Гамбургская филармония на Эльбе – храм музыки с интригующей историей
Необычный корабль под стеклянным парусом, входящий в устье реки, или гребень волны, который вздымается над крышей бывшего портового склада – так предстает взору неискушенного туриста величественное сооружение – филармония на Эльбе в Гамбурге.
- Строительство на 10 лет
- Торжество архитектуры
- Программа на сезон
- Местоположение
- Филармония в Гамбурге: туристический маст-хэв
- Тайны Эльбской филармонии в Гамбурге: Видео
Строительство на 10 лет
Благодаря уникальному, мастерски воплощенному дизайну этот проект бюро Herzog & de Meuron (Швейцария) представляет собой овеществленную метафору музыки.
Вызывая бесконечные ассоциации, Эльбская опера завораживает днем и ночью, за что заслуживает звание нового символа города.
При этом история ее строительства – одна из самых скандальных в современной Германии. Возведение здания затянулось на 10 лет вместо запланированных трех, и бюджет тоже вырос больше, чем в 3 раза.
2 апреля 2007 года начали возводить здание Эльбской филармонии. Разработать и воплотить проект доверили архитектурному бюро Herzog & de Meuron, среди работ которой знаменитая Галерея Тейт в Лондоне и Олимпийский стадион в Пекине.
В 2010 году планировалась сдача в эксплуатацию, а бюджет составлял 241 млн евро. Уже в 2008 году стоимость проекта увеличилась до 450 млн, а в 2012 – до 500 млн.
Работы удалось завершить только 31 октября 2016 года, при этом потратили 789 млн евро. СМИ назвали новую филармонию самым скандальным долгостроем Германии.
Чтобы выяснить причины срыва сроков строительства и увеличившегося бюджета, был создан специальный парламентский комитет. Среди главных причин, повлиявших на длительность и дороговизну строительства, называют некомпетентность местных властей, хаос на стройплощадке и непродуманность планов. В результате расследование дошло и до судебных разбирательств.
Сейчас скандал потихоньку забывается, а здание филармонии радует глаз горожан и гостей Гамбурга.
Торжественное открытие произошло 11 января 2017 года, на церемонии присутствовали президент Германии Йоахим Гаук, канцлер Ангела Меркель и 2100 гостей. Они наслаждались симфоническим оркестром и пением именитых оперных мэтров Филиппа Жарусски, Павола Бреслика, Брина Терфеля и других.
Торжество архитектуры
Эльбская филармония высотой в 110 метров на 26 этажей считается самым высоким зданием в Гамбурге. Частично изогнутые стеклянные панели создают своеобразные волны, символизирующие движение звука.
Фасад из стекла и стали весит 78 000 тонн и собран из 1100 отдельных элементов. Его построили на крыше портового склада середины ХХ века, выполняющего функцию «стилобата» с красным кирпичным фасадом. Архитекторы совместили фасад с надстройкой, завораживающей отражением воды и неба.
Elbphilharmonie также включает культурно-жилой комплекс, в котором размещаются 45 частных апартаментов, смотровая площадка Plaza с панорамным видом на город, пятизвездочный отель на 244 номера, фитнес-зал, конференц-центр, магазины, парковка и пр.
Для проведения музыкальных представлений филармония располагает большим концертным залом на 2 100 человек и камерным залом на 55 человек.
Отдельного внимания заслуживает большой зал – Grand Concert Hall. Он был спланирован по уникальной технологии – как «виноградник на горе»: сцена расположена посередине зала, а каждое зрительское место отдалено от места дирижера не более чем на 30 метров. «Космический» дизайн и гигантский рефлектор, обеспечивающий прекрасное звучание в любой точке этого зала, впечатляют не меньше, чем грандиозный вид фасада филармонии.
Программа на сезон
На официальном сайте Эльбской филармонии размещена информация про запланированные на сезон концерты и фестивали, а также цены. Основа репертуара – классическая музыка.
Среди ближайших на момент написания статьи концертов – выступление Amaryllis Quartett, который будет будут исполнять произведения Бетховена, Шостаковича, Чайковского. А также детский концерт с Гамбургским камерным оркестром Nola Note im großen Orchester.
В этом сезоне также выступят Emptyset, Yul Anderson, Symphoniker Haядmburg, Marianne Crebassa с Fazıl Say, NDR Elbphilharmonie Orchestra, будут проводиться фестивали Schleswig-Holstein Musik Festival, Hamburg International Music Festival и состоятся другие интересные события.
Цены на билеты составляют от 10 до 25 евро.
Местоположение
Филармония расположена в квартале HafenCity на острове Большой Грасброок. Добраться сюда достаточно просто: необходимо сесть на метро U3 от ратуши, выходить нужно на станции Baumwall.
Туристам будет полезно узнать, что вход на смотровую площадку бесплатный.
Филармония в Гамбурге: туристический маст-хэв
Эта необычная снаружи и внутри архитектурная жемчужина Северной Германии не оставит равнодушным ни одного путешественника! Эльбская филармония привлекает внимание в любое время года. Даже если вы не любитель классической музыки, можно просто погулять внутри, зайти в кафе или полюбоваться зданием.
Тайны Эльбской филармонии в Гамбурге: Видео
Гамбургская филармония: долгострой за миллиард долларов как новая норма
Современная архитектура всё больше обращается к «левым» идеям и пытается быть экономной , стараясь решить вопросы быстровозводимого массового жилья, устойчивости «зелёных» зданий и перехода к роботизированному строительству. Эльбская филармония в Гамбурге, расходы на строительство которой были превышены в десять раз, не решает ни одного из этих вопросов, но это одна из самых обсуждаемых построек последнего десятилетия. И одна из самых спорных. Легко представить, как подобный проект воспринимался бы в России, но большинство экспертов уверены, что филармония себя оправдает. Анастасия Железнова и Strelka Magazine разобрались, зачем современные города позволяют себе столь дорогие проекты и есть ли основания идти на огромные траты ради « эффекта Бильбао »?
Больше, чем филармония
Открытая чуть больше года назад, Эльбская филармония строилась десять лет вместо заявленных трёх. Швейцарское архитектурное бюро Жака Херцога и Пьера де Мерона (Herzog & De Meuron) — авторы Тейт-модерн в Лондоне, Кайша-форума в Мадриде и культурного центра на месте Центрального полицейского участка в Гонконге — принимало репутационные удары на протяжении всего времени строительства, потому как расходы превысили изначальную смету в десять раз (800 миллионов евро вместо 77 миллионов).
Все деньги были выделены из городского бюджета. Жители и парламент Гамбурга сами заплатили за здание, без участия государственных инвестиций.
Кроме впечатляющего концертного зала, в филармонии есть несколько общественных пространств, 250-комнатный пятизвёздочный отель и 47 апартаментов. Первый концерт дали в январе 2017 года в присутствии канцлера и президента ФРГ. Самый дорогой билет стоит 10 000 евро. На сцене уже успели выступить Чикагский и Венский филармонические оркестры, считающиеся лучшими в мире.
Всего филармонию посетили за год больше 4 миллионов гостей (в Гамбурге — 1,8 миллиона жителей), что вывело бывший ганзейский город из туристической периферии. Однако голоса тех, кто утверждает, что филармония — не удачный и не стоящий своих денег проект, звучат довольно часто.
Новая норма за миллиард ДОЛЛАРОВ
Один из самых влиятельных архитектурных критиков, Чарльз Дженкс, выступая на WAF (Всемирном фестивале архитектуры) в ноябре 2017 года, посвятил разбору филармонии полчаса, объясняя всё то бесчисленное множество контекстов, что вложены архитекторами в проект. Здесь и связь между берлинской филармонией и гамбургской за счёт цитирования форм, уже применённых Гансом Шаруном, и постмодернистская ассоциация связи порта и корабля.
В целом Дженкс убеждён, что «Эльбская филармония — это главная постмодернистская постройка последних лет. Возможно, это главная постмодернистская постройка в принципе».
Дженкс — человек опытный и пожилой, когда он говорит, «я не верю в гиперболы и не верю в преувеличения, но постмодернизм, исчезнувший как название, был воскрешён очень современным архитектором в этом здании», то опирается на последовательный анализ того, как гамбургская филармония, «застывшая метафора волн и музыки», синтезировала в себе «абстрактный и захватывающий язык современной архитектуры, и это сделало её мелодией, которую можно прочитать горизонтально».
В завершение Дженкс сказал, что общественные здания стоимостью один миллиард долларов в современном мире — это новая норма. И упомянул недавно открывшийся Лувр в Абу-Даби, спроектированный Жаном Нувелем.
Собрав комментарии экспертов, посетивших гамбургскую филармонию до и после открытия, мы выделили сильные и слабые стороны проекта, а также сформулировали прогноз культурного и экономического эффекта для города в целом:
«Херцог и де Мерон раньше других почувствовали возврат интереса к постмодернизму»
Анна Броновицкая, историк архитектуры, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):
«Здание Эльбской филармонии, на мой взгляд, выдающееся. И как пример реконструкции, и как работа с наследием. Гамбург сам по себе очень мощный город, который, несмотря на потери Второй мировой войны, сохранил много экспрессивной архитектуры. Филармония воспринимается в контексте впечатляющего гамбургского порта, её окружают складские и конторские постройки из красного кирпича. Достоинством работы Херцога и де Мерона является то, что это здание, кроме культурной миссии, также исполняет роль общественного пространства.
Херцог и де Мерон, с одной стороны, существуют в ушедшей эпохе «стархитекторов» и иконических зданий. Эльбскую филармонию можно отнести к этому времени, это долгий проект. Важно, что они раньше других почувствовали возврат интереса к постмодернизму и стали использовать какие-то буквальные образы.
Воронье гнездо стало прообразом стадиона в Пекине, образ морской волны — прототип для формы крыши филармонии в Гамбурге. Мне это кажется интересным.
Что касается превышения бюджета, действительно скандального, и всей истории этой стройки, которой сами же архитекторы посвятили выставку в 2012 году на Венецианской биеннале, то власти Гамбурга проявили мудрость: они не бросили этот проект, несмотря на экономический кризис. Город богатый — может себе это позволить. В какой-то степени эта история аналогична возведению сиднейской оперы, где всё было ещё хуже, но я надеюсь, что последующая история филармонии в Гамбурге и её эксплуатации не потребует таких грандиозных доделок и ремонта, как это произошло в Австралии. Тем не менее в Сиднее никто сейчас не сомневается, что стоило строить эту оперу.
Нужно учитывать, что филармония находится на краю нового района Хафенсити, который построен на месте бомбёжек. На него городские власти возлагали большие надежды: здесь университеты, современные офисы, — но он получился довольно скучным. В него нужно было добавить яркий символ — теперь это филармония. Здание привлекает большое количество туристов. Любой желающий может получить у входа бесплатный билет и подняться на эскалаторе в фойе и на крышу. Необходимо воспринимать всё вместе: и само это здание-скульптуру, и те виды, которые с него открываются, — тогда оно абсолютно уместно».
«Атмосфера БОЛЬШЕ похожа на прогулку по аэропорту в ожидании рейса»
Альфредо Тьерманн, архитектор Alfredo Thiermann Studio, пишет докторскую диссертацию в ETH (Высшая техническая школа Цюриха):
«После беседы Дженкса и де Мерона, где прозвучало утверждение, что форма крыши гамбургской филармонии вдохновлена зданием берлинской филармонии, спроектированной Гансом Шаруном, я посетил оба концертных зала с разницей в одну неделю. Разница шокирующая, но было бы скучным сказать, что одно лучше другого. Музыка — это не только акустический опыт, но и опыт пространственный и визуальный.
В здании Ганса Шаруна в Берлине всё очень живое, необработанное и выставлено напоказ. Само по себе оно не выглядит городской доминантой. Опыт нахождения в фойе — классический, все друг на друга смотрят, выпивают бокал, пока ждут начала концерта. Здесь нет крутости, всё очень элегантно и аскетично, что было характерно для послевоенной архитектуры. Некоторое безумие начинается в момент, когда ты идёшь занимать своё место — хаотичный порядок, — 10 разных лестниц, все они разной формы и заставляют тебя исследовать пространство.
В Гамбурге ты сталкиваешь сначала с объёмом и формой филармонии, которые тебя изумляют. Затем ты проходишь через рамки системы безопасности и начинаешь длинное путешествие на эскалаторе. Электрическая лента, которая доставляет тебя на этаж между кирпичным старинным основанием здания и новой частью, построенной Херцогом и де Мероном. В какой-то мере этот опыт удивительный, потому что ты едешь как будто за горизонт, ты передвигаешься, но ты неподвижен.
Филармония Херцога и де Мерона — это захватывающий дизайн-объект для потребителей.
Колоссальное количество искусственного света делает твоё впечатление слабее. Это не тот экстравагантный и эстетический опыт, который ты переживаешь в здании Шаруна. Ты не в фойе филармонии — на этаже куча кафе и магазинчиков с сувенирами и подарками. Атмосфера больше похожа на прогулку по шопинг-центру или аэропорту в ожидании рейса, чем подготовку к музыкальному опыту. Вторая очень отличающая гамбургскую филармонию вещь — ты всегда окружён сотней людей, которые постоянно фотографируют. Это здание стало мировым центром притяжения, оно создаёт некоторый „Бильбао-эффект“ для города. В Берлине филармония больше про уютное восприятие культуры, которая помогала залечивать послевоенные травмы, а в Гамбурге это радикальный проект и компромисс с тем, что есть культура сегодня и как она потребляется. И это уже вопрос к обществу».
«Это пережиток мегаструктур, которые хлынули на весь мир в связи с фантастическими возможностями железобетонА»
Сергей Никитин, историк архитектуры, президент международного проекта VeloNotte:
«Я не вижу никакой связи филармонии на Эльбе с самим городом. Гамбург — интеллектуальная столица Германии. Здесь находятся редакции двух ведущих немецких журналов — Stern и Der Spiegel. И, конечно, от всего, что делается в Гамбурге, ждёшь чего-то особенного. Филармонию я увидел ещё не достроенным полтора года назад в марте. Мне казалось это здание внешне вульгарным и скорее изображающим современность, чем являющимся современным. Мне не хватило того, что мне кажется самым важным для всех городов мира, в том числе и для Гамбурга, — коммунитарности. Филармония оторвана от ландшафта, она стоит на островке, как замок. Здание продолжает идею, которая мне близка и дорога, но это совершенно не городская концепция — отдельного мира искусства, в духе Людвига Баварского.
Здание Эльбской филармонии — очень архаическое, это пережиток мегаструктур, которые в 60–70-х годах хлынули на Европу и на весь мир в связи с фантастическими возможностями, которые подарил железобетон. Самые известные постройки этого „фараоновского“ стиля, я его именно так именую, — это, конечно, гидроэлектростанции, которые встали на крупных реках, покорили ландшафт в буквальном и переносном смысле. Конкретно городские объекты, которые были под стать таким мощным доминантам, — это здания центральных рынков, кинотеатров, которые возникали повсюду. После бомбардировок значительная часть Гамбурга была застроена гигантскими непроницаемыми офисными центрами — ты не всегда можешь определить, находишься ли ты в центре города или всё ещё плетёшься по окраине. И вдруг ты уже в гавани».
По идее, Гамбург должен был получить прививку от крупной формы ещё давно. Усвоить уроки и выступать против таких мегалитических построек. Без сомнений, у этого здания масса достоинств, но на уровне образа и концепции это была ошибка.
«Филармония будет восприниматься как средневековый собор, который поражает нас своей сложностью и красотой»
Леонид Слонимский, партнёр архитектурного бюро «Космос», с 2012 по 2017 год архитектор бюро Херцога и де Мерона:
«Я был в филармонии за год до открытия здания. Стройка уже была завершена, все элементы готовы, велись финальные работы. И я был просто восхищённым зрителем. Думаю, это здание войдёт в историю — все перипетии и сложности его строительства забудутся, перерасходование средств и затянувшийся срок уже не будут важны, а останется этот кристалл на кирпичном основании. Мне очень импонирует, что этому зданию дана общественная функция, там есть жильё, отель и открытые террасы, куда любой человек может попасть и насладиться видами с крыши на Эльбу и город.
Херцог и де Мерон работают с наследием радикально и бережно одновременно.
Ценно, что бывший ангар для кофе и чая стал совершенно современным объектом. Новая часть его возвеличивает, несмотря на то что находится над ним. Выглядит как гигантское ювелирное украшение, и мне кажется, что филармония из-за своего исторического основания и, может быть, даже из-за денег, которые она стоила, будет восприниматься как средневековые соборы, которые поражают нас своей сложностью и красотой. В масштабе не лет, а десятилетий это здание себя и окупит, и для Гамбурга очень много сделает».
Эльбская филармония (Elbphilharmonie)
Эльбская филармония — культурный центр в Гамбурге, находящийся на острове Гасброок. Довольно часто Эльбскую филармонию называют «музыкальным кораблем» — внешне здание очень напоминает плавучее средство. Данное здание является шедевром современной архитектуры. Филармония имеет крайне необычную конструкцию, а фасад здания облицован искрящимся кварцем. Архитектурное сооружение является совсем «молодым» — оно было построено на крыше портового склада, который в настоящее время входит в прибрежный квартал HafenCity, и было сдано в эксплуатацию в 2014 году Эльбская филармония служит концертной площадкой для выступлений современных музыкальных коллективов. Концерты здесь проходят очень масштабные — современное оборудование позволяет вмещать на сцене большие оркестры и транслировать выступления с отличным звуком.
Режим работы и цена билета в Эльбскую филармонию 2022
Касса Эльбской филармонии работает с 11:00 до 20:00 ежедневно. Смотровая площадка — с 10:00 до 00:00, вход до 23:30.
Стоимость билета на концерт в Эльбскую филармонию составляет, как правило, от 20 до 30 евро, в зависимости от выбранного выступления. За актуальной афишей концертов в Эльбской филармонии можно следить на официальном сайте концертной площадки. Кроме того, здесь регулярно проводятся экскурсии. Стоимость посещения такого мероприятия составляет 20 евро. Экскурсия по смотровой площадке — 2 евро.
Здание Эльбской филармонии: история и внешний вид
Эльбская филармония построена по проекту известного архитектурного бюро Herzog & de Meuron Architekten на исторически важном месте. Им является гавань Зандторхафен, на месте которой в конце XIX века работал крупнейший в Гамбурге склад. Постройка считается довольно масштабной для города — цена строительства составила около 789 миллионов Евро. Известно, что предварительная сдача здания в эксплуатацию была запланирована на 2010 год, однако произошло множество задержек. Итоговая дата открытия Эльбской филармонии была перенесена на январь 2017 года. Самый первый публичный концерт в Эльбской филармонии состоялся незадолго до открытия, в ноябре 2016 года. 11 января 2017 года она была открыта официально выступлением симфонического оркестра Северогерманского радио.
Результат длительного строительства был поразительным. На месте старого склада из красного кирпича стала красоваться уникальная стеклянная конструкция. Высота здания составила 110 метров и включила в себя 26 этажей. Вопреки распространенным заблуждениям, Эльбская филармония не является только концертной площадкой. Как и задумывалось, постройка стала культурно-жилым центром, на территории которого расположился отель на 200 с лишним комнат, более 40 элитных квартир, а также множество ресторанов и других удобств. На 8 этаже Эльбской филармонии располагается смотровая площадка. Все эти черты включают Эльбскую филармонию в список масштабнейших достопримечательностей Европы.
Экскурсии и концерты 2022
Одной из важнейших функций Эльбской филармонии считается возможность организации здесь масштабных музыкальных концертов. Для этих целей на территории Эльбской филармонии работает два зала. Большой концертный зал позволяет разместиться более чем двум тысячам посетителей, малый же вмещает в себя 550 человек. Ежемесячно здесь проходит огромное количество концертов, которые посещают не только жители города, но и туристы. Афиша Эльбской филармонии постоянно обновляется. Здесь можно послушать как классическую музыку, так и современную — коллективы выступают самые разные. Сообщается, что акустической составляющей зала занимался один известнейших специалистов в этой области Ясухиса Тоёта.
На сцене Эльбской филармонии ежемесячно выступают известные коллективы из самых разных уголков мира и дают масштабные концерты. Также в Эльбской филармонии в Гамбурге проходят мюзиклы и сольные выступления. С актуальной афишей всегда можно ознакомиться на официальном сайте Эльбской филармонии в Гамбурге. Кроме того, посетить Эльбскую филармонию можно и просто с экскурсией. Приобрести билет на такое мероприятие можно на официальном сайте Эльбской филармонии, а стоимость составит не более 20 евро.
Смотровая площадка Эльбской филармонии
Здание филармонии состоит из тысячи изогнутых окон, и со стороны это выглядит действительно эффектно. Однако есть еще одна деталь, которая делает это здание особенным. Это смотровая площадка, расположенная на 8 этаже комплекса. Попасть на нее можно с восточной стороны Эльбской филармонии, проследовав в главный вход. Обзорная площадка находится на витыми деревянными лестницами и открыта для посещения в рабочие часы филармонии.
Как добраться
Эльбская филармония располагается в Гамбурге по адресу: Platz der Deutschen Einheit 1, 20457. Добраться до этого места можно на общественном транспорте, доехав до остановки Am Kaiserkai на автобусе № 111 и перейдя одноименный мост. Кроме того, можно воспользоваться метро — рядом располагаются станции Baumwall и Überseequartier. Также к Эльбской филармонии можно доехать на такси, воспользовавшись службой Uber. Координаты для навигатора в личном или арендованном автомобиле: 53.541329, 9.984162.
Эльбская филармония на видео
Google-панорама Эльбской филармонии
Храм Музыки в Гамбурге (филармония на Эльбе) – главное волшебное и завораживающее здание одного из великих городов Европы
В течение тысячи лет главным зданием Европейских Городов являлся Храм Божий. В некоторых – Королевский Дворец, иногда Ратуша. То, что в Гамбурге – одном из известнейших городов Европы – главным недавно построенным зданием стал Храм Музыки города на Эльбе (каждому европейцу известно, что Гамбург неотделим от Эльбы так же, как Вену невозможно отделить от Дуная, Париж от Сены, Лондон от Темзы, а Петербург неотделим от Невы) стало абсолютно революционной концепцией города. А также символом европейской цивилизации будущего, в настоящее время находящейся в кризисе. Храм музыки Гамбурга является таким же архитектурым чудом XXI века в родном городе Брамса и Мендельсона, как Кельнский Собор является чудом архитектуры времени Готики. Смотрите и восхищайтесь!
Maxim Schulz
Новое здание Эльбской филармонии в Гамбурге (Германия) — это настоящее чудо архитектуры, созданное с помощью алгоритма, пишет Bored Panda.
Его крыша имитирует форму волн и покрыта гигантскими блёстками, а само здание оснащено 1000 зеркальными панелями, которые меняют цвет в зависимости от освещения.
Смотрите подробный фоторепортаж:
Эльбская филармония — новый концертный зал Гамбурга, который поражает воображение.
Он вмещает 2100 человек и обошёлся в целых 3 млн!
Iwan Baan
Строительство длилось на 7 лет дольше запланированного и вышло далеко за рамки первоначального бюджета в млн.
Michael Zapf
Но, как видите, оно того стоило!
Fabian Bimmer
Здание спроектировали швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон, которые также создали галерею Тейт Модерн в Лондоне.
Christian Charisius
Акустику в зале рассчитывал японский инженер Ясухиса Тоёта, знаменитый по работе над Концертным залом им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.
Michael Zapf
Вместе они использовали алгоритмы, чтобы создать для зала 10 000 уникальных акустических панелей.
One to One
Некоторых проектировщиков пугает эта перспектива. «Я на 100% контролирую настройку алгоритма, а дальше я уже ничего не контролирую», — говорит архитектор Бенджамин Корен.
Панели сделаны из гипсоволокна, и каждая состоит ровно из миллиона «ячеек», которыми покрыты потолки, стены и балюстрады центрального зала.
Bertold Fabricius
Когда звук достигает панелей, «ячейки» придают ему форму, либо поглощая звуковые волны, либо отражая их.
Ben Koren
Каждая панель поглощает и рассеивает звуковые волны по-своему.
Ben Koren
Но все вместе они обеспечивают сбалансированную реверберацию по всему залу.
Michael Commentz
Гениальный проект довершается не менее поразительным фасадом, который возвышается над рекой Эльбой и является самым высоким зданием города.
Iwan Baan
Это прекрасное единение музыки и архитектуры в родном городе Брамса и Мендельсона.
Iwan Baan
Представляете, как в этом зале звучат их произведения?
Michael Zapf
Maxim Schulz
Динамический фантастический вид оживающего в темноте Храма Музыки Гамбурга не менее изумляет. Смотрите, поражайтесь и слушайте
Из: Lifter
Читайте также:
На втором этаже Oodi библиотечного фонда тоже нет. Там, не поверите, созданы гигантские мастерские (makerspace), оборудованные компьютерной и копировальной техникой с новейшим программным обеспечением, 3D-принтерами, швейными машинками, всевозможными электроинструментами, воспользоваться которыми может каждый в своих личных нуждах, и многими другими весьма полезными техническими штучками. Здесь же расположены студии звуко- и видеозаписи, игровые комнаты и другие студии по интересам, которые оборудованы сверхсовременной техникой и устройствами, которыми тоже можно пользоваться абсолютно бесплатно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
![]() |