Музей пастилы в Коломне на карте

Музейная фабрика пастилы в Коломне

Музейная фабрика пастилы

Музейная фабрика пастилы… Мысль посетить музейную фабрику пастилы возникла спонтанно. Искали достопримечательности Коломны – наткнулись на музей пастилы. Раньше я вообще не знал про коломенскую пастилу. Музеев пастилы в Коломне два. Выбрали музейную фабрику потому, что привлекло описание экскурсий – это театрализованные экскурсии…
Забегая вперед скажу вам, что именно такими должны быть все экскурсии. Но обо всем по-порядку.

Запись на экскурсию

Этот музей (если его так можно назвать) начал мне нравиться еще до того, как мы в него попали… По сайту видно (хоть он и не без косяков реализован), что люди работают для клиентов.

Желающих посетить экскурсию (а без экскурсии там и делать нечего, кроме посещения магазинов) достаточно много. Поэтому есть запись на экскурсию на сайте – https://kolomnapastila.com. Доступна была экскурсия “Коломенская пастила в Париже”.
Запись – просто запись, оплата экскурсии – в самом музее. Были праздничные дни и те, кто приехал без записи попали не все (некоторые попали).

Как доехать

Музейная фабрика пастилы расположена на ул. Полянская, д.4. Работает музей каждый день с 10 до 20ч.

Из Москвы в Коломну можно доехать на автобусе №460 от м.Котельники, на электричке с Казанского вокзала, на автомобили (навигатор знает как). Возле фабрики есть стоянка не оборудованная, или вдоль дороги можно кое-где припарковаться.

История фабрики

Размещена она в зданиях пастильной фабрики коломенских купцов Чуприковых. Чуприковы – династия купцов, которые стояли у истоков производства коломенской пастилы в начале XVIII века.

Эта фабрика была построена в 1852 году Чуприковым Карпом Фомичем, а в 1884 перешла по наследству к его сыну Петру Карповичу. Вплоть до 1917 года он был владельцем фабрики, при ней же и жил в своем доме. В 2011 году в стенах той фабрики была открыта современная небольшая фабрика и музей.

Музейная фабрика пастилы

Экскурсия

Экскурсия, на которой мы побывали состояла из 4 частей: фабрика (цеха обработки яблок, кухня), осмотр хранилища яблок и кладовка, чаепитие с дегустацией нескольких сортов пастилы, мастер-класс по изготовлению конфет из пастилы. Всего экскурсия длится 1 час.

Сюжет театрализованной экскурсии “Коломенская пастила в Париже” заключается в том, что к Чуприкову приезжает некий представитель правительства и предлагает ему повезти на выставку в Париж свои конфеты и пастилу (это первый сюжет до самой экскурсии). Действие первого сюжета происходит в гостиной в доме хозяина.

Коломенская пастила в Париже

Актеры – очень колоритные фигуры. Оба очень хорошо работают. В течение всей экскурсии все разговаривают так, как говорили 100 лет тому. Всего актеров в экскурсии (в разных ее сюжетах) – человек 10. И почти все очень хороши. В группе экскурсантов, кстати, человек 15.

Производство

Следующий сюжет – производство. Прибежал работник фабрики и провел по цехам (небольшие комнаты с оборудованием тех лет), показали кратко как чистят яблоки, как взбивают пастилу, дали детям попробовать делать это самими.

Дальше – кухня. Там “работница фабрики” показала как пастилу разливают, сушат, определяют готовность и пр. Приходил и сам хозяин, сказал, что согласен ехать в Париж.

Кстати, тогда в Париже пастила Чуприкова завоевала несколько медалей и еще не раз ездила на другие выставки в Европу.

Далее – кабинет хозяина фабрики. Небольшой такой с мебелью тех лет и рассказ о достижениях на выставках в Париже, Вене и т.д.

Чаепитие

Для нашей подгруппы следующим было чаепитие (у всех по-разному, т.к. одновременно ведется экскурсия для разных подгрупп). Дегустировали разные сорта пастилы в столовой дома Чуприкова. собственно там и определились какую из сортов прикупить (для этого чаепитие, наверняка и придумано)

Хранилище

Следующим этапом – хранилище… “Садовник” рассказал как яблоки убирали, как их хранили (ну и показал, конечно). В подвале яблоки хранят в неглубоких ящиках, каждое завернутое в пропитанную аспирином бумагу. В кладовой показали сколько всего из яблок они готовили и как это все учитывалось и хранилось.
Подвал, кстати, настоящий – с тех времен сохранился.

Мастер-класс

Детям было очень интересно на мастер-классе… Потому что конфеты, сделанные своими руками, вдвойне вкуснее.
Следуя запросам потребителей Чуприковы стали изготавливать конфеты. Один из способов (пастила в сиропе) нам и показывали, и предлагали сделать самим.

Почти все и сделали. Пастилу вырезали формочками разными, одевали на проволочку, окунали в сироп. А через 5 минут – готовые конфеты.

Музейная фабрика пастилы и сувениры

Ну, а потом сам Бог велел за пастилой, конфектами, сиропами и т.д. Тем более, что там все такое красивое… Поэтому мы туда и направились.

Магазинов не сколько: во дворе, при входе в музей, слева от музей в кондитерской (там и перекусить еще можно).

Цены, конечно, даже по московским меркам высокие, но эксклюзив… Что поделать. Это не так, как в тульском кремле пряники в 2 раза дороже, чем в эти же пряники в московском магазине, поэтому тут немного другое. Хотя и не разгонишься, конечно.

Читайте также:
Крым Джанкой: где находится на карте Крыма, расстояние до моря

Все оформлено под старину от вывесок до одежды продавцов.

В общем окунулись мы с головой в ту эпоху, прониклись фабричным делом и производством пастилы. Поэтому я и в начале говорил, что такими должны быть все экскурсии. Представьте: вы приходите в Зимний дворец, а там кассиры не бабушки, а лакеи в одежде XVIII в., а экскурсии ведут не замученные тетки, а графья да фрейлины, а охранники – солдаты в елизаветской форме, а там еще и бал какой-нибудь, или заседание в приемной Екатериы II.

Ну, как-то так вот…
Уверен, что такими экскурсиями – будущее. На другие я уже буду соглашаться только от безысходности.

Особняк Набоковых –
Набоковский фонд . Музей Набокова

Архитекторы: Гейслер М. Ф.
Гуслистый Б. Ф.
Год постройки: 1897, 1901-1902
Стиль: Модерн

Особняк Набоковых модерн

ул. Большая Морская, 47

Дом Я. А. Маслова

1873 – арх. Яфа Людвиг (Лев) Яковлевич

1897 – Гейслер Михаил Федорович – ремонт

1901-1902 – Гейслер Михаил Федорович, гражд. инж. Гуслистый Б. Ф. – перестройка

пятиэтажный флигель во дворе – постройка

Набоковский фонд и Музей Набокова

На месте этого дома в 1740-х гг. стоял одноэтажный на высоком подвале каменный с рустованным фасадом и треугольным фронтоном дом члена Соляной конторы советника Я. А. Маслова.

В 1790 – 1810-х гг. здание было перестроено и стало двухэтажным.

В 1873 г. для М. Н. Рогова дом был перестроен по проекту арх. Л. Ф. Яфа – убрали фронтон, изменили отделку фасадов, возвели пристройку с парадной дверью (раньше входа с улицы не было, а во двор вели два проезда) и подворотней, два полуциркульных окна над которой сохранились до сих пор.

В 1860-х гг. дом принадлежал кому-то из наследников Суворова. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга (1867-1868) показывает, что здесь жил тогда его правнук и последний в роде Аркадий Александрович Суворов князь Итаийский, граф Рымникский. он умер в 1893 г., но уже в 1-й половине 1870-х дом не принадлежал ему. ( Liz )

В 1897 г. особняк был приобретен Иваном Васильевичем Рукавишниковым, на имя дочери, Елены, накануне ее бракосочетания с сыном министра юстиции Дмитрия Николаевича Набокова, Владимиром Дмитриевичем.

В 1897 г. для новой владелицы здание было отремонтировано.

В 1901-1902 гг. дом был капитально отремонтирован – надстроен третий этаж, изменена отделка фасада и пристроен новый флигель во дворе, где квартиры сдавались внаем. Проект реконструкции и руководство работами выполнили арх. Михаил Федорович Гейслер и гражд. инж. Борис Федорович Гуслистый.

В апреле 1899 г. здесь родился будущий писатель Владимир Владимирович Набоков.

фото etoretro.ru [*]
(добавил Liz)

Гейслер М. Ф. Фасад.

М.Ф. Гейслер, Б.Ф. Гуслистый.
План третьего этажа.
1900 г.

Фото начала ХХ в.

Фото рисунка из
музея Набокова

Металлическое украшение
на крыше д. 47.
Бунатян Г. Г. “. Оград узор чугунный”
. Альбом. Лениздат, 1990.
(добавил IVa )

Фрагмент схемы
РГИС 2019 г.

[*] – это фотография И. Бианки. Датируется 2-й половиной 1860-1870-ми. Слева дом 47.

Перестройка дома № 47 по Морской ул.

Дом № 47 по Морской ул. принадлежит Е. И. Набоковой и приобретен от г. Половцова. В первый же год после покупки лицевой флигель был капитально ремонтирован и приспособлен для жизни новых владельцев, а еще через год было решено снести мелкие дворовые постройки и заменить их пятиэтажным флигелем, который и был возведен по левой и задней межам земельного участка. У задней границы оставлены, существовавшие здесь и раньше, ледник, сарай и конюшня, а у левой межи под флигелем размещены подвалы для хранения дров и фундаменты клетки лестницы. Под частью двора (у конюшни) и под сараем устроен особый ход, по которому дрова из подвала подаются к подъемной машине, расположенной у стенки ледника и доставляющей дрова во все этажи; шахта проходит от подвала до чердака, где расположена лебедка, вращаемая вручную и утвержденная на стальных балках. Машина поставлена заводом Сан-Галли и обошлась со строительными работами в 850 руб. Конюшня и прачечная перекрыты кирпичными сводиками по железным балкам, каретный сарай деревянными балками. Чтобы холод из сарая не проникал в квартиру 2-го этажа – потолок сарая подшит 2″ досками, по ним набит войлок, а по войлоку новая подшивка из 1/2″ чистообрезных досок, подшивка эта снова подбита войлоком и оштукатурена. Кроме того, поверх балок уложены 4 вершк. брусья, скрепленные с балками боковыми шпонками и заделанные в стены концами. Этим путем усилены балки и увеличено подполье на 4 вершка, Затем, все пространство между подшивкою и черным полом и между черным полом и паркетом заполнено плотно утрамбованным, сухим сфагнумом. Этим же мхом засыпано пространство между сводиками, перекрывающими конюшню, и полом. Описанный конструктивный прием может быть признан отвечающим своему назначению, так как ни проникновение запаха из конюшни, ни холода из сарая в квартиру 2-го этажа не замечалось.

Читайте также:
Местные и российские банки в Болгарии в 2022 году: рейтинг

Ограждение подвалов от проникновения воды устроено фирмою «Бюро Вега» с углублением пола на 1 3/4 аршина ниже существовавшего раньше. Несмотря на весьма сильный подпор грунтовых вод, в тех помещениях, где устроено ограждение, просачивание воды и сырость незаметны. Работа производилась следующим образом: вода откачивалась из особого дренажного колодца, устроенного тут же в подвал, по выровненному основанию, утрамбованному строительным мусором, залит слой асфальта толщиною в 3″. На этот слой поставлены 7″ железные балки, концы которых тщательно заделаны в стены, Между балками забит цементобетонный слой 8″ толщины. Вокруг всех стен устроена оградительная стенка из кирпича, сложенного по асфальту и соединенного с капитальными стенами бороздами и выступами.

Работа эта исполнялась (в 1901 году) по следующей расценке: заливка 3″ слоя асфальта и по асфальту 8″ слоя цементобетона по 36 руб. за кв. саж. Балки – по биржевой цене, а укладка их по 15 коп. за пуд и водонепроницаемые стенки из кирпича и асфальта при высоте ограждения 1 3/4 арш. по 30 руб. за пог. саж. считая все материалы и работу. Вода из дренажных оставленных колодцев во время работ откачивалась, а когда бетон достаточно окреп, то колодчики эти были заделаны.

В остальном, дворовый флигель ничего особенного не представляет и отделка его типична для петербургских квартир; несколько шире разработана хозяйственная часть, благодаря чему в каждой квартире имеется два теплых и один холодный чулан, фаянсовая посудомойня, мусоросжигатели и т. п.

В дальнейшем, пришлось, надстроит 3-й этаж на лицевом и правом дворовом флигелях. Работа эта была затруднительна потому, что ценная отделка первого и второго этажей лицевого флигеля и богатые лепные потолки не дозволяли вести строительные работы обычно принятым способом. Сначала были выведены только наружные стены до полной их высоты, без разборки старой крыши и затем на них были установлены стропила, поддерживаемые особыми стойками и прогонами вместо отсутствующих внутренних стен. Когда новая крыша была совершенно покрыта, а окна забраны временными щитами, было приступлено к разборке старой крыши и возведению внутренних стен. Хлопотливость, первоначального устройства крыши ранее стен, вполне вознаградилось, так как осенью было возможно вести работы под кровлею, не подвергая людей случайностям погоды и освещая постройку дуговыми фонарями.

При проектировании фасада, предполагалось вывести нижний этаж и наличники 2-го этажа из красного песчаника, а остальную часть фасада облицевать палево-желтым кирпичом с терракотовыми украшениями. Однако, впоследствии домовладелица пожелала заменит кирпич облицовкою из светло-серого песчаника. Такой прием, к сожалению, несколько ослабил красочный эффект фасада и большая гармония тонов будет достигнута только с течением времени, когда светлый песчаник превратится в темно-серый и более сольется с красною облицовкою.

При композиции фасада преследовалась цель, чтобы избежать ложных форм, не вызываемых конструктивной необходимостью. Орнаментация сандриками, колоннами и т. п. была отвергнута и заменена мотивами из царства растительного. Таким представляется например мозаичный фриз, исполненный в мастерской В. А. Фролова, на мотивы стилизованных тюльпанов и лилий, перевивающихся по бирюзовому полю с золотою каймою.

Благодаря упрощенному методу набора смальт, весь фриз обошелся, с постановкою, в 3195 р. 75 к., что составляет 75 р. за кв. аршин (всего 42,61 кв. арш.), причем работа была исполнена в 2 1/2 месяца.

В средней части фасада, выше фриза, в углублениях помещены девять камнетесных цветков шиповника, а вместо карниза, фасад отеняется чистым светом крыши, положенным на выпускных стропильных ногах, упирающихся на железно-кованные кронштейны, расположенные по парно. Между этими кронштейнами высечены из песчаника пальмовые ветви до 3 1/2 аршин высоты. Все модели для каменной тески вылеплены в мастерской А. Ы. Савина, а камнетесные и облицовочные работы исполнены К. О. Гвиди по цене 200 руб. за квадратную сажень, считая в этой цене все работы, материалы и приспособления. Работа по облицовке фасада была начата в июне и закончена в октябре, т.е. в течение неполных пяти месяцев, что следует признать весьма успешным.

Кроме орнаментов, вытесанных из камня и мозаики, фасад украшен поковками работы Винклера, за исключением ворот, изготовленных на заводе Санъ-Галли.

Входные двери из дуба с резьбою и с цветными стеклами, в медных горбыльках, изготовленными на заводе Северного Стекольно-Промышленного Общества.

Этим же обществом изготовлены стекла для ворот с гравированным орнаментом из цветов и листьев одуванчика. Водосточные трубы украшены витыми ветками каштана и сделаны из цинка в мастерской Миттельбергера. Трубы эти соединены с канализационными, благодаря чему является возможность избежать традиционных зеленых кадочек под отметами и поливания тротуаров из водосточных труб – однако, мера эта должна применяться с большою осторожностью и едва ли может быть рекомендована для дворовых сточных труб, так как при усиленной вентиляции канализации газы из сточной сети увлекаются поверх крыш, откуда, при обратной тяге, попадают через вентиляторы и печи в квартиры, отравляя воздух и угрожая здоровью проживающим в дом.

Читайте также:
Требования к паспорту для оформления шенгенской визы

Парадная лестница лицевого флигеля сложена без косоуров из ревельских шлифованных ступеней.

Стены облицованы искусственным мрамором зеленого, желтого и красного цветов, разных оттенков, а окна украшены живописными стеклами в свинцовой пайке, изготовленными в мастерской Э. Тоде в Риге. Долгом считаю упомянуть, что г. Тоде, работая по сравнительно умеренным ценам, точно соблюдает сроки в изготовлении заказов, что в настоящее время представляется немаловажною заслугою поставщиков.

Под первым маршем лестницы расположен калорифер значительной теплоемкости, что дает возможность перегревать воздух в тамбуре и тем избегать сквозняков, что особенно важно в данном случае, когда лестница служит внутренним сообщением квартиры, расположенной в трех этажах. Рядом с лестницей имеется особый гидравлический подъемник, для 2 особ, действующий на высоту 28 футов.

Подъем каретки совершается при помощи вертикального цилиндра, так что каретка все время подперта и не находится на весу, чем устранена возможность падения. Подъемник установлен Путиловским заводом за оптовую сумму 4113 руб.

Из внутренних комнат заслуживают упоминания в первом этаже – столовая с резною панелью, карнизом, дверями и камином из орехового дерева, в стиле Людовика XV. Потолок и пол набран из цветных дерев все очень тонкой работы, а стены затянуты золоченой кордуанской кожей с тиснениями. Рядом зеленая гостиная затянута шелком, в ней печ с разрисованными изразцами. Еще далее длинная комната библиотеки из светлого резного дуба в стиле Генриха II, с большим открытым камином. Во втором этаже: гостиная с фонариком отделана резным красным деревом, под воск, с таким же камином и дверями. Стены затянуты шелком. Потолок покрыт богатой лепкой в стиле Людовика XV с позолотой и расписан под цвет шелка.

Угловая комната, с парным окном, выполнена из темного дуба в стиле Итальянского Ренессанса, а рядом помещается ванна-уборная с панелью и карнизом из полированного красного дерева.

В третьем этаже комната с парным окном отделана полированным белым кленом, птичьим глазом и яблоневым выплавом, а стены затянуты светло-сиреневым шелком. Комната выполнена в новом стиле. Рядом мраморная ванна с такою же панелью и отделкою стен полированною березою и шелком.

В квартире (на 3 этаже) имеется совершенно изолированное помещение на случай заболевания. Комната без всяких тяг и украшений, все выступы и углы закруглены, пол из магнолита. Это помещение имеет специальный водопровод и приспособление для полного обмывания стен, потолка и пола прямо из рукава.

Работу по перестройке и композиции делил с нижеподписавшимся гражданский инженер Б. Ф. Гуслистый.

(Гражд. инженер, М.Ф. Гейслер Строитель: Вестник архитектуры, домовладения и сан. зодчества. 1903, № 1-2 vladimir-2013 )

Особняк был приобретен дедом Владимира Набокова, Иваном Васильевичем Рукавишниковым, на имя дочери, Елены, накануне ее бракосочетания с сыном министра юстиции Дмитрия Николаевича Набокова, Владимиром Дмитриевичем.

В 1897 г. для новой владелицы здание было отремонтировано, а в 1901-1902 гг. – перестроено капитально. Гейслер и Гуслистый возвели новый флигель во дворе, здание было надстроено третьим этажом, отделка фасадов полностью изменена, верний этаж украшен мозаичным фризом. Для того, чтобы сохранить лепные потолки и богатую внутреннюю отделку, возвели наружные стены и крышу, а затем разобрали старую крышу и построили внутренние стены.

Музей Набокова

Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 47. 10 апреля (22/23 апреля по новому стилю) 1899 года в этом доме родился будущий писатель Владимир Владимирович Набоков. 15 ноября 1917 года семья Набоковых покинула свой дом и уехала из Петербурга. Как оказалось, уехала навсегда.

Автор: Vitold Muratov (фото с ресурса)

После отъезда из Петербурга семья Набоковых никогда не имела собственного жилья. Дом на Большой Морской остался для писателя «единственным домом в мире». Через пятьдесят лет после расставания с домом детства и юности Набоков возвратился в него в своем автобиографическом романе «Другие берега», описав и внешние приметы дома, и образ жизни его обитателей.

К столетию со дня рождения Набокова в доме, где писатель родился и провел детские годы, открылся музей. В настоящее время он является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного университета. Музейная экспозиция размещается на первом этаже здания и занимает три зала, в которых восстановлена обстановка столовой, гостиной и библиотеки.

Деревянное убранство столовой, состоящей из двух помещений, соединенных аркой, сохранилось до наших дней.

Существует предположение, что сохранившиеся роскошные интерьеры появились после перестройки дома. По заказу матери писателя Елены Ивановны переделка производилась под руководством архитектора Гейслера. Новые интерьеры были решены в стиле Людовика XV. Низ стен был облицован высокими ореховыми панелями, потолки выполнены в технике маркетри из разных пород дерева.

Читайте также:
Совместное предприятие с иностранной компанией (налогообложение)

При Набоковых пространство между панелями и потолком было обито тёмно-коричневой «кордуанской» кожей (козлиная кожа особой выделки) с золотым тиснением.

В доме сохранился набоковский паркет. Большей частью он скрыт, находится под слоем советского паркета и нуждается в серьёзной реставрации. Фрагментарно наборный пол вскрыт и доступен для осмотра.

Раньше столовую украшали деревянная мебель и камин, отделанный орехом. После революции они исчезли. Сейчас в бывшей столовой установлены витрины, здесь располагается основная музейная экспозиция.

Основу экспозиции составляют книги, фотографии, предметы быта и личные вещи В. В. Набокова. Музейная коллекция формировалась благодаря родственникам и друзьям писателя. Часть предметов из особняка Набоковых была сохранена в семьях петербуржцев, работавших в доме на Большой Морской. Часть экспонатов поступила в дар музею от зарубежных коллекционеров. Сын писателя Дмитрий Набоков передал в фонды предметы писательского труда своего отца (карандаши, рабочие карточки с рукописями, пенсне), игру «Скрэббл» с автографами писателя, а также сачок для ловли бабочек.

Семейный альбом семьи Набоковых с видами имения Батово

Страсть к бабочкам зародилась у Набокова в детстве и оставалась с ним всю жизнь. Бабочки упоминаются в его произведениях, о них он писал в письмах, рисовал их на рукописях, печных изразцах, абажуре настольной лампы… Для самых близких людей писатель рисовал бабочек на обложках своих изданий. Самые многочисленные и разнообразные предназначались для жены Веры.

Кроме нарисованных бабочек музей обладает частью коллекции бабочек, собранной Набоковым в США в 40-50 годы прошлого столетия.

Когда-то книжное собрание семьи Набоковых насчитывала более 10 000 томов. Большая их часть находилась в библиотеке, которая располагалась на первом этаже дома.

После революции и национализации дома библиотека была вывезена из особняка. Наряду с другими ценностями она поступила в Государственный музейный фонд. Оттуда многие набоковские книги были переданы в столичные и региональные библиотеки России, некоторые из них до сих пор там и находятся.

Отдельного внимания заслуживает так называемая дубовая столовая дома Набоковых.

В преддверии новогодних праздников в ней открылась выставка «Сверкающая сказка: Ёлочные игрушки конца XIX – начала XX вв. из коллекции Г.А. Ефановой-Мингазовой» (работала до 18 января 2020 года).

В гостиной появилась новогодняя зеленая красавица, украшенная старинными игрушками из текстиля, картона, ваты, папье-маше… Дореволюционные куклы, игрушки в виде животных, сказочные герои уютно устроились в комнате со старинным убранством, заняв все свободные поверхности гостиной.

На данный момент закрыта для посетителей Зеленая гостиная, она находится на реставрации. В ходе работ комнате должны вернуть исторический объем, измененный в советское время, а также восстановить живописную отделку дверей и роспись потолка.

Два верхних этажа дома Набоковых занимает музыкальная школа.

Музей В. В. Набокова

Адрес: Санкт-Петербург, ул.Большая Морская, 47

Часы работы: вторник-суббота с 11:00 до 17:45.
Музей закрыт в понедельник, воскресенье и праздничные дни.

Музей Набокова в Санкт-Петербурге

Владимир Набоков покинул Петербург, а точнее, Петроград, еще в молодости: семья перебралась в Германию подальше от новой, большевистской, власти. Но дом, в котором вырос будущий писатель, хранит атмосферу его детских лет и отрочества и поныне, дух, который витает в его «Даре» и прозрачно намекает на истоки гениальности автора знаменитых «Лолиты», «Защиты Лужина» и … заметок по энтомологии, этот дух живет и теперь в стенах музея.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Дом Владимира Набокова: адрес, стоимость билетов, режим работы

Адрес: Большая Морская улица, дом 47
Как добраться: от ближайших станций метро можно доехать наземным транспортом. От станции Гостиный Двор идут автобусы: 3, 22, 27, троллейбусы 5 и 22 (остановка «Исаакиевская площадь»). От станций метро Сенная площадь / Садовая / Спасская можно дойти за 15 минут пешком
Телефон: +7 812 315 47 13
Время работы: со вторника по субботу с 11:00 до 17:45
Входной билет для взрослого: 100 рублей. Есть льготы
Сайт: http://nabokov.museums.spbu.ru/
Кому будет интересно: очевидно, любителям литературы и творчества писателя; тем, кто изучает историю, интересуется политикой — перекличка судеб в летописи семьи Набокова весьма любопытна. И, безусловно, собирателям бабочек! Владимир Владимирович задолго до исследований ДНК смог внести свой вклад в энтомологию, открыв особенности систематики бабочек рода Polyommatus.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Экспозиция в Музее Набокова

Экспозиция музея состоит и бывших гостиной, библиотек и столовой. Сохранился в значительной степени интерьер, в частности, шикарные дубовые резные панели. Есть издания романов Набокова различных лет, нарисованные, а также пойманные им бабочки, фотографии писателя. Некоторые личные вещи. К сожалению, утерян интерьер так называемой «комитетской» комнаты, она сегодня служит в роли выставочного зала.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Экспозиция музея Набокова

Набоков – запределен, холоден как Бродский в своих почти циничных порою стихах и как Цветаева в ее поздних, уже на разрыв, поэмах. Это вечное сияние разума в раскаленном воздухе снежных вершин, этот шахматный лабиринт смыслов…

Читайте также:
Все об отдыхе в Бормио

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Вероятно, с одинаковым исследовательским интересом препарирует он гениталии самцов бабочек-голубянок и анализирует в своих произведениях поведение их собратьев из человеческой популяции, продиктованное позывами того же самого органа. Собственно из-за страстишек Гумберта, описанных в самом известном произведении классика «Лолита», Набоков и не получил своей Нобелевской премии.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Бабочки, открытые В.В. Набоковым

Именами литературных персонажей Набокова названы многие, открытые Владимиром Владимировичем бабочки

Сачок, расправилка для крыльев бабочек и альбом с фотографиями имения Батова, фотограф — К. Булла

Коллекция бабочек В.Набокова

Не так давно, в 2014 году, по установленной Шведской академией традиции спустя 50 лет после выдвижения русского писателя на получение Нобелевской премии (а выдвигали его четырежды) были открыты документы, согласно которым стало ясно, что постоянный член академии некий Андерс Эстерлинг блокировал кандидатуру Набокова именно за его «аморальный роман». Чего уж там, в 1955-м «Лолита» и опубликована-то была только в издательстве «Олимпия Пресс», выпускавшем порнографические и приравненные к ним романы (о чем сам автор узнал тоже не сразу).

p, blockquote 6,0,1,0,0 –>

Оно, конечно, как говорится, пошлость в ушах слушающего. Однако и в «Камере обскура» нимфетке и губительнице Крачмера тоже лет 15-16, а уж какие бездны не по-детски бесчеловечной сути открываются на страницах самого одноименного романа… Лолита нервно курит в сторонке, глядя на Магду.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Конечно, никаких автобиографических подтверждений страданиям автора от полудевочек-полуженщин не наблюдается. Его верная спутница, мудрая соратница и жена Вера Слоним, – образчик преданной любви: они прожили вместе 52 года! Хотя, скандалы вокруг того, что в романе «Ада» изображена именно Вера, кипели в эмиграции не на шутку. Да и романы с хорошенькими студентками Владимир Владимирович не иначе как крутил… Но из истории их большой любви тщательно вымараны эти эпизоды. Хотя, как знать, только ли философские вопросы занимали Набокова в момент описания перипетий его столь противоречивых и столь реальных персонажей.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Обвиненный в «атрофии нравственного чувства», сам автор утверждал, что «Лолита» — «книга, рассказывающая о печальной судьбе ребенка: вполне обыкновенной маленькой девочки, захваченной отвратительным и бессердечным человеком».

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

К слову, написан роман «Лолита» уже на английском языке. И только в 1967 году в нью-йоркском издательстве «Федра» вышел его перевод на русский. Это был набоковский же перевод, и тем не менее есть все-таки что-то в этих переводных текстах иное, может быть, едва уловимое, будто кровь в жилах подстыла уже… Не греют они, и это при таком-то накале страстей. «Личная моя трагедия — которая не может и не должна кого-либо касаться — это то, что мне пришлось отказаться от природной речи, от моего ничем не стесненного, богатого, бесконечно послушного мне русского слога ради второстепенного сорта английского языка…», — писал сам Набоков. Возможно, причина именно в этом.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

«Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски», — напишет Набоков о себе.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Семья у Набоковых была знатная – дворяне, богачи; дом – в двух шагах от Исаакиевского собора на Большой Морской.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Мемориальная доска на доме В.Набокова

Мать писателя – дочь известного сибирского золотопромышленника Василия Рукавишникова. Ее брат, дядя Владимира, оставит ему миллионное наследство. Из этих денег будет издан первый сборник стихов Набокова. Дед по линии матери — врач, биолог, профессор и начальник Императорской медико-хирургической академии, глава медицинской службы русской армии.

p, blockquote 13,1,0,0,0 –>

По линии отца дедушка вообще был министром юстиции при обоих Александрах (и II и III). Бабка отцовская и того пуще — баронесса фон Корф, дочь немецкого генерала русской службы.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Писатель, впитавший культуру русскую, французскую, английскую, немецкую, американскую, стал гениальным представителем культуры мировой. И, если отвлечься от ковыряния в грязном девчачьем белье набоковских «лолит», то и в «Даре», и особенно в «Приглашении на казнь», написанных еще на русском языке в берлинский период жизни Владимира Набокова, гений автора – тот самый: про главное, хоть и тоже земное, но очень теплое и родное:

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Влезть на помост, облитый блеском,
упасть с размаху животом
на санки плоские — и с треском
по голубому… А потом,
когда меняется картина,
и в детской сумрачно горит
рождественская скарлатина
или пасхальный дифтерит,
съезжать по блещущему ломко,
преувеличенному льду,
в полутропическом каком-то,
полутаврическом саду…

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Читайте также:
Где находится самая глубокая станция метро

Книги берлинского периода жизни В. Набокова

Книги `Отчаяние` и `Приглашение на казнь`

«Она подносит раскаленный градусник к свету и, сдвинув очаровательные котиковые брови, которые унаследовала и Таня, долго смотрит… и потом, ничего не сказав, медленно отряхнув градусник и вкладывая его в футляр, глядит на меня, словно не совсем узнает, а отец, задумавшись, едет шагом по весенней, сплошь голубой от ирисов, равнине;…» (цитаты из набоковского романа «Дар», который он посвятил матери).

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Пейзаж работы матери писателя — Е.И. Набоковой

Портрет матери Владимира Владимировича – Елены Ивановны

С матерью у Набокова был диалог длиною в жизнь; оба они обладали графемно-цветовой синестезией – однажды, когда маленький Володя, играя в кубики, заметил, что буквы на них совершенно неправильно раскрашены, они обнаружили, что видят, ощущают графемы в одинаковом цвете; так, современные музыканты, как рассказывает Татьяна Черниговская, «видят» музыку – научно-подтвержденное волшебство! Этот волшебный дар разделяла и жена писателя – Вера Евсеевна.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Им пришлось покинуть Германию после того, как Веру, еврейку по национальности,– уволили с работы по национальному же признаку. Своевременно уехали они из страны, где эти угли разгорелись в жуткое пламя ненависти и человеконенавистнической идеологии. И если Цинцинната — героя одного из набоковских романов берлинской поры — приглашают на казнь за «гносеологическую гнусность», то последующие миллионы жертв будут без экивоков сгонять в освенцимы, уже не оставляя ни единой надежды на культурологическое спасение.

p, blockquote 19,0,0,1,0 –>

«Когда юный Падук основал, основываясь в свою очередь на книге Скотомы, Партию Среднего Человека, метаморфоза эквилизма только-только начиналась, а разочарованные юнцы, проводившие унылые митинги в дурно пахнущих классах, только еще нащупывали средства, позволяющие довести до среднего уровня содержимое человечьих сосудов» (цитата из «Bend Sinister» («Под знаком незаконнорожденных») — второго романа, написанного Набоковым на английском (1947 год), созвучного с «Приглашением на казнь», и считающегося прямым протестом автора против фашизма, хотя там много чего понамешано).

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

«С тех пор у нас было слишком много homo civis и слишком мало sapiens», «Вы путаете фиговый лист с оливковой ветвью» (из «Bend Sinister» же).
«Если мне бы сказали, что за это меня завтра казнят — я всё равно бы на неё смотрел» («Камера обскура»).
«Портреты главы государства не должны размером превышать почтовую марку».
«Книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга».
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов».
«Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть».
«Трусы мечты не создают»
(все — Владимир Набоков).

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

P.S. Визуализацию виртуальной реконструкции библиотеки можно посмотреть вживую на сайте СПбГУ .

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Экскурсии, связанные с В.В. Набоковым:

p, blockquote 25,0,0,0,0 –> p, blockquote 26,0,0,0,1 –>

Дом Набоковых, Большая Морская ул. 47

Дом, в котором родился и вырос русский писатель Владимир Набоков, расположен в одной из старейших частей Петербурга, на Большой Морской ул., 47. Его история начинается с 30-х гг. XVIII столетия, когда были проложены Большая и Малая Морские улицы.

Владимир Владимирович Набоков (1899, Санкт-Петербург — 1977, Монтрё) — русский и американский писатель, поэт,
переводчик, литературовед и энтомолог. Сын политика Владимира Набокова.


Читающий Владимир Набоков

Участок дома №47 по Большой Морской улице после пожаров 1730-х годов был отдан Соляной конторе. Здесь был построен дом члена Соляной комиссии советника Якова Андреевича Маслова. Стоящее в правой части участка здание было одноэтажным на высоких погребах, в семь окон, с высоким фронтоном в центре фасада.


Дом Я. А. Маслова

Сам Маслов здесь не жил, сдавал помещения в наём. В доме Маслова проводились аукционы. Маслов дослужился до чина действительного статского советника, но в 1775 году постригся в монахи Киево-Печерской лавры. Через четыре года его сын Михаил, “Соляного правления директор”, продал дом Ефиму Васильевичу Рознотовскому (писатель-переводчик, коллежский советник) за 8 000 рублей.

Дом много раз менял владельцев: среди них был и князь А. А. Суворов, внук знаменитого полководца (1849—1868).

Светлейший князь Александр Аркадьевич Суворов (1804 —1882) — русский государственный, общественный и военный деятель, генерал от инфантерии. В 1848—1861 годах — генерал-губернатор Прибалтийского края, в 1861—1866 годах — Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор, позднее — генерал-инспектор пехоты. Внук генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.


С 1849 по 1868 гг. Суворов проживал в петербургском особняке по адресу: Большая Морская улица,

«Гуманный внук воинственного деда» — так Федор Тютчев назвал одного из наиболее ярких генерал-губернаторов российских национальных окраин — Александра Аркадьевича Суворова.

1 (13) марта 1881 г., на набережной Екатерининского (ныне Грибоедова) канала грянули два взрыва: это террористы из организации «Народная Воля» взорвали бомбой внука Павла I – императора Александра II, прозванного в народе Освободителем за отмену крепостного права в России. До последнего мгновения рядом с умирающим монархом находился внук полководца Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский, многие десятилетия бывший одним из самых близких его друзей. Именно он вышел к собравшемуся у Зимнего дворца народу сообщить о кончине государя.

Читайте также:
Удивительная уличная еда разных стран

В 1874 году дом перестроил архитектор Л. Ф. Яфа для нового владельца — коллежского регистратора М. Н. Рогова. Здание потеряло классический облик, исчез фронтон, изменилась отделка. Слева была сделана пристройка с парадной дверью и подворотней, над которой расположены два полуциркульные окна, сохранившиеся поныне.


Е. И. Набокова Портрет работы Л. Бакста

В 1897 г. Елена Ивановна вышла замуж за Владимира Дмитриевича Набокова (1870 – 1922).

Владимир Дмитриевич Набоков (1869 — 1922) — юрист, публицист, общественный деятель, один из лидеров партии кадетов. Депутат 1-й Государственной думы. В 1917 управляющий делами Временного правительства. С ноября 1918 министр юстиции Крымского краевого правительства, с апреля 1919 в эмиграции. Погиб, заслоняя собой П. Н. Милюкова в момент покушения на него.
.

В апреле 1899 года здесь родился будущий писатель Владимир Владимирович Набоков.

В 1901 – 1902 гг. дом был капитально отремонтирован – был надстроен третий этаж, изменена отделка фасада и пристроен новый флигель во дворе, где квартиры сдавались внаем. Проект реконструкции и руководство работами выполнили архитектор М. Ф. Гейслер и инженер Б. Ф. Гуслистый. Надстройка велась необычным способом: для сохранения ценной внутренней отделки и лепных потолков сначала возвели наружные стены и сделали новую крышу, и только потом разобрали старую крышу и возвели внутренние стены.

Проектируемый фасад дома Елены Ивановны Набоковой

Фото рисунка из музея Набокова
.

Разрез по парадной лестнице

В надстроенном третьем этаже были детские комнаты, где жил будущий писатель. Из этого дома он ежедневно в черном автомобиле отправлялся в Тенишевское училище, в котором тогда учился.

Особняк Набоковых представляет собой яркий образец синтеза архитектуры и декоративного искусства периода становления петербургского модерна.

Мозаичный фриз с изображением стилизованных тюльпанов и лилий

Металлодекор на фасаде был сделан на заводе Карла Винклера ( там же была сделана решетка Михайловского сада).

Решетка на крыше уже исчезла

Наличники окон второго этажа высечены из красного песчаника и отчетливо выделяются на сером фоне стен.

Фасад здания нарядно декорирован камнем. Нижний этаж облицован красным радомским песчаником, верхние этажи – серым песчаником.Красный песчаник состоит из зерен кварца, окрашенных в красный цвет, и мелких чешуек серицита розового цвета. Плиты облицовки из песчаника обработаны гладкой и скальной фактурами.

С апреля 1998 года первый этаж дома (назывался «семейный этаж» во времена Набокова) занимает «Музей Владимира Набокова» (структурное подразделение филологического факультета СПбГУ), и два верхних этажа («родительский этаж» и «детский этаж») занимает Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Д. С. Бортнянского. На территории музея «телефонная комната», «столовая», «библиотека», «комната комитета»

Владимир Дмитриевич Набоков

8 ноября 1904 года в доме, в гостиной на первом этаже — после известной под названием «комитетская» — проходило одно из заседаний знаменитого земского съезда, где были подписаны резолюции, содержавшие конституционные требования (поэтому ряд исследователей именно с этого события отсчитывают историю русской революции). Затем в доме часто проходили заседания ЦК Конституционно-демократической партии- отец писателя Владимир Дмитриевич Набоков был одним из лидеров Конституционно-демократической партии

“Став одним из лидеров Конституционно-демократической партии, мой отец тем самым презрительно отверг все те чины, которые так обильно шли его предкам. На каком-то банкете он отказался поднять бокал за здоровье монарха – и преспокойно поместил в газетах объявление о продаже придворного мундира”.

Около восьми вечера в распоряжение Устина поступали многочисленные галоши и шубы. Похожий несколько на Теодора Рузвельта, но в более розовых тонах, появлялся Милюков в своем целлулоидовом воротничке. И. В. Гессен, потирая руки и слегка наклонив набок умную лысую голову, вглядывался сквозь очки в присутствующих. А. И. Каминка, с иссиня-черными зачесанными волосами и выражением предупредительного испуга в подвижных, круглых, карих глазах, уже что-то жарко доказывал однопартийцу. Постепенно переходили в коми тетскую, рядом с библиотекой.

Там, на темно-красном сукне длинного стола, были разложены стройные карандаши, блестели стаканы, толпились на полках переплетенные журналы, и стучали маятником высокие часы с вестминстерскими курантами».

Бывшая “комитетская комната”, в которой интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.


“Комитетская комната”
Эту комнату в семье Набоковых называли «комитетской». Это название она получила после того, как Владимир Дмитриевич Набоков, отец писателя стал одним из основателей и руководителей Конституционно-демократической партии (другой название — «Партия народной свободы») и соредактором ежедневной партийной газеты «Речь». Здесь проходили заседания руководства партии.

Читайте также:
Работа и зарплата в Лихтенштейне в 2022 году: излагаем по порядку

В 1917 году Набоков стал управляющим делами Временного правительства. Тогда же Набоков был приглашен составить текст отречения Михаила Николаевича Романова, брата Николая II, от престола — документа, окончательно положившего конец монархическому правлению в России. Сейчас бывшая «Комитетская» — единственная комната первого этажа, в которой полностью утрачен исторический интерьер.

Во время Гражданской войны в здании располагался Военный комиссариат Адмиралтейского района. В 1922-1935 гг. его передали Датской телеграфной компании.

Некоторое представление об утраченном интерьере даёт фотография из юбилейного издания Датского телеграфного агентства.

Сотрудники Датской телеграфной компании в Зеленой гостиной

Добро пожаловать в Санкт-Петербург

Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях

Дом-музей В.В. Набокова

В нескольких шагах от Исаакиевской площади в доме 47 по Большой Морской находится дом, в котором родился писатель В.В. Набоков. Его так и называют «Дом Набокова». Когда-то этот дом принадлежал семье Набоковых, однако после революции 1917 г. судьба его изменилась, и сейчас музей Набокова занимает лишь несколько комнат первого этажа.

Музей отражает основные этапы жизни и творчества В.В. Набокова.

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 г. в обеспеченной аристократической семье. Отец – Набоков Владимир Дмитриевич (1869 – 1922) – юрист, известный политик, один из лидеров Конституционно-демократической партии из старинного дворянского рода, мать – Елена Ивановна Набокова (урожденная Рукавишникова) (1876 – 1939), дочь богатейшего золотопромышленника.

В музее представлены семейные фотографии и фото портрета Елены Ивановны работы Бакста (сам портрет находится в Русском музее). В семье говорили по-английски, по-русски и по-французски. Владимир получил домашнее образование, после чего продолжил учебу в Тенишевском училище, самом дорогом и самом лучшем училище Петербурга. Оно находилось на Моховой ул., 33. Сейчас это здание занимает учебный театр «На Моховой» Санкт-петербургской академии театрального искусства. Основное внимание уделялось естественнонаучным предметам. В эти годы определился круг увлечений Набокова: шахматы, бабочки, книги. Свои первые стихи Набоков издал в 1916 г. за собственный счет, еще будучи учеником Тенишевского училища.

В 1919 г. семья Набоковых навсегда покинула Россию и обосновалась в Берлине, а Владимир отправился продолжать образование в Тринити-колледж Кэмбриджского университета, где сначала выбрал энтомологию, но затем предпочел ей словесность. В Кэмбридже Набоков продолжал писать стихи, а также перевел на русский «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла и основал Славянское общество Кэмбриджского университета. В музее представлена фотография Набокова – выпускника Кэмбриджского университета.

После окончания университета Набоков вернулся в Берлин, где зарабатывал уроками и продолжал литературную деятельность, печатаясь под псевдонимом Влад. Сирин.

В 1925 г. Набоков женился на Вере Слоним, в 1934 г. у них родился сын Дмитрий (1934-2012).

В 1937 г. семья переехала во Францию, а затем в 1940 г. – в Америку. Там Набоков читал лекции по русской и мировой литературе в американских университетах. В это же время он переводит на английский Пушкина, Лермонтова, Тютчева, «Слово о полку Игореве» и выпускает 4-томник перевода «Евгения Онегина» с комментариями. С этого времени Набоков пишет свои произведения по-английски. Этот период отражен в фотографиях тех домов, где жила его семья. Кроме преподавания литературы, продолжает изучать бабочек, сотрудничая с энтомологическим отделом Нью-Йоркского музея естественной истории и Гарвардским музеем сравнительной зоологии. В честь Набокова названо несколько видов бабочек.

Роман «Лолита» принес Набокову мировую славу и финансовое благосостояние. Семья вернулась в Европу, где поселилась в Швейцарии, в Монтре, в отеле «Монтре Палас», где Набоков написал свои последние романы. Скончался он в 1977 г. и похоронен на кладбище в Кларансе близ Монтре.

У Набокова в эмиграции никогда не было своего дома. Сначала ему приходилось арендовать жилье, а потом, когда появилась возможность приобрести дом, он не стал этого делать. В его сознании и в его памяти у него всегда был единственный дом – в Санкт-Петербурге, на Большой Морской, 47. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях «Другие берега», «Память, говори», «Защита Лужина», в стихах и в других своих произведениях.

Дом этот первоначально принадлежал его матери Е.И. Набоковой, затем был подарен ею мужу.

Дом был построен в XVIII в., неоднократно перестраивался и менял хозяев. Последняя перестройка производилась в XIX в. по проекту архитектора Л.Ф. Яффа, затем дом был капитально перестроен по проекту архитектора М.Ф. Гейслера под руководством инженера Б.Ф. Гуслистого. В нем появились все доступные тогда технические средства: самая современная система отопления и электрического освещения, лифт, телефон, для которого была специальная «телефонная» комната, был надстроен третий этаж.
Фасад дома представляет собой образец архитектуры раннего петербургского модерна.

Нижний этаж облицован розовым гранитом, верхние этажи – серым, третий этаж украшен мозаичным фризом из тюльпанов и лилий, выполненным в мастерской лучшего петербургского мозаичиста В.А. Фролова (им же была выполнена мозаика Спаса на крови и здания Общества Поощрения Художников ( Б. Морская, 38).

Металлодекор выполнен на заводе Карла Винклера (там же была выполнена решетка Михайловского сада),

Читайте также:
Фотографии Скельской пещеры

витражные окна – в знаменитой мастерской Э. Тода в Риге.

Музей В.В. Набокова открылся в 1998 г .к столетию писателя. Территория музея включает в себя телефонную комнату, столовую, библиотеку, комнату комитета (здесь было проведено большинство заседаний Конституционно-демократической партии), кухню. В течение дня в библиотеке показывают документальный фильм Леонида Парфенова «Век Набокова».

Музей будет интересен поклонникам творчества В.В. Набокова.

Часы работы музея:
понедельник, вторник, четверг: 10.00 – 17.00,
среда, пятница: 10.00 — 20.00,
суббота: 12.00 — 20.00,
выходной: воскресенье,
последний четверг месяца — санитарный день.
Цена билета:
взрослый — 200 руб.,
льготный — 100 руб..

Тел. (812) 315-47-13
Как добраться: до Исаакиевской площади, дальше — пешком (см. карту).

Музей-Квартира В. В. Набокова

Музей Набокова не стал туристической Меккой. Однако ценители его творчества неизменно приходят в дом №47 на Большой Морской, где прошли первые, “российские” годы русского и американского классика литературы Владимира Владимировича Набокова.

История

Здание на ул. Большой Морской, 47 было построено еще в 40-ые гг. XVIII в. для советника государственной коллеги, члена Соляной конторы Я. А. Маслова. Изначально дом был одноэтажным, но из-за частой смены владельцев он регулярно перестраивался и надстраивался. Так, между 1793 и 1810-ми гг. его перестроили, появился II этаж, а фасад был оформлен в стиле высокого классицизма.

Этот дом стал набоковским в 1897 г., когда он был приобретен на имя Елены Рукавишниковой ее отцом, золотопромышленником И.В. Рукавишниковым накануне ее венчания с сыном министра юстиции Д. Н Набокова — В. Д. Набоковым.

В 1901-1902 гг. его отремонтировали, перестроили главный фасад, надстроили III этаж лицевого корпуса, переделана парадная лестница, во дворе дома был построен флигель. В 1904 г. владельцем дома стал В. Д. Набоков. Вероятно, это было сделано для прохождения имущественного ценза на выборах в Государственную Думу.

В 1899 г. в семье Набоковых появился сын Владимир, будущий русский и американский классик литературы. Набоковы были чудесной семьей, в доме всегда царила атмосфера любви и взаимоуважения. Помимо сына Владимира у Елены Ивановны и Владимира Дмитриевича Набоковых были двое сыновей — Сергей и Кирилл — и двое дочерей — Ольга и Елена. Дома общались на английском, русском и французском языках.

Владимир Набоков вспоминал, как в детстве мог по-русски написать только одно слово — какао, потому что в нем все буквы совпадали с английскими.

На первом этаже находились общие комнаты. Именно там сейчас находится музей В. В. Набокова. На втором этаже были комнаты родителей, а на третьем — детские. Лестничные окна были украшены витражами во вкусе начала XX в.

Набоковы имели внушительный автопарк: Mercedes Benz, Rolls-Royce и Opel Торпеда.

Их дом был оборудован лифтом, проведена телефонная связь. Истинные англоманы, они следили за техническими новинками и очень любили их. Детям выписывали английские детские журналы. Часто ездили в Рождествено — имение, которое в наследство от своего дяди писатель Владимир Набоков получил после его смерти. Вот только в права владения он вступить не успел — началась революция.

Осенью 1917 г. семья Набоковых оставила дом на Большой Морской и уехала в Крым, а затем, спасаясь от Гражданской войны, в 1919 г. навсегда покинула Россию. Этот дом на всю жизнь остался для В. В. Набокова “единственным домом в мире”: он никогда более не имел собственного жилья, всегда жил в съемном.

Сотрудники Датской телеграфной компании в Зеленой гостиной

Во время Гражданской войны в здании располагался Военный комиссариат Адмиралтейского района. В 1922-1935 гг. его передали Датской телеграфной компании. В 1948-1959 гг. — Ленинградский филиал Всероссийской академии архитектуры. Был значительно перепланирован лицевой корпус, особенно II и III этаж.

Затем I этаж заняло Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, в чью юрисдикцию, по иронии судьбы, попадала цензура литературы, а II и III этажи — Правлению бытового обслуживания населения. В 1990-ых в здании располагались редакция газеты “Невское время” и Комитет по организации книжных ярмарок. Музей В. В. Набокова открыли в его родном доме только в апреле 1998 г.

Архитектура

В начале XX в. дом подвергся капитальному ремонту: надстроен III этаж, изменено оформления фасада и построен внутренний флигель для съемных доходных квартир. Эта работа была выполнена гражданскими архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым.

Архитектура дома писателя сейчас ассоциируется с ранним петербургским модерном. Его украшает мозаика, созданная одним из лучших мозаичных мастеров В. А. Фроловым и его учениками. Ему же принадлежат мозаика соседнего здания по адресу ул. Большая Морская, 38, где располагается Общество Поощрения Художеств, и мозаичное оформление храма Спаса на Крови. Металлический декор дома Набокова выпустил завод Карла Винклера, который также создал решетку, обрамляющую Михайловский сад.

Десюдепорт — буквально «над дверью» — картина, помещённая в фигурный медальон над дверью

Витражные окна дома Набоковых являются одной из его важнейших деталей. В десюдепорте входной двери располагается геометрический витраж, наполненный разноцветными ромбами. Этот элемент является характерным для раннего петербургского модерна. Разноцветные ромбы с витражей стали важным мотивом произведений В. В. Набокова, они неоднократно встречаются в его текстах. Выходящие во двор окна II этажа украшены витражами, выполненные рижским мастером Эрнестом Тоде.

Читайте также:
Крым Джанкой: где находится на карте Крыма, расстояние до моря

Реставрация Зеленой гостиной

При Набоковых стены зеленой гостиной, находящейся на первом этаже, были обтянуты зеленым шелком. Плафон потолка и 3 десюдепорта дверных порталов были расписаны масляными красками, резные деревянные элементы покрывало зеленое масло, под потолком была лепнина с растительными мотивами, покрытая зеленой краской и позолотой. Двери и дверные порталы гостиной также были расписаны и имели позолоченные элементы. Основным мотивом росписи был растительный. На плафоне же, по воспоминаниям самого В. В. Набокова, были написаны “бледно-зеленые облака”.

Пробная расчистка с выявлением количества слоев малярных красок.

Пробная расчистка проводится для выявления количества слоёв поздних наслоений и выявления авторской живописи, которую сделал автор, а не писали поверх реставраторы или всякие другие люди.

В советское время дом Набоковых использовался под нужды административных учреждений, великолепные интерьеры дома были побелены. В Зеленой гостиной была возведена перегородка, поделившая зал на 2 неравные части. Шелк со стен был снят, а вся поверхность гостиной была покрыта малярными красками, число слоев которых доходит до семи на отдельных фрагментах.

Начиная с 2011 года реставрация Зеленой гостиной передана в ведение студентов-реставраторов СПбГУ. Реставрационным советом определена только техническая реставрация, то есть студенты занимаются только расчисткой объекта от поздних закрасок и укреплением авторского красочного слоя. Будет ли проведена художественная реставрация пока не понятно. На данный момент уже снесена перегородка, раскрыт плафон потолка, на котором можно увидеть ласточку — часто встречающийся в произведениях В. В. Набокова мотив. Раскрыты все 3 десюдепорта, в процессе реставрации находятся дверные порталы и сохранившаяся часть лепного фриза. Удаление малярных закрасок производится при помощи скальпеля послойно.

Состояние северо-восточного дверного портала на данный момент

Администрация СПбГУ, а именно в ведении этого университета находится музей-квартира В. В. Набокова, не заинтересована в музее и его деятельности. В морозы реставраторы работают в мастерской в куртках, потому что в музее нет соблюдения температурно-влажностного режима, напрямую влияющий на сохранность памятника. Точных сроков окончания реставрации и открытия Зеленой гостиной для посетителей на настоящий момент нет.

Билеты и цены

Вход в музей В. В. Набокова бесплатный для всех категорий граждан.

Экскурсии

В музее В. В. Набокова экскурсии не проводятся. Возможно посещение музея экскурсионными группами по предварительному согласию с администрацией музея.

Режим работы

  • Понедельник: выходной
  • Вторник: 11.00-18.00
  • Среда: 11.00-18.00
  • Четверг: 11.00-18.00
  • Пятница: 11.00-18.00
  • Суббота: 12.00-17.00
  • Воскресенье: выходной

Где находится

  • Адрес: ул. Большая Морская, д. 47
  • Метро: станция метро “Гостиный двор”, станция метро “Сенная”/”Садовая”/”Спасская”

Как добраться

  • От станции метро “Гостиный двор”: на автобусе №№ 3,22 и 27 или на троллейбусе №№ 5 и 22 до остановки “Исаакиевская площадь”
  • От станции метро “Сенная”/”Садовая”/”Спасская”: пешком через пер. Гривцова, потом через Исаакиевскую площадь налево

Интересные факты

  • Владимир Владимирович Набоков увлекался не только литературой, также его привлекала энтомология — наука о бабочках. Им было открыто несколько видов бабочек, в честь него названы больше 30-ти видов этих насекомых.
  • Великий писатель был синестетиком, как и некоторые члены его семьи. Это означает, что восприятие органами чувств у него смешивалось. Владимир Набоков буквально слышал цвет, видел запах и чувствовал звук.
  • Дом, где сейчас располагается музей В. В. Набокова — действительно единственный дом Набокова. Больше никогда в своей жизни он нигде не был прописан и не имел жилья в собственном владении.
  • Музей Набокова неоднократно подвергался нападениям казаков-вандалов, как и усадьба в Рождествено. Свои действия они оправдывали тем, что писатель в своих произведениях пропагандируют педофилию, а потому все его наследие должно быть уничтожено.

Отзывы

Плюсы

  • Бесплатно
  • Демонстрация фильма Парфенова с участием сына и сестры В. В. Набокова
  • Отзывчивый персонал
  • В самом центре города
  • Впечатляющая коллекция бабочек

Минусы

  • От быта Набоковых почти ничего не осталось
  • Часть залов закрыта на реставрацию
  • Очень скромная экспозиция
  • Отсутствие экскурсий
  • В целом: музей В.В. Набокова стоит посетить всем поклонникам творчества писателя. Хоть экспозиция и небольшая, но в восстановленных залах сохранилась атмосфера семьи Набоковых.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: