Основные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев является одним из примеров, демонстрирующих целостность, неразрывное единство и взаимозависимость международного сообщества. Она показывает то, как проблемы одной страны могут непосредственным образом сказываться на других странах. Кроме того, проблема беженцев непосредственно связана с вопросом соблюдения прав человека. Нарушения прав человека являются как основной причиной массового исхода беженцев, так и основным препятствием.[35;c.49]

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. С особой остротой необходимость этого была осознана в связи со Второй мировой войной, во время и после которой потоки вынужденных мигрантов — беженцев распространились по большей части планеты и стали одним из решающих факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на значительные группы жителей планеты и на стабильность многих государств.[37]

Представленная статистика показывает, что обострение проблем миграции в России в современных условиях требует более целенаправленного регулирования миграционных процессов со стороны государства.[8;c.16]

Основные проблемы, с которыми сталкиваются беженцы и вынужденные переселенцы:

  • -проблемы с адаптацией к изменившимся условиям проживания;
  • -незнание традиций, языка, культуры;
  • -необоснованный отказ в предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, а также в предоставлении временного убежища;
  • -практика лишения статуса без достаточных оснований;
  • -отказы в регистрации по месту пребывания и жительства;
  • -затруднения в получении компенсации за утраченное жилье и имущества;
  • -трудности при получении вынужденными переселенцами жилья или средств на его приобретение и строительство;
  • -трудности в получении, замене или восстановлении документов (паспорт, свидетельство о рождении);
  • -отказы в приеме и рассмотрении заявления о предоставлении гражданства РФ, а также в предоставлении гражданства;
  • -отказе в приеме на работу без регистрации по месту пребывания или по этническому признаку;
  • -отказ в бесплатной медицинской помощи; – невыплата пенсий, детских пособий, пособий по безработице и др. социальных выплат;

Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня. Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами.[53]

В бывшем СССР проблема вынужденной миграции приняла особо острые формы с конца 80-х гг. за несколько лет до распада СССР в связи с обострением межнациональных отношений в ряде союзных республик и республик в составе РСФСР. На территорию Российской Федерации начали прибывать вынужденные мигранты из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации.[39]

В последующем, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за обострения внутриполитической обстановки во вновь образовавшихся государствах, а также дискриминационной политики руководства ряда этих государств по отношению к русскому и русскоязычному населению.

Кроме того за несколько последних лет на территории Российской Федерации оказалось значительное, все увеличивающееся число вынужденных переселенцев и беженцев из стран дальнего зарубежья — из-за границ бывшего СССР.[52]

В результате в Российской Федерации проживают вынужденные переселенцы и беженцы:

  • -из стран дальнего зарубежья;
  • -из союзных республик, прибывшие на ее территорию еще до распада СССР;
  • -из прежних союзных республик, ставших независимыми государствами после распада СССР, прибывшие на ее территорию.
  • -из прежних союзных республик, ставших независимыми государствами в результате распада СССР, прибывшие на ее территорию после введения в действие Закона “О гражданстве Российской Федерации”;
  • -изменившие место жительства в пределах Российской Федерации.

С целью предоставления международной защиты некоторым категориям вынужденных мигрантов-беженцев и изыскания окончательного решения их проблем путем оказания содействия правительствам и, с согласия правительств, частным организациям для облегчения репатриации беженцев.[54]

В связи с изложенным при подготовке законодательных актов, определяющих правовое положение вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации оказалось необходимым ввести кроме понятия “беженец” новое в международной практике понятие — “вынужденный переселенец”. Этим понятием охватываются вынужденные мигранты, имеющие российское гражданство независимо от места их постоянного проживания, и лица, не имеющие российского гражданства, но проживающие на территории Российской Федерации. Более того, при подготовке законодательных актов необходимо было учесть не только территориальный, но и исторический фактор.[7;c.52]

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.

Граждане бывшего СССР, которые оказались вынужденными изменить свое прежнее место жительства по основаниям, предусмотренным Законом “О вынужденных переселенцах”, могут получить статус вынужденного переселенца, имея российское гражданство или возможность приобрести его в упрощенном порядке. Однако процедура приобретения российского гражданства не во всех случаях позволяет приобрести его оперативно. Поэтому часть граждан бывшего СССР, не дожидаясь приобретения российского гражданства, получила статус не вынужденного переселенца, а беженца.[2;ст.7]

По указанной причине в категорию беженцев попадают лица, прибывшие из стран дальнего зарубежья, не желающие принять российское гражданство, а также граждане бывшего СССР, временно получившие статус беженца, которые намерены приобрести российское гражданство и статус вынужденного переселенца.

Очевидно, что правовое положение последних из числа лиц, входящих в категорию беженцев, должно быть несколько иным по сравнению с правовым положением других беженцев.

Из-за неопределенности правового положения лиц после покидания своего государства в настоящее время большое внимание международные органы уделяют средствам и методам предупреждения покидания своих государств беженцами. Также это зависит от разумного тезиса, в соответствии с которым от мнения народа на выборах зависит право властей управлять. Из факта контроля государства над территорией и жителями вытекает ответственность государства.[38]

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки.[55]

Законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем.[9;c.45]

Читайте также:
Политика конфиденциальности сайта emigranto.ru

За время, прошедшее после переезда в Россию, лишь очень немногие сумели восстановить свой прежний уровень благосостояния, однако большинство никогда его не достигнет, слишком велика пропасть между жизнью «там» и «здесь» и слишком много потеряно в одночасье. Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.

Актуальные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России и в Волгоградской области

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 26.09.2018 2018-09-26

Статья просмотрена: 4808 раз

Библиографическое описание:

Курина, К. А. Актуальные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России и в Волгоградской области / К. А. Курина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52719/ (дата обращения: 30.01.2022).

В настоящее время в мире много мелких действующих вооруженных конфликтов, а также территорий с неблагополучными условиями жизни. Естественно, что люди, проживающие на таких территориях, стремятся улучшить свое положение, да и просто спасти свою жизнь и жизнь близких людей. Именно поэтому ежегодно огромное количество людей покидают свое прежнее место жительства из-за вооруженных конфликтов, расовых гонений, дискриминации. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев затрагивает не только страны Европы, но также Россию и Ближнее Зарубежье, а также иные регионы мира. Проблема уже давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Именно поэтому практически каждые двусторонние и многосторонние встречи глав государств и правительств не обходятся без обсуждения данных вопросов.

Согласно отечественному законодательству, беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [1]. Таким образом, беженец для российского законодательства — это человек, который покинул свою родную страну в силу определенных обстоятельств и приехал в Россию, желая обрести здесь постоянное место жительства, не имеющий, при этом, гражданства Российской Федерации. Разумеется, не каждый человек может рассчитывать на получение данного статуса и, соответственно, правами и льготами, которые предоставляются с приобретением статуса беженца. Так, например, беженцем не может быть человек, совершивший тяжкое преступление, которое признанно таковым законодательством России, а также лицо, за которым органы родной страны признают права, обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [2]. Таким образом, вынужденными переселенцами могут быть признаны как иностранные подданные, имеющие статус гражданина РФ, так и граждане России, переехавшие из одного субъекта в другой.

Главное отличие вынужденного переселенца от беженца в том, что первый обладает всеми правами гражданина Российской Федерации.

При характеристике правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в России следует заметить, что в законодательстве СССР отсутствовали положения интересующего нас вопроса, поэтому понятие беженца или вынужденного переселенца является довольно новым для современного российского законодательства. Присоединившись к «Конвенции о защите прав человека», Россия поняла всю актуальность данной проблемы. Начали приниматься законы, иные НПА, которые бы регулировали правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязательства, которые Россия взяла на себя с присоединением к международным организациям в области защиты прав человека, с одной стороны, и стремление обезопасить границы государства, жителей страны, необходимость решения в первую очередь внутренних проблем, стремление не повторить печальный опыт некоторых стран Европы, страдающих от наплыва беженцев из Африки, с другой, а также малый опыт в регулировании вопросов миграции населения, во многом объясняют то, что механизм законодательного регулирования в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев далек от совершенства. Ведь изначально государственная политика в данной области действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. Зачастую чиновники игнорируют проблемы данной категории населения, отказывая в оформлении документов, затрудняя их получение бюрократическими проволочками, в предоставлении гражданства и в государственной поддержке, рассматривают беженцев, как некую «обузу». СМИ растиражировали образ переселенца, преподнося его как потенциально опасную личность из неблагополучных стран СНГ и третьего мира

В качестве основных правовых проблем для характеризуемой нами категории людей, в том числе и в Волгоградской области, можно назвать отказ в предоставлении статуса. Главными причинами отказа могут являться:

Во-первых, если заявитель в качестве причины переезда из родной страны указывает экономическую. В таком случае отказ в предоставлении статуса основывается на том, что мигрант не предоставил сведений о реальной угрозе жизни;

Во-вторых, по причине того, что статус указанных категорий мигрантов в законодательстве России указан довольно расплывчато, мигранты плохо информированы о своих правах и обязанностях, а, самое главное, теряют из-за этого время на получение необходимых документов, подтверждений, и мигрант теряет все свои права на получение необходимого статуса. Слабая нормативно-правовая база, плохая информированность мигрантов;

Читайте также:
Бангладеш, города и достопримечательности, виза, карты, погода и фото

В-третьих, бюрократические проволочки, которые значительно тормозят работу всей системы, требуется огромное количество документов и запросов, необходимых для получения регистрации, большинство из которых нужно предоставить с прошлого места жительства.

Следует отметить, что каждая бумага имеет кратковременный срок действия, часто она приходит по месту назначения уже недействительной, и требуется новая.

Получение статуса беженца или вынужденного переселенца не решает всех проблем, которые возникли у мигрантов не по их воле и вине. Во многих государствах мира для данной категории людей предусмотрены различные льготы для облегчения им жизни в новой среде и лучшей социальной адаптации. Отечественные законы и НПА как федерального, так и регионального уровня, предусматривают ряд прав, позволяющих мигрантам облегчить адаптацию, например, решить жилищные проблемы, медицинское обслуживание, трудоустройство. Однако, на практике, все происходит иначе, т. к. многие правовые нормы и акты оказываются не подкреплены необходимой материальной базой. В целях экономии бюджетных средств, органы, занимающиеся миграционной политикой, заселяют граждан в отдаленные, глухие районы, где нет работы, слабо развитая инфраструктура и т. п. [3].

Несколько лет назад на территории Украины начались политические трудности, к власти пришли политики, резко настроенные против России. На приграничных с Россией территориях, начались вести боевые действия, кратковременные вспышки которых происходят до сих пор. Кроме этого, живущие на территории Украинской республики русские, а также «симпатизирующие» им украинцы, начали испытывать различные трудности, преследования от местных властей. В результате данных событий, многие лица, проживающие на ставшими неблагоприятными территориях, вместе со своими семьями вынуждены были покинуть свои жилища. В Россию хлынул большой поток беженцев, которые столкнулись с перечисленными выше трудностями.

Волгоградская область стала одним из регионов, куда активно прибывали граждане Украины, ища правовой защиты и помощи. Крупные денежные расходы на получение необходимых документов, очереди в органах, занимающихся миграционной политикой, проблемы с предоставлением медицинской помощи — это лишь некоторые проблемы, с которыми столкнулись бежавшие с юго-востока Украины. Одной из главных проблем люди называют значительные денежные расходы при подготовке документов для легализации. «Чтобы подать какие-либо документы в миграционную службу, нужна регистрация по новому месту жительства, — рассказывают респонденты. — Люди же приезжают, не имея в Волгоградской области ни родных, ни близких, которые могли бы предоставить им жилье. Поэтому переселенцам с Донбасса приходится доплачивать свои деньги при снятии жилья. Временная регистрация также делается за деньги. Если повезет и есть родственники, то они предоставляют жилье, и потом беженцев регистрируют в миграционной службе» [4]

Еще одной проблемой является предоставление бесплатной медицинской помощи беженцам. «Обращение в больницу за бесплатной медицинской помощью возможно только по месту регистрации, — отмечают респонденты. — В другие лечебные учреждения попасть можно только на платной основе». Проблемы с работой также чаще других назывались респондентами с Донбасса. По словам одного из них, «если нет российского гражданства, на официальную работу устроиться невозможно»: «Многие не смогли найти достойную легальную работу с достойной зарплатой. На заводе получают, как правило, по 10–15 тыс. руб., есть сезонная работа на полях, зарплаты по 20 тыс. руб. Что-либо более достойное найти практически невозможно» [4].

Как было подсчитано некоторыми экспертами, для того, чтобы получить сначала разрешение на временное проживание, а затем гражданство РФ, некоторым лицам, бежавшим с Украины нужно было заплатить не менее 40 тыс. руб. [4]: расходы на госпошлину, перевод необходимых документов с украинского языка на русский, проставление апостилей, услуги нотариуса, прохождение медицинской комиссии, заявление при подаче документов — и это не полный перечень того, что необходимо оплатить лицам, желающим получить статус беженцев или вынужденных переселенцев.

Следует отметить, что если в течение года после получения разрешения на временное проживание беженцем не было получено гражданство РФ, то решение аннулировалось, и всю процедуру необходимо было повторять сначала со всеми вытекающими денежными расходами.

Также многих беженцев не устраивает качество жилья, которое им было предоставлено в Волгоградской области. По сравнению с оставленными в Донбассе домами оно, как правило, было гораздо хуже. В результате многие из них приняли решение вернуться обратно. Одним из самых ужасных испытаний беженцы называют очереди в миграционной службе: «Иногда это становится просто невыносимо. Особенно сложно по несколько раз ходить снимать отпечатки пальцев ребенку, для которого это каждый раз настоящий стресс» [4].

В Волгоградской области отсутствуют какие-либо специальные НПА, которые бы прописывали все права и обязанности украинских беженцев и вынужденных переселенцев, которые активно прибывали на ее территорию еще пару лет назад. Постановление от 05 августа 1994 года № 365 «О предоставлении вынужденным переселенцам и беженцам жилья на территории Волгоградской области» было отменено, а Социальный кодекс Волгоградской области, и некоторые акты (Постановление администрации городского округа — г. Волжский Волгоградской обл. от 17.07.2014 № 4916, Постановление Правительства Волгоградской обл. от 10.10.2014 № 548-п, Приказ министерства здравоохранения Волгоградской обл. от 21.07.2014 № 1849) не решают всех проблем.

Конечно же, подобная ситуация не может укладываться в рамки взятых на себя Российской Федерацией обязательств по обеспечению и гарантии прав человека. Каковы могут быть пути решения данной проблемы?

Первоочередной задачей, на мой взгляд, должна быть разработка четкой, эффективно действующей процедуры определения статуса. Разработка или корректировка нормативно-правовой базы, определяющей правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, которая определяла бы, в первую очередь, четкие различия между беженцами и вынужденными переселенцами, а четко и недвусмысленно прописанная схема получения статуса исключила бы всякие бюрократические проволочки.

Во-вторых, это осуществление полной информированности лиц, которые претендуют на получение статуса беженца или вынужденного переселенца. Сделать это необходимо для того, чтобы такое лицо не теряло времени и вовремя получило все необходимые документы.

В-третьих, это сильная финансовая сторона миграционной политики. Финансовое обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев — это необходимая сторона решения проблем таких лиц. Достаточный объем денежных средств поможет решит огромное число проблем, в первую очередь, жилищных, и стать значимой полноценной ячейкой общества, которая будет обеспечивать себя, а также, в дальнейшем, отчислять налоги в государственную казну.

Читайте также:
Авиабилеты для пенсионеров — есть ли скидки

В-четвертых, создание различных бесплатных организаций: юридическо-правовых — для консультации и защиты мигрантов, помощь в решение конфликтов, трудностей, препятствий; Информационных — для извещения беженцев и вынужденных мигрантов о своих правах, обязанностях, возможностях, о получении и продлении статуса и регистрации и т. п. Развитие таких организаций не только в крупных городах, но и в регионах, поможет решить многие проблемы людей, прибывающих на новые территории, а также уменьшит очереди и толкотню в коридорах органов, занимающихся миграционной политикой.

Таким образом, следует сказать, что правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации — это лишь небольшая часть от общего числа бед вынужденных переселенцев и беженцев. Отрицательное отношение самих граждан России к мигрантам, отчуждение, колкие взгляды, презрение и унижение беженцев, безразличие к их проблемам, несмотря на то, что они являются одним из самых уязвимых социальных слоев нашего общества. Убегая от войн и дискриминации, ради спасения своей жизни и жизни своей семьи, они попадают в похожие условия. При этом, большой процент мигрантов — русские по национальности, которые из-за межнациональных конфликтов и расовой дискриминации вынуждены были вернуться на историческую родину, где оказались также никому не нужными. Необходимо понять, войти в положение беженцев. Так или иначе, они ни в чем не виноваты.

Проблемы беженцев и вынужденной миграции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Международная миграция

Миграция населения – это перемещение людей из одного региона в другой под влиянием различных факторов.

В современном мире основным мотивом миграции является улучшение социально-экономического положения. Однако есть случаи, когда люди переселяются большими группами на большие расстояния. Причинами могут послужить война, природная или техногенная катастрофа и другие факторы, делающие проживание на данной территории невозможным.

Миграция вызывает достаточно сложные социально-экономические и политические процессы. У нее есть как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, принимающая страна получает рабочую силу, но с другой обеспечение мигрантов в первое время обходится слишком дорого. Помощь осуществляется за счет средств налогоплательщиков, что не всегда поддерживается гражданами страны.

Прибытие мигрантов может вызвать вспышки инфекционных заболеваний, повлиять на общее здоровье населения. Больше всего заболевших при этом регистрируется в больших городах, где есть работа.

Если рассматривать миграцию на международном уровне, то то необходимо принимать во внимание следующие ее аспекты:

  • Увеличение потока нелегальных мигрантов.
  • Вынужденная миграция.
  • Значимость демографической составляющей миграции.
  • Глобализационный характер потоков.
  • Изменения в структуре миграционных потоков.
  • Двойственность миграционной политики, проводимой разными странами.

При международной миграции отток населения идет из менее развитых стран в более развитые, где есть экономическая стабильность, социальная помощь и возможность создать более благоприятные условия для собственной жизни и жизни своей семьи.

Вынужденная миграция

Вынужденная миграция характеризуется тем, что перемещение людей связано с насилием, преследованием, либо с наличием вероятности столкнуться с проявлениями агрессии. Причинами могут быть чрезвычайные ситуации природного, экономического или техногенного характера. Российское законодательство выделяет две группы мигрантов – вынужденные переселенцы и беженцы.

Готовые работы на аналогичную тему

Современные изменения в мире, периодически возникающие вооруженные конфликты на территории Северной Африки и на Ближнем Востоке стали причинами массовой нелегальной миграции. Особенно пострадали от этого страны Европы. Миграция стала носить стихийный характер, поэтому потребовалась конкретизация понятия «вынужденной миграции». Данный процесс характерен и для России. Конфликт с Украиной привел к тому, что в 2014 году более 90% запросов на предоставление укрытия получили миграционные службы России со стороны украинцев.

Беженцами также становятся граждане Узбекистана, Таджикистана, Сирии, Казахстана. Стоит отметить, что беженцы согласно положению ООН имеют право на убежище. Под «убежищем» понимается возможность въезда и проживания в стране по причине религиозных, этнических, политических взглядов.

Стоит отметить, что в качестве беженцев не могут рассматриваться преступники, в том числе, военные преступники, а также лица, совершившие преступления против человечества.

Под вынужденными мигрантами, как правило, понимаются граждане, которые переселяются из своих регионов в соседние по причине вооруженных конфликтов, нарушения прав человека или насилия. В странах, где часто происходят вооруженные столкновения, достаточно сложно разместить и обеспечить мигрантов, поэтому они переселяются на пределы своей страны в более экономически стабильные государства.

Проблемы беженцев

Последний серьезный наплыв беженцев в Европу произошел в 2015 году, когда на Ближнем Востоке начались активные военные действия. Число вынужденных переселенцев в 2014 году составило почти 60 миллионов человек. Причинами массовых переселений были конфликты в Ливии, на северо-востоке Нигерии, в Бурундии, в Южном Судане. Вынужденные мигранты покинули Украину, Кыргызстан, Мьянму и Пакистан. Приток беженцев в Европу за год составил 51%. В Северной Африке число прибывших беженцев составило 19%. В Америке также увеличилось число беженцев из Колумбии.

Больше всего от потока мигрантов пострадал Европейский Союз. Страны ужесточили меры получения вида на жительство. Мало того, они обязали прибывших подавать документы в тех странах, через которые они попали в ЕС. Участники ЕС стали перекладывать друг на друга ответственность и обвинять в неумении защищать свои границы от мигрантов. В Испании построена специальная территория, которая защищает от мигрантов из Северной Африке. Беженцы регулярно предпринимают попытки по пересечению границ, но местные власти возвращают их обратно.

Украинские беженцы принимались российской и белорусской стороной, а вот страны Европы одобрили только 10% заявок из всего числа поступивших документов.

ООН предлагает следующие способы разрешения проблемы мигрантов:

  1. Добровольная репатриация.
  2. Расселение.
  3. Местная интеграция.

Репатриация возможна только в том случае, если человеку гарантирована безопасность и защита его прав на территории родной страны. Сегодня репатриация показывает самые низкие цифры.

Комиссариат ООН выступает за расширение списка стран, которые предоставляют беженцам убежище. Наиболее выгодным вариантом для всех сторон считается интеграция прибывших людей в общество. Это налагает обязательства на самих прибывших и на правительство принимающей страны. Таким образом, мигранты должны приложить усилия, чтобы остаться проживать в стране, а сама страна получает приток рабочей силы.

Читайте также:
Как добраться до сада Эрмитаж на метро или общественным транспортом

Нерешенные вопросы миграции ведут к росту преступности, социальной напряженности и внутренним конфликтам. Проблема мигрантов часто используется политическими силами для решения собственных вопросов. Однако первоочередной задачей должно быть предоставление приемлемых условий жизни людям, которые реально пострадали от событий, произошедших в их стране.

Беженцы и вынужденные переселенцы как социальная проблема современности Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карсанова Елена Васильевна

Явление вынужденного переселения знакомо человечеству со времен его возникновения. Климатическая обусловленность миграции постепенно уступала место причинам политического и экономического характера. Во многих случаях новые потоки беженцев связаны с возникновением очагов военных действий на определенных территориях и возникающими вследствие этого рисками для жизни и невозможностью трудовой и экономической деятельности на месте исходного проживания. В течение последних десятилетий нестабильность, возникшая на постсоветском пространстве, вылилась в миллионы беженцев , в основном из бывших советских республик в Россию. Проблемы вынужденной миграции носят двойственный характер: это не только трудности экономического, правового, социального и психологического характера, с которыми сталкиваются беженцы , но и проблемы, которые создают вынужденные переселенцы для принимающей стороны. К проблемам миграции в широком смысле относятся прежде всего переживание негативных жизненных событий, встреча с новой культурой, стратегия межкультурной адаптации , переживание депривации и изоляции .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карсанова Елена Васильевна

REFUGEES AND FORCED MIGRANTS AS A SOCIAL PROBLEM OF TODAY

The humanity has been well familiar with the phenomenon of forced migration since time immemorial. Environmentally conditioned migration gradually gave way to political and economic reasons. In many cases, new flows of refugees are due to the appearance of hotbeds of hostilities in certain territories that results in risks to people’s lives and the impossibility to be engaged in economic activity and to work on the site of initial residence. In the last decades, the instability on the post-Soviet space led the emergence of millions of refugees , mainly from former Soviet republics to Russia. The problems of forced migration have a dual nature: they are both economic, legal, social, psychological difficulties that refugees come across and the challenges, which are created by forced migrants for the host party. In the wide sense, the problems of migration are primarily concerned about experiencing difficult life situations, encountering new culture, the strategy of cross-cultural adjustment, experiencing deprivation and isolation .

Текст научной работы на тему «Беженцы и вынужденные переселенцы как социальная проблема современности»

Карсанова Елена Васильевна БЕЖЕНЦЫ И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ .

УДК 314.745.22 + 314.7.045

БЕЖЕНЦЫ И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Карсанова Елена Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки для неязыковых специальностей» Северо-Осетинский государственный университет, Владикавказ (Россия)

Аннотация. Явление вынужденного переселения знакомо человечеству со времен его возникновения. Климатическая обусловленность миграции постепенно уступала место причинам политического и экономического характера. Во многих случаях новые потоки беженцев связаны с возникновением очагов военных действий на определенных территориях и возникающими вследствие этого рисками для жизни и невозможностью трудовой и экономической деятельности на месте исходного проживания. В течение последних десятилетий нестабильность, возникшая на постсоветском пространстве, вылилась в миллионы беженцев, в основном из бывших советских республик в Россию. Проблемы вынужденной миграции носят двойственный характер: это не только трудности экономического, правового, социального и психологического характера, с которыми сталкиваются беженцы, но и проблемы, которые создают вынужденные переселенцы для принимающей стороны. К проблемам миграции в широком смысле относятся прежде всего переживание негативных жизненных событий, встреча с новой культурой, стратегия межкультурной адаптации, переживание депривации и изоляции.

Ключевые слова: беженцы, вынужденные переселенцы, политическая и экономическая нестабильность, военные конфликты, межкультурная адаптация, депривация, изоляция, языковой барьер, принципы толерантности.

REFUGEES AND FORCED MIGRANTS AS A SOCIAL PROBLEM OF TODAY

Karsanova Elena Vasilievna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair “Foreign languages for the faculties of non-language specializations” North-Ossetian State University, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. The humanity has been well familiar with the phenomenon of forced migration since time immemorial. Environmentally conditioned migration gradually gave way to political and economic reasons. In many cases, new flows of refugees are due to the appearance of hotbeds of hostilities in certain territories that results in risks to people’s lives and the impossibility to be engaged in economic activity and to work on the site of initial residence. In the last decades, the instability on the post-Soviet space led the emergence of millions of refugees, mainly from former Soviet republics to Russia. The problems of forced migration have a dual nature: they are both economic, legal, social, psychological difficulties that refugees come across and the challenges, which are created by forced migrants for the host party. In the wide sense, the problems of migration are primarily concerned about experiencing difficult life situations, encountering new culture, the strategy of cross-cultural adjustment, experiencing deprivation and isolation.

Keywords: refugees, forced migrants, political and economic instability, war conflicts, intercultural adaptation, deprivation, isolation, language barrier, principles of tolerance.

Постановка проблемы в общем виде. История человечества являет собой бесконечную смену войны и мира, стабильности и непостоянства и, таким образом, постоянной миграции людей и народов. Последнее, независимо от того, обусловлено ли это экономическими причинами или политическими и экономическими в совокупности (поиск убежища и жилища в безопасном месте и попытка выжить в новых условиях), представляет трудности как для принимающей стороны, так и для прибывающих. Проблемы принятия новых людей в местное сообщество могут затрагивать многие сферы: языковой барьер, культурные разногласия, вероисповедание, социальную адаптацию, экономическое и финансовое обеспечение (включая жилье, пособие по безработице, различные разовые выплаты), юридическую помощь и т.д. Многие ученые исследовали проблемы вынужденного переселения и пути их разрешения (Г.У. Солдатова [1], В.В. Константинов [2], Ю.Ф. Моргун [3], Г. Пампуха [4], Н.В. Соклакова [5], R.J. Fischer [6] и др.). Это не случайно, так как актуальность этой проблемы, к сожалению, не становится менее ощутимой в свете политических событий, происходящих в мире в последнее время.

Читайте также:
Онлайн табло Аэропорт Сыктывкар Как С Добром Добраться!

Краткий обзор вынужденной миграции на постсоветском пространстве за последние четверть века. На время упадка и последующего развала Советского Союза пришлись многие войны и вооруженные конфликты на постсоветской территории. В Закавказье три автономные образования – Юго-Осетинская автономная область, Абхазская автономная республика и Нагорно-Карабахская автономная область (из которых первые две входили в состав Грузинской Советской Социалистической Республики, а третья являлась частью Азербайджанской ССР) – стали так называемыми «горячими точками» на несколько десятилетий. Десятки тысяч людей покинули свои дома, спасаясь от ужасов Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

войны, в поисках убежища за пределами своей малой родины. Так, осетины из внутренних районов Грузии бежали в Южную Осетию и Россию, в основном, в Северную Осетию; Северная Осетия также стала пристанищем для вынужденных мигрантов из Южной Осетии. Помимо этого, армяне перебирались из Азербайджана как в Армению, так и в Россию, и многие жители Абхазии, в связи с грузино-абхазской войной, также направились в Россию.

Стоит отметить, что беженцы и вынужденные переселенцы направлялись в Россию и из стран Средней Азии, в основном, по двум причинам. Первую можно сформулировать следующим образом: в бытность Советского Союза многие люди, как непосредственно русские, так и представители других (не среднеазиатских) республик СССР, уезжали жить в Среднюю Азию (одни – по существовавшей в те времена системе распределения трудовых ресурсов, другие – по собственной инициативе на заработки) и чувствовали себя там довольно комфортно. Но развал Советского Союза многих заставил задуматься о возвращении на этническую родину. В качестве второй причины можно отметить гражданскую войну в Таджикистане (1992-1997 гг.) и, как следствие этого, спад экономики этого государства, а также не совсем благополучная экономическая обстановка в Узбекистане и Кыргызстане.

К последней крупной волне беженцев относятся мигранты из Украины (преимущественно восточной части – Донецкой Народной и Луганской Народной Республик) в Россию.

Трудности вынужденной миграции. С. Бочнер выделил четыре категории, которые широко используются для понимания последствий межкультурных контактов, а также для описания стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов [7, с. 160]:_

Карсанова Елена Васильевна педагогические

БЕЖЕНЦЫ И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ . науки

– интеграция – аккомодация собственных культурных ценностей и ценностей принимающего общества;

– ассимиляция – отказ от собственных культурных норм и ценностей и добровольное или вынужденное принятие норм и ценностей другой культуры вплоть до полного в ней растворения;

– сегрегация – раздельное существование и развитие культурных групп;

– геноцид – намеренное уничтожение другой группы.

На основе выделенных категорий Бочнер предложил

четыре стратегии адаптации в новой культуре:

– посредничество: посредники синтезируют особенности двух культур; такая стратегия соответствует процессу интеграции;

– переход: перебежчики практически переходят в другую культуру, изменяя своей собственной; такая стратегия характерна для процесса ассимиляции;

– маргинальный синдром: маргиналы остаются на границах двух культур, переживая в результате этого тяжелые внутриличностные конфликты; эта стратегия характерна для процесса сегрегации;

– шовинизм: шовинисты отрицают чужую культуру и часто стремятся к ее уничтожению, равно как и к истреблению людей-носителей этой культуры [7, с. 165].

Многие исследователи, подчеркивая различные стороны пребывания в другой культуре, пытались уточнить понимание культурного шока, Для этого использовались термины “культурное утомление”, “языковой шок”, “ролевой шок”. П. Бок описал культурный шок как эмоциональную реакцию, возникающую вследствие неспособности понять, проконтролировать и предсказать поведение других [8]. Другие авторы связывали культурный шок с неопределенностью норм и ожиданий и, следовательно, с трудностями контроля над ситуацией и ее прогнозирования. В связи с этим возникает тревожность, замешательство и апатия, продолжающиеся до тех пор, пока не сформируются новые когнитивные конструкты для понимания другой культуры и выработки соответствующих моделей поведения. Таковы объективные требования к вынужденным переселенцам. Требования эти, надо сказать, во благо как им самим, так и гражданам принимающей страны. Что касается последних, часто, говоря о коренном населении какого-либо региона или государства, вынужденного приютить (на короткое время или навсегда) беженцев, помимо экономической нагрузки на него ложится и морально-психологическая. Применительно к таким случаям часто говорят о толерантности, придерживаться принципов которой необходимо жителям принимающей стороны. В соответствии с Декларацией принципов терпимости (толерантности), принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как «.. .ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям» [9].

Американский антрополог К. Оберг выделял шесть основных психологических признаков культурного шока: напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации [10, с. 180]:

– чувство потери или лишения (статуса, друзей, родины, профессии, имущества);

– чувство отверженности (неприятие новой культурой) и чувство отвержения (неприятие новой культуры);

– сбой в ролевой структуре (ролях, ожиданиях), путаница с самоидентификацией, ценностях, чувствах;

– чувство тревоги, основанное на различных эмоциях (удивление, отвращение, возмущение, негодование), возникающих в результате осознания культурных различий;

– чувство неполноценности вследствие неспособности справиться с новой ситуацией. (Однако известно, что некоторые мигранты не ощущают депрессии и тревоги, иногда даже с удовольствием переживают новый опыт и успешно адаптируются к условиям другой культуры с первых дней пребывания.)

Здесь стоит отметить один интересный фактор. Проблемы морально-психологической адаптации имеют место и в тех случаях, когда вынужденные переселенцы

– той же нации, что и жители региона или страны, куда они пребывают на новое место жительства. Примеров этому достаточно даже в пределах современной России и постсоветской территории: беженцы-осетины из Южной Осетии и внутренних районов Грузии, переехавшие в Северную Осетию [11]; русские, вернувшиеся на историческую родину предков из стран Средней Азии, Закавказья и Прибалтики [12]; российские немцы в Германии [13].

Читайте также:
Госпошлина на замену прав в 2022 году: где взять реквизиты?

Краткие выводы по работе. Для того, чтобы дать ответ на вопрос решения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, необходимо: 1) отталкиваться от причин, вызывающих эти процессы, и 2) учитывать специфику каждого региона. Что касается причин, то картина довольно мрачная: похоже, человечество так устроено, что всегда будут люди, разжигающие войны и получающие от этого пользу и выгоду, как личную, так и в масштабах государства; люди, непосредственно участвующие в военных действиях, и население, которое в средствах массовой информации часто характеризуется как мирное – последнее в большинстве случаев и составляет основу миграции, вызванной войной. Не менее комплексен и второй пункт, но не может быть однозначного решения: ситуации с вынужденными мигрантами, при всей своей схожести, очень неоднозначны вследствие: 1) разноликости людей, оказавшихся в роли принимающей стороны, и как результат, разной политики, проводимой государством (примером могут служить сотни тысяч мигрантов, размещенных на территории Германии, Франции, Италии, и нежелание государств Прибалтики размещать у себя самое незначительное количество беженцев даже при угрозе санкций со стороны Евросоюза); 2) разноликости прибывающих (как известно, одни приезжают с желанием жить и работать, а другие – с желанием вести паразитический образ жизни в новом государстве и с огромными претензиями к местной власти и местному населению, а часто – и с намерением «подмять под себя»); 3) масштабов миграции; 4) финансово-экономических возможностей принимающей стороны. В каждом отдельном случае решение проблемы наименее болезненной адаптации, взаимной «притирке» двух сторон, требует грамотной социальной политики государства и взаимного желания местных людей и переселенцев строить полноценное общество.

1. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности.

2. Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания // Психологический журнал. – М.: Наука, 2005. – Том 26. – №2. – С. 16-21.

3. Моргун Ю.Ф. Беженцы – глобальная проблема XXI века. – [электронный ресурс]: http://www.evolutio. info/content/view/431/52

4. Пампуха Г. Решение проблемы беженцев. -[электронный ресурс]: http://www.urzona.com/index. php?catid=81:2010-08-09-18-12-46&id=776:2014-05-07-18-24-28&Itemid=105&option=com_content&view=article

5. Соклакова Н.В. Беженцы и отношение к ним как проблема уязвимых слоев населения. – [электронный ресурс]: http://www.rusnauka.com/11_NPE_2013/ Pravo/13_134767.doc.htm

6. Fischer R.J. The social psychology of Intercrop and

Карсанова Елена Васильевна БЕЖЕНЦЫ И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ .

International Conflict Resolution. – New York, 1990. – P. 320-331.

7. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. – Oxford, 1982. – P. 151-172.

8. Психологическая помощь мигрантам. – [электронный ресурс]: http://www.bestreferat.ru/referat-3021. html

9. Декларация принципов терпимости. – [электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/toleranc

10. Oberg K. Culture shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology, 1960, 7. – P. 177182.

11. День катастрофы-888. Остановленный геноцид в Южной Осетии / А. Маргиев и др. – [электронный ресурс]: http://www.e-reading.by/bookreader.php/88978/ Den’_katastrofy-888._Ostanovlennyii_genocid_v_ Yuzhnoii_Osetii.html

12. Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья в России. – М.: Наука, 1999.

Анализ проблем и положение беженцев и вынужденных переселенцев в современной России

Вынужденный переезд приводит к тяжелым для мигрантов последствиям: расшатывается физическое и психическое здоровье, обостряются хронические заболевания. В проведенных ранее исследованиях обнаружились фобические реакции, энурез у детей, невротические проявления у взрослых. У многих мигрантов налицо симптомы состояния посттравматического стресса, для них характерна повышенная агрессивность, этническая интолерантность. Проблемы, от решения которых зависит моральное и физическое состояние мигрантов, проживающих на территории России, напрямую связаны с возможностью реализации прав человека, записанных в гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации. Наиболее остро для вынужденных переселенцев и беженцев стоит задача реализации такой конституционной нормы, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Формально в России русские мигранты из различных регионов не считаются беженцами, а получают статус вынужденных переселенцев, как только принимают российское гражданство. Беженцами же признаются только те мигранты, которые не имеют права стать российскими гражданами, как правило, это люди других национальностей. Фактически же и социально-экономическое положение и психическое состояние как у вынужденных переселенцев, так и у беженцев зачастую являются одинаково тяжелыми. Интересующая нас категория мигрантов после переезда попадает в среду, не являющуюся для них абсолютно новой, и, казалось бы, процесс привыкания облегчается отсутствием таких проблем, как незнание языка, обычаев, традиций, тем не менее, многие переживают серьезные психологические затруднения в процессе адаптации, испытывают культурный шок, ощущают себя чужаками в окружении людей своей же национальности.

К сожалению, при работе с вынужденными мигрантами о психологии вспоминают только тогда, когда возникает потребность в психиатре. Но в этом случае ситуация уже запущена, а искалеченная психика нуждается не в психологической помощи, а в медикаментозном лечении. Очень важно не доводить дело до психического срыва. Именно психическое состояние человека, его психологический настрой определяют возможности адаптации, способности справиться, выжить. Вынужденным мигрантам, особенно беженцам из “горячих точек”, крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-психологов. Существующие методы и приемы психотерапии помогают выйти из депрессии, избавиться от негативных переживаний и мыслей, перейти от деструктивного, разрушительного поведения к конструктивному, созидательному. Специальные тренинги направлены на повышение уверенности в себе, преодоление чувства тревожности, формирование позитивного образа самого себя[Беляева, 2003, 3].

Для того чтобы организовать работу по психотерапевтической помощи вынужденным мигрантами, необходимо иметь ясное представление об их психическом состоянии. С середины 90-х г. проводятся исследования по психодиагностике состояния вынужденных мигрантов.

Краеугольным камнем понимания психического состояния вынужденных мигрантов является кризис социальной идентичности – резкие трансформации представлений личности о себе и своем месте в системе жизненных отношений. Через кризис социальной идентичности прошло практически все наше общество. Но особенно болезненным этот процесс оказался для вынужденных мигрантов. У некоторых категорий вынужденных мигрантов идентичность трансформируется настолько сильно, что перестает выполнять свои функции: интегрирующую – на уровне группы и адаптивную – на уровне личности. Например, психологические исследования беженцев из Грозного выявили полное разрушение структуры их самосознания. Теряют свою значимость главные категории (социальный статус, профессиональная принадлежность, семейные роли, половая, возрастная принадлежности), на которые мы опираемся, ориентируясь в окружающем мире. В частности, для беженцев становятся неактуальными такие статусные категории, как гражданство и национальная принадлежность. Это кардинальная трансформация структуры идентичности – осознание себя выброшенными за пределы главных жизненных отношений в обществе.

Читайте также:
Цены в Белоруссии на еду, товары, топливо и жилье

Попадание в новую этнокультурную среду зачастую приводит к так называемому культурному шоку. Следование прежним нормам и ценностям, принятым в той среде, откуда человек был вынужден уехать, только усугубляет ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культурен, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия.

В то же время есть и другая крайность – например, ухудшается отношение к своему народу, нарастают тенденции отрицания собственной культуры, становится безразличной этническая принадлежность, что также не способствует успешной адаптации. Это означает, что человек не должен терять своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля жизни. Для уже сформировавшейся личности такие перестройки чреваты тяжелыми психологическими последствиями. Подобные трансформации самосознания у беженцев и вынужденных переселенцев снижают уровень толерантности (терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. В таких ситуациях необходим достаточно длительный процесс культурной адаптации, в ходе которого консультации психологов и психотерапевтов могут оказать неоценимую практическую помощь.

Оказание профессиональной помощи в решении этих и других психологических проблем является весомым аргументом при создании психологических консультаций, служб психологической поддержки вынужденных мигрантов. Эти службы, на мой взгляд, не должны быть самостоятельными структурами, а представлять собой часть комплексной работы общественных организаций, занимающихся практической деятельностью по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Помимо этого, психологические службы целесообразно организовывать совместно со специальными юридическими консультациями. Психологическое консультирование должно также стать важным компонентом структуры специализированных реабилитационных центров.

Около 90% ситуаций с отстаиванием интересов вынужденных переселенцев в судах и оказанием им правовой помощи связано с легализацией пребывания репатриантов в стране (получение гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания) и легализацией их в качестве вынужденных переселенцев (получение соответствующего статуса от территориального органа ФМС).

Этот «перекос» вовсе не означает, что, к примеру, с проблемами трудоустройства, обеспечения жильем, социальными услугами все обстоит благополучно. Дело тут в сочетании двух обстоятельств: во-первых, нарушения прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых, юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность (особенно когда дело доходит до судебного разбирательства), поскольку речь идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов. Другой вопрос, что «советским» людям, особенно находящимся в тяжелом материальном и психологическом состоянии, нередко бывает трудно перестроить свое мышление и заставить себя обратиться в суд, а затем проходить одну судебную инстанцию за другой.

Что касается трудностей переселенцев в получении жилья и работы, речь тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение которых крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное решение не создает необходимого (и всюду в России тотально дефицитного) материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к чему не обязывают. К примеру, в первой версии «Закона о вынужденных переселенцах», в той его части, где речь шла о конкретных видах помощи и содействия государства, использовалось слово «обязанности». В частности, статья 6 называлась «Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев» и далее шел текст: «Соответствующие органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны. предоставить, оказывать, содействовать, выплачивать, регистрировать и пр.»). В новой версии закона соответствующая статья значительно более двусмысленна и дает «органам» большую свободу для маневра. Статья 7 называется «Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца» и далее: «Федеральные органы. в пределах своих полномочий. предоставляют, включают, оказывают, содействуют» и пр. (а могут и не включить, не содействовать, не предоставить, что и происходит в большинстве случаев).

Таким образом, при попытках решить ключевые проблемы обустройства мигранты как бы выводятся из правового пространства и попадают во власть некоего неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и пр., на их умении «устраиваться» и «договариваться»[Горбунов, 2002, 6].

Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Главная > Реферат >Психология

Калужский государственный педагогический университет

Курсовая работа

На тему: «_________________________________________»

Студентка ___ курса

Введение 3

Глава 1. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев 5

1.1. Численность, национальный состав и распределение беженцев
и вынужденных переселенцев по территории Российской Федерации
10

1.2. Мероприятия по работе
с беженцами и вынужденными переселенцами
13

1.3 Нарушения прав и свобод вынужденных переселенцев и беженцев
16

1.4 Предложения по обеспечению прав и свобод вынужденных переселенцев и беженцев 26

Глава 2. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России 29

2.1. Реабилитация репрессированных и депортированных народов, а также лиц, подвергшихся незаконным политическим репрессиям 30

2.2 Правовое положение вынужденных переселенцев. 37

Заключение 42

Литература 44

Введение

В данной работе будут рассмотрены проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений:

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. В бывшем СССР проблема вынужденной миграции приняла особо острые формы с конца 80-х гг. за несколько лет до распада СССР в связи с обострением межнациональных отношений в ряде союзных республик и республик в составе РСФСР. На территорию Российской Федерации начали прибывать вынужденные мигранты из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации. В последующем, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за обострения внутриполитической обстановки во вновь образовавшихся государствах, а также дискриминационной политики руководства ряда этих государств по отношению к русскому и русскоязычному населению.

Читайте также:
Карта вулкана Бромо, где находится Вулкан Бромо на карте мира

Цель данной работы всесторонний анализ проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России на современном этапе.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

Во-первых, рассмотреть проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России

Во-вторых очертить юридическую базу, регламентирующую правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в нашей стране.

Исходя из поставленных задач, работа имеет следующую структуру:

В первой главе речь пойдет о проблемах беженцев и вынужденных переселенцев, в частности будут рассмотрены численность, состав и распределение беженцев и вынужденных переселенцев на территории нашей страны, мероприятия по работе с данным кругом лиц, проблемы нарушения прав и свобод, а также предложения по обеспечению прав и свобод вынужденных переселенцев и беженцев, регламентируемые законодательством РФ.

Во второй главе будут рассмотрены юридические аспекты беженцев и вынужденных переселенцев, в частности речь пойдет о правовом положении вынужденных переселенцев и проблемах реабилитации репрессированных и депортированных народов.

Предметом исследования в работе выступают беженцы и вынужденные переселенцы, объектом исследования являются различного рода проблемы и препятствия с которыми приходится сталкиваться данным лицам, а также органам в компетенцию которых входит работа с вынужденными переселенцами и беженцами.

При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.

Глава 1. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. С особой остротой необходимость этого была осознана в связи со Второй мировой войной, во время и после которой потоки вынужденных мигрантов — беженцев распространились по большей части планеты и стали одним из решающих факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на значительные группы жителей планеты и на стабильность многих государств.

В бывшем СССР проблема вынужденной миграции приняла особо острые формы с конца 80-х гг. за несколько лет до распада СССР в связи с обострением межнациональных отношений в ряде союзных республик и республик в составе РСФСР. На территорию Российской Федерации начали прибывать вынужденные мигранты из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации.

В последующем, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за обострения внутриполитической обстановки во вновь образовавшихся государствах, а также дискриминационной политики руководства ряда этих государств по отношению к русскому и русскоязычному населению.

Кроме того за несколько последних лет на территории Российской Федерации оказалось значительное, все увеличивающееся число вынужденных мигрантов из стран дальнего зарубежья — из-за границ бывшего СССР.

В результате в Российской Федерации проживают вынужденные мигранты:

а) из стран дальнего зарубежья;

б) из союзных республик, прибывшие на ее территорию еще до распада СССР, т.е. до 8 декабря 1991 г.;

в) из прежних союзных республик, ставших независимыми государствами после распада СССР, прибывшие на ее территорию еще до введения в действие Закона “О гражданстве Российской Федерации” т.е. до 6 февраля 1992 г.;

г) из прежних союзных республик, ставших независимыми государствами в результате распада СССР, прибывшие на ее территорию после введения в действие Закона “О гражданстве Российской Федерации” т.е. после 6 февраля 1992 г.;

д) изменившие место жительства в пределах Российской Федерации.

С целью предоставления международной защиты некоторым категориям вынужденных мигрантов-беженцев и изыскания окончательного решения их проблем путем оказания содействия правительствам и, с согласия правительств, частным организациям для облегчения репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила в 1950 г. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ).

В соответствии с принятыми генеральной Ассамблеей ООН международной Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом 1967 г., касающимся статуса беженцев, (далее — Конвенция) под термином “беженец” понимается “лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений”.

Исходя из терминологии указанной Конвенции, в Российской Федерации к числу беженцев могут быть отнесены только вынужденные мигранты, имевшие преимущественное место жительства за ее пределами уже после обретения Российской Федерацией статуса независимого государства, а также вынужденные мигранты из стран дальнего зарубежья. Остальные перечисленные выше вынужденные мигранты на территории Российской Федерации не подпадают под действие международной Конвенции, так как вынужденная миграция первоначально происходила в пределах единого государства — СССР, а затем — Российской Федерации.

В связи с изложенным при подготовке законодательных актов, определяющих правовое положение вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации оказалось необходимым ввести кроме понятия “беженец” новое в международной практике понятие — “вынужденный переселенец”. Этим понятием охватываются вынужденные мигранты, имеющие российское гражданство независимо от места их постоянного проживания, и лица, не имеющие российского гражданства, но проживающие на территории Российской Федерации. Более того, при подготовке законодательных актов необходимо было учесть не только территориальный, но и исторический фактор, в частности то, что Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР.

В принятых Верховным Советом Российской Федерации 19 февраля 1993 г. и введенных в действие с 20 февраля 1993 г. Законах “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” учтены изложенные выше обстоятельства.

Читайте также:
Выезд из Украины на ПМЖ в Израиль: перечень документов

В Законе “О беженцах” термин “беженец” во многом соответствует принятому международной Конвенцией определению понятия “беженец”, но и учитывает реальную ситуацию в Российской Федерации в связи с вынужденной миграцией на ее территорию. В связи с изложенным, Законом “О беженцах” определено, что “беженец” это “прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений”.

Законом “О вынужденных переселенцах” определено, что “вынужденный переселенец” это “гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовым нарушениям общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, т.е. по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце.

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, и приобретший гражданство Российской Федерации, находясь на территории Российской Федерации”.

Таким образом, под действие двух указанных законов подпадают все перечисленные выше вынужденные мигранты на территории Российской Федерации.

Причины и проблемы миграции беженцев и вынужденных переселенцев

Миграция населения – одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социальной, медицинской, нравственной, психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.

Вынужденная миграция –это недобровольное перемещение людей за пределы территориального образования. Как любая миграция, она может быть: внешней (эмиграция граждан России в другие государства, иммиграция подданных других стран в РФ); внутренней (перемещение населения по территории РФ).[10]

Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы.Основное отличие заключается в гражданском статусе: беженцы – это выходцы из других стран, а вынужденные переселенцы – граждане Российской Федерации.

Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:

1) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, целью которой являетсяудержание власти;

2) межнациональные,межэтнические и религиозные конфликты;

3) военные действия;

4) экологические итехногенные катастрофы;

5) отсутствие стабильности в личных правах и свободах.

6) политические и другие преследования;

7) стихийные бедствия.[11]

Если миграцию вызывают военные события или экологические бедствия, перемещаются большие массы людей. Это имеет положительные аспекты:

1) рост новых городов;

2) увеличение численности городского населения;

3) большое количество рабочих рук;

4) обогащение местных традиций новыми культурными ценностями.

Изменение структуры населения не всегда сказывается положительно на регионе-доноре, ведь выезжают чаще всего трудоспособные граждане в эффективном возрасте. В этих районах увеличивается процент пожилых людей.

Проблемы вынужденных миграций состоят в сложностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания мигрантов. Непросто осуществлять учет и контролировать большие человеческие потоки.

Перенаселенность принимающих районов может вызвать и другие социальные последствия вынужденной миграции:

1) снижение уровня жизни,

2) рост безработицы,

3) возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями.[12]

Таким образом большое количество беженцев и вынужденных переселенцев может отрицательно влиять на обстановку в стране, в которую они вынуждены мигрировать.

РАЗДЕЛ 2

ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИИ

Правовые аспекты условий принятия беженцев и вынужденных переселенцев на работу

Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой стороны беженцы – мигранты с особым статусом и они по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации.[13]

Статус беженца дает полное право работнику устраиваться на рабочем месте, на уровне любого гражданина РФ. Однако беженцы не могут получить работу на стратегических военных предприятиях, устроиться на военную, государственную или муниципальную службу, а также получить должности в организациях, которые связаны с безопасностью и гостайной.

Мигранты с временным или политическим убежищем обладают теми же правами на трудоустройство, что и со статусом беженца. Для такой категории людей также не нужно разрешение на оформление трудового контракта с частным или юридическим лицом. Работодатель при этом, не должен уведомлять миграционную службу и центр занятости населения о поступлении на предприятие работника подобного уровня.

Все эти обоснования и права предоставляются переселенцу с официальным статусом беженца. Для того чтобы как можно скорее получить этот статус, достаточно при пересечении границы в миграционной карте поставить отметку в графу «цель визита» – беженец. А по прибытии обратиться в органы миграционной службы в отдел по гражданству с оформлением статуса.

При себе важно иметь полный перечень документов, который состоит из паспорта, свидетельства о рождении детей, дополнительных документов, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно чтобы документация была переведена на русский язык. Для ходатайства также необходимы фотографии и сдача отпечатков пальцев. Миграционные службы переполнены переселенцами, но если учитывать, что человек получит множество преимуществ, эту процедуру важно пройти.

Читайте также:
Собор Святого Стефана в Вене: катакомбы и склеп Габсбургов

Получение статуса беженца открывает огромные возможности:

1) предоставляется временное жилье,

2) каждый имеет право на получение медицинской помощи в пределах медицинского страхования.

3) каждый получает возможность работать по найму или самозанятости,

4) полное содействие в трудоустройстве и даже переобучении,

5) социальная защищенность как у граждан РФ.

В дальнейшем у мигрантов появляется право в упрощенном порядке получить вид на жительство и российское гражданство.[14]

Таким образом, официальное устройство на работу является огромной проблемой, которую сам беженец и вынужденный переселенец не может решить без помощи миграционных служб, центров занятости, социальных организаций.

Порядок трудоустройства

Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть без дела на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, важно знать, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Организации, предприятия не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

2) проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;

3) данные мигрантов-соискателей в письменной форме;

4) копии регистрационных и учредительных документов организации.

Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает вУправлении Федеральной миграционной службы, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

1) миграционная карта;

2) виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);

3) разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.

При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.[15]

В России есть возможность трудоустройства несовершеннолетних беженцев и вынужденных переселенцев.

Приоритетным правом при временном трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане:

1) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих;

2) из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей;

3) семей беженцев и вынужденных переселенцев;

4) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан, на работу, не наносящую ущерба их здоровью, моральному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения.

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящие ущерб нравственности подростка и работы, выполняемые вахтовым методом.

Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать: для учащихся в возрасте от 16 до17 лет (36 часов в неделю и 6 часов в день); для учащихся от 14 до 16 лет (24 часа в неделю и 4 часа в день).

Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.

Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится при непосредственном участии органов службы занятости, органов государственной исполнительной власти, образования с привлечением органов по труду, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”.[16]

Можно сделать вывод о том, что трудоустроиться могут и взрослые, и несовершеннолетние беженцы, вынужденные переселенцы.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 4516 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: