Межправительственные соглашения России с Черногорией

“Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих на 01.01.2018”

МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ДРУГИМИ

ГОСУДАРСТВАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА 01.01.2018

Дата вступления в силу

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албания об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

САР Гонконг КНР

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Читайте также:
Эмиграция! А готов ли ты к эмиграции? Проверь себя

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал

Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

“Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Черногории об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Черногории” (заключено в г. Нью-Йорке 24.09.2008)

от 24 сентября 2008 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЧЕРНОГОРИИ ОБ УСЛОВИЯХ ВЗАИМНЫХ ПОЕЗДОК

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГРАЖДАН ЧЕРНОГОРИИ

Правительство Российской Федерации и Правительство Черногории, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь желанием развивать дружеские отношения между двумя государствами,

стремясь упростить порядок взаимных поездок граждан своих государств,

согласились о нижеследующем:

1. Граждане государства одной Стороны въезжают (выезжают, следуют транзитом и пребывают) на территорию государства другой Стороны на основании действительных документов, удостоверяющих личность, необходимых для осуществления взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Черногории, перечень которых приведен в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (далее – действительные документы), без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5 – 7 настоящего Соглашения.

2. В случаях, не предусмотренных настоящим Соглашением, въезд граждан государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны осуществляется по действительным документам и визам.

1. Стороны в течение 30 дней с даты подписания настоящего Соглашения обмениваются по дипломатическим каналам образцами действительных документов.

2. В случае введения новых действительных документов или внесения изменений в действительные документы Стороны незамедлительно информируют друг друга об этом и передают по дипломатическим каналам образцы новых или измененных действительных документов не позднее 30 дней до их введения в действие или изменения.

Несовершеннолетние граждане государства одной Стороны въезжают (выезжают, следуют транзитом и пребывают) на территорию государства другой Стороны на основании своих действительных документов или действительных документов родителей при условии, что такие несовершеннолетние граждане вписаны в эти документы и следуют вместе с родителями.

Граждане государства одной Стороны въезжают на территорию государства другой Стороны и выезжают с нее через пункты пропуска, открытые для международного сообщения, в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон.

1. Граждане государства одной Стороны, имеющие действительные дипломатические или служебные паспорта, въезжают (выезжают, следуют транзитом и пребывают) на территорию государства другой Стороны без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 90 дней.

2. Граждане государства одной Стороны, направляемые на работу в его дипломатические представительства, консульские учреждения и представительства при международных организациях, находящиеся на территории государства другой Стороны, а также проживающие вместе с ними члены их семей (супруг, супруга, несовершеннолетние дети и другие лица, находящиеся на их иждивении), имеющие действительные дипломатические или служебные паспорта, въезжают (выезжают, следуют транзитом и пребывают) на территорию государства другой Стороны в течение всего срока их аккредитации без виз.

Граждане государства одной Стороны, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории государства другой Стороны, въезжают (выезжают и пребывают) на территорию этого государства по действительным документам без виз.

Граждане государства одной Стороны въезжают на территорию государства другой Стороны с целью осуществления трудовой деятельности либо обучения в учебных заведениях по визам, выдаваемым в соответствии с законодательством государства этой другой Стороны.

Настоящее Соглашение не ограничивает права компетентных органов государств каждой из Сторон отказать во въезде на территорию своего государства или в пребывании на ней гражданам государства другой Стороны по соображениям государственной безопасности, общественного порядка или охраны здоровья населения в соответствии с законодательством своего государства.

1. Граждане государства одной Стороны в случае утраты или порчи действительных документов во время пребывания на территории государства другой Стороны выезжают с территории этого государства на основании новых действительных документов, выданных дипломатическим представительством или консульским учреждением государства, гражданами которого они являются, без виз либо иных разрешений компетентных органов государства этой другой Стороны.

2. Граждане государства одной Стороны, не имеющие возможности выехать с территории государства другой Стороны в сроки, указанные в пункте 1 статьи 1 и пункте 1 статьи 5 настоящего Соглашения, по причинам непредвиденного характера (заболевание, стихийное бедствие и др.), при наличии документального или иного достоверного подтверждения таких причин могут путем подачи заявления обратиться в компетентные органы за разрешением продлить пребывание на территории этого государства на период, необходимый для возвращения в государство своего гражданства или государство постоянного проживания.

1. Каждая из Сторон может в целях обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения приостановить действие настоящего Соглашения полностью или частично. Письменное уведомление о принятом решении направляется по дипломатическим каналам другой Стороне не позднее чем за 48 часов до такого приостановления.

Читайте также:
Чем объясняется высокая продолжительность жизни населения Японии

2. Сторона, принявшая решение о приостановлении действия настоящего Соглашения по причинам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в том же порядке уведомляет другую Сторону о возобновлении действия настоящего Соглашения.

1. Настоящее Соглашение вступает в силу на 30-й день с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

2. Настоящее Соглашение может быть изменено по взаимному согласию Сторон.

3. С даты вступления в силу настоящего Соглашения в отношениях между Российской Федерацией и Черногорией прекращает действовать Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Союзным Исполнительным Вече Скупщины Социалистической Федеративной Республики Югославии о взаимных поездках граждан, подписанное в г. Москве 31 октября 1989 года.

4. Каждая Сторона может прекратить действие настоящего Соглашения, направив по дипломатическим каналам соответствующее письменное уведомление другой Стороне. Настоящее Соглашение прекращает свое действие по истечении 90 дней с даты получения другой Стороной такого уведомления.

Совершено в г. Нью-Йорке 24 сентября 2008 года в двух экземплярах, каждый на русском и черногорском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Российской Федерации и

Правительством Черногории об

условиях взаимных поездок

граждан Российской Федерации

и граждан Черногории

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМНЫХ ПОЕЗДОК ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГРАЖДАН ЧЕРНОГОРИИ

1. Действительные документы, выдаваемые гражданам Российской Федерации:

1) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

2) дипломатический паспорт;

3) служебный паспорт;

4) свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию;

5) паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

2. Действительные документы, выдаваемые гражданам Черногории в соответствии с новым Законом о личных документах, принятым Скупщиной Черногории:

1) заграничный паспорт;

2) дипломатический паспорт;

3) служебный паспорт;

4) путевой лист (только на въезд (возвращение) в Черногорию);

5) паспорт моряка.

3. До введения новых действительных документов и в течение не менее 1 года после их введения, о чем другая Сторона будет проинформирована по дипломатическим каналам, на основании статьи 2 настоящего Соглашения действительными документами, удостоверяющими личность граждан Черногории, будут являться:

1) паспорт гражданина Черногории, выданный Министерством внутренних дел Черногории на основании решения Правительства Черногории, на бланке заграничного паспорта Союзной Республики Югославии;

2) дипломатический паспорт на бланке дипломатического паспорта Союзной Республики Югославии, в котором указана занимаемая должность владельца дипломатического паспорта в государственном органе Черногории;

3) служебный паспорт на бланке служебного паспорта Союзной Республики Югославии, в котором указана занимаемая должность владельца служебного паспорта в Черногории;

4) путевой лист на бланке путевого листа Союзной Республики Югославии, выданный в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Черногории в г. Москве (только на въезд (возвращение) в Черногорию);

5) паспорт гражданина Черногории, выданный в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Союзной Республики Югославии либо Государственного сообщества Сербии и Черногории на основании подтверждения наличия черногорского гражданства;

Поиск

Отношения с Российской Федерацией

Установление дипломатических отношений Российская Федерация признала Чешскую Республику и установила с ней дипломатические отношения на уровне посольств 1 января 1993 года. Официально отножения с Чехословакией установлены 5 июня 1922 года в результате подписания Договора между ЧСР и

Установление дипломатических отношений

Российская Федерация признала Чешскую Республику к 1 января 1993 года, к тому же дню были установлены дипломатические отношения на уровне посольств. Официальные отношения с Чехословакией были установлены 5 июня 1922 года подписанием договора между РСФСР и ЧСР об учреждении представительств обоих государств в Праге и Москве. Дипломатические отношения на уровне посольств между ЧСР и СССР установлены 9 июня 1934 года.

Краткий обзор важнейших контактов со времени возникновения Чешской Республики

В ходе официального визита в Чехию в августе 1993 года президент Б.Н.Ельцин подписал совместно с президентом Вацлавом Гавелом Договор о дружбе и сотрудничестве. Краткий (неофициальный) визит в Россию президент В.Гавел совершил в мае 1995 года по случаю празднования годовщины окончания Второй мировой войны. Президент Вацлав Клаус посетил в мае 2003 года Санкт-Петербург по случаю празднования 300-летия города. В ноябре 2003 года в ходе рабочего визита в Россию он встречался с президентом В.В.Путиным в его подмосковной резиденции. В мае 2005 года Вацлав Клаус посетил Москву по случаю 60-й годовщины окончания Второй мировой войны. В марте 2006 года Чешскую Республику с официальным визитом посетил российский президент В.В.Путин.

На уровне председателей правительства состоялись официальные визиты В.Клауса в Москву (апрель 1994), В.Черномырдина в Прагу (апрель 1997), М.Земана в Москву (апрель 1999) и М.Касьянова в Прагу (октябрь 2001). Премьеры двух стран М.Земан и М.Касьянов кроме этого встречались в июне 2001 года во время Петербургского экономического форума. В последующий период с официальным визитом Россию посетил М.Земан (апрель 2002) и с рабочим визитом премьер Й.Пароубек (май 2005).

Министр иностранных дел Йозеф Желенец участвовал в переговорах в Москве в марте 1993 года и в марте 1996 года. Российский министр иностранных дел A.В.Козырев посетил Прагу в феврале 1994 года. С 2001 года рабочие встречи министров иностранных дел обеих стран происходят регулярно раз в год: в феврале 2001 И.Иванов в ЧР, в январе 2002 Я.Каван РФ, в апреле 2003 Ц.Свобода в Москве, в октябре 2004 С.Лавров в Праге и в декабре 2005 Ц.Свобода в Москве.

Осуществлен также ряд рабочих визитов отраслевых министров.

Подписанием межправительственного Соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве между ЧР и РФ в мае 2005 года были созданы необходимые институциональные предпосылки для начала деятельности обновленной Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству между ЧР и РФ. Первое заседание Комиссии проводилось в Праге в октябре 2005 года.

Читайте также:
Онлайн табло Аэропорт Ухта Как С Добром Добраться!

На уровне руководства парламентов обеих стран до настоящего времени осуществлены поездки председателя Палаты депутатов Парламента ЧР М.Земана в РФ (июнь 1997) и председателя Сената Парламента ЧР П.Питгарта в РФ (февраль 1998). Председатель Сената П.Питгарт вновь посетил РФ летом 1998 года в связи с мероприятиями российских гражданских инициатив в память августовских событий 1968 года в Чехословакии. В марте 2001 Чехию посетил председатель Совета Федерации Федерального собрания (ФС) РФ Е.Строев. Далее следовал визит председателя Государственной Думы ФС РФ Г.Селезнева в ЧР (март 2003), визит председателя Совета Федерации ФС РФ С.Миронова в ЧР (октябрь 2003) и официальный визит председателя Сената П.Питгарта в Россию (февраль 2004). В рамках участия в Петербургском экономическом форуме в переговорах в России участвовали председатель Сената П.Питгарт (июнь 2004) и П.Соботка (июнь 2005). П.Соботка в октябре 2005 года посетил Москву в связи с участием в Международной конференции по борьбе с терроризмом. Частыми также являются контакты на уровне парламентских комитетов.

Межправительственные соглашения России с Черногорией

История Черногории (в западном варианте – Монтенегро) началась на рубеже VI–VII веков нашей эры, когда славянские племена стали заселять Балканский полуостров. В Средние века в этих местах возникло княжество Зета, ставшее одним из очагов славянской культуры (именно здесь, к примеру, в 1493 году была впервые напечатана книга на кириллице). В конце XV века равнинные области Зеты были захвачены Османской империей, что вынудило местное православное население уйти в неприступные горные районы страны, названные «Црна Гора» (что в буквальном переводе означает «чёрный, дремучий лес», хотя сегодня это название чаще переводится как «чёрная гора»). С тех пор название «Черногория» вытесняет «Зету». Укрывшись в небольшой, окружённой горами области, черногорцы оказывали ожесточённое сопротивление захватчикам. В итоге природные условия и храбрость небольшого народа помогли «православной Спарте» защититься от иноземных завоевателей и сохранить уникальную культуру.

Несмотря на богатую историю двух стран, взаимоотношения России и Черногории начались только в XVIII веке. Тогда Черногория находилась под формальной юрисдикцией Османской империи и имела уникальную форму государственности – теократию с элементами родового строя. В 1711 году к митрополиту Черногории Данило I Петровичу-Негошу прибыли послы из России, которые вручили владыке послание от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции.

Призыв Петра Алексеевича нашёл в этой горной стране живейший отклик: для Черногории, буквально зажатой со всех сторон врагами, сам факт наличия великой славянской и единоверной православной державы имел огромное значение. Так или иначе, черногорцы с воодушевлением приняли предложение и выступили против османских войск. Но вскоре пришло сообщение о неудачном Прутском походе Петра I и подписании мира с турками; черногорцы остались один на один с сильным неприятелем.

Тем не менее 17 июля 1712 года всего восемь тысяч черногорцев победили пятидесятитысячную турецкую армию в битве на Царёвом Лазе. Эта виктория считается самой знаменитой победой черногорцев над турками; правда, уже через два года османы жестоко отомстили черногорцам – сто двадцать тысяч турок вторглись в Черногорию, превратив страну в пепелище. Владыка Данило чудом спасся в одной из горных пещер, откуда так обрисовал свою внешнеполитическую программу: «Я – Москов, Москов, Москов!» [1].

В 1715 году, проскользнув сквозь турецкие кордоны, Данило прибыл в Россию. Пётр I выразил своё сожаление в связи с несчастьем, постигшем Черногорию, и послал грамоту черногорцам, в которой писал о заслугах черногорского народа в общей борьбе против турок, обещая оказать щедрую помощь, как только закончится Северная война. В подтверждение своих слов русский царь послал в Черногорию существенную материальную помощь на восстановление православных храмов.

Этот визит сыграл историческую роль в развитии русско-черногорских отношений. Владыка Данило был первым черногорским правителем, который установил прямую связь с Россией. Более того, вояж черногорского митрополита в Санкт-Петербург положил начало искренней дружбы между двумя православными народами. В течение XVIII–XIX веков эти отношения продолжали укрепляться, любовь к России стала частью национального самосознания этого небольшого, всего в несколько десятков тысяч человек, народа. В Черногории возник своего рода национальный культ России, даже появилась поговорка: «Нас и русских – двести миллионов» [2].

Русофильство черногорцев, кстати, привело к одному из интереснейших феноменов в мировой истории. В 1766 году в Черногории появился некий Степан Малый – загадочный самозванец, выдававший себя за русского императора Петра III, чудом избежавшего гибели в 1762 году. Интересно, что, по свидетельству очевидцев, этот человек внешне действительно был похож на Петра III, владел несколькими языками и отличался острым умом [3].

Ни разу не видев настоящего Петра III, черногорцы тем не менее признали в Степане Малом русского царя, и он довольно быстро стал полновластным правителем всей Черногории. Надо заметить, что правивший Степан–Пётр оказался действительно сильным государем. В стране жёсткой рукой лжецаря был наведён порядок: введена смертная казнь за кровную месть, учреждён суд, предприняты меры по созданию регулярной армии, началось строительство дорог и т. д.

Разумеется, события в Черногории тщательно отслеживались в Санкт-Петербурге. Российская императрица Екатерина II была, мягко говоря, недовольна, что где-то на Балканах живёт человек, выдающий себя за её мужа (пусть и умершего). Летом 1768 года Екатерина отправила в Черногорию советника русского посольства в Вене капитана Г. Мерка с грамотой, призывающей судить самозванца. Однако грамота по разным субъективным и объективным причинам так и не дошла до адресатов.

Более того, под влиянием новых планов борьбы с Османской империей, где Черногории отводилось одно из центральных мест, Екатерина II изменила своё отношение к Степану Малому. В августе 1769 года в столицу Черногории, город Цетинье, прибыл князь Ю. В. Долгоруков, доставивший партию оружия и грамоту Екатерины с призывом к выступлению против турок (в ней уже ничего не говорилось о Степане Малом). Перед отъездом Долгоруков даже подарил черногорскому государю русский офицерский мундир, обнял и расцеловал его на прощание. Таким образом, самозванец, выдававший себя за русского императора Петра III, не только не был пойман и казнён, но ещё и стал признанным Россией правителем Черногории и даже был произведён в офицерское достоинство [4]. *

Читайте также:
Карта Шпицкоппе, где находится Шпицкоппе на карте мира

Не удивительно, что после описанных событий русское влияние в Черногории укрепилось ещё более. В этом плане характерен эпизод, случившийся спустя несколько месяцев после отъезда Долгорукова. В письме к высокопоставленному венецианскому чиновнику черногорские вожди писали: «Знаешь ли, господин, что мы сегодня российские? Кто стоит против России – стоит против нас» [5].

В начале XIX века Черногории понадобилась и русская военная помощь. Для обороны побережья Далмации и Черногории от наполеоновских войск император Александр I отправил в Адриатическое море эскадру адмирала Д. Н. Сенявина (под общим командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова). Опираясь на русскую мощь, новый владыка Черногории Пётр I Петрович-Негош в 1807 году разработал даже план создания новой державы путём объединения ряда югославянских земель, центром которого должен был стать город Дубровник. Данное государство, по мнению черногорского владыки, должно было находиться исключительно под верховной властью русского императора Александра I и управляться президентом из «природных россиян» [6].

Не всё задуманное удалось осуществить, однако в целом боевые действия русских и черногорских союзников были успешными: под их контролем находилась значительная территория адриатического побережья, на Адриатике полностью господствовал российский флот. Зародившееся боевое русско-черногорское братство способствовало ещё большему укреплению дружбы между двумя народами, однако Тильзитский мир 1807 года перечеркнул многие надежды и планы черногорцев, а с уходом эскадры адмирала Сенявина оборвались и тесные военно-политические связи между Черногорией и Россией.

И всё же российско-черногорские взаимоотношения не были прерваны окончательно. Александр I назначил личную пенсию черногорскому владыке, не прекращались и церковные контакты. Характерно, что завещание Петра I Негоша содержало такие слова: «Кто из вас, черногорцев,… помыслил только отойти от покровительства и надежды на единородную Россию, у того у живого да отпадёт мясо с костей, и да будет лишён всякого блага и в сей, и в вечной жизни» [7].

И действительно, именно военная и политическая мощь России позволила черногорцам обрести долгожданную свободу. В результате Русско-турецкой войны 1877–1878 годов многовековая героическая борьба черногорского народа завершилась победой и провозглашением независимости Черногории, которая была де-юре признана мировым сообществом.

Всё это время, как говорилось выше, лишь единицы русских оседали в Черногории. И только в 1920-х годах в стране начала появляться российская диаспора. Нетрудно догадаться, что причиной рождения русской общины в Черногории стали трагические события в России на рубеже 10–20-х годов XX века, когда во вновь образованное Королевство сербов, хорватов и словенцев прибыли десятки тысяч русских эмигрантов, в первую очередь из армии Врангеля. И Черногория здесь не являлась исключением.

В Черногории, равно как и в Сербии, русские беженцы встретили радушный приём и понимание. Власти позволили им создать свою автономную школьную систему, были созданы женские гимназии и даже кадетский корпус. В ответ русские эмигранты, среди которых было множество представителей интеллигенции и высококлассных специалистов в самых разных областях, отплатили приютившим их братским славянским народам огромным вкладом в развитие образования, культуры и экономики [8].

Одним из центров русской эмиграции в Черногории стал город Герцег-Нови. Уже в 30-х годах ХХ века в окрестностях города было организовано русское кладбище. Характерно, что обелиск, воздвигнутый в те годы на средства черногорских горожан на русском некрополе, гласил: «Вы покоитесь в братской земле братского народа». Сегодня удалось установить, что на кладбище среди шестисот могил захоронено десять генералов Российской императорской армии, несколько университетских профессоров и священников, оказавших значительное влияние на культуру и образование не только Герцег-Нови, но и всей Черногории [9].

С началом Второй мировой войны русская диаспора в Черногории раскололась и начала стремительно уменьшаться (к 1941 году во всей Югославии оставалось всего около 25 тысяч русских эмигрантов [10]). Часть «русских черногорцев» стала коллаборационистами и вступила в гитлеровский Русский охранный корпус. Другие же сформировали Союз советских патриотов и присоединились к Народно-освободительному движению Югославии, уйдя в партизаны.

[1] Кузеванов О. Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош) // Православие.ru // http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=413&did=443.

[2] Первые связи Черногории и России // http://www.nasledie.ru.

[3] Бажова А. П. Русско-югославянские отношения во второй половине XVIII в. М., 1982. С. 93.

[4] См.: Аншаков Ю. Защитники вольных людей. Черногория и Россия от времён Екатерины II до Крымской войны // Журнал «Родина» // http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=172&n=11; Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. Сочинения. М., 1957. Т. 10. С. 34.

* Судьба Степана-Петра сложилась трагически. Осенью 1770 года при строительстве дороги, на котором Малый присутствовал лично, произошёл несчастный случай: заложенный пороховой заряд по каким-то причинам взорвался раньше времени, в результате чего правитель получил ранения и потерял зрение. Его доставили в монастырь Брчели, из-за стен которого он тем не менее продолжал управлять страной. Спустя три года, в октябре 1773 года, подкупленный турками грек Станко Класомунья ночью пробрался к Малому и перерезал ему горло.

[5] Петрович Р. Степан Малый – загадка истории (русский лжецарь в Черногории). Пер. с сербского С. Якшича и А. Зырина. Белград, 1996. С. 200.

Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Румынией

Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Румынии Ионом Илиеску в Москве 4 июля 2003 года

Читайте также:
Транспорт в Польше. Аренда машины в Польше. Прокат автомобиля онлайн

Российская Федерация и Румыния, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,

убежденные в необходимости осуществления ориентированной в будущее активной политики дружбы, плодотворного сотрудничества между Российской Федерацией и Румынией, основанного на равенстве, партнерстве, доверии и взаимной выгоде во всех областях,

подтверждая верность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта, Парижской Хартии для новой Европы и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также Совета Европы,

подчеркивая значение глубоких исторических перемен, происходящих в Европе, а также сознавая важность вклада каждой из Договаривающихся Сторон в сохранение мира на Европейском континенте,

желая всемерно способствовать делу строительства новой Европы, объединенной общими ценностями демократии, свободы и правового государства, а также упрочению структур безопасности и сотрудничества на континенте,

убежденные в том, что примат международного права в отношениях между государствами и уважение основных прав и свобод человека являются существенным условием строительства новой Европы,

принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в политических и экономических системах Российской Федерации и Румынии, а также в механизме двустороннего сотрудничества, открывающие новые возможности расширения связей и взаимодействия,

учитывая потенциал обоих государств и их возможности для развития двустороннего взаимовыгодного сотрудничества,

договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны развивают отношения дружбы, сотрудничества, взаимопонимания и взаимного уважения, руководствуясь в своих отношениях принципами Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также общепризнанными нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны решают все вопросы их двусторонних отношений путем переговоров в соответствии с принципами и нормами международного права.

Они подтверждают неотъемлемое право народов свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять выбор путей обеспечения собственной безопасности, своего экономического, социального и культурного развития.

Договаривающиеся Стороны подтверждают недопустимость использования силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любого государства, или любым иным образом, не совместимым с целями и принципами Организации Объединенных Наций, а также необходимость решения всех международных проблем мирными средствами.

В случае возникновения разногласий или ситуаций, которые могут угрожать или угрожают миру или международной безопасности или затрагивают безопасность одной или обеих Договаривающихся Сторон, они проводят обмен мнениями в целях поиска адекватных мер для мирного урегулирования возникших разногласий или ситуаций в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Если одна из Договаривающихся Сторон станет объектом вооруженной агрессии, либо окажется под угрозой агрессии со стороны третьего государства или третьих государств, она может обратиться к другой Договаривающейся Стороне с просьбой о проведении консультаций по этому вопросу для содействия урегулированию конфликта в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Договаривающиеся Стороны признают всеобъемлющий характер и неделимость безопасности и неразрывную связь между безопасностью каждой из них и безопасностью всех государств – участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и подтверждают присущее каждой из них право свободно выбирать или менять способы обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции. Они не укрепляют свою безопасность за счет безопасности других государств.

Они оказывают активное содействие развитию процесса укрепления безопасности и сотрудничества в Европе на основе положений Хельсинкского Заключительного акта, Парижской Хартии для новой Европы, Хартии Европейской безопасности и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Договаривающиеся Стороны содействуют процессу европейской интеграции, в частности, сотрудничают в деле создания единого правового, экономического и культурного пространства на Европейском континенте.

Договаривающиеся Стороны поддерживают создание, развитие и эффективную деятельность общеевропейских структур и меры по укреплению доверия и безопасности с целью предотвращения и мирного урегулирования споров.

Договаривающиеся Стороны придают особое значение развитию многостороннего регионального и субрегионального сотрудничества как неотъемлемой части общеевропейского процесса.

Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют усилению эффективности механизмов безопасности и сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций.

Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности в соответствии с принятыми на себя обязательствами на двусторонней и многосторонней основе, включая обязательства, касающиеся вооружений и вооруженных сил.

Военное и военно-техническое сотрудничество между Договаривающимися Сторонами развиваются в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами на основе принципа недопустимости угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Договаривающиеся Стороны активно содействуют ядерному, химическому и биологическому разоружению.

Они совместно действуют в целях расширения круга участников Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года и его строгого соблюдения с тем, чтобы не увеличивалось число государств, обладающих ядерным оружием, а также в целях ликвидации химического и бактериологического оружия.

Договаривающиеся Стороны активно взаимодействуют в деле согласования дальнейших шагов по сокращению вооружений, укреплению мер доверия в Европе на основе международных соглашений, участниками которых они являются.

Договаривающиеся Стороны организуют регулярные консультации на соответствующих уровнях между органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Румынии, в том числе между министерствами иностранных дел, по вопросам развития двусторонних отношений, а также по важным проблемам международной жизни, в особенности безопасности и сотрудничества в Европе.

Договаривающиеся Стороны поддерживают систематические контакты между заинтересованными государственными организациями, а также содействуют осуществлению в соответствии со своим законодательством контактов между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными единицами Румынии.

Договаривающиеся Стороны расширяют экономические отношения на основе равенства, партнерства и взаимной выгоды, создавая благоприятные условия для развития современных форм торгового обмена, экономического и научно-технического сотрудничества, и предпринимают меры по укреплению правовой основы для такого взаимодействия.

Договаривающиеся Стороны содействуют установлению прямых связей и кооперации между субъектами предпринимательской (или хозяйственной) деятельности Российской Федерации и Румынии. Каждая Договаривающаяся Сторона стремится улучшать на своей территории условия для деятельности субъектов предпринимательской (или хозяйственной) деятельности другой Договаривающейся Стороны.

Читайте также:
Подборка новогодних туров на Кубу

Договаривающиеся Стороны поощряют развитие сотрудничества в области капиталовложений.

Договаривающиеся Стороны способствуют сотрудничеству в области фундаментальных исследований и прикладных разработок путем реализации совместных программ и проектов, обмена научными работниками и осуществления других форм взаимодействия.

В целях удовлетворения экономических потребностей обоих государств Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание сотрудничеству в развитии энергетической, топливной и сырьевой базы, транспорта, машиностроения, строительства, сельского хозяйства и пищевой промышленности, производства товаров широкого потребления и в других областях, в том числе путем создания смешанных обществ и предприятий, банков с совместным капиталом.

Договаривающиеся Стороны содействуют сотрудничеству в свободных экономических зонах на их территориях.

Они ведут работу по созданию двусторонних механизмов сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники и в других сферах и повышению эффективности существующих механизмов.

Договаривающиеся Стороны осуществляют тесное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Они содействуют расширению двустороннего регионального и субрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и взаимодействуют в целях разработки и реализации специальных программ и проектов, направленных на осуществление эффективных мер по охране природы, особенно в районе Черного моря.

Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу помощь в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, незамедлительно информируют друг друга о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые могут иметь трансграничные последствия, и о мерах, предпринимаемых для их ликвидации в соответствии с положениями международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и Румыния.

Договаривающиеся Стороны взаимодействуют в совместных двусторонних и международных акциях, связанных с задачами гуманитарного характера.

Договаривающиеся Стороны активно сотрудничают как между собой, так и с другими заинтересованными государствами с целью рационального использования природно-экономических ресурсов Черного моря и навигационного потенциала Дуная и других судоходных путей на базе соответствующих многосторонних и двусторонних международных договоров.

Договаривающиеся Стороны развивают широкое сотрудничество в области науки, культуры и информации.

Договаривающиеся Стороны содействуют установлению прямых связей между высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими центрами, учреждениями и деятелями культуры и искусства, а также между средствами массовой информации.

Каждая Договаривающаяся Сторона подтверждает свою готовность обеспечивать заинтересованным гражданам широкий доступ к языку и культуре другой Договаривающейся Стороны и поддерживать инициативы государственных и неправительственных учреждений, а также другие инициативы в этой области.

Договаривающиеся Стороны способствуют взаимному доступу к архивным материалам, библиотекам и другим подобным учреждениям в соответствии с законодательством каждого из государств.

Договаривающиеся Стороны соблюдают, обеспечивают и защищают в условиях полного равенства перед законом без какой‑либо дискриминации этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность проживающих в России лиц, которые считают себя по своему происхождению принадлежащими к румынскому меньшинству, и, соответственно, проживающих в Румынии лиц, которые считают себя по своему происхождению принадлежащими к российскому меньшинству, независимо от того как их называют в обществе и мест их проживания на территории каждой из Договаривающихся Сторон.

С этой целью Договаривающиеся Стороны применяют нормы и стандарты Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы.

Договаривающиеся Стороны через свои компетентные органы сотрудничают в решении вопросов, связанных с выявлением, учетом, обустройством, обеспечением сохранности и поддержанием в надлежащем виде российских воинских захоронений и памятников на территории Румынии и румынских воинских захоронений и связанных с ними памятных сооружений на территории Российской Федерации.

Договаривающиеся Стороны создают необходимые условия для расширения прямых связей между политическими, профсоюзными, профессиональными, женскими, молодежными и другими организациями и ассоциациями обоих государств.

Они поощряют прямые контакты между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления Российской Федерации с одной стороны и административно-территориальными единицами и органами местной администрации Румынии с другой стороны, включая обмен опытом деятельности в сфере городского хозяйства, коммунальных услуг, охраны правопорядка и в других областях в пределах их компетенции.

Договаривающиеся Стороны взаимодействуют в борьбе с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях. Они выступают за укрепление международного сотрудничества по противодействию традиционным и новым формам террористических угроз в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, другими нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с организованной преступностью, отмыванием доходов, полученных преступным путем, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, ядерных и радиоактивных материалов, контрабандой, в том числе с незаконным перемещением через границы культурных ценностей.

Договаривающиеся Стороны совершенствуют механизмы оказания взаимной правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам.

Договаривающиеся Стороны поощряют расширение контактов между гражданами двух государств, включая взаимные поездки граждан в деловых, экономических, культурных и научных целях, а также по частным делам.

Договаривающиеся Стороны взаимодействуют в международных организациях, членами которых они являются или будут являться, и сотрудничают в выполнении обязательств, принятых в рамках этих международных организаций.

Для осуществления положений настоящего Договора Договаривающиеся Стороны заключат необходимые соглашения.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Настоящий Договор не направлен против какого‑либо третьего государства.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу на тридцатый день с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет.

Действие настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие не менее чем за один год до истечения соответствующего периода его действия.

Читайте также:
Лас Америкас – Тенерифе, лучшие пляжи и достопримечательности

Совершено в Москве 4 июля 2003 года в двух экземплярах, каждый на русском и румынском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Черногория ушла в НАТО: как это отразится на отношениях с Россией?

  • Автор Сергей Танеев
  • Понедельник, 05 Июнь 2017 15:10
  • Печать

Отношения с Черногорией, которую до недавнего времени в России считали чуть ли не братской, оказались испорчены до предела. Сегодня это государство официально становится 29-м членом НАТО. Как это отразится на взаимоотношениях с Москвой?

От любви до ненависти

Отношения испортились окончательно из-за вступления Черногории в НАТО. Но взаимное охлаждение началось намного раньше. В 2015 году Черногория совсем не по-братски примкнула к антироссийским санкциям. Еще раньше, в 2006 году, она окончательно отмежевалась от Сербии и откровенно взяла курс на европейскую и североатлантическую интеграцию.

В России посчитали, что решение присоединиться к НАТО принималось без учета мнения народа. Вопрос действительно не выносился на референдум, хотя у судьбоносного шага было множество противников. В ответ черногорский МИД обвинил Москву во вмешательстве во внутренние дела и в желании диктовать внешнюю политику. Было даже заявлено, что российские власти стояли за попыткой местных националистов устроить покушение на премьер-министра и свергнуть правительство. В Москве назвали обвинения абсурдными и объяснили стремлением официальной Подгорицы оправдать в глазах собственного населения ускоренное движение в натовские ряды.

Очередной пик взаимных претензий пришелся на минувший май. В московском аэропорту Домодедово был задержан и депортирован на родину депутат парламента Черногории Миодраг Вукович, летевший транзитом в Минск. Черногорские СМИ сообщили о «черном списке» из 70 официальных лиц, в который якобы входят нынешний и бывший премьер-министры, спикер парламента и 46 депутатов, голосовавших за вступление в НАТО.

В российском МИД наличие списка отрицать не стали и посоветовали политикам, которые планируют поездку в нашу страну, предварительно уточнять в дипломатическом представительстве свой статус. В качестве ответного жеста в Подгорице буквально пару дней назад был обнародован список российских высокопоставленных лиц, которым запрещен въезд в Черногорию из-за украинских событий. В число персон нон грата попали, в частности, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, глава Чечни Рамзан Кадыров и несколько видных депутатов. Как говорится, нашла коса на камень.

До свидания, безвиз

Дружба России и Черногории всегда носила в первую очередь эмоционально-духовную окрашенность. Ее подпитывали родство языков, общая религия и полузабытые воспоминания о героическом прошлом, когда Российская империя помогла балканским народам сбросить османское иго.

Граждан нынешней России привлекают в Черногории возможность размещения практически на любой бюджет, дружелюбие местных жителей и то, что повсюду можно объясниться по-русски – в итоге обязательно поймут. А самое главное достоинство – безвизовый режим. Доля отпускников из России в общем потоке туристов в лучшие годы составляла 30 процентов и больше.

Симпатии рядовых черногорцев к российским гостям, привозящим в небогатую страну реальные деньги, наверняка никуда не денутся. А вот с визами, если дело уже дошло до взаимных санкционных списков, может возникнуть вопрос. Есть дополнительный риск. Став с 5 июня полноправным членом НАТО, Черногория будет не менее упорно стремиться и в ЕС. И вполне может в одностороннем порядке отменить безвизовый режим с Россией, чтобы заранее соответствовать всем требованиям Евросоюза.

В случае любых ограничений в наиболее сложной ситуации рискуют оказаться те российские граждане, которые успели обзавестись в Черногории домами и квартирами. Для продолжительного пребывания в стране им и сейчас приходится регулярно обновлять временный вид на жительство. Говорят, что это формальная процедура. Пока формальная.

В нынешнем году продолжает действовать межправительственное соглашение о безвизовом обмене, когда речь идет о кратковременных поездках с туристическими целями. А в Российском союзе туриндустрии выражают оптимистическую уверенность, что, несмотря на настоятельные предостережения МИД, поток российских туристов в Черногорию останется как минимум на прошлогоднем уровне. Нашего человека сложно напугать.

Ниже просто некуда

Как скажется политика на экономических контактах? Практически никак. Несмотря на родственные чувства, деловые связи и в лучшие времена оставались предельно скромными. А в самые последние годы они и вовсе почти сошли на нет.

Главным объектом российско-черногорской дружбы, как сказали бы в советские времена, служил алюминиевый комбинат в Подгорице. По сути, он был единственным значимым предприятием в Черногории, давал работу более чем тысяче рабочих и обеспечивал 15% ВВП.

Крупный пакет акций комбината принадлежал структурам Олега Дерипаски. Однако несколько лет назад черногорские власти обанкротили предприятие и за бесценок продали местной компании. При этом они отказались компенсировать потери прежних акционеров. Наш олигарх едва ли сильно обеднеет, лишившись черногорской собственности, но происшедшее явно не добавляет розовых красок к общему фону.

В списке внешнеторговых партнеров России Черногория занимала неброское место в середине второй сотни. А основными торговыми партнерами самой Черногории стали соседние республики бывшей Югославии, а также Италия, Греция, Германия. В импорте главенствующая роль принадлежит Китаю.

В прошлом году товарооборот между Россией и Черногорией составил чуть больше $27,6 млн, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом почти на 7%. В первом квартале нынешнего года – всего $3 млн. Ниже вроде бы некуда.

Самой заметной статьей черногорского экспорта в Россию до сих пор оставались вина из балканских сортов винограда – красное «Вранац» и белое «Крстач». Но как это уже не раз случалось с продуктами и напитками из других стран в моменты политических обострений, на горизонте возник бдительный Роспотребнадзор. Недавно было объявлено, что в черногорских винах найдены пестициды. Поставки приостановлены, а уже закупленные партии вина стали изыматься из торговой сети.

«Антироссийская риторика — ошибочный подход»: глава МИД Черногории — о внешнеполитических приоритетах и диалоге с РФ

— С каким наследием предыдущих властей и проблемами в сфере международных отношений столкнулось новое правительство?

Читайте также:
Особенности отдыха с ребенком в Геленджике

— Внешнеполитические приоритеты Черногории были установлены в 2006-м, когда мы обновили нашу независимость, может, даже раньше. Среди них, разумеется, «европейская перспектива» Черногории — членство в Европейском союзе, надёжное союзничество в рамках НАТО, стабильное сотрудничество с другими странами региона. А также, несомненно, и налаживание сотрудничества с ключевыми мировыми игроками и великими державами, среди которых Россия, конечно же, занимает достойное место. 30 августа прошлого года у нас прошли выборы, впервые за тридцать лет сменилась власть. Лидеры победившей коалиции — премьер Здравко Кривокапич, спикер парламента Алекса Бечич и вице-премьер Дритан Абазович — подписали соглашение, согласно которому внешнеполитический курс страны не будет меняться. Соответственно, членство в ЕС остаётся главным приоритетом.

Мы полностью согласовали с Евросоюзом свой курс в сфере внешней политики и безопасности. И поэтому мы ввели рестриктивные меры, которые не считаем антироссийскими, поскольку они не затрагивают граждан РФ, а носят индивидуальный характер. Мы не считаем их недружественными и агрессивными ещё и потому, что такие же ограничения введены в отношении Турции — нашего друга и союзницы по НАТО. То есть мы присоединяемся к европейским санкциям не потому, что имеем что-то против России, Турции или какого-то ещё государства, а лишь потому, что членство в ЕС для нас — приоритет.

Отмечу, что недавно отношения между Российской Федерацией и Черногорией находились в определённом застое и предыдущее правительство выступало с антироссийской риторикой. Этот нарратив мы хотим изменить и желаем сотрудничать с Россией во всех областях, представляющих совместный интерес, но так, чтобы это не противоречило нашим обязанностям по согласованию своей политики с Западом.

Мы могли бы сотрудничать в области туризма, экономики, авиасообщения, культуры, образования и так далее. Добавлю, что наше правительство готово возобновить политический диалог с Российской Федерацией как раз по тем направлениям, которые премьер Черногории и я обсуждали недавно в телефонном разговоре с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым.

— Вы утверждаете, что следуете политике ЕС. Но ведь на пути в союз находятся и другие страны региона, которые, однако, не вводят санкции против России. Даже член НАТО Македония пока отказывается это делать. А премьер Кривокапич в одном из интервью заявил: «Нынешняя ситуация абсурдна: представьте, что вы как маленькое государство вводите санкции против такого огромного, как Россия. Такие решения руководствуются не интересами граждан, а «спускаются» нам из других, очень интересных сфер».

— Это хороший вопрос, и я рад, что вы мне его задали, ведь я люблю разоблачать мифы. Ранее я возглавлял Дирекцию МИД по Евросоюзу и могу назвать себя довольно хорошим знатоком процессов, связанных с ЕС. Да, Македония, являясь членом НАТО, действительно не ввела санкции против России. А знаете почему? Потому что она ещё не начала переговоры о членстве в ЕС и вот только должна к ним приступить. Мы же ведём их уже восемь лет. В этом вся разница.

— Но Македония давно идёт по пути евроинтеграции и выполняет все остальные требования Брюсселя.

— Я общался с македонскими коллегами. Согласованность Македонии со всеми мерами ЕС составляет 95%. Единственное, что пока не согласовали, но согласуют, когда начнутся переговоры, — это обязательство проводить общую внешнюю политику и политику безопасности Евросоюза. Знаете, я бы не использовал выражение «санкции» — это звучит как наказание. Ведь санкции относятся к целому народу. В данном случае это рестриктивные меры, которые введены против России, и относятся они к отдельным личностям и компаниям, которые связаны с ситуацией на Украине. То есть простой российский гражданин не находится под санкциями Черногории.

— Премьер-министр также заявлял, что Черногория «не может позволить себе роскошь» вводить санкции против России. При этом, согласно социологическим исследованиям от 2016 года, менее 10% граждан поддерживают антироссийские санкции. Как бы вы это прокомментировали?

— Я считаю, что никто в мире не рад тому, что должен вводить санкции против кого-то. Если спросите среднестатистического черногорского гражданина, поддерживает ли он ввод санкций против кого-либо, то он вам, конечно, ответит «нет». Но если вы спросите его или абсолютное большинство граждан, в каком направлении стоит двигаться стране, то 80% скажут, что необходимо вступать в Европейский союз. Другими словами: счастливы ли мы, что ввели эти санкции? Нет. Хотим ли мы враждовать с кем-либо в мире? Ни в коем случае. Думаю, никто в Европе не испытывает счастья из-за подобных отношений, которые сейчас сложились между ЕС и РФ. Однако если мы разделяем ценности с Евросоюзом, где не только я, но и 80% черногорских граждан хотят быть, то мы должны брать на себя такие же риски, точно так же получать выгоды и нести убытки от всего происходящего (согласно социологическим исследованиям, опубликованным прошлой осенью NATO Foundation, позитивное отношение к ЕС имеют 54% черногорцев. — RT).

Но точно так же, как великая и сильная Россия имеет абсолютно легитимное право искать своё счастье в глобальной политике, так и маленькая, не такая сильная Черногория и её народ имеют право искать счастье в этом мире. А ищем мы своё счастье на Западе. Повторюсь: данные санкции не являются недружественным актом.

— Резюмируя: на данный момент у Подгорицы не существует механизма для отмены или смягчения санкций в отношении России?

— Поясню, как вводятся рестриктивные меры. Совет Европейского союза принимает решение продлить рестрикции против России по определённому вопросу. И обращается к странам-кандидатам: «Хотите присоединиться к этим мерам? Если да — то у вас есть срок до такого-то числа в этом месяце». То есть это не ООН, здесь нельзя воздержаться. Можно только присоединяться или не присоединяться. Можем ли мы не присоединяться? Конечно, можем. Но как экстремально еврофильская страна, мы должны понимать, будет ли это в наших стратегических интересах. Думаю, нет.

Читайте также:
Флэтайрон-билдинг в Нью-Йорке — подробная информация с фото

Если посмотреть на показатели товарообмена, то, по последним данным (опустим 2020-й год, поскольку он нерепрезентативен из-за пандемии), в 2019 году между Евросоюзом и Черногорией оборот составлял €1,4 млрд, а с РФ — всего €11 млн. В сто раз меньше. Так что, поставил ли нам кто-то ногу на шею? Нет. Мы остаёмся независимой страной и планируем сохранить суверенитет, но вопрос в том, куда наш народ хочет двигаться в принципе.

— Если говорить о стратегических приоритетах, Черногория сильно зависит от туризма, а практически каждый третий гость к вам приезжает из России. Это огромный доход для бюджета. Но вы ожидаете, что Москва не будет в ответ ограничивать поток туристов, несмотря на то что Подгорица сохранит антироссийские санкции?

— Посмотрите, какие меры были введены в отношении Российской Федерации и какие ответные меры она ввела против Черногории. Туризм они не затрагивают.

Статистика может сказать многое. Если мне не изменяет память, в 2014 году, когда Черногория впервые присоединилась к санкциям (а в 2012-м мы начали переговоры о вступлении в ЕС и обязались следовать общему курсу в сфере внешней политики и безопасности), российских туристов насчитывалось около 320 тыс., а через пять лет этот показатель вырос до 380 тыс.

Почему за пять лет следования внешнеполитическому курсу Евросоюза число российских туристов только выросло? Потому что, по моему глубокому убеждению, российские граждане понимают, что Черногория ничего против них не имеет, что всё это относится лишь к сдерживанию отдельных личностей, которые имеют ту или иную причастность к событиям на Украине. Повторюсь: нынешнее правительство не хочет иметь антироссийский нарратив.

— Значит, новое руководство отличается от предыдущего лишь нежеланием иметь антироссийский нарратив?

— Предыдущее правительство, по-моему, действовало ошибочно в отношении Российской Федерации. По моему скромному мнению, они представляли санкции — простите, рестриктивные меры против России — как наказание за напряжённость в отношениях между Подгорицей и Москвой. Но это неверный подход. Рестрикции против России вводятся не потому, что мы антироссийские, а потому, что мы проевропейские. Я говорю по-русски, мои сыновья имеют русские имена — Алексей и Павел, но при этом у меня нет дилеммы, в каком направлении должна двигаться моя страна.

Итак, проблемой был нарратив. Вы не можете поддерживать хорошие отношения с РФ, выступая при этом с антироссийским нарративом, который изобличает Москву как некое зло и источник всех бед Черногории.

И снова позвольте мне высказать экспертное наблюдение: ряд других стран ЕС, с которыми Россия поддерживает хорошие отношения и отлично сотрудничает, вроде Хорватии, Словении, Болгарии, Венгрии, — все они без исключения присоединяются к рестриктивным мерам. И думаю, что Черногория заслуживает идентичного подхода со стороны России.

— Какие конкретные сферы тогда, по-вашему, остаются для развития сотрудничества с Россией?

— Например, сфера туризма. Вы абсолютно правильно сказали, что примерно треть туристов в Черногорию приезжает из РФ. Россиянам нравятся Черногория и черногорцы из-за близости языков, традиций, культуры и так далее.

Должен упомянуть, что в этом году мы отмечаем 15-летие установления дипломатических отношений между независимой Черногорией и Российской Федерацией, а также, что не менее важно, 310 лет установления первых политических контактов между нашими странами. Полагаю, эту годовщину многовековых традиционных отношений можно было бы отметить замечательным культурным мероприятием.

Так что, несмотря на однозначные внешнеполитические приоритеты, мы готовы развивать конструктивное сотрудничество с Россией во всех областях, представляющих обоюдный интерес.

Ещё одна сфера, где бы мы могли для сотрудничать, — это усиление договорной и правовой базы между двумя странами. И полагаю, что в ознаменование упомянутого юбилея мог бы состояться и визит, в том числе мой, в Россию. Так что определённо есть место для развития отношений в области туризма, авиасообщения, культуры, экономики, образования и медицины.

— Существует ли риск, что оттепель в отношениях между Подгорицей и Москвой и развитие сотрудничества с Россией, её инвестиции в Черногорию будут восприняты Западом как «расширение российского влияния»?

— Я не знаю ни одной страны в ЕС, которая бы не сотрудничала с Россией. Имеет ли Россия свои интересы на Балканах? Вероятно, да. Но, повторюсь, идея евроинтеграции в Черногории доминирует настолько, что наше правительство не воспринимает влияние любой третьей стороны как нечто, что может сбить нас с этого пути. А что касается сотрудничества — вы прекрасно знаете, что ряд государств — членов ЕС очень близко сотрудничают с Россией. Следовательно, такой же принцип должен действовать и в отношении Черногории, разве не так?

— Как продвигается борьба с эпидемией коронавируса в Черногории?

— Ситуация в стране непростая. Она была очень тяжёлой, когда новое правительство пришло к власти. Мы получили партию вакцин из России, первые 10 тыс. доз из предусмотренных 50 тыс. И пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность РФ за помощь в борьбе с пандемией — ведь, несмотря на те или иные политические отношения между отдельными государствами, против вируса мы все должны бороться сообща. Пандемия не знает геополитики. Люди умирают и в России, и в Черногории, и во Франции, и в США, Британии, Германии — повсюду. Наш план — к началу сезона иметь 70% населения с иммунитетом, куда входят и привившиеся от коронавируса, и переболевшие им.

Читайте также:
Фотографии Гагры

— Недавно в интервью министр здравоохранения Черногории заявила, что Подгорица заказала на данный момент в общей сумме 250 тыс. доз вакцины «Спутник V», что может закрыть значительную часть потребностей страны в препарате. Какое значение для нормализации ситуации и восстановления экономики страны имеет российская вакцина?

— Мы действительно ведём интенсивные переговоры с российской стороной с целью закупить как можно больший объём вакцин. Параллельно мы на связи с Китаем, который нам предоставил около 30 тыс. доз вакцин Sinopharm. Также нам поможет и Евросоюз. Кроме того, Черногория через инициативу ООН COVAX заказала 250 тыс. доз препарата. Если взять в сумме все вакцины, которые мы потенциально должны получить, то COVID-19 в Черногории будет полностью искоренён.

— Пришлось ли вам столкнуться с критикой со стороны Запада в связи с закупкой российской вакцины, которую там нередко называют «гибридным оружием Кремля»?

— Мне как министру иностранных дел, конечно же, известен термин vaccine diplomacy. Но я ещё не слышал ни от кого, что нельзя покупать российскую вакцину по той или иной причине. Не хотел бы называть конкретные государства, но мы прекрасно знаем, что отдельные европейские страны используют российскую вакцину для иммунизации своих граждан. Итак, возвращаемся к моему изначальному тезису: COVID-19 не знает геополитики. Мы как ответственное правительство и я как министр иностранных дел, конечно, вели переговоры о закупке вакцин и с европейскими друзьями, и с КНР, и РФ, и с Великобританией (насчёт AstraZeneca). На данный момент вакцины, наверное, — самый востребованный продукт в мире.

Хотел бы также разоблачить миф, что Евросоюз оказывает какое-то давление на некоторые страны, чтобы они ни в коем случае не закупали российские вакцины и не попали, таким образом, под влияние РФ. Я встречал эти утверждения в СМИ. Могу сказать, что недавно я был на встрече в НАТО, где присутствовали все министры иностранных дел стран альянса. А до этого у меня было большое число двусторонних встреч и телефонных разговоров — и с немецким министром, и со словацким, и с венгерским, — и никто и слова не сказал об этом.

Нас в Черногории всего 600 тыс. человек, и мы, правительство, заботимся о здоровье наших граждан. Наши партнёры из Европы прекрасно это понимают. А почему понимают? По той простой причине, что они сами пользуются российскими вакцинами.

— Недавно вице-спикер скупщины Черногории Страхиня Булайич заявил о необходимости возобновления дружеских отношений с Россией и анонсировал формирование групп дружбы с российской Государственной думой. Как в правительстве относятся к данной инициативе?

— Парламент Черногории — отдельный орган, и правительство, являясь исполнительной ветвью власти, не может никак повлиять на него в этом вопросе.

Насколько мне известно, ранее у нас была группа дружбы с Россией, однако в последнее десятилетие наши отношения не были на должном уровне. Если эта инициатива будет реализована, я лично не имею ничего против.

— Ряд стран создают «балканский мини-шенген». Черногория пока не присоседилась к этому проекту. Почему?

— На данный момент наша страна участвует более чем в 30 региональных инициативах. Когда «мини-шенген» только появился, мы начали разбираться, в чём его суть и какие он даёт преимущества, не дублирует ли он уже существующие в регионе инициативы.

Параллельно с ним был запущен Берлинский процесс — проектная инициатива, предложенная канцлером Меркель в 2014 году с целью укрепления связей внутри региона через свободу передвижения товаров и граждан, развитие экономических связей, продвижение экологической повестки и так далее.

Осенью прошлого года был подготовлен план действий по совместному региональному рынку, который включает в себя все те свободы, которые имеются в рамках «мини-шенгена», плюс дополнительные преимущества от того, что этот рынок объединяет шесть государств. А самый сильный аргумент в пользу Берлинского процесса — то, что его полностью поддерживает ЕС.

По сравнению с ним «мини-шенген» обеспечивает более низкий уровень сотрудничества и интеграции. Поэтому на данном этапе он попросту не нужен Черногории.

— Какого успеха достигла Черногория на пути евроинтеграции? Не опасаетесь ли проблем, связанных с ужесточением критериев для вступления в ЕС и замедлением расширения союза в целом? Каков ваш прогноз относительно вхождения в Евросоюз?

— Подгорица уже восемь лет ведёт переговоры с Евросоюзом. Причём мы их начали при более жёстких критериях, чем были ранее. Конечно, мы приняли и новую методологию, выдвинутую Францией и другими странами. Почему? Потому что нам нечего скрывать — у нас нет теневой повестки и резервных планов. Мы искренни как с европейскими партнёрами, так и с Россией. В любой точке мира я скажу одно и то же: идея евроинтеграции для Черногории не имеет альтернативы.

Произошло ли некоторое замедление в процессе расширения ЕС? Произошло. Да, приняты более строгие принципы для вступления. И подход merit-based («в соответствии с выполненными критериями». — RT) вполне справедлив. Поэтому мы приняли решение дать шанс данной методологии, в рамках которой переговоры ведутся по тематическим блокам.

А что касается даты вступления — я бы не делал ставок. Лишь напомню слова господина еврокомиссара (по вопросам соседства и расширения. — RT) Оливера Вархели, который заявил, что до конца мандата миссии хотел бы, чтобы хотя бы одна из стран-кандидатов стала членом ЕС. И я бы всей душою хотел, чтобы это была Черногория.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: