Карта плато Бандиагара, где находится Плато Бандиагара на карте мира

Бандиагара

Нагорье Бандиагара (земля догонов) *
Cliff of Bandiagara (Land of the Dogons)**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Страна Мали
Тип Смешанный
Критерии v, vi
Ссылка 516
Регион*** Африка
Включение 1989 год (13-я сессия)

Нагорье Бандиагара — памятник природы, расположенный в области Мопти Мали. Представляет собой обрывистое песчаниковое плато с уникальной скальной архитектурой, включающей жилища, зернохранилища, алтари, святилища и места для общественных собраний (тогу на). Уникальный ландшафт в совокупности с этнографической и археологической ценностью делают нагорье Бандиагара одним из самых значимых мест во всей Западной Африке [1] . С 1989 года — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Песчаниковые скалы имеют высоту около 500 м и протяжённость приблизительно 150 км. В настоящее время данная территория населена догонами, которым предшествовали племена теллем и толой, оставившие после себя ряд строений.

География

Абсолютная высота Бандиагары варьируется от 518 м вблизи деревни Санга до 777 м (Маунт-Бамба) на северо-востоке. Охраняемая территория состоит из трёх основных геоморфологических объектов: плато Бандиагара, скалы (нагорье) Бандиагара и равнина Сено. Скалы и плато прололжаются за пределами охраняемой территории до гор Мосси-Массиф, которые разделяют равнину Сено от нижних болотистых территорий внутренней дельты Нигера. Скалы состоят в основном из песчаника кембрийского и ордовикского периодов и отличаются разнообразием форм. Плато Бандиагара сложено песчаником с каменными плитами с большим количеством пещер и впадин, соединённых между друг другом туннелями [2] .

Скалы протягаются на расстояние 150 км в направлении с юго-запада на северо-восток от Дуентзы на юге до Уо на севере. Их высота варьируется от 100 м на юге до 500 м на севере [2] .

История

Регион является одним из основных центров культуры догонов, богатой древними традициями, ритуалами, искусством и фольклором. Арехеологические артефакты говорят о присутствии в данном районе человека по крайней мере в течение последних тысячи лет, хотя догоны заселяют территорию только с XIV-XV веков [2] .

Ранее на территории проживали племена теллем, которые в дальнейшем были вытеснены догонами. В наследство от теллем остались множества остатков их поселений, вырезанных в скалах. В XIV веке на территорию Бандиагары пришли племена догонов, которые распространились по плато, нагорью и равнинам Сено и Гондо. Существует версия, что во время французской экспансии догоны были относительно мало потревожены колонизаторами благодаря системе тоннелей Бандиагары, о которой кроме них никому не было известно.

В 1989 году нагорье Бандиагара (земля догонов) было включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Бандиагара Клифф

Бандиагара Cliff длинная цепь из песчаника , расположенного в Мали в Мопти , простираясь с юга на северо – восток на расстояние 200 км , вокруг которого простирается на догонов страна . Это одно из самых впечатляющих мест в Западной Африке , будь то археологические , этнологические или геологические характеристики . Очень небольшая часть юго-западной оконечности скал находится в Буркина-Фасо .

Резюме

  • 1 География
    • 1.1 Физическая география
    • 1.2 Геология
    • 1.3 Климат
  • 2 История
  • 3 Культура
  • 4 Туризм
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Статьи по теме

География

Физическая география

Этот утес является восточной границей плато из песчаника, расположенного к юго-востоку от реки Нигер . Утес возвышается над песчаной равниной Сено-Гондо. Он простирается примерно на 200 км от севера региона Мопти в Мали до северо-запада Буркина-Фасо , недалеко от города Ноуна (провинция Косси ).

Массив песчаника продолжается изолированными рельефами, массивом Гандамии , небольшими изолированными вершинами Бони, а затем, наконец, горой Хомбори , самой высокой вершиной в Мали с 1155 метрами над уровнем моря.

Утес состоит из почти вертикального откоса, который нависает над участком песчаниковой осыпи с уклоном около 25 °, затем долиной предгорий шириной от нескольких метров до нескольких километров. Откос имеет переменную высоту, которая увеличивается с юга на север. Он проходит в сотне метров к югу от 14 ° северной широты, в 200 м возле Дуэнца (на северо-востоке массива) или даже более чем на 300 м между Дуэнца и Конна на севере.

Геология

В песчаники , которые составляют дату скалы от докембрия . Они образовались в осадочном бассейне, который в то время покрывал значительную часть Западной Сахары . Эти песчаники флювио-литорального происхождения сложены в основании слоев массивных кварцитовых песчаников, перекрытых более неоднородными слоями типа конгломератов . Они были отложены в верхнем докембрии на фундаментном постаменте бирримского ( среднего докембрия ) возраста примерно два миллиарда лет назад.

Эти песчаники соответствуют старому прибрежному фронту, который проходил по впадине в основании, расположенной на уровне нынешней равнины Сено-Гондо. Во время тектонических движений первичной эры были созданы разломы, которые привели к эрозии. Последний имел больше возможностей для очистки осадочных пород бассейна Сено-Гондо, которые являются более неоднородными и менее стойкими ( песчаниковые сланцы , доломитовые известняки , крупнозернистые песчаники). Эта эрозия в более или менее влажном тропическом климате в зависимости от периода продолжалась в течение вторичной эры и до эоцена . В верхнем эоцене и олигоцене морская трансгрессия из-за тектонических движений позволила внести вклад отложений в равнину Сено-Гондо. В конце третичной эры изъятие воды сменилось эоловыми отложениями четвертичной эпохи, которые располагались на равнине и которые все еще видны сегодня в виде дюн вдоль скалы.

Погода

История

В стене скального коридора имени toloy и расположен недалеко от Сангхи , пещера дала первые следы человеческой деятельности: зернохранилища , изготовленные из наложенных друг на друга глиняных колбасок, горшечных растений и останки, датируемые к III. Й и II – й вв ДО Н.Э. Н.э. Эта культурная фаза называется толой . Тринадцать веков спустя эти зернохранилища были повторно использованы Теллемами .

По сторонам утеса жили троглодиты теллем, этническая группа охотников-собирателей, которые покинули утес после прибытия догонов и изменений окружающей среды, вызванных их фермерским образом жизни . Десятки деревень расположены вдоль скалы , как Сангхи или Kanibonzon где догоны прибыли в XIV – м века. Догоны сохранили постройки Теллем и развили свои деревни ниже участков Теллем.

С 1989 года откос Бандиагара включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Культура

Глубоко пропитанный культурой догонов , утес и его народы стали предметом этнологического фильма Жана Руша под названием Cimetière dans la falaise (1951), снятого в разных местах на утесе. Отрывки из фильма Сулейман Сиссе , Йелен (1987), также посвященные установке скалы.

Туризм

В последние годы туризм на скалах чрезвычайно вырос из-за растущего западного интереса к культуре и воображению догонов, особенно предлагаемых широкой публике фильмами Жана Руша . Деревни вдоль утеса очень популярны во время туристических походов, в том числе: Кани-Кемболе, Энде, Дуру, Номбори, Тирели, Яе, Банани, Тиогоу, три Юга, Ато и Бонго.

Примечания и ссылки

  1. ↑ абв и г Коллектив, Иллюстрированный словарь природных чудес света , Ридерз Дайджест , 1982, стр. 71 .
  2. ↑Скалы Бандиагара (страна догонов) на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО

Статьи по Теме

  • Страна догонов
  • Город Бандиагара
  • Утес Тамбаура
  • Елен

О других проектах Викимедиа:

Старые города Дженне (дикая природа 1988 г.) · Тимбукту (дикая природа 1988 г.) · Могила Аскии (дикая природа 2004 г.)

Где находится Бандиагара, Мали (Мопти), расположение на карте

Бандиагара, точное время

  • Бандиагара Мали
  • 05:50 воскресенье, 30.01.2022
  • 06:45 Рассвет
  • 18:10 Закат
  • 11 ч. 24 мин. Продолжительность дня
  • Среднее время по Гринвичу Часовой пояс
  • UTC 0 Africa/Bamako
  • 6.9K Население
  • Франк КФА ВСЕАО (XOF) Официальная валюта
  • 14.3489479, -3.609117 Координаты

Ближайшие аэропорты

Мопти 54 км Мали MZI
Международный аэропорт Уагадугу 318 км Буркина-Фасо OUA
Nema Airport 471 км Мавритания EMN
Международный аэропорт Бамако-Сену 511 км Мали BKO
Международный аэропорт имени Амани Диори 632 км Нигер NIM

Бандиагара, Мопти, расположение на карте, Мали. Данный географический объект располагается в часовом поясе Среднее время по Гринвичу (UTC 0), координаты — 14.3489479, -3.609117. Примерное население составляет 6.9 тысяч человек. По нашим данным, Мали — это страна, в которой официальной валютой является Франк КФА ВСЕАО (XOF).

Удаленность до столицы (по прямой) составляет — 512 км (Бандиагара — Бамако).

Лондон Великобритания 30 января 06:50
Лос-Анджелес Соединенные Штаты Америки 29 января 22:50
Париж Франция 30 января 07:50
Москва Россия 30 января 08:50
Дубай Объединенные Арабские Эмираты 30 января 09:50
Нью-Йорк Соединенные Штаты Америки 30 января 01:50
Пекин Китай 30 января 13:50
Шанхай Китай 30 января 13:50
Анталья Турция 30 января 08:50
Мумбаи Индия 30 января 11:20
Ниситокё Япония 30 января 14:50
Берлин Германия 30 января 07:50

Соседние места

Mopti Мопти, Мали 38 км
Кудугу Западно-Центральная область, Буркина-Фасо 270 км
Томбукту Томбукту, Мали 277 км
Кутиала Сикассо, Мали 298 км
Сегу Сегу, Мали 303 км
Уагадугу Центральная область, Буркина-Фасо 315 км
Бобо-Диуласо Верхние Бассейны, Буркина-Фасо 362 км
Banamba Куликоро, Мали 396 км
Сикасо Сикассо, Мали 406 км
Gao Gao Region, Мали 439 км
Wa Upper West Region, Гана 492 км
Бамако Бамако, Мали 512 км
Бугуни Сикассо, Мали 531 км
Kati Куликоро, Мали 549 км
Корого Саванес, Кот-д’Ивуар 585 км
Тамале Северный, Гана 624 км
Ниамей Ниамей, Нигер 626 км
Натитингу Атакора, Бенин 705 км
Буаке Валлее-ду-Бандама, Кот-д’Ивуар 757 км
Джугу Донга, Бенин 772 км
Sunyani Brong Ahafo Region, Гана 793 км
Канди Алибори, Бенин 795 км
Ejura Ashanti Region, Гана 813 км
Кей Каес, Мали 844 км
Абенгуру Моен-Комоэ, Кот-д’Ивуар 849 км
Уагадугу Центральная область, Буркина-Фасо 315 км
Дакар Дакар, Сенегал 1,482 км
Нуакшот Нокчотт, Мавритания 1,382 км
Ниамей Ниамей, Нигер 626 км
Конакри Режьон де Конакри, Гвинея 1,204 км
Ямусукро Лакс, Кот-д’Ивуар 856 км

Выделите и нажмите Ctrl+C на своей клавиатуре чтобы скопировать данный код. Вы можете использовать его как активную ссылку на текущую страницу.

На юго-западе Республики Мали река Нигер делает обширную петлю, огибая находящееся посреди саванны гранитное плато с крутыми склонами. Это и есть Бандиагара, или «земля догонов». Территория плато занимает площадь около 400 тысяч га. Песчаниковые скалы на протяжении 200 км тянутся параллельно реке Нигер с юго-запада на северо-восток, местами достигая высоты до 600 м. К их подножию, прямо на каменистых осыпях прилепились семь сотен деревень, застроенных круглыми глинобитными хижинами. Здесь живут догоны – небольшой народ из группы мандинго, численность которого составляет сегодня около 300 тысяч человек.

Бандиагара, «страна камней»

Происхождение догонов теряется во мраке времен. Их ранняя история известна только из устных преданий и имеет почти столько же версий, сколько насчитывается деревень у догонов. Сегодня в научной литературе наиболее распространено мнение, что догоны появились в Бандиагаре («стране камней», как назвали ее арабы) в XV в., спасаясь от набегов работорговцев. Неприступные склоны плато служили им надежной защитой от завоевателей и одновременно изолировали их от соседних племен. Таким образом, догоны сумели сохранить почти в неприкосновенности патриархальное общественное устройство, весьма своеобразную культуру и довольно сложные ритуалы и мифологию.

С 1931 г. на протяжении трех десятилетий жизнь и верования догонов изучали французские антропологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен, которые в результате пришли к выводу, что догонская культура представляет собой уникальное явление среди цивилизаций Черной Африки. Результатом тридцатилетней работы явилась монография по догонской мифологии «Бледный Лис», первый том которой увидел свет в Париже в 1965 году. Три года спустя известный английский астроном У. Р. Дрейк обратил внимание на точное знание догонами параметров звезды Сириус.

Звездные мифы догонов

Следует отметить, что мифы догонов о дальнем космосе во многом соответствуют современным научным взглядам. Так, например, догоны знают, что наша Галактика, видимая с Земли, как «Млечный путь», это — «спиральный звездный мир» и считают, что таких «спиральных звездных миров» во Вселенной «бесконечно много», а сама она, хотя и «бесконечна, но измерима».

По мнению догонов, Вселенная населена различными живыми существами, причём первыми в ней появились растения. Например, семена тыквы и щавеля «перед тем, как попасть на Землю, легли на край Млечного Пути» и «проросли во всех мирах Вселенной». Догоны убеждены также, что «на других землях есть рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди…»

Строго говоря, догонские мифы повествуют не об одном, а о нескольких «космических путешествиях», первые из которых совершил некто по имени Ого, который в свой третий «звездный вояж» попадает на Землю, где превращается в «бледного лиса» — Йуругу.

В древних мифах и рисунках догонов описан и космический «ковчег Номмо», в котором спустились с Сириуса предки догонов вместе со всем необходимым для жизни на Земле. «Ковчег Номмо» жрецы-«олубару» изображают в виде корзины «тазу», напоминающей усеченный конус, верхняя плоскость которого представляет собой квадрат, а нижняя — круг. По бокам конуса расположены лестницы, на которых при спуске на Землю удерживались люди, животные, растения и т.п.

Спускаясь, ковчег вращался, причем это движение поддерживалось через сопло. «Отверстие сопла есть большая дорога дыхания предков, — повествуется в мифе, — спустившихся с высоты. Именно их дыхание помогало вращаться, чтобы двигаться и опускаться…»

«Ковчег Номмо» приземлился после восьмилетних «качаний» в небе, «подняв воздушным вихрем тучу пыли». Первым из ковчега вышел «первый человек» Номмо, а затем и все прочие существа.

В качестве места посадки догонские жрецы называют озеро Дебо в Западном Судане, заполняемое водой во время паводка на реке Нигер. На одном из островов этого озера находится каменное изображение «Ковчега Номмо», летящего среди звезд.

Обряды и традиции догонов

В основе всего уклада жизни догонов лежит их очень сложная, детально разработанная абстрактная космогония. При этом представления догонов о Вселенной основываются, с одной стороны, на принципе колебания материи, а с другой – на идее общего движения всей Вселенной.

Центральными фигурами догонской мифологии являются бог-творец Амма и великий предок Номмо – двуполое существо, олицетворяющее небесную гармонию и символически связанное с водой и плодородием, а также антипод Номмо «бледный лис» Йуругу, олицетворяющий хаос, засуху, смерть и деструктивное начало. Космогонические и мифологические воззрения догонов выражены в их масках, архитектуре, плане жилищ и расположении полей.

Все деревни догонов по форме напоминают распростертое тело «великого предка Номмо», «головой» которого является общинный дом – тугуна, «место мудрости». Он состоит из нескольких рядов простых деревянных столбов и соломенной крыши. Здесь проходят собрания мужчин деревни, на которых обсуждаются и принимаются все важные решения.

На «груди» Номмо, обычно – на возвышении, расположен дом старейшины, имеющего неограниченную власть. В дом можно попасть только по специальной лестнице. Фасад строения не имеет окон и украшен 80 нишами в честь первых восьми предков и их потомков. Две двери обычно украшены резными фигурами мужчин и женщин, также символизирующими предков.

Вокруг дома старейшины расположены глинобитные дома с плоскими крышами и круглые хранилища проса с коническими соломенными крышами. На окраине деревни находятся кузница, жилища ремесленников, а также круглые дома, в которые удаляются женщины на время месячных недомоганий.

В каждой деревне имеется святилище – обычно это пещера с жертвенником и стенами, украшенными тотемами или геометрическим орнаментом. У догонов также почитаются священные деревья, посаженные либо самими предками – основателями деревень, либо в их честь. Всякое молитвенное обращение к духам или божествам сопровождается жертвоприношением животных.

В повседневной жизни догоны исповедуют три культа: Ава, Лебе и Бину Ава – культ умерших предков. С этим культом связана традиция танцев в ритуальных масках, которые устраиваются во время похорон и ежегодных церемоний в честь умерших предков. Цель танцев состоит в том, чтобы проводить душу умершего в последний путь и облегчить ее переход к загробным местам обитания предков.

Маска у догонов служит носителем «ньяма» – безличной, неосознанной энергии, присущей всем людям, животным, растениям, сверхъестественным существам, вещам, природе.

Главную маску догонов носит не танцор: сделанное в ней углубление слишком мало, чтобы можно было просунуть голову, к тому же высота маски около 10 м. Она вырезана из ствола большого дерева и изображает змею. Раз в шестьдесят лет главную маску выставляют напоказ всему племени и совершают обряды «сиги».

Культ Лебе, земного бога, связан с годовым сельскохозяйственным циклом и аграрной магией. В каждой деревне есть жрец этого культа, который называется «огон». Обычно им является деревенский старейшина. Все догонские деревни имеют святилище Лебе, на алтарь которого приносят частицы пахотной земли, чтобы вымолить обильный урожай.

Культ Бину носит отголоски древнего тотемизма – культа животных, считающихся предками людей данного племени. Святилища, построенные в честь бину, часто украшены мистическими символами и тотемными изображениями, а кровлю непременно увенчивает страусиное яйцо – символ изобилия и чистоты. В этих святилищах догоны приносят в жертву Бину кровь животных и просо. Это делается всякий раз перед началом сева или в тех случаях, когда требуется заступничество бессмертного предка.

Основное занятие догонов — мотыжное земледелие, поэтому в их иерархии привилегированное место занимают земледельцы. Главной культурой является просо, кое-где возделывают также кукурузу, хлопок, табак. В течение веков догоны сообща строили свои дома, совместно обрабатывали поля и собирали урожай. Окончание сбора урожая отмечается всеобщим праздником.

Богатое художественное наследие догонов (изделия из железа, дерева, кожи) связано прежде всего с их ритуальными обрядами. Священным ремеслом у догонов считается ткачество – искусство, которое, по местным представлениям, было даровано человеку одновременно с речью.

Покойников догоны хоронят в каменных пещерах, расположенных высоко над землей на уступах скал Бандиагары. Поднимают их туда на веревках и по лестницам. Оплакивают только умерших молодых, а на похоронах стариков царят смех и веселье: ведь далеко не каждому догону удается дожить до старости, пределом которой считается 60 лет.

Прекрасно сохранившиеся в условиях относительной изоляции, памятники народа догонов на земле Бандиагары – общинные и семейные хижины, священные пещеры, храмы и алтари, хранилища проса и хозяйственные постройки – являются настоящими духовными сокровищами. Они сегодня признаны культурным достоянием всего человечества и включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Откос Бандиагара

  • Гадание
    • Африканское гадание
  • Астрономия догонов (звезда Сириус)
  • Догонская астрономия (Номмо)
  • Указатель африканской мифологии и рассказов о сотворении мира
  • Философия
  • Серер астрономия (звезда Сириус)
  • Указатель африканских божеств
  • Список африканских божеств и мифических фигур
  • Откос Бандиагара
  • Бенин-Сити
  • Дагомея
  • Фатик
  • Еслиẹ
  • Игбо-укву
  • Канем – Борну
  • Гора Хомбори
  • Нри-Игбо
  • Нсукка
  • Уида
  • Ойо
  • Мыс Сангомар
  • Сангха
  • Сангха Огол Лей
  • Синус
  • Река Сине
  • Сомба
  • Таттагуйне
  • Тукар
  • Ябоябо
  • Ёга Догоро
  • Ндут
  • Окуйи
  • Hogon
  • Houngan
  • Мамбо
  • Saltigue
  • Религии африканской диаспоры
  • Преследование
    • Преследование догонов
    • Преследование Сереров
  • Традиционная африканская религия и другие религии
  • Категория
  • Портал
  • v
  • т
  • е

Бандиагара является откос в стране догонов в Мали . Песчаник скал поднимается около 500 метров над нижними песчаными квартирами на юг. Его длина составляет около 150 километров.

В районе откоса сегодня проживают догоны . Перед догонов, откос был заселен Tellem и Toloy народов. Многие постройки остались от Теллема. Откос Бандиагара был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1989 году.

Скалы Бандиагара представляют собой цепь песчаника, простирающуюся с юга на северо-восток на протяженность более 200 км и простирающуюся до массива Грандамиа . Конец массива отмечен Хомбори Тондо , самой высокой точкой Мали на высоте 1155 метров. Благодаря своим археологическим, этнологическим и геологическим характеристикам, это место является одним из самых впечатляющих в Западной Африке .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Откос Бандиагара сегодня
  • 3 Галерея
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История [ править ]

Пещерный Теллем, этническая группа, позже вытесненная прибытием догонов, раньше жила на склонах утеса. Наследие Теллема очевидно в пещерах, которые они вырубили в скалах, чтобы они могли хоронить своих мертвецов высоко, вдали от частых внезапных наводнений в этом районе.

Десятки деревень расположены вдоль обрыва, например, Кани Бонзон. Именно недалеко от этой деревни в XIV веке прибыли догоны, а оттуда они распространились по плато, откосам и равнинам Сено-Гондо.

Согласно местной устной истории , догоны были относительно спокойны французскими колониальными державами из-за естественных туннелей, проложенных через откос Бандиагара. Только догоны знали о туннелях и могли использовать их, чтобы устраивать засады и отражать агрессоров.

Откос Бандиагара сегодня [ править ]

Сегодня местные гиды сопровождают туристические группы вдоль откоса, чтобы посетить деревни догонов. Вдоль скал проходит серия троп, и в каждой деревне есть хостелы, где можно найти еду и ночлег. Принимающие села получают доход от хостелов и туристического налога. Ожидается значительный рост туризма в этом районе, поскольку строится новая автомагистраль, что оказывает давление на местные традиционные культуры. [1] Кроме того, The Independent сообщает, что в этом районе широко распространено разграбление древних артефактов, которое плохо контролируется. [2]

Чтобы привлечь внимание к проблеме неконтролируемого посещения туристов, Всемирный фонд памятников включил откос Бандиагара во Всемирную службу охраны памятников 2004 года . В 2005 году WMF предоставила грант от American Express Культурной миссии Бандиагара на разработку плана управления. [3] Помимо защиты традиционных зданий, план управления призывает к регулированию нового строительства посредством установления строгих правил строительства, таких как те, которые регулируют новое строительство в исторических районах по всему миру.

После войны 2012 года в Мали центральные районы страны, включая плато догонов и откос Бандиагара, стали все более опасными. Террористические группы действуют в этом районе, и насилие между местными этническими группами происходит ежедневно.

По состоянию на 2018 год крайне нежелательно ехать в этот район с целью туризма, и известно, что малийские силы безопасности отвергают тех, кто пытается это сделать. В марте 2018 года вооруженная группа напала на гостиницу, которую часто посещают сотрудники ООН в городе Бандиагара , убив несколько человек. [4]

Галерея [ править ]

Остатки жилищ древнего народа теллем на заднем плане, над заброшенной деревней догонов; на переднем плане видна грязевая мечеть современной деревни догонов.

Плато Бандиагара – фото, обзор, как добраться, отзывы

Плато Бандиагара находится потрясающих утесов и песчаных плато Мали в Западной Африке. Это место, где живут несколько общин, по-прежнему соблюдающих старинные традиции и ритуалы. Утесы признаны объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО за их природную красоту, а также историческое значение в понимании древних культур и их сохранившихся традиций.

На плато Бандиагара, одном из основных центров культуры догонов, размещается несколько деревень четырех догонских племен, мигрировавших сюда из Манде много столетий назад: дион, оно, ароу и доммо. Общины состоят из фермеров, которые разделены на «живых» и «мертвых», при этом они сосуществуют в симбиотичес-ком союзе друг с другом. Эти взаимоотношения отражены в древних наскальных рисунках, которые можно осмотреть в Бандиагаре и вокруг этого района.

Деревня Сангха, самая многолюдная в этой местности, известна резьбой по камню и древними церемониями обрезания, которые происходили здесь в течение более тысячелетия, здесь же изготавливают замечательные резные маски. Резьба по камню, хотя и пережившая свой подъем, служит историческим и социальным диалогом с древними народами.

Две темы искусства – это «бемми», или ритуальные рисунки, и «тону», или другие, более мистические или практические рисунки. Рисунки «бемми» изображают различные стадии церемоний обрезания, проходивших раз в три года, а также традиционные танцы дождя, похоронные ритуалы и танцы плодородия. Рисунки «тону» чаще всего создавались для освобождения потенциально опасной «ньямы», или жизненной энергии умерших.

Мали, Мопти, XIV в

Бандиагара (Bandiagara) – это обрывистое песчаниковое плато с уникальной древней архитектурой, включающей скальные жилища, зернохранилища, алтари, святилища и места для общественных собраний. Весь комплекс занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Отвесная скала поднимается на 500 м над равниной и имеет длину приблизительно 150 км. В наши дни скальные строения на южном склоне заселены догонами. Раньше здесь проживали племена теллемов и толоев.

Пещерные племена теллемов издавна привыкли жить на склонах утеса. В XIV веке их вытеснили догоны.

Согласно местной устной истории, Бандиагара являлась относительно спокойной колонией во время французской экспансии. Благодаря ряду природных туннелей в скалах, о который было известно только догонам, им удавалось быстро исчезать, надежно спрятавшись от любых агрессоров.

Что посмотреть

Вдоль Бандиагары расположены десятки деревень. Сегодня местные гиды устраивают экскурсии группам туристов вдоль откоса с посещением жилищ догонов. Здесь можно увидеть остатки поселения народа теллем с наскальными рисунками и их захоронения в пещерах, высеченных высоко в скалах, куда бы не достали внезапные наводнения, случающиеся в этом регионе. А также мечеть современных догонов.

@Михаил, Миш, ну ты же взрослый, умный. . .

) ну неужели ты так примитивно мыслишь? Красивая модель с оружием. .

. Это ведь постановка, и это очевидно. .

. Просто сценка. Подружка Аль Капоне.

. . Она, конечно, же с оружием.

. . У меня серия работ с этой “сценкой” в разных вариациях.

Если ты не любишь студийную съемку, не проще ли просто пройти мимо, но не наделать своим молчаливым лайком ту неумную фразу, не имеющую ничего общего с моей фотографией. Кстати, о квадрате Малевича. Я не очень много встречала людей именно восхищающихся этой работой.

ЗАСЛУГА Малевича лишь в том, что он ПЕРВЫЙ (! ) основал такое направление в авангардистском ИСКУССТВЕ, как супрематизм,которое является разновидностью абстракционизма, и выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Он первый.

Не ты, не я, ни кто-то из живущих с ним в начале 20-го века. . .

Но ты же не пишешь под его работами – китч и псевдоискусство (я условно). Тем более, зная меня и мои уличные работы, как ты говоришь, неужели ты не допускаешь, что я, как разносторонний человек, не могу попробовать что-то другое? Например, съемку в студии.

Честно, я расстроилась, увидев твое такое “согласие” с нефотографом для меня совсем, думающего, что он снимает жизнь, в виде лайка. . .

Ладно, я тебя услышала и поняла. И кстати, я очень люблю картины Рериха.

Отзыв: Пещера Атлантида (Украина, Хмельницкая область) – Где выход, не знаю- в пещере темно, Все слито в одно роковое звено!

Атлантида? Слишком пафосно для пещеры? А вот и нет! Даже не знаю, как точнее можно было бы назвать этот уникальный объект, имеющий к тому же статус геологического памятника природы общегосударственного значения.

О поездке в “Атлантиду” я узнала за две недели. И все это время терзалась сомнениями: есть у меня клаустрофобия или нет? Забегая наперед скажу: НЕТ. Мало того, я открыла удивительную вещь: в пещере можно даже лечить стресс.

Итак, “Атлантида” находится на территории Национального природного парка “Подольские Товтры”. Подолье – это регион Западной Украины, где я живу. Товтры – холмистая известняковая гряда. Красота здесь неописуемая. Вроде еще не Карпаты, но чувствуется их близость.

На фото справа – инструктор Хмельницкого спелеологического клуба с одноименным названием – “Атлантида”. Да, туда можно попасть только в компании с опытными спелеологами. Потому что “Атлантида” – пещера огромная и даже опасная для таких чайников, как я.

Название свое пещера получила в 60-ые годы прошлого века. Тогда все очень увлекались поисками потерянного континента. И когда в селе Завалье Каменец-Подольского района случайно обнаружили пещеру, слово “Атлантида” как-то само собой приклеилось.

Я не зря написала “случайно”. Рядом с Завальем в 50-ые годы находился карьер по добыче гипса. Добывая это ископаемое, люди разрыли отверстия, ведущие глубоко под землю. Этими ходами заинтересовались киевские спелеологи. Они и являются первооткрывателями этого чудо природы, уникального во многих отношениях.

Кстати, спелеологи были совсем юные. И многие залы “Атлантиды” в последствии ( в том числе и в наши дни) раскапывают именно подростки. Они же дают названия обнаруженным пещерным залам. Если вы дочитаете мой отзыв до конца, то узнаете об этом подробнее.

У спелеоклуба в Завалье своя база. Там выдают снаряжение: комбинезоны, косынки или каски, фонарики и резиновые сапоги. Комбезы одеваются прямо на одежду. Внешний вид – прикольное зрелище. Люди в них напоминают то сантехников, то заключенных:-)

Да, придется еще кое-что объяснить. Я была в Завалье по работе. Мы снимали сюжет о том, как некие бизнесмены хотят сделать из пещеры место для массового паломничества. Они уже прорубили там обычные двери, как в квартире, внутри провели электричество, построили деревянные ступени. Спелеологи говорят, что все это приведет к нарушению уникального микроклимата пещеры. Ступени из-за 100-процентной сырости уже начали гнить. А из-за включенного электричества могут развиваться патогенные микроорганизмы – так называемые ламповые бактерии.

Так ведь и ступени и электричество есть в других пещерах Украины – скажете вы. Например, в той же Геофизической на Ай-Петри. Но фишка в том, что “Атлантида” имеет статус “памятник природы общегосударственного значения”. И любое грубое вмешательство здесь запрещено.

Не буду вас утомлять проблемой, потому что это уже совсем другая история. Просто покажу, как выглядят сейчас входы в пещеру. Их два. Один маленький природный, через который проникают в “Атлантиду” спелеологи вместе с небольшими экскурсионными группами.

Второй ход – обычная квартирная дверь с ведущей к ней ступеньками. Это и есть работенка общества с ограниченной ответственностью.

Забыла написать: к пещере от базы надо подняться метров 300. В комбинезонах, натянутых на одежду, немного душновато. Но настоящих искателей приключений это не остановит!

Еще один интересный момент. Здесь до сих пор куча гипса. И еще одна цель бизнесменов связана именно с добычей этого ископаемого.

Заветный момент приближается. От одного вида дыры на высоте второго этажа трясутся поджилки. Первыми лезет кто-то из спелеологов.

Сверху над входом, как видим, закреплена двойная веревка. Ноги поочередно надо ставить то на металлические выступы, приделанные к скале, то на выступы каменные. Корпус следует держать максимально близко к скале.

Как лезла я – никто не зафиксировал. Мой фотоаппарат был сзади в специальном рюкзаке, выданном мне на базе. Выкарабкалась я без проблем. Выступы в скале удобные. Единственной для меня сложностью было подтягиваться на веревке. Ноги-то у меня сильные. А вот руки, как у дистрофика.

Первое впечатление от пещеры – шок. Очень узко и темно. Это место спелеологи называют “духовка”. К тому же тут вас может ждать встреча с летучими мышами. На фото запечатлен так называемый “мексиканец”. Это удивительное животное прилетает на зимовку в “Атлантиду” именно из Мексики. Что его сюда влечет? Наверно, зов предков.

К счастью, к первому залу пробираться надо недолго. Назван он в тему – “Радость”. Именно это чувствует тот, кто преодолел подъем и прополз через узкий проход.

Везде на стенах дивная красота – кристаллы. Разной формы, цвета и размера. Их создавала природа на протяжение миллионов лет. Процесс шел благодаря стабильной температуре +12 градусов круглый год и такой же стабильной влажности – 100%. Кристаллы похожи то на льдинки, то на вату, то даже на звезды на темном фоне стены.

К некоторым залам нужно добираться по лабиринту узких однотипных ходов. И здесь надо четко знать маршрут, потому что некоторые ходы заканчиваются глубочайшими провалами. Один знакомый признался, что будучи студентом, вместе с другом залез в “Атлантиду” и заблудился. Каким-то чудом нашел выход лишь ночью.

Лабиринты – то единственное место в пещере, где нет кристаллов на стенах. И поэтому там я ничего не фотографировала.

Вместе с потрясающими по красоте кристаллами в пещере можно увидеть и рукотворные объекты. Например, в зале “Радость” это вот такое непонятное существо. Сверху на нем лежал искусственный паук. Один товарищ из нашей группы решил пошутить, и бросил эту игрушку на меня. Было страшно!

Есть в пещере и другие залы. Некоторые из них открыты всего пару лет назад. Хочу написать, как они раскапываются. Из проходов осторожно лопатками вынимаются мягкие породы, своеобразная закупорка – песок и глина. Твердую породу спелеологи не строгают. Оббивать кристаллы считается кощунственным.

В другом зале мы снова видим рукотворный объект из мягкой породы из мягкой породы – подсвечник.

Большой вклад в открытие новых залов “Атлантиды” внес председатель киевского спелеологического клуба Валерий Рогожников. Это его юные подопечные начали раскапывать Атлантиду в конце 60-тых годов. Сейчас спелеолог живет в США. А в одном из залов пещеры виднеется надпись, сделанная им в минуты глубочайшей скорби. Перед очередной экспедицией в “Атлантиду” Рогожников узнал, что при схождении ледника в горах погибла его жена. В ее честь и выцарапаны слова “Зал памяти Рогожниковой”.

Также мне удалось побывать в залах “Нежность” (говорят вроде здесь когда-то застукали подростков на “нежностях), “Глобус”, “Гагарин” и “Нос”. О последнем подробнее. Это дико прикольно, но в данном зале на потолке находится образование в виде носа. Через ноздри пещера дышит. Делает вдох и выдох, два раза в году, зимой и летом.

Что еще приходилось делать в пещере? Ползти по-пластунски сквозь узкий и кривой проход, названный спелеологами “тухес” ( по-еврейски “зад”). Одна из членов нашей группы начала передвигаться по тухесу, а потом вдруг передумала и решила вернуться. Пришлось ее пустить назад. Но я проползла всю эту дистанцию и могу вам признаться: это такая занятная психотерапия. В эти минуты я испытывала глубочайшее эмоциональное удовлетворение. Быть может, даже счастье. Сегодня знакомая-психолог сказала: в таких местах человек часто чувствует себя, как в утробе матери.

Также довелось спускаться на попе по кривому глиняному желобу – что-то на подобие пещерных американских горок. И еще в одном из залов мы, выключив освещение и прекратив разговоры, слушали тишину. Она действительно звенит!

Очень жаль, что мне не удалось сфотографировать (сдох аккумулятор) сказочное здешнее образование – каменные цветы. Сейчас их осталось совсем мало. Спелеологи специально прячут эти пещерные розы от вандалов, прикрывая камнями. В некоторых местах встречаются целые гирлянды каменных соцветий.

Словом, впечатлений так много, что их сложно передать словами. Безусловно, не всем такой поход придется по душе. Спелеологи нам сказали, что, по их наблюдениям, только 5 из 60 человек, побывавших здесь, хотят вернуться снова.

И напоследок хотелось бы процитировать кем-то очень точно сформулированное правило поведения в “Атлантиде”. Не оставлять ничего, кроме отпечатков ног. Не выносить ничего, кроме фотографий. Не убивать ничего, кроме времени! Кстати, время здесь идет как-то не так, как на поверхности. Вынырнув на свет Божий, я с удивлением обнаружила, что уже начало темнеть.

Читайте также:
Хаммам Мескутин, Алжир — подробная информация с фото
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: