Иммиграционный контроль

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162 “Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162
“Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции”

С изменениями и дополнениями от:

12 сентября 2016 г., 27 декабря 2017 г., 24 августа 2021 г.

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Информация об изменениях:

Председатель Правительства
Российской Федерации

13 ноября 2012 г. N 1162

Положение
об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162)

С изменениями и дополнениями от:

12 сентября 2016 г., 27 декабря 2017 г., 24 августа 2021 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (далее – государственный контроль).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

2. Государственный контроль осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

Информация об изменениях:

4. Последовательность административных действий и процедур при осуществлении государственного контроля определяется административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

5. Государственный контроль осуществляется в форме внеплановых документарных или выездных проверок.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

абзацы 2 – 4 утратили силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

7. В ходе проверки должностными лицами, проводящими проверку, осуществляются следующие мероприятия:

а) беспрепятственный осмотр территории в целях установления факта нахождения иностранных граждан или лиц без гражданства на территории проверяемого объекта (при проведении выездной проверки);

б) проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания и соблюдения установленного порядка осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности, а также порядка привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

Информация об изменениях:

Подпункт “в” изменен с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

в) получение на основании мотивированного письменного запроса информации и документов, являющихся объектами или относящихся к предмету внеплановой документарной проверки;

г) фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.

8. По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.

9. Должностные лица, проводящие проверки, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля.

10. Решения и действия или бездействие должностных лиц, проводящих проверку, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

12. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

13. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

14. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

15. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

16. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

17. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

18. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

19. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
федерального государственного
контроля (надзора) в сфере миграции

Критерии
отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной, к определенной категории риска

Утратило силу с 3 сентября 2021 г. – Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

Установлен порядок федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Госконтроль осуществляет ФМС России и ее территориальные органы при участии МВД России и его территориальных органов.

Читайте также:
Лос-Гигантес – скалы, пляж и живописный курорт на Тенерифе

Последовательность административных действий и процедур при осуществлении госконтроля определяется административным регламентом по исполнению госфункции контроля и надзора за соблюдением миграционного законодательства.

Госконтроль осуществляется в форме проверок.

Проверяющий выполняет следующие мероприятия. Беспрепятственно осматривает территорию, чтобы установить факт нахождения здесь иностранцев или лиц без гражданства (при проведении выездной проверки). Проверяет, не нарушается ли миграционное законодательство (в т. ч. определяет законность пребывания и соблюдение порядка осуществления трудовой деятельности иностранцами или лицами без гражданства, а также привлечения иностранных работников в Россию и использования их труда). Получает на основании мотивированного письменного запроса информацию и документы, являющиеся объектами или относящиеся к предмету документарной проверки. Фиксирует выявленные факты нарушения миграционного законодательства.

По результатам проверки составляется акт.

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162 “Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 19 ноября 2012 г. N 266, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 47 ст. 6511

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. N 1668

Изменения вступают в силу с 5 января 2018 г., за исключением пункта 2, вступающего в силу с 1 января 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2016 г. N 907

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Миграционный контроль

С января 2007 г. Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» отменена регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и введен миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации.

  • Иностранный гражданин или лицо без гражданства (иностранный гражданин) по прилету должен получить и заполнить миграционную карту. Карта содержит сведения об иностранном гражданине и служит для контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации, а при выезде из Российской Федерации подлежит сдаче (возврату) при прохождении паспортного контроля.
  • Бланки миграционных карт можно получить, как правило, заранее на борту воздушного судна. Также их можно найти в зале прибытия на специальных стойках перед линией паспортного контроля. Рекомендуем заполнить их заранее, на борту воздушного судна, для избежания больших очередей на паспортном контроле.
  • На паспортном контроле в аэропорту иностранным пассажирам необходимо предъявить паспорт и заполненную миграционную карту вместе с ины

ми удостоверениями и проездными документами. При этом изъятие паспорта и миграционной карты не допускается.

Порядок заполнения миграционных карт

Миграционная карта представляет собой лист с графами и строками, состоящий из двух частей: одна часть — «А» — заполняется по прибытию, а вторая — «В» — по отбытию из страны. Все сведения вносят лично владельцы документов, разборчиво, без исправлений и помарок, воспользовавшись для заполнения шариковой (чернильной) ручкой.

Цвет чернил должен быть черный или синий. Если у гражданина возникают трудности с заполнением граф на русском языке, законом разрешено внесение данных латиницей, в точном соответствии написания информации согласно данных паспорта.

Заполнение миграционных карт касается всех въезжающих в РФ граждан, вне зависимости от возраста. Должностные лица подтверждают факт въезда или выезда пометкой в графе «для служебных отметок», что свидетельствует о прохождении иностранными гражданами пограничного контроля. Аналогичная процедура проводится в отношении транзитных пассажиров: они получают отметку о прохождении иммиграционного контроля.

Заполненная часть «А» (въездная) миграционной карты изымается сотрудником пограничной службы сразу после прибытия гражданина в РФ. Часть «В» (выездная) остается у прибывшего в страну гражданина, на весь период его нахождения на территории РФ, и изымается представителем пограничного контроля при выезде из страны.

Порядок выдачи миграционных карт

Выдача миграционной карточки осуществляется иностранным гражданам, совершающим передвижение:

  • речным, морским или воздушным видами транспорта — ответственными лицами из числа экипажа (команды) судна;
  • железнодорожным транспортом — представителями бригады поезда;
  • автобусными маршрутами — водителями транспортных средств;
  • на личном автотранспорте — представителями власти в пунктах пограничного контроля.

Граждане других государств могут получить бланк для заполнения непосредственно на территории аэропорта, вокзала или порта по прибытию, перед началом прохождения пограничного контроля.

На случай утери или порчи миграционной карты предусмотрена процедура выдачи дубликата. Для этого иностранный гражданин подает заявление в территориальный орган УФМС России, и сделать это нужно на протяжении 3-х дней с момента утраты документа. Сотрудники службы проводят проверку данных паспорта заявителя, и выдают новую миграционную карту с пометкой «дубликат».

Читайте также:
Еврейский музей в Берлине: описание архитектуры и экспонатов

Если иностранный гражданин прибыл на пункт пограничного контроля РФ для того, чтобы выехать из страны, и не имеет на руках миграционной карточки, то ему предлагается заполнить часть «В» бланка. Сотрудник службы в графе для служебной информации производит соответствующую запись.

Дальнейшие процедуры для постановки на миграционный учет

Все дальнейшие процедуры по постановке на миграционный учет осуществляет принимающая сторона, самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие-либо организации и тратить время.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает.

При поселении в гостиницу принимающей стороной является администрация гостиницы, которая в течение одних суток уведомляет территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина, а также выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранных граждан и несет ответственность за соблюдением установленных правил пребывания.

Все действия, необходимые для постановки на учет, выполняет администрация гостиницы.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

Обратите внимание:

  • Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
  • Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания. Для продления срока действия визы или срока пребывания необходимо обратиться в органы миграционной службы заранее, до истечения вышеуказанного срока.

При убытии иностранный гражданин передает отрывную часть уведомления принимающей стороне для представления его непосредственно либо направления по почте в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Такие действия принимающая сторона обязана совершить в течение двух рабочих дней после убытия иностранного гражданина.

Нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность иностранного гражданина в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей, а в отдельных случаях и с выдворением за пределы Российской Федерации. При этом иностранному гражданину, подвергавшемуся административному выдворению, может быть закрыт въезд в Российской Федерации на срок до пяти лет.

Примечание. Наличие ксерокопий паспорта, миграционной карты и отрывной части Уведомления при их утрате или каких-либо других непредвиденных обстоятельствах поможет доказать наличие документов и соблюдение правил миграционного учета.

Телефоны Миграционной службы России по Воронежской области:

Иммиграционный контроль

ПОЛОЖЕНИЕ
об иммиграционном контроле

1. Иммиграционный контроль – это осуществляемая Федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами (далее именуются – органы миграционной службы) деятельность по регулированию миграции и осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Иммиграционный контроль осуществляется постами иммиграционного контроля органов миграционной службы в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Посты иммиграцонного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации являются структурными подразделениями органов миграционной службы.

3. В своей деятельности органы иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами органов миграционной службы, а также настоящим Положением и международными договорами Российской Федерации.

4. Основными задачами постов иммиграционного контроля являются:

контроль за въездом на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, а также следующих транзитом через территорию Российской Федерации в третьи страны, их идентификация, регистрация и учет;

первичное рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении убежища на территории Российской Федерации;

осуществление мер по предупреждению неконтролируемых миграций и организации депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке.

5. В соответствии с возложенными на них обязанностями посты иммиграционного контроля органов миграционной службы:

осуществляют иммиграционный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации во взаимодействии с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

определяют основания и правомерность въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, следующих транзитом через территорию Российской Федерации;

осуществляют обмен информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;

разрабатывают и участвуют в проведении мероприятий по предупреждению неконтролируемой миграции, включая сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств;

вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию иммиграционного законодательства Российской Федерации, инструкций, правил и других нормативных документов по вопросам иммиграционного контроля;

Читайте также:
Как бюджетно добраться на Боракай в 2022 году – все способы

взаимодействуют с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и соответствующими органами иностранных государств по вопросам депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, которым отказано в предоставлении убежища и пребывания на территории Российской Федерации.

6. Государственные служащие постов иммиграционного контроля органов миграционной службы вправе:

проводить первичный опрос и регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении убежища на территории Российской Федерации;

определять основания предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища и в положительных случаях направлять заявителей в центры временного размещения иммигрантов для проведения полного комплекса мероприятий по признанию их статуса;

осуществлять проверку проездных документов иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и проставлять в них необходимые контрольные отметки;

задерживать недействительные проездные документы транзитных пассажиров с целью принятия предусмотренных международными соглашениями и законодательными актами Российской Федерации мер по предупреждению неконтролируемой миграции;

получать от физических лиц, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности на безвозмездной основе информацию, необходимую для осуществления иммиграционного контроля, за исключением случаев когда законом предусмотрен иной порядок ее получения;

осуществлять в установленном порядке беспрепятственный доступ на транспортные средства заграничного следования;

получать оперативную информацию об изменениях в паспортно-визовом режиме въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

пользоваться в пределах своей компетенции существующими в Российской Федерации информационно-коммуникационными и учетными системами для комплексного проведения процедуры иммиграционного контроля;

оформлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями Российской Федерации представления на физических и юридических лиц всех форм собственности и гражданской принадлежности о наложении штрафных санкций за доставку или содействие в доставке на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушениями паспортно-визового режима.

7. Государственные служащие постов иммиграционного контроля органов миграционной службы при исполнении своих служебных обязанностей находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для выполнения всеми физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации.

Действия, препятствующие государственным служащим постов иммиграционного контроля органов миграционной службы исполнять свои служебные обязанности, влекут за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Решения и действия должностных лиц постов иммиграционного контроля органов миграционной службы могут быть обжалованы в вышестоящие органы миграционной службы или в суд.

Подача жалобы не приостанавливает принятого должностным лицом поста иммиграционного контроля решения.

9. Назначение на должность и освобождение от должности начальника поста иммиграционного контроля осуществляются руководителем Федеральной миграционной службы России по представлению руководителя соответствующего территориального органа.

10. Финансирование деятельности постов иммиграционного контроля органов миграционной службы осуществляется Федеральной миграционной службой России за счет средств федерального бюджета.

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

“. 1. Иммиграционный контроль – это осуществляемая Федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами (далее именуются – органы миграционной службы) деятельность по регулированию миграции и осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. “

Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 N 1020 “Об утверждении Положения об иммиграционном контроле”

Смотреть что такое ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ в других словарях:

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

осуществляемый уполномоченными органами государства контроль, направленный на обеспечение государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию РФ и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Система И.к. является составной частью государственной миграционной политики. В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ контроль за соблюдением иностранными гражданами правил въезда в РФ, транзитного проезда через территорию РФ, постоянного проживания или временного пребывания в РФ и выезда из РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, органы исполнительной власти субъектов РФ по внутренним делам, а также иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. В случае, если имеются достаточные основания полагать, что иностранный гражданин, въезжающий в РФ, страдает заболеваниями, вследствие которых он в соответствии с законодательством РФ не имеет права на въезд в РФ, или установлено, что он прибыл из района неблагоприятной эпидемиологической обстановки, в пункте пропуска через Государственную границу РФ такой гражданин может быть подвергнут медицинскому и санитарно-эпидемиологическому контролю. Перечень заболеваний, вследствие которых иностранный гражданин не имеет права на въезд в РФ, устанавливается Правительством РФ. Формой И.к. является документированный учет информации об иностранных гражданах в РФ и создание на этой основе центрального банка данных. Осуществление такого учета возложено на Федеральную службу безопасности РФ. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией контроль за въездом иностранных граждан в РФ, их постоянным проживанием или временным пребыванием в РФ и выездом иностранных граждан из РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, направляют в центральный банк данных и получают из него информацию о выданных приглашениях, иммиграционных и неиммиграционных визах, о въезде иностранных граждан в РФ для постоянного проживания или временного пребывания, об их перемещении, о месте жительства иностранных граждан в РФ, о продлении срока действия неиммиграционных виз и о выезде из РФ. В соответствии с Федеральной миграционной программой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 перспективными направлениями развития системы иммиграционного контроля являются совершенствование нормативно-правовой базы; продолжение формирования системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию РФ; организация мест временного содержания лиц для проведения предварительного рассмотрения ходатайств о признании беженцами в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; разработка комплекса мер по эффективному использованию действующего института советников по вопросам миграции в посольствах РФ и создаваемых представительствах соответствующих федеральных органов исполнительной власти при посольствах РФ за рубежом в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками. Усовершенствованию И.к. служит Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 *О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики*, которым Федеральная миграционная служба передана в ведение Министерства внутренних дел РФ. В соответствии с названным Указом на Министерство внутренних дел возложены разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. (В.Ч.). смотреть

Читайте также:
Составление и образец жалобы на незаконную перепланировку в 2022 году

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

комплекс мер, направленных на регулирование миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию; на обеспечение защиты законных прав мигрантов и соблюдение интересов Российской Федерации по предупреждению и пресечению незаконной миграции на территорию государства путем определения правового положения и целей въезда прибывающих или намеревающихся прибыть в Россию (в том числе в поисках убежища), или находящихся на ее территории, постоянно осуществляемый компетентными федеральными органами исполнительной власти в пределах их функциональных обязанностей и во взаимодействии с местными органами власти. В РФ иммиграционный контроль предусматривает, во- первых, организацию контроля за иммиграционными процессами на границах государства, во-вторых, отслеживание перемещений иностранцев внутри страны. В связи с этим в нем выделяются два направления: контроль за въездом и выездом из страны иностранных граждан и лиц без гражданства и контроль за пребыванием их на территории РФ. Органы иммиграционного контроля действуют на основе иммиграционного законодательства, подзаконных актов и ведомственных инструкций. Принципами иммиграционного контроля являются: – структуризация всех мигрантов на различные категории в зависимости от гражданства и целей поездки с целью определения для каждой из них паспортно-визового режима, объема и требований иммиграционного контроля; – строгое соответствие организации иммиграционного контроля и его функционирования действующему российскому законодательству и международным правовым актам в этой области; – учет всех категорий мигрантов, пересекающих границу, независимо от гражданства, целей и сроков поездок, в соответствии с требованиями государственной статистики; – постоянное совершенствование и упрощение процедуры иммиграционного контроля при одновременном повышении его эффективности и др. Организация иммиграционного контроля предполагает: – организацию контроля за въездом и выездом из страны иностранных граждан и лиц без гражданства; – организацию контроля за пребыванием на территории страны иностранцев, лиц без гражданства, беженцев, других категорий граждан; – выявление иностранцев, уклоняющихся от выезда по истечении определенного срока пребывания, а также нарушающих установленные для них нормы и правила проживания в РФ; – организацию оформления документов иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории страны или находящихся на ней временно и нуждающихся в таком оформлении; – ведение учета и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от целей их пребывания на территории страны; – организацию контроля пребывания и перемещения по стране граждан из государств СНГ и нового зарубежья, прибывающих на временное или постоянное местожительство; – организацию контроля за порядком въезда и выезда транзитных пассажиров и т.д. Система иммиграционного контроля в России включает зарубежные представительства и аппараты уполномоченных в зарубежных странах, а также пункты иммиграционного контроля во всех пограничных населенных пунктах России. Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. С. 312 —314. . смотреть

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

(англ. immigration control) — в РФ осуществляемая ФМС РФ и ее территориальными органами деятельность по регулированию миграции и реализации в пределах. смотреть

Понятие и основные задачи иммиграционного контроля

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» определены следующие основные задачи для иммиграционного контроля:

  • 1) контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их иден-тификация, регистрация и учет;
  • 2) осуществление мер по предупреждению неконтролируемой ми-грации и организации депортации иностранцев в установленных законода-тельными актами случаях и порядке;
  • 3) рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без граж-данства, прибывших на территорию России, о предоставлении убежища.
Читайте также:
8 причин по которым не стоит путешествовать

Во исполнение Указа Президента от 16 декабря 1993 г. № 2145 по-становлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. № 1020 было утвер-ждено Положение о иммиграционном контроле.

Под иммиграционным контролем понимается осуществляемая Федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами деятельность по регули-рованию миграции и осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Указанным Положением определены задачи, основные функции и права постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России в пунктах пропуска через Государственную границу Рос-сийской Федерации.

8 сентября 1994 г. Правительство РФ приняло постановление № 1021 «О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции», которым предписало Федеральной миграционной службе Рос-сии, МВД России и другим федеральным органам исполнительной власти представить предложения об иммиграционной квоте приема иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории России, и ее размерах. Одновременно этим же постановлением Правительства РФ утверждено Положение о порядке работы с иностранными гражданами, лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в по-исках убежища, определения их правового статуса, временного размеще-ния и пребывания на территории РФ.

Ситуация противостояния и открытых вооруженных столкновений между Грузией и Абхазией, Молдавией и Приднестровской Республикой и в других государствах обусловила быстрое развитие приобретения в России не просто убежища, а политического убежища. В соответствии со ст. 63 и 89 Конституции РФ Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 было утверждено Положение о порядке предостав-ления Российской Федерацией политического убежища (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. № 1417)’.

Положением закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследова-ния или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гра-жданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища в Российской Федерации. Сам процесс предоставления политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Однако политическое убежище не предоставляется, если:

  • 1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые Рос-сийской Федерацией преступлением, или виновно в совершении дейст-вий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • 2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий ис-полнению обвинительный приговор суда на территории Российской Феде-рации;
  • 3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследова-ние;
  • 4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократи-ческими институтами в области защиты прав человека;
  • 5) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права дан-ного лица на убежище в соответствии с Законом РФ «О беженцах»;
  • 6) лицо предоставило заведомо ложные сведения;
  • 7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Рос-сии или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства, обратиться лично в министерство внутренних дел, глав-ное управление, управление внутренних дел субъекта Российской Федера-ции по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации. МВД России запраши-вает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а затем в тече-ние одного месяца направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища в Россий-ской Федерации.

При положительном решении Президента РФ Федеральная миграци-онная служба России в семидневный срок со дня принятия указа Прези-дента РФ уведомляет лицо через свои территориальные органы об этом решении. Лицу, которому предоставлено политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, которое является основанием для выдачи миграционной службой этим лицам другого необходимого документа – вида на жительство каждому из них.

Важно отметить, что лицо, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, утрачивает право на политическое убежище в четырех случаях:

  • 1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или обыч-ного местожительства;
  • 2) выезда на жительство в третью страну;
  • 3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  • 4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданст-ва другой страны.

При этом утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по пред-ставлению МВД России на основании заключений Министерства ино-странных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Читайте также:
Фотографии острова Ко Пхай

В процессе становления ФМС России происходило и формирование основного понятийного аппарата.

Развитию Федеральной миграционной службы способствовали также Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации», а также постановления Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998–2000 годы» и от 1 октября 1998 г. № 1142 «О реализации отдель-ных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федера-ции и въезда в Российскую Федерацию».

Заметим, что Федеральная миграционная программа 1997 г. содер-жит очень важные понятия и термины:

а) миграция — перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Миграция различается по причинам (добровольная или вынужден-ная) и типу (внешняя или внутренняя);

  • б) добровольная миграция — перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства;
  • в) вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища. Видами такой миграции могут быть: внешняя и внутренняя, воз-вратная и безвозвратная;
  • г) внешняя миграция — перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания;
  • д) внутренняя миграция — перемещение людей в пределах РФ с целью постоянного или временного изменения места жительства. Она так-же может быть добровольной или вынужденной, возвратной и безвозврат-ной;
  • е) внешняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории РФ, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоян-но проживающих вне пределов РФ, на ее территорию с целью осуществле-ния ими оплачиваемой трудовой деятельности;
  • ж) незаконная миграция — въезд в Россию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда, пребывания, тран-зитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное из-менение ими своего правового положения в период нахождения на терри-тории Российской Федерации.

К вопросу об иммиграционном контроле

Лукьянов А.С., сотрудник Центра правовых исследований.

Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы. На ФСБ России как федеральный орган исполнительной власти возложена в рамках ее компетенции функция по выработке предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране. ФСБ России осуществляет свою работу по таким основным направлениям, как контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение экономической и информационной безопасности. При этом базисными принципами для органов безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм.

Одними из приоритетных направлений по практической реализации основных задач по формированию системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере как составляющей национальной безопасности являются: пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также визовая и миграционная политика Российской Федерации .

Рыбалкин Н. Новая система охраны границы адекватна угрозам безопасности России // Пограничник. 2005. N 9.

Указанные направления законодателем отнесены к функциям и основным задачам федеральной службы безопасности . Необходимо отметить, что выполнение этих задач возможно лишь при наличии жизнеспособной, эффективной, отвечающей национальным интересам миграционной политики.

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 “Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации”.

Обобщая понимание самой миграционной политики в развитых странах, можно констатировать, что эффективное управление миграцией должно включать решение комплекса проблем, в том числе эффективной организации охраны границ (для обеспечения безопасности границ, защиты от преступности, для борьбы с нелегальной миграцией и, в особенности, с торговлей людьми и тайным ввозом людей в страну, а также поддержания целостности системы предоставления убежища) .

Хома С.П. Миграционные процессы в России и их правовое регулирование: Дис. . канд. экон. наук. М., 2005.

В настоящее время органами ФСБ России миграционная политика, по нашему мнению, реализуется по следующим направлениям:

  1. осуществление пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц (пограничный контроль – ст. 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”); осуществление контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации, их идентификации и учета в пунктах пропуска (ст. 30 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”);
  2. предоставление государственных услуг по продлению виз, исполнение государственной функции по аннулированию виз иностранных граждан и лиц без гражданства в пунктах пропуска (Приказ ФСБ России от 28 октября 2008 г. N 525 “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации”);
  3. административно-процессуальная деятельность (включая осуществление административного выдворения);
  4. уголовно-процессуальная деятельность (ст. 151 УПК РФ);
  5. административно-организационная деятельность (режим в пограничной зоне, в пункте пропуска, деятельность института пограничных представителей Российской Федерации).
Читайте также:
Отдых на Кольском полуострове в 2022 – цены и достопримечательности

Об эффективности реализуемой пограничными органами ФСБ России политики говорить достаточно сложно, и одних лишь статистических данных для ее справедливой и обоснованной критики недостаточно. Если исходить из общей для всех стран закономерности, состоящей в том, что чем выше миграционная привлекательность страны, тем больше иностранных граждан пытаются проникнуть на ее территорию нелегальным путем, то по мере улучшения социально-экономической ситуации (оживление экономики, рост уровня жизни), с одной стороны, должна адекватно развиваться система, препятствующая нелегальному въезду и пребыванию иностранных граждан на территории страны, но, с другой стороны, формы легальной, контролируемой государственной иммиграции должны становиться все более разнообразными . В связи с этим автор отмечает ряд проблемных направлений в этой сфере:

Хома С.П. Указ. соч.

  • отсутствие четкой системы комплексного многоуровневого контроля за миграционными процессами;
  • отсутствие законодательного закрепления, в том числе и внутриведомственного, положения о выполнении пограничными органами задач по реализации миграционной политики;
  • дублирование органами исполнительной власти полномочий в области реализации миграционной политики.

Указанные проблемы требуют подробного рассмотрения. Считаем необходимым заметить, что система миграционного контроля, по нашему мнению, должна строиться по следующей схеме: допуск и внутренний иммиграционный контроль. Допуск является одним из этапов разрешительной политики въезда и включает в себя: выдачу виз и иных разрешений на право въезда за пределами государства и проверку документов на право въезда непосредственно в пунктах пропуска (включая проверку оснований на право нахождения на территории государства въезда). Такая политика называется селективной, и основное количество лиц, пребывание которых на территории государства въезда нежелательно, отсеивается до въезда в страну. Наиболее успешно политика допуска применяется в Европейском союзе и США. Необходимо отметить, что иммиграционные органы и пограничные органы в данном случае идентичны в пунктах пропуска, т.е. на указанные органы (прежде всего паспортного контроля) возложено проведение иммиграционного контроля при въезде в страну.

Внутренний иммиграционный контроль предполагает прежде всего проверку законности пребывания на территории государства иностранных граждан и лиц без гражданства, уже допущенных к въезду.

В настоящее время иммиграционный контроль фактически отнесен к ведению ФМС России, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также организует и осуществляет иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции .

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 “Вопросы Федеральной миграционной службы”.

Правовое закрепление иммиграционного контроля впервые было введено Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2145 “О мерах по введению иммиграционного контроля”. Основной целью этого Указа являлось обеспечение государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Во исполнение названного Указа Правительством Российской Федерации было утверждено Положение об иммиграционном контроле. В соответствии с данным Положением иммиграционный контроль – это осуществляемая Федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами (далее – органы миграционной службы) деятельность по регулированию миграции и осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иммиграционный контроль осуществляется постами иммиграционного контроля органов миграционной службы в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Основными задачами постов иммиграционного контроля были определены:

  • контроль за въездом на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, а также следующих транзитом через территорию Российской Федерации в третьи страны, их идентификация, регистрация и учет;
  • первичное рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении убежища на территории Российской Федерации;
  • осуществление мер по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке.

В соответствии с возложенными на них обязанностями посты иммиграционного контроля органов миграционной службы: осуществляют иммиграционный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во взаимодействии с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; определяют основания и правомерность въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, следующих транзитом через территорию Российской Федерации; осуществляют обмен информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию; разрабатывают мероприятия по предупреждению неконтролируемой миграции, включая сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств, и участвуют в их проведении; вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию иммиграционного законодательства Российской Федерации, инструкций, правил и других нормативных документов по вопросам иммиграционного контроля; взаимодействуют с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и соответствующими органами иностранных государств по вопросам депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, которым отказано в предоставлении убежища и пребывании на территории Российской Федерации.

Читайте также:
Аэропорт Тикси. Расписание рейсов Как С Добром Добраться!

Необходимо отметить, что пограничные органы ФСБ России также осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации, их идентификацию и учет в пунктах пропуска (ст. 30 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”). В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем и достигшим возраста 18 лет, Государственной границы Российской Федерации принимают его обращение с ходатайством в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах”).

Также к одной из основных функциональных задач ФСБ России отнесена организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с незаконной миграцией.

Сравнительно-правовой анализ задач, отнесенных к ведению органов ФСБ России и органов ФМС России, позволяет говорить об их несомненной идентичности по указанным направлениями. Таким образом, происходит дублирование полномочий и задач в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации.

В 2007 г. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2145 и Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1020 были признаны утратившими силу .

См.: Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 993 “О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в сфере миграционной политики и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2145 “О мерах по введению иммиграционного контроля”; Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 791 “О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации” исключен иммиграционный контроль в пунктах пропуска, поскольку он дублируется пограничным контролем. Однако необходимо отметить, что передачи функций ПИК пограничным органам осуществлено не было. ПИК в пунктах пропуска были преобразованы в отделения территориальных подразделений ФМС России в субъектах Федерации и, по сути, осуществляют миграционный контроль в пунктах пропуска.

Указом же Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 г. N 232 “О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики” ФМС России передана в ведение Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с названным Указом на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложены разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, существенных правовых изменений в отношении осуществления иммиграционного контроля и решения задач по реализации миграционной политики, в частности в контексте борьбы с незаконной миграцией, не произошло, т.е. проблема дублирования полномочий, отсутствия эффективной системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска (отдельной темой для обсуждения следует считать иммиграционный контроль в пограничной зоне), отсутствия законодательного закрепления функций осуществления иммиграционного контроля пограничными органами, отсутствия федеральной межведомственной единой системы иммиграционного контроля и конкретизации в ее рамках места, роли и функций федеральных органов исполнительной власти осталась .

Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и ГТК России от 20 января 2004 г. N 7/2-121к-03 “О состоянии законности в сфере миграционных правоотношений”.

Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана Государственной границы Российской Федерации.

Угрозу безопасности в пограничной сфере представляет деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, организации каналов незаконной миграции. Негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов .

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 “Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 3 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”).

Таким образом, исходя из смысла ст. ст. 2 – 3 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” представляется необходимым включение иммиграционного контроля в перечень функций ФСБ России.

Необходимо отметить, что существует мнение, в соответствии с которым регулирование нелегальной иммиграции возможно путем комплексного иммиграционного контроля, включающего, в частности, пограничный контроль, контроль территории, особенно в местах компактного проживания мигрантов, и контроль над работодателями . По нашему мнению, это несколько разнопорядковые понятия, так как под пограничным контролем понимается проверка оснований для пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы Российской Федерации (ст. 11 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”).

Читайте также:
Океанариум в Дубай Молле: фото и описание, цена билета

Проект ФЗ «Об иммиграционном контроле в РФ» на фоне современной миграционной политики (В.В. Комаровский, декабрь, 2014г.)

В.В. Комаровский

Проект Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации» на фоне современной иммиграционной политики.

25.10.2014 г. на Едином интернет-портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов REGULATION.GOV.RU завершилось обсуждение проекта ФЗ «Об иммиграционном контроле в РФ». Это можно было бы оценивать как вполне рядовое событие в череде законодательных инициатив (как принятых, так и не одобренных Госдумой) по совершенствованию иммиграционного законодательства. Однако, при достаточно высокой интенсивности нормотворческого процесса по проблемам иммиграции, подавляющее число как принятых, так и проектируемых актов в основном содержат дополнения и изменения в действующее законодательство (прежде всего в базовый 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), либо постановления, административные регламенты и ведомственные приказы. При этом возникают противоречия между старыми и новыми законодательными новеллами, нестыковки, лакуны и т.п. Именно поэтому периодически выдвигаются предложения о приведении иммиграционного законодательства в порядок, его кодификации – вплоть до создания отдельного Иммиграционного кодекса.

Как рассматриваемый законопроект соотносится с данной тенденцией, заслуживает специального анализа, тем более что его можно рассматривать как результат взаимодействия противоположных подходов к целям и задачам текущей и перспективной иммиграционной политики.

Прежде всего, следует отметить борьбу в иммиграционной политике страны двух тенденций: ограничительной, направленной на снижение числа иностранцев в стране через ужесточение правил и процедур въезда и пребывания для безвизовых мигрантов и «поощрительной», имеющей целью привлечение как можно более широкого круга мигрантов (временных и постоянных).

Борьбу названных тенденций наглядно иллюстрируют дискуссии в ходе разработки «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.». Конечный вариант Концепции может рассматриваться как компромиссный, а следовательно не завершающий дискуссии и борьбу различных подходов к выработке текущей иммиграционной политики и организации системы иммиграционного контроля и отбора.

В этом же ключе следует рассматривать и все многочисленные законодательные инициативы, выливающиеся в изменения и дополнения действующих законов. Особенно это касается инициативы по ликвидации такого общего для всех развитых (и не только) принимающих стран инструмента как система квотирования, т.е. по сути планирования объемов приема необходимых конкретной стране в конкретный период иностранных работников, студентов, предпринимателей.

Это предложение принято в 1-м чтение в Госдуме. Вместо квотирования предлагается распространить систему выдачи (а по сути продажи) патентов и на безвизовых иностранных работников предполагающих работать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не вдаваясь в дискуссию по сути данных предложений, следует подчеркнуть, что данная мера повысит доходы региональных бюджетов, но подорвет управляемость регулирования иммиграционных потоков. Как некий паллиатив Федеральная миграционная служба (ФМС) предпринимает шаги по ужесточению мер, применяемых к нарушителям режима пребывания (депортация, выдворение из страны, запрет на въезд и др.).

В целом это может иметь положительный эффект на первом этапе применения жестких ограничительных мер, однако отказ от использования базовых инструментов регулирования потока приезжих представляется крайне непродуманным. Следует так же обратить внимание на то, что справедливой критике подвергается именно правоприменение, использование механизмов квотирования, однако ликвидировать предлагается инструмент как таковой, без каких либо предложений и попыток наладить деятельность конкретных структур исполнительной власти. Кроме того, введение патентов в перспективе с неизбежностью окажет крайне негативный эффект на российское трудовое законодательство и правоприменение и так подвергающееся разнообразным нападкам, как справедливым, так и вытекающим из групповых интересов.

Изложенные выше соображения и заставляют более пристально рассмотреть факт появления законопроекта, посвященного весьма важному с нашей точки зрения направлению иммиграционной политики – «Об иммиграционном контроле в РФ».

При анализе любого документа желательно различать субъективные и объективные причины его появления. Конечно, они неразрывно связаны, но все же отражают различные реальности: либо успешность удовлетворения личных/групповых интересов, либо степень соответствия провозглашаемым/реальным потребностям социально-экономического развития данного общества.

Во-первых, это уже вторая редакция законопроекта, первая была представлена еще весной, но потом отправлена на доработку.

Во-вторых, проблема иммиграционного контроля может быть рассмотрена с различных позиций: концептуальной — как инструмент осуществления иммиграционной политики государства (текущей и перспективной), организационно-правовой – как разграничение сфер регулирования и ответственности между вовлеченными институтами управления, и, наконец, с чисто утилитарной, призванной определить административный вес того или иного института исполнительной власти.

И, в-третьих, в принципе все эти уровни компетенций могут быть приведены в определенную систему.

Читайте также:
Фото достопримечательностей Джибути (7 фото) в хорошем качестве

Надо поэтому сразу подчеркнуть, что идея подготовки нормативного документа, призванного определить сферу использования достаточно многозначного понятия как государственный контроль в той или иной сфере заслуживает уважения. Другое дело как поставленная задача реализуется.

Уже в пояснительной записке к проекту, размещенной на том же портале и представляющей цели и задачи законопроекта бросается в глаза попытка совместить важные, но разноуровневые подходы: противодействие незаконной миграции и совершенствование соответствующей правовой базы; создание и совершенствование системы иммиграционного контроля; определение компетентных органов и перечня их полномочий. «Основными задачами законопроекта являются объединение и систематизация действующих норм с позиции актуальности их содержания, изложение нормативных предписаний стройно и внутренне согласованно, обеспечение максимальной полноты регулирования рассматриваемой сферы отношений».

Исследование мирового опыта иммиграционного регулирования различных потоков иностранцев (туристов, деловых визитеров, трудовых мигрантов и иммигрантов, студентов, предпринимателей, воссоединяющихся членов семей и беженцев) свидетельствует, что именно иммиграционный контроль как способность эффективно канализировать те или иные потоки иностранцев в зависимости от текущих и перспективных потребностей конкретной страны (запросы экономики, рынка труда, сферы образования и т.д.) лежит в основе иммиграционной политики и предлагаемого и продвигаемого ее акторами соответствующего законодательства.

К сожалению, неясность, компромиссность целей и задач современной российской иммиграционной политики проявляется и в рассматриваемом законопроекте:

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления иммиграционного контроля, защиты прав физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении иммиграционного контроля, а также определяет перечень прав и обязанностей органов иммиграционного контроля и устанавливает особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Статья 3. Основные понятия

1) иммиграционный контроль – комплекс мер, осуществляемых органами иммиграционного контроля, в целях обеспечения соблюдения законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации; граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

2) органы иммиграционного контроля – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции) и его территориальные органы;

Даже из приведенных базовых формулировок законопроекта совершенно ясно, что иммиграционный контроль сводится всего лишь к ведомственному «комплексу мер», а неназванные органы иммиграционного контроля это структуры ФМС. Подобный подход существенно ограничивает и обедняет используемые базовые понятия, фактически низводит данный законопроект на уровень административного регламента.

Представляется, что иммиграционный контроль гораздо более комплексное понятие, включающее как выработку политики, разработку и применение инструментов (средств, процедур) контроля за осуществлением данной политики, так и соответствующие органы данного контроля, их правовое положение, систему взаимодействия с гражданами данной страны и иностранными гражданами.

Предлагаемое определение органов контроля ни по сути, ни даже по букве закона не соответствует современным требованиям. Наряду с национальной иммиграционной службой, включающей различные уровни ответственности и направления деятельности, важная роль принадлежит другим институтам исполнительной власти: Министерству труда, Министерству иностранных дел, пограничной службе ФСБ, более специализированная роль отводится специализированным ведомствам (образование, здравоохранение и т.д.).

Предлагаемая трактовка иммиграционного контроля отражается и в последующих главах законопроекта, посвященных принципам иммиграционного контроля, правам и обязанностям органов иммиграционного контроля.

В целом можно констатировать, что предложенный законопроект, к сожалению, отражает узковедомственный подход к весьма серьезной, чтобы не сказать ключевой проблеме иммиграционного регулирования и иммиграционной политики страны сегодня. Субъективные и объективные причины этого достаточно очевидны и отражают сложившуюся в стране ситуацию поиска компромисса между разнонаправленными подходами к целям и задачам современной российской иммиграционной политики. Поиск «третьего пути» представляется непродуктивным, обеспечивающим дополнительный простор для шараханий из стороны в сторону вместо поиска реальных ориентиров для выработки адекватной и эффективной иммиграционной политики страны.

Союз экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС “ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ” объединяет организации, деятельность которых в сфере миграции осуществляется на основе неукоснительного соблюдения требований законодательства.

Последние новости

Председатель Экспертного совета МАТМ, профессор ГУУ принял участие в работе Научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» при Отделении общественных наук Российской Академии Наук

  • 23 января 2022 г

Председатель Экспертного совета МАТМ выступил первом в Новом году заседании Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: