Почему мусульманам запрещено отмечать Новый год

Ислам и празднование Нового года

Скоро наступит праздник, который отмечает почти весь мир, — Новый год. Как относиться мусульманам к празднованию его?

В мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним. При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!). Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно — мусульмане не празднуют языческие праздники. Но с другой стороны — нужно учитывать, что никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется, ни елочке, ни Снегурочке, ни Деду Морозу. Это очевидно.

Новый год – светский праздник

Сегодня для многих жителей Земли празднование Нового года является государственным праздником, цель которого — отметить окончание очередного календарного года[1]. Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности.

Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников. Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят им подарки, вкусности, водят на новогодние представления, концерты, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе. Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям.

Хадисы по теме праздников

Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[2]. Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[3].

Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.

Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе.

Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.

При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.

Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году.

Хадисы и 5 важных аргументов

Несведущий интернет-пользователь, особенно из новичков в религиозной практике, любящих запрещать все и вся, может прислать вам ролик о «запрете Нового года», где будут фигурировать слова «ширк» (язычество), «куфр» (безбожие). В ответ на такие «богобоязненные додумывания и выдумывания» приведу несколько хадисов:

1) Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]»[4].

Если вы не поклоняетесь новогодней елочке, Снегурочке или Деду Морозу, тогда нет язычества, нет обожествления чего-либо, помимо Бога, а потому и запрета нет.

2) В наше время появилось много интернет-»шейхов», завлекающих людей «обоснованными» запретами, которые на самом-то деле додуманы или выдуманы ими. Вынужден напомнить им и их последователям: если прямого и однозначного текста в Коране и Сунне нет, тогда и запрета нет. Канонические запреты – прерогатива Аллаха (Бога, Господа). Если кто-то хочет что-то запретить, косвенно обосновывая Кораном и Сунной, то это его личное мнение, которому можно следовать по желанию, а можно и игнорировать. Мнения в мусульманском богословии исчисляются сотнями тысяч, а возможно, и миллионами, но если идет речь о запрете (харам), то на это должен иметься прямой и однозначный Божий запрет в тексте Корана и Сунны. Жизнь подтверждает: народные «законотворцы» подводят людей в итоге к радикализации либо к полному отчуждению от религии. И те из вас, кто имеет более 20 или 30 лет опыта совершения религиозной практики, наверняка видели тому много живых подтверждений. Не зря пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически; физически] те, кто щепетилен (чрезмерно строг). [Опасайтесь перфекционизма, в том числе и в вопросах веры, религиозной практики, иначе это погубит вас! Упрощайте, а не усложняйте]». Он (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды[5]. Также пророк Мухаммад предупреждал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры (религии)! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[6].

Читайте также:
Самая дешёвая и дорогая недвижимость в Германии

3) Сторонники запрещать Новый год любят цитировать следующий достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[7]

Имеет ли этот хадис отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником. Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может. К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.

Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).

4) Также современные интернет-»шейхи» и их последователи любят цитировать в адрес осуждающих их слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями]. Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]». Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами [а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света – Корану и Сунне]»[8].

И если посмотреть на этот хадис объективно, то он адресован именно самим законотворцам мусульманских запретов. Ведь основой в шариате является разрешенность (ибаха), если нет прямого и однозначного запрета (тахрим) в Коране и достоверной Сунне. Именно выдумывающие запреты и являются сбившимися с верного пути и сводящими с него («сами заблудились и других вводят в заблуждение»[9]).

5) Для тех, кто хоть чуть-чуть разбирается в мусульманском богословии, проведу параллель с запретами (тахрим) на европейскую одежду, которые были категоричными на начальном этапе появления ее в традиционно мусульманских странах, где стиль одежды совсем иной.

Вот, что сказал один из главных и очень авторитетных богословов саляфитского течения Ибн ‘Усаймин (1929-2001)[10], отвечая на вопрос о возможности ношения европейской одежды: «Ношение ее запрещено (харам). Но это в том случае, если надевают ее лишь и только безбожники. Надев ее, ты становишься одним из них. В хадисе сказано: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11]. Но если она, европейская одежда, станет чем-то распространенным среди людей (все ее надевают, независимо от вероисповедования), тогда элемента стремления походить на кого-то нет, а потому нет и запрета»[12].

Один из величайших мусульманских ученых современности ‘Али Джум‘а[13] относительно истории появления европейской одежды в мусульманских странах сказал: «На начальном этапе появления европейской одежды (шляп, костюмов) мусульманские ученые запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной (отсутствие привязки к представителям какой-либо религии), никто (абсолютно никто) из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение»[14].

Некоторые современные интернет-пользователи заявляют о запрете в Исламе Нового года, обосновав это якобы языческими корнями данного праздника. Такой подход и хукм (богословский вывод) – очевидное невежество. В современных реалиях России это просто светлый семейный праздник, не имеющий никакого отношения ни к язычеству, ни к какой-либо из религий. Запрещать его — значит не знать, как выводится хукм в Исламе, как дается богословское заключение (фетва). Обзывать празднующих его мусульман кяфирами — очевидное заблуждение и проявление такфиризма. И замечу, что я говорю о праздновании Нового года, а не Рождества, и именно в рамках мусульманских канонов, когда отсутствует явно запретное, например, алкоголь. И уместно вспомнить, что 12 месяцев как лунного календаря, так и солнечного являются знамением Господа миров и упоминаются в Коране[15].

Читайте также:
Фотографии озера Маньяра

Какому мнению последуете вы, читатель, для меня не имеет значения. Моей обязанностью, как профессионального богослова с многолетним стажем, было прояснить вопрос с точки зрения Корана, Сунны и шариата.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Почему нельзя праздновать Новый год?

Каждый год в определенное время поднимается ряд вопросов, и нет конца этому порочному кругу. И каждый раз мы думаем, что вопрос решен и на него дан ответ, однако в следующем году тема поднимается с новой силой, как будто ничего не было сказано до этого.

Согласно Шариату, мусульманам не дозволено праздновать немусульманские праздники. В классических книгах мусульманского права по этому вопросу не существует разногласий, поэтому никакая другая точка зрения в связи с данной темой в наше время не может быть принята.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кто уподобился какому-то народу, тот из их числа».

В книге, приписываемой хафизу ас-Суюты, о немусульманских праздниках сказано так:

ومن البدع المنكرات مشابهة الكفار في أعيادهم ومواسمهم الملعونة، كما يفعل كثير من جهلة المسلمين في مشاركة النصارى وموافقتهم فيما يفعلونه في خميس البيض الذي هو أكبر أعياد النصارى

«К порицаемым нововведениям относится уподобление неверным в отношении их проклятых праздников, что делают многие из невежественных мусульман в обществе христиан. Они повторяют то, что те (христиане) делают в «праздник Рождества Христова» – самый большой праздник у христиан».

В своей книге «Аль-Мадхаль» в главе «О некоторых праздниках иудеев и христиан» Ибн аль-Хадж аль-Фаси (ум. 737 г.х.) сказал следующее:

فهذا بعض الكلام على المواسم التي ينسبونها إلى الشرع وليست منه , وبقي الكلام على المواسم التي اعتادها أكثرهم وهم يعلمون أنها مواسم مختصة بأهل الكتاب , فتشبه بعض أهل الوقت بهم فيها وشاركوهم في تعظيمها , يا ليت ذلك لو كان في العامة خصوصا , ولكنك ترى بعض من ينتسب إلى العلم يفعل ذلك في بيته ويعينهم عليه ويعجبه منهم ويدخل السرور على من عنده في البيت من كبير وصغير بتوسعة النفقة والكسوة على زعمه , بل زاد بعضهم أنهم يهادون بعض أهل الكتاب في مواسمهم ويرسلون إليهم ما يحتاجونه لمواسمهم فيستعينون بذلك على زيادة كفرهم , ويرسل بعضهم الخرفان ويعضهم البطيخ الأخضر وبعضهم البلح وغير ذلك مما يكون في وقتهم وقد يجمع ذلك أكثرهم وهذا كله مخالف للشرع الشريف.

«И то [о чем говорилось выше] относится к праздникам [аль-мавасим], которые [несправедливо] считаются частью Шариата, но, на самом деле, ей не являются. Теперь нам осталось поговорить о праздниках, которые люди [мусульмане] привыкли отмечать, хотя знают, что эти праздники сугубо иудейские и христианские. Воистину, некоторые люди [из числа мусульман] в наше время подражают им и принимают участие вместе с ними в почитании этих праздников. О, если бы это касалось только простого народа! Но ведь, на самом деле, многие из тех, кого считают людьми знания, предаются подобным делам в своих домах, поддерживая свою семью в этих празднованиях. Более того, человек радует своих домашних: и стариков, и детей – щедрыми тратами, предполагая [что такое деяние достойно похвалы просто потому, что доставляет кому-то радость]. На самом деле, некоторые из них даже обмениваются подарками с иудеями и христианами по случаю этих праздников и дарят им вещи, которые нужны для проведения их праздников, так что эти мусульмане по сути помогают иудеям и христианам усугубить свое неверие. Некоторые дарят им ягнятину, другие – зеленые дыни, финики или другие фрукты по сезону, а большинство дарит все вышеперечисленное. Всё, что было упомянуто, противоречит благородному Шариату».

А теперь мы должны попытаться понять это, казалось бы, строгое (а для многих даже абсурдное, «средневековое») установление Шариата, потому что зачастую проблема в принятии того или иного решения для современных людей заключается в том, что они не могут понять причину решения Шариата и, основываясь на своем поверхностном анализе, утверждают, что-то или иное решение устарело, неактуально, поверхностно и т. д. Хотя понимание или непонимание причины, стоящей за тем или иным положением религии, не освобождает человека от его соблюдения и не снимает с него необходимости подчинения, понять причину очень важно. Это слабость и болезнь нашей эпохи – непонимание основ.

Важнейшая причина, по которой запрещено отмечать неисламские праздники – это сохранение исламской идентичности в общем и основ Единобожия, в частности.

Многие говорят, что, мол, Новый год – это светский праздник, в отличии от Рождества, и поэтому Ислам не запрещает праздники такого рода. Мы должны понимать, что любой праздник в той или иной степени наполнен своей мифологией и различными культовыми коннотациями. Например, празднование Нового Года было придумано коммунистами как вид борьбы с религиозными праздниками, в большей степени с христианским Рождеством, чем с мусульманскими праздниками, однако задача была именно создать культ, который будет помогать вытеснять религиозные праздники различных народов, создавая единую внерелигиозную идентичность. И в этом задача, в общем, любого светского праздника. Потому что праздник – это не просто выходной в рабочей неделе, это единение и сопричастность людских сердец и устремлений по какому-то поводу или событию.

Читайте также:
Авиакомпания Flydubai — самолеты, отзывы, история

И мы действительно видим, что во многих мусульманских семьях Новый Год любят больше, чем праздники Ураза-Байрам или Курбан-Байрам. Многие даже не могут в дни двух исламских праздников испытать праздничное настроение, в отличие от Нового года. В этом и суть такого праздника – секулярное единение людей, оторванных от своих религиозных корней. Многие православные христиане негативно относятся к этому празднику, понимая, что он был введен именно для замещения их религиозных праздников. Так почему мусульмане должны быть в авангарде этого секуляризма?

Что касается единобожия, то культ Нового года содержит в себе много элементов магизма, веры в силу природы и прочие вещи, которые, пусть поданы хоть в игровой манере, однако имеют место. И, если дети будут воспитываться в такой атмосфере, они могут впитать многие чувства и убеждения, противоречащие основам Единобожия.

Также мы должны понимать, что сопричастность этому празднику – это также сопричастность тому массовому греху, которому люди предаются в эти дни, главным образом, пьянству и прелюбодеянию. Празднование приобретает формы языческих вакханалий, когда люди соревнуются, кто будет в запое дольше и, кто совершит больше безумств в это время. Неужели тот, кто верит в Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, хоть в какой-то форме желает поучаствовать в этом сумасшествии?!

Что такое Новый год?

Отношение Ислама к Новому году

Что такое Новый год? Новый год – один из самых популярных праздников во всём мире. В большинстве стран в настоящий момент принят григорианский календарь и по нему днём его наступления считается 1 января.

История праздника насчитывает как минимум 5 тысячелетий. В древней Месопотамии в 3-м тысячелетии до нашей эры возникла традиция отмечать приход нового года в начале весны, поскольку это время совпадало с началом разлива рек Тигр и Евфрат, отчего и зависело плодородие будущего года. Собственно, отмечая новый год, древние жители Двуречья старались привлечь удачу на свои поля и сады.

Эту традицию переняли у них израильтяне, находящиеся в плену на территории Месопотамии, затем от них обычай переместился в Древнюю Грецию, а затем и Рим. Именно там Гай Юлий Цезарь перенёс праздник на 1 января (с этого же дня стал начинаться новый юлианский календарь), посвятив его празднование двуликому Янусу (в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца).

В России изначально год тоже начинался 1 марта. Однако во времена правления Ивана Третьего празднование было перенесено на 1 сентября, указом от 1492 года. Этот день был отмечаемым как церковью, так и мирянами. Особенностью праздника было богослужение на Красной площади, в котором участвовал и сам царь. Именно в этот день к нему мог подойти и обратиться с просьбой любой человек – от боярина до простолюдина. Стоит отметить, что Русь в то время вела летоисчисление от сотворения мира.

В таком состоянии праздник дожил до великого преобразователя России – императора Петра Первого. Именно он перенёс празднование с 1 сентября на 1 января и перевёл летоисчисление на юлианский календарь, как и в Германии, Голландии и других странах Европы. Это произошло при переходе с 1699 года (начался 1 сентября и продолжался только месяца) на 1700 год (начался уже 1 января). Праздник стал отмечаться не торжественными богослужениями, а карнавалами, ассамблеями и фейерверками, поскольку император выступал за отделение церкви от государства.

Стоит отметить, что Новый год по популярности всегда проигрывал Рождеству, отмечаемому несколькими днями ранее. Однако во времена коммунизма, когда религия и религиозные праздники были отменены, Новому году был придан особенный статус. Он стал пропагандироваться в качестве одного из главных, основных праздников нации – и, в конце концов, действительно стал национальным.

Новый год окутан целым рядом традиций, часть из которых имеет отношение к традициям Европы (старым и современным), часть родилась из язычества, а многое было принесено уже в советское время. В настоящее время праздник тоже не стоит на месте – присоединились животные китайского гороскопа (несмотря на то, что по китайскому календарю новый год наступает в начале февраля), элементы американского празднования – олени, эльфы…

Так же личности Деда Мороза и Снегурочки. По сути, это такое смешение языческих существ, советского культпросвета, что трудно разобрать, какой элемент к чему именно относится.

Стоит отметить, что Новый год в Европе отмечают значительно скромнее, чем в России, – здесь, несмотря на религиозно-секуляризированное общество, большинство предпочитает отмечать Рождество. Даже традиционная ель, которая в России носит название новогодней, там называется рождественской.

Новый год – это праздник, обросший традициями, далёкими от любой религии вообще. Не зря наиболее соблюдающие из православных христиан его не отмечают (большинство православных священников не рекомендуют отмечать Новый год), поскольку как раз на это время приходится рождественский пост и верующие христиане должны соблюдать умеренность и больше молиться.

Читайте также:
Какое море лучше Черное или Азовское, где лучше отдыхать

Отношение Ислама к Новому году

Наша религия в первую очередь – образ жизни, самая совершенная система нравственных ценностей, отношений между людьми. Она диктует нормы, принципы, праздники, как простому верующему, так и руководителю страны. И всё это на примере Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Каждая культура, религия самобытны, у них есть собственные традиции и праздники. И хвала Всевышнему Аллаху, Ислам обладает своей самобытностью, своими самыми лучшими ценностями, ибо это религия последнего из пророков – Мухаммада (мир ему и благословение). Хадисы Пророка (мир ему и благословение) призывают к сохранению собственной культуры, и поэтому наша религия сторонится всего, что символизирует чуждую культуру.

Пророк также призывал нас к сохранению своей культуры, религиозных или других атрибутов, в хадисе сказано: «Тот, кто стремится уподобиться какому-либо народу, будет из него».

Что касается ёлки. После изучения истории возникновения данной традиции, выяснилось, что у неё языческие корни. Некоторые народы в лесу наряжали хвойные деревья, эту традицию позднее переняли и другие. Поэтому украшение ёлки, внимание к ней – это атрибуты не мусульман, явно отличающийся духу нашей религии. Так что не следует подстраиваться под кого-то. Также, воспитайте в детях чтобы для них самыми весёлыми стали наши праздники. Мы должны стремиться к этому.

Не говоря уже о том колоссальном вреде, который мы наносим экологии, вырубая деревья, являющиеся лучшими источниками кислорода, круглый год стоящие в изумрудном наряде. Не зря Всевышний их такими создал. Но их срубают, а через неделю, а иногда и вовсе на следующий день после праздника, выкидывают, это разве благо? Тем более не буду говорить о жертвах и трагических последствиях уже на первое число нового года.

Мы должны поступать в соответствии с требованиями нашей религии, и в этом только наше благо и счастье.

Отрицательная часть

1. Значительные финансовые траты, которые могут быть расценены как исраф, что, несомненно, попадает под осуждение.

2. Традиционно праздничный стол украшает бутылка шампанского – алкоголь запретен.

3. Многие традиции Нового года чуждые для мусульман; соблюдая их, мусульманин невольно подражает этим чуждым «ценностям».

Каждый праздник должен приносить что-то духовное, положительное. Например, приносить материальный достаток хоть на какое-то время бедным слоям населения (как в Ид уль-Фитр, когда они получают фидья садака, или в Ид уль-Адха – мясо жертвенных животных), а значит, и возможность отметить им праздник вместе со всеми.

Празднование же Нового года приносит колоссальные материальные убытки людям, особенно беднякам, которые стремятся отметить его не хуже, чем все остальные. Огромный ущерб здоровью наносит употребление в огромных количествах тяжёлой пищи, обильно заливаемой алкоголем. Об этом лучше всего свидетельствую отчёты станций «Скорой помощи» и экстренных служб больниц. Нужно обладать железными нервами, чтобы прочитать то, что пишется на врачебных форумах и блогах в первые несколько дней нового года. А ещё очень хорошая статистика есть в полицейских отделениях. К несчастью, за руку с опьянением идёт совершение преступлений – от мелких краж до убийств. И это, казалось бы, в самую светлую новогоднюю ночь!

Подобные празднования обычно заканчиваются горьким похмельем с утра, когда приходит понимание совершённого, да уже поздно.

Мусульманский Новый год

А между прочим, у мусульман есть свой Новый год, и это не навруз, как почему-то считает большинство пользователей Интернета (навруз – это тоже доисламский и зороастрийский праздник), а день совершения хиджры мусульманами из Мекки в Медину, значит – день основания первого исламского государства.

Такой Новый год гораздо больше поможет мусульманам помнить о своей религии, не удаляться от своей культуры, бережно относиться к своему наследию, а не машинально идти за западной модой и увлечениями.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Новый год в Исламе. Могут ли мусульмане отмечать новый год, день рождения и другие праздники?

Из года в год мусульмане задаются вопросом: дозволено ли им участвовать в праздновании нового года? Или же праздновать новый год является харамом? Те же самые вопросы возникают в отношении дня рождения и иных праздников.

Высказываются различные мнения, вплоть до того, что тот мусульманин, который примет участие в праздновании нового года, совершит тем самым куфр и станет кафиром. Так ли это?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе без эмоций, опираясь на доказательства от Аллаха и Его посланника ﷺ.

Одним из основных хадисов по этой теме является передача от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который рассказал:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم الْمَدِينَةَ وَلَهُمْ يَوْمَانِ يَلْعَبُونَ فِيهِمَا فَقَالَ ‏»‏ مَا هَذَانِ الْيَوْمَانِ ‏»‏ ‏.‏ قَالُوا كُنَّا نَلْعَبُ فِيهِمَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ ‏.‏ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏»‏ إِنَّ اللَّهَ قَدْ أَبْدَلَكُمْ بِهِمَا خَيْرًا مِنْهُمَا يَوْمَ الأَضْحَى وَيَوْمَ الْفِطْرِ ‏»‏ ‏

« Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, во время которых они играли.

Читайте также:
Лучшие пляжи острова Ко Лан – описание, карта, отзывы

Он спросил (их): « Что это за дни? » Они ответили: «(Это дни), в которые мы играли и веселились, (празднуя) их во времена невежества».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: « Поистине, Аллах заменил их [эти два праздника] для вас двумя лучшими (праздничными днями), чем они: днём жертвоприношения и днём разговения» » (Абу Дауд 1134).

Многие используют этот хадис в качестве довода на то, что пророк запретил празднование любых праздников, помимо дня жертвоприношения (‘ид уль-Адха) и дня разговения (‘ид уль-Фитр). Однако это не так.

Прежде всего необходимо обратить внимание на следующий нюанс: говоря о двух отменённых праздниках, посланник Аллаха ﷺ употребляет специфическое для арабского языка двойственное число . На это указывает слитное местоимение двойственного числа — هما — «хима», посредством которого становится ясно, что пророк запретил именно те два праздника, которые отмечали жители Медины во времена джахилии .

Таким образом, можно утверждать, что, исходя из грамматики предложения, которое использовал посланник Аллаха ﷺ, он запретил лишь те два праздника, поэтому упомянутый запрет не является всеобщим и не распространяется на все существующие праздники .

Этот тезис можно легко доказать, вспомнив, что к Сунне посланника Аллаха ﷺ относится, например, также празднование по поводу заключения никах (валима), а также празднование посредством принесение жертвы по поводу рождения ребёнка (‘акыка).

Приведём соответствующие хадисы.

Сообщается, что Сальман бин ‘Амир ад-Дабби, да будет доволен им Аллах, сказал:

« Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал :

مَعَ الْغُلاَمِ عَقِيقَةٌ

«За новорожденного мальчика следует приносить жертву [‘акыка]» » (Бухари 5472).

Пророк также ﷺ сказал:

مَنْ وُلِدَ لَهُ وَلَدٌ فَأَحَبَّ أَنْ يَنْسُكَ عَنْهُ فَلْيَنْسُكْ عَنِ الْغُلَامِ شَاتَانِ مُكَافِئَتَانِ، وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةٌ

« Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку — одного » (Абу Дауд 2842).

Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал сподвижнику, который женился:

أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ

« Устрой угощение (валима) хотя бы из одной овцы » (Бухари 5153).

Эти хадисы доказывают законность, с точки зрения Ислама, таких праздников, как валима и ‘акыка. Очевидно, что они не входят в число тех праздников, которые посланник Аллаха ﷺ запретил в Медине, а значит тот запрет не является всеобщим, запрещающим любые праздники помимо дня жертвоприношения и дня разговения.

Все эти хадисы можно объединить так, что в Медине пророк запретил праздновать два религиозных праздника, которые не имели отношения к Исламу . Некоторые ученые утверждают, что этими двумя праздниками, которые жители Медины отмечали во времена джахилии, были Новруз и Махраджан — религиозные праздники огнепоклонников (маджусов).

Понимание этого полностью проясняет ситуацию, поскольку мусульманам запрещено уподобление в религиозных заблуждениях, в которые попали представителям любых иных конфессий, помимо Ислама .

Общий приказ на запрет такого уподобления приходит из хадиса со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, который передал, что однажды пророк ﷺ сказал:

لتتبعن سنن من قبلكم شبرا بشبر، وذراعا بذراع، حتى لو سلكوا جحر ضب لسلكتموه

« Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними! »

Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?», — и он сказал :

« А кого же ещё? » (Бухари 3456, Муслим 2669).

Поэтому нельзя уподобляться представителям других конфессий в том, в чём они сами сбились с прямого пути.

Например, из Кур’ана и достоверной Сунны известно, что христиане:

  • Стали поклоняться своим священникам и монахам, считая халялем и харамом то, что они посчитали таковым без довода от Аллаха
  • Придумали и ввели в религию многочисленные нововведения
  • Установили себе посредников между собой и Аллахом, посчитав их праведниками и ошибочно предположив, что Господь не примет их мольбы напрямую
  • Украшали стены своих храмов ликами святых, за что попали под проклятие Аллаха
  • Переписывали Писание своими руками, возводя ложь на Аллаха
  • Открыто ослушались своих пророков
  • Пытались обойти запреты Аллаха посредством хитрости
  • Впали в искушение относительно своих женщин
  • Скрывали от людей Истину

Возвращаясь к праздникам, становится понятно, что мусульманам нельзя принимать участия именно в религиозных праздниках других конфессий , поскольку они включают в себя многочисленные нововведения и ширк. На территории СНГ к таким праздникам можно отнести Рождество, Пасху, Масленицу, Новруз, Махраджан и им подобные.

Что касается таких праздников, как день рождения или новый год, то эти мероприятия не имеют никакого отношения к какой-либо религии, а поэтому не являются проявлением запретного уподобления .

Ни христиане, ни иудеи, ни представители какой-либо иной конфессии не считают эти мероприятия своими религиозными праздниками. Напротив, их отмечают абсолютно разные люди по всему миру. Это является частью общего обычая людей местности и времени, в которых мы живём (страны СНГ).

Читайте также:
Аренда авто в Сочи - в аэропорту, без водителя, недорого, цена

Абсолютное большинство людей не имеют относительно нового года или дня рождения каких-либо религиозных убеждений . На практике мне неизвестны совершеннолетние люди, которые обращают свою мольбу к деду морозу, совершают обход, возвеличивая ёлку, или всерьёз полагают, что в этот день сбудутся их желания. Если же всё-таки у кого-либо из людей такие убеждения есть, то они являются ширком вне зависимости от того, принимают они практическое участие в этих праздниках или нет.

Таким образом, участие в подобных мероприятиях относится к мирским делам, основа в которых — дозволенность , как об этом сказал Аллах в Кур’ане:

هُوَ ٱلَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى ٱلْأَرْضِ جَمِيعًا

«Он сотворил для вас всё, что есть на земле» (2:29)

Однако важно учесть, что во время проведения этих праздников, люди зачастую попадают в такие грехи как расточительство (исраф), обжорство, употребление спиртных напитков, совершение прелюбодеяния или приближение к нему .

Всё это может сделать празднование греховным, однако не само по себе, а в силу наличия дополнительных грехов.

Важно понять, что исламские праздники — День Жертвоприношения и День Разговения — являются поклонением Аллаху и частью религии Ислам, чем принципиально отличаются от всех остальных праздников .

Празднуя исламские праздники, мусульмане поминают Аллаха и поклоняются Ему, надеясь что это станет их благим запасом в Судный День.

Что касается таких мирских праздников как новый год, день рождения и им подобных, то даже если мусульмане и принимают в них участие, то они понимают, что это не имеет никакого отношения к их религии и не является поклонением Аллаху.

Если всё происходит именно так, и при этом мусульмане не допускают при проведении этих мероприятий каких-либо дополнительных грехов, то мы не имеем довода от Аллаха и Его посланника ﷺ на то, чтобы запретить мусульманам принимать в них участие.

Так, например, если мусульмане соберутся в кругу семьи или позовут гостей 31 декабря для того, чтобы, воспользовавшись выходными, пообщаться и попить чай, то в этом не будет абсолютно никаких проблем. Тоже самое касается и дня рождения.

Вместе с этим, дозволенность участия в этих праздниках не говорит о том, что это нужно делать .

Лично я (автор этой статьи) не отмечаю ни новый год, ни день рождения, поскольку не вижу в этом никакой пользы. Ведь собраться в кругу друзей и родственников можно и в любой другой день.

Однако и категорично запрещать их праздновать кому-то не могу, поскольку Аллах сказал в Кур’ане:

وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَهَذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено (халяль), а то — запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха! Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116)

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِىٓ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزْقِ

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благой удел?»» (7:32)

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُحَرِّمُواْ طَيِّبَٰتِ مَآ أَحَلَّ ٱللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوٓاْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ‮

«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах дозволил вам, и не преступайте меру. Поистине, Аллах не любит преступающих меру» (5:87)

А ясного довода не принимать участие в таких мирских праздниках как новый год, день рождения или им подобных — нет.

Если же кто-то из мусульман посчитает новый год, день рождения или какой либо иной праздник, не упомянутый в Кур’ане и достоверной Сунне, угодным Аллаху делом и частью Ислама, то совершит тем самым нововведение в религию Аллаха.

Резюмируя можно сказать:

  • Мусульманам запрещено (харам) уподобляться в религиозных заблуждениях представителям каких-либо иных конфессий
  • Мусульманам запрещено (харам) отмечать религиозные праздники представителей других конфессий: Рождество, Пасху, Масленицу, Новруз, Махраджан и им подобные, поскольку они являются нововведением и включают в себя элементы куфра и ширка
  • Такие праздники как новый год или день рождение, являются мирскими мероприятиями, которые не запрещены с точки зрения Ислама, если во время их проведения не совершаются какие-либо дополнительные грехи
  • В категорической форме запрещать мусульманам принимать какое-либо участие в праздновании нового года, дня рождения или им подобных мирских праздников, называя это грехом или тем более куфром — является порицаемой чрезмерностью, которая, с точки зрения Ислама, не имеет под собой никакого основания

Ислам не запрещает празднование Нового года. Важное интервью Media.Az с Хаджи Шахином Гасанлы

Довольно часто из уст религиозно настроенных людей можно услышать призыв не праздновать Новый Год. Они, в основном, ссылаются на то, что этот праздник не касается мусульман. В целом, сегодня в стране развелось немало лжепроповедников, считающих своим долгом читать нравоучения по поводу и без.

В связи с этим Media.Az побеседовала с уполномоченным представителем Управления мусульман Кавказа, имамом мечети “Мешеди Дадаш” Хаджи Шахином Гасанлы.

– Совсем скоро наступит новый 2019 год. Но некоторые люди, скажем так, с религиозным сознанием, утверждают и даже призывают не отмечать Новый Год. Наша религия действительно запрещает это?

Читайте также:
Город курорт Пицунда: новые фото, красивые видео

– С наступающим вас! Желаю всему коллективу и читателям Media.az духовного и материального благополучия, процветания и счастья!

Думаю, положить конец этим обсуждениям будет сложно. Но постараюсь ответить на этот вопрос обширно. Начнем с того, что главный императив шариата гласит: «Всякое дозволено, пока обратное не будет доказано». То есть, если в Коране и хадисах нет прямого или косвенного указания на запретность какого-либо явления, то оно является дозволенным. Естественно, праздновать Новый Год по григорианскому календарю стали относительно недавно, поэтому в Коране и хадисах о нем и речи не могло идти.

Во времена Пророка (с) и имамов (а) было иное летоисчисление, и, кстати, в хадисах передана короткая молитва, которую было желательно читать в последние часы уходящего года. Но так как ни прямого, ни косвенного запрета на празднование смены календаря в первоисточниках нет, то ясное дело – отмечать Новый Год, по сути, не запрещено.

Но некоторые оперируют хадисом о том, что мусульманских праздников всего два – Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также аятом о том, что нельзя подражать не мусульманам. Во-первых, два вышеупомянутых праздника являются ритуальными. То есть в эти дни запрещено поститься, следует совершать праздничный намаз, читать определенные молитвы, приносить жертвоприношение, давать милостыню и т.д. А если кто-то решит поставить под сомнение святость этих праздников, то этим он поставит под сомнение свое мусульманство. Поэтому, запрещено придавать религиозную ритуальность иным праздникам, а не отмечать их. Кто-то может отмечать день своего рождения, кто-то день независимости своей страны, а кто-то смену года. Главное – не считать это религиозным ритуалом.

Во-вторых, что касается аятов запрета на подражание не мусульманам, естественно, шариат запрещает мусульманам поддаваться какой бы то ни было экспансии, в том числе и культурной. Но у нас в Азербайджане Новый Год не ассоциируется с иной культурой, с иной религией. Он у нас уже укоренился, как свой, и отмечают его, не исходя из комплекса неполноценности и желания уподобиться другим, а как дань традициям.

– Спасибо и вас с наступающим Новым Годом! С вашего позволения, давайте поговорим об Азербайджанском институте теологии, который недавно был открыт в Баку. Еще задолго до этого многие говорили о том, что у нас не хватает квалифицированных преподавателей для работы в этом вузе. Какова сейчас ситуация, и как это учебное заведение сегодня функционирует?

– Азербайджанский институт теологии начал действовать совсем недавно. Поэтому, пока еще рано о чем-то говорить. Создание этого института, думаю, было важным решением. Ислам, как ни одна другая религия, настаивает на образовании, причем не только теологии. Подготовка новых кадров с образованием и навыками, отвечающими современным требованиям общества, просто необходимость. У нас должны быть собственные религиозные учебные заведения, а религиозная деятельность должна осуществляться высококвалифицированными теологами. Я лично знаком с руководством института, проводил там встречу со студентами. Желаю Джейхун муаллиму (ректор АИТ Джейхун Мамедов –Авт.) успехов, чтобы АИТ стал одним из передовых вузов в области теологии, куда съезжались бы преподаватели и студенты со всего мира.

– Некоторые лжерелигиозные деятели выступают в СМИ, создают свои ютуб-каналы, где призывают бить жен, запрещают женщинам выщипывать брови и т.д. Насколько подобные призывы соответствуют религии?

– В эпоху цифровой информации вряд ли можно как-то предупредить такие негативные явления. Складывается впечатление, что целенаправленно актуализируются какие-то второстепенные вопросы религии, беседы о Боге низводятся до уровня выщипывания бровей, искажаются религиозные предписания, к людям обращаются на высоких, поучительных тонах. Хотя такие случаи единичны, но тиражируются они во всех социальных сетях.

Мне просто неловко отвечать на такие вопросы. Ну, как может шариат поощрять семейное насилие? Шариат запрещает прикасаться к кому бы то ни было так сильно, чтобы кожа покраснела, не то что бы бить. Взгляните на отношение к женщине в Исламе, сравните с другими культурами и религиями.

Пророк (с) называет женщину божественным даром, за которую мужчина несет ответственность. Никогда Ислам не ассоциировал женщину с нечистью, со злыми силами, наоборот, женщина по Исламу – воплощение Божественной любви, а в нашем мистицизме женское начало первично мужскому. Коран наделяет женщину правом на собственность, правом голоса, тогда как остальной мир пришел к этому лишь столетия спустя. Нельзя вырывать те или иные религиозные положения из контекста, тем более в вопросах семьи. Проповедники должны осознавать свою тяжелую ответственность перед Богом и обществом.

– Действительно, очень часто, прикрывающиеся религией сами ведут беспорядочный образ жизни. Откуда берется такая тенденция, ведь у каждого есть право выбора?

– К сожалению, вы правы – иногда можно наблюдать такого рода явления. Дело в том, что когда верующий воспринимает религию, как ношу, как набор непонятных правил, а себя как избранного, то он начинает находить оправдание своим слабостям. Причем, чем больше оправдывает себя, тем больше осуждает других. Религия, в первую очередь, ставит целью избавить человека от эгоизма, поэтому и предписывает бороться со страстями. Чем меньше эгоизма, тем счастливее, легче и слаще жизнь. Такой человек всегда благодарен за то, что имеет, и терпелив перед трудностями, ибо благодаря им мы растем и становимся сильнее. С таким отношением к Богу и вере человек просто не хочет вести беспорядочный образ жизни. А когда такого отношения нет, то приходится свою слабость и неудачи прикрывать религией.

Читайте также:
Карта Драконовых гор, где находится Драконовы горы на карте мира

– Азербайджан – светская Республика, религия у нас отделена от государства. Но порой приходится слышать, что все, кто не живет по шариату, являются неверными. Как вы к этому относитесь?

– В первую очередь, такое утверждение противоречит самому Исламу. Мусульманин кто-то или нет, по шариату определяется убеждениями человека, а не поступками. То есть, если кто-то признает себя мусульманином, значит, он таковым и является. Другое дело, является ли мусульманин праведным или нет. Ну, а судить, кто более праведнее, а кто нет – очень сложно. Мы можем лишь призывать людей быть благочестивыми и не грешить.

– Довольно часто актуализируется вопрос запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях. В ряде стран он уже утвержден. Как вы относитесь к подобной идее?

– Азербайджан хоть и светское государство, но мусульманская страна. Естественно, что здесь верующие девушки носят хиджаб, на который, кстати, нет запрета. Порой можно увидеть, как некоторые пытаются создать искусственную проблему, безосновательно накалить обстановку. В Азербайджане девушки в хиджабах свободно посещают занятия, это их конституционное право, это право обеспечивается государством. Думаю, не стоит создавать из этого проблему.

– Хотелось бы также уточнить, насколько правильно одевать хиджаб на маленьких детей, которые еще не в состоянии сделать собственный выбор?

– Каждая семья воспитывает детей в своих традициях. То, что до совершеннолетия дети слушаются родителей, следуют их напутствиям, перенимают их поведенческие модели, подчиняются их воле – естественно. Конечно же, насильно принуждать кого-то соблюдать религиозные требования, недопустимо. Никоим образом нельзя прибегать к насилию! По достижении совершеннолетия человек сам несет за себя ответственность и выбирает свой путь.

Почему мусульмане не отмечают Новый год? (3 фото)

Ислам и праздник

В соответствии с исламскими традициями, праздник представляет собой один из способов поклонения Богу. Их в мусульманской религии только два: завершение поста и праздник жертвоприношения.

Новогодний стол и комнаты в доме украшают символами животного-покровителя – игрушками, календарями, свечами. В соответствии с мусульманской религией все эти фетиши под строгим запретом.

Перед затяжными новогодними праздниками творится много исрафа, то есть расточительства. Приобретается масса продуктов, напитков, подарков, украшений, петард и прочей атрибутики. То есть всего того, что в обычное время человек бы себе не позволил. В соответствии с канонами ислама, все это заблуждение и массовый грех.

Еще мусульмане не отмечают Новый год из-за массового употребления спиртного, что строго запрещено исламской религией.

Расшифровка традиционных новогодних символов с точки зрения ислама

1. Елка и Дед Мороз считаются языческими символами, поскольку традиция наряжать дерево пришла от язычников, а впоследствии слилась с христианством.
2. Шампанское. Как и любые другие алкогольные напитки, оно в исламе под запретом.
3. Корпоративные вечеринки. Рассматриваются как бессмысленная трата времени, что в мусульманской религии тоже не приветствуется.
4. Использования символики – животных-покровителей года. Это тоже считается проявлением язычества.

Конечно, далеко не все приверженцы ислама придерживаются этих правил. Многие из них – этнические мусульмане – посещают корпоративы, украшают дома, ставят елки, покупают подарки и поднимают в новогоднюю ночь бокал с шампанским.

Праздновать Новый год или нет? Это право выбора каждого отдельно взятого человека вне зависимости от конфессии. Наша страна многонациональная, поэтому обязательным условием является то, чтобы проявление религиозных взглядов не затрагивало интересы окружающих, среди которых множество представителей и других религий.

  • Почему арабские женщины носят черную одежду?
  • Почему Иран не арабская страна?
  • Почему брага перестала бродить через 2 дня?
  • Туман небытия после излишков пития: причины потери памяти после попойки
  • Почему в России День Победы великий праздник?

руководитель татарстанского Центра исследований Корана и Сунны муфтий Фарид Салман, новогодний праздник давно не ассоциируется с религиозным моментом. “Это праздник астрономического стыка двух годов, имеющий чисто светский контекст, – отметил муфтий. – Ничего страшного или опасного для мусульман в его отмечании нет, как нет и никакого ширка”. Фарид Салман видит в этом только народный обычай. Тюркские народы празднуют наступление нового года – Науруз – весной, евреи отмечают Рош ха-Шана, а в последнее время среди российского исламского духовенства вошло в обычай поздравлять друг друга с наступлением нового года по лунному календарю – хиджре, напомнил Фарид хазрат, и никто не видит в соблюдении этих обычаев недозволенного. Отвечая на вопрос, празднует ли Новый год он сам, муфтий ответил, что в его семье наряжают елочку для ребенка.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в целом солидарен с таким подходом. “Завершение календарного года – определенное знаковое событие, – отметил он. – Год заканчивается, и нельзя делать вид, что этого не происходит. Речь не идет о том, чтобы придавать этому какой-то религиозный смысл”. С другой стороны, указал Рафик Мухаметшин, “для мусульманина это не бог весть какое значимое событие”, и праздником оно не является. Ректор РИУ заметил, что “не видит в новогоднем праздновании особого смысла” и не отмечает Новый Год. “Что не находит понимания в семье”, – с юмором добавил он.

Читайте также:
Регистрация двойного гражданства в ГУВМ МВД

Подробности: https://regnum.ru/news/society/1360767.html https://regnum.ru/news/society/1360767.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

1. Причем здесь Елка и Дед Мороз, если в оригинале Св. Николай Угодник и . ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА (ну в городе Мира в Малой Азии, где он был епископом, не растут елки от слова совсем)
Св. Николай – один из почитаемых мусульманами проповедников
И как то стремления выкорчевать финиковые пальму у мусульман не замечено.
2. Зато наркота и насвай, находясь под прямым запретом, активно мусульманами потребляется. Да и Хеннеси они жрут в товарных объемах даже в Саудее.
3. очредной выверт сознания – причем здесь корп вечеринка, если НГ сугубо СЕМЕЙНЫЙ празник. Запрета на семейные торжества в ил-Куране нет вообще.
4. нет этого в иль-Куране

Вывод описывается фразой : у написавшего попытка быть святее Мухаммеда и безгрешнее Папы Римского. А что там полагается за искажение иль-Курана?

Зоопарк Ганновера – парк впечатлений и неожиданностей

Зоопарк Ганновера вполне заслуженно может претендовать на право называться еще одним чудом света. Это не просто место, где в неволе содержатся животные, а территория, максимально приближенная к реалиям дикой природы, на которой разместились уникальные строения для представителей земной фауны из разных уголков планеты. Кроме того, это настоящее место отдыха, где посетителей ждут разнообразные развлечения для взрослых и детей, ведь посещение зоопарка многие считают одним из самых приятных вариантов времяпрепровождения. Но не это самое интересное.

  1. Что известно об истории зоопарка
  2. Тематические зоны зоопарка
  3. Какие услуги предлагают посетителям зоопарка
  4. Режим работы зоопарка и стоимость билетов
  5. Как добраться до зоопарка в Ганновере
  6. Что обязательно стоит посетить в Ганновере
  7. В заключение
  8. Обзор зоопарка в Ганновере: Видео

Что известно об истории зоопарка

Один из старейших в Германии ганноверский зоопарк был основан частной компанией в XIX веке. Его открытие состоялось 4 мая 1865 года. За время своего существования зоопарк очень полюбился людям, но в 1922 году в силу экономических причин и проблем с финансированием его закрыли. Но это длилось недолго – под давлением общественности ворота зоопарка в 1924 году вновь распахнулись.

Во время Второй мировой войны зверинец был полностью разрушен – от былого великолепия осталось лишь несколько животных. Заново, после полного восстановления, парк был открыт в 1950 году.

В 1993 году зоопарк был преобразован в коммерческую компанию (GmbH), а еще через год получил партнера в лице государства, которое подставило ему надежное финансовое плечо. В течение пятнадцати лет в зоопарк Ганновера было инвестировано порядка 112 млн евро.

В 2013 году концепция зоопарка полностью изменилась, получив название «зоопарк впечатлений». Ее суть состоит в том, чтобы стереть границы между животными и посетителями. В результате зоопарк превратился в настоящий развлекательный комплекс под открытым небом, состоящий из нескольких тематических зон: Горилла-Маунтин, Дворец джунглей, Ферма Мейерсов, Замбези, Малле Вапп, Аутбек и Юкон-Бей, прогулка по которому становится путешествием сразу по нескольким странам и континентам: Австралии, Африке, Индии и Канаде. А чтобы не заблудиться, следует воспользоваться картой, которая размещена перед входом на территорию парка (карта).

Тематические зоны зоопарка

Наличие тематических зон позволяет наблюдать братьев наших меньших в привычных для них условиях обитания. Начать путешествие можно с любой зоны – выбирайте, что вам более интересно, и наслаждайтесь. Но все же стоит пройтись по всем «странам»:

  1. Замбези – уникальный дизайн этой зоны в точности передает атмосферу и пейзажи африканской саванны. Населяют ее, как и полагается, жирафы, зебры, пеликаны, носороги, бегемоты, фламинго и, конечно же, львы и слоны. Есть канал, по которому курсирует кораблик, – на нем можно подплыть к африканским животным поближе.
  2. Горилла-Маунтин (Гора горилл) – эта зона продолжает африканскую тематику, демонстрируя другие образцы флоры и фауны этого материка. Например, здесь можно увидеть человекообразных обезьян. У подножия скал обитают самые настоящие гиббоны – они безразлично взирают на людей, занятые своими делами. Есть здесь также шимпанзе, ленивцы и другие обезьяны.
  3. Юкон-Бей (Бухта реки Юкон) – этот уголок парка очень реалистично воспроизводит ландшафты Канады. Здесь обитают пингвины, причем на самом настоящем корабле, который стал для них домом. Кроме того, можно увидеть ныряющих белых медведей и тюленей, а еще волков и даже бизонов. Это одна из сравнительно новых зон, которая была открыта в 2010 году, но уже успела снискать популярность у туристов.
  4. Дворец джунглей – эта зона считается самой загадочной и привлекает множество туристов. Здесь есть и горы, и лес, а также заброшенный индуистский храм с индийскими слонами, тиграми, леопардами, питонами и даже слонами. А еще множество певчих птиц самых разных пород.
Читайте также:
Рыбацкий бастион в Будапеште — подробная информация с фото

Кроме того, на территории Ганноверского зоопарка представлены зоны, воспроизводящие реалии австралийских пустошей, нижнесаксонской фермы и величественных Гималаев. Словом, каждая зона достойна внимания и увлечет вас полностью, перенеся из Европы в саванну, джунгли или горы.

Какие услуги предлагают посетителям зоопарка

Помимо прямого назначения зоопарк Ганновера является еще и обширной зоной общепита: здесь масса всевозможных кафе и ресторанов, лотки самообслуживания. Остаться голодным здесь просто невозможно.

Понравится парк и любителям необычных шоу и развлекательных программ, которые здесь проводятся регулярно.

Особенно интересно шоу кормления животных, когда каждый желающий может покормить даже самых опасных зверей и вообще увидеть их на максимально близком расстоянии.

Причем это абсолютно безопасно, так как между вами будет прочное стекло. Кроме того, вы всегда сможете сделать снимки с мохнатыми и пернатыми.

Множество зрителей собирает шоу слонов, которые не только таскают тяжелые бревна, но и танцуют, рисуют хоботами и даже пытаются играть на губной гармошке.

Следует отметить, что в день в зоопарке проводится порядка 30 разнообразных шоу и представлений. Все они настолько популярны, что собирают огромное число посетителей, даже если погода не радует.

К примеру, зимой парк превращается в волшебную страну чудес с большим количеством развлечений для всей семьи, таких, как катание на коньках.

Режим работы зоопарка и стоимость билетов

Парк принимает гостей круглый год. В зависимости от сезона меняется лишь график его работы:

  • летом (с 1 марта по 26 октября) парк открыт для посещения с 9.00 до 18.00;
  • зимой (с 27 октября по 28 февраля) – с 10.00 до 16.

Стоимость входных билетов:

  • детский (до двух лет) – бесплатно;
  • для детей 3-5 и 6-17 лет – 14 и 17 евро соответственно;
  • взрослый (с 18 лет) – 25 евро.

Купить билеты можно как онлайн, так и в кассе при входе в зоопарк. Обратите внимание, что при покупке билета на официальном сайте зоопарка, вы получите скидку в 1 евро на каждый билет. К тому же этот вариант приобретения билетов более комфортный, поскольку здесь нет очередей. После покупки достаточно распечатать билеты на принтере и предъявить администратору парка вне очереди.

Следует отметить, что парк отлично приспособлен для передвижения людей с ограниченными возможностями, а также для посетителей с животными.

Как добраться до зоопарка в Ганновере

Ганноверский зоопарк занимает территорию целого квартала, который так и называется Zoo, по адресу: Аденауэраллее (нем. Adenauerallee strasse) 3, 30175. Это примерно в трех километрах от Рыночной площади в Ганновере, если направляться на северо-восток.

Добраться до территории площадью 22 га можно на трамвае № 11, остановка «Zoo». Маршрут проходит через центральную часть города, захватывая железнодорожный вокзал. У вокзала трамвайная остановка находится под землей.

Если вы хорошо знаете город, добраться от вокзала до парка на автомобиле можно за 10-15 минут.

Что обязательно стоит посетить в Ганновере

Прогулявшись по парку и набравшись впечатлений, не спешите покидать город. Продолжите знакомство с другими объектами Ганновера – необычными архитектурными сооружениями и прекрасными садами, которые не уступают садам самой Семирамиды.

Знаменитые королевские сады Херренхаузен, история которых насчитывает несколько столетий, занимают целый район города, который так и называется.

Они состоят из четырех частей: Гросер Гартен, Берггартен, Георгенгартен и Вельфенгартен.

Из них наиболее известен Гросер Гартен или «большой сад», представляющий собой изумительный барочный ландшафтный парк. Не менее прекрасны и остальные. Нужно сказать, что здесь необычайно красиво в любое время года.

Любителям архитектуры обязательно стоит увидеть Рыночную церковь и Старую ратушу, побродить по старым улочкам города. Кажется, что они по сей день хранят цоканье копыт по мостовой, скрип колес карет и повозок.

В окрестностях города расположен замок Мариенбург, в котором хранятся исторические и художественные ценности Германии. Более того, это один из тех редких королевских замков, в которых сохранилась обстановка XIX века.

Среди необычных символов Ганновера стоит выделить часы Крёпке, расположенные на одноименной площади. Они были установлены в XIX веке.

Как и много лет назад, у этих часов сегодня назначают свидания, а у молодоженов с этим памятником связано необычное поверье: считается, что свадебный кортеж должен простоять рядом с часами не менее 5 минут – тогда молодоженам гарантирована долгая и счастливая жизнь.

В заключение

Зоопарк Ганновера – настоящий источник положительных эмоций и незабываемых впечатлений. Каждый посетитель найдет здесь для себя что-то особенное и незабываемое. Одним понравятся грамотно сооруженные вольеры, которые похожи скорее на комфортабельные домики, позволяющие одновременно наблюдать за самыми разными животными, другие будут в восторге от аттракционов, шоу и прочих забавных мероприятий.

При этом сам Ганновер поразит вас не только зоологическим садом, но и своей по-настоящему королевской архитектурой и райскими парками.

Обзор зоопарка в Ганновере: Видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: