Гяур-Кала, Туркменистан — подробная информация с фото

Крепость Гяур-Кала в Ходжейли

В непосредственной близости от узбекского города Ходжейли находится античная крепость Гяур-Кала, которая получила дополнительное имя Ходжейлинская по своему местонахождению. Строительство данного сооружения происходило еще в домусульманские времена, когда в этих землях господствовал зороастризм. Отсюда и возникло название крепости «гяур». Таким именем захватившие местность арабы окрестили все места, в которых располагались храмы огнепоклонников, а «кала» в переводе означает «крепость». Общее название переводится как «Крепость неверных».

В период своего расцвета Гяур-Кала выполняла защитную функцию и входила в цепь оборонительных сооружений Северного Хорезма. Даже спустя века стоят стены и сторожевые башни этой крепости, выполненные из сбитой глины. Площадь городища составляет 450 на 200 метров, а располагалось оно на вершине самого крупного холма во всей ближайшей округе. Это позволяло иметь прекрасный обзор местности на многие километры вокруг.

Недалеко от руин находится Миздахкан — некрополь, на огромной площади которого можно увидеть древние захоронения, остатки усадеб и замков. От некрополя крепость отделяла низина из солончака, наполнявшаяся талыми водами весной, что превращало ее в озеро. Именно в эту сторону был обращен главный вход в Гяур-Калу, защищенный хитрым лабиринтом.

История Гяур-Кала

Территория Хорезмского государства считается центром зарождения и развития зороастризма — религиозного учения, считающегося одним из древнейших, оно было названо так в честь основателя, пророка Заратустры. Люди, построившие крепость в IV веке до н. э. близ современного Ходжейли, исповедовали эту религию. Жителям, ведущим оседлый земледельческий образ жизни, необходима была защита, спасающая от набегов кочевников. Именно такой постройкой стала величественная крепость, возведенная на высоком холме.

Позднее завоевавшие территорию арабы дали название этой крепости. Они по-разному относились к другим религиям в захваченных государствах — если христианам и иудеям разрешалось исповедовать свою религию (правда, за это они должны были заплатить налог), то с зороастризмом ожесточенно сражались. Возможно, это связано с тем, что древнее учение призывало бороться с иноверцами, поэтому оно могло быть опасным для арабов. Храмы зороастрийцев разрушались, книги сжигались, а самих их принудительно обращали в ислам.

Считается, что, несмотря на гонения и столкновения с арабами, крепость в то время не была подвержена значительным разрушениям. В руины же она превратилась после нашествия татаро-монгольского войска, сын Чингисхана Джучи приказал полностью разрушить город. Впоследствии его жители переселились на земли, находящиеся недалеко от разрушенной Гяур-Калы, и основали новый город.

По мнению ученых, остатки башен, направленных на юго-запад и имеющих круглые площадки, использовались для военных целей или же служили в качестве храмов. На из вершине горел огонь — символ, которому поклонялись зороастрийцы. Руины являются наследием Хорезмского государства, хранящим его историю, ученые проводили здесь археологические раскопки. Остатки крепости находятся на достаточном удалении от городов, часто путешественники признаются, что, оказавшись в этом месте, они ощущают себя в другой эпохе.

Другие одноименные крепости

Гяур-Кала — общее название, которое давали арабы поселениям зороастрийцев, поэтому неудивительно, что существует несколько дошедших до наших дней построек с таким именем. Руины одной из них находятся также на территории Узбекистана, недалеко от реки Амударья. Считается, что могучая некогда река постепенно разрушила крепость вследствие разливов и наводнений, однако стены крепости хорошо сохранились.

Ученые, проводившие исследование руин, пришли к выводу о том, что крепость была исключительно фортификационной постройкой, на ее территории существовал роскошный дворец со всеми необходимыми удобствами для правителя или начальника военного гарнизона, а также жилые постройки для остальных людей.

Две другие крепости с таким названием находятся в Туркменистане. Одна из них находится в Мерве, она была построена в IV веке до н. э. Считается, что в ней жили торговцы и ремесленники, многие люди исповедовали буддизм. Вторую возвели в I веке до н. э. на вершине холма. Территориально постройка относится к Дашогузскому району.

Читайте также:
Люцерн Швейцария: обзор города, достопримечательности с фото

Как добраться

Доехать до города Ходжейли, в окрестностях которого находится крепость, можно на поезде из Ташкента. Далее нужно будет сесть на автобус, следующий до некрополя Миздахкан, посетить его, а затем дойти до Гяур-Кала. Также можно договориться с местными жителями об услугах такси.

Крепость Гяур-Кала в Ходжейли и другие памятники зороастризма, видео:

mr_shor

Мир глазами Мистера Шора

физико-этно-географический очерк

Развалины крепости неверных находятся чуть западнее Миздакхана, на удалении каких-то полутра километров. С некрополиса, близи Мировых часов открывается панорама на современную часть кладбища и хорошо просматривается крепость. Еще немного поснимав мы быстренько сбежали по ступенькам вниз и отправились к крепости. Забегая вперед скажу что из всех крепостей, эта сохранилась хуже всего. Почти ничего не осталось от внутренних стен, все превратилось в оплывшие валуны исполинских размеров, только глядя на толщину и высоту внешних стен можно судить о былом величии Гуяр-калы или крепости неверных.

Согласно историческим данным она была возведена в IV веке до н.э и относится к домусульманской эпохе, времени, когда поклонялись огню. Хорезм и его окрестности считаются центром зарождения текстов зороастризма, родиной Авесты. Гяур-кала расположена на отвесном и самом высоком холме в округе, поэтому с башен цитадели открывался прекрасный обзор окружающих пространств на много километров вокруг.

От древнего некрополя Миздахкана Гяур-калу отделяет солончаковая низина, которая весной наполняется водой и ненадолго превращается в озеро. В сторону Миздахкана обращена и главная арка Гяур-калы, исполинские развалины которой частично сохранились до наших дней. У въезда в цитадель был обнаружен замысловатый лабиринт.

Мощные десятиметровые стены окружают развалины двух цитаделей, одна из которой, предположительно, выполняла функции защитного сооружения и храма. Другая же цитадель была окружена большим внутренним двором и жилыми зданиями, украшенные росписями и резьбой по глине. Свое название крепость получила после завоевания арабов в начале VIII века. Жители города оказали отчаянное сопротивление завоевателям, и почти в течение века сопротивлялись арабам.

Арабы назвали крепость Гяур-кала – «Крепость неверных», так как жители были огнепоклонниками – зороастрийцами. Крепость продолжала функционировать вплоть до прихода монгол в Среднюю Азию в 1220 году. Старший сын Чингизхана – Джучи приказал разрушить город до основания. Впоследствии жители города переселились и основали новое поселение недалеко от развалин Гяур-кала.
Ко времени осмотра крепости солнце стало садится, окрашивая руины в блестящие цвета.

Нужно было идти, тем более мы очень устали, напоследок мы медленно обошли крепость и направились к нашему авто. На этот день план поездки был выполнен, впереди нас ждала злополучная гостиница, благо ночевать там осталось только ночь.
28 сентября. Подъем. Завтрак и снова в путь. По планам было проехать Элликалинский район и посетить некоторые достопримечательности. Дорога долгая и нудная. Рассказывать о ней нечего, однообразный, ровный как стол ландшафт, выжженная солнцем земля и черная полоска гор Султан Уиздаг еле просматривающаяся на горизонте.

Проехав 45 км от Нукуса слева на горизонте замелькала возвышенность издали напоминающая вулкан. Это была Зорастрийская башня молчания или крепость Чилпык.

Башня молчания Чилпык была воздвигнута во II-IV веках. В плане башня имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м. Дахма – это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Читайте также:
Лучшие смотровые площадки Казани! Режим работы, цены, советы

Вдоль периметра стены была расположена суфа – место куда для очищения укладывали покойников. Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах – наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду – высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.

Согласно древним преданиям, Чилпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чилпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма. Третья, что дахма – это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами. В IX-XI веках местные жители округи использовали Чилпык в качестве сигнальной башни.

С высоты башни открывается красивый вид на Амударью и Туркмению, наверное, особенно он будет красивым весной.

Крепость Гяур-Кала Ходжейлинская

Неподалеку от города Ходжейли, рядом с древнейшим некрополем Миздахканом в Хорезмской области Узбекистана расположена крепость Гяур-кала (IV век до н. э. – IV век н. э.), по месту своего нахождения она именуется Гяур-кала Ходжейлинская. Античная крепость Гяур-кала относится к домусульманской эпохе, времени, когда здесь поклонялись огню.

Хорезм и его окрестности считаются центром зарождения зороастризма, родиной Авесты, или, во всяком случае, он обоснованно имеет право претендовать на это звание. В Авесте – священной книге зороастризма – упоминаются города Средней Азии: Хорезм (Хваризам), Бактрия (Бахди), Согдиана (Согд) и многие другие.

Общины зороастрийцев просуществовали на территории современного Узбекистана и Туркменистана до XI века. В арабских и персидских источниках эти общины именуются маджусы и муги. В Хорезме к XI осталась лишь малая часть маджусов. Когда они были искоренены полностью – точно не известно, но многие исторические памятники эпохи зороастризма (маджусов и мугов) получили наименование муги. Учитывая влияние персидской культуры и диалекта, был распространен термин «гебр» (гяур). Термином «гяур» стали назвать доисламские крепости «гебров» или «гяуров», то есть те места, где предположительно было становище гебровогнепоклонников. Учитывая то, что зороастрийцы Средней Азии в основном были сконцентрированы в Туркмении и Хорезме, именно там сохранились названия подобных памятников. Рассматривая историю Средней Азии, мы часто сталкиваемся с типичными и однотипными названиями и окончаниями (-кала (крепость), -кеде, -тепа, -кент и др.), а название Гяур-кала («Крепость неверных») встречается в тех районах, где арабские завоеватели встречали яростное сопротивление «неверных», не желавших принимать ислам. Городище с аналогичным названием есть также в Туркменистане (городище Гяур-Кала в древнем Мерве).

Крепость Гяур-кала Ходжейлинская служила защитой северной части Хорезма. Несмотря на прошедшие века и безжалостную стихию, сохранилось несколько глинобитных стен и сторожевых башен. Площадь Гяур-калы составляет 200х450 м. Стоя рядом с этими строениями, охватывает немое чувство восхищения и удивления – как могли сохраниться эти стены столько столетий!

Гяур-кала расположена на отвесном и самом высоком холме в округе, поэтому с башен цитадели открывался прекрасный обзор окружающих пространств на много километров вокруг. От древнего некрополя Миздахкана Гяур-калу отделяет солончаковая низина, которая весной наполняется водой и ненадолго превращается в озеро. В сторону Миздахкана обращена и главная арка Гяур-калы, исполинские развалины которой частично сохранились до наших дней. У въезда в цитадель был обнаружен замысловатый лабиринт.

Читайте также:
С 10 до 31 мая въезд в Италию по шенгенским визам будет закрыт

Достаточно ступить на древние земли Хорезмской области, чтобы усомниться в том, что дворе уже XXI век. Кажется, что весь Хорезм с его архитектурными памятниками эпохи античности пропитан тайнами древних культов, и время там просто замерло среди раскаленных песков пустыни. Несмотря на многочисленные раскопки и значимые научные достижения, история Хорезма до сих пор до конца не разгадана, она окутана тайнами, предположениями, легендами, артефактами, сказаниями и верованиями. Всё это рождает особый интерес к этому региону – живому музею под открытым небом, сказке, в которую так и тянет заглянуть любопытного исследователя.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Гяур Кала (Ходжейлинская)

Во время Тура в Узбекистан, в рядом с городом Ходжейли(А втономная Республика Каракалпакстан) и некрополя Миздахкан распологается античная крепость Гяур-Кала (IV-III вв. до н.э), получившая дополнительное название “Ходжейлинская” исходя из своего географического местоположения. Крепость была воздвигнута в домусульманские времена, когда на этих землях господствовал зороастризм. Название крепости переводится как “Крепость неверных”: “гяур” – так мусульмане называли людей, которые не исповедовали ислам и все места, в которых располагались не мусульманские храмы, а “кала” в переводе означает “крепость”. Аналог Крепости Гяур-Кала Вы сможете наблюдать в Туркменистане. Там есть городище с идентичным названием в районе древней Мервы, в котором также оказали мощное сопротивление новой исламской религии.

Крепость Гяур-Кала в период своего расцвета выполняла защитную функцию и входила в цепь оборонительных сооружений Северного Хорезма. Спустя тысячи лет Вы также можете наблюдать выполненные из сбитой глины стены и сторожевые башни этой неприступной крепости. Площадь городища Гяур Кала составляет 450 на 200 метров. Крепость располагалась на вершине самого крупного холма во всей ближайшей округе. Это было очень выгодное стратегическое местоположение. Оно позволяло иметь великолепный обзор местности на многие километры.

Если Вы хотите увидеть крепость Гяур Кала (Ходжейлинская) вживую то можете посмотреть наш Джип Тур или оставьте свои данные, чтобы наши туроператоры могли подобрать для вас подходящий для вас тур, включающий осмотр этой достопримечательности.

Популярные туры в Узбекистан

Джип Тур К Аральскому Морю – 5 Дней/4 Ночи (Эко Тур)

Популярность: ★★★★★

Тип размещения: Юрты

Количество городов: 2

Продолжительность: 5 дней / 4 ночи

Размер группы: Min 2 чел. – max 10 чел.

Тип тура: Дикая природа, Юртовый лагерь, Пустыня

Когда ехать: начало марта – конец октября

Скидки: Ранее бронирование – 2%

Тур юртовый лагерь Айдаркуль

Популярность: ★★★★★

Тип размещения: Юрты

Количество городов: 1

Продолжительность: 2 дня

Размер группы: Min 2 чел. – max 10 чел.

Тип тура: Дикая природа, Юртовый лагерь, Пустыня

Когда ехать: Начало марта – конец октября

Скидки: Ранее бронирование – 2%

Треккинг Тур В Узбекистан (На 1880 Метров Над Уровнем Моря)

Популярность: ★★★★

Тип размещения: Отели 4 звезды

Количество городов: 4

Продолжительность: 5 дней / 4 ночи

Размер группы: Min 2 чел. – max 8 чел.

Тип тура: Дикая природа, Горы, Экстрим

Когда ехать: Начало марта – конец октября

Скидки: Ранее бронирование – 2%

Тур в Узбекистан на 14 февраля | подарок для второй половинки

Популярность: ★★★★★

Маршрут: Бухара→ Самарканд

5 дней / 4 ночи

Тип тура: Романтический, экскурсионный

Читайте также:
Уровень жизни в Испании в 2022 году: цены на продукты, налоги и система здравоохранения

Туркменистан

Государственный историко-культурный парк Древний Мерв

(№ 886 Критерии: II, III 33 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1999

На территории современного Туркменистана сохранилось множество архитектурных и археологических памятников. Особое место среди них занимают памятники древнего Мерва. Это городища и крепости, существовавшие в разное время на обширной территории близ реки Мургаб, на окраине современного города Байрам-Али, примерно в 30 км от города Мары (Марыйский вилайят).

Ныне на месте огромного города Мерв, население которого в Средние века превышало одно время, по некоторым оценкам, миллион человек, можно увидеть только древние развалины и отдельные уцелевшие старинные постройки. Эти руины, а также мощный (более 10 м) культурный слой, вбирают в себя следы 5 разных поселений, которые, собственно, и объединяются под одним общим названием – Древний Мерв. Во-первых, это самое древнее (еще доисторическое) укрепленное городище – Эрк-Кала; во-вторых, это античный Мерв – городище Гяур-Кала; в-третьих, это крепостное поселение арабского периода – Шаим-Кала; далее, это самый развитой – сельджукский Мерв, или Старый Мерв, с крепостью Султан-Кала в роли городского центра. Наконец, это поселение более позднего, тимуридского времени – Абдулла-Хан-Кала, или Новый Мерв, возникший через 2 столетия после того, как Старый Мерв был разрушен татаро-монголами.

Таким образом, Мерв – древнейшее поселение, возникшее, очевидно, еще во 2-ом тысячелетии до н.э., – на протяжении многих веков перемещался вокруг своего исторического ядра, разрастаясь и развиваясь, словно живой организм. И каждая из прошедших эпох оставила свои неповторимые свидетельства.

Так, в VII-VIII вв. здесь были выстроены кешки – самые необычные на вид сооружения Мерва, представляющие собой укрепленные здания-бастионы из кирпича-сырца с прочными, словно гофрированными стенами. Одно из таких сооружений, величественные руины которого можно наблюдать и сегодня, – Большой Кешк (известен также как Большая Кыз-кала, или Гызгала).

Очень ценные памятники дошли до наших дней с XI-XII вв. В те времена Мерв находился на подъеме: он являлся столицей государства сельджуков. Будучи расположенным на Великом Шелковом пути, город активно торговал с Индией, Китаем и другими странами Востока, развивались культура, наука, всевозможные ремесла. В Мерве жил и творил Омар Хайям – известный на Востоке поэт, философ и ученый.

В XII в. в северо-восточной части города возводится цитадель Шахриар-арк с дворцовым комплексом султана и сопутствующими постройками. Позднее строятся крепость Искандер-Кала и малая Султан-Кала для защиты густонаселенных пригородов Мерва. От периода XI-XII вв. сохранились также другие прекрасные архитектурные памятники. Один из них – мавзолей Мухаммеда ибн Зейда в западном пригороде Султан-Калы, интерьер которого украшен уникальной настенной надписью на арабском языке, выполненной из жженого кирпича с фигурным орнаментом.

Один из самых ценных архитектурных объектов Мерва, также относимый к XII в., – мавзолей султана Санджара. В строгой классической архитектуре этого памятника отражены наивысшие достижения сельджукской державы периода ее расцвета. Расположенный в самом центре Султан-Калы, мавзолей уцелел, даже несмотря на разрушительные набеги татаро-монголов (в 1221 г. Мерв был завоеван войском младшего сына Чингисхана). Однако время не пощадило его: нарушилось голубое изразцовое покрытие его купола, здание приобрело более простой и менее торжественный вид. Ныне мавзолей возвышается мрачной громадой на фоне развалин древнего города, его одинокий силуэт виден за многие километры. Тем не менее, он является прекрасным образцом средневековой архитектуры, композиционное решение которого и сейчас вызывает восхищение.

Тимуридский период (примерно XV в.) представлен, в числе прочего, несколькими мавзолеями, а также руинами глинобитной крепостной стены.

Читайте также:
Какой уровень жизни в США? Средние цены и зарплаты

В 1987 г. образован Государственный историко-культурный парк Древний Мерв, после чего археологические памятники этого района были взяты под государственную охрану, начались реставрационные работы.

Доп.: по сравнению с выше описанным в 2000-е гг. в историко-культурном парке Древней Мерв производились значительные археологические изыскания и реставрационные работы силами туркменских и зарубежных специалистов, с привлечением средств из разных фондов. И в том числе, осуществлено воссоздание внешнего купола и исторического покрытия стен мавзолея султана Санджара (2002-2004 гг.) и частичное воссоздание исторического облика замка-кешка Большая Гызгала (или Кыз-кала).

Древний город Куня-Ургенч

(№ 1199 Критерии: II, III 3 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2005

На самом севере Туркменистана, примерно в 40 км южнее Аму-Дарьи и в 100 км северо-западнее Дашховуза (Ташауз), на северном пределе обширной песчаной пустыни Каракумы, располагается небольшой город Куня-Ургенч (в современной туркменской транскрипции – Кёнеургенч), с населением более 30 тыс. человек. К его южной окраине примыкает территория Государственного историко-культурного музея-заповедника, созданного в 1985 г. и занимающего площадь около 640 га. Здесь, на месте расположения древнего Ургенча – столицы средневекового государства Хорезм – уцелело несколько замечательных архитектурных памятников (минарет, мавзолеи), а также остатки отдельных строений (мастерские, лавки, жилые дома), крепостных стен и валов. Однако множество памятников все еще не раскопано и не обследовано – это разрушенные временем и войнами дворцы, мавзолеи, мечети, медресе, караван-сараи и т.д.

Древний Ургенч (известный и как Гурганч, Гургандж, Джурджания) существовал, очевидно, на протяжении более двух тысяч лет: со времен античности и до позднего средневековья, причем его наибольший расцвет пришелся на середину XIV в.

Первые достоверные упоминания в письменных источниках об этом поселении относятся к X в., – тогда Ургенч являлся столицей северного Хорезма и был крупным центром торговли и ремесел. В конце Х в., после присоединения южного Хорезма к северному, Ургенч стал столицей объединённого государства Хорезмшахов. В 1221 г. город был взят и разрушен монголами, а с середины XIII в. он находился в составе Золотой Орды. В середине XIV в. Хорезм освобождается от власти Золотой Орды, и Ургенч снова становится его столицей. В 1388 г. город захватывается и разрушается Тимуром. И хотя через несколько лет после этого Ургенч был уже частично восстановлен, в дальнейшем город так и не достиг своего былого величия. В XVII в. Ургенч, пришедший в окончательный упадок, был покинут своими жителями, причем произошло это не только из-за разорений в ходе междоусобиц, но и по причине изменения природных условий (опустынивание местности).

В древнем Ургенче до наших дней сохранились: мавзолей Фахраддин-Рази (2-я половина XII в., кубовидный объём с шатровым 12-гранным куполом на 12-гранном барабане, главный фасад украшен резной терракотой); мавзолей Текеша (конец XII- начало XIII вв., прямоугольный в плане, с шатрово-коническим куполом на “гофрированном” барабане); минарет Кутлуг-Тимура (между 1321 и 1336 гг., с конически сужающимся высоким стволом, украшенным поясами узорной кирпичной кладки и лентой надписи); ханака с мавзолеем Наджмеддина Кубра (1-я треть XIV в., трёхкупольное портальное сооружение; надгробия были покрыты многоцветными глазурованными плитками с богатым цветочно-растительным орнаментом и каллиграфической вязью); портал караван-сарая XIV в. с поливными многоцветными облицовками; мавзолей династии Суфи – т.н. Тюрабек-ханым (1360-е гг., сложный по композиции, с порталом и высоким тройным куполом на барабане с мозаичным плафоном).

Минарет Кутлуг-Тимура, считающийся самым высоким во всей Средней Азии, – это сооружение, чей подлинный возраст, да и само название, продолжают составлять предмет научных дискуссий. Предполагается, что возведение его началось в XI в. при хорезмшахе Абу-л-Аббас Мамуне. По неизвестным причинам на длительный период строительство было прервано, и завершилось лишь в 1330-е гг. при наместнике Золотой Орды Кутлуг-Тимуре, именем которого и названа эта 62-метровая башня. Ее стройный, сильно сужающийся кверху круглый ствол (диаметр основания – около 12 метров, а на самом верху – около двух) расчленен узкими поясами вертикально поставленных кирпичей, которые создают особый архитектурный ритм, и широким поясом арабской надписи. В прошлом минарет был увенчан деревянным фонарем, от которого сохранились балки, радиально выступающие из кладки. К нему ведет винтовая лестница в 145 ступеней, попасть на которую можно было только с крыши не существующей ныне мечети.

Читайте также:
На побережье какого озера находится Баргузинский заповедник?

Мавзолей Тюрабек-ханым, датируемый серединой XIV в. и относимый к временам правления династии Суфи – другая «жемчужина» Хорезма. В нем выделяется высокий и светлый шестигранный зал площадью около 100 кв. м, стены которого обильно украшены цветной мозаикой. Над залом словно парит в воздухе перевернутая сфероидная чаша, на которую нанесено мозаичное панно тончайшей работы – интенсивный по цвету и сложный по геометрии орнамент из звезд и многогранников с цветочно-растительным рисунком. Из этого зала можно спуститься в склеп, где покоится прах нескольких представителей династии. Над всем зданием когда-то возвышался синий глазурованный шатер, от которого сохранился небольшой, но очень выразительный фрагмент. Наружный купол мавзолея имел, судя по всему, форму, подобную соседнему мавзолею Текеша, т.е. в виде конуса.

Древний Ургенч – это яркая иллюстрация тех выдающихся достижений в архитектуре и ремеслах, которых достигла древняя цивилизация хорезмшахов. Влияние этой культуры проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI в., – и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В наши дни это место является не только известным туристическим центром, но и важным объектом паломничества мусульман. С 1999 г. здесь осуществляется совместный проект Правительства Туркменистана и Программы развития ООН (UNDP), получивший название “Развитие культурной сферы Куня-Ургенча”. Основная цель данного проекта – консервация выдающихся архитектурных памятников древнего города.

Доп.: в 2000-е гг. в Куня-Ургенче производились значительные реставрационные работы силами туркменских и зарубежных специалистов, с привлечением средств из разных фондов. И в том числе, осуществлено укрепление купола и воссоздание внешнего облика шатра мавзолея султана Текеша (2005 г.), шатра мавзолея Тюрбек-Ханым, облицовки мавзолея Наджмеддина-Кубра.

Парфянские крепости Нисы

(№ 1242 Критерии: II, III 2 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2007

Ниса (туркм. Нусай) – древний город, археологический комплекс в 18 км к СЗ от столицы Туркменистана Ашгабата, рядом с городом Багир, у подножья гор Копетдаг, в узкой полосе орошаемых плодородных земель на южной окраине пустыни Каракумы.

Комплекс состоит из двух, находящихся на расстоянии 1,5 км друг от друга «теллей» (арабский аналог тюркского «тепе») – холмов-городищ, сложенных многовековыми напластованиями культурных слоев. Сейчас они известны, как Старая Ниса и Новая Ниса, хотя именно Новая Ниса возникла раньше и существовала, как человеческое поселение, с незапамятных времен (1-е – 2-е тыс. до н.э.) до средневековья.

Расцвет Нисы и большая часть сохранившегося в ней наследия, обнаруженного археологами, относятся к периоду II в. до н.э. – III в. н.э., когда она была первой и наиболее долго функционировавшей столицей Парфянской империи – сильнейшего государства того времени в Передней Азии, соперника Древнего Рима. В середине 170-х гг. до н.э. пятый правитель династии Парфянских Аршакидов Митридат I (174-138 до н.э.) основал к югу от упомянутого выше существовавшего издревле поселения царскую крепость-резиденцию, известную в те времена, как Митридаткерт (или Михридаткирт), а ныне – как Старая Ниса. Резиденция сохраняла свое значение до 224 г. н.э. – года разгрома государства Аршакидов и ее полного целенаправленного разрушения Персидскими Сасанидами, которые с этого времени и до арабского завоевания в VII в. стали доминирующей силой во всей Передней и Центральной Азии.

Читайте также:
Бухгалтерский учет для фирм в Польше

В наши дни городище Старая Ниса представляет собой остатки царской крепости-резиденции. Она была воздвигнута на естественном возвышении рельефа, которое с использованием сбитой глины, или «пахсы», было дополнительно приподнято и превращено в платформу площадью около 14 га. Резиденция имела в плане форму неправильного пятиугольника, была обнесена стенами с многочисленными башнями, застроена дворцовыми, служебными и иными зданиями, имела несколько бассейнов и небольших садов.

Среди остатков построек Старой Нисы выделяются два ансамбля. Центральный ансамбль: здесь находятся руины дворца, с т.н. «Квадратным залом» размерами 20х20 м, с 4-мя столбами в центре и 2-х ярусной колоннадой вдоль стен, украшенной царскими мраморными статуями; это также здание с «Круглым залом» диаметром 17 м, оформленным колоннами и глиняными статуями (предполагают, что это мог быть храм), и сооружение, напоминающее массивную башню (возможно, оно служило возвышенным алтарем для жертвоприношений) и т.д. Северный ансамбль: здесь среди руин выделяется т.н. «Квадратный дом» – обширное здание размерами 60х60 м с перистильным (т.е. окруженным колоннами) двором, вокруг которого расположены 12 помещений; именно здесь были сделаны наиболее значительные находки мраморных статуй, украшений из слоновой кости, частей царского трона, а главное – 2700 обоженных глиняных табличек – «острака», содержащих записи о жизни парфян.

Древнее укрепленное поселение Парфавниса (ныне – Новая Ниса) пережило несколько периодов процветания, прежде всего – в годы существования Парфянской империи, когда, находясь рядом с царской резиденцией, оно выполняло функции столичного города. Подъем отмечался также в конце V в., при Сасанидах, и в ХI-ХII вв. – уже при мусульманских властителях Хорасана. Город был разрушен монголами в ХIII в., несколько оправился в ХIV-ХV вв., но в конце ХV в. окончательно пришел в упадок. И только к началу ХIХ в. он был полностью оставлен последними жителями, переселившимися в новое поселение туркмен-текинцев Багир, возникшее к тому времени поблизости от основания «телля».

Новая Ниса – это возвышенное, расположенное поверх многометровых культурных слоев городище площадью около 25 га, обнесенное мощной, высотой до 9 м крепостной стеной с башнями. Археологические находки датируются здесь временем, начиная с мезолита. В парфянский период, когда город достиг наибольшего расцвета, он подразделялся на «арк» – цитадель, занимающую более высокий участок, отделенную от остального города внутренней стеной, и расположенный несколько ниже посад – «шахристан». Вся территория внутри стен была плотно застроена. Среди руин выделяются остатки храма II в. до н.э., прямоугольного в плане с портиками на деревянных колоннах, а также группа царских хранилищ.

В отличии от Старой Нисы, Новая пережила падение Парфянской империи. Пространство между Старой и Новой Нисой в период процветания города было также застроено, а частично занято огородами, образуя ремесленный «рабад», имевший ограду в виде невысокого глиняного вала.

Раскопки в районе Нисы начались с 1930-х гг. (А.А. Марущенко), были продолжены в 1946-60 гг. (М.Е. Массон, Г.А. Пугаченкова и др.), и далее ведутся со значительными перерывами вплоть до настоящего времени – в последние годы при поддержке ЮНЕСКО (Бюро в Тегеране), итальянских специалистов (Туринский университет) и др.

Читайте также:
Фотографии Толшевского Спасо-Преображенского монастыря

Их результаты позволили убедительно отожествить эти городища с Нисой, упоминаемой в античных источниках, и установить характер наследия восточной части Парфянской империи, как органичного соединения эллинистических традиций с восточными культурными влияниями. Богатые находки археологов – скульптура, декоративные украшения, образцы настенной живописи – были переданы в музеи.

Охрана Нисы, как объекта культурного наследия, активизировалась, начиная с 1980 г., когда был образован Государственный историко-культурный парк «Ниса». Его границы были установлены в 1982 г., а в 1989 г. были определены границы охранной зоны (эта охранная зона сейчас признана и как буферная зона Нисы – объекта Всемирного наследия).

При разработке генерального плана города Багир, рядом с которым находятся «телли», были предусмотрены меры по защите памятников археологии, новое жилое строительство в пределах охранной зоны было запрещено (сейчас в ее пределах проживает около 2000 человек), а территориальное развитие города направлено в противоположную от памятников сторону. Часть башнеподобного здания в Старой Нисе сейчас реставрирована и здесь организован небольшой музей парфянской настенной живописи и архитектурных деталей, найденных при раскопках.

К настоящему времени в Старой Нисе вскрыто раскопками около половины территории. В Новой Нисе раскопано не более 10 % территории и большая часть ее археологического наследия еще ждет своих исследователей.

Вместе с тем, среди специалистов по охране культурного наследия складывается мнение, что следовало бы обеспечить лучший баланс между археологическими исследованиями при раскопках городищ Нисы и мерами по сохранению ее культурного наследия с возможностью его демонстрацией на месте. До сих пор археологи часто не считали нужным, или не имели возможность, рекультивировать территорию после завершения раскопок, оставляя свои траншеи и котлованы на произвол стихии, разрушающей (особенно во время зимних дождей) поверхность городищ.

Расположенные на пересечении важных в прошлом торговых и стратегических путей, археологические остатки Нисы наглядно демонстрируют, как в этой могучей империи, создавшей барьер для древнеримской экспансии, но, в то же время, бывшей важным центром установления политических и торговых связей между востоком и западом, севером и югом, происходил активный взаимообмен между культурами Центральной Азии и Средиземноморья.

Доп.: в 2000-е гг. произведена реставрация с воссозданием исторического облика участка крепостной стены в Старой Нисе.

Мерв, Туркменистан

В Центральной Азии много древних городов возрастом более 2000 лет. Некоторые существуют и процветают даже сегодня, другие были заброшены и превратились в руины. И среди последних есть один особенный и, наверное, древнейший – Мерв. Когда-то это был самый крупный город не только Центральной Азии, но и всего мира. Точное время его появления неизвестно, но упоминание встречается еще в Авесте – священной книге зороастрийцев (VIII-VI вв. до н.э.). И к тому же, в Мерве были обнаружены следы религиозных сооружений не только зороастрийцев и мусульман, но также буддийские и христианские памятники.

История Мерва начинается 4 тысячи лет назад, когда на берегах реки Мургаб появляется первое поселение людей. Точное время образования города на месте деревни неизвестно, поэтому принято отсчитывать возраст города с VI века до н.э. В то время он был известен под названием Мару или Маргу. Позднее появились такие вариации как Маргиана и Маргуш. На рубеже тысячелетий Мерв стал крупнейшим городом, через который проходили торговые пути во всех направлениях – в нынешний Узбекистан, Афганистан, Иран, Индию и другие страны. Изначально в городе были зороастрийцы, затем пришли буддисты, а в III веке к ним присоединились христиане. Однако в VII-VIII веках сюда пришли мусульмане и установили основную доминирующую религию. Скорее всего мечеть Бени Макхан VIII века, находящаяся в Мерве, является одной из первых мечетей в Центральной Азии.

Читайте также:
Рига 2022, столица Латвии — все о городе с фото и видео

Приход арабов дал новый толчок развитию Мерва – здесь появились библиотеки, учебные заведения, происходил большой поток миграции из соседних стран. На протяжении нескольких веков Мерв развивался и рос, и в начале XII века достиг пика развития, получив статус крупнейшего города мира. Памятником былого величия стал величественный мавзолей султана Санджара, строительство которого началось в 1157 году.

Но вслед за великими веками наступило время опустошения. В 1141 году Мерв был разграблен хорезмийцами, которые впоследствии полностью захватили город. А в 1221 году Мерв и его оросительную систему полностью уничтожили монголы. После разрушения плотин на реке Мургаб город прекратил существование. Спустя два века Тимуриды восстановили Мерв и его ирригацию, но вернуть былую мощь не удалось. В конце XVIII века Мерв был вновь разрушен и с тех пор больше не восстанавливался. Позже, в конце XIX века появился новый город Мары, который расположился в 30 км западнее.

Сегодня большая часть Мерва представляет собой участки пустыни и полей, среди которых тянутся километровые остатки крепостных стен. Некоторые стены настолько сильно разрушены временем, водой и ветром, что стали похожи на длинные насыпи земли. На территории комплекса сохранилось лишь несколько зданий, часть из которых уже прошла реконструкцию. Самое величественное здание в Мерве – мавзолей Султана Санджара, возвышающийся на 38 метров.

В Мерве выделяют несколько крепостей, которые относятся к разным эпохам. Они отличаются размерами и степенью сохранности.

  • Эрк-кала (VI век до н.э.)
  • Гяур-Кала (III век)
  • Кыз-Кала (VI век)
  • Султан-Кала(XI век)
  • Абдуллахан-Кала (XV век)
  • Байрамалихан-Кала (предположительно XVIII век)

В 1999 году Древний Мерв был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в Мерве проложены асфальтированные дороги для туристического транспорта, проводится реконструкция отдельных построек, а также можно увидеть пасущихся верблюдов. На территории расположена действующая мечеть Юсуфа Хамадани, которую регулярно посещают паломники со всего Туркменистана.

Тур в Мерв будет интересен всем любителям истории, исследователям Великого Шелкового пути. Масштабы руин этого древнего города поразят любого!

Пустыня Каракумы

  • Климат
  • Растительный и животный мир
  • Кратеры Дарваза
  • Урочища и ущелья пустыни
  • Города
  • Реки и водохранилища
  • Оазисы и курорты
  • Видео

Пустыня Каракумы, или Гарагум, находится на юге Средней Азии и охватывает большую часть Туркменистана. Раскинувшаяся на 350 тысяч квадратных километров, она граничит с возвышенностями Карабиль, Бадхыз, Копетдагом на юге, Хорезмской низменностью на севере, на западе с Балханамом и руслом Западного Узбоя, на востоке с долиной Амударьи. Гаракум в переводе с туркменского языка означает черный песок.

Бугристая поверхность с песчаными барханами создает впечатление, что ходишь по волнам песчаного океана, покрытого рябью. Песок словно движется.

Климат

Каракумы являются одной из самых жарких пустынь мира. Температура в некоторых районах достигает 50 градусов, а поверхность песка прогревается до 80, что не позволяет ходить по нему без обуви. Зимой температура может упасть до минус 25. Из-за большой сухости и нередких ветров воздух насыщен пылью, стоящей над поверхностью земли. Пыльные бури и скудость осадков не дает возможности использовать территорию Каракумов в сельском хозяйстве.

Растительный и животный мир

В конце января в пустыню приходит весна. Вся поверхность пустыни, за исключением барханных песков, покрывается на несколько недель бурной растительностью. Розовые, лиловые, желтые и ярко-красные тюльпаны, алые маки, дикая календула, астрагалы, плети каперсов с белыми цветами, песчаная акация расцветают на фоне песчаной осоки и зеленеющих саксаулов, создавая пестрый ковер. Растения быстро созревают и с наступлением периода засухи скидывают свои листья до следующей весны.

Читайте также:
Как добраться до Таллина из Москвы? Машина, поезд, самолет

Приспособленные к жизни в пустыне животные активизируются ночью, могут долгий срок обходиться без воды. Они очень выносливы к быстрому передвижению на огромные расстояния. Из животных присутствуют шакал, волк, джейран, барханные и степные коты, суслик, тушканчик и лисица – корсак. Из птиц – жаворонок, саксаульный и пустынные воробьи, сойка, скотоцерка, вьюрок, ворон. Из рептилий – гюрза, кобра, песчаный удавчик, черепаха, варан, агама, эфа.

В центральной области Восточных Каракумов, к югу от города Чарджоу, находится Репетекский Международный биосферный заповедник, основанный в 1928 году.

Кратеры Дарваза

В 1971 году недалеко от деревни Дарваза геологами при бурении обнаружилась большая каверна (пустота), наполненная огромным скоплением газа, в которую провалилось буровое оборудование. Чтобы вредные для людей и животных газы не выходили на поверхность, их подожгли.

Природный газ безостановочно горит с того времени. Из его недр вырываются столбы пламени высотой до 15 метров. Высота кратера двадцать метров, поперечина – шестьдесят. «Врата в преисподнюю» – так называют его местные жители. Любознательные туристы с удовольствием проводят фото и видео съемку этого феномена. Огненно – красный отсвет полыхающего газа особенно хорошо виден ночью. Недалеко от Дерваза находятся еще два таких кратера, но они не горят.

Урочища и ущелья пустыни

  • Кыркджульбы – живописное урочище в Каракумах, расположенное среди песчаных барханов с ярко – красноватым оттенком земли.
  • Арчабильское ущелье – неширокая межгорная долина с девственной природой по берегам реки Фирюзинки.
  • Ущелье Мергенишан – извилистый скалистый каньон, образовавшийся в 13 веке, вследствие извержения вод озера Тюнюклю в Сарыкамыш через пологую равнину.

Города

Мары – третий по размеру город Туркмении находится в крупном оазисе посреди пустыни Каракум. В городе большой музей исторических находок, туркменских ковров, серебра и национального костюма.

Несколько городищ образовали заповедный историко-архитектурный район «Байрамали»: археологический ансамбль Гонур-Депе, национальный историко-культурный парк Мерк (Султан-Кала 9 века, Гяур-Кала 3 век до н. э. – 9 век н. э., Эрккала 1 век до н.э., Мавзолей султана Санджара 12 век, замок Хара – Кешк 13 век).

В Туркменбаши вызывают интерес гробница Шир-Кабиб 10 века, мечеть Парау-биби являющейся центром богомолья мусульманок, караван-сарай Ташарват и руины старинного поселения Мисриан с двумя оставшимися двадцатиметровыми минаретами.

В Туркменабаде – город Амуль-Чарджуй, музей Атамурат с гробницей Альмутасира и Астана-баба, старинный караван-сарай Бай-Хатын, в коем уцелели фрески с живописной каменной резьбой. Заповедный парк Репетек, участок пустыни Каракумы, является наиболее знойным районом в Средней Азии.

Реки и водохранилища

Каракумский канал берет свое начало от реки Амударьи и следует через пески на юго-востоке Каракумов, пересекает Мургабский оазис и междуречье Мургаб и Теджен к предгорьям Копетдага. По нему осуществляется судоходство. Долина главной реки Амударьи граничит с Каракумами, а русла рек Теджен и Муграб теряются в песках пустыни. Саракамышское (высыхающее) и туркменское (Алтын-Асыр) призваны решить проблему с водой в пустыне.

Оазисы и курорты

Амударьинский, Тедженский и Мервский являются крупнейшими оазисами Каракумов. Самыми известными являются климатические курорты Фирюза и Байрам, бальнеологические Арчман и Моллакара.

Видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: