Храм Аполлона в Дидиме — подробная информация с фото

Храм Аполлона в Дидиме

Месторасположение

Я тут давно ничего не писала, так что есть повод вставить свои пять копеек в информационную ленту нашего судового журнала. И, поскольку, крайние несколько дней нашего путешествия туда и обратно в сторону Мармариса прошли под знаком знакомства с турецкой береговой линией греческой Ионии, а также современными турецкими раскопками античных греческих архитектурных достижений, то речь пойдет о египетском взгляде на греческий подход к общению с богами об одном уникальном эллинистическом храме Аполлона, расположенном в современном туристическом турецком городке Алтынкум.

Все фотографии можно увидеть здесь.

Как видно на фотографии, от храма осталось немного, однако, уже это немногое заставляет обратить на себя внимание в первую очередь своими размерами. По крайней мере потому, что встретить ТАКОЕ удается нечасто.

Так называемый “младший Дидимейон” или “Дидимейон II” был одним из самых больших храмов античного мира. Его размеры составляют 120х25 метров, и именно благодаря им, он так никогда и не был достроен.

Из запланированных изначально 122 колонн были установлены только 72, да и они не были до конца декорированы. Например, на одной из трех доныне вертикально стоящих колонн отсутствует рифление, а антаблемент был закончен только на переднем фасаде здания.

Вообще декор храма должен был быть весьма богатым и разноообразным. Так, колонны помещались на красиво профилированные базы, а те, что стояли в переднем ряду, были декорированы еще и различными рельефами.

Капители были сделаны в основном в ионическом стиле с волютами.

Отличались лишь капители угловых колонн храма, на которых сохранились остатки рельефа, изображавшего Артемиду и Лето, Зевса и Аполлона между головами львов, быков и грифонов. К сожалению, увидеть и сфотографировать их у нас не было возможности, так как сейчас эти рельефы находятся в Археологическом музее в Стамбуле. Капители колонн с женскими фигурами, вырастающими из листьев растений, декорировали верхний край основных стен храма. А капители, венчавшие собой пилястры, ныне выставлены перед стенами храма.

Что касается антаблемента, то над трехчастным архитравом был расположен фриз, украшенный головами Медузы в целях защиты храма от скверны, а над фризом находился карниз из дентикул и растительного орнамента.

Перистиль храма переходит в святилище, откуда вещал оракул.

А дальше по ступеням можно спуститься в обширный внутренний двор.

Кроме того, туда ведут два узких темных боковых прохода, заканчивающихся ярким и просторным залом двора, в котором находился источник в виде фонтана (по преданию Аполлон был зачат у лаврового дерева, под которым бил священный источник).

Изначально источник, видимо, находился на открытом месте, но в седьмом веке до нашей эры он был окружен стеной из глиняного кирпича, следы которой были найдены в ходе археологических раскопок. Перед шестым веком до нашей эры храм представлял собой просторное помещение круглой формы, от которого нынче остались только массивные блоки фундамента. В шестом веке до нашей эры источник, предположительно, начал пересыхать, и его перенесли в колодец, помещенный внутри небольшого здания. Однако древний храм был разрушен, а на его месте в четвертом веке до нашей эры возведен большой эллинистический храм с фонтаном и просторным внутренним двором.

Стены, сохранившиеся до наших дней, представляют собой только треть изначальной высоты.

В пятом-шестом веках нашей эры внутри двора была построена византийская церковь. Ее остатки были перемещены оттуда во время раскопок в начале двадцатого века. Тогда же была построена стена вокруг храма, которая по сей день ограничивает район раскопок, и благодаря которой по сей день неизвестно, раскопан ли весь комплекс святилища Аполлона. Впрочем, руины продолжают появляться и за пределами стены.

А внутри нее теперь аккуратно по частям разложены руины храма.

Ну и еще несколько фотографий.
Вид сбоку на внешнюю площадку вдоль стены двора, где должны были быть установлены колонны.

Позади храма на подпорках лежит развалившаяся колонна, напоминающая собой порезанную колбасу.

Забираться на стены двора запрещено, очевидно, чтобы люди не падали вниз, но полазить по этим стенам было бы одно удовольствие. Толщина стен как у хорошего зАмка.

А двадцатиметровые колонны не влезают даже в широкоформатный объектив.

Я с трудом представляю себе, что должен был чувствовать человек, оказавшись у стен этой громадины, ничем не похожей на все то, что обычно составляло концепцию античного храма, даже несмотря на соответствие всем правилам и канонам. Но посетить это чудо смешения культур эллинистического периода истории Древней Греции весьма полезно и интересно, уж очень оно самобытное и выпадающее из ряда вон.

Аполлон Дидимы, гонимый и торжествующий

Миром классики стал Парфенон,
Эллинизм прославлен Дидимой,
И,наверное, необходимо,
Чтоб остался в памяти он,
А не сделался тленом и дымом.
Помоги же мне, мой Аполлон,
Покровитель искусства гонимый!

Собственными судьбами обладали не только люди, но и целые храмы. Удивительной была судьба святилища Аполлона в Малой Азии, в местности с негреческим названием Дидимы. Храм этот, находившийся к югу от Милета, на высоком месте, откуда открывался вид на море и на группу прибрежных островов, называвшимися Спорадами. Известно имя почитавшегося здесь до Аполлона местного героя, Бранха, которого впоследствии произвели в основатели храма Аполлона Филесия (дружелюбного). Жрецов, управлявших этим храмом, стали называть Бранхидами.

План храма Аполлона в Дидимах эллинистической эпохи

Согласно свидетельствам греческих историков, Аполлон был древ¬нейшим богом Анатолии, где ему было посвящено огромное количество святилищ. Храм в Дидимах занимал среди них особое положение, поскольку он принадлежал Милету, крупнейшему из ионийских центров, основавшему на берегах Понта Евксинского не менее ста колоний.

Читайте также:
Хаммам Мескутин, Алжир — подробная информация с фото

Первые надежные сведения о Дидимейоне относятся к VII в. до н.э. Согласно «отцу истории» Геродоту, благосостояние Бранхидов было связано с египетским фараоном Нехо (610—598 гг. до н.э.) — тем самым, который задумал соорудить грандиозный канал, соединяющий Нил с Красным морем. По расчетам фараона, канал должен был иметь такую ширину, чтобы в нем могли разойтись два крупных военных корабля. О, замыслы земных владык! Строительство канала в самом его начале стоило гибели 120 тысячам египтян. И тогда фараон обратился за советом в Дидимы. «Царь! Ты строишь канал на выгоду чужеземцам», — не долго думая, изрек оракул.

Нехо, хорошо знакомый Ветхому Завету, был разумным правителем. Прекратив строительство, он направил всю свою кипучую энергию и несметные богатства на сооружение флота. Как известно, один из его кораблей впервые обошел африканский континент, плывя с востока на запад. Огромный военный флот фараона добился господства в Средиземном море. Одержав убедительную морскую победу над противником, Нехо взял неприступную сирийскую крепость Кадеш.

Это было в 609 г. до н.э. Так начался небывалый подъем популярности Дидимского прорицалища и в греческом и, восточном мире. И это не могло не вызвать зависти балканского близнеца Дидим — Дельф. Как мало нового в подлунном мире! Храмы одного и того же бога были непримиримыми соперниками уже две с половиной тысячи лет назад.

Тем временем на Востоке возникла могущественная Персидская держава, угрожавшая как соседней Лидии, так и далекому Египту. Последний в 499 г. до н.э. был завоеван персами. Во время героического антиперсидского восстания Милета греки воспользовались сокровищами Дидим.

Силы были неравны. В 494 г. до н.э. восстание было подавлено. Дидимский оракул не избежал царского гнева. Персидские воины разрушили святилище до основания. Однако в страхе перед чужеземным богом жрецы не были казнены, а вместе со своим богом (его культовой статуей) отправлены в далекую Бактрию. Для Дельф это послужило хорошим уроком. Усвоив его, они в 480 г. до н.э. не пострадали от персидского нашествия.

Многостранствующий Геродот относит расправу над Дидимой ко времени царя Дария, поздние античные авторы Страбон и Плутарх — к началу похода царя Ксеркса в Балканскую Грецию. Русская пословица «свято место пусто не бывает» лучше всего характеризует ситуацию, возникшую в Дидимах после расправы над святилищем. На его руинах появились новые жрецы, начавшие поиск могущественного покровителя. Их взгляды обратились к великому завоевателю Александру Македонскому.

Неизвестно, кто проявил такую активность в Дидимах, но это явно не те, кого сослали в далекую Бактрию. Новые властители Дидим стали распространять об изгнанниках слух, будто те всегда сочувствовали персам и ушли с ними добровольно. Слух этот дошел до Александра. И он во время завоевания Бактрии расправился над потомками изгнанников из Дидим.

Александр умер, так и не побывав в Дидимах. Но оракул все же нашел себе могущественного покровителя. Им стал полководец Александра Селевк, сын Антиоха. При разделе могущественной империи Александра ему досталась самая обширная часть — почти вся завоеванная великим македонцем часть Азии. Так же, как Александр, Селевк отказался от своего родителя, признав своим отцом бога Аполлона. Его также не удовлетворило имя собственной жены Апама, и он назвал ее Стратоникой. Естественно, Селевк возвратил Дидимам статую Аполлона, увезенную персами, бронзовую фигуру. В вытянутой правой руке ее была статуэтка оленя, в левой — лук.

Как говорит надпись, найденная в ходе немецких раскопок Милета, милетяне отправили к царю Селевку делегацию с благодарностью за помощь, оказанную храму в Дидимах и с просьбой увековечить память царицы сооружением «зала в размере стадиона». Как явствует из других источников, речь идет о торговых помещениях 190 м длиной с 72 лавками. Это сооружение найдено в ходе раскопок Милета.

После Кириако Анконского Дидимы в 1764 г. посетили представители лондонского Общества дилетантов, и в 1769 г. в издании «Древности Ионии» появилось первое описание знаменитых руин. В начале XIX в. руины Дидимы исследовал французский путешественник Шарль Тексье. По его следам в 1873 г. Дидимы посетила французская научная экспедиция, целью которой было по возможности реставрировать здание храма. Заслуга первых научных раскопок Дидимы принадлежит германской археологической экспедиции, работавшей с перерывами между 1899 и 1913 гг.

В 1925 г. в Дидимы прибыла немецкая археологическая экспедиция во главе с Теодором Вигелазом, ассистентом Карла Гуманна, до этого исследовавшего Пергам. Раскопки были поставлены на широкую ногу. Куплены все двести домов вместе с их участками. Казалось бы, деятельности археологов ничего не должно было мешать, однако местность, отделявшая Дидимы от древнего Милета, не имела дороги, а снабжение экспедиции осуществлялось с использованием верблюдов.

В 1965 г. раскопки возобновились. В результате был уточнен план храма эллинистической эпохи, одного из «долгостроев» античного мира: сооружение храма начато в конце III в до н.э. и, как явствует из свидетельства греческого путешественника Павсания, не было еще завершено к середине II в. н.э. Это был храм-гигант, вдвое превосходящий размерами знаменитый Парфенон. Здание имело в длину 109 м, в ширину — 51 м. Уже размеры храма в Дидиме отражают присущий эллинизму страсть к гигантизму. К этому можно добавить тягу к роскоши, выраженную, в стремлении использовать в строительстве самые дорогие материалы. В этом плане интересна история создания парадной двери храма в Дидимах. Сооружение его заняло шесть лет. Через столетие после этого над дверью снова работали, используя для ее обшивки присланную из Египта царем Птолемеем XIV слоновую кость (482 кг).

Читайте также:
Карта Саргассова моря, где находится Саргассово море на карте мира

Ни у одной из десяти колонн главного фасада нет базы, похожей на другую. Все они, декорированные смешанным геометрическим и растительным элементами, являются самостоятельными художественны¬ми произведениями. При этом угловые колонны обладали фигурными капителями с изображениями грифона, головы быка и бюста богини, обращенной взором вдаль. Семь уступов со стороны главного обращенного на восток фасада вели в пронаос, переднее помещение храма, имея равную с ним ширину. В пронаосе 12 ионических колонн поддерживали богато декорированный потолок. Вход в среднюю залу образовывали никогда не закрывавшиеся мраморные ворота.

Осознавая значение этого сооружения, строители постоянно информировали публику о своей деятельности. Сохранились надписи- отчеты, позволяющие раскрыть такие подробности, которые были опущены в немногих до нас дошедших трудах древних архитекторов. Мы видим каменотесов за проведением каннелюр на уже готовых колоннах и начинаем понимать смысл оставленных ими отметок на памятниках. Нам становится ясен характер используемых во время строительных работ лесов. Оставаясь незаконченным, храм все время выполнял свои функции, и по сохранившимся документам можно составить списки его посетителей, а также жрецов и посланцев, равно как перечень полученных храмом даров.

Дидимейон был настолько велик, что возведение кровли стало неразрешимой проблемой. Священная ограда, окруженная стенами, вместила парк, и это сделало необходимым использование для главной священной части святилища подземное помещение. Туда, где на глубине шести метров в адитоне находилась статуя Аполлона, и где осуществлялось прорицание, можно было пройти по лестнице шириной восемнадцать метров.

К храму уже в архаическую эпоху вела Священная дорога, украшенная статуями Бранхидов и фигурами львов, возлежащих в ленивой позе.

Шерсть цвета солнца сблизила этих хищников с Аполлоном и определила им роль стражей на дороге к его храму. На одном из этих львов, ныне находящихся в Британском музее, начертана надпись, свидетельствующая, что богу было посвящено целый выводок львов. Во время правления императора Траяна Священная дорога была заново вымощена большими каменными плитами и посвящена Аполлону, о чем свидетельствует пространная надпись на придорожной колонне.

Потеряв культовое значение, здание храма существовало в византийскую эпоху. В его адитоне была базилика. Милет и Дидима были уничтожены арабами в VII в. В 1453 г. они стали жертвами грандиозного землетрясения.

Храм Аполлона в Дидиме — подробная информация с фото

Храм Аполлона в Дидимах

Недалеко от древнегреческого города Милета, в местечке Дидимы был построен один из грандиозных ионических храмов в честь Аполлона Филесия. По легенде Аполлон влюбился в юношу по имени Бранх. О сексуальных связях с богами, древнегреческой архитектуре и истории храма в материале путешественника MAXIMUS101.

Это был самый большой храм в Малой Азии. Храм Аполлона в Дидимах был важным центром этого культа в Ионии, и в отличии от прославленного “чуда света” – храма Артемиды в Эфесе относительно неплохо сохранился. Добраться до него можно на общественном транспорте из города Кушадасы, правда, прямой маршрутки до Дидимы нет, нужно будет делать пересадку в городе Секе.

Храм Аполлона Филесия (Любящего, хотя в приличных книгах следует писать Дружелюбного) был основан на месте святилища некоего местного героя Бранха, который особо ни чем не был знаменит, кроме того, что вступил в половую связь с богом Аполлоном, собственно поэтому Аполлон и получил в здешних местах эпитет “Любящего”. И случилось так, что у Бранха (или у Аполлона?) появилось многочисленное потомство, которых стали звать Бранхидами. Сии бранхиды стали жрецами бога Аполлона и оставались таковыми, пока не проштрафились в 5 в. до н.э. во время разрушения храма персами, по мнению благочестивых греков они (бранхиды) “передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство” – так об этом писал Страбон. Бежали бранхиды аж до самой Бактрии (современный Таджикистан), где основали город и видимо еще одно святилище Любящего бога. Но что-то пошло у них не так, так как в 4 в. до н.э. сих бранхидов настиг в Бактрии и извел всех под корень Александр Македонский, дабы другим не повадно было предавать греческую родину и служить персидским оккупантам.

Храм Аполлона в Дидимах общий вид.

В оправдание горемычных бранхидов можно добавить, что все же их род относился к грекам скорее косвенно, как и сам культ бога Аполлона, ибо сей любвеобильный бог именем Аппалиун упоминается еще в хеттских документах как главный бог Вилусы (Трои), т.е. как и совращенный им герой Бранх имеет местное малоазиатское происхождение.

Святилище Аполлона в Дидимах по археологическим данным было основано в 8 веке до н.э., тогда это был маленький храмик, скорее наполовину деревянный. Но очень быстро это святилище прославилось во всем тогдашнем мире, ибо как и во всяком уважающем себя храме Аполлона в нем существовал оракул, предсказывающий будущее (самый известный подобный оракул был организован в Дельфах). Египетский фараон Нехо (610—598 гг. до н.э.) испрашивал у оракула в Дидимах строить ли ему огромный канал между Нилом и Красным морем, на что местный прорицатель ответил ему – «Царь! Ты строишь канал на выгоду чужеземцам», на постройке канала погибло 120 тыс. человек, но канал, как и предсказывал прорицатель, довели до ума не египтяне, а персы при Дарии I.

Читайте также:
Где находятся самые экстремальные аттракционы мира

Удачные предсказания видимо сделали Дидимейон очень богатым храмом, собственно поэтому греки так нервно реагировали на передачу его богатств персам от жрецов бранхидов. Подобные храмы строились по всему античному миру, каждый греческий полис пытался создать подобную грандиозную машину по выкачиванию средств из населения древнего мира. Храм в Дидимах контролировался греческим городом Милет, он находился всего в 15 км от святилища Аполлона и был связан с ним “священной дорогой”. Мощенный каменными плитами участок которой в 150 метров, кстати, сохранился севернее храма, но я благополучно прошел мимо него.

Ближайшими конкурентами храма Аполлона были два малоазийских святилища Артемиды – этой богини в Эфесе. Храм Артемиды существовал и в Дидимах, но какой-то особой известностью не пользовался, ибо всех здешних богов затмевал бранхидский Аполлон.

Это действительно грандиозное святилище, его начали строить в 4 в. до н.э. на месте ранних храмов, последний из которых был уничтожен персами. Длина храма 110 м, ширина 51 м, высота сохранившихся колонн (а они действительно сохранились на всю высоту) – 20 м.

“Шестеренки” колонн Дидимейона и китайский турист.

С востока храм имеет один монументальный вход. Непосредственно перед ним находятся два интересных объекта – это колодец, на фото внизу, он справа, закрытый круглой металлической решеткой, и руины круглого жертвенника слева, сейчас, это невнятная груда небольших камней, но когда-то это было зловещее место.

Павсаний описал жертвенник Дидимейона: “есть в Дидимах Милетской земли жертвенник, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Однако и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не очень прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной”

В этих скупых строчках заключен жуткий смысл, жертвенник был сделан из запекшейся крови, это была зловонная яма диаметром 8 метров, наполненная кровью, жиром и прочими продуктами жертвоприношений. Каждый входящий в храм должен был принести жертву, а таких людей были многие сотни тысяч, ведь к храму стекались паломники не только из Малой Азии, но и со всего тогдашнего мира.

Мраморный лик Медузы горгоны с храмового архитрава, горизонтальных балок, лежащих поверх колонн.

Этот огромный эллинистический храм так и не был достроен до конца. Его строительство началось примерно в 330 г. до н.э. под руководством Пэония Эфесского (строителя храма Артемиды в Эфесе) и местного милетского архитектора Дафниса и продолжалось вплоть до падения Римской империи.

Страбон на рубеже нашей эры описывал Дидимейон так, «храм Аполлона был сожжен Ксерксом, подобно прочим святилищам, за исключением Эфесского храма. Впоследствии милетяне соорудили самый большой из всех храмов, который благодаря своей величине остался без крыши: ведь стена, окружающая храм, вмещает пространство целой деревни; внутри и вне ее — замечательная роща» (XIV, I, 5)

Храм не имел не только крыши, но и многих колонн, особенно с западной задней стороны, прежде всего колоннадами украсили парадный вход, а все остальное доделывали столетиями.

Колонны Дидимейона не уступают размерами подобным колоннам из Баальбека в Ливане – символа римской гигантомании, там тоже где-то 19-20 метров высоты. Возможно, это самые большие колонны античного мира, для сравнения высота колонн знаменитого Парфенона всего 10 метров.

Нужно было изготовить 120 таких колонн, но строители успели сделать лишь 80. Сейчас на полную высоту сохранились лишь три.

Чтобы попасть внутрь храма можно воспользоваться двумя туннелями, которые параллельно спускаются с верхней площадки. Туристов внутрь пропускают только через них, парадный вход в святилище не был предназначен для массовых шествий, это была скорее театральная сцена для мистерий жрецов Аполлона.

И вот мы попадаем в наос – внутреннее пространство святилища. Сразу нужно отметить, что Дидимейон отличался от стандартных античных храмов в сущности его наос – это открытый двор, здесь крыша видимо даже не планировалась. Это так называемый гипетральный храм, где крыша полностью или частично отсутствовала. Адитон или главное святилище со статуей бога представлял собой небольшой храмик, одиноко стоявший во внутреннем дворе, его основание сохранилось у дальней стены. Двор даже не был замощен, рядом со священным колодцем, который можно видеть и сейчас, росло лавровое дерево – символ бога Аполлона.

Сверху хорошо видна вся структура Дидимейона: справа, круглый алтарь при входе, рядом с ним колодец для омовений, далее, парадный вход в храм с массой колонн, потом важная комната с двумя колоннами, где жрецы оглашали предсказания оракула, и внутрений двор с небольшим святилищем Аполлона, а перед ним священный колодец.

Интересная особенность храма Аполлона в том, что в главное святилище нужно спускаться, а не подыматься, Ведь, как правило, статую божества ставили на возвышении, демонстрируя ее значимость, здесь же человек попадая в храм (если его туда еще пускали) сначала подымался по лестнице, а затем спускался вниз в глубины храмового двора во владения бога Аполлона.

Как проходила сама процедура пророчеств неизвестно, но вроде бы этим действом занимались мужчины, а не Пифия, как в Дельфах.

Читайте также:
Отдых в Японии в 2022 году. Цены, отзывы, курорты.

Парадный вход с внутренней стороны.

Статуя Аполлона Филесия главный объект поклонения в Дидимейоне была также весьма примечательна, ее отлил из меди Канах Сикионский, это была фигура крупных габаритов, рядом с которой плясал на задних лапах механический олень.

Об этом писал Плиний Старший:

“Канах создал обнаженного Аполлона, который прозывается Фелесием, в Дидимайоне, из эгинского сплава меди, и вместе с ним он сделал оленя поднятым и стоящим на задних ступнях так, что под ногами тянется нить, а опирается олень на основание попеременно то передними, то задними кончиками задних ступней, так как зубцы в той и другой части сочленены таким образом, что от поочередных отталкиваний он раскачивается.”

Статую Аполлона из Дидим выкрали персы и переместили ее в Экбатаны (ныне это город Хамадан в Иране), зачем она им понадобилась непонятно, но в 3 веке ее вернул обратно Селевк I Никатор диадох Александра Македонского, он же начал восстановление Дидимейона после персидских погромов.

Стены храма сейчас сохранились на высоту около 10 метров, когда-то они были вровень с колоннами, т.е. в два раза выше.

Справа и слева от главного входа во внутренний двор видны порталы туннелей, через которые проникают внутрь храма.

От самого святилища Аполлона остались только фрагменты.

Ну и обязательный вырез в стене, куда пропускали все провода от звездолетов инопланетян, для канализации он скорее всего не годится.

Храмовые стены с внешней стороны.

Колонны на этой платформе должны были идти в два ряда, т.е. это был диптер. От них остались только следы оснований.

Стены Дидимейона невероятно внушительны, в христианскую эпоху он стал крепостью и каменоломней одновременно. Дидимы долго были резиденцией местного епископа, но после разрушительного землетрясения в 15 веке жители вроде бы оставили город, заново городок заселили только уже в 18 веке.

В 19 веке храм Аполлона был похож на холм, застроенный жилыми домами, где на самом верху стояла ветряная мельница. И только некоторые колонны торчали из земли.

Общий объем храма опять появился на свет только после интенсивных раскопок. Фото 19 века.

С задней, западной, стороны храма остались лежать циклопические руины одной из колонн. Она здесь похожа на порезанную ломтями колбасу. Так как колонна находилась в самом дальнем углу храма с ее обработкой особо не спешили, можно заметить отсутствие каннелюр, характерных борозд на мраморе. На некоторых блоках они только-только стали проявляться. Скорее всего колонны с западной и юго-западных сторон диптера так и не встали на свои места, за 600 лет непрерывного строительства их банально не успели изваять.

Вокруг храма наблюдается какая-то стена из огромных блоков, если посмотреть на нее сверху, как на фото, что я вставлял раньше, можно заметить ее странные изгибы. Эту стену видимо возвели жители Милета спасая свое святилище от нашествий готов в 3 в. н.э., для ее строительства они использовали камни самого храма. На заднем плане виднеется греческая церковь Св. Иоанна перестроенная в мечеть.

Надо сказать, что даже просто найти название этой церкви составило определенный труд. И это несмотря на ее внушительные размеры и обилие туристов вокруг – все едут смотреть храм Аполлона, церковь-мечеть никого не интересует. Церковь достаточно поздняя, видимо конца 18 века – начала 19, в мечеть ее превратили уже в конце 20 века. После высылки местного греческого населения здание долго пустовало. Нынешняя мечеть имеет название Хисар Джами, ибо так называли Дидимы в Турции в начале 20 века. Сейчас, Хисар или Енихисар – это только квартал, где находится храм Аполлона, город же опять стали называть Дидим.

В 1980-х годах здание было капитально отреставрировано, во время этих работ отрезали апсиды церкви. Их следы еще можно заметить на восточной стене.

Так церковь Св.Иоанна выглядела в конце 19 века, когда проводились первые раскопки в храме Аполлона. Тогда она еще была действующей.

Как правило многие поздние христианские церкви в Османской империи имели такую воздушную структуру – тонкие колонны, легкие своды. От более тяжеловесных средневековых церквей они, действительно, отличаются.

Михраб здесь сделали на южной широкой стороне здания.

Церковь имела хоры, куда можно было попасть по внешней лестнице.

Лестница на хоры.

Мраморная плита с надписью, встроенная в лестницу – осталось дело за малым, ее прочитать.

Достопримечательности Дидима, Турция

Рассказываю, что посмотреть в Дидиме: экскурсии и достопримечательности. После поездки два года назад в Бодрум (провинция Мугла) на Эгейское побережье Турции, мы с мужем начали мечтать о поездке в город Дидим (провинция Айдын). В предыдущей поездке на Эгейское побережье Турции мы были очарованы местностью – оливки, кипарисы, белые домики, увитые розовыми цветами, крик чаек, стрекот моторных лодок, плеск волн, белые мельницы, запах моря и рыбы и многочисленные исторические памятники периода Древней Греции, Рима, Византии и Османской Империи. Особенно нас привлекала возможность побывать в Храме Аполлона, который находится в 3 км от города Дидим. В Дидиме родились дети бога Зевса — близнецы Аполлон, Артемида и знаменитая злодейка со змеями вместо волос Медуза Горгона. Мы давно интересуемся историей Древней Греции, а Турция самое подходящее место, чтобы окунуться в эту атмосферу.

Читайте также:
Что необходимо для получения учебной визы в Шотландию?

И вот, наконец, мы решили: едем в Дидим в октябре. Выбрали отель Venosa Beach Resort & Spa 5*. Отель на зиму закрывается и перед закрытием он предложил скидку в 50%. Отель находится в 3 км от города Дидим провинция Айдын на Эгейском побережье Турции на небольшом полуострове. Море видно из всех номеров. Очень удачно расположено здание. Пейзажи – глаз не отвести! Есть возможность прогуляться вдоль берега до соседних отелей и пляжей. Легкий приятный ветерок есть почти всегда. Один раз был ливень с грозой. На балконе потоп. Волны грохот и вода стеной на протяжении пары часов – зрелище просто захватывающее.

Экскурсии в Дидиме

Чтобы посетить достопримечательности Дидима и Эгейского побережья, можно взять организованные экскурсии с русским гидом. В городе Дидим много туристических агентств. Самые популярные из них от агенства Mansion Tour:

  • Город Эфес и Храм Артемиды – 30 евро
  • Паммукале и город Иераполис – 35 евро
  • Дальян (пляж с черепахами) – 35 евро
  • Сафари на лошадях – 30 евро
  • Джип Сафари – 25 евро
  • Остров Кос (Греция) – 35 евро
  • Храм Аполлона, города Милет и Приена – 25 евро
  • Город Кушадасы – 25 евро
  • Прогулка на яхте — 13 евро

Также здесь можно заказать индивидуальные экскурсии от Getyourguide. Можно выбрать удобный день и прочитать описание программы онлайн.

На первых двух экскурсиях мы были в предыдущих поездках, нам очень понравились и экскурсии и их организация. На этот раз решили ездить самостоятельно.

Экскурсия в храм Аполлона

  • Билет: 18 лир
  • Проезд: 3,50 лиры

Еще дома мы задались вопросом, что посмотреть в Дидиме, много читали и смотрели видео про храм Аполлона в Дидиме. Данный регион нами был выбран в основном ради посещения храма (кстати, храм Аполлона есть также в античном городе Сиде, но это уже совсем другой храм, и от него мало что сохранилось). В храм решили ехать самостоятельно. Судя по отзывам до него ходит долмуш под номером 4. Долмуш идет мимо отеля. Проезд на долмуше стоит 3,50 лиры с одного человека. Сели на долмуш и поехали, рассматривая окрестности. Сначала был пригород и другие отели. Например, Palm Wings Beach. Минут через 10 началась территория города. Сначала долмуш ехал вдоль набережной Дидима, а затем по центральной улице Ататюрка (во всех посещаемых нами городах Турции есть улица с таким именем и обычно это лучшая улица города), которая проходит через весь город посередине. На этой улице много отелей 3*, кафе, магазинов, в том числе Мигрос и LC Waikiki. Неожиданно долмуш повернул направо и поехал по узкой улочке мимо магазинов, базарчиков и кафе и затем остановился. Водитель что-то сказал женщине, которая также ехала вместе с нами в этом автобусе. Она отвела нас на другую остановку и посадила на автобус номер 1, передав водителю, что нас нужно высадить у храма Аполлона. Долмуш под номером 4 должен был ехать до храма, видимо у водителя сменились планы. На протяжении всей поездки мы наблюдали приветливое отношение местных жителей.

Билет в Храм Аполлона в Дидиме стоит 18 лир с одного человека. Согласно историческим данным, храм Аполлона в Дидиме начинали строить несколько раз. Начали в VIII веке до нашей эры, а заканчивали в IV веке нашей эры. Это сооружение выглядит достаточно величественно, помпезно и торжественно. Видно его издалека. Местные жители гордятся тем, что храм находится рядом с их городом и хорошо знают его.

Храм Аполлона в Дидиме

В древние времена в храм Аполлона было 122 колонны, которые стоят в два ряда. Сегодня свое место занимают только две колонны из 122, остальные сильно пострадали, частично разрушены, находятся в руинах, некоторые лежат на камнях или разбросаны по территории. Хорошо сохранились древний фонтан, и хорошо сохранился алтарь для жертвоприношений. Хорошо сохранились скульптуры бюстов богов, среди них бюсты Артемиды, Аполлона и Зевса. Они созданы во II столетия нашей эры. Хорошо сохранилось святилище из мрамора. Мрамор в то время добывали на островах в Эгейском море.

Храм Аполлона в Дидиме

Храм Аполлона нас поразил своей масштабностью и величием. Огромные колонны, искусные изображения на камнях. Трудно представить, что все это было сделано вручную. Говорят, что Храм мог стать бы 8 чудом света, если бы его успели достроить. Не успели полностью достроить крышу. Он копия Храма Артемиды рядом с Эфесом. Только Храм Аполлона сохранился гораздо лучше (его же не поджигал Герострат)…

Храм окружают многочисленные кафе, где можно посидеть с видом на храм. Мы посидели, выпили чай, поговорили с хозяином. Чай рядом с храмом не дешев – 4 лиры за один бардак. К разговору мы подготовились – выучили несколько предложений на турецком языке. Обратно добрались на долмуше номер 4. Пока ехали, внимательно разглядывали город и транспорт. Для того, чтобы ориентироваться в следующих поездках. На поездку потратили около 10 долларов.

Поездка в древний город Милет

  • Билет: 12 лир
  • Проезд: 14,5 лир

Следующий пункт в списке, что посмотреть в Дидиме — развалины древнегреческого города Милет (древняя столица Ионии), туда мы также решили поехать самостоятельно. Добрались сами с 3 пересадками (включая автостоп). Очень приветливые местные жители, готовые помочь, например, позвонить своему знакомому русскоговорящему другу и с его помощью помочь нам. Не поленитесь выучить несколько турецких слов. Это пригодится.

Читайте также:
Радикальное лечение в Германии: стоимость и виды операций

Сначала мы доехали до автовокзала (отогар) на долмуше номер 2 от ворот отеля за 7 лир на двоих. По отзывам других путешественников узнали, что от автовокзала до Милета (современное название поселка Балат) можно доехать на автобусе 273. Но это оказалось не совсем так. Автобуса такого не было на автостанции, возможно он отправлялся с другой остановки. Мы начали искать автобус по маршруту Дидим — Соке. Выяснить, как добраться до Милета, нам помогали водители и сотрудники вокзала с помощью нескольких русских, турецких и английских слов и жестикуляции (нам даже пальцами показали, что можно пройти пешком часть пути). На автобусе от автовокзала мы доехали до поселка Аккоу (это около 15 км), заплатив 11,5 лир за двоих. Водитель нас высадил на перекрестке. Кругом не очень новые домики с покосившимися крышами, крытыми красной черепицей. На улице никого, кроме кур, которые удивленно нас разглядывали. Я вспомнила героиню произведения “Птичка певчая” и ее вынужденные поездки по солнечной Анатолии. В это время мимо проезжала старенькая машина (напоминающая старые советские жигули). Мы начали махать руками, водитель приветливо кивнул и согласился довести нас до Милета за 10 лир. Оставалось ехать 5 км – одну часть по трассе, вторую по проселочной дороге. Гнал он так, что я думала, что дверь отвалится. :) Благополучно добрались до развалин. Очень красивые места, рядом кафе, хорошие туалеты. Город раскинулся на большой территории. И никаких туристов. Только одна шумная группа немецких туристов, они сидели в кафе рядом с развалинами амфитеатра, попивая пиво. Непонятно, зачем они приехали…

Древний Милет — ровесник знаменитого города Эфес. Основан был в 4 веке до н.э. и долго оставался одним из самых богатых и сильны городов в Малой Азии. Милет находился на берегу Эгейского моря (затем от землетрясения море ушло дальше) и имел важное стратегическое и торговое значение, это был город-порт, в этом городе было развито кораблестроение. В городе, быстро развивались наука и философия.

Мы в одиночестве лазили по амфитеатру, распугивая многочисленных ящериц, они разбегались с громким шуршанием. Присели на каменные кресла, на которых много веков назад сидели правители города и перекусили. Ланч-бокс мы предусмотрительно захватили в отеле. Чтобы обойти территорию города нам понадобилось около двух часов.

Амфитеатр в Милете

Музей Милета

  • Билет: 14 лир
  • Проезд: 14,5 лир

Затем мы пешком пошли до музея, который находится на проселочной дороге по пути к трассе. Идти около 700-800 метров, судя по затраченному времени. Было очень жарко (это середина октября). Музей огромный. Билет, купленный у развалин амфитеатра также действовал и в музее. Стоимость 28 лир на двоих. В музее много экспонатов привезенных из Храма Аполлона, Милета и Прийены.

Кроме нас в музее бродили еще 3 человека, видимо местные жители. От музея до трассы мы дошли пешком около 500 метров, при этом нас обогнал только один велосипед. Кругом раскинулось хлопковое поле.

На трассе мы пытались остановить пару машин, но неудачно. Минут через 10 появился тот самый 273 автобус, который мы пытались найти в начале поездки. Автобус нас подобрал, мы вызвали живой интерес у водителя и пассажиров. Всем хотелось с нами поговорить или чем-то помочь. В автобусе можно ездить только по карте, которой у нас не было. Вот тут и понадобилась помощь пассажиров. Проезд на 273 автобусе от Балата до Дидима нам обошелся на двоих в 11 лир. Оказалось, автобус на улице Ататюрка в самом ее начале сворачивает в сторону противоположную отогару. Пересели на 4 долмуш и благополучно добрались до отеля, потратив на всю поездку 14 долларов, 5 часов. Получили эмоции, воспоминания и загар.

Пляж Дидима

  • Вход свободный

Удивительно, но пляжи — еще одна достопримечательность Дидима. Но не все, а именно пляж Алтынкум. Он считается одним из лучших на Эгейском побережье Турции. И все из-за песка, он здесь действительно мелкий, и почти нет мелких камушков. Вход в море плавный, можно спокойно отдыхать с детьми. Около пляжа Алтынкум есть кафе, рестораны, все развлечения. Днем можно купаться, загорать, плавать в бассейнах, гуляли по песчаному пляжу. А вечером и ночью есть где повеситься в клубах и барах. Когда надоест Алтынкум, можно посетить соседний Гюмюшкум.

Пляж Алтынкум в Дидиме

Мы в Дидиме вставали рано, когда все спят, и купались в море, встречая рассвет. Рано вставать нас заставляла разница во времени между Дидимом и нашим Бишкеком. Пили кофе в барах с видом на море. По вечерам смотрели завораживающие танцы дервишей. Если вы хотите релакс, то это здесь. На территории отеля вместо музыки – днем пение птиц, а ночью стрекот сверчков.

Теперь вы знаете про достопримечательности Дидима в Турции, что посмотреть на отдыхе на этом курорте на Эгейском побережье, какие можно посетить экскурсии в Дидиме. Для нас эта мечта сбылась…. Но есть и другие.

Храм аполлона в дидимах

Это был самый громадный храм в Малой Азии. Храм Аполлона в Дидимах был ответственным центром этого культа в Ионии, и в отличии от прославленного чуда света — храма Артемиды в Эфесе довольно хорошо сохранился.

Читайте также:
Маршрутная квитанция электронного билета: что с ней делать

Добраться до него возможно на публичном транспорте из города Кушадасы, действительно, прямой маршрутки до Дидимы нет, необходимо будет делать пересадку в городе Секе.

Храм Аполлона Филесия (Любящего, не смотря на то, что в приличных книгах направляться писать Дружелюбного) был основан на месте святилища некоего местного храбреца Бранха, что очень ни чем не был известен, помимо этого, что вступил в половую сообщение с всевышним Аполлоном, фактически исходя из этого Аполлон и взял в местных местах эпитет Любящего. И произошло так, что у Бранха (либо у Аполлона?) показалось большое потомство, которых стали звать Бранхидами.

Сии бранхиды стали жрецами всевышнего Аполлона и оставались таковыми, пока не проштрафились в 5 в. до н.э. на протяжении разрушения храма персами, согласно точки зрения благочестивых греков они (бранхиды) передали сокровища всевышнего персидскому царю и бежали вместе с персами, дабы избежать наказания за предательство и святотатство — так об этом писал Страбон. Бежали бранхиды аж до самой Бактрии (современный Таджикистан), где основали город и по всей видимости еще одно святилище Любящего всевышнего.

Но что-то пошло у них не так, поскольку в 4 в. до н.э. сих бранхидов настиг в Бактрии и извел всех под корень Александр Македонский, чтобы вторым не повадно было предавать греческую отчизну и помогать персидским оккупантам.

Храм Аполлона в Дидимах неспециализированный вид.

В оправдание горемычных бранхидов возможно добавить, что все же их род относился к грекам скорее косвенно, как и сам культ всевышнего Аполлона, потому что этот любвеобильный всевышний именем Аппалиун упоминается еще в хеттских документах как основной всевышний Вилусы (Трои), т.е. как и совращенный им храбрец Бранх имеет местное малоазиатское происхождение.

Святилище Аполлона в Дидимах по археологическим данным было основано в восьмом веке до н.э., тогда это был мелкий храмик, скорее наполовину древесный. Но весьма скоро это святилище прославилось во всем тогдашнем мире, потому что как и во всяком уважающем себя храме Аполлона в нем существовал оракул, предвещающий будущее (самый узнаваемый подобный оракул был организован в Дельфах).

Египетский фараон Нехо (610-598 гг. до н.э.) испрашивал у оракула в Дидимах строить ли ему громадный канал между Красным морем и Нилом, на что местный прорицатель ответил ему — Царь! Ты строишь канал на пользу чужеземцам, на постройке канала погибло 120 тыс. человек, но канал, как и предвещал прорицатель, довели до ума не египтяне, а персы при Дарии I.

Успешные предсказания по всей видимости сделали Дидимейон весьма богатым храмом, фактически исходя из этого греки так жадно реагировали на передачу его достатков персам от жрецов бранхидов. Подобные храмы строились по всему древнему миру, любой греческий полис пробовал создать подобную грандиозную машину по выкачиванию средств из населения старого мира.

Храм в Дидимах контролировался греческим городом Милет, он был всего в 15 км от святилища Аполлона и был связан с ним священной дорогой. Мощенный каменными плитами участок которой в 150 метров, кстати, сохранился севернее храма, но я благополучно прошел мимо него.

Ближайшими соперниками храма Аполлона были два малоазийских святилища Артемиды — в Сардах и прославленный храм данной богини в Эфесе. Храм Артемиды существовал и в Дидимах, но какой-то особенной известностью не пользовался, потому что всех местных всевышних затмевал бранхидский Аполлон.

Это вправду грандиозное святилище, его начали строить в 4 в. до н.э. на месте ранних храмов, последний из которых был стёрт с лица земли персами. Протяженность храма 110 м, ширина 51 м, высота сохранившихся колонн (а они вправду сохранились на всю высоту) — 20 м.

Шестеренки колонн Дидимейона и китайский турист. // maximus101.livejournal.com

С востока храм имеет один монументальный вход. Перед ним находятся два занимательных объекта — это колодец, на фото внизу, он справа, закрытый круглой железной решеткой, и руины круглого алтаря слева, на данный момент, это невнятная груда маленьких камней, но когда-то это было ужасное место.

Павсаний обрисовал алтарь Дидимейона: имеется в Дидимах Милетской почвы алтарь, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Но и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не весьма прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной

В этих скупых строках заключен ужасный суть, алтарь был сделан из запекшейся крови, это была зловонная яма диаметром 8 метров, наполненная кровью, прочими продуктами и жиром жертвоприношений. Любой входящий в храм должен был принести жертву, а таких людей были многие много тысяч, поскольку к храму стекались паломники не только из Малой Азии, но и со всего тогдашнего мира.

Мраморный лик Медузы горгоны с храмового архитрава, горизонтальных балок, лежащих поверх колонн. // maximus101.livejournal.com

Данный громадный эллинистический храм так и не был достроен до конца. Его строительство началось приблизительно в 330 г. до н.э. под управлением Пэония Эфесского (строителя храма Артемиды в Эфесе) и местного милетского архитектора Дафниса и длилось впредь до падения Римской империи.

Страбон на рубеже отечественной эры обрисовывал Дидимейон так, храм Аполлона был сожжен Ксерксом, подобно другим святилищам, за исключением Эфесского храма… Потом милетяне соорудили самый большой из всех храмов, что благодаря собственной величине остался без крыши: так как стенки, окружающая храм, вмещает пространство целой деревни; в и вне ее — превосходная роща (XIV, I, 5)

Читайте также:
Музей мадам Тюссо в Амстердаме – цена билета, фото, отзывы

Храм не имел не только крыши, но и многих колонн, в особенности с западной задней стороны, в первую очередь колоннадами украсили главный вход, а все другое доделывали столетиями. // maximus101.livejournal.com

Колонны Дидимейона не уступают размерами подобным колоннам из Баальбека в Ливане — знака римской гигантомании, в том месте также где-то 19-20 метров высоты. Быть может, это самые громадные колонны древнего мира, для сравнения высота колонн известного Парфенона всего 10 метров.

Необходимо было изготовить 120 таких колонн, но строители успели сделать только 80. на данный момент на полную высоту сохранились только три. // maximus101.livejournal.com

Дабы попасть вовнутрь храма возможно воспользоваться двумя туннелями, каковые параллельно спускаются с верхней площадки. Туристов вовнутрь пропускают лишь через них, главный вход в святилище не был рекомендован для массовых шествий, это была скорее театральная сцена для мистерий жрецов Аполлона. // maximus101.livejournal.com

И вот мы попадаем в наос — внутреннее пространство святилища. Сходу необходимо подчернуть, что Дидимейон отличался от стандартных древних храмов в сущности его наос — это открытый двор, тут крыша по всей видимости кроме того не планировалась.

Это так называемый гипетральный храм, где крыша всецело либо частично отсутствовала. Адитон либо основное святилище со статуей всевышнего воображал собой маленький храмик, одиноко находившийся во внутреннем дворе, его основание сохранилось у дальней стенки.

Двор кроме того не был замощен, рядом со священным колодцем, что возможно видеть и по сей день, росло лавровое дерево — знак всевышнего Аполлона.

Сверху прекрасно видна вся структура Дидимейона: справа, круглый алтарь при входе, рядом с ним колодец для омовений, потом, главный вход в храм с массой колонн, позже ответственная помещение с двумя колоннами, где жрецы оглашали предсказания оракула, и внутрений двор с маленьким святилищем Аполлона, а перед ним священный колодец. // maximus101.livejournal.com

Занимательная изюминка храма Аполлона в том, что в основное святилище необходимо спускаться, а не подыматься, поскольку, в большинстве случаев, статую божества ставили на возвышении, демонстрируя ее значимость, тут же человек попадая в храм (в случае если его в том направлении еще пускали) сперва подымался по лестнице, а после этого спускался вниз в глубины храмового двора во владения всевышнего Аполлона.

Как проходила сама процедура пророчеств неизвестно, но помой-му этим действом занимались мужчины, а не Пифия, как в Дельфах.

Главный вход с внутренней стороны. // maximus101.livejournal.com

Статуя Аполлона Филесия основной объект поклонения в Дидимейоне была кроме этого очень примечательна, ее отлил из меди Канах Сикионский, это была фигура больших габаритов, рядом с которой плясал на задних лапах механический олень.

Об этом писал Плиний Старший:

Канах создал обнаженного Аполлона, что прозывается Фелесием, в Дидимайоне, из эгинского сплава меди, и вместе с ним он сделал оленя поднятым и стоящим на задних ступнях так, что под ногами тянется нить, а опирается олень на основание попеременно то передними, то задними кончиками задних ступней, поскольку зубцы в той и второй части сочленены так, что от поочередных отталкиваний он раскачивается.

Статую Аполлона из Дидим выкрали персы и переместили ее в Экбатаны (сейчас это город Хамадан в Иране), для чего она им пригодилась неясно, но в третьем веке ее вернул обратно Селевк I Никатор диадох Александра Македонского, он же начал восстановление Дидимейона по окончании персидских погромов. // maximus101.livejournal.com

Стенки храма на данный момент сохранились на высоту около 10 метров, когда-то они были вровень с колоннами, т.е. вдвое выше. // maximus101.livejournal.com

Справа и слева от главного входа во внутренний двор видны порталы туннелей, через каковые попадают вовнутрь храма. // maximus101.livejournal.com

От самого святилища Аполлона остались лишь фрагменты. // maximus101.livejournal.com

Ну и необходимый вырез в стенке, куда пропускали все провода от звездолетов инопланетян, для канализации он вероятнее не годится. // maximus101.livejournal.com

Невероятный храм Аполлона в Дидиме (Турция)

Храм Аполлона в Дидиме

Фотографии

Основная информация

В часе езды от Бодрума расположено прибрежное поселение Дидим. Это очень популярное место среди туристов, так как тут находятся одни из лучших золотистых пляжей. Слово «Дидима» означает «близнецы» и связано с легендой о встрече Зевса и Лето, вследствие которой на свет появились Аполлон и Артемида.

Святилище и священный колодец были созданы в Димиме задолго до того, как в XI веке в этих местах стали появляться первые греческие поселенцы. Греки связали Дидим с Милетом облицованной мраморными плитами «Священной дорогой». В конце дороги по обеим ее сторонам были установлены статуи священнослужителей и сидящих львов. К сожалению, сейчас эти статуи находятся в Британском музее Лондона. Священная дорога датируется ориентировочно VI век до нашей эры.
В Дидиме жили только священники, большинство из них приехало из храма в Дельфах. Каждые четыре года в Дидиме проводился фестиваль Дидимея, в ходе которого, наряду с музыкальными и драматическими представлениями были и спортивные соревнования.
Самая главная достопримечательность, это храм Аполлона. Его размеры настолько велики, что при оконченном строительстве его можно было бы по праву считать восьмым чудом света. Строительство храма Аполлона, где должен обитать оракул, взял на себя город Милет — его граждане испытывали гордость за такое могучие сооружение.
Эллинистическая архитектура отличалась стремлением к освоению огромных открытых пространств, достигая тем эффекта грандиозности, впечатляя человека величием и смелостью замысла. Длинна храма составляет 108 метров, ширина 50 метров, в то время как длина самого главного храма Греции, храма Зевса, была всего 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны, а у храма в Дидиме — 120, причем диаметр их составлял 2,3 метра, а высота равнялась 20 метрам. По расчетам нынешних археологов, одну такую колонну тогдашние строители могли сделать лишь за год.
С начала строительства прошло два века, а храм не был готов и наполовину. Как говорят записи тех времен, Аполлон, кому посвящался храм, “высказал ” через дельфийскую пифию свое неодобрение медленным ходом работ. Но Милет теперь переживал кризис и уже не был так богат, как прежде. Надо полагать, власти Милета образовали комиссию, которой надлежало ознакомиться с положением дел на стройке.

Читайте также:
Согнефьорд Норвегия: достопримечательности, карта, фото

Древнегреческий географ Страбон писал о задержке строительства и объяснил ее тем, что не хватало материала для крыши, да и тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм. Строительство окончательно прекратилось в первом веке нашей эры когда христианство пришло на эту землю.
В храме существовало «тайное общество» оракулов, куда приходили люди, чтобы за некоторую материальную плату получить божественное предсказание Аполлона. Обычно жрицы говорили несколько двусмысленных слов, большая часть которых интерпретировалась по-разному. Во внутренней комнате храма, расположенной в нижнем правом углу, сохранилась культовая статуя и священный источник, которым пользовались оракулы. Внутри храма можно увидеть остатки первоначального древнего строения.

В римские времена Храм Аполлона в Дидиме был известен своими 122 огромными ионическими колоннам высотой 20 метров. Большая часть этих колонн сегодня лежит в руинах, однако две из них до сих пор стоят в вертикальном положении. До наших дней сохранились также камни от жертвенного алтаря и древнего фонтана. В храме можно идентифицировать места, где находился внутренний двор и ступеньки, ведущие к святилищу. Повсюду можно увидеть фрагменты статуй, таких, как голова Медузы со змеями вместо волос. Перед храмом расположены несколько ступеней стадиона, датируемого вторым веком до нашей эры, где проходили спортивные игры в честь Аполлона.

Храмы Аполлона

Аполлон во все времена был одним из самых популярных и любимых народом богов древнегреческого пантеона. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, он считался покровителем наук и изящных искусств, а также почитался, как защитник и покровитель всех страждущих. Культ этого божества был чрезвычайно распространен не только на территории Греции, но и в ее заморских колониях, особенно в Малой Азии и на Сицилии.

Храмы Аполлона строились лучшими зодчими, с учетом самых последних достижений архитектурного искусства своего времени и были не только центром религиозного культа, но и центром политической жизни тех областей и городов, где были воздвигнуты.

К сожалению, немногие из святилищ этого бога сохранились до наших дней. От некоторых остались лишь печальные руины или отдельные фрагменты стен и колонн. Но даже в таком виде эти некогда величественные сооружения производят довольно сильное впечатление и пользуются большой популярностью у путешественников.

Храм Аполлона в Дельфах

Самое главное и самое большое святилище Аполлона находилось в Дельфах. Огромный храмовый комплекс располагался на одном из склонов горы Парнас, чуть более чем в 120 км от Афин.

Согласно мифам, именно в этом месте Аполлон одержал победу над ужасным змеем Пифоном. Но проблема заключалась в том, что матерью Пифона была Гера, и гнев богини был столь велик, что Зевсу пришлось уступить требованиям жены и наложить на собственного сына суровое наказание.

Правда, кара оказалась весьма необычной, отныне Аполлон должен был предсказывать людям их судьбу. Именно так появился знаменитый Дельфийский оракул, где любой желающий за определенную плату мог узнать, что ждет его в будущем.

К слову, этот оракул был не единственным. Если кто-то по той или иной причине не сумел попасть в Дельфы, он мог обратиться за предсказанием в другой храм Аполлона, находящийся в малоазийском городе Дидимы.

В обоих храмах предсказания совершались посредством особой жрицы, Пифии (имя ей дано в честь убитого Пифона). После целой череды ритуальных приготовлений и омовения в священном источнике, Пифия усаживалась на специальный треножник, установленный над расщелиной в скале.

Из расщелины постоянно выходил одурманивающий газ, благодаря которому жрица впадала в транс и давала свои путанные, а подчас и совершенно бессвязные предсказания. Говорят, что однажды Пифии привиделось что-то настолько ужасное, что она вскочила со своего треножника и в панике убежала, а спустя несколько дней умерла.

Храм в Дельфах строился в течение многих десятилетий и был полностью завершен к 510 году до н.э. Деньги на строительство собирались путем добровольных пожертвований, и есть свидетельства, что немалые средства были получены от иноземных правителей, которые не раз обращались за советом к оракулу.

Как и многие другие греческие храмы, святилище представляло собой прямоугольное закрытое помещение, со всех сторон окруженное колоннадой. В центре святилища и пророчила Пифия. У алтаря храма торжественно отпускали рабов на волю, посвящая их Аполлону.

Здесь же находилась памятная колонна в виде нескольких, переплетенных между собой змей. Она была подарена храму в честь победы над войском персов. В начале нашей эры колонну перевезли в Константинополь и установили около ипподрома, где ее можно увидеть и сейчас.

Читайте также:
Фотографии Некрополя Панталики

Храм Аполлона в Дельфах был разрушен почти до основания в результате землетрясения, но в середине IV в до н.э. был отстроен заново. Позже он не раз подвергался разграблениям, а в 391 году был окончательно закрыт по приказу императора Феодосия.

Храм Аполлона в Бассах

Название Бассы переводится с древнегреческого языка, как ущелье. Такое имя носит гористая местность между легендарными греческими областями Мессения и Аркадия. Здесь, на склоне горы Котилион, жителями близлежащего города Фигалия, в незапамятные времена было воздвигнуто еще одно святилище Аполлона. Легенды гласят, что именно Аполлон спас жителей этой местности от страшнейшей эпидемии чумы, разгоревшейся во время Пелопонесской войны.

Сохранившийся до наших дней храм был построен архитектором Иктином около 425 г до н.э., то есть в период самого разгара боевых действий, но археологи утверждают, что возводили его на месте более древней постройки.

По внешнему виду храм соответствует всем канонам древнегреческой культовой архитектуры и представляет собой небольшое святилище, со всех сторон окруженное стройными рядами дорических колонн. Внутри самого святилища колонны ионические, а прямо в центре храма возвышается одинокая коринфская колонна, назначение которой до сих пор остается неясным.

Однако есть в этом сооружении и уникальные черты, например, нетрадиционная ориентация с севера на юг, которую можно объяснить особенностями окружающего ландшафта. Также как и в знаменитом Парфеноне, в архитектуре храма применены законы оптических иллюзий, которые позволяют зданию смотреться более стройным и гармоничным.

До сих пор ведутся споры о том, присутствовала ли в храме статуя самого Аполлона. Те, кто за, утверждают, что она располагалась в южной части святилища, и лучи восходящего солнца эффектно освещали фигуру божества. Те же, кто против, считают, что роль символа выполняла та самая, одиноко стоящая коринфская колонна.

Вместе с гибелью античной цивилизации, канули в Лету и ее боги, но этому храму удалось пережить все катаклизмы и довольно хорошо сохраниться до наших дней. Удаленность от основных культурных и торговых центров страны позволила ему избежать варварских разграблений, и о нем просто забыли на несколько веков.

Святилище было случайно обнаружено в середине XVIII века, а столетие спустя на его раскопках побывал великий русский живописец Карл Брюллов. Сейчас храм Аполлона в Бассах объявлен объектом Всемирного наследия и взят под защиту ЮНЕСКО.

Другие святилища

Храм Аполлона в Дидимах

Малоазийский дублер дельфийского оракула, считался одним из крупнейших святилищ античного мира и представлял собой огромный комплекс зданий. Сейчас храм лежит в руинах, но археологические раскопки показали, что ранее он имел классическую форму с колоннадой вокруг главного помещения, где и располагался оракул.

Особенностью именно этого святилища являлось отсутствие крыши. Такое необычное архитектурное решение было обусловлено тем, что Аполлон, по мнению местных почитателей, мог проникнуть внутрь в виде солнечного луча или теплого дождя. К тому же, храм окружала священная роща и некоторые деревья росли даже в колоннаде. Так как рубить их было строго запрещено, храм остался без кровли, чтобы обеспечить растениям постоянный приток солнечного света.

Храм Аполлона в Коринфе

Аполлон издревле считался покровителем этого, древнейшего греческого города, а потому, место для нового храма любимому божеству коринфяне выбирали долго и тщательно. Храм был возведен в самом центре города, на высоком холме, откуда открывается изумительный вид на город и побережье залива.

Святилище, построенное в традиционной для греков манере, отличалось богатой отделкой, все его колонны и перекрытия были покрыты яркой многоцветной росписью. Храм выглядел настолько эффектно, что его не тронули даже римляне, захватившие и полностью перестроившие весь остальной город. Однако, что не сделали люди, то довершила стихия.

Здание было разрушено в результате мощного землетрясения, полностью уничтожившего почти все античные постройки Коринфа. Сегодня от храма осталось только несколько полуразрушенных колонн, но именно они считаются главным символом города. Местные жители верят, что их божественный покровитель до сих пор охраняет Коринф, ведь у подножия погибшего храма все так же журчит священный источник.

Храм Аполлона в Сиракузах

Сицилийское святилище бога Аполлона имеет очень интересную, но драматичную историю. Храм, построенный в V в до н.э., обошли стороной варварские набеги и природные катаклизмы, но с окончанием античной эпохи, в его стенах поселились совершенно другие боги.

В начале нашей эры здесь размещалась христианская церковь, во времена арабского завоевания Сицилии, храм был переоборудован в мечеть, при норманнах древние стены были перестроены в соответствии с канонами романской архитектуры, а при испанском владычестве здание вообще служило помещением для солдат местного гарнизона. И только в середине XIX века, итальянский археолог Паоло Орси неожиданно обнаружил в стене ничем не примечательной военной казармы фрагменты древнего античного здания.

Разумеется, за долгие века от некогда величественного храма осталось лишь несколько каменных плит, но благодаря кропотливой работе археологов, удалось хотя бы примерно воссоздать внешний вид древнего святилища Аполлона. Более того, было установлено, что храм в Сиракузах послужил эталоном для возведения многих других храмов, не только на Сицилии, но и в самой Греции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: