от черноморского устья.

Мосты

Часть европейского берега пролива находится в пределах Стамбула. Также на нем за городом располагается 2 небольших деревни Бебек и Арнавуткей. Они пользуются большой популярностью для отдыха богатых туристов. По направлению к северу располагаются деревни Румели и Сариер, которые знамениты своими рыбными ресторанами.

Неподалеку от них находится лес Белград. Это самый большой по площади лесной массив в районе Стамбула. Это одно из самых любимых мест для отдыха жителей Стамбула.

В лесу есть площадка для пикников, прокат спортивного оборудования, водохранилище. Здесь можно увидеть остатки акведуков, водонапорных башен и прочих строений времен Османской империи, которые обеспечивали Стамбул водой.

На азиатском береге располагаются деревни и пригороды, которые не особо известны туристам.

Расположение транспортных тоннелей

Через пролив проходит 3 моста, описание которых представлено в таблице ниже.

Название моста Описание
Босфорский Длина этого сооружения составляет 1,56 км, а ширина — 33 м. Открытие моста произошло в 1973 г. Он располагается на высоте в 64 м над уровнем моря. Это обеспечивает хороший проход судам с высокими настройками. На мосту есть много тротуаров, однако он закрыт для пешеходов – после открытия моста на нем произошло много самоубийств. Открытие происходит лишь 1 р. в году, когда проводится межконтинентальный Стамбульский марафон. В 2016 г. этот мост был переименован в «Мост мучеников 15 июля», когда во время военного мятежа погибло больше 240 человек. Мост соединяет квартал Ортакей с европейской стороны и Абдуллах-ага в азиатской части.
Султана Селима Грозного Мост был назван в честь 9-го правителя Османской империи, ведущему очень активную завоевательную политику (при его правлении площадь империи увеличилась на 70%). Мост располагается в северной части Стамбула. Он был введен в эксплуатацию в 2016 г. Его общая длина составляет 2164 м, а ширина — 59 м. Сооружение стало самым широким подвесным мостом в мире. Также при его строительстве были использованы самые высокие пилоны высотой 322 м. Мост имеет комбинированную конструкцию: одна из его частей является подвесной, а вторая поддерживается вантами. Перемещение по мосту осуществляется по 8 автомобильным полосам, а также по 2 ж/д колеям. При направлении из азиатской части в европейскую мост можно пересечь бесплатно, а при передвижении в обратном направлении необходимо оплатить 3,4 $ легковому транспорту и 15 $ грузовому. Его открытие решило проблемы с пробками в городе и существенно упростило передвижение из одной части Стамбула в другую.
Султана Мехмеда Фатиха Открыт мост был в 1988 г. ко дню празднования 535 лет со времени завоевания Константинополя. Протяженность моста составляет больше 1,5 тыс. м, а ширина – 39 м. На нем нет пешеходного движения, а пропускная транспортная способность составляет 150 тыс. автомобилей.
Читайте также:
Новые правила провоза ручной клади для авиакомпаний РФ

Через Босфор проходит 2 тоннеля:

  • Мармарай – ж/д тоннель, представляющий собой одну из веток метро. Располагается между двумя районами Стамбула — Айрылыкчемше в азиатской части и Казлычешме в европейских части. Его открыли в октябре 2013 г. ко дню 90-летней годовщине Турецкой Республики. Тоннель располагается на глубине 60 м от поверхности пролива (это наиболее глубокий участок) и на 4,5 м ниже его дна. Его протяженность составляет 14 км, 1,4 км которых проходят непосредственно под проливом.
  • Евразия – автотранспортный тоннель, располагающийся также между районом Казлычешме и Гезтепе (азиатская часть). Его протяженность составляет 14,5 км, из которых 5,4 км находятся на глубине 106 м. Тоннель считается самым глубоким и широким в мире. Он состоит из 2 ярусов: по верхнему автотранспорт движется из европейской части в азиатскую, а по нижнему – в обратном направлении. Благодаря тоннелю передвижение из одной части города в другую сократилось со 100 мин до 15 мин. В нем есть ограничение скорости движения до 70 км/ч. Этот тоннель был открыт в 2016 г. Стоит отметить, что он защищен от возможных цунами и землетрясения, а также не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.

Пляжи

Босфорский пролив (на карте можно увидеть обрывистость и скалистость береговой линии) имеет, преимущественно, крутые берега. Поэтому пляжей здесь немного. Также пляжный отдых не очень развит ввиду оживленного движения судов и застройке большей части береговых линий домами, дорогами и прочими строениями.

Популярным пляжем является Кючюксу, располагающийся на азиатской стороне пролива. Он представляет собой песчаную полосу длиной 300 м. На его территории есть шезлонги, зонтики от солнца, раздевалки, душ, туалеты.

Пляж бесплатный, поэтому летом здесь всегда много людей. Он имеет достаточно крутой спуск в море, а на небольшом расстоянии от берега здесь наблюдается сильное подводное течение. Поэтому пляж не подходит для отдыха с детьми. Добраться до пляжа из центра Стамбула можно на автобусе №15 либо на пароме.

Еще один популярный пляж располагается в Тарабийской бухте – в месте слияния пролива с Черным морем. С пляжа под названием Selena Beach Club открывается красивый вид Черное море и Босфор, насладиться которым можно на большой смотровой террасе.

Свадьба на пляже Selena Beach Club

На этой террасе располагается ресторан французской кухни. Многие туристы считают его одним из лучших в окрестностях города. Также здесь есть пункт проката инвентаря для водного отдыха. Наиболее популярными являются дайвинг и виндсерфинг.

Все же лучшим вариантом пляжного отдыха неподалеку от Босфора является размещение на берегах Мраморного моря. Здесь очень много комфортных песчаных пляжей с теплым и неглубоким морем.

Достопримечательности на берегах

Босфорский пролив, на карте которого можно увидеть много достопримечательностей, является популярным туристическим местом. Здесь располагаются одновременно интересные места и достопримечательности сразу 2 культур. Для этого рекомендуется оправиться в туристический круиз по Босфору.

Дворец Топкапы

В процессе неспешного передвижения катером туристы могут увидеть следующие интересные места:

  • Собор Св. Софии. Он считается символом Стамбула и на протяжении нескольких тыс. лет являлся главным храмом для православных верующих. Со временем его преобразовали в мечеть. Поэтому его архитектура и убранство является соединением 2 великих религий. Основной зал собора располагается под большим куполом, имеющим высоту 51 м. Главный зал пересекается с другими залами в виде креста – такая планировка несколько столетий была обязательной при строительстве православных храмов. Особой популярностью среди туристов пользуется одна из колонн храма. По преданию, к ней случайно прислонился император Юстиниан, и у него исчезла сильная и непрерывная головная боль. Говорят, что, если прикоснуться лбом к этой колонне, загадать желание, вставить палец в отверстие и провернуть его (обязательно по часовой стрелке) загаданное сбудется. В дни Рамадана и Курбан Байрама есть ограничения по посещению собора.
  • Голубая мечеть является главной мечетью Оттоманской империи. Она была построена в 1616 г. Мечеть представляет собой каскад возвышающихся куполов и очень похожа по внешним очертаниям с собором Св. Софии. Название строения обусловлено покрытием куполов голубым цветом. В этот же цвет окрашены полы и стены внутри храма. Это единственная в мире мечеть, которая имеет 6 минаретов. Это является противоречивым фактом, ведь согласно канонам ислама, мечети должны иметь 4 минарета. Существует легенда, что из-за этого основатель навлек на себя гнев Бога и умер в возрасте 27 л. Мечеть принимает туристов каждый день с 9 утра и до заката солнца. Есть перерывы к посещению – это время молитвы.
  • Бухта Золотой Рог. Она находится в месте впадения залива в Мраморное море. Свое название бухта получила благодаря внешней схожести ее формы с оленьим рогом. Она имеет длину 12 км и с давних времен является центром Стамбула. По берегам бухты расположено много красивых причалов, где идет торговля свежими морепродуктами. Через бухту проходит 4 моста, с которых открывается красивый вид на город и где можно приобрести сувениры.
  • Старинные крепости, располагающиеся по обе стороны пролива. На европейской части размещается крепость Румельская. В переводе ее название означает «пролив». После ее возведения Османская империя получила контроль над проходом по проливу. Она имела 3 основных башни и 13 небольших, соединяющихся между собой крепкими стенами. После землетрясения от крепости остался лишь минарет. С другой стороны располагается крепость Анадолухисар. Она считается самой древней постройкой Стамбула (была возведена в 1393 г.) и является уникальным образцом османской архитектуры. Сейчас в ней располагается музей, а рядом разместился красивый сад, где можно отдохнуть в жаркие дни.
  • Комплекс дворцов Топкапы. Здесь располагается музей под открытым небом, знакомящий туристов с историей Османской империи.
  • Девичья башня расположена на небольшом острове в месте соединения Мраморного моря с проливом. Этот остров находится ближе к азиатской стороне Стамбула.
  • Церковь Св. Ирины является самым старинным храмом Стамбула. Здесь находится саркофаг с останками императора Константина. Церковь имеет небольшие размеры, но, несмотря на это, с ней связано много исторических фактов и легенд.
  • Долмабахче — это дворец, где располагалась резиденция последних правящих султанов Османской империи. Он раскинулся вдоль берега Босфора. Комплекс имеет грандиозные виды — в нем есть 12 ворот, а у главного входа происходит каждый час смена караула.
Читайте также:
Особенности отдыха в Дивноморском

Церковь святой Ирины

Босфор является важной водной артерией на карте мира, обеспечивающей доступ ряда стран к Средиземному морю и мировому океану. Кроме этого, пролив относится к одним из самых посещаемых мест в Стамбуле, где встречается 2 уникальных культуры.

Пролив Босфор

Пролив Босфор — узкий пролив, который является частью континентальной границы между Европой и Азией и разделяет Турцию, отделяя регионы Анатолию от Фракии. Пролив Босфор соединяет Чёрное море с Мраморным. Босфор является одним из важных проливов, поскольку создает доступ к Средиземному морю и мировому океану.

Пролив занимает особое место среди самых труднопроходимых проливов в мире. Течение в проливе предусмотрено до 6 узлов, и сильные изменения погоды в осенне-зимний период заставляют судовладельцев пользоваться услугами лоцманов для транзитного прохода через Босфор. Транзитная скорость в проливе не должна превышать более 10 узлов. Тариф прохода судов через Босфор составляет около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии находится зона двух проливов, которые образуют Турецкий пролив, — это Босфор и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря, его длина составляет 120 км.

Берега пролива Босфор — достопримечательности

Берега Босфора располагают на своей территории огромным количеством достопримечательностей, которые представлены музеями, мечетями, крепостями, турецкими яли (особняками около моря), кафе, ресторанами и многими другими учреждениями. Среди музеев здесь можно увидеть музей Садберк Ханым (Sadberk Hanım Müzesi), музей изобразительного искусства Сакыпа Сабанджы (Sakıp Sabancı Müzesi), музей современного искусства Борусан (Borusan Contemporary), музей истории Кулели Сахил (Kuleli Sahil) и другие.

Среди исторических памятников на территории берегов имеются Tarihi Telli Baba 1950, Cezayirli Gazi Hasan Paşa Çeşmesi, Abbas Okumuşoğlu Çeşmesi, İtalya Sefareti Yazlık Binası, İstinye İskele Çeşmesi. Также здесь можно увидеть мечети Kayalar Mescidi, Ортакей, Büyük Mecidiye Camii (Ortaköy Camii), R.Kavak Telli Baba. Кроме того, на берегах пролива возвышаются посольство Avusturya Başkonsolosluğu, древняя крепость с панорамными видами Румелихисар (Rumeli Hisarı), замок Йорос (Yoros Kalesi) и много других достопримечательностей, ведь Стамбул является уникальным городом с огромной архитектурной ценностью.

Где находится пролив

Пролив Босфор расположен на северо-западе Турции. На обеих сторонах Босфора расположился исторический город Константинополь, современный Стамбул, который является единственным в мире городом, лежащим и в Европе, и в Азии.

Мосты пролива Босфор

Босфор соединяет два континента, Европу и Азию, а его берега соединяют три моста и два тоннеля:

  • Первый мост — Босфорский мост, который был открыт в 1973 году к 50-летию основания Турецкой Республики. Длина моста составляет 1560 метров, ширина — 33 метра, высота над водой — 64 метра.
  • Второй мост — мост Султана Мехмеда Фатиха, который получил свое название в честь завоевателя Константинополя. Мост построен на том месте, где самая минимальная ширина пролива, всего 660 метров. Мост Султана Мехмеда Фатиха окрыли в 1988 году к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста составляет 1510 метров, ширина — 39 метров, а высота над водой составила 64 метра.
  • Третий мост — мост в честь султана Явуза Селима, пересекает Босфор в северное его части. Открытие состоялось в августе 2016 года. Мост насчитывает 8 автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожные линии. Длина моста составляет 2164 метра, ширина — 59 метров.
  • Тоннель — четырехполосный подводный железнодорожный путь под названием «Мармарай», который был открыт в октябре 2013 года. Общая длина тоннеля насчитывает 9,8 км, длина подводной части — 1,4 км, самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.
  • Евразийский тоннель был открыт в декабре 2016 года. Общая длина тоннеля насчитывает 5400 метров, из которых 3340 метров проходят под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 км, а максимальная глубина под водой — 106 метров.

Расстояние

Босфорский пролив рассекает 30-километровый перешеек между Европой и Азией и является частью Средиземноморского бассейна.

Длина пролива насчитывает около 30 км. Максимальная ширина пролива находится на севере и составляет 3700 метров, минимальная ширина расположилась в центре пролива и насчитывает 700 метров, что делает пролив самым узким на планете, средняя ширина — 2 км. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

Камеры у пролива Босфор

На одной из достопримечательностей Босфора, а именно на башне Беязыт, расположена камера онлайн, с которой ведется прямая трансляция, которую можно посмотреть в любое время суток. С этого вида открывается великолепная панорама на пролив Босфор и его окрестности. Камера все свое время меняет направление.

Читайте также:
Налог на посылки из Китая в Россию в 2022году. Законы, ограничения и пошлины.

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

Экскурсии по проливу Босфор

Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:

  • Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
  • Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
  • Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
  • Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.

Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.

Как добраться до пролива Босфор

Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень просто, вдоль пролива расположено огромное количество остановок. Ниже представлены варианты, как доехать до пролива в южной его части с обеих сторон.

С европейской стороны:

  • На метро: станция «Kadıköy» (М4, розовая ветка).
  • На трамвае: Т3, выходить любой из следующих остановок: «Çarşi», «İskele Cami», «Kadıköy İDO».
  • На поезде: поезд Marmaray, выходить на вокзале Хайдарпаша (Haydarpaşa).
  • На автобусе: № 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222 (выходить на остановке «Kadıköy») или на автобусе № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E (выходить на остановке «Rıhtım»).
  • На такси: в Стамбуле работают желтые такси, также можно заказать такси через популярное приложение Uber Taxi.

Здесь есть несколько паромных причалов: Kadikoy, Turyol.

С азиатской стороны:

  • На метро: станция «Marmaray Yenikapı İstasyonu» (M1A, M1B, M2, красные и зеленая ветка).
  • На трамвае: Т1, выходить на остановке «Laleli — Üniversite» и идти в сторону пролива.
  • На поезде: поезд Marmaray (остановка «Marmaray Yenikapı İstasyonu»).
  • На автобусе: № 81, BN1, MR5, İST-1, выходить на остановке «Yenikapı Sahil».
  • На такси: стандартные желтые такси, плюс можно заказать такси через приложение Uber Taxi.

Среди паромных причалов здесь есть İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.

Панорама пролива Босфор в Стамбуле:

Видео: пролив Босфор, Турция, Стамбул (the Bosphorus, Istanbul)

Пролив Босфор

Пролив Босфор на карте делит Европу с Азией и соединяет Черное и Мраморное моря. По обоим его берегам раскинулся самый большой турецкий мегаполис – Стамбул (древний Константинополь).

Ширина пролива Босфор составляет более 3,7 км, а длина – около 30 км. Глубина Босфора в фарватере – от 30 до 80 м. Уже несколько столетий этот пролив называют душой Стамбула.

Читайте также:
Супермаркет в Чикаго, штат Иллинойс, США

Древнее название пролива Босфор – коровий или бычий брод. По легенде дочь царя и бога рек, которую звали Ио, стала возлюбленной Геракла. Но он испугался, что его жена Гера разгневается, поэтому превратил несчастную Ио в корову, и она скрылась в водах пролива.

Пролив Босфор – душа Стамбула

Этот древний город самим фактом своего существования разделяет и соединяет такие разные человеческие цивилизации Запада и Востока: Рим и Византию, Европу и Азию, христианство и ислам.

А сердцем города по праву можно считать пролив Босфор, текущий вдоль границы двух материков. Он очаровывает горожан и гостей Стамбула своими прекрасными водами и изысканными берегами, старинными дворцами и ультрасовременными небоскребами.

Величие Константинополя (Царьграда), его древние храмы и дворцы отражаются в водах Босфора. Оно соседствует с руинами крепостей и современными небоскребами Стамбула, создавая поистине уникальное зрелище.

История

Ученые считают, что пролив Босфор появился около восьми тысяч лет назад. В те далекие времена уровень воды в Черном и Мраморном морях был значительно ниже, и они соединены друг с другом не были.

Но в процессе массового таяния снегов и льдов в конце Ледникового периода этот уровень в Мировом океане, в целом, и в Черном и Мраморном море, в частности, значительно поднялся, и огромный поток воды соединил их.

По мнению ученых, сначала на месте пролива Босфор была речная долина, которая позже была затопленная морской водой. Адмирал Макаров в XIX веке установил два течения в проливе: пресное из Черного моря и соленое – из Мраморного моря.

Археологи на склонах Босфора в XX-XXI веке обнаружили древние города, затопленные тысячелетия назад. Историки считают, что окончание последнего Ледового периода и появление Босфора породило миф о Всемирном потопе, изложенный в Ветхом Завете.

Значение Босфорского пролива

Что такое Босфор для Турции? Благодаря этому проливу, странам Причерноморья обеспечивается доступ в Средиземное море. Половина ВВП Турции поступает от Босфора. В этом его стратегическая и экономическая значимость.

Пролив Босфор считается одним из самых сложно проходимых в мире, т.к. характеризуется большой интенсивности движущихся там кораблей и судов, сильным течением и быстрыми переменами погодных условий зимой и весной.

В Турции быстрое течение в проливе называют чертовым. Обычно оно особенно ускоряется в начале весны, когда тает снег в дунайском бассейне. Талая вода течет вдоль берегов пролива, бурля и вскипая в котлах в наиболее узких местах.

Сегодня власти Турции планируют решить проблему большой загруженности Босфора путем строительства нефтепровода длиной около 100 км. Но все проекты пока остаются исключительно на бумаге.

Берега пролива Босфор

Здесь всякий горожанин может до бесконечности любоваться старинными дворцами из мрамора, каменными крепостями, деревянными турецкими яли (особняками около моря) и сверхсовременными отелями.

Яли – это деревянный многоэтажный дом, построенный у самой кромки моря. Эти строения с XVII века сохранились до наших дней и сегодня стали ресторанами, гостиницами и домами, где сегодня проживает местная знать.

Путешествия по проливу Босфор

Чтобы в полной мере ощутить всю прелесть этого пролива, следует совершить путешествие на туристическом судне или пароме. Вы наверняка получите необыкновенное удовольствие от этой прогулки.

Перед Вами откроется Стамбул во всей своей красе и восточной необычности. А российские туристы наверняка на уровне подсознания почувствуют византийскую сущность древнего Константинополя с его христианскими традициями.

Вы увидите, как среди судов и паромов Босфора Стамбул зажигает свои огни. Услышите голоса мулл, призывающих свою паству на ежедневную молитву в Святую Софию, которая сегодня является мечетью.

Увидеть всё это можно с борта парома, круизного судна или яхты от Эминёню до Анадолу-Каваги. В конце путешествия можно выйти на берег, пройтись по нему и вернуться назад по тому же билету.

Пересечь Босфор на пароме – настоящее приключение. Паромы в Стамбуле разные: рейсовые и туристические, дорогие и дешевые. Переплыть пролив на рейсовом пароме можно за полчаса, вояж на туристическом пароме займет значительно больше времени.

Осматривая Стамбул и пролив Босфор на пароме или судне вечером, Вы получите самые захватывающие впечатления. Именно в это время город и пролив, окрашенные алым закатом, наиболее таинственны и необыкновенны.

Достопримечательности около пролива Босфор

Бухта Босфора — Золотой рог

В Босфоре много бухт, но лучшей считается именно Золотой рог. По своей форме она действительно похожа на рог, а её берега так же извилисты, как берега Босфора. На Золотом Роге множество отличных стоянок для яхт и судов, а воды чисты и прозрачны.

Эта бухта защищена от сильных ветров, мягкая турецкая зима сюда приходит в декабре, а снега не бывает почти никогда. Лучшее время посещения Золотого рога – бархатный сезон, продолжающийся всю осень.

Мосты и туннели

Первый мост через Босфор по легенде воздвиг царь Дарий из Персии. Он переплавил здесь свою 700-тысячную армию с помощью системы плотов и кораблей. Но это уникальное инженерное сооружение ему не помогло, войско Дария было уничтожено скифами.

Сегодня берега Босфора и раскинувшийся на них Стамбул соединяют 3 моста и 2 туннеля:

  1. Босфорский мост, возведенный в начале семидесятых годов XX века;
  2. мост Султана Мехмеда Фатиха, действующий с конца восьмидесятых годов прошлого века;
  3. мост Султана Селима Грозного, введенный в эксплуатацию всего несколько лет назад;
  4. туннель Мармарай длиной более 13 км, соединяющий железнодорожную систему Стамбула;
  5. туннель «Евразия» длиной более 14 км, часть которого находится на глубине более 100 метров.

Две крепости

В самой узкой части Босфора, на европейской стороне для контроля за проходящими по проливу кораблями в середине XV века была построена крепость Румели Хисар. Сегодня от нее остались только развалины.

А напротив этой крепости на азиатском берегу Босфора стоит крепость Анадолу Хисары. В средние века между двумя этими крепостями натягивалась громадная цепь, чтобы корабли не могли ходить по Босфору в Средиземное или Черное море.

Дворец Долмабахче

Этот дворец султанов Оттоманской Порты был построен в стиле барокко в середине XIX века на европейской части Стамбула. В те времена османы решили превзойти Европу в изысканности архитектуры и многого добились.

Читайте также:
Обучение в Польше для белорусов - как поступить, цены и рейтинг вузов

На украшение этого дворца ушло несколько тонн золота. Интересен он также тем, что в его залах можно найти целое собрание картин Айвазовского, которые знаменитый художник написал по заказу турецкого султана.

Софийский собор

Этот символ Византии и восточного христианства был возведен императором Юстинианом в VI веке н.э. в форме базилики. По тем временам не было на свете более грандиозного и дорогого христианского храма.

Но в XIII веке Софийский собор разграбили крестоносцы, а в середине XV века захватили турки и превратили в мечеть, которая стала называться Айя-София. Православные христиане до сих пор поклоняются Софийскому собору, как символу их конфессии.

Голубая мечеть

Эта мечеть была построена в начале XVII века рядом с Софийским собором, она является образцом исламской архитектуры. Сегодня она действующая и считается главной мечетью Стамбула и главным символом города.

Голубую мечеть построили в связи с разгромным поражением османов в войне с Австрией, чтобы умилостивить Аллаха. Она сочетает в себе классическую византийскую и турецкую архитектуру, покрыта керамикой белого и голубого цвета.

Дворец Топкапы

Этот дворец построили в XV веке, и до середины XIX века он был главным в Османской империи. В конце XX века Топкапы был включен в знаменитый список ЮНЕСКО. А сегодня это один из самых больших исторических музеев в мире.

Во дворце жили и правили 25 турецких султанов, пока он не был заменен более европейским Долмабахче. Построен Топкапы в полном соответствии с принципами османской дворцовой архитектурой, имеет 4 двора, соединенных стеной, и пр.

Отели Стамбула с видом на Босфор

По проливу необыкновенной красоты постоянно ходят паромы, катера, пароходы, яхты, суда и нефтяные танкеры. Многие туристы едут в Стамбул, чтобы просто полюбоваться Босфором.

Отели рядом с проливом наиболее востребованы среди путешественников. Здесь их огромное количество, всегда можно выбрать подходящие номера или апартаменты. Предлагаем Вашему вниманию несколько наиболее известных отелей.

The Ritz-Carlton

Этот пятизвездочный отель расположен рядом с известной площадью Таксим. Из его номером открываются удивительные виды на Босфор. Этот бренд гостиниц известен высоким качеством обслуживания и отличной средиземноморской кухней.

Номера в отеле доступны для российского среднего класса +. Здешние интерьеры искусно исполнены в национальном стиле. Отель идеально подходит для деловых людей и туристов.

Double Tree by Hilton

Этот отель от известной гостиничной сети Hilton находится на азиатском берегу Стамбула, рядом с исторической части города. Номера в туристический сезон здесь стоят поменьше, чем в The Ritz-Carlton, но вид на пролив из окон просто великолепен.

Недалеко от отеля располагается много дорогих магазинов и ресторанов. Совсем рядом – очень красивая набережная Босфора. А на его крыше находится открытый бассейн с баром и отличной средиземноморской кухней.

Kalyon Hotel

Отель расположен в старом городе, рядом с ним можно увидеть Голубую мечеть и Собор Софии Премудрой. Из окон Kalyon Hotel можно увидеть пролив Босфор, перетекающий в Мраморное море.

Это замечательное место для деловых людей, т.к. в отеле имеется свой бизнес-центр. Здесь работает отлично вышколенный персонал, имеется красивейшая терраса и все необходимое в номерах.

Отель Nordstern

Отель расположен рядом со знаменитой Галатской башней в старинном здании XIX века. По утрам здесь постояльцам подаётся на террасе или доставляется в номер очень вкусный завтрак.

Nordstern знаменит своими турецкими банями и множеством других национальных процедур. Также здесь также можно заказать настоящий тайский массаж. Этот отель — «люкс» для среднего класса +.

Anjer Hotel Bosphorus

Еще один пятизвездочный отель, из его окон тоже можно наблюдать за Босфором. Рядом с ним находится остановка высокоскоростного трамвая, он быстро доставит Вас к паромной переправе через пролив и далее в любое место Стамбула.

Anjer Hotel Bosphorus прекрасно подходит туристам, решившим в отпуске осмотреть достопримечательности и пройтись по магазинам. Рядом с отелем центр Стамбула – площадь Таксим.

Проблемы пролива Босфор

Взглянув на пролив Босфор на карте мира, видно, что это один из самых загруженных водных путей в мире. Он в несколько раз более востребованный, чем Суэцкий и Панамский каналы. Скоро будут достигнуты пределы пропускной способности пролива.

Это может повлечь за собой аварии танкеров, перевозящих нефть, и, как следствие, разлив нефти, пожары, катастрофические экологические проблемы в черте многомиллионного Стамбула, раскинувшегося на берегах Босфора.

Кроме того, в Босфоре очень сложная навигация, о чем упоминалось еще в древнегреческой мифологии. Эта навигация влечет за собой аварии судов. Весной здесь бывают сильные туманы, а зимой – настоящие бури, провоцирующие столкновения.

Существуют способы перераспределения нефтяных потоков; строительство нефтепроводов в обход Босфора. Но решение проблемы тормозит сложная политическая ситуация в регионе, конфликт стратегических и экономических интересов разных игроков.

Пролив Босфор на карте мира – Пролив между Черным и Мраморным морями – пролив между Европой и Азией

Содержание:

Пролив Босфор на карте мира.

Пролив Босфор («Стамбульский пролив») – пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным морем. На обеих сторонах пролива стоит турецкий город Стамбул. Пролив обеспечивает доступ к Средиземному морю и морям большей части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы.

Стамбул… Древняя столица трех могучих империй — Римской, Византийской и Османской. Город, который разделяет и одновременно, объединяет западную и восточную цивилизацию и уникальным образом передающий изысканный восточный колорит и культуру современной Европы.

Стамбул, мегаполис с 15 миллионами жителей возник в 7 веке до нашей эры. И даже в то далекое время, когда он именовался еще Византием, город был крупным портом и центром морской торговли. Этому способствовало его стратегически удачное расположение.

Карта пролива Босфор:

Великолепный город Стамбул располагается на границе двух материков, поэтому сердцем города по праву можно назвать Босфор. Удивительной красоты пролив Босфор зачаровывает своими водами и контрастно убранными берегами. По соседству с рыбацкими поселками и современными небоскребами расположились величественные дворцы, которые как нельзя лучше отображают судьбу города – символа сплетения роскоши и нищеты, древности и современности.

Читайте также:
Храм Улувату на Бали — защитник от злых духов

Зеркальные воды Босфора, предающие очарование старому городу, нельзя ни с чем сравнить, они всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Все величие и убожество Царьграда отражается в сверкающей глади этого пролива. Летние резиденции и изящные дворцы, которые беспорядочно разбросаны по берегам, мирно соседствуют с ветхими деревушками, населенные рыбаками. Только изредка впечатление, создаваемое древними строениями, разрушается стальным блеском от современных небоскребов.

Карта Пролива Босфор на русском языке

Мифы и легенды Пролива Босфор

Босфор окружен множеством легенд, которые имеют свои версии происхождения названия пролива. Одна из наиболее распространенных гласит о том, что пролив получил свое название благодаря прекрасной Ио, которую Зевс превратил в белую корову. Несчастная девушка прыгнула в воду, которая с тех пор носит название «коровий брод» или Босфор.

Название пролива Босфор произошло от двух греческих слов: «бык» и «проход»- «коровий брод», а сам пролив теснейшим образом связан древнегреческими мифами, один из которых гласит что:

Зевс влюбился в Ио – жрицу Геры, которая была дочерью царя Инаха. Супруга любвеобильного Зевса за это превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. Выручило ее то, что она спряталась в водах Босфора, который после этого и получил свое название — «коровий брод».

Пролив Босфор расположение на карте мира

Пролив Босфор на карте мира расположен на территории современной Турции и разделяет Европу и Азию, а Стамбул расположен по обе его стороны.

Пролив Босфор это 30-километровая извилистая трещина, соединяющая Черное море с Мраморным и далее, через пролив Дарданеллы, со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.

Пролив Босфор на карте Мира:

Мосты через Пролив Босфор

Мосты через Пролив Босфор.

Берега Босфора соединяют Босфорский мост длиной более 1 000 метров и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1 090 метров. Также планируется построить третий автодорожный мост протяженностью 1 275 метров.

Если же обратиться к подлинной, а не воображаемой истории, то можно узнать, что первым построившим через пролив мост, был персидский царь Дарий, переправивший через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту, который состоял из плотов, перекинутых с корабля на корабль. Насколько грандиозное мероприятие он совершил в инжинерном плане настолько бездарно провалился сам поход во владения Скифов. Не приняв ни одного сражения Дарий потерял всё своё необразимо огромное войско.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он – самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров.

Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его еще называют «Второй босфорский мост». Мост был построен около крепости Румели-Хисары к 535-летию завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, его длина чуть меньше – 1510 метров, он завершен был в 1988 году. В то время когда его начали возводить, многие говорили, что мост может испортить силуэт города и всю прелесть Босфора. Но, не смотря на это, мост, сооруженный в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, смог гармонично вписаться в извилины окружающих холмов.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги.

Нынешние жители Турции гордятся своими мостоми через пролив.

Пролив Босфор

Он находится под юрисдикцией нашего соседа – Турции. Является связующим звеном между Европой и Малой Азией. Соединяет Черное море с Мраморным. А вместе с другим проливом – Дарданеллы – соединяет Черное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. Длинна пролива – около 30 километров. Глубина в пределах 120 метров. Максимальная ширина в северной части 3700 метров, минимальная – 700 метров.

Есть у него и иное название – Стамбульский пролив. Ибо по обе его стороны просторно раскинулся турецкий город Стамбул практически с тринадцатью миллионами населения. Один из привлекательнейших мегаполисов, пользующийся огромной популярностью как у местных, так и у зарубежных туристов. Ежегодно через пролив проходит более пятидесяти тысяч больших и малых торговых и военных судов.

Босфор – дитя мирового океана Тетис

Существовал такой океан с удивительно емким и загадочным названием еще в эру мезозоя – около миллиарда лет назад. И простирался между тогдашними древними континентами Гондвана и Лавразия. Постоянно менял свои очертания. От широкого экваториального океана Старого света, то вдруг превращаясь в залив Тихого океана, то в Атланто-Индийскую протоку. Пока не распался на ряд морей. Конечно, применение слова “вдруг” во времени весьма протяженно: проходили целые века пока становились заметны изменения в его конфигурации. И картина менялась благодаря разным природным катаклизмам. Теперь мировой океан, что называется, канул в Лету. А вместо него непрерывно катят свои воды Средиземное, Мраморное, Черное, Каспийское и даже Азовское и другие моря. Кстати, все они (кроме седого Каспия) связаны между собой проливами. Так что из того же Азовского моря через Керченский пролив можно попасть в Черное, потом в Средиземное и так далее и в окончательном варианте очутиться в Атлантическом океане. Вот только Каспийское море, которое иначе называют еще озером, стало замкнутым водоемом.

Босфору – 7600 лет с гаком

Природные катаклизмы, как и пути Господа Бога, неисповедимы. До ледникового периода Стамбульского пролива, тем более мегаполиса по обе его стороны на белом свете не существовало. Правда, моря Средиземное, Черное, Мраморное и то же Азовское уже беспрерывно катили свои воды. И уровень Средиземного все поднимался и поднимался. За счет таяния огромной массы снега и льда. Водам стало просто тесно в своем ложе. И они пробили в горных породах себе путь к морю Черному. Некоторые ученые считают, что помогло в этом и древнее русло некой реки. Как бы там ни было на самом деле, но миру явился пролив как рас длинной, если быть уж совсем точным, в 29,9 километра. Древние греки назвали его Босфор Франкийский. А вот Керченский пролив получил у них имя Киммерийского. Кстати, у Босфора два течения. Верхнее, устремляющееся из Черного моря – соленое. Нижнее – из Мраморного моря в Черное – опресненное.

Читайте также:
Замок Пуболь, Испания — резиденция Сальвадора Дали и его жены Галы

Босфор по легенде есть Коровий брод

И связано это диковинное название с дочерью аргивского царя (и речного божества Инаха), правившего в очень далекие времена Ио. Из древней мифологии известно, на сколько любви обильным бы главный Бог Олимпа громовержец Зевс. Вот он и влюбился по уши в Ио. Но ведь у него была законная супруга – Гера. Разумеется, ей не понравился очередной роман с молодой девушкой. Чтобы отвести от последней беду, Зевс превратил Ио в белую корову. Во избежание гнева Геры Ио (белая корова) устремилась в воды пролива. Потому-то Босфор еще и называют Коровьим бродом. Но по легенде, когда это было?! В наши времена Босфор обеспечивает доступ и к Средиземному морю, и к мировым океанам. С помощью его можно попасть и в Россию, и в Украину, и в Закавказье, и в юго-восточную Европу. А если попросту, то это один из оживленных торговых (и не только) путей. По нему, кстати, доставляются и нефтепродукты, и продовольственные, и промышленные, и прочие товары. Движение судов весьма интенсивно. Используются лоцманы. Скорость не более десяти узлов в час. Плата прохода судов через пролив от тысячи долларов и в зависимости от их класса. Уместно сказать, что в его водах уже становится тесновато. Потому в планах строительство судоходного канала протяженностью в пятьдесят-сто километров к западу от Стамбула. И здесь надо напомнить – в зимы 1621-1669 годов Босфор покрывался льдом. И называлось то далекое от нас время Малым ледниковым периодом. Теперь окрестности пролива, по сути своей, субтропики. Как, к примеру, и наш Сочи. В них растут многие виды пальм, магнолии и прочие виды южных пород деревьев. Обилие овощей и фруктов. Которые доставляются и в Россию – между странами ведется оживленная торговля. А из того же Большого Сочи можно совершить круиз к Стамбулу и по самому Босфору. Примечательно, что благодаря проливу, Стамбул одновременно расположен и в Европе, и в Азии. А его морской порт Каракей – центр, организующий морские круизы. Так вот относительно субтропиков. Весна в Стамбул и окрестности Босфора приходит уже в апреле. В мае-октябре здесь плюс 19-25 градусов. Самые теплые месяцы август и сентябрь – выше тридцати градусов тепла. Вода летом прогревается до 23-26градусов. Зимой остывает до 5-6. Почти как у российского Черноморского побережья. Фантастически выглядит бухта Золотой рог в городской черте Стамбула. Балконы жилых и прочих зданий буквально нависают над проливом. Дома то взбираются верх, то устремляются к побережью. Утопают в южной растительности. Волшебная красота! Кстати, с одного берега на другой не так уж и трудно попасть.

Мосты возводились еще со времен Геродота

Об этом древнегреческом историке, ученом и так далее и так далее не наслышан разве что глубоко ленивый. Так вот, по его источникам, первый мост между берегами Босфора был построен в 514 году до новой эры. Понтонный. Из лодок и канатов.Инженером с острова Самос Мандроклом и по приказу царя Дария. Когда он ходил походами, чтобы покорить скифов. А через четверть века его сын Ксеркс отважился завоевать Грецию. Тоже построил мост. Но тот стихией был разрушен. Царь настолько осерчал, что в гневе собственноручно высек воды пролива. Плетью! И те, будто, смирились. Войска прошли по третьему мосту. На свою погибель. В Европе в битве под Марафоном. Потом люди для переправы пользовались лодками и паромами. Строить капитальные мосты было весьма проблематично – сильное течение, большая глубина. Капитальные мосты через пролив появились ближе к нашему времени. В частности, один из них появился в 1979 году. Его опоры были возведены по обе стороны берегов, а дорожное полотно весело на тросах. Второй (вантовый) мост появился в 1988 году. А в 2017 году на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символичный камень нового вантового моста “Чанаккале”, который станет самым протяженным в мире. Северный вход в пролив отмечен двумя мощными маяками. Один стоит на европейском, другой на азиатском берегу. У левого – корабли военно-морского флота Турции. Они охраняют вход из Черного моря в Босфор. И главная достопримечательность мегаполиса связаны с мостом. Носящим имя султана Селима. Вантовым. Шириной в 59 метров. С восемью полосами. Плюс железнодорожным полотном. С пилонами высотой в 322 метра. Снизу тросы, на которых мост висит, выглядят чисто паутинки. В то время как вес их канатов – 28 тысяч тонн! Вот это инженеры постарались!

Еще раз мостах и туннелях

Пока на сегодняшний день моста через пролив три. Автомобильный плюс железнодорожный Султана Селима Грозного был сдан в эксплуатацию в 2016 году. Длинна его 1408 метров. А вот автомобильный мост султана Мехмеда Фатиха протяженностью поменьше – 1090 метров, но не менее грандиозный был возведен в 1988 году. В пяти километрах от первого моста. Наконец, третий мост, чуть короче второго (1074 метра) был построен в 1979 году. Что касается туннелей, то они тоже имеют место быть. Один из них, в частности, между двумя районами Стамбула -Казлычешме на европейском берегу и Айрылыкчешме на азиатском был открыт в 2013 году. 13,6 километра его проходят под водой и на поверхности 1,4 километра. Есть еще туннель “Евразия” между районами Стамбула Казлычешме и Гезтепе. Протянулся он на 14,5 километра. Из них 5,4 под проливом на глубине в 106 метров. Открыт в 2016 году.

Читайте также:
Есть ли возможность досрочно вернуть водительские права в 2022 году

Кто отважится переплыть Босфор?!

Удивительно, но такие соревнования в Стамбуле проводятся. Олимпийским комитетом Турции. И в них много желающих участвовать. А связаны состязания пловцов с древней легендой. Жил-был некогда на свете юноша Леандр. Он беззаветно любил жрицу храма Афродиты Геро. И каждую ночь приплывал к ней через пролив на свидания. Чтобы насладиться ее жаркими объятьями и поцелуями. Дабы возлюбленный не заблудился в ночи среди вод, Геро выставляла на башне горящий факел. Но однажды случилось так, что сильный порыв ветра затушил его. Ориентир был потерян, и Леандр утонул. Геро не вынесла горя. И бросилась с вершины башни в Босфор. В память о двух трагически погибших влюбленных и проводятся соревнования.

Всё про пролив Босфор

Босфор — самый узкий межконтинентальный канал. Пролегая между Европой и Азией, пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, дает выход в Средиземное море, в связи с чем имеет международное экономическое и стратегическое значение.

Где находится пролив Босфор: координаты, на карте

Пролив относится к территории Турции, по обеим сторонам его раскинулся Стамбул, турецкий мегаполис, бывший Константинополь — центр восточно-христианского мира в IV–XIV вв.

Географические координаты, определяющие, где находится Босфор, — 41°07′10″ с. ш. и 29°04′31″ в. д.

Стратегическое значение пролива

Босфор всегда имел стратегическое значение для России, так как открывал путь в Средиземное море — центр мировой торговли. И в XXI веке этот морской проход остается проблемой в международных отношениях, он важен для российского нефтеэкспорта.

Конвенция Монтрё о статусе пролива

По конвенции Монтрё (1936), Босфор свободен для торгового судоходства как в мирное, так и в военное время. Таким образом, Турция с транзита ничего не имеет, но она является регулятором движения через стратегические воды и может пользоваться ситуацией в свою пользу. Однако конвенция регламентировала различный режим в прохождении военных судов черноморских и нечерноморских государств. Черноморские державы могут проводить в Мраморное или Чёрное море любые военные корабли, если предварительно уведомляют об этом турецкие власти. Военные корабли нечерноморских государств ограничены по тоннажу и классу (допускаются только мелкие надводные).

Как добраться

Босфор проходит через центр Стамбула. Если вы в Стамбуле, то проехать к достопримечательности не составит труда, остановок вдоль берегов предостаточно. Ниже даны рекомендации, как добраться до пролива с обеих сторон — европейской и азиатской.

Со стороны Европы:

  • доехать на метро до станции Kadıköy (М4);
  • на трамвае Т3 выйти на любой из трех остановок: Çarşi, İskele Cami, Kadıköy İDO;
  • на поезде Marmaray доехать до вокзала Хайдарпаша (Haydarpaşa);
  • до автобусной остановки Kadıköy на автобусах № 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222;
  • к автобусной остановке Rıhtım у канала идут автобусы № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E.

Со стороны Азии:

  • доехать на метро до станции Marmaray Yenikapı İstasyonu (M1A, M1B, M2);
  • доехать на трамвае Т1 до остановки Laleli — Üniversite, идти по направлению к проливу;
  • сесть на поезд Marmaray и выйти на станции Marmaray Yenikapı İstasyonu;
  • до автобусной остановки Yenikapı Sahil, расположенной поблизости от цели, можно добраться на автобусах № 81, BN1, MR5, İST-1.

С обеих сторон можно доехать на такси — взять стандартное желтое или сделать заказ через приложение Uber Taxi.

Географическая справка

Канал, открывающий путь в Средиземное море, невелик: длина пролив Босфор составляет 30 км. Другие характеристики по всей длине меняются, ширина и глубина пролива Босфор варьируется: ширина — от 700 до 3 700 м, глубина — от 30 до 100 м.

Легенды и мифы Босфора

О происхождении красивого названия есть легенда. Верховный олимпийский бог Зевс влюбился в красавицу Ио, дочь агривского царя. Гера, супруга Зевса, узнала, разгневалась и решила отомстить Ио. Зевс превратил возлюбленную в корову, чтобы уберечь ее от гнева жены. Ио вошла в пролив, переплыла его и укрылась в горах Малой Азии. С тех пор выход в Мраморное море из Чёрного называется Босфор (Боспор), что означает «коровий брод»,

В Древней Греции было два Боспора: Боспор Фракийский (Босфор) и Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

История

Космический снимок пролива с орбиты показывает, что берега прохода между морями — это бывший тектонический разлом.

По мнению ученых, прошло около 10 000 лет с тех пор, когда образовался пролив Босфор в связи с таянием ледников после периода похолодания. Воды Атлантики устремились в Средиземное море, разорвали брешь в скалах, хлынули в Чёрное море, значительно подняв его уровень. Современный Босфор был в те времена долиной реки, изрядно подточившей горные породы, поэтому прорыв атлантических вод в скалах прошел легко. В результате образовалось Мраморное море. Оно невелико, и на карте его не сразу заметишь, поэтому не все знают, какое море соединяет пролив Босфор, ошибочно полагая, что Черное море соединяется прямо со Средиземным, и забывают о Мраморном море.

658 г. до н. э. стал годом основания греками города Византий на южном мысе пролива, где Мраморное море совсем рядом. Чтобы правитель города мог контролировать прохождение судов по морскому проходу, на противоположном, азиатском, берегу возвели башню, от которой натянули цепь до европейского берега.

В IV в. н. э. римский император Константин перенес в Византий свою столицу, город стали называть в честь византийского императора — Константинополь. В 1453 г. византийскую столицу завоевала Османская империя. По берегам канала были установлены укрепления с расчетом на долгосрочный контроль над проходящими здесь водными путями, что и осуществлялось Турцией на протяжении веков. Впоследствии был ряд международных договоров, регулировавших проход судов в проливе.

Читайте также:
Оформление справки для получения визы во Францию: образец написания

После Первой мировой войны выход из Чёрного в Мраморное море стал международной территорией под наблюдением Лиги Наций. По Лозаннскому договору (1923), стратегические воды вернули Турции с условием свободного прохода в море всех иностранных военных и коммерческих кораблей. В дальнейшем судоходство регулировалось Конвенцией Монтрё (1936), по которой Турция имеет право устанавливать лимит выхода в море нечерноморским государствам.

Навигация

Проход в Мраморное море характеризуется сильными течениями, т. к. он узкий, извилистый, а уровень вод в Средиземном море выше, чем в Чёрном, по степени солености воды их тоже различаются: Чёрное море более пресное.

Верхнее течение в проливе Босфор направлено с севера на юг, его скорость приблизительно 2 м/с. На глубине течение имеет обратную направленность (с юга на север) с выходом на поверхность у берегов. Столкновение разнонаправленных потоков воды образует водовороты. Опасность для навигации таится в 10 км от дельты Черного моря, где берега водной артерии круто изгибаются. Здесь расположен город Сарыер.

ВАЖНО! Глубина фарватера от 30 до 100 м позволяет проходить самым крупным океанским кораблям.

Мосты и подводные туннели пролива Босфор

Европейский и азиатский берега канала соединяют три моста и два туннеля.

  • 1-й — Босфорский мост (1973), длина 1560 м, ширина 33 м;
  • 2-й — мост Султана Мехмеда Фатиха (1988) в самом узком месте морского прохода, длина 1510 м, ширина 39 м;
  • 3-й — мост в честь султана Явуза Селима (2016), построен в северной части канала, длина 2164 м, ширина 59 м (8 автомобильных полос и две железнодорожные линии).

  • «Мармарай» (2013) — железнодорожный путь под водой из четырех полос, длина 9,8 км, подводная часть 1,4 км, максимальная глубина 60 м от поверхности пролива.
  • Евразийский автомобильный туннель (2016), длина 5,4 км, подводная часть 3,34 км, максимальная глубина 106 м.

Данные коммуникации между континентами улучшают сообщение граждан страны и служат развитию туристической инфраструктуры.

Главные достопримечательности Босфора

По берегам пролива много музеев, памятников истории и архитектуры.

  • музей Садберк Ханым;

  • музей изобразительного искусства Сакыпа Сабанджы;
  • музей современного искусства Борусан;
  • музей истории Кулели Сахил.

Основные исторические памятники:

  • мавзолей Телли Баба (Tarihi Telli Baba);памятник Чезайирли Гази Хасану Паше (Cezayirli Gazi Hasan Paşa Çeşmes);
  • фонтан Abbas Okumuşoğlu Çeşmesi;
  • Девичья башня (Kız Kulesi);
  • дворцовые комплексы: Топкапы, Долмабахче, Бейлербеи, Чыраган;
  • крепости Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı) и Румели Хисары (Rumeli Hisarı);
  • бухта «Золотой рог» в европейской части Стамбула, где соединяется Мраморное море с Босфором, — здесь появился город Византий, ставший позднее Константинополем.

Стамбул с многовековой историей — тоже достопримечательность. Знакомство с древним городом восполнит кому-то пробелы в истории и географии. Путешественник откроет для себя, что Босфор — пролив в Стамбуле, какое море омывает Стамбул с южной стороны — также может удивить.

Экскурсии и круизы по проливу Босфор

Для прогулок и экскурсий по Босфору есть ряд вариантов:

  • на городском общественном транспорте (самый востребованный), расписание возле кассы, проезд стоит, как на обычном городском транспорте Стамбула;
  • на прогулочном коммерческом пароме, рейсы регулярные, в любое время дня, прогулка — 1,5 часа;
  • на частных лодках для индивидуальной прогулки, цена зависит от времени поездки;
  • индивидуально с гидом для желающих послушать об истории канала и достопримечательностях.

Каждый вид экскурсии имеет свои особенности, достоинства, свою цену — на выбор туриста. В любом случае прогулка по живописным и историческим местам оставит яркие впечатления и твердые знания о том, какое море соединят с Мраморным проливом Босфор, и какое море — с Чёрным.

Пролив Босфор Стамбул – удовольствия и опасности

Стамбул, мегаполис с 15 миллионами жителей возник в 7 веке до нашей эры. И даже в то далекое время, когда он именовался еще Византием, город был крупным портом и центром морской торговли. Этому способствовало его стратегически удачное расположение. И в наше время Стамбул является экономической столицей Турции, которая обеспечивает почти половину всех богатств страны, и это происходит вновь благодаря проливу Босфор . Воды этого узкого пролива, сверкающие и лазурные, под сиянием солнца и темно-серые в облачную погоду, являются естественным водоразделом двух частей света – Европы и Азии.

Где находится пролив Босфор на карте мира

Вот карта, смотрите, где находится пролив Босфор на карте мира, Стамбул же расположен по обе его стороны.

30-километровая извилистая трещина пролива Босфор, соединяющего Черное море с Мраморным и далее со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.

Стамбул место соединения противоположностей, и пролив Босфор под стать ему. И в нем два противоположных течения: то, что ближе к поверхности, несет воды из темной пучины Черного моря в акваторию Мраморного, а в глубине, наоборот, водная толща из Мраморного моря перемещается в Черное. Причем нижний поток гораздо более сильный, чем верхний.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он – самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров. Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его длина чуть меньше – 1510 метров, он завершен был в 1988 году. Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги. В планах строительство еще одного восьми полосного моста.

Тоннель Мармарай под Босфором

Осенью 2013 года по дну Босфора открыли железнодорожный тоннель, который соединил два континента. Только четыре минут на нем – и пролив преодолен. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, потом можно пересаживаться на метро. Построен туннель для уменьшения нагрузок на существующие мосты через Босфор и для уменьшения загазованности атмосферы. При строительстве инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, предприняты все возможные меры, чтобы тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

Читайте также:
В Малайзийском Путраджае открылся брендовый отель для туристов

Паромы в Стамбуле

Паромы бывают разные. Есть с затемненными стеклами, мягкими сиденьями, телевизорами, баром, а есть и более скромные. Тут – как повезет. Но ехать нам недолго, минут 25, так что капризничать нечего. Наш – с полированными деревянными скамейками красивого шоколадного цвета. Мы проворны – и успеваем сесть на верхней открытой палубе. Вокруг сидят люди, глаза их спокойны и мечтательны. В разгар августа стоит жара, но над морем дует порывистый освежающий ветерок. Мы отплываем. Белые и серые чайки легко скользят рядом с паромом, сопровождая нас. Настроение – приподнятое. Босфоооооррр.

Современные опасности пролива Босфор

Крупные суда проходят вдоль по проливу, перемещаясь между Черным и Средиземным морями, конкурируя с ними, многочисленные паромы пересекают пролив поперек передвигаясь от одной половинами города к другой на противоположном берегу. Кораблей – много.

Сейчас пролив имеет международный статус. Согласно статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов ежедневно через пролив Босфор Стамбул проходят примерно 155 судов. Из них 28 судов – танкеры, шесть из них имеют общую длину более 200 метров. Они перевозят опасные вещества, такие, как сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее. С каждым годом плотный поток танкеров, груженных русской, казахской и азербайджанской нефтью.

А это у турецких официальных лиц вызывает серьезные опасения.

Босфор это не просто узкий канал, это один из самых сложных водных путей, с крутыми поворотами и течением со скоростью шесть-семь километров в час. В марте и апреле на капризном проливе бывают сильные туманы, а в зимние месяцы случаются и бури.

Неправильный маневр или технический сбой на борту могут привести к ужасающей катастрофе: разливу нефти, взрыву или пожару. А ведь на побережье с обеих сторон к проливу жмутся примыкают переполненные поселения, да и сам огромный город раскинулся на берегах Босфора.

14 марта 1994 года 66 822-тонный-кипрский танкер Нассия, груженные нефтью в Новороссийске, столкнулся с кипрским судном у входа в Босфор в Черное море. В возникшем пожаре погибли 29 человек из экипажа Нассия, разорваны танки судна, везшего 19 миллионов галлонов сырой нефти, которая разлилась. Пролив Босфор был закрыт для судоходства в течение недели, ущерб составил около 1 млрд долларов. А сейчас регулярно курсируют через турецкие проливы танкеры в четыре раза больше, чем в Нассия.

Есть ли какая-то возможность уберечься от потенциальных аварийных ситуаций? Конечно. Выход в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов. Турция чрезвычайно в этом заинтересована в таких проектах и предпринимает значительные усилия для их реализации. К примеру, открытый в мае 2006 трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже значительно сократил движение танкеров.

Прогулки по Босфору на пароме

Тем временем мы, наслаждаясь свежим бризом, плывем зигзагом вдоль берегов по умопомрачительно красивому и легендарному Боспору Фракийскому. Ведь без традиционной и незабываемой поездки по нему нельзя считать полным пребывание в Стамбуле. А знаете, как звучит по-турецки лёгкий освежающий ветер? Эфиль-эфиль. Правда, здорово?

Архаичной столпотворение Стамбула осталось позади нас. Пока мы плыли близко к европейском берегу, можно было видеть людей с удочками, стоящими по одиночке или группами. Их непоколебимому спокойствию можно позавидовать. Рыбалка в течение многих столетий была средством существования жителей прибрежных греческих, турецких и даже албанских поселений вдоль пролива. Сейчас это любимое времяпрепровождение местных жителей.

И чайки, чайки, чайки, движущиеся вслед за пароходами. Босфор – он какой-то особенный. Он – живой, в нем пульсирует голубая кровь, он – дышит. Дышите и вы. Вот так, полной грудью. Вдох и выдох. Забудьте о шумном городе, о существующей в природе пыли, просто дышите и смотрите.

Красивые панорамы не вызывают пресыщения. На берегах пролива смесь прошлого и настоящего, роскоши и бедности: мраморные дворцы примыкают к развалинам каменных крепостей, современные отели стоят рядом с деревянными яли.

Еще с конца 17-го века во времена Османской империи паши, визири и просто богатые семьи возводили вдоль берегов, там, где ранее была только рассыпь рыбацких деревень, дома, особняки и дворцы. Тогда и возник архитектурное детище Босфора – приморский особняк – яли. В переводе с турецкого это означает “дом у воды”. Обычно он представлял собой деревянный дом в несколько этажей, стоящий у самой кромки воды. Эта традиция дожила и до наших дней. Множество дошедших до нашего времени старинных яли после реставрации стали ресторанами, дорогими бутик-отелями и домами городской элиты.

Сухогрузы, танкеры, рыбачьи лодки, современные яхты, суда различных размеров, паромы, катера – полное впечатление, что в акватории Стамбула царит совершеннейший хаос.

Вода пролива всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Похожий на рубец пенистый бурун, бегущий за кормой, отдаляясь от корабля меняет оттенок на малахитовый, разглаживается, заставляя белые барашки шлейфа распадаться на отдельные прозрачные пузырьки. Воздух плавится от жары.

И вдруг среди солнечных зайчиков, пляшущих на воде, неожиданно выпрыгнуло несколько дельфинов плавники которых блестели на солнце. Ошеломляющее ощущение чуда! Все не отрывали глаза от моря ожидая, когда они покажутся из воды еще раз. Жаль, что рядом с катером эти удивительные создания плыли совсем недолго. Почему-то эти великолепные млекопитающие порядочный срок избегали заплывать в воды пролива. Экологи их исчезновение объясняли обилием судов, но сейчас дельфины вернулись и более того, перестали быть редкостью! Помните, вероятность увидеть их утром или на закате выше! Удачи вам во время прогулки по Босфору, помните, что чудеса рядом!

Теперь известные строки о проливе “Никогда я не был на Босфоре” уже никак не про вас! Пока мы с вами разговаривали и наслаждались прогулкой, Стамбул, своей неисследованной половиной, расположенной в Азии, оказался совсем рядом. Продолжение скоро…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: