Мечеть Марджани в Казани — подробная информация с фото

Мечеть аль-Марджани в Казани

Мечеть аль-Марджани в Казани, имеющая также названия Первая соборная, Юнусовская или Эфенди (Господская) — это одна из первых мечетей города, которая была основана в 1770-х годах. Мечеть входит в комплекс достопримечательностей Старо-татарской слободы.

История

Однажды императрица Екатерина II посетила Казанскую губернию и очень удивилась гостеприимству местных жителей. Настолько, что вернувшись она выпустила указ «О терпимости всех вероисповеданий» и разрешила мусульманам строительство каменных мечетей. Так была построена двухэтажная аль-Марджани, внутри которой расположены два зала, а снаружи — трехъярусный минарет.

Строительство мечети велось только с помощью пожертвований простых жителей. По свидетельствам истории — 62 человека смогли собрать огромную для того времени сумму, составляющую 5 тысяч рублей. Большую часть суммы пожертвовала семья купцов Юнусовых, также они помогали деньгами и после окончания строительства — на содержание и расширение мечети.

Интересно, что во время спешного строительства мечети Марджани в Казани, архитекторы не точно рассчитали угол направления на Мекку, поэтому мечеть все еще имеет неправильное направление.

В мечети в свое время велось преподавание не только обязательного богословия, но и новинок для того времени — истории, астрономии, геометрии. В советское время это была единственная мечеть Казани, и все мусульмане города приходили сюда совершать намаз.

Восстанавливать внешний вид памятника архитектуры начали в 1996 году. Также, как и изначальное строительство мечети, реставрация выполнялась с помощью добровольных пожертвований верующих и меценатов. Часть денег также была выделена государством, благодаря чему к 2001 году мечеть полностью восстановила свой облик.

Кроме того, во время реставрации появилась мысль о строительстве большого мусульманского комплекса, связанное с тем, что количество традиционно верующих увеличивается из года в год, поэтому появляется необходимость развития услуг для этого сословия. В планах создать кафе и базы отдыха, специализированные магазины и детские сады для мусульман. Имам создал проект окружающей инфраструктуры, который в данное время постепенно претворяется в жизнь. К примеру, уже открыто кафе «Марджан» с продукцией халяль, а также магазины мусульманской еды и одежды, в особенности для женщин. Дети мусульман могут посетить специализированный досуговый центр, а их мамы в это время порадовать себя массажным кабинетом и даже специальным женским фитнес-центром. В будущем планируется реставрация различных близлежащих памятников архитектуры, открытие новых музеев, и главное — мусульманской поликлиники.

А в самой мечети аль-Марджани сейчас часто проводят традиционный исламский ритуал заключения брака под названием «никах», а также различные культурные мусульманские мероприятия, например, Курбан-байрам, Ураза-байрам и другие.

Поблизости от мечети находятся такие достопримечательности, как здание Духовного управления мусульман Татарстана, Казанский исламский колледж, а также различные торговые лавки с мусульманской литературой и продуктами халяль.

Интерьер и экстерьер

За основу при строительстве был взят стиль барокко, глядя на мечеть, кажется, что в ней спроектировали такое количество различных элементов декора, на которое хватило всех собранных денег.

Чуть позже к зданию была пристроена уникальная ажурная ограда с воротами, на двух концах которых стоят закругленные башенки. Мечеть является уникальным памятником традиционной татарской архитектуре — на наличниках окон красуется традиционный цветочный орнамент, а противостоят ему массивные колонны. Внутри мечети выделено несколько зон: на первом этаже находятся хозяйственные помещения, поэтому интерьер здесь простой, не содержащий особенных украшений. Второй этаж — это основная зона, на нем находятся залы для молитв, которые украшены великолепной лепниной и прекрасными позолоченными орнаментами с лилиями. Во всем интерьере мечети аль-Марджани видны барочные мотивы.

Практическая информация для посещения мечети

Мечеть Марджани открыта для посещения туристами, но только с соблюдением определенных правил, общих для всех религиозных исламских достопримечательностей. Женщинам при посещении мечети необходимо быть в закрытой одежде, обязательна длинная юбка и покрытая платком голова. Обувь все туристы без исключения должны оставить при входе в мечеть. Во время молитв посторонние в здание не запускаются, ведь по пятницам и в праздничные дни сюда приходит огромное количество верующих мусульман, поэтому иногда, когда все желающие не поместились внутри мечети, намаз читается во дворе. Если вы слышите, что муэдзин призывает к молитве с минарета — значит вход в мечеть аль-Марджани закрыт.

Как добраться до мечети Марджани в Казани

Мечеть расположена недалеко от центра города Казань, практически на самом берегу озера Нижний Кабан. До этого места ходит множество автобусных маршрутов. Есди поехать на автобусах под номерами 5, 23, 56, 68, 71 и 72, то выходить нужно на остановке улица Юнусовская. Автобусы под номерами 5, 6, 23, 56 и 72 останавливаются на улице Каюма Насыри. От этих остановок необходимо будет пройти небольшое расстояние пешком, это займет не более 5 минут. Также можно воспользоваться услугами такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim и другие.

Мечеть аль-Марджани на google-панорамах

Интерьер мечети аль-Марджани на google-панорамах

Мечеть Марджани в Казани

Мечеть Марджани в столице Татарстана — это обитель, являющаяся воплощением многоконфессиональной веротерпимости в России, которую провозгласила еще императрица Екатерина II в 18 столетии. На протяжении двух веков обитель являлась самой большой и важной в Казани. Мечеть, помимо основного, имеет и другие названия. Ее именуют, как Первая соборная, Юнусовская. Святыня старо-Татарской слободы находится на пересечении двух улиц КаюмаНасыри и побережья водоема Нижний Кабан. Месторасположение отличается живописностью. Само здание выступает в роли знакового воплощения многоконфессиональной терпимости к вере. Памятник архитектуры посещает большое количество туристов России и из других стран. Он восхищает своей архитектурой, сложной историей и обилием тайн. Непременно стоит посетить это место в рамках экскурсии по столице.

Читайте также:
Фотографии Мыса Сарыч

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Здание находится по адресу — Каюма Насыри, 17. Найти достопримечательность легко, так как она находится в самом центре города. Если вы приехали на электричке, то от вокзала ходят автобусы под номерами 1, 6, 35, 63, 99, 74. Также отправляются с этой же остановки троллейбусы — 5 и 10. Удобно пользоваться метро. Выход делается на станции «Площадь Габдуллы Тукая». Удобно совершать поездку в Казань экскурсионным туром. Так, вы сможете узнать о существовании и многих других достопримечательностей.

История

Памятник истории татарского народа имеет историческое прошлое длиною в два века. Длительное время это была единственно действующая обитель в Казани. Остальные не функционировали. Здание построено из кирпича и состоит из двух этажей. Первый ярус был возведен с разрешения императрицы на средства прихожан (1766-1770 гг.). В общей сложности в строительстве приняло участие 62 человека. Было собрано около 5000 рублей. После посещения императрицей Слободы в 1767 году было принято решение о возведении двух мечетей из камня. Екатериной Великой был собственноручно подписан большой наказ. Правительство сама указала место для будущих святынь.

Казанская Соборная мечеть Марджани возводилась при участии местных татарских мастеров. Стройка шла по задумке В. Кафтырева. Именно он занимался перестройкой Нижнего Новгорода после пугачевского восстания. Использовались генеральные планы и «образцовые проекты», являющиеся едиными в России. В итоге обитель «Марджани» стала главным украшением города. Каменный орнамент, булгаро-татарский узор вызывает восторг у наблюдателя.

Минарет мечети монтирован на четырехскатную крышу зеленого цвета. Такой вариант строения характерен для татарского зодчества. Обитель названа так неслучайно. Так в империи называли известного религиозного реформатора. Это был ученый и историк, который служил в святыне в роли имама (1867-1881 гг.). Недалеко от постройки находится дом Марджани и медресе. Здесь священнослужитель обучал своих учеников религии, учитывая при этом научную точку зрения об устройстве мира.

Архитектура и внутренний декор

Святыня возведена в таком стилистическом направлении, как провинциальное барокко. Татарские мастера смогли умело подойти к данному вопросу, не забыв об использовании древних булгарских мотивов. Строение в два этажа обладает Т-образно пристройкой, расположенной с северной стороны. Войти в здание можно с юга. Здесь находится правое крыло пристройки.

Обитель разделяется на функциональные зоны. Первый этаж – это хозяйственные корпуса. Второй этаж используется для молельных залов. Перекрытие помещений выполнено при помощи сводов. Второй этаж особенно прекрасен. На сводах монтирован объемный узор из лепнины. Орнамент является растительным и включает в себя мотивы декоративно-прикладного искусства. Лепнина смотрится реалистично. Она выполнена в голубых, зеленых, золотистых тонах.

С правой стороны вы увидите дверь. Она делит залы на две части. Лестница тянется к минарету. Она является винтовой и открывает выход к круговому балкону. Ярусы минаретов отличаются сдержанной отделкой.

Оконные проемы, наоборот, богато украшены. Они оснащены наличниками в стиле барокко, одиночными и сдвоенными пилястрами с элементами татарского декоративно-прикладного искусства.

Здание является памятником архитектуры федерального значения. Инициатором проекта являлся Абубакир Ибрагимов. Это был великий авторитетный религиозный деятель. Абубакир — заседатель Оренбургского магометанского духовного собрания. Не раз был переизбран на данную должность. После его кончины имам-хатибом в 1793 году стал Ибрагим Хузяш.

Первоначально кровля была покрыта дранкой. В 1795 году было принято решение провести ремонт. Крышу покрыли пилеными досками. В 1797 году состоялся пожар. Провели снова перекрытие конструкции. На этот раз использовали жесть. В 1860 году вокруг обители появилась красивая ограда, выполненная из камня. Решетчатое ограждение снесли по причине ветхости.

К 1863 году Михраб стал находиться немного восточнее. Строение стало значительно больше. Сделали окно. В 1885 году провели комплекс работ, направленных на укрепление минарета. Появилось на территории еще одно здание. Большая доля восстановительных работ проводилась за счет пожертвований. Марджани с трепетом произносил имена вкладчиков, как символ благородства и бескорыстия.

В 1850 году духовным наставником мечети выступал ученый ШагабутдинМарджани. Данный человек создал большое количество научных работ. Им написана известная во всем мире книга «Мустафад ал-Ахбар». Не стало деятеля в 1889 году. Мусульманскую общину возглавил его сын — МухаметбурганутдинМарджани. Новый правитель постоянно болел и принимал по этой причине мало участия в жизни мусульман. Поэтому, основная доля обязанностей возлагалась на ХайрутдинаИсхакова. У этого человека был достаточно тяжелый характер. В связи с этим, он не уделял должного внимания нуждам прихожан.

У людей возникало беспокойство по данному поводу. Поэтому, в качестве помощника местные жители решили выбрать ахунаСафиуллу Абдуллина. После этого ситуация наладилась. Прихожане были довольными. В роли последнего священнослужителя выступал внук ШигабутдинаМарджани. В этот период произошло объединение Левой набережной Кабана и несколько улиц. Сегодня святыня посещается многочисленными гостями. Среди них есть даже делегации зарубежных стран. Это визитная карточка республики.

С 1995 года сегодня руководителем объединения мусульман является Мансур-хазратДжалалетдин. У прихожан и верующих из других городов святыня пользуется большим спросом. В праздничные дни собирается много людей. На молитву в пятницу количество пришедших достигает 600-700 человек. Во время мусульманских праздников все желающие не могут поместиться в здании. Поэтому, нередко намаз для людей организуется снаружи, на небольшой площади, которая примыкает к строению.

Читайте также:
Я летел на чартере, его задержали, а мне - доплатили!

Сегодня государством созданы максимально благоприятные условия для веры. Превознесение ислама достигнуто благодаря стараниям имама– Мансура-Хазрата. Вокруг святыни образовалось много социальных построек. Возвели дом для сирот, престарелых людей, медицинский центр, мастерские для занятия народным промыслом. Это центр ислама в Поволжье. Вблизи есть небольшой магазин с продуктами, где продаются разрешенные для ислама товары.

С 2001 года здание закрылось на реконструкцию. Она завершилось к празднованию его 1000-летия. На данный процесс планировалось выделить около 27 миллионов рублей. Над всей необходимо проектной документацией работает ГУП «Татинвестгражданпроект».

Власти столицы гордятся своими мечетями. Ведь они являются отражением истории, культуры, традиций республики. В них хранятся важнейшие исторические страницы, содержащие как радостные, так и трагические моменты. За состоянием духовных центров тщательно следят.

Мечеть хранит в себе надмогильный каменьМухаммад-гали бека. Сегодня место является таким же популярным, как и в прошлом. Оно используется для проведения собраний, конкурсов, разнообразных культурных мероприятий. Территория нередко применяется для организации ярмарок и выставок. Это место для поведения обрядов Курбан-байрама. Здесь часто разбиваются шатры, проводятся мусульманские праздники. Многие туристы специально приезжают сюда для посещения ярмарки мусульманской литературы.

В комплексе других зданий выделяется мухтасибат города Казани Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. Через дорогу есть магазинчик символики Ислама. Здесь можно будет приобрести несколько полезных книжных изданий. Вблизи есть кафе, где вы можете остановиться, чтобы перекусить.

Интересные факты о святыни

Возведение минарета началось в 18 веке. Власти города написали письмо императрице. В нем содержалась информация о том, что сооружение получилось чрезмерно высоким. На что императрица сказала, что ей было указано только место для святыни, а остальное все зависит от градоначальников. Минарет может иметь какую угодно высоту, так как небо не признано ее владением. Остроумный ответ строители взяли на вооружение. Древняя мечеть всегда являлась примером для подражания. Она выступала законодательством моды в мусульманском мире. Оригинальная форма здания легко узнаваема на всех фотографиях.

Изначально обитель носила другое название – Эфенди. Потом название сменилось на Юсуповскую в дань памяти семьи купцов в Казани, которая взяла на себя обязательства по уходу за объектом. Кстати, Юсуповы и в настоящее время жертвуют средства на реставрационные работы. Сегодняшнее название появилось только в 19 веке. Так решили почтить память имама, который вел службу в 1850-х годах.

Здание характеризуется богатым убранством. Большая доля предметов интерьера была подарена знаменитыми личностями. Полумесяц, расположенный на наконечнике, покрыт позолотой, которая содержит большое количество драгоценного металла.

Посещение обители способно подарить истинное удовольствие. Святое место издали напоминает гору, покрытую снегом. Вершина видна из различных городских районов. Вокруг обители царит атмосфера гармонии и умиротворения. Культовое сооружение — центр ислама в Поволжье. Основная его деятельность направлена на организацию мирного существования религиозных объединений на планете.

Марджани славился упорством, смелостью, силой духа. Это была героическая личность, способная преодолеть многочисленные трудности и испытания на своем пути. Реформатор заложил фундамент для формирования новых направлений в религиозном образовании. Его педагогическая деятельность вбирала в себя такие науки, как астрономия, история, богословия, геометрия. Историк приобщал народ к знаниям мировой цивилизации. Он настаивал на учете русской культуры, не забывая об исконных татарских традициях. Медресе при мечети являлось центром реформ. Благодаря таланту великого деятеля Казань превратилась в город, который открыл свои двери для всего мира.

Сегодня столица Татарстана является крупным туристическим центром. Туристы, делегации приезжают сюда для того чтобы получить как можно больше информации об удивительном крае. Святыня аль-Марджани. За весь период своего существования она ни разу не прерывала службы. Обитель всегда являлась девствующей.

«Аль-Марджани»: как казанские татары добивались у Екатерины права на мечеть

Удивительная история первого соборного мусульманского храма столицы Татарстана. Часть 1-я

В дни, когда мусульмане Татарстана постятся в священный месяц Рамазан, уместно вспомнить, как в Казани появились мечети после ее завоевания Иваном Грозным. Самым первым каменным «домом Аллаха» в городе была мечеть «Аль-Марджани». История появления этого мусульманского храма довольно любопытна. «Реальное время» публикует отрывки из книги «Исторические мечети Казани» татарстанских историков Радика Салихова и Рамиля Хайрутдинова.

С высочайшего повеления «бабушки-императрицы» (мечеть «Марджани», «Первая соборная», «Старокаменная»)

Среди исторических и архитектурных достопримечательностей Старо-Татарской слободы есть памятник, вызывающий у мусульман вот уже на протяжении двух столетий особое чувство — чувство благоговения. Это одна из двух самых древних и первых в городе каменных мечетей, построенных после покорения Казанского ханства, ныне известная под именем выдающегося религиозного деятеля Шигабутдина Марджани.

Белоснежное здание с изящным минаретом и золотыми полумесяцами, величественно возвышающееся на высоком берегу озера Кабан, начинает свою историю с далекого 1767 года, когда губернский центр осчастливила визитом императрица Екатерина II. Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане сетовали на то, что пожар 1749 года и несправедливые действия местных властей лишили их естественного права отправлять свои религиозные обряды.

Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения. Фото iske-kazan.ru

Члены делегации, богатые казанские купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II, убежденная сторонница веротерпимости в государстве, повелела губернатору Андрею Никитичу Квашнину-Самарину издать соответствующее разрешение и не препятствовать татарам в строительных работах.

Читайте также:
Самостоятельные путешествия по Македонии: подробная информация

За кажущейся простотой принятия решения и благожелательного отношения к чаяниям казанских татар скрывается многовековая история борьбы мусульманской общины Казани за право свободно исповедовать ислам. Историю строительства мечети «Аль-Марджани» и развития ее махалли невозможно рассматривать в отрыве от фактов, событий и явлений, непосредственно повлиявших на судьбу исламской культуры в Казанском крае.

* * *

Следствием завоевания в 1552 году Казанского ханства стала активная миссионерская политика среди татарского населения края. Сами казанские походы проходили под воззвания митрополита Макария, призывавшего Ивана IV к борьбе «со всем христолюбивым воинством против супостат твоих, безбожных казанских татар, иже всегда неповинно проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святые церкви».

После взятия Казани войсками Ивана Грозного, в том числе и мечети, были разрушены. По свидетельству князя А.М. Курбского, в рукопашной схватке вместе с воинами, защищавшими город, погиб и цвет мусульманского духовенства: «И когда загнали их [воинов] к мечетям, которые стоят у царского двора, вышли тут навстречу их абазы и сеиды и муллы с главным их епископом, а на их языке великим ансари или эмиром по имени Кулшариф муллой, и бились с нашими так упорно, что погибли все до одного».

После взятия Казани войсками Ивана Грозного, ее дворцы и мечети подверглись разграблению и были уничтожены. Фото: Елена Сунгатова / art16.ru (Фиринат Халиков. Осада Казани)

Оставшееся в живых после битвы мусульманское население было выселено за пределы города. Только участвовавшим в покорении края и лояльным по отношению к русскому правительству, но не пожелавшим креститься служилым татарам, была выделена земля для поселения за озером Кабан. Таким образом в районе современных улиц Ш. Марджани, К. Насыри, Ф. Карима и З. Султана было положено начало Старо-Татарской слободе.

В 1565—1568 годах в ней насчитывалось 150 дворов. Большинство жителей занимались хлебопашеством вдали от города и на весь летний период выезжали в деревни. В слободе царили скученность и теснота, в каждом дворе проживало по 10 и более семей. Собственной татарской администрации в слободе не существовало. Своеобразным судебным органом, занимавшимся разбором различных дел и тяжб, являлась так называемая Татарская судная палата. Управленческие функции были возложены на четырех «прикащиков из детей боярских», проживавших в самой слободе. Писцовые книги сохранили имена «ка­занских жильцов» — Артемия Староельского, Ивана Товарищева, Ивана Головачева, Михаила Волкова.

В городском посаде, примыкавшем к кремлю, были поселены русские люди, переведенные из городов центральной России, торговцы и ремесленники. Татарам, проживавшим в слободе, запрещалось посещать русскую часть города. Подобное положение дел сохранялось и в первой трети XVII века. Немецкий путешественник Адам Олеарий (1603—1671), автор «Описания путешествия в Московию. », в 1630-х гг. писал о Казани: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни».

Однако, несмотря на все трудности, Старотатарская слобода к концу XVI века становится своеобразным мусульманским пригородом Казани. В ней возводятся мечети, рассматривавшиеся православной церковью как центры духовной оппозиции христианизаторской политики, проводимой руками Казанской епархии. В 1591 году митрополит Гермоген в своей челобитной царю Федору Иоанновичу с тревогой писал о появлении рядом с Кремлевским холмом мусульманских храмов: «Да прежде сего, от казанского взятия в сорок лет, не бывали в Татарской слободе мечети, а ныне де учали мечети ставить близко посаду, всего как из лука стрелить».

Адам Олеарий (1603—1671), автор «Описания путешествия в Московию. », в 1630-х гг. писал о Казани: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни». Фото tatmuseum.ru

В результате этого 18 июля 1593 года увидела свет «Царская грамота в Казань» о построении слободы с церковью и переводе туда из уезда новокрещенов, поколебавшихся от соседства с иноверцами в православной вере, о разрушении татарских мечетей, «с запрещением впредь строить оные…».

В ней утверждалось, что «указы отца нашего блаженныя памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, и наши о том в Казани есть, что мечетям татарским в Казани быть никак не велено, и то сделалось вашим [воеводским] небреженьем и оплошкою, так есте сбредили, да и к нам о том не писывали, а при прежних наших боярах и воеводах и дьяках мечети татарския ото взятия и по вас не бывали». Воеводам И.М. Воротынскому и А.И. Вяземскому в ультимативной форме было приказано: «И вы б мечети татарские все велели посметати и вперед мечети однолично ставити не велели».

Помимо разрушения мусульманских храмов, светским и духовным властям Казанского края вменялось в обязанность ужесточение контроля и надзора над новокрещенными татарами. В соответствии с царской грамотой воеводам предписывалось взять на учет всех новокрещен с женами и детьми в Казанском уезде и в пригородах, перевести в Казань и поселить их в специально отведенной для жительства слободе «меж русских людей, а татар бы близко не было». Так рядом со Старо-Татарской возникает Новокрещенская слобода.

История мечети Аль-Марджани: разрешение Екатерины II, реликвия эпохи Казанского ханства и артель инвалидов в советское время

250 лет назад началось строительство мечети Аль-Марджани – первого после падения Казанского ханства мусульманского храма, построенного с личного разрешения императрицы Екатерины II.

Страницы истории этой мечети и развитие ее махалли неразрывно связаны с событиями, повлиявшими на судьбу исламской культуры в Казанском крае. Первая половина XVIII века ознаменовалась массовым наступлением на права мусульман. Руководство Конторы новокрещенских дел насильственно принуждало иноверцев к принятию православия и преследовало мусульман. В губернии были насильственно крещены более 100 тыс. иноверцев, а к 1744 году было уничтожено 418 из 536 мечетей.

Читайте также:
Национальный музей Праги – главная сокровищница Чехии

О том, как татары получили «высочайшее позволение» Екатерины II на строительство каменной мечети в Казани, как храм пережил гонения на ислам в советское время и какая реликвия эпохи Казанского ханства хранится в стенах мечети, – в материале ИА «Татар-информ».

Екатерина II: «Небо не входит в мои владения»

История мечети Аль-Марджани началась в 1767 году, когда в Казань приехала Екатерина II. В это время в Старо-Татарской слободе существовала лишь одна деревянная мечеть, построенная в середине 1740-х гг. Екатерина высоко оценила прием, оказанный ей горожанами. В своих письмах она отмечала: «Отселе выехать нельзя; столько разных объектов, достойных взгляду, идей же на десять лет здесь собрать можно».

«В мае 1767 года делегация богатых мусульман Старо-Татарской Слободы и представители духовенства обратились к императрице с просьбой разрешить им построить в Казани две мечети – Аль-Марджани и Апанаевскую», – рассказал заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани, автор книги «Исторические мечети Казани» Радик Салихов.

Императрица дала личное разрешение на строительство в Казани двух мечетей. К весне 1768 года был заготовлен строительный бутовый камень, а летом началось возведение мечетей Аль-Марджани и Апанаевской. Мечеть Аль-Марджани достроили в 1771 году.

Мечеть Аль-Марджани – это единственная мечеть в Казани, построенная на коллективные деньги. Шигабутдин Марджани упоминал, что на строительство мечети 62 человека собрали 5 тыс. рублей, а несколько благотворителей пожертвовали для возведения мечети свои усадьбы.

Архитектор здания до сих пор неизвестен. По одной из версий, им был Василий Кафтырев. Возможно, что к работе по строительству храма привлекались московские зодчие. Каюм Насыри писал, что храм строился в большой спешке. При закладке здания было неточно определено направление на Мекку, поэтому кибла оказалась несколько смещенной. Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это императрица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Эфенде – Юнусовская

Первым имамом мечети, получившей названия Первой соборной или Старокаменной, стал Абубакир Ибрагимов, несколько раз избиравшийся на должность казия Оренбургского магометанского духовного собрания. За время работы в мечети с 1762 по 1789 годы он открыл в мусульманском храме приходской мектеб (начальная мусульманская школа – прим. Т-и) и библиотеку духовной литературы.

Новая веха в истории мечети началась с приходом нового имама Ибрагима Хузяша (Эфенде хазрата). По словам историка, именно с его именем связано название мечети – Мечеть Эфенде. Хузяш запретил мужчинам и женщинам сидеть рядом на одном и том же меджлисе, предписал носить белую чалму, а также привил обычай дарить жениху намазлык, а невесте брать с собой в дом мужа кумган.

Мечеть Аль-Марджани еще известна как Юнусовская. Это название связано с казанской купеческой династией Юнусовых. Ее родоначальник Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус в 1793 году (а позднее – и его сын Губайдулла) занимал пост городского главы Татарской Ратуши. Юнусовы жертвовали большие деньги на ремонт мечети, а также содержание имамов. В 1863 г. благотворители из купеческой семьи расширили и увеличили михраб, а десятилетием позже – построили новое здание приходского медресе на современной улице Ф.Карима.

Марджани прибыл в Казань «на трех санях, запряженных восемью лошадьми»

Мечеть несколько раз переименовывалась. Ее нынешнее название связано с именем великого ученого и богослова Шигабутдина Марджани.

В 1849 году в Казань с торговым караваном из Бухары приехал молодой, но уже известный богослов Шигабутдин Марджани. Ибрагим Юнусов пригласил талантливого Марджани на должность имам-хатиба и мударриса Первой соборной мечети.

В Казань из родной деревни Ташкичу Марджани прибыл «на трех санях, запряженных восемью лошадьми». 20 апреля 1850 года молодой богослов был утвержден имамом и мударрисом Первой соборной мечети. В 1867 году Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на высокую религиозную должность – ахуна и мухтасиба Казани.

Отношения между Шигабутдином хазратом и меценатом мечети Ибрагимом Юнусовым были напряженными. Это, в частности, объяснялось тем, что новая купеческая элита из Старо-Татарской слободы претендовала на более значимое влияние на жизнь казанских мусульман.

Борьба за влияние и сгоревшее медресе

Так, в 1870 г. Юнусовы отказали просьбе Марджани дать денег на постройку нового здания для медресе. Хазрат обратился к другим богатым купцам, на чьи средства был куплен земельный участок на западной стороне современной улицы Султана, а год спустя там построили двухэтажное здание.

Юнусовы, боясь потерять свое влияние, тоже начали строить новое здание на месте старого медресе. Положение дел усугубилось тем, что между Марджани и Юнусовыми началась борьба за шакирдов. Сам Марджани писал: «После этого было несколько попыток поджечь наше медресе, но всякий раз нам удавалось его сберечь. И, наконец, в 1875 году, с шестой попытки, когда весь народ был на намазе в мечети, его все-таки сожгли. В огне погибло множество книг. »

Читайте также:
Пример временной регистрации по форме №3 в 2022 году

Пострадавшее в огне здание удалось отремонтировать, и спустя время здесь вновь начали преподавать. Современное здание медресе «Марджания» было построено в 1880 году на средства зажиточных людей махалли (мусульманская община – прим. Т-и). Центр религиозной жизни махалли переместился с Юнусовской площади, где жили Юнусовы (ныне – ул. Тукая, 67/14) и располагалось старое медресе, к мечети Аль-Марджани и медресе «Марджания» на современной Каюма Насыри.

Так, в приходе сформировалось первое в истории города попечительство махалли, которое оплачивало потребности мусульман, ремонт и перестройки культовых и учебных зданий. В 1885 г. на пожертвования был перестроен минарет мечети. В 1895-м купец Чукин отдал свой дом на Екатерининской улице (ныне – Тукая) мечети Аль-Марджани. К слову, деньги, получаемые за сдачу этого здания в аренду, шли на обучение детей-сирот в мектебе, которое позднее открылось при медресе «Марджания» (ныне в этом здании располагается Казанский исламский колледж).

Единственная действующая мечеть в Казани

После смерти Шигабутдина хазаата, духовным наставником махалли стал его сын Бурганутдин. Из-за обострившихся болезней Бурганутдин не мог преподавать. Его помощником стал Сафиулла Абдуллин, который в 1899 году стал исполнять обязанности второго муллы в мечети. Последним муллой мечети в дореволюционный период был известный просветитель Тахир Ильяси. Окончив университет Аль-Азхар в Египте, он преподавал в медресе «Мухаммадия». В 1929 году он отказался от должности имама мечети Аль-Марджани, а годом позднее его арестовали и осудили на пять лет лагерных работ.

На рубеже 20 – 30-х годов советская власть начала беспощадное наступление на все конфессии, в том числе ислам. Мечети массово закрывались, а религиозные служители подверглись репрессиям.

В советский период мечеть Аль-Марджани была единственной действующей мечетью в Казани, но тягостные события этого времени не обошли ее стороной. К 1930 году в ТАССР из 24 мухтасибатов работали лишь три. В Казани из 18 мечетей функционировали всего шесть.

Как мечеть Аль-Марджани осталась единственной в Казани

«В Казани планировалось оставить лишь Бурнаевскую мечеть, мечети Новотатарской и Кызыл-Армейской слободы. Приходы Белой мечети и Аль-Марджани должны были прикрепиться к Бурнаевской. По неизвестным причинам, этот план не был осуществлен. Вероятно, из-за того, что эти мечети были включены в список памятников истории и культуры ТАССР. Несмотря на это, к 1939 году в Казани закрыли все мечети, кроме Первой соборной», – отмечает Радик Салихов.

Историки и религиозные деятели приводят разные версии, почему в советский период двери мечети Аль-Марджани оставались открытыми.

«Эта мечеть уникальна тем, что она была построена по личному распоряжению императрицы Екатерины II, возможно, поэтому ее не закрыли. К тому же, это была первая каменная мечеть, построенная на казанской земле», – считает имам мечети Мансур хазрат Джалялетдин.

По одной из версий, Мустафа Сабитов (последний представитель династии муэдзинов махалли) отдал за мечеть свой дом по улице К. Насыри, тем самым сохранив ее для верующих. К этому времени в ТАССР работали только 164 церкви и мечети, но большая часть из них использовалась не по назначению.

С наступлением Великой Отечественной войны власти смягчили свою политику по отношению к верующим. В частности, мусульманам разрешили создавать духовные управления и совершать паломничество к святым местам.

«Когда люди шли на войну, попрощавшись с родными, они приходили сюда. Здесь они молились, а потом эшелоном уходили на фронт», – говорит Мансур хазрат.

В мечетях читались молитвы за спасение, проводился сбор продуктов и одежды. Прихожане мечети Аль-Марджани отправили на фронт около 100 тыс. рублей.

Кустарный цех в стенах мусульманского храма

Мечети чаще всего использовали под различные хозяйственные и культурные нужды. Так, в мечети «Аль-Марджани» помимо молельного зала размещался кустарный цех – артель инвалидов «ИРЕК». В цеху производили клей, лаки, краски, олифу. Для хранения продукции под мечетью располагались специальные подземные хранилища. Позднее, уже в 1956 г., имаму мечети все-таки удалось добиться вывода производственных мощностей артели из здания.

Одним из последних имамов советского периода в Казани был Габдельхабир хазрат Яруллин. Он посвятил религиозной жизни казанских мусульман почти 30 лет. Династия Яруллиных и сегодня продолжает дело своих предков. Так, внук Габдельхабир хазрата Наиль Яруллин преподает в медресе «Мухаммадия».

Мансур хазрат: «Сколько туристов посещают Казанский Кремль, столько же – мечеть Аль-Марджани»

Новый этап в истории мечети начался, когда в 1980-х годах в мусульманский храм пришел Мансур хазрат Джалялетдин.

«После службы в рядах Советской Армии я, убежденный мусульманин, пошел работать в мечеть. Естественно, в мечеть меня сразу не приняли. В 1982 году я предпринял вторую попытку (велико было желание стать имамом и служить Аллаху). Нас здесь обучали, учили читать Коран и намаз. Конечно, тогда это все делалось не открыто, а подпольно», – рассказывает имам мечети.

Муфтий Талгат Таджуддин отправил молодого Мансура Джалялетдинова учиться в Бухарское медресе.

«На первом курсе мне было скучно, так как я уже умел читать Коран, – вспоминает хазрат. – Я экстерном сдал экзамены, перескочил два курса. «Семилетку» я закончил за пять лет. По возвращении из Бухары Талгат Таджуддин назначил меня заместителем мухтасиба республики».

В 1992 году Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири было преобразовано в Центральное духовное управление мусульман России. В том же году Мансур хазрат стал заместителем муфтия РТ, а три года спустя – имамом Мечети Аль-Марджани.

Читайте также:
Франция для детей — самые интересные парки и аттракционы - 2022

«Сколько туристов посещают Казанский Кремль, столько же – мечеть Марджани, а может, больше. Люди приходят с разными вопросами – кто-то приходит за знаниями, кто-то – за решением своей проблемы, личной или семейной. Спрашивают, что такое сунна, что такое никах, что такое Курбан-байрам», – говорит Мансур хазрат.

Сегодня в мечети работают шесть имамов. Мусульманский храм открыт для прихожан круглосуточно – мусульмане могут зайти в мечеть даже ночью и помолиться.

«Эта мечеть послужила трамплином для многих личностей, – считает хазрат. – Талгат Таджуддин в этой мечети работал имамом. Равиль Гайнутдин здесь проводил проповеди. Камиль Самигуллин в свое время здесь работал имамом, преподавал в медресе «Марджания»».

Надгробный камень эпохи Казанского ханства

Самой древней реликвией, хранящейся в мечети Аль-Марджани, является надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.

«В последнее время много людей приходит в мечеть, чтобы потрогать камень и запечатлеть на фотографии», – отмечает Мансур хазрат.

Как рассказал историк Радик Салихов, надгробный камень был найден в 1814 году на Воскресенской улице (ныне – Кремлевская) при строительстве чайного магазина. Скорее всего, находка была обнаружена при Гостином дворе, где сейчас находится Национальный музей РТ. С разрешения губернатора этот надмогильный камень имам Ибрагим Хузяш (Эфенде) перенес в Первую соборную мечеть и поставил в западном углу среднего зала у киблы. Но так как камень мешал верующим при молитве, Марджани перенес его в северный угол зала.

На камне написано: «В 1529 году в месяц зуль-хиджа Мухаммед бек – сын Шахмухамеда Бикмухаммеда – стал шахидом от руки неверного».

Речь идет о гибели представителя татарской аристократии, вероятно, в период второй Русско-казанской войны.

Мечеть аль-Марджани – символ веротерпимости

Одним из украшений Старо-Татарской слободы в Казани является белоснежный мусульманский храм. Первая соборная мечеть в городе появилось после того, как императрица Екатерина II объявила о толерантном отношении к разным религиозным конфессиям в России. С конца XVIII века этот храм остается центром духовной жизни мусульман Татарстана.

Содержание:

  1. Екатерина II в Казани
  2. История мечети
  3. Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
  4. Полезная информация для туристов
  5. Как добраться
  6. Дополнительная информация
  7. Мечеть аль-Марджани на карте

Екатерина II в Казани

Народы Казанского ханства издавна исповедовали ислам. После взятия столицы русскими войсками на покоренных землях стало распространяться православие, однако большинство местных жителей придерживались старых традиций.

Общий вид на мечеть аль-Марджани

Шли годы, в Казани возводили христианские церкви, а значительная часть горожан продолжала оставаться мусульманами. В первой половине XVIII века, когда появился Новокрещеный приказ, в городе начали сжигать религиозные книги и сносить оставшиеся мечети. При этом новых храмов мусульманам строить не разрешали. Гонения на ислам и ущемление прав мусульман длились более двух веков.

В 1767 году российская императрица Екатерина II пожелала посмотреть восточные области своей страны и узнать больше о живущих там народах. По ее распоряжению была снаряжена целая флотилия, которая отправилась вниз по Волге. В конце мая четыре императорских галеры подошли к Казани и по высокой весенней воде вошли в устье Казанки.

Вид мечети аль-Марджани с озера Нижний Кабан

Екатерина II увидела живописный Казанский кремль , побывала на богослужении в Богородицком монастыре и встретилась с состоятельными горожанами. Она приняла представительную делегацию татарских мусульман и разрешила им строить в городе каменные мечети.

Четырехдневный визит в Казань российской императрицы решил судьбу верующих татар. Екатерина II прекратила все гонения на ислам и этим заслужила большое уважение у татарского народа. До сих пор в Татарстане российскую императрицу называют «эби патша», то есть «бабушка-царица».

Вид мечети аль-Марджани с ул. Каюма Насыри

Галера «Тверь», на которой государыня приплыла по Волге, долгое время хранилась в Адмиралтейской слободе, но в середине прошлого века деревянное судно сгорело во время пожара. Точную миниатюру галеры можно увидеть на улице Петербургская в Казани. Красивая императорская карета сохранилась. Оригинал выставлен в Национальном музее Татарстана, а бронзовый макет – на улице Баумана.

История мечети

Мечеть аль-Марджани стала первым каменным мусульманским храмом, который появился в городе со времен Иоанна IV Грозного. Она была возведена по проекту казанского архитектора Василия Ивановича Кафтырева на средства прихожан в 1770 году. Жертвователями на храм стали 62 жителя Казани, которые собрали 5000 рублей. Больше всего денег отдал богатый промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов.

Здание вышло очень большим и красивым. Казанский градоначальник был недоволен. Он отправил письмо Екатерине II и пожаловался, что минарет получился слишком высоким. В ответе императрица написала, что дала право мусульманам строить на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, так как оно не входит во владения императрицы.

Поначалу новую мечеть называли Первой соборной, а потом – «Эфенди» – Господской. На протяжении всей истории храм активно поддерживала мусульманская община города. В 1861 году на деньги купца И. Г. Юнусова к храму сделали большую пристройку с лестницей. От этого здание на одну оконную ось стало длинней по фасаду.

Через два года на средства того же благотворителя был расширен михраб. По купеческой династии Юнусовых, которые много тратили на содержание храма, мечеть стали называть Юнусовской.

В 1860-е годы богатый казанский торговец Зайнулла Усманов пожертвовал значительную сумму для перестройки минарета. В той части, которая указывала на святую для мусульман Мекку, прорубили окно, и внутри стало гораздо светлее. Состоятельные купцы Мифтахутдин Валишин и Валлиула Гизетуллин дали средства на ажурную металлическую ограду. Год за годом мечеть становилась все красивее и красивее.

Читайте также:
Банковская система Австрии в 2022 году

С 1850 года на протяжении 39 лет в мусульманском храме служил имам-хатиб Шигабутдин Марджани. Просвещенный проповедник, педагог и археограф пользовался большим уважением у верующих Казани. Марждани прославился, как историк, талантливый этнограф и востоковед. С конца XIX века мечеть стала носить его имя. В наши дни памятник знаменитому богослову украшает набережную озера Кабан в Казани.

До прихода советской власти в храме проводили религиозные обряды, обучали богословию, геометрии, астрономии и истории. В советские годы мечеть аль-Марджани не закрыли. Она оставалась единственным действующим мусульманским храмом Казани, куда верующие могли приходить за духовной поддержкой и совершать намаз.

Культовое здание и территорию вокруг него неоднократно реставрировали. Большой объем работ был выполнен при подготовке к празднованию 1000-летия города, которое отметили в августе 2005 года.

Архитектурные особенности, интерьеры и святыни

Старую мечеть считают одним из самых красивых памятников татарской культовой архитектуры, и она по праву стоит в одном ряду с самыми выдающимися достопримечательностями Казани. Здание возведено в традициях средневекового мусульманского зодчества с использованием элементов провинциального барокко. Благодаря гармоничному слиянию двух разных стилей – европейского и восточного, культовая постройка имеет изящный облик и неповторимую красоту.

Оформление выполнено в мотивах «петербургского» барокко и многовековых традиций декоративного искусства татарского народа. Стены храма окрашены в белый цвет, а крыши – в зеленый. Наконечники и полумесяцы на малых архитектурных формах и минарете покрыты позолотой и выглядят очень нарядно.

Основное здание двухэтажное с т-образной пристройкой с северной стороны. Над ним возвышается стройный трехъярусный минарет. Нижний этаж используется под служебные нужды, а на верхнем находятся два богато декорированных молельных зала с мягкими коврами на полу.

Стены и своды помещений для молитв украшены позолоченными растительными орнаментами и разноцветной лепниной. В стене, которая разделяет залы, есть винтовая лестница на минарет. Она выводит на небольшой круговой балкон, откуда муэдзин пять раз в день призывает верующих к намазу.

Главная святыня хранится в мечети со времен Казанского царства. Это камень с могилы Мухаммад-гали бека, который датируют 1530 годом.

Полезная информация для туристов

Мусульманский храм стоит в Казани уже более двух с половиной веков и каждый день открыт для верующих и туристов. Вход бесплатный. В отличие от новодельной мечети Кул-Шариф , здесь во всем чувствуется намоленность и дух старины.

В храме проводят собрания, лекции, презентации, встречи со знаменитыми людьми, религиозные праздники и книжные ярмарки. В мечети заключают браки между мусульманами – никах.

Мужской зал мечети аль-Марджани

В архитектурный комплекс входит казанский мухтасибат, который занимается руководством мусульманскими общинами всего Татарстана. На другой стороне улицы находится исламский колледж. Неподалеку работают кафе «Марджан», открыты магазины с халяльными продуктами и одеждой для мусульман, и лавка, где торгуют мусульманской литературой и символикой.

Полюбоваться мечетью аль-Марджани можно в любое время дня и ночи. Старинное здание очень красиво смотрится в лучах солнца и эффектно подсвечивается в темноте.

Минбар в мужском зале мечети аль-Марджани

Чтобы попасть внутрь мечети, туристов просят уважать чувства верующих и соблюдать определенные правила. На женщинах должна быть закрытая одежда, длинная юбка, а голова покрыта платком. Перед храмом все разуваются и оставляют обувь у входа в мечеть.

Нельзя посещать мечеть во время намаза. Если вы услышали напевный призыв муэдзина, вход в храм открыт только для верующих. Во время праздников, когда желающих помолиться приходит очень много, намаз читают во дворе.

Женский зал мечети аль-Марджани

Как добраться

Мусульманский храм находится между берегом озера Нижний Кабан и улицей Каюма Насыри. От станции метро «Площадь Габдуллы Тукая» до мечети можно за 20 минут дойти пешком. Неподалеку делают остановку трамвай № 2, автобусы и троллейбусы, которые идут до «Речного вокзала».

Мечеть Марджани в Казани — подробная информация с фото

Мечеть «Марджани» («Первая соборная» или «Юнусовская») – памятник истории и культуры татарского народа. Величественным очертаниям этой мечети – два века с лишним.

До недавнего времени единственной действующей мечетью в Казани была именно эта мечеть. Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 года официально зарегистрированном мусульманском приходе Казани, построено с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 гг. на средства прихожан. Шигабутдин Марджани назвал их количество – 62 человека собрали для строительства 5000 рублей.

Во время посещения императрицы Казани в 1767 году жители Старо-Татарской слободы обратились к ней с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала «большой наказ» о разрешении и даже, согласно преданиям, сама указала место для мечетей.

Казанская Соборная мечеть Марджани (аль-Марджани) была построена местными татарскими мастерами по проекту «архитектуры поручика» В. Кафтырева. Он осуществлял после пугачевского штурма перестройку сгоревшего верхнего и уцелевшего нижнего города по генеральному плану и «образцовым проектам», единым для всей Российской империи. Мечеть Марджани с ее булгарско-татарским декором и резным каменным орнаментом стала истинным украшением Казани.

Минарет мечети расположен на зеленой четырехскатной крыше, что характерно для татарского зодчества. Название мечети связано с именем великого религиозного реформатора, энциклопедиста и ученого-историка Шигабутдина Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 годах. Рядом с мечетью стоят дом Марджани и медресе, в котором он обучал своих учеников вере, идущей бок о бок с научным и реалистическим пониманием мира и мироустройства.

Читайте также:
Хошимин - Муй Нэ: как добраться, на каком транспорте?

Мечеть Марджани выстроена в стиле российского провинциального барокко, но строившие ее татарские мастера сумели гармонично сочетать его с древними булгарскими мотивами в украшении михраба и капителей. О строителях мечети Марджани свидетельствует плита с надписью: «Абу-Бекр сын Ибрагима, Якуп сын неизвестного, Муртиза сын Юсуфа и Исхак сын Измаила». Мечеть расположена на пересечении улиц К. Насыри и З. Султана на участке неправильной формы углом к уличной застройке.

Мечеть представляет собой двухэтажное здание с Т-образным пристроем с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла пристроя. Функционально мечеть разделена на хозяйственный первый этаж, на втором этаже – анфиладные молельные залы. Помещения мечети перекрыты сводами. В залах второго этажа на сводах пышный лепной позолоченный орнамент растительного характера, сочетающий мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета. В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутреннюю лестницу, ведущую на минарет. Винтовая лестница внутри минарета через верхний ярус выходит на круговой балкон для муэдзина. Три яруса минарета практически лишены декора. Высокие оконные проемы второго этажа обрамлены барочными наличниками, углы и простенки выделены спаренными и одинарными пилястрами, в ионические капители которых вплетены стилизованные элементы татарского декоративного искусства.

Согласно постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30 августа 1960 года мечеть «Марджани» признана памятником архитектуры федерального значения. Одним из инициаторов строительства мечети и ее первым муллой был Абубакир Ибрагимов – авторитетный для своего времени религиозный деятель. Он был в числе первых казыев (заседателей) Оренбургского магометанского духовного собрания, неоднократно переизбирался на эту должность.

После смерти А.Ибрагимова в 1793 году имам-хатибом первой соборной мечети стал Ибрагим Хузяш (умер в 1825), видный ученый-богослов. Его перу принадлежит ряд книг теософского характера. С 1825 по 1848 год на должности имам-хатиба мечети находились муллы Мустафа Хафиз и Сагит Хамидов. «…Хотя первая мечеть вначале и построилась на средства многих людей, про прошествии времени ее по мере необходимости ремонтировали и достраивали на свои средства и по своей воле отдельные люди.

В самом начале крыша была крыта дранкой, и в 1795 г. Габид сын Габдельбаныя в сообществе еще с одним человеком покрыл мечеть пилеными досками. После пожара 1797 года они вновь перекрыли мечеть. В 1833 г. Губайдулла сын Мухаммедрахима покрыл крышу мечети жестью. В 1860 г. его сын Ибрагим окружил мечеть каменной оградой взамен существовавшей до сих пор деревянной решетчатой ограды. В 1863 г., когда Михраб был перемещен несколько к востоку, мечеть расширили, увеличили и проделали в ней окно…

В 1885 г. усилиями хаджи Зайнуллы сына Усмана был укреплен минарет и пристроено еще одно здание. 1887 г. переехавший из деревни Атау хаджи Валиулла сын Гыйзатуллы сына Тухватуллы и уроженец села Кушлавыч Мифтахутдин сын Валишаха, собрав 250 рублей, окружили площадку для провозглашения азана на минарете железным балконом», – писал Марджани. Марджани с особенным тщанием перечисляет имена жертвовавших на мечеть, словно дает урок благородства и бескорыстия потомкам так же ненавязчиво, как преподавал в медресе.

Выдающийся просветитель и ученый Шагабутдин Марджани стал духовным наставником мечети 6 марта 1850 года. Им написано множество научных трудов, в том числе знаменитая книга «Мустафад ал-Ахбар». Он умер в 1889 году. Потом главой этой мусульманской общины был избран его сын – Мухаметбурганутдин Марджани (1856-1916). К сожалению, из-за долгой болезни тот практически не участвовал в делах своей махали, в конце XIX века ею практически руководил муэдзин Хайрутдин Исхаков, отличавшийся тяжелым характером и совершенно не обращавший внимания на нужды приходского медресе.

Прихожане, крайне обеспокоенные такой ситуацией, выбрали 22 июня 1899 года в помощники М.Б.Марджани молодого энергичного ахуна Сафиуллу Абдуллина. Последним священнослужителем, избранным на должность имам-хатиба первой соборной мечети в дореволюционный период стал 6 июля 1917 года внук Шигабутдина Марджани. Приход мечети Марджани объединял Левую набережную Кабана, Захарьевскую улицу (до здания семинарии), часть Евангелистовской и Екатерининской улиц, а также Первую и Вторую Поперечные улицы. Мечеть Марджани непременно посещают многочисленные гости, прибывающие в столицу Татарстана, в том числе правительственные делегации зарубежных стран. Можно сказать, мечеть является визитной карточкой республики.

С 1995 года и по настоящее время объединением мусульман при мечети руководит имам-мухтасиб Казани, член Президиума Духовного управления мусульман РТ Мансур-хазрат Джалалетдин. На пятничную молитву в мечети собирается порядка 600-700 верующих. Во время Гаитов мечеть не вмещает все пришедших в дом Аллахы Тагаля, и люди читают праздничный намаз снаружи, на территории, прилегающей к мечети.

В настоящее время, когда государство создало благоприятные условия для верующих, а также благодаря стараниям имама– Мансура-Хазрата вокруг мечети создается мусульманский культурный центр, который объединит вокруг себя дом престарелых, приют для детей-сирот, исламскую библиотеку, мусульманский медицинский центр, дом-музей Марджани, магазин халял ризык (разрешенных мусульманам продуктов питания), мастерские народных промыслов, гостевой дом и многое другое. Благородная мечеть Марджани как и прежде является центром ислама в Поволжье.

Мечеть Марджани с 2001 года находилась в стадии реконструкции, которая должна была завершиться к празднованию 1000-летия Казани. На реконструкцию соборной мечети планировалось выделить 27 миллионов рублей. Разработчик проектно-сметной документации – ГУП «Татинвестгражданпроект».

Читайте также:
Фотографии Парка культуры и отдыха в Петрозаводске

Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего города, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни.

«Мечеть Аль-Марджани – намоленная. Есть поверье, что никахи, заключенные здесь, долговечны»

Почему желательно обратиться в мечеть, подбирая имя для новорожденного? Можно ли гулять на свадьбе с песнями и танцами, если она проходит в мусульманском храме? В чем отличие татарского зирата от мусульманского кладбища? Имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур хазрат Джалялетдин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, как возглавляемый им дом Аллаха помогает людям начиная с появления на свет и до ухода в вечность.

Мансур хазрат Джалялетдин: «В годы СССР мечеть Аль-Марджани была единственной в Казани, но прихожан можно было видеть только на намазе» Фото: Алексей Белкин

«В те годы все обряды было принято проводить дома»

— Мансур хазрат, у обывателя, когда он слышит слово «мечеть», возникает ассоциация с местом, куда ходят в основном люди преклонного возраста и совершают намаз. У Аль-Марджани, насколько я знаю, есть и другие формы работы с верующими?

— С именем Аллаха Милостивого и Милосердного, хвала Аллаху, Господу миров. В годы СССР мечеть Аль-Марджани была единственной в Казани, но прихожан можно было видеть только на намазе. В те годы все обряды проводились дома: будь то имянаречение, никах, поминки по усопшему, ифтар, курбан. В 90-е все изменилось. У людей появилась возможность выполнять предписанные шариатом обряды в специальных помещениях при мечети. Хвала Всевышнему, что нам удалось это организовать в комплексе Соборной мечети.

— То есть начали помогать людям исполнять обряды в соответствии с шариатом?

— Да, начиная с рождения и до ухода в мир иной. Возьмем такое радостное событие, как появление на свет малыша — большое счастье для его родителей, родных и близких. По исламской традиции при рождении девочки нужно зарезать одного барана, если мальчик — двух и организовать застолье. Конечно, если у вас большой дом, где можно разместить всех желающих отметить рождение ребенка, вы можете и дома организовать торжество, а если квартира маленькая? Как всех разместить? На сегодняшний день, хвала Аллаху, у нас в мечети есть возможность все это организовать. При мечети есть залы на 200 человек, на 100, есть и на 20 мест для праздников разного масштаба, а для ифтаров — до 1 тысячи мест.

«У людей появилась возможность выполнять предписанные шариатом обряды в специальных помещениях при мечети. Хвала Всевышнему, что нам удалось это организовать в комплексе Соборной мечети» Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

— С чего начать человеку, который захочет провести свое мероприятие в мечети Аль-Марджани?

— С обращения в нашу службу по организации мероприятий. Имам побеседует с родителями, объяснит их обязанности и права ребенка, расскажет, как проходит обряд имянаречения, для чего он нужен, пояснит, какой смысл имеет выбранное имя. Персонал службы покажет помещения, где можно будет организовать праздник, ознакомит с меню, которое разнообразно, в том числе и по цене. Конечно, этот знаменательный день можно запечатлеть на фото, видео.

— А если человек пришел с новорожденным и хочет, чтобы ему дали имя без застолья?

— Конечно, ему не откажут, ведь это первая из обязанностей родителя — дать достойное по значению имя своему ребенку, и мы знаем, как это важно. Сам обряд проводим торжественно: в мечети, в отдельном помещении, устанавливается бишек (люлька), куда укладывают ребенка, поворачивают в направлении Каабы. В правое ухо говорится азан, в левое — камат, называют имя и отчество, имам обращается к родителям с проповедью. Знаете, бывает, что и взрослые люди приходят, хотят поменять имя: допустим, человек принял ислам, теперь хочет, чтобы его называли в соответствии с исламской традицией.

— Это как-то фиксируется на бумаге?

— Да, мы выдаем шахадатнамэ — есть свидетельство об имянаречении, оно выдается в торжественной обстановке, с печатями, именем имама, который нарек ребенка, и названием места проведения обряда.

«Конечно, мы стремимся помочь родителям вырастить достойных детей» Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«Тот, в кого с раннего возраста заложили основы нравственности, вряд ли встанет на путь греха»

— Понятно, когда у вас совершается обряд имянаречения. Что потом? Сохраняется ли связь с ребенком, когда он становится чуть постарше?

— Всевышний дал ребенка как аманат для родителей, это чистый лист, на котором пишут взрослые. Конечно, мы стремимся помочь родителям вырастить достойных детей. При мечети действует «Центр оказания помощи людям с ОВЗ АНО „Добрый мир для всех“», работает исламский культурный центр, совместно с которыми мы организуем различные мероприятия: конкурс чтения Корана, Азана, детские праздники на Рамазан, Курбан, Мавлид, конкурсы колыбельной песни, праздник родословной и другие мероприятия, в которых и дети, и родители с удовольствием принимают участие.

— У вас во дворе можно увидеть группу ребятишек, которые гуляют со взрослыми. Это своеобразный мусульманский детский сад?

— По просьбе имамов, преподавателей и прихожан мечети был открыт мусульманский детский центр. Это не просто центр, где халяль-питание и воспитатели-мусульманки, а в первую очередь дом, где дети в игровой форме получают религиозное воспитание. В дружной атмосфере приобретают знания об Аллахе, учат Коран, изучают основы веры, историю ислама, пророков.

Читайте также:
Аравийское море Как С Добром Добраться!

— С дошкольниками все ясно, а после того как дети пойдут в первый класс, вы ими занимаетесь?

— В мечети Аль-Марджани организуются различные курсы: обучение основам ислама, правильному совершению намаза, преподается история ислама, изучается арабский язык, татарский, также можно познакомиться с историей быта татарского народа. Ребенок школьного возраста может ходить на воскресные курсы при мечети, во время школьных каникул посещать лагеря. Возможно, в дальнейшем наш выпускник не пойдет по пути служения, не будет трудиться имамом, но любовь к исламу у него останется на всю жизнь. Тот, в кого с раннего возраста заложили основы нравственности, вряд ли встанет на путь греха.

«У нас, как в самой мечети, так и на территории комплекса, располагаться залы, где можно незабываемо отметить никах, на любое количество гостей с разнообразным меню татарской кухни» Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«Готовы ли молодожены? Имам как раз все объяснит»

— Ребенок вырос, читает намаз, знает основы религии. Пришло время создавать семью. Насколько известно, вы помогаете провести никах в соответствии с шариатом?

— Женитьба — очень серьезный, ответственный шаг. И мы рады, что молодые люди приходят в мечеть на обряд никаха, в процессе которого перед Всевышним и перед людьми они озвучивают свое намерение стать семьей, приглашают родственников и гостей. Перед торжеством имам встречается с молодоженами и поясняет не только проведение обряда, но и, опираясь на шариат, объясняет права и обязанности мужа и жены по отношению к друг другу, к родителям, родственникам и будущим детям.

— В каких условиях проходит никах в мечети?

— Аль-Марджани — первая каменная мечеть Казани, ей более 250 лет, это жемчужина нашего города, намоленное место. Существует поверье, что прочитанные здесь накахи долговечны. У нас, как в самой мечети, так и на территории комплекса, располагаться залы, где можно незабываемо отметить это событие, на любое количество гостей с разнообразным меню татарской кухни. При желании предоставляется ведущий церемонии, фотограф, видеограф. Естественно, невеста хочет выглядеть особенно прекрасно в этот день, и для этого мы готовы предоставить и свадебное платье, и необходимые аксессуары, и украшения, а также различные сопутствующие услуги.

— Свадьба часто ассоциируется с гуляньями, исполнением песен и танцами. В мечети это возможно?

— В мечети это невозможно. Но ведь часто люди хотят поздравить, исполнив песню, танец, и часто при проведении никахов нас просили организовать музыкальное сопровождение. Поэтому мы создали несколько залов для торжеств вне мечети, например банкетный зал «Бал», в котором есть возможность провести и никах, и детский праздник, пригласить аниматоров, музыкантов и танцоров и весело провести мероприятие, не нарушая норм шариата.

«В тяжелый момент утраты круглосуточно можно обратиться, и вам окажут помощь. Наши имамы и специализированная ритуальная служба возьмут на себя обязанности, дабы достойно проводить покойного в последний путь» Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«Зират существует по адресу: Мамадышский тракт, напротив Самосыровского кладбища»

— Печальное событие — смерть близких. Вы помогаете людям в проведении похорон?

— В 2000 году по распоряжению первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, на основании постановления №583 за подписью премьер-министра РТ Рустама Нургалиевича Минниханова была выделена земля для организации при мечети Аль-Марджани первого мусульманского кладбища, на котором мы оказываем услуги по захоронению в соответствии с нормами шариата. В тяжелый момент утраты круглосуточно можно обратиться, и вам окажут помощь. Наши имамы и специализированная ритуальная служба возьмут на себя обязанности, дабы достойно проводить покойного в последний путь: совершить омовение, завернуть в саван, прочитать заупокойную молитву, правильно выкопать могилу. Для этого на кладбище есть оборудованное место для омовения, зал панихиды, мечеть, для транспортировки — автокатафалк.

— Сколько будут стоить такие услуги?

— Существует прейскурант цен на ритуальные услуги. Копка могилы, доски, саван, омовение, катафалк, джаназа — необходимый перечень при захоронении. У нас на данный момент он стоит 28 тысяч рублей. Хочу сказать, что бо́льшая часть этих денежных средств идет на содержание кладбища, оплату коммунальных услуг, строительство дорог, благоустройство аллей.

— Приходится слышать, что за место на вашем кладбище просят не 28 тысяч, а в несколько раз больше…

— У нас каждый может обратиться непосредственно на кладбище при мечети Аль-Марджани, и вам озвучат именно такую цифру. Утвержденный прейскурант цен находится на стенде информации администрации кладбища. Там же есть контакты руководителя для разрешения возникающих вопросов.

— Какие еще услуги оказывают на вашем кладбище?

— У нас вы можете сделать заказ на изготовление надмогильного камня. Наши резчики и граверы изготовят камень любой сложности из различных видов гранита, мрамора, бетона, и, конечно, мы следим, чтобы он соответствовал нормам шариата, ведь в исламе запрещено устанавливать камни с фотографией или изображением людей, живых существ, статуи людей. Также мы производим установку памятников и благоустраиваем места захоронений.

Первая Казанская Соборная мечеть Аль-Марджани

Адрес: Казань, ул. Каюма Насыри, 17

Телефоны:

8 (843) 293-00-35, 293-36-86 — мечеть Аль-Марджани;

8 (843) 249-59-65 — студия никаха;

8 (843) 297-28-90 — мусульманское кладбище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: