Продажа доли в ООО иностранцу: правила и оформления в 2022 году

Как нерезиденту выйти из ООО

Иностранному учредителю непросто выйти из российского общества с ограниченной ответственностью. Причина – возможные налоговые споры с контролерами.

Учредителем-нерезидентом российского ООО может быть как иностранный гражданин, так и зарубежная компания. И в том, и в другом случае нерезидент вправе покинуть общество двумя способами. Во-первых, просто оставить ООО, передав ему свою долю. Во-вторых, продать или уступить ее другому участнику фирмы или сторонней компании. Рассмотрим каждый из вариантов.

Выход «по статье»

Среди нерезидентов наиболее популярен первый способ выхода из российской организации. Ведь участник ООО может в любое время выйти из него без согласия других (п. 1 ст. 26 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Для этого нерезиденту нужно написать заявление о выходе из общества. Форма такого заявления произвольная. Его нужно подать на имя руководителя компании. Доля «иностранца» перейдет к фирме, которая должна будет выплатить ему ее стоимость. Об этом сказано в пункте 2 статьи 26 Закона № 14-ФЗ. Цену доли определяют по данным бухгалтерской отчетности общества за текущий год. Деньги возвращают нерезиденту с учетом оплаченной им части вклада в уставный капитал.

Помимо выплаты деньгами, участник может получить свою долю имуществом такой же стоимости. При этом он не имеет права требовать то же самое имущество, которое вносил ранее в уставный капитал (подп. «д» п. 16 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14).

Для того чтобы определить стоимость доли участника, необходимо рассчитать величину чистых активов компании. Способ расчета этого показателя для обществ с ограниченной ответственностью нигде не прописан. Поэтому компания должна воспользоваться «Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» (утвержден приказом Минфина России от 29 января 2003 г. № 10н, ФКЦБ России № 03-6/пз). Расчет производят на основании бухгалтерского баланса, который утверждает общее собрание участников общества (п. 2 ст. 26 и подп. 6 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ).

Размер доли участника определяют так. Из активов, которые берут для расчета, вычитают обязательства. Полученная величина – это чистые активы предприятия. Ее умножают на процент, который соответствует оплаченной доле участника в уставном капитале.

Общество должно выплатить участнику его долю за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала. Если этих денег не хватит, фирма должна уменьшить уставный капитал на недостающую сумму (п. 3 ст. 26 Закона № 14-ФЗ). Разберемся, какие налоги в этом случае придется заплатить.

Если стоимость переданного нерезиденту имущества не превышает его первоначального взноса, реализации не происходит (подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ). Значит, НДС на нее не начисляют (п. 1 ст. 38 НК РФ). А как поступить, если «иностранцу» выплатили больше его первоначального взноса? В Налоговом кодексе нет четкого ответа на этот вопрос. В то же время контролеры полагают, что «лишнюю» сумму общество должно относить к реализации и начислять на нее НДС (письмо УМНС России по г. Москве от 10 февраля 2004 г. № 24-11/08018). Судьи с ними солидарны (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 мая 2003 г. по делу № Ф08-1431/2003-542А).

Ситуация с налогом на прибыль для ООО также не слишком выгодна. Общество не сможет уменьшить налоговую базу на выплаченную участнику сумму. Дело в том, что эту выплату нельзя отнести к расходам, которые уменьшают базу по налогу на прибыль. Причина – такие затраты не связаны с получением фирмой дохода. Иначе говоря, требование пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса не выполняется.

В декабре 2005 г. участник-нерезидент подал заявление о выходе из ООО. Номинальная стоимость

его доли в уставном капитале – 150 000 руб. В апреле 2006 года общество рассчиталось с участником. По данным годового бухгалтерского баланса действительная стоимость его доли в апреле составила 200 000 руб. С суммы превышения (200 000 руб. – 150 000 руб.) общество уплатило НДС.

(200 000 – 150 000) x 18/118 = 7627 руб.

Последствия для нерезидента

Если нерезидент – юридическое лицо, то при «расставании» с ООО ему придется начислить налог на прибыль (подп. 2. п. 1 ст. 309 НК РФ). Его нужно заплатить только с доходов, которые превышают стоимость первоначального взноса инофирмы в уставный капитал (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ). Ставка налога для иностранной компании составляет 20 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Читайте также:
Как происходит смена адреса регистрации физического лица в 2022 году

При этом, если инофирма не имеет представительства в России, ООО станет ее налоговым агентом по уплате НДС (п. 2 ст. 161 НК РФ). Обратите внимание: с 1 января этого года у налоговых агентов прибавилось обязанностей. В пункте 4 статьи 173 Налогового кодекса сказано, что, если агент не удержал налог из выплаченных нерезиденту денег, ему придется заплатить его из собственных средств.

Участником-нерезидентом может быть не только инофирма, но и иностранный гражданин. Ему придется уплатить НДФЛ, причем со всей суммы продажи доли. Ставка налога составит для него 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Удержать с нерезидента и перечислить данный налог в бюджет также должно ООО, которое и в этом случае будет являться налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Возьмем условия примера 1. Добавим к ним, что участник – иностранная организация, у которой нет представительства на территории РФ. Тогда ООО выступит в роли налогового агента. В апреле 2006 года с суммы превышения номинальной стоимости доли над действительной общество удержит с инофирмы налог на прибыль и уплатит его в бюджет.

Налог на прибыль с инофирмы:

(200 000 – 150 000) x 20% = 10 000 руб.

Таким образом, всего ООО перечислит в бюджет 17 627 руб. (НДС 7627 руб. + налог на прибыль нерезидента 10 000 руб.). Соответственно инофирма получит на руки 182 373 руб. (200 000 руб. – 17 627 руб.).

Если же нерезидент – частное лицо, то ООО как налоговый агент удержит с него подоходный налог.

НДФЛ с нерезидента:

200 000 x 30% = 60 000 руб.

То есть в этом случае ООО перечислит в бюджет 67 627 руб. (НДС 7627 руб. + НДФЛ с нерезидента 60 000 руб.). Нерезидент получит 132 373 руб. (200 000 руб. – 67 627 руб.).

Таким образом, рассмотренный способ выхода из состава ООО для инофирмы выгоден далеко не всегда. Ведь, если действительная стоимость ее доли больше первоначального вклада, с суммы превышения ей необходимо заплатить налог на прибыль.

Выход через продажу доли

Второй способ для нерезидента покинуть ООО – продать свою долю. При этом преимущественное право на покупку имеют оставшиеся участники общества (ст. 21 Закона № 14-ФЗ). Однако в уставе общества иногда прописывают другой порядок (п. 4 ст. 21 Закона № 14-ФЗ). Например, могут указать, что при продаже доли никто не пользуется правом ее преимущественной покупки. Нерезидент может продать долю как по номинальной стоимости, которая определена в уставе, так и по другой цене, которая установлена соглашением сторон. Обратите внимание: контролеры не могут оспорить эту цену. Случаи, когда они могут контролировать цены, перечислены в статье 40 Налогового кодекса. Продажа долей ООО в этот перечень не входит. Такого мнения придерживаются судьи. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что инспекторы не могут контролировать стоимость долей ООО при их продаже (постановление от 22 марта 2005 г. по делу № Ф04-1677/2005). И соответственно не могут доначислить налог на прибыль, если цена доли была занижена.

Сколько заплатит инофирма

Разберем налоговые последствия второго варианта для случая, когда участник ООО – иностранная компания. НДС с проданной доли ей платить не нужно (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). Иногда контролеры начисляют этот налог на разницу между номиналом доли и ее ценой. Однако судьи с ними не согласны. Они полагают, что цена реализации в данном случае роли не играет (постановления ФАС Московского округа от 15 сентября 2004 г. по делу № КА-А40/8039-04, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июня 2005 г. по делу № А33-20595/04-СЗ-Ф02-2469/ 05-С1).

Ситуация с налогом на прибыль у инофирмы следующая. Она должна его уплатить, если более 50 процентов активов ООО составляет недвижимость, которая находится в России. В этом случае считается, что при продаже доли нерезидент получает доход от источников в нашей стране (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). Если же упомянутое требование не выполняется, то и налогооблагаемых доходов у иностранной компании не будет.

Читайте также:
Все об отдыхе в Вардане

Обществу придется рассчитать долю недвижимого имущества на основании балансовой стоимости активов и недвижимого имущества, которое находится в России (письма Минфина России от 24 января 2005 г. № 03-08-05, от 15 ноября 2004 г. № 03-08-05).

Доход от реализации доли иностранная компания вправе уменьшить на сумму взноса в уставный капитал (подп. 2.1 п. 1 ст. 268, п. 4 ст. 309 НК РФ). В этом случае налог на прибыль нужно будет исчислять по ставке 24 процента (абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ).

Опять обратимся к условиям первого примера. Иностранная организация внесла в уставный капитал ООО вклад в размере 150 000 руб. Через некоторое время она продает свою долю другому российскому предприятию за 200 000 руб. НДС в данном случае уплачивать не нужно. А налог на прибыль у инофирмы составит 12 000 руб.:

(200 000 – 150 000) x 24% = 12 000 руб.

Эту сумму удержит и перечислит в бюджет российская организация-покупатель как налоговый агент. В то же время иностранная компания получит 188 000 руб. (200 000 руб. – 12 000 руб.).

Таким образом, выход из ООО через продажу доли инофирме выгоднее. По сравнению с первым вариантом ее экономия составит 5627 руб. (188 000 руб. – 182 373 руб.). При этом налоговых последствий для самого ООО не возникает. Происходит только смена учредителей.

Иностранный гражданин может сэкономить

Если нерезидент является частным лицом, то при продаже своей доли он должен уплатить НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Ведь доход от реализации доли в уставном капитале отечественной фирмы получен от источников в России (подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ). При этом уменьшить полученную сумму на величину вычетов нерезидент не вправе (п. 4 ст. 210 НК РФ). То есть при продаже доли в уставном капитале нерезидент вынужден заплатить НДФЛ со всей суммы полученного дохода.

Налоговый кодекс не предусматривает особый порядок исчисления налога при реализации нерезидентом доли в уставном капитале. Следовательно, по общему правилу налог должен удержать и перечислить налоговый агент. В данном случае им будет российская организация, которой нерезидент продал свою долю (п. 1 ст. 226 НК РФ). Если же налоговый агент не удержит налог, то нерезидент уплачивает его сам (п. 1 ст. 228 НК РФ). При этом он должен представить декларацию не позднее чем за месяц до выезда из России (п. 3 ст. 229 НК РФ).

Вернемся к условиям первого примера. Нерезидентом является иностранный гражданин. Он внес в уставный капитал ООО вклад в размере 150 000 руб. Через некоторое время продает свою долю другому российскому предприятию за 200 000 руб. Налог на доходы физических лиц у нерезидента составит 60 000 руб.:

200 000 x 30% = 60 000 руб.

Эту сумму удержит и перечислит в бюджет российский покупатель как налоговый агент. Если он этого не сделает, нерезиденту придется заплатить налог самостоятельно. В общей сложности бывший участник получит 140 000 руб. (200 000 руб. – – 60 000 руб.). Для него этот вариант выгоднее, чем выход через оставление доли ООО. Напомним, что в том случае участник получил бы только 132 373 руб. Соответственно, если нерезидент воспользуется вариантом продажи доли сторонней российской компании, он сэкономит 7627 руб. (140 000 руб. – 132 373 руб.).

Вероника Туманова, юрист аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Путешествия по Европе на поезде: преимущества и недостатки

Первые поезда появились больше пятисот лет назад, за время существования железная дорога стала разветвленной и более безопасной. С каждым годом все больше туристов выбирают именно такой способ путешествия по Европе и миру. Кто-то боится летать на самолете, не умеет водить или не хочет ехать на авто, а кто-то предпочитает получать от поездок максимум. Именно те, кто выбирает поезда, так и делают. Ведь они не только добираются до пункта назначения, но и могут наблюдать прекрасные виды из окна, познакомиться и даже подружиться с приятными людьми. И это только несколько плюсов, а какие же ещё преимущества ждут тех, кто собирается путешествовать на поезде?

Читайте также:
Отдых в Кемере в мае: лучшие отели и туры, погода, отзывы

Почему путешествовать на поезде по Европе выгоднее и приятней?

Кроме прекрасных видов, вас ожидает ещё несколько приятных вещей, если вы решите ехать на поезде:

  • Скорее всего, вы приедете в центр или недалеко от него, а значит, не нужно тратить время и деньги на проезд, как в случае с аэропортом, которые находятся за чертой города. Хоть небольшая, но экономия.
  • Такой тщательный досмотр, как в аэропорту отсутствует. Конечно, если ваш багаж вызвал подозрения, вас могут пройти для досмотра, но подобное не имеет массового характера.
  • Для того чтобы сесть на свое место нужно предоставить паспорт и билет, никакой регистрации на рейс, а значит, вы экономите свое время.
  • Ограничений касательно багажа нет, можно взять одну или три сумки, никто ничего не скажет, главное, разместиться.
  • Благодаря ночным поездам, можно существенно сэкономить на проживании в отеле, днем ходим и смотрим на основные достопримечательности, а ночью садимся и едем в новый город. Конечно, без цивилизации (душа и других удобств сложно выдержать всю поездку, но сэкономить на нескольких днях проживания возможно).
  • Широкие возможности. Сегодня железнодорожная сеть настолько развита, что при желании можно добраться в любой даже маленький город (в Европе с этим не возникает проблем). Так что если ваше путешествие не обычное, вы планируете посетить те места, до которых сложно добраться стандартным способом (на самолете), то поезд – лучший вариант в данном случае.
  • Плюс ко всему вы получите ещё один бонус – практически во всех европейских поездах (кроме Восточной Европы) в поездах очень спокойно, комфортно, удобно, есть бесплатный Wi-Fi. При желании можно спланировать следующую поездку, пообщаться с друзьями через социальные сети.
  • Ездить в поездах комфортнее и удобнее. Если ноги затекли, вы можно быстро решить проблему – пройтись по поезду. Также здесь намного легче наладить контакт с людьми, найти себе интересного собеседника.
  • В разы меньше опозданий из-за плохой погоды. Рейсы поездов по таким причинам не откладываются, в отличие от самолетов. В итоге, покупая билет на этот вид транспорта, намного больше уверенности, что вы приедете в нужное место вовремя.

Недостатки путешествий на поезде

К счастью, минусов совсем не много. Первый и самый существенный – время, потраченное на дорогу. На самолете вы долетите за пару часов, а здесь нужно потратить в несколько раз больше. Второй минус – билеты на поезда не такие дешевые, как хотелось бы. Сейчас авиакомпании запускают много бюджетных чартерных рейсов, которые обходятся дешевле. Но если заказывать билет на поезд заранее, то тоже можно немного сэкономить. И последний минус, который возникает не так часто, но он возможен – забастовки работников могут перекроить все планы. Но это скорее исключение их правил, чем правило.

Иногда путешествие на поезде может подарить не меньше впечатлений, чем вся поездка. В Европе и по всему миру очень много живописных мест, которые стоит увидеть, не пожалев времени на проезд. Путешествуйте и наслаждайтесь жизнью во всех её проявлениях, ведь это в ваших руках.

Недорогие тарифы на связь за границей для максимальной экономии

Порой, вопрос выбора оптимального тарифа отнимает много времени у туриста, особенно, если он отправляется в заграничную поездку впервые. Если у вас тоже возникли подобные затруднения, не переживайте, мы поможем найти оптимальный тариф, с которым можно будет общаться с друзьями, родными, без нервного подсчета потраченных средств. Итак, что интересного на рынке услуг мобильной связи?

  • Мобильный оператор Ортел Мобайл предлагает интересный тариф для Германии, а также многих стран Европы. Он подойдет тем, кто отправляется в поездку на пару недель или больше. Тариф позволяет общаться, использовать мобильный интернет до 5 ГБ на протяжении месяца всего за 20 евро. Кроме того, оператор предлагает уникальный тарифный план для звонков из Германии в Россию – всего 3 цента.
Читайте также:
Магистратура в Чехии для русских бесплатно: поступление и обучение

  • Благодаря предложению провайдера Оранж вы сможете быть всегда на связи, использовать социальные сети, интернет практически без ограничений. Ведь 100 МБ стоит всего 1 евро, в день можно заказать до 1 ГБ. Плюс к этому оператор сотовой связи начисляет 60 минут на разговоры в стране, где на данный момент находится абонент и тоже всего за 1 евро!

  • Глобалсим подойдет для настоящих любителей путешествовать, только представьте, с этой сим-картой можно общаться в двухсот странах мира по доступным тарифам, не заботясь о смене оператора.

  • Оператор Водафон предлагает два тарифа, один включает и звонки, и мобильный интернет, второй – только для доступа в Сеть. Сим-карта позволит общаться во многих странах Европы, в Америке, в Китае, Турции.

Какие есть плюсы и минусы путешествий на поездах

Путешествие на поезде – это особый вид знакомства с миром :) . Это и романтично, и вдохновляюще, и интересно, и познавательно. Отправляясь куда-нибудь на самолете, а не на поезде, Вы теряете существенную часть впечатлений и положительных эмоций. Самым лучшим местом путешествия на поезде является Европа: развитая сеть железных дорог, много поездов, высокий уровень комфорта. На поезде в Европу можно отправиться в любое время, но лучше всего летом. А в этой статье я расскажу, какие достоинства и недостатки имеет путешествия на поезде.

Плюсы

  • Вас доставят прямо в центр города. Железнодорожные вокзалы расположены в центре городов. Вы выходите на перрон и можете сразу отправляться осматривать достопримечательности или заселиться в отель. Прилетев на самолете, Вам нужно будет из аэропорта сначала добраться до самого города, заплатив иногда большие деньги за транспорт.
  • Нет досмотра. Зайти в поезд Вы можете, всего лишь, показав билет и паспорт. А в аэропорту Вас ждёт неприятная проверка.
  • Быстрый вход. Такой регистрации, как в аэропорту, в поездах нет, а значит, Вы экономите очень много времени и нервов.
  • Нет ограничений на вес багажа. С собой в поезд Вы можете взять хоть три сумки, если поднимите, конечно :) . Причём никаких дополнительный сборов с Вас не возьмут.
  • Можно взять с собой еду и алкоголь. Никто не мешает взять Вам бутылочку хорошего вина и закуски, чтобы провести вечер расслабленными. К тому же, Вам могут попасться очень разговорчивые попутчики, с которыми можно выпить вместе и разговаривать на любые темы, некоторые из них могут стать хорошими друзьями.
  • Большой выбор направлений. В наши дни железные пути идут даже к маленьким городам, особенно это применимо к Европе. Вы можете добраться до многих интересных мест, в том числе труднодоступных. Т.к. поезда курсируют часто, то можно даже не планировать свою поездку, а прийти на вокзал и купить билеты на любое ближайшее направление, что сделает путешествие намного интересней.
  • Экономия времени и денег ночью. Вы можете днём осматривать достопримечательности, посещать музеи и выставки. А затем выбрать ночной поезд и отправиться в новое место в темное время суток. Сон в ночном поезде – это экономия времени и денег (так бы пришлось платить за номер в отеле). Хорошо выспавшись, Вы сможете днём опять знакомиться с новым городом.

  • Большое количество красивых мест. Путешествую на поезде, Вы увидите намного больше красивых мест, чем летая на самолетах. Живописные долины, большие озера, густые рощи деревьев, стаи птиц и многое другое.
  • Спокойная обстановка. В поездах Европы (кроме Восточной Европы) почти всегда можно отдохнуть в спокойной обстановке, почитать книгу, подумать о следующем путешествии, пообщаться через социальные сети с друзьями (во многих европейских поездах есть бесплатный Wi-Fi).
  • Высокий уровень комфорта. В поездах намного больше места в расчете на одного человека в сравнении с самолетом. Если у Вас затекли ноги, то можно свободно пройтись по поезду. А если Вы едите в компании друзей на небольшие расстояния, то купить билеты на «сидячие» места и удобно вести разговор, т.к. такие места расположены друг к другу (лавочка напротив лавочки :) ) или купить билеты в одно купе, тогда Вам предоставляется большая свобода действий :) .
  • Меньше опозданий. Поезда, как правило, следуют своему графику. Вылет самолета могут откладывать несколько раз, при этом вы теряете своё время, которое могли потратить на что-то интересное и полезное.
Читайте также:
Китайский квартал Сан-Франциско — подробная информация

Минусы

  • Высокая стоимость. На многие направления билеты на поезд дороже, чем на самолет. Вы можете хорошо сэкономить, если купите билеты заранее (за несколько месяцев).
  • Требуется много времени на дальние поездки. На самолете Вы доберетесь до нужного места намного быстрее, если это место находиться далеко от пункта отправления. Поезда экономят время только на небольших расстояниях.
  • Возможны забастовки. В Европе почти каждый год бастуют железнодорожники, вследствие чего отменяются многие рейсы, и графики движения поездов сбивается. Правда, почти всегда о забастовках предупреждают заранее, чтобы пассажиры знали об отмененных рейсах и измененном расписании.

Отправиться в путешествие на поезде нужно каждому, хотя бы один раз. Собраться в поездку можно за несколько дней, а вот впечатлений и событий в путешествии будет очень много, которые потом будете вспоминать всю жизнь. Путешествуйте и наслаждайтесь жизнью! Всего наилучшего!

Как путешествовать на поезде: подготовка к поездке и важные советы

Путешествовать можно разными способами и разным транспортом. Сейчас популярность активно набирает путешествие на поезде – тот вид поездки, когда «весь мир из окон» и «через всю страну».

Путешествие на поезде – это действительно отличная возможность увидеть больше, чем при перемещении самолетом. Ведь самолет – это «поесть и поспать» между точками А и Б. А поезд – это созерцание, охват огромной территории, знакомство с природой, нетуристическими городками, маленькими, атмосферными, аутентичными полустанками с местной едой.

У самолетов и аэропортов тоже своя атмосфера, но путешествие на поезде – это все-таки гораздо более медленный, осмысленный, прочувствованный процесс. Путешествие на поезде – это особая романтика, испытать которую хотя бы раз в жизни должен каждый уважающий себя путешественник.

Подготовка к путешествию на поезде

Человек, привыкший садиться в самолет и через 3-4 часа быть на месте, задаст немало резонных вопросов: как путешествовать на поезде? Что брать с собой в такую долгую поездку? Какие вещи, лекарства? Чем питаться в дороге? Как себя развлекать? Все эти вопросы можно и нужно решить еще на стадии подготовки к путешествию. Давайте разбираться по пунктам.

Одежда и вещи

Что взять с собой в поезд из одежды и вещей первой необходимости:

  • сменную одежду, чтобы ходить по вагону и спать в ней, эта одежда должна быть максимально комфортной и свободной;
  • сменную обувь, это могут быть традиционные шлепанцы или сланцы, или же легкие кеды;
  • несколько смен носков и нижнего белья, особенно если путешествие предстоит долгое;
  • беруши, которые позволят вам крепко спать, ведь полная тишина будет воцаряться в вагоне, в лучшем случае, на пару часов в сутки;
  • маску для глаз, которая спасет от ярких фонарей на полустанках и зажигающегося верхнего света, когда посреди ночи в купе будет заселяться ваш новый попутчик;
  • зубную пасту и щетку, мыло, туалетную бумагу, сухие и влажные салфетки – все это закончится в туалете в самый неподходящий момент, и лучше иметь собственный запас, чем бежать к проводнику;
  • полотенце.

Аптечка путешественника

Путешествие на поезде позволяет взять с собой гораздо больше лекарств, чем на самолете, но стоит ли перегружать свои чемоданы несметным количеством блистеров с таблетками, спреев и растворов? Возьмите только самое необходимое.

Примерный перечень основных лекарственных средств для путешествия на поезде:

  • обезболивающее и жаропонижающее (многие современные препараты сочетают в себе обе функции, это могут быть парацетамол, нурофен и другие);
  • препараты для нормализации работы желудочно-кишечного тракта, к этому пункту следует отнестись очень внимательно, потому что отравления в путешествиях – не редкость (это могут быть активированный уголь, стопдиар, имодиум и др.);
  • средства от аллергии (например, супрастин);
  • перекись водорода, йод или зеленка;
  • пластырь, бинт, ватные диски.

Если вы отправляетесь в путешествие на поезде с детьми, можно взять более обширную аптечку, но для более или менее здорового взрослого человека этого вполне достаточно.

Кроме того, помните: в каждом вагоне поезда есть аптечка, в случае необходимости помощь вам должен оказать проводник.

Где лучше покупать билеты на поезд

Прежде чем отправиться в путешествие на поезде, необходимо купить билеты. Безусловно, сделать это можно и в кассах городского вокзала, но современные люди все же предпочитают пользоваться интернетом, тем более что есть как минимум два удобных сайта: tutu.ru и poezd.ru.

Читайте также:
Крепость Баба Вида на карте

Какие преимущества дает путешественнику покупка билета на одном из них:

  • возможность сравнить цены, время отправления и прибытия, время в пути, маршрут и варианты пересадок и выбрать наиболее подходящие;
  • возможность купить, зарегистрироваться, распечатать на принтере, а также сдать или обменять билеты онлайн, не выходя из дома;
  • возможность накапливать баллы, участвовать в различных акциях и партнерских программах, получать бонусы и бесплатные билеты;
  • возможность отслеживать свой маршрут во время путешествия.

Питание в пути

Следующий вопрос – что кушать во время путешествия на поезде? Если продолжительность поездки – не более двух суток, этот вопрос не стоит остро.

Но что, если ехать в поезде придется трое суток? Пятеро? Семеро? Неопытному путешественнику покажется, что любая еда успеет закончиться или испортиться за такой продолжительный срок. Но это обманчивое ощущение. Очень многие продукты способны сохраняться довольно долго и без холодильника.

Что можно взять:

  • овощи: помидоры, огурцы и морковь;
  • картофель в мундире (на первые 24 часа);
  • фрукты: яблоки, апельсины и мандарины могут лежать в отличном состоянии сутками, а вот бананы, персики, груши, сливы, вишня и черешня, а тем более клубника и малина должны быть съедены в первые сутки вашего путешествия;
  • колбасы и сыры в вакуумной упаковке также способны храниться вне холодильника несколько дней, главное – если открыли, то съешьте всю пачку в ближайшие часы;
  • курица-гриль или вареная курица (на первые сутки);
  • вареные яйца (первые двое суток);
  • хлеб или заменяющие его хлебцы;
  • быстрорастворимые каши в пакетиках;
  • сухофрукты, орехи, семечки;
  • печенье, вафли, пряники;
  • конфеты шоколадные и карамель.

Путешествие на поезде не будет полноценным без долгих чаепитий, так что не забудьте чайные пакетики, быстрорастворимый кофе, сахар. Также возьмите с собой питьевую воду.

В современных поездах кулеры предлагают кипяток и холодную воду, но иметь под рукой еще и свою собственную бутылочку всегда удобно. Как видите, можно даже обойтись без дошираков и ролтонов!

Впрочем, если захочется чего-то вредного или особенного – всегда можно приобрести у проводника шоколадные батончики, чипсы или мороженое, а на ближайшей станции выскочить в местный магазинчик за кефиром или баночкой пива.

Теперь о питании, которое предоставляет сама железная дорога.

На части маршрутов завтрак, обед и ужин (или только один, или два пункта) можно заказать заранее и включить в стоимость билетов. Тогда проводник будет приносить вам комплексное питание прямо в купе.

Кроме того, почти всегда в поездах есть вагон-ресторан. О вкусе вагонно-ресторанных блюд можно спорить бесконечно – кому-то они нравятся, кому-то нет, – но это также вариант для питания в поезде. В конце концов, в вагон-ресторан не обязательно ходить ради каждого приема пищи, можно наведаться туда раз или два, чтобы просто почувствовать атмосферу.

Развлечения в дороге

На продолжительных авиарейсах пассажиры обычно могут пользоваться мини-компьютерами, встроенными в переднее кресло, смотреть кино, слушать музыку, играть в видеоигры, читать электронные книги. В поезде чаще всего есть только телевизор, по которому крутят одни и те же фильмы и передачи. Так что развлечения придется искать для себя самостоятельно.

Чем же заняться, когда едешь в путешествие на поезде, как не заскучать? Вы можете:

  • общаться с попутчиками (если вы едете несколько суток, то не познакомиться с ними и не обменяться опытом путешествий просто глупо);
  • играть с другими пассажирами в настольные игры, которые, кстати, на российских железных дорогах можно взять у проводника;
  • смотреть фильмы и сериалы на гаджете (смартфон, планшет, ноутбук);
  • рисовать или заполнять раскраски, в том числе антистрессовые;
  • разгадывать кроссворды, судоку, логические задачки и др.;
  • заниматься взятым с собой рукоделием;
  • читать книги, слушать музыку;
  • устроить фотосессию;
  • выспаться!

Путешествие на поезде по России

Если сразу отправляться на поезде за границу страшно – можно начать с поездок по России, тем более что наша страна – самая большая в мире, и количество климатических зон, природных красот и интересных городов просто ошеломляет.

Даже многие иностранные туристы считают путешествия на поезде по России отличной идеей.

Маршруты путешествий на поезде по России

Самые известные путешествия на поезде по России крутятся вокруг Сибири и Дальнего Востока: это Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль и Кругобайкалка.

Читайте также:
Возможности обучения в Германии на английском языке

Те, кто пока не готов бороздить бескрайние просторы отдаленных уголков нашей родины, могут отправиться на юг, а на этой странице можно найти более подробную информацию по самым красивым маршрутам путешествий по России на поезде.

Другие популярные туристические маршруты по России:

  • Золотое кольцо;
  • Карелия;
  • Урал;
  • Сахалин;
  • Русский Север (Архангельская и Вологодская области).

Путешествие на поезде по Европе

Полеты лоукостерами очень популярны, но в Европу можно отправиться и на поезде: из Москвы и Санкт-Петербурга есть несколько маршрутов. Это выйдет дешевле, а заодно можно будет насладиться прекрасными видами из окна.

Единственное, что потребуется российскому туристу для путешествия на поезде по Европе – это загранпаспорт и действующая Шенгенская виза.

Маршруты путешествий на поезде по Европе

Вот несколько интересных маршрутов путешествия на поезде по Европе с начальной точкой в столицах нашей родины:

  • Москва – Варшава;
  • Москва – Прага;
  • Москва – Ницца;
  • Москва – Берлин – Париж;
  • Москва – Санкт-Петербург – Таллин;
  • Москва – Хельсинки;
  • Санкт-Петербург – Хельсинки.

Кроме того, уже внутри самой Европы также можно перемещаться на поездах. Масштабы Европы не так велики, так что практически между любыми двумя крупными европейскими городами можно найти беспересадочный маршрут для путешествия на поезде.

Рекомендуем вам посмотреть видео о том, как путешествовать на поезде по Европе:

Путешествие на поезде за границей

Не только Европа хороша и интересна из окон поезда. При желании, на поезде можно исколесить весь земной шар и даже устроить настоящую кругосветку. Главное – не забывайте про загранпаспорт и визы в странах, где это необходимо.

Путешествия на поезде за границу предполагают поездки в страны Азии (прямо из России можно отправиться в Казахстан, Китай, Монголию и Северную Корею), Северной и Южной Америки, Африки, в Австралию и Новую Зеландию.

Плюсы и минусы путешествий на поезде

Плюсы:

  • когда путешествуешь на поезде, обычно прибываешь сразу в центр города, так что не придется добираться из аэропорта и тратить дополнительные средства;
  • почти не бывает задержек с отправлением;
  • нет такого тщательного досмотра;
  • нет таких строгих правил по весу багажа и ручной клади;
  • экономия денежных средств и времени;
  • возможность экономить в том числе на жилье, покупая билеты на ночные поезда;
  • возможность увидеть больше живописных мест, проникнуться атмосферой и культурой.

Минусы:

  • возможны забастовки железнодорожников и отмена или перенос рейсов;
  • на дорогу уходит гораздо больше времени.

Полезные советы по путешествиям на поезде

Путешествие на поезде – это особый и очень интересный способ увидеть мир. Вот несколько советов для тех, кто решил отправиться в такое путешествие:

  • не оставляйте вещи без присмотра, сумку с документами/денежными средствами/техникой берите с собой, даже отправляясь в туалет или выходя на перрон покурить;
  • не рассказывайте о себе слишком много, не хвастайтесь своим богатством;
  • во время путешествия на поезде не участвуйте в азартных играх;
  • при пользовании титаном с водой обращайте внимание на ее качество, если в воде есть песок или ржавчина – купите бутилированную воду.

Заключение

Теперь вы знаете, как путешествовать на поезде: как подготовиться, что с собой взять и какими маршрутами отправиться. Путешествие на поезде – это действительно особая романтика, особая атмосфера, особый опыт. Попробуйте один раз – и вам точно захочется повторить!

Все плюсы и минусы путешествия поездами в России и за рубежом

Железнодорожные путешествия остаются самым доступным видом поездок для отдыха, командировок. Особенности этого вида транспорта требуют подготовки к условиям, внешним факторам. Иначе впечатления от дороги будут испорчены, что скажется на дальнейшем отдыхе. Поэтому важно проанализировать минусы путешествий поездом, узнать о плюсах.

Особенности железнодорожных путешествий

В поезде, в отличие от самолета, продолжительность следования может достигать 14-20 дней. Много времени проводится в компании незнакомых людей, под постоянный стук колес и раскачивание вагона. Для некоторых факторы относятся к положительным, но большую часть туристов и самостоятельных путешественников они раздражают и являются минусами железнодорожных путешествий. Это отражается на физическом состоянии, раздражительности.

Читайте также:
Как получить ОСАГО гражданину Украины в России в 2022 году

  • Стоимость билетов. Зависит от выбранного типа вагона – плацкарт, купе, СВ. Поезда для путешествий – это отдельная категория транспорта.
  • Длительность поездки. На этот параметр влияет маршрут состава, много времени уходит на промежуточные остановки. Так, длительность путешествия от Москвы до Владивостока может составить 12-16 дней.
  • Комфорт в вагоне. У фирменных поездов работают системы кондиционирования, повышен уровень обслуживания. В обычным возможны резкие перепады температуры, плохое состояние санузлов.
  • Правильно выбрать место – верхняя или нижняя полка. Это актуально для плацкарты и купе.

В Европе распространены составы общего типа только с сидячими местами. Длительные поездки в там положении затруднительны. В России они используются для железнодорожных сообщений между областями, внутри регионов.

Преимущества поездок

Главный плюс – это стоимость билета. Если сравнивать ее с расходами на автомобильные, морские или авиаперевозки, железнодорожное путешествие окажется самым доступным. Исключение – специальные туристические составы. Низкий бюджет поездки позволит отложить средства для лучшего отдыха по месту прибытия.

Дополнительные плюсы путешествия поездом по России и за границей:

  • Быстрая посадка. Время осмотра багажа минимальные.
  • Удобное расположение железнодорожных вокзалов. Они находятся в центре города, откуда можно отправиться в гостиницу, к местным достопримечательностям.
  • Вес багажа не ограничен. Но нужно учитывать объем отделения для хранения ручной клади в вагоне.
  • Можно проносить еду, напитки. Работает вагон-ресторан, что удобно при длительных путешествиях на поезде.
  • Много направлений, часто поезд – это единственный вариант доехать до удаленного населенного пункта относительно быстро.
  • Соблюдение графика движения. Опоздание состава обычно не превышает 10-15 минут.

Один из плюсов путешествия на поезде – комфорт. В стандартных российских составах, следующих по дальним направлениям, есть спальные места, можно удобно провести время. Для многих туристов и самостоятельных путешественников поездка связана с романтикой, когда можно под стук колес прочитать книгу, поговорить с интересным собеседником.

Недостатки поездок на поезде

По отзывам туристов минус путешествия поездом – время поездки. Если ехать аналогичным маршрутом на машине, можно приехать значительно быстрее. Причина – состав делает частые остановки. Но это является необходимостью. Исключение – скорые и специальные составы, которые проходят стандартный маршрут намного быстрее обычных. Но и стоимость билетов на них выше.

Остальные минусы путешествия на поезде по России или за рубежом:

  • Состояние железнодорожных вагонов, вспомогательных систем. Можно встретить морально устаревшие составы, в которых работают твердотопливные печи и нет кондиционеров. Об этом нужно узнать заранее, до покупки билетов, отзывах или описаниях.
  • Недостаток свободного пространства. В пассажирских вагонах, за исключением СВ, нет личного пространства. Это делает поездку некомфортной.
  • Шум и сложность провести ночь нормально. В большей степени это относится к плацкартным вагонам.

Также в поездах высокие люди могут испытывать неудобства из-за небольшой длины спального места. Ноги не помещаются на полке, что заставляет принимать некомфортные позы. Однако в последних моделях вагонов эта проблема частично решается. По принятым стандартам размер спального места должен составлять 2 метра.

Как подготовиться

Первые трудности начинаются с выбором билетов. Для решения этой проблемы РЖД разработало мобильное приложение по продаже мест в составах. В интерфейсе помимо номеров мест видно их расположение в вагоне, верхняя или нижняя полка. Это упрощает выбор комфортного места, подготавливает пассажира к возможным трудностям.

Перед поездкой нужно правильно сложить вещи. Основной багаж будет размещен на полке или под нижним местом в специальном отделении. Под рукой должны быть предметы первой необходимости, продукты, напитки.

В затруднительных случаях нужно обратиться к проводнику. В его обязанности входит обслуживание пассажиров, предоставление чая, кофе, прохладительных напитков, легких закусок. Также он должен реагировать на все жалобы. В стоимость билета может входить питание. Это указывается в документе.

В Европу на поезде: плюсы и минусы путешествий на поезде в Европу

Железнодорожное сообщение России с Европой развито, а потому удобно и выгодно. Поездки в Европу на поезде – достойная альтернатива дорогостоящим авиаперелетам. А если отправляться в путешествие в рамках специальных железнодорожных туров, можно провести время с пользой и удовольствием.

Читайте также:
Фото Храма Гроба Господня (115 фото)

Содержание данной статьи

Преимущества и недостатки железной дороги

Большинство европейских стран находятся относительно близко к России, поэтому не всегда есть смысл приобретать авиабилеты. Поехать в Европу на поезде имеет смысл по нескольким причинам:

  1. Возможность комфортно провести время в вагоне. Поезда европейского направления имеют соответствующий уровень комфорта и обслуживания, и пассажирам в них удобно и приятно находиться даже на протяжении длительного времени. Во время поездки можно не только выспаться, но и заняться работой или просмотром фильмов
  2. Отсутствие лишнего ожидания, которое неизменно присутствует в авиаперелетах
  3. Простота и отсутствие серьезных требований таможенного контроля. Как показывает практика, процедура проверки документов на железной дороге значительно короче и проще, нежели в аэропортах
  4. Наличие хороших скидок при приобретении групповых билетов, скидочные и акционные предложения

Для тех, кто боится авиаперелетов, выбор поезда станет возможностью избежать лишнего стресса.

Недостатки поездок в Европу на поезде

Поездки в Европу на поезде имеют и ряд недостатков. Главный из них – продолжительность пребывания в дороге. Так, если нужно быстро добраться до места предназначения, более подходящим вариантом будет авиаперелет.

Еще одна причина, по которой многие выбирают путешествие самолетом, – ограниченное количество направлений. Поэтому в те страны, в которые нет удобного наземного сообщения, приходится добираться иными способами.

Основные железнодорожные направления

В Европу на поезде из Москвы или Санкт-Петербурга можно путешествовать в нескольких направлениях:

  • Хельсинки
  • Варшава
  • Прага
  • Таллин
  • Ницца
  • Берлин
  • Берлин-Париж из Москвы

Отдельные составы, в том числе в направлении Таллина и Хельсинки, отправляются в рейс каждый день. В Варшаву можно поехать 3 раза в неделю, в Берлин –дважды. По остальным направлениям есть еженедельные рейсы.

Стоимость билетов составляет от 60 евро и более в зависимости от направления, продолжительности следования, времени покупки билета и комфортабельности вагона. Наиболее высокая стоимость проезда для одного пассажира – 500 евро.

Если заранее позаботиться о приобретении билетов, можно получить скидку до 50%. Проездные документы в любом направлении можно купить в кассах РЖД.

Поезда по указанным направлениям – современные и комфортабельные средства передвижения. Даже вагоны, предназначенные для путешествия сидя, позволяют расслабиться и принять удобную позу. Вагоны люкс-класса включают персональный санузел и душ. Все поезда предназначены для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Железнодорожные туры в Европу

Один из распространенных видов отдыха – поездка на праздники или выходные в города Западной Европы. Туроператоры формируют целые пакеты предложений для клиентов любой категории во все времена года.

Одна из разновидностей такого отдыха – туры в Европу на поезде.
Стоимость такого путешествия начинается от 600 евро и может существенно возрасти в зависимости от направления и количества предложений в выбранном пакете. Максимальная цена такого тура иногда достигает нескольких тысяч евро.

Такие предложения подходят для неопытных путешественников, которые не обладают достаточными знаниями, чтобы самостоятельно сформировать свой маршрут и позаботиться о трансфере и поиске отеля и других объектов инфраструктуры.

Независимо от того, планирует ли пассажир приобретать полноценный тур в Европу или просто решил посетить один из европейских городов, на поезде это сделать очень удобно и выгодно.

8 лучших маршрутов для путешествий на поезде по Европе в 2021 году

Лучшие направления для путешествий на поезде по Европе выбрал британский новостной портал Independent. Рассказываем, какой маршрут самый живописный и сколько стоят билеты.

Independent ― британский новостной портал. Он рассказывает о бизнесе, науке, образовании, здоровье и путешествиях по Великобритании, Европе и миру.

Редакторы портала прогнозируют, что в 2021 году поездки на поезде станут популярнее, чем обычно. Они выбрали самые комфортные, живописные и интересные маршруты для путешествий по Европе.

Лучшие маршруты для путешествий на поезде по Европе

Путешествия на поездах ценят за размеренность, комфорт и красивые виды за окном. К тому же выбросы газов на километр дороги на железнодорожном транспорте на 80% меньше, чем у автомобилей.

Новый ночной поезд отправится из Швеции в Германию 31 марта 2021 года. Он будет курсировать между странами один раз в неделю в выходной. Железнодорожная компания Швеции планирует наладить ежедневное сообщение в период с 11 июня по 5 сентября.

Читайте также:
ТОП достопримечательностей Базеля для туристов

Пассажиры покупают билеты в вагоны с местами для сидения или со спальными местами в шестиместных купе. В поезде есть вагон-ресторан, wi-fi и кондиционеры.

Туристы из Лондона также смогут сесть на поезд с пересадкой в Гамбурге и добраться до Швеции всего за сутки.

5 апреля 2021 года швейцарская железнодорожная компания откроет регулярное сообщение между Базелем и Локарно по Готардской дороге.

Поездка по маршруту займет больше времени, чем такая же поездка через туннель. Зато туристы смогут увидеть живописную природу Швейцарии: альпийские горы, зеленые поля и озера Люцерн и Цуг.

Туристы могут отправиться на отдых в Хорватию на ночном поезде, который курсирует между Прагой и Риекой. Крупнейшая чешская железнодорожная компания RegioJet впервые пустила поезд летом 2020 года. А в 2021 году движение возобновится на летний сезон ― с мая по сентябрь.

За время пути он делает 7 остановок в столицах и крупных городах Словакии, Венгрии, Словении и Хорватии.

В июле и августе поезда в Хорватию будут ходить ежедневно, а в мае, июне и сентябре — три раза в неделю. Первый поезд отправится из Чехии 28 мая. Пассажиры смогут сесть на поезд в Праге и Брно, а также на промежуточных остановках — в Бржецлаве, Братиславе, Дьёре и Будапеште.

Продажа билетов уже открыта. Их можно купить на сайтах поиска билетов или на портале главного железнодорожного вокзала Праги.

Это панорамный туристический маршрут по старейшей железной дороге в Европе. Первая железнодорожная поездка по окрестностям состоялась в 1871 году. А летом 2021 года Швейцария отпразднует
150-летие дороги: проведет недельный фестиваль и запустит в тур отремонтированный паровоз 1873 года.

Во время поездки туристы увидят альпийские горы, зеленые поля и три озера: Фирвальдштетское, Цугское и Лауэрцское.

Туристы выбирают комфортный и современный поезд Eurocity Wawel для путешествий между Германией и Польшей. В вагонах поезда установлены кондиционеры и розетки, работает wi-fi.

Поезд делает остановки только в крупных городах и не более чем на 5 минут. Проводники говорят на нескольких языках: английском, немецком и французском.

Компании Railway Touring запускает туристический маршрут «Железные дороги и история Второй мировой войны в Польше».

Первая поездка состоится в июне 2021 года. За 10 дней туристы посетят Варшаву, Краков и Вроцлав. Также гости увидят разные исторические места, связанные с событиями Второй мировой войны: Варшавское гетто, фабрику Оскара Шиндлера и лагерь для военнопленных Шталаг Люфт в Жагане.

Новый ночной экспресс Nightjet отправится из Вены в Амстердам в декабре 2021 года. Это международное направление в рамках сотрудничества четырех стран: Австрии, Германии, Франции и Швейцарии.

В стоимость билета включен венский завтрак: шницель, кофе и штрудель. За дополнительную плату можно заказать закуски и другие напитки.

За время путешествия по второму самому живописному маршруту Швейцарии туристы увидят Женевское озеро, Альпы и альпийскую долину Зимменталь, озеро Тун и бескрайние швейцарские поля.

Поезд «Золотой перевал», который курсирует по маршруту, соединяет три швейцарские коммуны. Экстерьер и интерьер поезда разработали итальянскими дизайнеры. Отличительные черты ― панорамные окна и современное оформление.

Маршрут откроется не раньше 2022 года. Точные даты и цены на билеты пока неизвестны.

Как путешествовать без виз по Европе в 2021 году

Страны Европы закрыты для туристов пандемии коронавируса. Некоторые страны начали снимать ограничения на въезд. Например, Швейцария планирует открыть границы для граждан стран Евросоюза в июне 2021 года, а к осени и для некоторых других стран.

Когда россияне смогут путешествовать по Европе ― пока неизвестно. Но отправиться в Европу этим летом поможет второй паспорт или вид на жительство Евросоюза.

ВНЖ в Швейцарии для финансово независимых лиц выдают за уплату аккордного налога. Инвестор подписывает договор с одним из кантонов страны. Ориентировочная сумма налога ― 450 000 £.

ВНЖ в Австрии для финансово независимых лиц выдают по квотам. В 2021 году правительство выделило всего 450. Инвесторы получают ВНЖ за инвестиции от 100 000 € в экономику страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: