Фотографии Усадьбы Суханово

Отзыв: Усадьба “Суханово” (Россия, Московская область) – Старый парк свои скрывает тайны: Тени тех людей, которых нет.

Вот такие таблички висят при въезде на территорию. И снова “Охраняется государством”, сейчас я вам покажу, как охраняется.

Пока все очень радужно и замечательно.

Вот эта информация для меня любопытная, оказывается что в усадьбе находится Дом отдыха Союза архитекторов России.
Я приготовилась увидеть что-то красивое, оригинальное и необычное, ну, не поселятся же архитекторы в какой то дыре.
Обратите внимание на этот красивый домик с башенками, на территории такого НЕТ, есть что-то похожее, но совсем не это.

От входных ворот ведет широкая асфальтированная дорога.

Первое, что вызвало интерес на нашем пути – это огромная красивая ель, на которой висят. новогодние игрушки.

Напротив здание администрации Дома отдыха “Суханово”.
Это бывший гостевой домик дворянской усадьбы.
Вот сейчас, наверное, самое время кратко рассказать об этом месте.
В конце 17 века Петр I подарил небольшую царскую вотчину боярину Тихону Стрешневу. Потом усадьба долго “гуляла” по рукам, пока в 1769 году ее не купил крупный сановник А. П. Мельгунов. После его смерти Суханово переходит во владение к его сыну, а после смерти сына к его дочери Екатерине, которая стала женой князя Дмитрия Петровича Волконского, который вскоре умер и она передает правлением усадьбой своему племяннику Петру Михайловичу Волконскому, а сама решает устроить здесь храм-усыпальницу для своего супруга.
Памятник русского классицизма конца 18 – начала 19 веков. Князь П. М. Волконский, министр императорского двора, привлек к строительству петербургских архитекторов, которые были на хорошем счету в императорском дворце.
В 1835 году здесь провела почти целый месяц императрица Александра Федоровна.
Шло время.
А в послереволюционные годы усадьба была разграблена, что для того время было нормой.
И в 1935 году (ничего себе уже тогда) здесь был размещен Дом отдыха Союза архитекторов СССР.
На этом история усадьбы Суханово как бы замерла на месте. то есть, а воз и ныне тут, точнее Дом отдыха Союза архитекторов.

Как-то не вяжется у меня старинная усадьба со школой выживания.

Два небольших торговых павильона – закрыто. Мы были в Суханово в будний день во второй половине дня, как бы самый разгар рабочего времени, но никто не работал))

Это Дом церковнослужителей или дом Притча. Был построен в середине 19 века. Причем, самое интересное, что он был построен по рисункам одного из детей Волконских.

Все заросло высокой травой, не думаю, что он обитаем членами Союза архитекторов))

И тут мы увидели нЕчто заставившее нас слегка обалдеть, подъехал микроавтобус, вышли люди с камерами и девушка в красном платье и устроили фотосессию.
Нас очень вежливо попросили не фоткать. Я не наглела, но одну все-таки сделала, интересно же.

Здание красивое в плане башенок и вообще архитектуры.

Рядом стоит, спрятавшись за оригинальным забором – бывший Дом управляющего усадьбой.

Интересная башенка-труба на крыше.

А дальше асфальтированная дорога заканчивается и мы идем по тропинкам или кое-где оставшимся старым дорожкам.
Это кошку я узнала, видела ее на фотографии. Интересное местечко со своей историей.
Когда была установлена эта скульптура не известно, но зато причина проста – огромное количество обитавших здесь кошек. Двухэтажный жилой флигель так и называется “Кошкин дом”. Был построен в конце 18 века.

Кстати, хорошо сохранился. Ага, а вот и свет в окошке, я так думаю, что здесь и живут наши архитекторы.

А вот и архитекторское бельишко сушится на веревке:)))
Скажите, ну, как поверить в то, что написано при входе в усадьбу: “. номера со всеми удобствами, бильярд, горки, лыжи, баня, теннисные корты. “

А рядом практически в кустах мы нашли древний языческий античный акротерий, возраст его определили ученые, как не менее тысячи лет. Откуда он здесь? Где он располагался, потому что акротерий – это скульптурное украшение на вершине фронтона здания.
Устроив ажиотаж в 1970-е годы вокруг этого камня, про него благополучно забыли.

А мы идем дальше и тут же среди деревьев мелькают следы присутствия человека.

На деревьях прибиты маленькие иконы. Странно. Это что за друиды здесь молились.

Возможно, разгадка в этом, но почему на деревьях.

Иконы есть и на стене.

Это дворец Волконских – центральное здание усадьбы.

Строение в стиле русского классицизма.

Все интерьеры дворца были выполнены в разных стилях: средневеково-рыцарском, египетском и турецком, а второй этаж отделан в китайском и японском стилях.

От былой роскоши ничего не осталось, кроме обшарпанных колонн и кованых балкончиков.

А чуть дальше дворца я увидела детскую площадку, она здесь была, как инопланетный корабль. На площадке никого не было, хотя а кому там быть -то))

А мы продолжаем бродить по Суханово. По старых фонарям можно понять куда идти.

Дорожка нас вывела к каменному мосту. Ага, значит, правильно идем, потому что наша цель красивая ротонда на берегу речки Гвоздна.
Мост возведен в самом начале 19 века.

И тут мы видим современный шатер, вокруг мостки, все цивилизованно, но здесь сейчас никого нет, танцпол, видимо, для гостей дома отдыха.

А это беседка или ротонда “Храм Венеры”. Построена или в конце 18 или в начале 19 века, точно не известно.

Орнамент, украшающий ротонду, изображает охоту и музыку.

Изнутри купол обшарпанный и выкрашенный синей краской.

От ротонды можно спуститься по деревянному настилу на небольшую площадку, как сказала сестра, типа, смотровая площадка. К реке спуска нет.

Настил спускается от шатра только до ротонды, дальше мы снова идет по тропинкам.

Скульптура “Девушка с кувшином” была установлена в 1816 году. Раньше здесь был родник и из кувшина девушки лилась вода, а несколько лет назад, какие-то вандалы отпилили кувшин вместе с пальцами у этой скульптуры.

Читайте также:
Образование в Аргентине: от детского сада до аспирантуры

Здесь куда мы пришли сохранились ступеньки и дорожки, которым более двухсот лет.

А это места захоронения владельцев усадьбы Екатерины Александровны и Дмитрия Петровича Волконских. Надгробные плиты перемещены сюда из склепа, вот только я не смогла найти никакую связь Волконских с младенцами Пестель.

Это мавзолей Волконских, который был построен в рекордные сроки, меньше, чем за один год. Решение о строительстве было принято Екатериной Александровной Волконской после смерти ее мужа, который умер от ран, полученных во время войны 1812 года.
Он был похоронен в склепе и вынесен оттуда в 1930 -е годы во время реконструкции.

Вот такие объявления мы увидели на дверях.

Вот оно прошлое, к которому можно прикоснуться. Каменная ваза у входа в мавзолей, заросшая мхом.

Еще одно строение на территории, вполне обитаемое по внешним признакам, но что это за здание, я не знаю.

Чуть дальше мы вышли на аллею, “заключенную” в решетки, здесь стояло несколько лавочек-качелей.

Где-то еще на территории усадьбы есть полуразрушенные ледник и конюшня, но мы не нашли.

Знаете, если все это я бы увидела где-то в российской глубинке, то я бы не была так удивлена и поражена этим зрелищем, но эта усадьба Суханово находится в трех километрах от МКАДа, а сам факт того, что здесь живут люди, да не простые, а члены Союза архитекторов России, для меня до сих пор шок, как памятник архитектуры не то, что как-то бы попытались восстановить, а вообще решили добить. И кто? Архитекторы?
Катастрофическая ситуация складывается у нас в стране с историческими местами, вы, наверное, еще не забыли отзыв про Крутицкое Патриаршее подворье, которое тоже находится не в лучшем состоянии.
А я вот думаю теперь, причем, это не пафос и не рисовка, поверьте, а что увидят наши дети, какое культурное историческое наследие им достанется от нас, что мы сохранили? Дома на Рублевке и Москва-Сити?
И как тут не повторить слова Верещагина из кинофильма “Белое солнце пустыни”: “. мне за Державу обидно!”

Вот и все, что я вам хотела показать и рассказать. Как вы к этому отнесетесь – это уже ваше дело.

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 30 фото

03.

Назначенный в 1777 г. губернатором в Ярославль и наместником Вологодской, Костромской и Ярославской губернии, А.П. Мельгунов переезжает на жительство в город Ярославль, но ни на минуту не забывает о своей подмосковной усадьбе, продолжая ее благоустраивать. К северо-западу от главного дома, в нескольких шагах от него, он построил каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященную 31 августа 1785 г.

На этом редком старом фото видна часть этой Рождественской церкви справа.
04.

Сейчас на месте снесенной в 1917 году Рождественской церкви стоит неказистая лавочка и находится «курилка» с пепельницей-ведром…(

Северно-восточнее главного дома, под влиянием моды на средневековую восточную архитектуру, Мельгуновы возвели “в рыцарском духе” длинное кирпичное здание, в котором первоначально размещались жилые помещения для прислуги, конюшня, рига и овин, с высокими башнями по флангам, а восточнее его – дома для священника и зодчего.
06.

После смерти А.П. Мельгунова в 1788 г. Суханово с деревнями перешло по завещанию к его младшему сыну, лейб-гвардии Преображенского полка поручику Владимиру Алексеевичу Мельгунову, по просьбе которого к церкви Рождества Богородицы был пристроен строителем Екатерининской пустыни Мелхседеком теплый придел во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы, освященный 10 октября 1790 г.

По завещанию Алексея Петровича Мельгунова и после его смерти в 1788 году село Суханово с деревнями Боброво, Лопатино, Спирово перешло к его младшему сыну Владимиру. При Мельгуновых в усадебном парке появилась очень красивая беседка-ротонда, восемь белокаменных колонн которой, образующих правильный круг, венчал полусферический купол. Снаружи под куполом находился фриз с лепными изображениями музыкальных инструментов, гирлянд и лент, создающими впечатление праздника. В центре беседки стояла статуя богини Венеры, считавшейся в римской мифологии покровительницей весны и садов, а позднее – любви и красоты. Отсюда открывался прекрасный вид на искусственное озеро и заозерные дали, чему сейчас мешают разросшиеся деревья. Мы увидим эти строения во второй части моего рассказа.

При этих же владельцах путем возведения в естественном овраге высоких дамб образованы 3 пруда, расположенных каскадом и подпитывающихся многочисленными ключами. В одном из них, нижнем, было много рыбы, а рядом с ним, чуть восточнее, находилась господская баня (см. карту).
07.

Владимир Мельгунов скончался в 1804 г. в чине бригадира (по нашим понятиям – нечто среднее между полковником и генерал-майором), а Суханово перешло к его сестре Екатерине, в замужестве Волконской. “Когда угодно будет Богу, – записал в духовной ее муж князь Дмитрий Петрович Волконский, – переселить меня от сей маловременной жизни в вечную, тогда доставшееся мне по купчей крепости от любезной моей супруги Екатерины Алексеевны, урожденной Мельгуновой, совершенной в Санкт-Петербургской палате гражданского суда в 1805 г. имение, доставшееся ей от братьев ее генерал-майора Петра и бригадира Владимира Алексеевичей Мельгуновых по 5-й ревизии (1795 г.) в с. Суханово 18 дворовых и крестьян 21, в д. Лопатино – 53, Боброве -128 и Спирово – 70 оставляю ей любезной супруге моей во владение”.
08.

Единственным украшением здания храма (помимо белокаменных деталей) были с западной стороны над карнизом две летящие фигуры “победы” (славы) с венками в руках – непременный атрибут здания, посвященного военным событиям. Купол был увенчан шпилем с яблоком и небольшим крестом. В 1827 г. на главной лестнице, ведущей в мавзолей, были установлены два больших чугунных треножника-“жертвенника” с застывшими языками пламени, усиливавшие “античный” характер храма-мавзолея. На подножии жертвенников читалась надпись: “Отлит на заводе князя Бибарсова” и дата отливки – 1827 г.

Читайте также:
Правила получения срочного Шенгена

Внешнее своеобразие храма и колоннады с колокольней подчеркивалось тем, что после постройки он так и не был оштукатурен, что, как писал В.В. Згура, “для классического здания явление, безусловно, отрицательное” и с этим трудно не согласиться. В.В. Згура пытался найти объяснение этому факту и предполагал, что постройка осталась незаконченной (то есть оштукатурить просто не успели), допуская, однако, мысль, что это было сделано сознательно и приводя в пример Слободской дворец и Отрадненскую церковь. Однако можно предположить, что мавзолей и входящие в один комплекс с ним окружающие постройки никогда не штукатурились сознательно и причина этого – желание соотнести во внешнем цветовом решении новую постройку со старым комплексом построек в стиле “русской готики”.

Над портиком усыпальницы до перестройки здания сохранялась надпись “Благословен Грядый во имя Господне”. Под храмом находилась собственно княжеская усыпальница, вход в которую (с восточной стороны вниз под церковь шла лестница) преграждала чугунная решетка с бронзовым фамильным гербом и латинским девизом “In Deo spes mea”.


С восточной стороны ротонду обрамляла колоннада с трехъярусной кирпичной колокольней посередине, примыкавшая к двум одноэтажным флигелям. Со стороны колокольни находился вход в фамильный склеп с решетчатыми чугунными воротами, украшенными бронзовым гербом Волконских, в который перевезли прах Дмитрия Петровича. Авторство проекта храма исследователи приписывают Доменико Жилярди или Афанасию Григорьеву, построившему после пожара 1812 г. здания, где ныне находятся музеи А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого.

“По оригинальности композиции, – писал знаток подмосковных усадеб Н. Я. Тихомиров, – идейному содержанию и высокому мастерству исполнения Сухановский мавзолей, не имеющий равных в мировом зодчестве того времени, является выдающимся произведением русской классической архитектуры начала XIX в.”.
12.

Это проект Доменико Жилярди иконостаса Храма Дмитрия Ростовского – мавзолея Волконских
13.

Редкая старая фотография иконостаса этого Храма-мавзолея.
14.

А здесь видна колокольня Храма Дмитрия Ростовского, ее снесли в 30-х годах при реконструкции усадьбы и самого храма.
15.

Екатерина Волконская частично перепланировала и главный дом усадьбы, надстроив третьим этажом мезонин с полу циркулярными окнами на торцах. Балкон в колоннаде и терраса под портиками были ограждены балюстрадами с балясинами, а открытые одноярусные соединительные галереи перестроены в двухъярусные и застеклены.
16.

Будучи бездетной, Екатерина Алексеевна в 1820-е гг. привлекла к благоустройству усадьбы любимого племянника своего мужа – князя Петра Михайловича Волконского, сделав его совладельцем имения. Родившийся в Петербурге, он юношей был зачислен в конную гвардию и в 17 лет получил первый офицерский чин, а затем назначен адъютантом великого князя Александра Павловича, при коронации которого в 1801 г. пожалован генерал-адъютантом. В Отечественную войну возглавлял штаб сначала при Кутузове, а затем при императоре. В 1813 г. стал Почетным членом Петербургской академии наук. Его считают возможным прототипом Андрея Болконского в “Войне и мире”.

Какое то у меня очень позитивное впечатление от этого портрета. Образ Петра Михайловича кисти анлийского художника Джорджа Доу, как будто “дышит”, “живет” и, кажется, вот-вот сейчас, он скажет что-то одобрительное.
17.

Пользуясь близостью к Александру I, Петр Михайлович добился особого правового положения усадьбы Суханово, которое стало заповедным (майоратом) и могло переходить по наследству только к старшему представителю рода. Став в 1826 г. министром императорского двора и уделов, он привлек к застройке усадьбы крупных петербургских архитекторов, связанных с императорским двором.

Но главные перемены коснулись внутренней перепланировки дома, которыми, кроме самого Петра Михайловича, активно занимались Екатерина Алексеевна и его сноха фрейлина Мария Петровна, урожденная Кикина. В нижнем сводчатом этаже ряд комнат был отделан заново. В них разместились кабинет, называвшийся фельдмаршальским, на голубом фоне свода которого был нарисован увенчанный шлемом щит с гербовым девизом Волконских, окруженный изображениями всех русских и иностранных орденов, которых был удостоен Петр Михайлович. Соответственно оформлены турецкая и египетская комнаты для гостей. Здесь же находились комната княгини, биллиардная, помещения для прислуги.

При Петре Волконском на месте разобранных домов зодчего и приказчика было возведено два дома для приезжих, вместо сгоревшей бани за нижним прудом появился детский “чайный домик”, а рядом с ним – памятник Александру I в виде 7-метрового обелиска, увенчанного двуглавым орлом.
19.

Между главным домом и верхним прудом выросла оранжерея в виде буквы “П” с пятью отапливаемыми комнатами; через овраг, ведущий вниз к озеру, переброшен однопролетный сводчатый мост-виадук из красного кирпича с белокаменными деталями и ажурными чугунными перилами.
20.

. было установлено много парковой скульптуры. Это утраченные сфинксы.
21.

. Рядом с купальней установлена чугунная статуя девушки, плачущей над разбитым кувшином.

Суханово досталось его старшему сыну Дмитрию, который часто гостил здесь, а последние годы жил тут безвыездно, тут и умер в 1859 г. Имение перешло к его 14-летнему сыну Петру Дмитриевичу, который дослужился до чина шталмейстера, заведовавшего всеми императорскими конюшнями. Суханово для него являлось местом летнего отдыха, но иногда он навещал его и зимой. Когда же он на длительное время уехал за границу, дом остался почти необитаем и постепенно пришел в запустение.

Для обитателей усадьбы печально памятным стало 23 мая 1892 г., когда прибывший сюда на летние каникулы молодой князь Дмитрий, учащийся Пажеского корпуса, во время конной прогулки разбился насмерть. Его похоронили в отдельной могиле на крутом спуске в овраг напротив центрального входа в Дмитровскую церковь. Могилу обнесли железной решеткой и поставили мраморный памятник.

К концу XIX в. в усыпальнице находилось пять захоронений Волконских – Екатерины Алексеевны, Марии Петровны, Ольги Дмитриевны Волконской и двух Дмитриев Петровичей. Шестая и последняя могила – последнего князя Дмитрия Волконского располагалась на площадке перед самим храмом. За невысокой железной оградой находился надмогильный памятник – массивная гранитная плита, на которой сверху была укреплена еще одна, из белого мрамора, с крестом и надписью “Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят”. Место для погребения (вне храма и склепа) было выбрано, самим Дмитрием перед смертью, поскольку склеп, в котором находились остальные захоронения Волконских, нередко заполнялся грунтовыми водами. “В склепе стояла вода, поскольку здесь высокие воды, и в большинстве случаев могилы были затоплены. Правда, уровень воды колебался – иногда больше было, иногда меньше”, – вспоминал П.А. Герасимов. Таким образом, некрополь Суханова составляло к началу XX столетия шесть захоронений.

Читайте также:
Как в арабском мире поступали с наложницей султана, которая родила девочку

“Золотой век Суханово прошел”, – писал историк усадеб У.Г.Иваск в 1915 г., – и угасла там нарядная жизнь. Многое, и даже очень многое, находится в стадии обветшания, давно обреченное на медленное умирание. Но романтическая запущенность усадьбы не производит удручающего впечатления, не вызывает механическое чувство обиды: в ней драгоценная “пыль веков”, тихое веяние былой силы, прелесть старины. Лучшим украшением усадьбы является парк, широким кольцом огибающий все озеро. В прежние годы он содержался в безукоризненном порядке. Теперь многие дорожки заросли травой, мосты обветшали, деревья подступили к стенам беседок и оранжерей, скрывая их обвалившуюся штукатурку. Лишь площадка у дома, вся утопающая в цветах, ближайшие к ней аллеи и дорожки ухожены и не могут жаловаться на невнимание к ним садовникам: здесь все чисто, опрятно и красиво, как в было время. “.


25.

26.

27.

. Во второй половине 1930-х гг. частично перестроено и здание псевдоготического стиля.
28.

Вот такая история одной подмомковной усадьбы. Теперь, когда мы чуть больше знаем об усадьбе Суханово, давйте прогуляемся по ней, вптиывая Историю и Красоту. – перейти ко второй части.

Сайт Русский простор. Очень много исторической информации, подробностей, персоналий и уникальных старых фото усадьбы Суханово.

Усадьба Суханово. Культурный Информационный Портал Ленинского района Московской области.

Суханово

Суханово — дворянская усадьба конца XVIII—XIX веков, которая была превращена в яркий памятник русского классицизма заботами княгини Е. А. Волконской (1770—1853), дочери екатерининского сановника А. П. Мельгунова. Светлейший князь П. М. Волконский объявил Суханово заповедным имением — ядром майората Волконских. Став в 1826 году министром императорского двора и уделов, он привлек к застройке усадьбы крупных петербургских архитекторов, связанных с императорским двором.

Суханово лежит примерно в 1,5 км от города Видное Московской области, на высоком берегу речки Гвоздянки. К усадьбе прилегает ландшафтный парк с искусственными прудами. Неподалёку расположена Свято-Екатерининская пустынь (в советское время Сухановская тюрьма, названная именем усадьбы).

*


Парковый фасад дворца

Господский дом с шестиколонным портиком ионического ордера типичен для русской усадебной архитектуры начала XIX века. Автор проекта достоверно не установлен.


Парадный фасад дворца

Удивление современников вызывало экзотическое оформление внутренних помещений в турецком, египетском и средневеково-рыцарском стиле (по эскизам художника Барбиери). Верхние комнаты Ф. Солнцев оформил в китайском и японском стилях. Интерьеры дворца Волконских — ранний пример эклектического подхода к архитектуре и декору.

Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский с дочерью Софьей в Суханове и светлейшая княгиня Ольга петровна Волконская (в центре), жена П.Д. Волконского – с родственницами. 1895
П.Д. Волконский (1845-1919) – шталмейстер двора наследника великого князя Александа Александровича в отставке, последний владелец Суханова, при котором усадьба стала исключительно местом летнего отдыха. (Из альбома-каталога ГИМ)

Наиболее примечательная в архитектурном смысле постройка усадьбы — усыпальница князей Волконских, выстроенная в 1813 году крепостным А. Г. Григорьевым по проекту Д. Жилярди. Плафон кессонирован в технике гризайля. Неповторимый облик ротонды был искажён при перестройке 1934 года (автор проекта Н. Д. Виноградов), тогда же была разобрана колокольня.

Обратите внимание на ангела под куполом – теперь почти такие же ангелы установлены на башенках монастырской стены.

*

Так ротонда выглядела в 2015 году:

*

*


Могилы Волконских

Одни надгробные плиты – могилы не сохранились.
Рядом с Екатерининской пустынью тоже было кладбище – я помню каменные надгробия с текстами, написанными странной вязью, как мне казалось в детстве. Ничего от кладбища не осталось, теперь там дома понастроены. или пустырь?
Были и чугунные надгробия, местные их растащили для своих нужд – вот тут история, как мы пытались сдать одно такое надгробие на металлолом:
http://je-nny.livejournal.com/1927668.html


Гостевой домик

*

Дом управляющего

*

Не знаю, что за строение – раньше его и видно не было, сейчас как-то разгребли!
Может, это остатки павильона-птичника?

Сухановский парк за советское время понёс значительные потери.
Утрачены павильон «Эрмитаж», катальная горка, сфинксы и пристань у пруда, обелиск с двуглавым орлом и т. д.

Вот сфинксы, но где это они – не понимаю!

Не сохранился и птичник:

Павильон-птичник состоял “из трех комнат с расписными потолками. В двух крайних на свободе летали райские и другие птицы, а в средней сервировался чай” (Из альбома-каталога ГИМ)

Из парковых сооружений сохранились следующие:

Храм Венеры тосканского ордера с аллегорическими изображениями музыки и охоты

*

Скульптура «Дева с разбитым кувшином», авторское повторение царскосельской работы П. Соколова, воспетой Пушкиным и Ахматовой

Теперь ее обнесли оградкой зачем-то:

*

Одноарочный мостик вдоль по липовой аллее

*

*

Дом причта (1820-е гг.) — поздний, весьма оригинальный пример русской псевдоготики.

Вот еще старые фотографии, обознанченные, как Суханово, но что это такое, не могу понять – наверно, ничего не сохранилось:

Это фасад со сфинксами, ниже – то же здание “в профиль”:

Альбом «Глазами памяти. Образ русской усадьбы в фотографии. 1860–1920-е”. Каатлог выставки. Издание Исторического музея. Автор-составитель А.О. Васильченко.

Читайте также:
Фотографии Руин Копан

* Фотографии, помеченные звездочкой, снимала я в 2012 и 2015 г.

Мой пост про Суханово: много фотографий советских времен, жтвопись, а также отрывок из мемуаров и немного о фильмах, которые снимались в Суханово!
http://je-nny.livejournal.com/1952986.html

Сцена из фильма “Повесть о настоящем человеке”

Усадьба Суханово

Исторический и архитектурный памятник — усадьба Волконских в Суханово — находится на юге Москвы, всего в 6 км от МКАД, в черте города Видное. Дворцово-парковый комплекс напоминает в наши дни уснувший сказочный край: дворец окружают высокие травы, в водах прудов отражается густой лес с загадочными скульптурами давно прошедшей эпохи.

Однако первое впечатление обманчиво. Кто-то приезжает в усадьбу Суханово, чтобы совершить духовное паломничество к могилам героев 1812 года, кто-то чтоб оценить архитектурные шедевры конца XVIII – начала XIX вв., изучить редкие растения в парке. В Суханове удобно прогуляться всей семьей, включая домашних четвероногих питомцев. Вход на территорию свободный для всех желающих.

Здесь есть теннисные корты, волейбольная разметка, тренажёры и детская игровая площадка. На территории работают гостиницы, у ротонды парка и на веранде проводятся свадьбы, на берегах пруда и пирсе много отдыхающих, звучит детский смех, работает летнее кафе, в старых липовых аллеях уединяются влюблённые.

История усадьбы Суханово

Земли в Суханово издавна считались значимыми для русского престола, т.к. владельцы получали это имение либо в подарок за верность короне, либо в качестве приданного для членов царской семьи. По письменным источникам XVII в. известно, что первым хозяином поместья, в которое тогда входили ещё селения Ольгино и Беднягино, был князь Юрий Ушатый, затем заповедные земли перешли к роду князей Львовых.

В царствование Петра I Суханово, Боброво и Лопатино были пожалованы императором первому губернатору Москвы – боярину Тихону Никитичу Стрешневу. Его заслуги перед русским властителем были столь высоки, что, в отличие от других, мог позволить себе носить без оглядки длинную бороду и купаться в роскоши. Суханово — «сельцо с двором боярским, конским и скотным дворами, в которых проживали 7 конюхов кабальных людей, да садовник», было поистине царским подарком, но обустраивать его Стрешнев не стал, и в чём-то был прав. После смерти сановника земли вернулись в казну и были переподарены генерал-майору Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову, женатому на младшей дочери брата и соправителя Петра I — царя Ивана V.

Детей у Мамоновых не случилось, поэтому поместье перешло племяннику — Фёдору Ивановичу Дмитриеву-Мамонову. Новый хозяин прославился жестокостью к крепостным и отсутствием каких-либо способностей к ведению хозяйства. Но в царскую собственность усадьбу Суханово вернули скорее всего из-за литературных произведений Фёдора Ивановича, отличавшихся непростительным вольнодумством. То ли из случая с Мамоновым сделали выводы, то ли в царской казне потребовались деньги, но дарить усадьбу перестали. Суханово продали гвардейскому офицеру А.Г. Гурьеву, который, вдоволь насладившись деревенским пейзажем, в 1769 г. тоже продал имение, теперь уже семье видного государственного сановника при дворе Екатерины Великой — Алексею Петровичу Мельгунову.

Императрица называла Мельгунова «очень и очень полезным государству человеком». Думается, что таковым новый хозяин стал и для сухановцев, ведь впервые за всю историю деревни в её развитие начали вкладывать деньги. Уже при сыне сановника в 1788 г., в соответствии с модными веяниями на классицизм, сформировалась композиция дворцового комплекса, появился каменный господский дом с флигелями, домовая церковь, дом для прислуги и множество сопутствующих хозяйственных построек.

В 1804 г. усадьба Суханово по наследству перешла дочери последнего из Мельгуновых — Екатерине Алексеевне, ставшей к тому времени супругой князя Дмитрия Петровича Волконского. С этого момента начался расцвет усадьбы. В первые же годы своего владения поместьем пара практически полностью завершила формирование дворцово-паркового ансамбля, у пруда появилась набережная со сфинксами.

Однако работы по обустройству были приостановлены на период вторжения в Россию войск Наполеона. В 1812 г. глава семьи получил смертельное ранение во время боя с французами и скончался в селе Малинки Рязанской губернии. Перед тем как перевезти прах мужа в родовое имение, Екатерина Алексеевна возвела в Суханове храм-усыпальницу. Проектом и руководством строительства занимались выдающиеся архитекторы начала XIX в. Афанасий Григорьевич Григорьев и Доменико Жилярди.

В 1820-е гг. Екатерина Алексеевна сделала любимого племянника своего мужа — Петра Михайловича Волконского, совладельцем имения и городского дома в обмен на солидную пожизненную пенсию. Своих детей у неё не было. Для завершения усадебного комплекса Петром Михайловичем были приглашены лучшие зодчие императорского двора: К. Росси, И. Шарлемань, А. Григорьев, А. Менелас и В. Стасов. Огромные залы и парадные комнаты задумывались для пышных торжеств и приёма многочисленных гостей, которых непременно должны были поразить интерьеры, выполненные в японском, китайском, турецком, египетском стилях, эпохи средневекового рыцарства.

Пётр Волконский, имея связи и влияние при дворе Александра I, добился для Суханово майората — особого права, по которому имение считается родовым и наследуется старшим из династии. Право исполнялось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. До середины XIX в. поместье процветало, сюда наведывались даже августейшие особы, но к началу XX в. интерес к усадьбе стал угасать, имение пришло в упадок, а к 1915 г. стало разрушаться.

В годы гражданской войны поместье несколько раз горело, внутреннее убранство и отделка были утеряны. Сохранилась лишь малая часть некогда обширной библиотеки и несколько картин кисти Ф. Толстого. В таком виде в 1920 г. дворец с пристройками передали под приют для беспризорников, а затем для школы. В середине 1930-х в усадебном комплексе располагался санаторий. В это время по проекту Н.Д. Виноградова был реконструирован мавзолей, отдельная часть усадебного комплекса стала местом перезахоронения именитых дворян, включая Дмитрия Волконского, прах которого перенесли из усыпальницы в могилу.

Читайте также:
Интервью с якутской девушкой про жизнь русских в Японии

Сразу после Великой Отечественной войны полуразрушенную усадьбу Суханово решено было восстановить как объект, представляющий историческую ценность. Все работы удалось завершить только к 1960-м гг., тогда же усадьбу признали памятником всесоюзного значения.

После распада Советского Союза комплекс какое-то время оставался в государственной собственности, но базировавшийся в нём историко-культурный центр не смог поддерживать многочисленные здания и парк в должном состоянии. В 1996 г. усадьбу передали Союзу архитекторов с условием проведения реконструкции, которая началась согласно документам в 2002 г.

Достопримечательности Суханово

В наши дни некоторые здания усадьбы Суханово принадлежат частным компаниям, в двух из них находится гостиница, в бывшем дворце — частный лицей-пансионат, остальные строения продолжают медленно разрушаться. Но унылой атмосферы здесь нет, от имения по-прежнему веет мощью былых владельцев, тихой неброской романтикой, очарованием глубокой старины. Интерес добавляет версия, что усадьба послужила прообразом имения Болконских в хрестоматийном романе Льва Толстого «Война и мир».

Исторический облик дворца Волконских сохранился не полностью. В неизменном виде остался лишь фасад, обращённый к пруду, оформленный шестиколонными ионическими портиками. Главный же вход был перестроен: на месте ионических колонн появилась полуротонда с чугунными лестницами. Рядом с господским домом находилась небольшая восьмигранная Рождественская церковь, построенная во второй половине XVIII в. в стиле позднего московского барокко. От неё до наших дней осталась только дверь, ведущая когда-то в храм.

Чуть в стороне от дворца расположен Жилой флигель, его постройка относится к концу XVIII в. В более поздние времена, из-за множества кошек обитавших поблизости, строение получило название «Кошкин дом». В честь свободолюбивого животного уже в наше время была установлена скульптура кота. Это обычное место для отдыха с детьми. В двух шагах от дома установлены удобные скамейки и детская площадка.

У аллеи, соединяющей дворец с Жилым флигелем, находится здание Кухонного флигеля, относящееся к середине XVIII столетия, а чуть дальше — Дом церковнослужителей или Дом причта, возведённый на 100 лет позже. Автор этого строения в псевдоготическом стиле доподлинно не известен. По одной версии проект подготовил талантливый крепостной, по другой — строение возвели по эскизу одного из детей многочисленного семейства Волконских. Подобные неоготические веяния кроме Суханово, можно встретить только в усадьбе Царицыно.

По обе стороны от Дома священнослужителя находятся гостевые дома 1830 г. постройки. Сейчас в них расположена гостиница для туристов. Ближе к парку высится здание управляющего имением, в котором тоже можно угадать готические мотивы середины XIX в.

Мавзолей считался первым архитектурным памятником, установленным после войны с Наполеоном. Общее решение композиции здания напоминало римский пантеон, но выполненный в стиле ампир. Изначально усыпальница была домовой церковью Святого Дмитрия Ростовского, покровителя Дмитрия Петровича Волконского, но с 1860-х гг. стала общеприходской. К сожалению, в период перепрофилирования здания в 1930-е гг. все значимые детали отделки были разрушены, а прах князя перезахоронен. Потомкам осталась только красивая история любви.

Сухановский парк, полукругом окружающий дворцовую часть поместья, время разрушить не смогло. Сохранились его пейзажная часть XVII в. с каскадами прудов, однопролётным каменным мостом и изящной ротондой «Храм Венеры» над небольшим обрывом у реки Гвоздна. Множество старых деревьев, тенистых аллей, ещё встречающиеся парковые скульптуры и сегодня радуют глаз туристов.

Усадьба Суханово находится примерно в 1,5 км от города Видное Московскаой области, в Ленинском районе, рядом с одноимённой деревней. Доехать до неё можно на личном или общественном транспорте.

С пересадкой на станции «Расторгуево»:

  • до «Расторгуева» добраться либо на электричке с Павелецкого вокзала, либо на автобусах № 471, 364 от станции метро «Домодедовская»;
  • до остановки «Усадьба Суханово» от станции Расторгуево курсируют автобусы № 379, 59.

На автобусе № 430 есть возможность добраться до усадьбы от метро «Лесопарковая» или «Бульвар Дмитрия Донского». Конечная остановка — «Подсобное хозяйство». Далее нужно немного пройти к югу по улице Сосновой до ворот сухановского историко-архитектурного комплекса.

На автомобиле из Москвы необходимо направляться по трассе M4 «Дон» в сторону города Видное. После проезда под железнодорожным мостом двигаться к станции Расторгуево, от неё по указателю в усадьбу Суханово. Рядом с главным входом в имение есть платная и бесплатная автостоянки.

Фотографии Усадьбы Суханово

Совершая очередные вылазки в поисках интересных мест, мы решили особо далеко не ехать. В самом что ни на есть ближайшем Подмосковье, в районе жд станции Расторгуево, есть замечательная, но забытая всеми усадьба Суханово.

Дорога, надо сказать, без приключений у нас не обошлась. До пригорода мы добрались без проблем, мы даже успели на последнюю перед перерывом электричку. А вот от жд станции до места назначения… наш путь был больше похож на бегходьбу по пересеченной местности. Знающие люди скажут: «Зачем же пешком? Ведь ходит же автобус». Да, он действительно ходит. Но к нам пришла маршрутка, и мы в нее с коляской просто не влезли. Посчитав, что транспорт ходит часто, мы решили подождать все-таки автобуса. Но, тут мы прогадали, автобус ходит раз в час, и ждать его под палящим солнцем, на пыльной дороге нам стало в лом. Поспрошав у местных жителей как самостоятельно дойти до усадьбы, мы отправились в путь. Передвижение по городу никаких проблем не составило. Но вскоре город кончился большим оврагом с остатками строительного мусора от строившихся по соседству коттеджей. Мы искренне верили, что именно за ним нас ждет счастье и пошли через него. И действительно, преодолев испытание оврагом, пройдя через коттеджный поселок, мы вышли к Свято-Екатерининской мужской обители, а оттуда уже прямая дорога на Суханово.

История монастыря удивительна и трагична, и заслуживает отдельного внимания.

История усадьбы Суханово начинается в XVII веке, когда «сельцо Суханово с окрестностями» было пожаловано Петром I боярину Тихону Стрешневу. Усадьбой сельцо становится в XVIII веке, когда его приобретает А.Н. Гуров. Тогда же со строительства господского дома начинает складываться архитектурный ансамбль. Менее через десять лет (1769 год) Суханово переходит во владение к знатному екатерининскому вельможе, ярославскому губернатору Алексею Петровичу Мельгунову, который записывает усадьбу на свою супругу Н.И. Мельгунову (урожденную Салтыкову). В 1804 году законной владелицей усадьбы становится дочь Алексея Петровича Екатерина. В результате брака Екатерины Алексеевны Мельгуновой и Дмитрия Петровича Волконского усадьба становится родовым гнездом князей Волконских вплоть до 1917 года. Развитие и расцвет имения приходится на начало XIX века. П.М. Волконский (племянник Дмитрия Петровича), министр двора и заведующий постройкой публичных зданий, имел возможность привлекать к работам по своей «Подмосковной» резиденции крупных петербургских архитекторов, связанных с императорским двором. Но, к сожалению, многие замыслы остались лишь на бумаге.

Читайте также:
Фотографии Белиза

В пожаре 1917 года сильно пострадали многие постройки, в том числе главный усадебный дом. А все что уцелело, было отдано на несколько лет под приют для беспризорников. В 32 году имение переходит ВЦИК, а в 1933 году ВЦИК передает усадебный комплекс Союзу архитекторов под дом отдыха. Именно с этого момента начинаются печальные годы существования усадьбы. Несмотря на то, что в ней «базируются» архитекторы, все постройки приобретают достаточно плачевный вид. Получается как сапожник без сапог. Постройки, ранее представляющие собой памятники архитектуры, переделываются до неузнаваемости, а некоторые даже разрушаются новыми владельцами.Так, например, в 1934 году из склепа под храмом-мавзолеем были извлечены захоронения членов княжеской семьи Волконских, останки выброшены в овраг, а по проекту Н.Д. Виноградова был кардинально изменён храм-усыпальница Святителя Димитрия Ростовского, прекрасный образец московского ампира.

Была разрушена и галерея-колоннада с колокольней, окружающая выдающийся архитектурный памятник, а на месте колокольни воздвигнута кухня со столовой. Был разрушен двухарочный каменный мост с остатками плотины и мельницы. Уничтожены каменное здание конюшен и здание “людских”, две оранжереи, находившиеся близ сохранившегося “кухонного” флигеля, а также был разобран на кирпичи храм Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы – “старая” церковь. Был изуродован великолепный усадебный парк, в котором устроили площадки, пробили новые аллеи, уничтожили старые, насадили туи – деревья совершенно не свойственные русской усадебной культуре.

Усадьба Суханово и по сей день никак не может оправиться от тех трагических лет. Сейчас в ней все еще располагается дом отдыха и лицей, с совсем не перспективным для усадьбы названием «Перспектива».

От небольшого исторического отступления все же вернемся к нашей прогулке.

Машин у главного входа в усадьбу было очень мало, свадебный кортеж всего один. Это навело на мысль, что усадьба не пользуется большой популярностью у туристов. И действительно, сюда в основном приезжают на велосипедные прогулки из соседних поселков, деревень и дачных участков. Но пройдя немного вглубь парка, среди яблочного сада мы увидели самый настоящий палаточный городок и море детей школьного возраста. По громкой связи различные голоса то и дело призывали какие-то отряды к старту, раздавались какие-то команды. Впоследствии, у одного завсегдатого этого парка мы узнали, что это очередной областной слет юных «скаутов» по ориентированию. Кроме периодически проносящихся групп детей между мной и объектом фотографирования, больше никаких неудобств «скауты» нам не доставили.

Первыми постройками, встретившимися нам на территории, были домики для приезжих, дом священнослужителя и дом управляющего. Последний имел более удручающий вид, чем первые, хотя и о них нельзя сказать, что они в идеальном состоянии. Наибольший интерес для посетителей представляет дом церковнослужителя. Построенный в начале XIX века из красного кирпича с белыми декоративными элементами в стиле псевдоготики, он больше похож на часть крепостной стены (ну если абстрагироваться от дверных и оконных проемов). Центральная его часть увенчана двумя башенками, на одной из которых даже остался флюгер в виде петушка.

Далее, не поддавшись инстинкту толпы, мы пошли своим путем по парку. Он получился несколько длиннее, через яблочный сад, стоянки «скаутов», но, все же, привел нас к другой достопримечательности усадьбы. С этого ракурса постройка показалась нам ничем не примечательной, достаточно ветхой. Сквозь распахнутые окна виднелись кафельные стены плохо освещенных помещений, больше похожих на общественные душевые комнаты. Оказалось это кухонный корпус санатория. Кухонный корпус… кухонный корпус… Вспоминая историю усадьбы, мы понимаем, что это разваливающиеся здание, внутренний дворик которого обильно зарос растительностью и есть Мавзолей князей Волконских (последних владельцев усадьбы).

Храм-мавзолей построен в 1813 году Екатериной Алексеевной Волконской, дабы увековечить память о муже Дмитрии Петровиче, погибшем при сражении 1812 года и освящен во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовского (небесного покровителя усопшего). Храм выстроен из красного кирпича в виде купольной ротонды с белокаменными карнизами и деталями. Суровую торжественность зданию придавал 6-колонный портик из белого известняка, украшавший центральный вход в храм. К портику вела широкая каменная лестница с высокими чугунными треножниками-жертвенниками и низкими вазонами, а над портиком парили высеченные в камне две Славы с венками в руках. Сейчас это все утрачено, а на ступенях некогда парадной лестницы проходила свадебная фотосессия.

К концу XIX века в усыпальнице находилось пять захоронений Волконских – Екатерины Алексеевны, Марии Николаевны, Ольги Дмитриевны Волконской и двух Дмитриев Петровичей. Шестая и последняя могила – последнего князя Дмитрия Волконского располагалась на площадке перед самим храмом. Эту могилу большевики уничтожили – гробы вытащили из усыпальницы, а останки разбросили по территории усадьбы. У юго-восточной стены мавзолея имеются несколько захоронений, в том числе и дочерей А.И. Пестеля, умерших в младенчестве.

Пройдя буквально несколько метров, натыкаешься на скульптуру «Дева с разбитым кувшином». Если кто бывал в Царском селе под Петербургом, то наверняка видел в Екатерининском парке аналогичную скульптуру, установленную в виде фонтана на роднике в 1816 году по проекту П.П. Соколова. Сухановская Дева некогда тоже была установлена на роднике, но позже перенесена вглубь парка к мавзолею. Увы сборщики цветмета (вандалы попросту) не пощадили юную особу, оставив ее и без кувшина и без пальцев.

Читайте также:
Снять квартиру в Паттайе, аренда жилья в Таиланде недорого

По тропинке, идущей вдоль обрыва, а затем и по каменному мостику, мы вышли к беседке «Храм Венеры». Можно только догадываться какой шикарный вид открывался отсюда: крутой обрыв, большой пруд, а за ним широкие поля и густые леса. Не то что сейчас – полу заброшенный парк, сомнительной чистоты пруд, а вместо лесов и полей однотипное элитное жилье. На мой взгляд, беседка единственное сооружение в усадьбе, поддерживаемое в хорошем виде. Колонны выбелены и лишены всяких нецензурных надписей, но это к сожаление до поры до времени (обязательно найдется какой-нибудь «вася», побывавший здесь).

От «Храма Венеры» по прямой аллее мы вышли на поляну, на которой в обрамлении елей-великанов стоит главный усадебный дом. Построенный в конце XVIII века, до наших дней он дошел достаточно с большими изменениями и, к сожалению, представляет собой не самый большой художественный интерес. Несмотря на то, что долгие годы усадьба находилась в ведении архитекторов, они то и нанесли ей больший ущерб. Так например в 30х-40х годах XX столетия архитектором Коровиным В.Д. был проведен ряд реконструкций главного дома, которые практически ничего не оставили от исторического здания. Уже несколько последних лет в доме идет глобальная реконструкция и по настоящим фотографиям можно посмотреть, что было и что стало. Но для того что бы вернуть усадьбе Суханово былой исторический облик, нужно еще очень многое. Для начала нужно определиться с владельцем, а пока этот вопрос решается – уникальный архитектурный ансамбль продолжает разрушаться.

Фотографии Усадьбы Суханово

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

усадьба Суханово

Суханово известно с XVII в. Первоначально это была небольшая царская вотчина, включавшая также соседние деревни Боброво и Лопатино. В конце XVII в. Пётр I пожаловал Суханово боярину Тихону Никитичу Стрешневу, своему любимому родичу, «дядьке» — воспитателю, приставленному к Петру, когда тому не сравнялось ещё 5 лет, и до совершеннолетия будущего императора занимавшемуся покупкой ему книг, игрушек, одежды, оружия для «потешных», а с 12 лет начавшему приучать к ремёслам.

После смерти Стрешнева вотчина была взята в казну и спустя несколько лет пожалована обер-прокурору Сената Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову. В царствование Петра I (который, по отзыву современника, «доверял ему почти безусловно») приложил много усилий к искоренению злоупотреблений и взяточничества.
В 1727 г. императором Петром II пожалован в подполковники лейб-гвардии Преображенского полка. После смерти Петра II (январь 1730) принял участие в собраниях Верховного тайного совета при избрании на престол императрицы Анны Иоанновны, и стал играть важную роль при дворе. Дмитриев-Мамонов соединял с природным умом отвагу, знал военное дело, был хорошим офицером; но нрав имел злобный и лукавый, все боялись его.
В апреле 1730 г. получил чин генерал-аншефа. Вскоре, однако, скоропостижно скончался на 50-м году жизни — в присутствии императрицы, которую сопровождал верхом в подмосковное с.Измайлово.
Он был женат на Авдотье Степановне Плещеевой, от этого брака имел сына Фёдора, умершего во младенчестве, и дочь Анастасию, вышедшую замуж за барона Поспелова. Затем с согласия Петра I вступил в морганатический брак (первый такой случай в российском императорском доме) с царевной Прасковьей Ивановной, младшей дочерью царя Ивана V Алексеевича, племянницей Петра.

Вечно больная, с опухшими руками и ногами, она проводила большую часть жизни в постели, но все современники писали о её выдающейся красоте. Детей в этом брака не было, и Суханове после смерти обер-прокурора унаследовала его дочь, баронесса Анастасия Ивановна Поспелова (ум. 1747).

Потом село досталось племяннику Ивана Ильича, Фёдору Ивановичу Дмитриеву-Мамонову (1727-1805), литератору, писавшему под псевдонимом «Дворянин-философ».

В 1739 г. Фёдор Ильич зачислен в Семёновский полк, в 1762 г. он был полковником, с 1769 г. до окончательной отставки в 1770-е гг. — бригадиром. В 1756 г. он состоял в масонском обществе, в которое входили также Сумароков и другие литераторы. С 1769 г. начал выступать в печати, анонимно выпустив перевод «Психеи и Купидона» с приобщением своего сочинения «Дворянин-философ. Аллегория». В предисловии он объяснял: «Я великую охоту имею сочинять и писать, но не желаю слыть ни стихотворцем, ни писателем, ни переводчиком». В 1771 г. Фёдор Иванович пытался усмирить чумной бунт в Москве, явившись 16 сентября «по усердию своему» к Чудову монастырю, где находились мятежники, и едва не был ими убит. В 1773 г. он напечатал за свой счёт в «Санкт-Петербургских ведомостях» ряд документов из собственного собрания под заглавием «Для известия от бригадира Дмитриева-Мамонова». Сообщая подробные сведения о своей родословной, Фёдор Иванович привёл текст письма Анны Иоанновны к Ивану Ильичу-старшему. «Желающие видеть оригинальное оное письмо, — писал он, — могут оное видеть невозбранно в доме моем». Аналогичная публикация в университетской типографии была запрещена Московским Сенатом. По этому поводу Дмитриев-Мамонов обратился с жалобой на московского генерал-губернатора Волконского к Екатерине II. Она в письме к Волконскому указала на «непристойности» в запрещённом «приветствии к публике» (по-видимому, предварявшем публикацию) и просила более подробно сообщить о поведении автора, «ибо здесь многие рассказывают об нем такие дела, которые мало ему похвалы приносят». Рассказывая о чудачествах Дмитриева-Мамонова, А.А. Куракина писала: «Дом его, против всего города, был больше всех иллюминован, где была собрана довольная часть народа, которому он из окошка сам бросал серебряные деньги, а на улице его два гайдука из мешков — медные, и они с хозяином всем кричали: виват!» Дело о нём вновь возникло в 1778 г. по жалобе его жены, которая свидетельствовала, что муж, «лишася разума, расточил до того имение, что из 2 тысяч душ, от предков к нему дошедших, осталося только 500″. В письме Екатерины к Волконскому от 1778 г. упоминалось о «жестокостях и мучительствах» Дмитриева-Мамонова над «его людьми», а также о том, что «все поступки его являют повреждения в уме». В результате расследования, проведённого Юстиц-коллегией, Фёдор Иванович был признан «человеком вне здравого рассудка» 4 марта 1779 г. Екатерина предписала определить опекунов для управления его имениями в Московской и Смоленской губерниях.
Суханово же еще в 1761 г. он продал бригадиру Александру Григорьевичу Гурьеву . Гурьев надзирал за сосланной в Холмогоры «Брауншвейгской фамилией». В усадьбе он построил церковь Рождества Божией Матери (в 1763 г. соединена с главным домом, в 1935 г. снесена).

Читайте также:
Поездка к вулкану Батур. Часть 1. Ленивый рассвет

В 1769 г. Суханово было продано сенатору, позднее ярославскому губернатору Алексею Петровичу Мельгунову.

Он учился в Сухопутном кадетском корпусе, был камер-пажом, в 1756 г. стал адъютантом великого князя, будущего императора Петра III и снискал его расположение хорошим знанием немецкого языка. Затем командовал Ингерманландским пехотным полком. Был начальником кадетского корпуса.
Пётр III пожаловал своему любимцу 1000 душ и землю в Петербурге и назначил членом Особого собрания при императоре. Переворот 28 июня заставил Мельгунова покинуть двор, но Екатерина вскоре пригласила его вновь на службу и в 1764 г. назначила генерал-губернатором Новороссийской губернии. В 1765 г. он был «пожалован в Москву сенатором и Камер-Коллегии президентом». В чине действительного тайного советника он в 1777 г. стал ярославским генерал-губернатором, а затем с 1780 г. в течение 8 лет управлял ярославским и вологодским наместничествами.«В обществах молчаливый, с подчиненными строг», Мельгунов обладал счастливой способностью угождать сильным людям. Поддерживая связи с влиятельными людьми, он не прочь был подслужиться к ним: выпрашивая у Потёмкина и князя Вяземского милости для себя и своих подчинённых, посылал им то аршинных стерлядей, то «серебряную табакерку устюжской работы», то «поеного теленочка» или «мех из оленьих выпоротков, в рассуждении его редкости, легкости и теплоты». Мельгунов был как бы создан для роли администратора во вкусе Екатерины II.Мельгунов жил открыто и пышно, большим барином, его пикники на Елагином острове воспеты Державиным, в Ярославле на своих обедах и балах он соединял местное общество. Держал большую псовую охоту и выписывал одного бургонского вина из-за границы на тысячи рублей. Он умер 2 июля 1788г. и погребён в Толгском монастыре.

После А.П. Мельгунова усадьбой владел его старший сын от первого брака Владимир. После смерти Владимира Алексеевича усадьбой владела дочь А.П. Мельгунова от второго брака Екатерина.

В 1804 г. она вышла замуж за князя Дмитрия Петровича Волконского

и Суханово, как её приданое, перешло во владение Волконских. Княгиня Е.А. Волконская овдовела в 1812 г., её муж, скончавшийся от ран, похоронен в Суханове, над могилой она построила по проекту Д. Жилярди церковь Святителя Димитрия Ростовского.
Мавзолей представлял собой когда-то отдельно стоящее здание. Круглый в плане, он украшен шестиколонным дорическим портиком с низким фронтоном и оригинальным аттиком с небольшими фронтончиками, который поддерживают изящные кронштейны.
Прежде на барабане над самым портиком по обе стороны центрального окна были помещены две Славы из белого камня. Фронтоны аттика также украшали резные рельефы. Краснокирпичные стены мавзолея первоначально не были оштукатурены. На их фоне четко выделялись детали из белого камня: цоколь, портик, карнизы, аттик, рельефные украшения.
Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в центре которой стояла небольшая трехъярусная колокольня (ее фундамент и нижняя часть сохранились), а на концах – два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня. Со стороны колокольни находился вход в фамильный склеп с решетчатыми чугунными воротами, украшенными бронзовым гербом Волконских, в который перевезли прах Дмитрия Петровича. Перед мавзолеем в 1827 году были установлены чугунные жертвенники со стилизованными воздымающимися чугунными же языками пламени.

Иконостас:

Колокольня и колоннада были разобраны, одноэтажные флигели дополнены еще одним этажом и соединены с мавзолеем закрытыми галереями-переходами.

Это каким-то чудом сохранившийся один из жертвенников

В 1820-1850-х гг. княгиня Волконская жила в Москве. Она пользовалась большой известностью в московском и петербургском обществе, имела большое влияние на весьма её уважавшего племянника -министра, для которого была благодетельницей, передала ему в управление усадьбу Суханово. Из внимания к князю П.М.Волконскому она удостоилась чести, на которую по своему положению не имела права рассчитывать: 6 декабря 1848 г. была пожалована в статс-дамы. Скончалась в глубокой старости 21 августа 1855 г. и погребена в усадьбе Суханово.

Князь Петр Михайлович Волконский

стал генерал-адъютантом в возрасте 25 лет, в день коронации Александра I. На протяжении многих лет он неотлучно находился при императоре, проявил мужество во время Аустерлицкого сражения при общем смятении и бегстве и был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени. В 1810-1812 гг. он — генерал-квартирмейстер русской армии. В 1812 г. Волконский послужил связующим звеном между Кутузовым и враждебно настроенным к нему Александром I, которому с помощью Волконского удавалось преодолевать неприязнь. В 1813-1814 гг. он — начальник Главного штаба, с 1815 по 1823 гг. возглавлял Военное управление, с 1821 г. — член Государственного Совета, в 1823 г. награждён высшим орденом Российской империи — Святого апостола Андрея Первозванного, с 1834 г. — светлейший князь, с 1843 г. — фельдмаршал, а при Николае I — министр двора (1826-1852). Такая жизнь оставляла мало времени для отдыха, и П.М. Волконский особенно ценил редкие периоды, проводимые в усадьбе Суханово. «Живу совершенно как в раю, — писал он отсюда в Петербург, — никуда не тороплюсь, ответственности никакой, делаю, что хочу».
Стоя во главе Придворного ведомства, князь П.М Волконский имел возможность приглашать для работ в Суханове лучших столичных архитекторов того времени. Проекты различных зданий составляли К. Росси, Д. Жилярди, В. Стасов, А. Менелас. В начале XIX в. на кромке обрыва была поставлена небольшая беседка «храм Венеры», от которой аллея вела к арочному мосту через овраг.

Читайте также:
Порт города Бар

Главный дом возведён в конце XVIII в. и впоследствии неоднократно перестраивался. В начале XIX в. его фасады были оформлены в стиле классицизма. Боковые флигели соединили с главным домом открытыми колоннадами.
В нижнем этаже были устроены парадный зал, многочисленные гостиные, дворец имел сводчатые комнаты в турецком, египетском и других стилях.

Парковый фасад дома украшает шестиколонный портик, отсюда открывается живописный вид на пруд и деревню на противоположном берегу. В парке, спускающемся к речке Гвоздне, была создана система из трёх каскадных прудов, отделявших центральную часть усадьбы от большого пейзажного парка с многочисленными чугунными вазами, жертвенниками, лестницами.

В 1820-х гг. были построены в формах псевдоготики дом церковного причта и дом управляющего, их дополнили ворота и двухъярусные башни (разрушены в советское время) и в 1830-х гг. два возведённых в стиле классицизма дома для приезжающих.

В начале 1800-х гг. Петр Михайлович женился на дочери члена Государственного Совета, князя Григория Семёновича Волконского, Софии Григорьевне.

Пожалованная в кавалерственные дамы, она пользовалась расположением обеих императриц и находилась в Таганроге в последние дни жизни Александра I, поручившего перед смертью свою супругу князю П.М. Волконскому и его жене.
Княгиня сопутствовала императрице Елизавете Алексеевне при её возвращении из Таганрога, присутствовала при её кончине в Белёве и сопровождала её тело в Петербург. Но уже в письмах княгини Волконской из Таганрога угадываются утомление придворной жизнью и желание уединиться в скромной обстановке, чтобы заняться приведением в порядок своего расстроенного состояния. События 14 декабря 1825 г. и ссылка в Сибирь её любимого брата, князя Сергея Григорьевича Волконского, ещё более укрепили в ней намерение удалиться от мира. Сочувствуя брату, твёрдая и независимая в своих суждениях, она не могла примириться со строгостью Николая I к декабристам. Несмотря на состоявшееся в 1832 г. ей назначение статс-дамой, княгиня Волконская, хотя и жила в Зимнем дворце, редко показывалась при дворе и часто предпринимала заграничные поездки.
Похоронив в 1852 г. мужа, она, несмотря на преклонные года, в 1854 г. отправилась в Сибирь для свидания с братом. По возвращении её брата из ссылки в 1856 г. ходатайство его о разрешении приехать в Петербург для свидания с сестрой было отклонено, «так как вдова фельдмаршала в 1854 г. для свидания с братом совершила поездку в Иркутск, то теперь она найдет полную возможность отправиться туда, где будет находиться её брат, и здоровье её этому, вероятно, не воспрепятствует». Вскоре затем княгиня опасно занемогла, и лишь тогда её брату разрешили приехать в столицу. Княгиня Волконская, едва оправившись от болезни, уехала за границу и, кажется, больше не возвращалась в Россию. Она скончалась в Женеве в 1868 г. В старости она стала известна большими странностями и оригинальностью. Отличительной чертой её была скупость, несмотря на большое состояние (ей, например, принадлежал дом на р. Мойке в Петербурге, в котором жил и умер А.С. Пушкин). Маленького роста, худая, она одевалась настолько бедно и небрежно, что раз за границей была арестована на станции для выяснения происхождения мешочка с драгоценностями у неё в руках (её личность подтвердил найденный там же её статс-дамский портрет). Мало тратя на себя, она щедро помогала бедным.

Сын княгини Софьи Волконской, светлейший князь Дмитрий Петрович с 1822 г. служил в Коллегии иностранных дел.

С 1860-х гг. новые здания в усадьбе не строились, владельцы бывали здесь всё реже.
Последним из них был светлейший князь Пётр Дмитриевич Волконский (1845-1919),
в 1870-х гг. шталмейстер двора цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III). Свою часть двора он вёл легкомысленно и беспорядочно, притом скрыл свою погрешность: «сказал ложь, и этого цесаревич не прощал никому», — после чего отставлен от должности, цесаревич написал ему письмо, кончавшееся словами: «Прощайте, бедный Пётр Дмитриевич». Однако, по мнению современника, он пострадал от сплетен и лживости своей взбалмошной, ревнивой и разбитной жены, его же разорившей (он был женат на графине Ольге Петровне, урождённой Клейнмихель). «Он был недурной человек, а только был сам себе врагом». Из другого источника: «Князь Волконский считался общим другом, двери его дома были всем открыты, и многие у него столовались без церемоний, словно в гостинице, а когда стряслась над ним беда, то друзей не оказалось, и все от него открещивались».

Многое из построенного в Суханове погибло. Особенно тяжёлые утраты усадебный ансамбль понёс после 1917 г.: уничтожены павильон «Эрмитаж», парковый павильон, пристань, катальная горка, сфинксы у пруда, обелиск и т.д.

В 1920-х гг. усадьбу подожгли, пострадал главный дом. В нём какое-то время размещался ревком, затем школа, а в 1930-х гг. — санаторий (приспосабливая усадьбу под него, постройкам нанесли значительный ущерб).
В 30-х в мавзолее Волконских устроили столовую. Сами архитекторы говорили: «…пируем, сидя на князьях…». Местные жители рассказывают, как в 30-е из склепа выбрасывали гробы, а из саркофагов потом поили скот…

Затем здесь расположился дом отдыха Союза архитекторов. В 1945-1946 гг. архитектор В.Д. Кокорин восстановил главный дом, изменив планировку помещений.
(http://suhanovo-usadba.ru/история/)
(http://vladimirdar.livejournal.com/37719.html)

известная авторская копия царскосельской скульптуры П. Соколова «Дева с разбитым кувшином». Прежде она украшала небольшой родник у пруда в парке, но позднее ее перенесли к мавзолею – к Храму святителя Дмитрия Ростовского, покровителя рода Волконских. К сожалению утрачена часть это замечательной скульптуры – относительно недавно были отпилены сам кувшин и часть основания этого чугунного изваяния. После этого вопиющего акта варварства – эта скульптура и могильные плиты Волконских были обнесены металлической оградой.

Читайте также:
Отдых в Камбодже — 2022. Цены, отзывы, плюсы/минусы

Фонарики такие, говорит гугл, делались в 1913г. И на Москву их было всего не более 10 шт.

Усадьба Захарово (музей детства А. С. Пушкина)

Захарово — бывшая дворянская усадьба, расположенная в Подмосковье, в наши дни в ней работает музей, посвященный детству великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. В начале XIX века ее приобрела его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, летом в усадьбе гостил будущий поэт, также семья провела здесь одну зиму. Природа, люди, окружавшие мальчика в этих местах, произвели на него большое впечатление, которое нашло отражение и в его творчестве.

На небольшой территории можно увидеть парк, пруд, несколько памятников, и, конечно, воссозданный господский дом, в котором размещается музей. Захарово наряду с усадьбой Вяземы входит в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. В силу близости усадеб по отношению друг к другу некоторые путешественники совмещают их посещение.

В усадьбе Вяземы сохранилось несколько памятников истории и культуры, среди них дворец и его флигели, относящиеся к XVIII веку, хозяйственные постройки. Пушкин бывал в этой усадьбе, посещал здешний Спасо-Преображенский храм, у его ограды был похоронен брат будущего поэта — Николай.

Эти усадьбы будут интересны не только почитателям творчества поэта и людям интересующимся историей, культурой, здесь просто приятно провести день в окружении природы и исторических зданий.

Экспозиция

В России много пушкинских мест, в которых открыты музеи, пользующиеся большой популярностью среди туристов. Усадьба Пушкина в Захарово на слуху не у многих, да и музей, посвященный поэту, здесь открылся только в 1987 году, для сравнения — музей в Михайловском начал работать в 1911 году. А между тем, с Захарово у поэта связан важный период в жизни любого человека — детские годы.

Именно здесь маленький Саша увидел природу во всем ее многообразии, бабушка привила ему любовь к русскому языку, а няня подолгу рассказывала сказки, также он познакомился с культурой и бытом простых людей, проживавших в деревне. Все это, конечно же, повлияло на него как на человека и как на творческую личность, увиденное в те годы он позднее отразил в своих произведениях.

Экспозиция музея, переносящая посетителей в детские беззаботные годы Пушкина, размещается в господском доме. Изначальное строение, таким, каким его знал поэт, не дошло до наших дней. Еще в XX веке на его фундаменте был построен новый особняк, который был разрушен в результате пожара, вспыхнувшего в 1993 году. К 200-летнему юбилею со дня рождения Александра Сергеевича был возведен новый дом, правда, считается, что построили его не на первоначальном месте, а там, где раньше располагались флигели. Трудностью было и то, что не сохранилось документов, на которые можно было опираться при восстановлении облика дома.

Созданная в нем небольшая экспозиция дает представление о поэте и его семье, дворянском быте, детской поре, проведенной Пушкиным в этих местах. В нескольких комнатах — гостиной, столовой, кабинете бабушки — воссоздана обстановка тех лет. Есть даже детская, интересно, что в то время дети жили не в самом усадебном доме, а во флигеле. В комнатах можно увидеть старинную мебель, иконы, картины, книги и другие раритетные вещи. В хозяйственных помещениях представлены предметы крестьянского быта — мебель, посуда.

Осмотрев экспозицию музея в усадьбе Пушкина в Захарово, стоит отправиться на прогулку по аллеям парка, дойти до пруда и памятников. Один из них особенно нравится посетителям, он изображает внука и бабушку, смотрящую на него с любовью и заботой. Второй памятник — юный Пушкин, многие отмечают, что созданный образ имеет отдаленное сходство с самим поэтом. В Захарово есть и парк, в котором можно увидеть фигуры героев популярных сказок Александра Сергеевича — кота ученого, рыбака и рыбки, царевны Лебедь и других.

Особенно запоминающимся станет посещение усадьбы во время празднования дня рождения классика, когда создается атмосфера пушкинской поры, здесь проводятся музыкальные и театрализованные представления, поэтические чтения, для детей организуется специальная программа.

Стоимость посещения музея-заповедника Захарово

Вход на территорию парка — 30 рублей.

Стоимость входных билетов в музей:

  • для взрослых — 270 рублей
  • для детей, студентов, пенсионеров — 170 рублей.

На территории усадьбы также есть конюшня, стоимость ее посещения — 50 рублей.

Перед поездкой рекомендуется уточнить актуальные цены на официальном сайте усадьбы Захарово.

Как добраться

До музея удобнее всего добираться на машине, если вы едете из Москвы, то нужно двигаться по Можайскому шоссе, повернуть на Звенигород, доехать до указателя на Захарово и двигаться до усадьбы.

Выбравшим путешествие на общественном транспорте необходимо сесть на Белорусском вокзале на электричку, следующую до платформы «Захарово». Выйдя из электрички, нужно пройти вперед до конца платформы, затем двигаться по асфальтированной дорожке до Звенигородского шоссе, которое необходимо перейти и, двигаясь перпендикулярно ему, дойти до усадьбы.

Как дойти от платформы до усадьбы:

Доехать можно и на такси, воспользовавшись приложениями: Яндекс. Такси, Максим, Gett, Везет.

Панорама экспозиции музея детства А. С. Пушкина в Захарово на Google Maps:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: