Город Ставангер – нефтяная столица Норвегии

Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

  • В поисках приключений
  • Далеко и ещё дальше

Ставангер, Столица нефти и селедки

В этих диких местах с древних времен жили рыбаки в окружении фьордов, скал, осыпей и полей, усеянных каменными обломками — память, оставленная о себе мощным ледником. Тем не менее именно здесь появилась на свет Норвегия, когда неподалеку от Ста-вангера король Харальд одолел в битве двух других королей. Город начался с кафедрального собора, превратившего деревню ловцов селедки в крупный населенный пункт. Сегодняшний Ставангер в основном процветает за счет другого богатства — нефти.

ЖИЗНЬ НА ВАЛУНАХ

Прошедший тысячи лет назад ледник оставил после себя огромные пространства, усеянные камнями поразительной величины. Но эти дикие места понравились предкам ставангерцев, искавшим удобную гавань для своих лодок.

Ставангер — это коммуна и четвертый по размерам город Норвегии. Этот портовый город стоит на полуострове Иерен. Город выходит к Северному морю на юго-западе, а на северо-востоке — к Бокнафьорду и Ханнсфьорду.

Местность очень неровная: половина города находится на высоте до 20 м, а десятая часть — в 60 м над морем. Вокруг города повсюду болота, песок и громадные валуны. Много лет назад тут образовалась крупнейшая в Северной Европе каменная осыпь ледникового периода. У нее имеется собственное имя — Глоппедалсюра. Отдельные валуны — размером с грузовик или дом, и у них есть собственные имена: например, валун Ландастейнен высотой 4 м. Во время Второй мировой войны здесь шел бой, и 250 норвежских солдат, засевших на вершине насыпи, не пропустили два батальона немцев.

Одно из знаковых мест города — Валбергет: холм, который сами ставангерцы гордо именуют горой. И до сих пор те, кто живут ближе к холму, говорят, «живут на горе», а все остальные — «под горой». 26-метровая башня на Валбергете столь же знаменита: сторожевая появилась в XVII в., в XVIII в. она помогала следить за шведскими кораблями во время Северной войны 1700-1721 гг., каменной ее сделали в XIX в.

Еще одна природная достопримечательность Ставангера и окрестностей — скала Прекестулен, что переводится как «кафедра»: прямо из воды вздымается 600-метровый утес, а на его вершине — небольшая площадка, откуда открывается панорама Люсе-фьорда.

Климат Ставангера очень характерен для скандинавского побережья Атлантики: выпадает много осадков практически круглый год, но больше — летом. Привычные к этому ставангерцы говорят, что «это не дождь, а сырость».

Именно в этих местах когда-то родилась Норвегия. Неподалеку от Ставангера в 872 г. на берегах Хафрс-фьорда состоялось сражение, победа в котором позволила конунгу (королю) Харальду I Прекрасноволосому покорить враждующие племена викингов и объединить их земли под своим началом. Харальд стал первым королем Норвегии и родоначальником династической ветви Хорфагеров, правившей всей западной частью Норвегии до XIV в. В 1983 г. на скале неподалеку от города, в пригороде Мадла, в память о сражении был установлен монумент «Мечи в камне». Памятник открывал тогдашний норвежский король Олаф V.

В XII в. при короле Сигурде I Крестоносце (ок. 1090-1130 г.) в Ставангере был построен кафедральный собор Св. Троицы, который сегодня является самым старым в Норвегии. Он сохранил свой внешний вид с года постройки. Историки и сегодня спорят о причине, по которой столь крупное и значимое сооружение появилось в крохотной рыбацкой деревне. Самая популярная версия: король Сигурд задумал развестись с королевой, но местное духовенство ему отказало. Зато согласился епископ Рейнальд из английского Уинчестера, но с одним условием: король должен построить один из самых больших соборов Норвегии. Собор поставили на месте более древней церкви VIII-X вв. И уже в 1125 г. деревня удостоилась статуса города. 400 лет собор был католическим, после Реформации стал лютеранским.

В том же году, когда заложили собор, стали строить и монастырь Утстейн — вторую старейшую достопримечательность города. Средства на постройку выделил король Магнус V Исправитель Законов: он хотел, чтобы это была королевская резиденция. Сейчас здесь концертный зал.

Исторический центр Ставангера сформировался из одной деревни. Город постепенно вобрал в себя соседние поселения, образовавшие кварталы и пригороды. Каждый из них застраивался по собственному оригинальному плану.

ДОХОДИ Ы Е УГЛЕВОДОРОДЫ

Рыболовно-консервное процветание Ставангера в значительной степени осталось в прошлом. Сегодня основной источник процветания ставангерцев — нефтедобыча и все, что с ней связано.

Социальные контрасты провинциального города, которые показывал в своих драмах Александр Хьелланн, ярче всего заметны в архитектуре города. Старый Ставангер — исторический район на побережье, застроенный старинными деревянными домиками, некогда являлся самым бедным кварталом. На почтительном удалении от него стоят построенные по индивидуальным проектам с роскошными интерьерами и парками богатые особняки Брейдабликквейн и Ледаал. Последний был построен в конце XVIII в. для купца и судовладельца Габриэля Хьелланда, в 1933 г. дом и парк приобрел Музей Ставангера. Особняк выглядит великолепно, и во время визита в Ставангер королевских особ город предоставляет его им в качестве резиденции.

В трудные для города и всей Норвегии времена, в 1824 г., из Ставангера отправился корабль в США с первыми 98 норвежцами, которые решили искать лучшую долю в Америке. Сегодня в Ставангере находится Центр норвежско-американской дружбы.

Ставангер долгое время оставался рыболовецким портом: в естественной гавани стояли суда, а в городе были десятки мелких предприятий (артелей), чье количество доходило до ста, соливших и мариновавших сельдь и кильку. В 1920 г. в Ставангере жило около 40 тыс. человек, и в городе работало около 70 консервных заводов.

Читайте также:
Отдых в Лимасоле, отели, достопримечательности, как добраться

В 1969 г. в 180 км к юго-западу от Ставангера нашли нефть, и в городе начался экономический бум. Ведущие мировые энергетические корпорации стали спешно открывать в городе свои представительства. В 1972 г. в городе обосновалась Statoil — крупнейший добытчик нефти в Скандинавии. Сейчас Ставангер — нефтяная столица Норвегии, крупный центр разработки и обслуживания нефтегазовых месторождений, а также трубопроводов на шельфе Северного моря. В городе находятся предприятия по строительству нефтяных платформ и бурового оборудования. В Ставангере уже успели открыть Норвежский музей нефти, в котором выставлены модели буровых установок. В значительно меньшем объеме сохранились и традиционные отрасли экономики — судостроение и консервирование рыбы. У работников этой отрасли также имеется свой музей — в здании бывшего консервного завода.

В Ставангере имеется собственный деловой центр, он занимает целый городской район, именующийся индустриальным парком «Форус». В отличие от деловых центров крупных городов, в относительно небольшом Ставангере это сотни небольших зданий с представительствами 2,5 тыс. компаний, перемежающиеся парками и аллеями. Небоскребы отсутствуют.

Ставангер — во многом особенное место: например, в языке — местные жители говорят на диалекте, столь отличающемся от двух типов норвежского языка (букмола и нюнорска), что прочие норвежцы не всегда понимают ставангерцев. Зато по языку их всегда можно отличить от всех остальных норвежцев.

Процветающий Ставангер манит к себе мигрантов: их здесь пятая часть населения. Сегодня в Ставангере проживают представители более 200 народностей. Притом значительная их часть — студенты, оставшиеся в Ставангере после окончания обучения. Прочие заняты в сфере обслуживания — городской и расположенной вблизи от города военной базы ВМС НАТО, значительную часть которой составляет судоремонтная база — до крейсеров включительно. В Ставангере едва ли не самый низкий уровень безработицы во всей Европе — около 2%.

■ Проект «Сломанная колонна» английского скульптора-монументалиста Энтони Гормли состоит из 23 скульптур, расставленных по всему городу. Все статуи высотой 1,95 м совершенно одинаковые, смотрят на север, каждая следующая расположена на 1,95 м выше предыдущей. Ниже всех находится статуя, что погружена по грудь в воду. В 2004 г. муниципалитет Ставангера вознамерился было статуи убрать, так как установлены они были временно, но горожане успели к ним привыкнуть, а сами статуи превратились в достопримечательность.

■ В XVI в. изменился температурный режим течений в Северном море, и косяки сельди ушли от берегов Скандинавии. Ставангеру не повезло вдвойне: в то же время город часто охватывали пожары. Король распорядился перенести епископат в другое место. Лишенный двух источников дохода, Ставангер зачах. Жизнь вернулась в город вместе с восстановлением режима течений: сельдь вернулась, и он вновь стал рыболовецким портом. А на берегу озера Брейяватнет установили памятник норвежцам-эмигрантам: мальчик пытается удержать дикую лань.

■ На каменной набережной около рыбного рынка построена миниатюрная утиная лесенка. Раз в год сюда приплывает утка с утятами. Они поднимаются по лестнице и идут к озеру. В городе это считается большим событием, его освещает телевидение, которое берет интервью у того, кто лично наблюдал шествие утят с мамой-уткой.

■ Имя города переводится довольно просто, но толкование смысла названия может быть различным. Принято считать, что название появилось от слияния двух слов. Stair переводится как «шест» или «жезл»: это может указывать на очертания фьорда или горы Валбергет (норвежские горы часто так называют, подразумевая, что они высокие и с острым пиком). Апдгозначает «узкий пролив» или просто «фьорд».

■ В Ставангере родился выдающийся норвежский писатель и драматург Александр ЛангеХьелланн (1849-1906 гг.). Действие в произведениях автора разворачивается в его родном Ставангере. Жители города чтят память знаменитого земляка, хотя тот был весьма саркастичен и резко критиковал быт захолустного города с его лицемерием, высокомерием перед людьми труда и унижением неимущих. При этом сам Хьеланн появился на свет в обеспеченной семье
и владел собственной фабрикой.

■ 10-метровый монумент «Мечи в камне» представляет собой три бронзовых меча, вонзенных в скалу. Мечи олицетворяют трех королей: большой — победоносного Хараль-да, два поменьше — побежденных предводителей его противников. По задумке создателя монумента — норвежского скульптора Фритца Рёда — монумент также является олицетворением мира: мечи погружены в монолитную скалу, чтобы никто уже не смог их извлечь.

■ Кафедральный собор стоит на озере, которое, если верить легенде, возникло из-за тролля. Его сильно раздражал колокольный звон. Однажды тролль не выдержал, взял огромный валун и бросил в церковь. Но рука Божья отвела камень, он пролетел мимо, а на месте его падения образовалось озеро.

■ Природные: ледниковая каменная осыпь Глоппедалсюра, скала Прекестулен, Люсефьорд, пляжи «Суластранден», «Эдланнсхаг», «Гудал», оз. Брейяватнет. Мосватнет и Стоккаватнет, ландшафтный заповед. Сюнесварден, валун Ландастейнен (о. Финнёй), водоп. Монафоссен. о. Квитсёй.
■ Исторические: петроглифы (о. Омей, 2-3 тыс. лет), кафедр, соб. Св. Троицы (1100), мон. Утстейн (сер. XIII в.), Часовня епископа (нач. XV в.), сторожевая башня на Валбергете (1658-1659,1850-1852), Старый Ставангер (дома кон. XVIII — нач. XIX в.), гавань Воген, набер. Скаген.
■ Культовые: ц. Св. Петра (1866), Св. Иоанна (нач. XX в.), Мадламарк (1976 Гоусель(1996)
■ Архитектурные: особн. Ледаал (кон. XVIII в.), маяки Тунгенес (1828) и Обрестад (1873), особн. Брейдабликквейн (1881). маяк Квассхейм (1912).
■ Культурные: скулытг «Мать Норвегия» (на валуне Стейнкьерринга, 1899), Морской муз. (1926), пам затонувшим и списанным кораблям (1967), Художественный муз (1865), монумент «Мечи в камне» (1983), Норвежский музей консервов (1982), муз естествознания (1877) и истории культуры (зд. 1893), Норвежский музей нефти (1999). Парк скульптуры Фритца Рёда (2004). Городской музей, Музей печатного дела.

Читайте также:
Рейтинг городов Европы с самым дешевым проживанием в отеле

Площадь: 71,35 км2 (суша — 68,01 км2, озера — 3,34 км2).
Население: 132 644 (2016 г.).
Плотность населения: 1860 чел/км2.
Средняя высота над уровнем моря: 30 м.
Удаленность: 303 км к северо-западу от Осло.

Местонахождение: северо-запад Норвегии.
Административная принадлежность: фюльке Ругаланн.
Административное деление: 7 районов, 22 квартала.
Статус города: 1125 г.
Язык: диалект норвежского.
Этнический состав: норвежцы — 88,7%, прочие (поляки, британцы) — 11,3% (2016 г.).
Религии: лютеранство (Церковь Норвегии), ислам, католицизм, неоязычество, православие — в абсолютном меньшинстве; атеизм.
Денежная единица: норвежская крона.
Озеро: Брейяватнет.
Аэропорт: международный Ставангер Сула.

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

+ материалы для распечатки и инфографика

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Читайте также:
Airbus A321: схема салона, история, вместимость авиалайнера

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Софийский Собор в Великом Новгороде: про древние графити и старинные ворота

Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великий новгород софийский собор фото

На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Читайте также:
Транспорт в Японии: такси, метро, автобусы,поезда, самолеты

Граффити на стенах

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Фрески, которым 900 лет

Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).

Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось

От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.

Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.

Чудотворные Иконы

В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».

икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Мощи святых

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.

В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).
Читайте также:
Страховой сертификат «Зеленая карта» для поездки в Польшу

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Интересные факты о храме

Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

Когда лучше приходить и когда в храм не попасть

График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.

Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

  • В Великий пост свет в храме не зажигается.
  • Поток посетителей меньше по будням с утра.
  • Посещаемость высокая.
  • В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
  • Фотографировать внутри храма запрещено.

Софийский собор — святыня Великого Новгорода

Неправда ли — невероятная судьба у Софийского собора, словно кто-то свыше защищал этот первый на Руси образец пятинефного крестово-купольного собора всю эту бесконечную вереницу веков, десятилетий, лет. А теперь я, крошечная такая, стою благоговейно, едва дыша, перед величественным древним сооружением, которому скоро исполнится ТЫСЯЧА лет! Даже сосредоточенно вдумавшись, я и тогда и сейчас не могу до конца осознать всю полноту этой цифры, ее грандиозность, ее мощь и власть над временем. Как завороженная я снова и снова возвращалась к этой новгородской святыне, притягивающей меня словно магнит.

Невозможно представить, как 40-метровый, пока что единственный на Руси каменный храм, окруженный первыми дубовыми стенами Новгородского Кремля и их деревянными домами, воздействовал на жителей города в те далекие времена!

Молодому Новгороду, расположившемуся на берегу реки Волхов, уже ставшей частью оживленного торгового маршрута, был необходим новый собор.

На территории детинца уже была 13-главая деревянная церковь, но масштабы ее не были достойны Новгорода — так размышлял князь Ярослав Мудрый, находясь в своих киевских владениях. И вот, в 1046 году он и его жена — княгиня Ирина (Инигерда) собрались в дальнюю дорогу — им предстояло присутствовать на закладке нового каменного храма. То, что не сможет реализовать князь Ярослав, сделает его сын — Владимир Ярославович, правитель Новгорода.

Для строительства собора были приглашены самые лучшие мастера и зодчие из Киева и Византии. Возведение собора шло довольно быстро, а в 1049 году еще и деревянная церковь сгорела.

Предположительно в 1050–52 годах епископ Лука освятил новый пятинефный, трехапсидный, десятистолпный Софийский собор.

Посвящение собора святой Софии не случайно, это фактически посвящение Богу, которое обращается к храму премудрости, построенному царем Соломоном и Софии Константинопольской.

Изначально каменная кладка стен стены храма не была побелена, да и стены внутри тоже были открыты и лишь через сто лет, в 1151 году храм был побелен.

Собор был построен с пятью главами, по своей форме напоминающими древнерусские шлемы, шестая глава была пристроена гораздо позже.

За почти тысячелетие каменный Софийский собор углубился в землю на два метра. Его высота от уровня древнего пола и до вершины креста центральной главы — 38 метров. Стены храма, сложенные из известняка разных оттенков, имеют толщину 1,2 метра. Поверхность известняковых камней подтесана лишь на той стороне, которая выходит наружу, а между собой камни скреплялись известковым раствором с примесью толченого кирпича. Своды, арочные проемы внутри собора выложены из кирпича.

Росписи внутренних стен Софийского собора проводились в первой половине 12 века.

В 1136 году Софийский собор перестал быть княжеским храмом, с того времени и на протяжении нескольких веков он был главным храмом молодой Новгородской Республики.

Святая София для новгородцев имела осязаемый символ — Софийский собор, а их боевым кличем было: «Умрем за Святую Софию!».

На новгородских монетах того времени изображались не князья, а Святая София, ангел, представляющий собой мудрость.

Собор Святой Софии был не только духовным центром Господина Великого Новгорода и использовался не только для богослужений.

Собор был местом, где проходили торжественные церемонии и всевозможные государственные акты, устраивались приемы иностранных гостей. Под переливный звон колоколов Святой Софии на площади перед собором устраивались проводы воинов и встречи победителей. На площади перед собором собиралось народное вече, на котором решались все государственные вопросы.

Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию. После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление. Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».

Читайте также:
Что привезти из Швейцарии – 10 идей, что купить в подарок

А еще храм был своего рода хранилищем всего исторически ценного для новгородцев: здесь разместили архив древнего Новгорода, библиотеку, образцы мер и весов.

Собор Святой Софии имел патрональное значение для Новгорода и всей его земли, в нем хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству после смерти удостаивались такой чести, сложившие головы в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.
Невозможно переоценить значение Софийского собора для Новгорода, оно было столь велико, что новгородский летописец утверждал: «Где Святая София, тут и Новгород!»

На протяжении всей своей почти тысячелетней истории Софийский собор не перестраивался, до нас он дошел в неизменном виде.

Конечно же стены и купола собора задевали пожары и войны, но стены вновь покрывались штукатуркой, купола — свинцом и София вновь радовала жителей Новгорода своим величием.

В 15 веке при архиепископе Иване Калите главный купол собора был позолочен.

На западном портале Софийского собора находятся двери в храм, на протяжении веков служившие торжественным входом — это Магдебурские врата. Великолепная жемчужина храма — врата, покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, искусно изготовленными западноевропейскими мастерами.

Существует версия, что врата изготовлены в 1153 году в Магдебурге и стали военным трофеем новгородцев, в 1187 году совершавших поход в столицу Швеции Сигтуну. В 17 веке во время оккупации Новгорода шведами, шведский король отдал распоряжение главнокомандующему войсками вернуть Магдебурские врата на их родину. Но приказание было проигнорировано и парадные ворота Софийского собора остались на своем месте.

И вот настал век глобальных перемен, век, когда всем храмовым сооружениям России выпала сложная и порой жестокая судьба. В 1922-м году в процессе кампании по изъятию нажитых веками церковных ценностей, часть из них была из Софийского собора конфискована. В 1929 году собор был закрыт и в нем новые власти открыли антирелигиозный музей, в котором была выставлена экспозиция церковных сокровищ.

Во время немецкой оккупации в Новгороде разместился инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», а Софийский собор был значительно поврежден и разграблен. При отступлении испанцы сняли крест с главного купола собора и вывезли его в Испанию как военный трофей.

После войны Софийский собор очень быстро восстановили, и он стал отделом Новгородского музея — заповедника. В 1991 году собор был передан русской православной церкви.

В 2002 году новгородскому архиепископу каким-то образом стало известно, что святыня Софийского собора — крест, находится в Мадриде, в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Начались переговоры с испанским королем, в результате которых в 2004 году крест вернулся на свое исконное место- на купол Святой Софии.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг- Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056–1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Специально для ее хранения был построен уникальный Знаменский собор, о котором я расскажу позже.

Софийский собор был изображен на купюре номинации 5 рублей образца 1997 года.

Софийский собор -выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый сохранившийся древнерусский каменный храм на территории России.

Софийский Собор в Великом Новгороде

Один из самых выдающихся памятников русского зодчества древних веков – Новгородский Софийский собор. На территории Российской Федерации он самый древний. Его возведением занимался сын Ярослава Мудрого (1045-1050 годы). Примечательно, что уже в XII веке, он утрачивает статус княжеского и становится святыней Новгородской области.

Храм не один раз грабили. Первое разграбление было от лица опричников Ивана Грозного. Они вынесли практически все, от утвари до колоколов.

В Великую Отечественную войну немцы вывезли иконостас, деревянные сени (но, позднее реликвии были возвращены).

История основания

Возвели его из известняковых плит и ракушечника. До XII века, стены внутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.

На протяжении всего периода существования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храме были открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел «строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполе появилась только в XV веке.

Построили храм на самом высоком участке во всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревянная церковь.

Освящение главного престола произошло в 1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становится основным кафедральным храмом Новгородской епархии.

На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.

Само строительство велось ускоренными темпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали о каменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы в Киеве.

Большевики национализируют храм и открывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставлены все ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать «несметные богатства» церковников.

Читайте также:
Фотографии Тонгса-Дзонг

После Второй мировой войны храм полностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русской православной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.

Архитектурные особенности

Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкают галереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военные Древней Руси.

Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.

Толщина стен составляет 1,2 метр. Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли их только снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами.

Святой героический князь

На одной из стен храма есть памятная доска. Текст на ней говорит о том, что от храма уходили войска князя Александра Невского. Князь был потомком Рюрика и Мономаха, который сумел разбить шведов на Неве. Свою фамилию он получил из-за победоносного сражения на Неве. Считается, что тевтонских захватчиков (немцев) именно Невский прогнал из большинства российских городов.

Александр после 1251 года стал великим князем Владимирским. Именно он отверг предложение о переходе в католическую веру от Папы Римского. Позднее умело вел переговоры с Золотой Ордой. После смерти канонизирован. Даже Сталин отметил его подвиги, объявив его национальным героем. По этому случаю даже был учрежден почетный орден имени князя.

Магденбургские врата

Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.

Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.

Крест главного купола и легенда о голубе

На вершине купола собора красуется свинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавления бунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее, голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови. До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлет голубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находиться на кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».

С крестом главного купола связана другая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест был перевезен в Испанию. Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанские добровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральный купол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране. Свои действия они мотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там она будет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен была передана точная копия.

Граффити Софийского Собора

Покажется совершенно невероятным, что в древние века люди могли заниматься вандализмом. Кто мог допустить, чтобы на стенах святыни появились надписи? Однако в те времена, это было нормальным и лишь подтверждало тот факт, что в стране множество грамотных людей. На церкви найдено несколько надписей, это нацарапанные на стенах молитвы, церковные тексты. Некоторые надписи служили в качестве пометки для тайника церковного служителя. Много автографов на хорах, включая оставленные женской рукой, то есть даже женщины на патриархальной Руси умели читать и писать. А есть трагические истории, зафиксированные на стенах. И самое интересное, что все они находятся в самых неожиданных местах, в поисках граффити можно устроить настоящий квест.

Росписи и иконы

Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке. Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит. Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.

От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел».

Историки установили, что окончательно внутренняя роспись храма была завершена в XII веке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Это трехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.

Высокий иконостас был расписан в промежутке XIV-XVI веков.

Пределы церкви посвящены Богородице. В пределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVI веке, по некоторым данным, автором являлся Миней.

Считается, что икона Премудрости Божией является чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская». На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть до телесного воплощения на земле.

Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника. Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты. И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.

Читайте также:
Новый год в Германии 2022: где лучше - Берлин или Мюнхен?

Некрополь

По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:

  • жены Ярослава Мудрого;
  • сына Владимира Ярославовича;
  • князя Мстислава;
  • князя Федора;
  • архиепископа Иоанна;
  • епископа Никиты.

Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.

Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.

А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.

Звонница

Это отдельное сооружение, появившееся в XV веке. Звонница является самой древней на всей Руси. На сооружении заметны частые перестройки, следы от артиллерийских снарядов. Занесена в охранный список ЮНЕСКО.

На звоннице есть смотровая площадка, куда можно подняться с апреля по сентябрь.

Звонница является чисто новгородским изобретением. Представляет собой конструкцию с несколькими колоколами. Когда звонили все колокола, то звук от них был слышен на 50 км. Повторить такое же сооружение на протяжении всей истории удалось только 2 раза. Считается, что именно звук звонницы вдохновлял Рахманинова, который начал использовать звучание колоколов в академической музыке.

На звоннице был даже так называемый светский колокол, то есть без креста.

Во время Второй мировой войны колокола пытались сохранить. Часть была перевезена в Кириллов, часть утонула в реке, а некоторые были закопаны на берегу Волхов. Все сохранившиеся колокола все равно сильно пострадали и в них нельзя звонить. Они являются частью экспозиции Софийской звонницы, Валдайского и Кирилло-Белозерского музеев.

Вокруг одного из колоколов, который не сохранился до наших времен, есть интересная легенда. Во время правления Ивана Грозного, в день, когда он отправился к обедне в Софийский собор, во время перехода по мосту через реку, звонарь стал звонить. Но громких звуков испугалась лошадь и Грозный чуть не упал в реку. После чего он приказал отрубить колоколу уши и оставить только среднее. В итоге «казненный» колокол стали называть «безухий».

Информация для посетителей

Софийский собор расположен на территории комплекса Новгородский Кремль. Двери для посетителей открыты с 8 утра и до 8 вечера. Церковь действующая, поэтому при посещении придется соблюдать правила, то есть женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам нельзя входить в шортах.

Доехать до кремля можно общественным транспортом. До Сенной площади курсируют автобусы №№ 17, 17А, 7, 7А, 26.

Заключение

Софийский собор – бесценный памятник древнерусского зодчества. По сегодняшний день эти стены хранят множество тайн и сокровищ. По одной из легенд, Иван Грозный нашел здесь «схоронку» князя Владимира. При этом он четко указал место, где был обнаружен тайник. В тайниках собора хранилась даже казна Новгородской республики.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей, построенная славянами…

15 февраля 1045 года началось строительство Софийского собора в Новгороде. «Умрем за Святую Софию!» — боевой клич новгородцев. Они шли в бой не за какие-либо государственные институты, а за Божию Правду, которую свято хранил Великий Новгород…

Монета мудрости

София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии.

Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.

Под защитой Премудрости

Святая София имела у новгородцев осязаемый символ — Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!»

Новгород был республикой — Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.

Ярослав Мудрый

Софийский собор заложил Ярослав Мудрый. В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем.


Ярослав Мудрый на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.

Высокая честь

Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.

Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли.

Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.

Жребий брошен

Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию.

После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление.

Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».

Святая защита

В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой, потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам.

На осаждавших напал ужас, и они, бросив оружие и обозы, в страхе побежали кто куда. Сейчас чудотворная икона установлена в Софийском соборе справа от Царских врат.

В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса.

Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.

Странствия Креста

Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора вывезли в Испанию как трофей.


Софийский собор в 1944г.

В 2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.

Софийский собор в Великом Новгороде

Построенный в 1050 году по образцу своего киевского тезки, Софийский собор в Великом Новгороде – древнейший каменный храм на российской территории. Совершенно уникальные иконы, сохранившиеся фрагменты старинных фресок, чудотворные мощи дополняют архитектурную прелесть здания, с которым неразрывно связаны многоплановые исторические события. По преданию, заложение собора происходило в присутствии Ярослава Мудрого его сыном Владимиром, умершим вскоре после освящения храма в 1052 году.

Расположенный в северной части городского кремля, Софийский собор в Великом Новгороде был и религиозной святыней, и хранилищем ценностей казны. Облик собора достаточно известен и популярен. Чтобы подчеркнуть древность храма, напомним, что строили его еще до окончательного раскола христианства.

Великим чудом, а скорее промыслом Божьим он сохранился до наших дней, пережив ряд критических событий. Храм остается кафедральным собором Новгородской епархии, предоставляя всем желающим доступ к хранимым бесценным историческим реликвиям. Поддерживаемый в идеальном состоянии, Софийский собор в Великом Новгороде остается архитектурной жемчужиной.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Интерьеры и реликвии новгородского храма

Первым впечатлением вошедших в Софийский собор в Великом Новгороде в большинстве случает становится ощущение некоторой тесноты. Так кажется не столько от немалого количества посетителей, сколько от непропорциональности площади и объема внутри здания. Большая высота потолков в проходе контрастирует с его малой шириной, еще уменьшающейся из-за расставленных под образами подсвечников.

Не добавляет простора и расположившаяся на пути посетителей церковная лавка, хотя и расположившаяся в нише, но прилавком ограничивающая проход. Зато ассортимент товаров здесь довольно разнообразен, от религиозной литературы и символики до святых образов самых разнообразных размеров и качества работы. Единственно свободным остается пространство под потолком, озаренное светом люстр.

Иные ощущения посетители испытывают возле алтарного иконостаса, где существенно свободнее. Первым и главным впечатлением у большинства становится явная, даже чрезмерная скромность оформления. Скудностью это назвать язык не поворачивается, но приглушенность красок, отсутствие существенного декора, позолоты, ярких деталей заметно. Впрочем, скромность не порок, возможно, так и было в старину.

Алтарный иконостас храма содержит ряд редких и особо почитаемых икон, о которых предусмотрительные посетители нашли информацию заранее. Именно возле этих образов концентрируются посетители, желающие получить помощь или решение проблем. Прежде всего это иконы Софии Премудрости Божией, Тихвинской Божьей Матери и помещенная в шкаф перед иконостасом икона Божьей Матери Знамение.

Особенности Софии новгородской

Очень привлекательно выглядит Софийский собор в Великом Новгороде, если посмотреть в сторону главного купола. Завораживает головокружительная высота, ощущение усиливают вертикальные выступы стен. Похоже, что верхняя часть конструкций сохранила фрагменты древних росписей, но центральный образ Христа как был выбит фашистским снарядом, так и не восстановлен.

Отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других православных храмов еще нечто почти неуловимое, на уровне подсознательной догадки. Иконостас, отделяющий алтарное пространство от публичного, кажется чужеродным в этой обстановке. И это действительно так, возводился он позднее освящения собора, уже после окончательного размежевания католиков и православных до уровня взаимных проклятий.

Противоречия между ветвями одной религии проистекали из обычной для политиков, но негодной для служителей Бога стремлении к господству. Раздел Римской империи на Западную и Восточную, позднее ставшую Византией, породил противоречия не только между государствами. Уже в обозримом будущем этому конфликту исполнится тысяча лет, неужели христиане никогда не объединятся?

Святые мощи и обычаи

Кроме уже упомянутых чудотворных икон, Софийский собор в Великом Новгороде сохраняет целый ряд мощей православных святых. Первой здесь упокоилась супруга Ярослава Мудрого Анна, мать строителя храма. О смерти Владимира Ярославича сразу после освящения уже говорилось, а ведь исполнилось ему лишь 32 года. На примере этой личности показываем, как и в чем хранит мощи Софийский собор в Великом Новгороде.

Канонизация русских князей, а затем монархов в православии была обычным делом, для них существовал специальный лик (тип) святости, обозначаемый как Благоверный. Критерии отнесения к лику святых не включали воинских подвигов и завоеваний. Отмечалась благочестивая жизнь и дела во имя церкви. Поскольку строительство и содержание храмов явно относится к таковым, канонизация построившего Софийский собор в Великом Новгороде объяснима.

Не совсем понятен повод для канонизации, также в лике благоверного старшего брата Александра Невского, Федора Ярославовича. Он числился новгородским князем всего год и умер, не достигнув 15-летия, накануне женитьбы. На нашем фото видна поклоняющаяся его мощам прихожанка, видимо, выбор кумира для почитания – дело тонкое либо нам неведомое.

Впрочем, церковные ритуалы во многом загадочны для мирян, не слишком в эти тонкости углубляющихся. Даже правильно поставить свечу за здравие или же за упокой сейчас сможет не каждый, есть люди, не видящие разницы в этих категориях. Хорошо, что в любом храме найдется благожелательный советчик, будь то посетитель или священник. Поэтому редки такие посетители, которые покинут Софийский собор в Великом Новгороде, не поставив ту или иную свечу в один из подсвечников храма.

Для посетивших Софийский собор в Великом Новгороде кремлевская территория предлагает еще целый ряд познавательных объектов. Это и крепостные стены с сохранившимися сторожевыми башнями, и Софийская звонница, однажды обрушавшаяся вместе с подмытой половодьем стеной. Между нею и храмом на снимке видно здание музыкального колледжа (бывшего духовного училища), где есть народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова. Не забудьте и о Грановитой палате, виденной на одной из первых фотографий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: