Фотографии Усадьбы Архангельское

Архангельское – путеводитель

Архангельское – самая раскрученная и известная усадьба Подмосковья. Здесь многолюдно в любое время года. В последнее время, усадьба оказывается еще и в центре скандалов. Активисты, радеющие за ее сохранение борются с Министерством Обороны и “Леруа Мерлен”. Мы решили разобраться, что же такое усадьба Архангельское, какой смысл несет в себе то или иное здание, скульптура и сооружение. В результате получился путеводитель по усадьбе, который мы и представляем вниманию взыскательных читателей.

  1. Большой дом
  2. Верхняя терраса
  3. Нижняя терраса
  4. Памятные колонны
  5. Храм-памятник Екатерине II
  6. Чайный домик
  7. “Каприз”
  8. Партер
  9. Санаторий
  10. Кладовая над оврагом
  11. Храм Михаила Архангела
  12. Флигели
  13. Храм-усыпальница
  14. Дом для приезжающих
  15. Розовый фонтан
  16. Скорбящий гений и Пушкинская аллея
  17. Театр Гонзага
  18. Каретный сарай

Припаркуемся на Ильинском шоссе возле театра Гонзага. С этого места нам будет наиболее удобно осмотреть все достопримечательности усадьбы.

Покупаем билет и начинаем гулять по усадьбе.

1. Большой дом

Осмотр достопримечательностей начнем со дворца или как его называли хозяева – Большого дома. Он как раз стоит рядом со входом. Дом этот был построен при князьях Голицыных. Первым из них усадьбой владел действительный тайный советник Дмитрий Михайлович Голицын. К нему усадьба перешла в виде приданного, когда князь взял в жены дочь боярина Одоевского. Тогда на территории усадьбы стоял деревянный, ничем не примечательный дом. Князья Голицыны делали карьеру при дворе и не очень часто жаловали усадьбу своим посещением.

Все изменилось в 1780 году. В ту пору наследник престола будущий Павел I посетил Париж и был так впечатлен Версалем, что настоятельно советовал превращать все усадьбы в подобие знаменитого французского дворца. Все мы знаем с каким рвением исполняются у нас советы высочайшего начальства.

Итак, 3 сентября 1780 года князь Николай Алексеевич Голицын заказал у французского архитектора Ш. де Герна проект усадебного дома. Архитектор проектировал Большой дом не покидая Франции. Фундамент дворца был заложен четыре года спустя. Одновременно строились и флигели.

Проект потрясал своим размахом, две колоннады тосканского ордера соединяли флигели со дворцом. Похожую колоннаду мы можем видеть и в других подмосковных усадьбах, к примеру в Остафьево. Но считается, что впервые колоннада появилась именно в Архангельском.

Внутренние помещения дворца не так давно открылись после реставрации. Стоит ли их осматривать – решать вам, если посетителей будет не много, то однозначно стоит, но обилие людей и суматоха может помешать созерцанию.

Николай Алексеевич Голицын хоть и родился в Москве, но среднее образование получил в Швеции, а высшее во Франции. После завершения обучения князь выполнял в различных государствах Западной Европы дипломатические поручения. Неудивительно, что ему как нельзя лучше удалось воссоздать подмосковный Версаль. Строительные работы продолжались около 40 лет, отделка дворца не была закончена при Голицыне. Характерная особенность дворца – наличие множества колонн. Полуротонду южного фасада украшают ложные колонны.

2. Верхняя терраса.

Осмотрев большой дом мы выходим на верхнюю террасу. Строительство парка велось одновременно с возведением дворца. Ландшафтным архитектором выступил итальянец Джакомо Тромбара. В отличие от де Герна итальянец постоянно жил в России, был членом Академии художеств и имел множество знакомых в высшем свете. Именно Тромбара предложил заменить корявый склон спускающийся к старице Москвы на террасы, типичные для итальянских вилл.

Что же отличает французский регулярный парк? Это его геометричность и симметричность, обязательная стрижка деревьев и кустарников. Все тропинки парка образуют геометрические узоры.

3. Нижняя терраса.

Постепенно спускаемся вниз. Нет никаких сомнений, что перед нами классический регулярный парк с обилием скульптур, ваз, ажурными балюстрадами. Подпорные стены террас выложены из кирпича и отделаны белым камнем.

За несколько десятилетий, которые Николай Алексеевич посвятил обустройству усадьбы здесь накопилось около полусотни различных скульптур, включая 28 исторических лиц и легендарных героев. В основном римских императоров и полководцев. Все это должно было говорить о древности рода хозяев.

По сторонам от нижней террасы с голицынских времен сохранились арки-руины, выложенные из “дикого камня” они должны были напоминать о бренности мира и славы.

4. Памятные колонны

Спустившись с нижней террасы идем направо, к памятной колонне. Когда-то в Архангельском их было пять, сейчас сохранились только три. Каждая колонна возводилась в память о посещении усадьбы императором. Усадьбу удостоили своим царственным присутствием все Александры и Николаи.

5. Храм-памятник Екатерине II

Неизвестно гостила ли в усадьбе Екатерина II, но справа от колонны стоит храм-памятник с ее бронзовой фигурой в образе Фемиды. Сооружение это было выстроено в 1819 году при другом владельце усадьбы – князе Николае Борисовиче Юсупове. На стене на итальянском написано: «Тебе, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и иметь возможность достигнуть желаемого». Памятные колонны и столбы должны были подчеркнуть близость владельцев к высшему свету. Кстати, при Юсуповых многие могли позволить себе прогуляться по парку, но дворец был доступен лишь избранным: членам императорской семьи, дипломатам и людям творческим (художникам, поэтам, музыкантам). Последние должны были запечатлеть образ усадьбы в своих произведениях на память потомкам.

6. Чайный домик

Спустившись с террас мы попали в партер. От времен Юсуповых мы снова перенесемся во времена Голицыных. Самым видным представителем династии был Дмитрий Михайлович, дед Николая Алексеевича. Дмитрий Голицын был одним из самых доверенных людей Петра I, отличался честностью и неподкупностью. Получив образование в Италии, он был послом в Константинополе и отличался знанием иностранных языков. Царь Петр часто просил Голицына перевести ему ту или иную книгу. После смерти императора Голицын попал в опалу и проводил свои дни в Архангельском где собрал богатейшую библиотеку европейской литературы, составлявшую около 6 тысяч томов.

Потомки относились к библиотеке с большим уважением. Для хранения книг архитектором Фомой Ивановичем Петтонди была выстроена библиотека. Центральная часть была каменная, а два крыла – деревянные и оштукатуренные. К сожалению, в 1829 году пожар уничтожил оба крыла, оставив только центральную часть. Книги удалось спасти.

Читайте также:
Отели Мюнхена: популярные и бюджетные предложения

Так библиотека превратилась в чайный домик. Летом все двери держали открытыми, что делало ротонду местом для чаепития и отдыха.

7. Каприз

В Версале у жены императора был свой дворец, конечно же Голицыны не хотели отставать и для Марии Адамовны возвели отдельное одноэтажное здание из 11 комнат. Здесь хозяйка любила проводить время в одиночестве. При Юсуповых к центральной части “Каприза” был пристроен второй этаж.

8. Большой партер

Посмотрев на “Каприз” продолжим нашу прогулку по регулярному парку. Мы находимся в Большом партере. Его внушительные размеры – 240×70 метров должны были говорить о благородстве и мощи. Отсюда можно бросить взгляд на дворец и террасы.

Кстати, знаете ли вы, что такая декоративная стрижка в виде зеленой стены называется боскетом? Мы не знали. Боскеты – неотъемлемый атрибут регулярных парков.

9. Санаторий “Архангельское”

Замыкают партер корпуса санатория “Архангельское”. Здания в классическом стиле самые молодые в ансамбле усадьбы. При князьях здесь были оранжереи и с верхних террас открывался вид на дали Лохина острова. В 1934 году оранжереи снесли и возвели корпуса санатория Наркомвоенмора (ныне это Министерство обороны). Если об этом не знать, то можно и не догадаться, что знания построены уже после революции.

Санаторий действущий. В 2013 году двухместный номер в нем можно снять за 4300 рублей в сутки, включая трехразовое питание и лечение. Посетителям предлагаются различные маршруты дозированной ходьбы.

Мы же продолжим идти своим путем и спустимся к старице Москвы-реки. Прежде усадьба спускалась прямо к реке Москве. Но сильный паводок 1853 года изменил и спрямил основное течение. Так образовался один из самых крупных островов на реке Москвы – Лохин остров. Сейчас это заповедная зона.

Мы же спустимся к старице и покормим уток. Ребенку дадим порезвиться на детской площадке. Тут всегда весело.

10. Кладовая над оврагом

Немного передохнув отправляемся исследовать левую, еще не осмотренную часть усадьбы. Дорожка поведет нас по дну оврага, вероятно здесь хорошо гулять в ветреную погоду и слушать завывание ветра в кронах деревьев. Замыкает овраг интересная постройка – Кладовая над оврагом. Проектировал ее один из лучших архитекторов того времени – Осип Бове. Тот самый, что проектировал Манеж, Большой театр и Триумфальную арку в Москве. Возможно, что это одна из немногих хозяйственных построек его авторства. Кладовая была построена в 1813 году, в процессе восстановления усадьбы после Наполеоновского разорения.

Конечно, Осип Бове был слишком занят, чтобы лично контролировать процесс постройки. Фактическим строителем усадьбы в те времена был крепостной архитектор Василий Стрижаков. Юсупов своего крепостного не баловал, архитектор работал фактически за еду. Как тут не вспомнить другого крепостного архитектора – Григорьева, помощника Жилярди. Григорьев работал над строительством усадьбы Ершово и смог выкупить себе вольную в 22 года.

11. Церковь Михаила Архангела

От кладовой над оврагом поворачиваем направо и идем к Святым воротам. Построенные в 1824 они ведут нас в самую древнюю часть усадьбы.

Пройдя по аллее мы подходим к глинобитной стене, которая завершается по краям деревянными башенками со шпилями, что придает стене несколько необычный, сказочный вид. Авторство башенок тоже приписывают Бове.

За оградой располагается самое старое сооружение на территории – храм Михаила Архангела. Именно он и дал название селу и усадьбе.

Давным-давно село носило название Уползы, и на месте каменного здесь стоял деревянный храм в честь Архангела Михаила, поэтому иногда в документах село именовали как “Уползы, Архангельское тож”. В 1660 году князь Одоевский приказал своему крепостному зодчему Павлу Потехину возвести каменный храм. В то время центр усадьбы располагался вокруг храма, боярский дом и служебные постройки стояли неподалеку.

Особенностью храма является необычное расположение приделов по диагонали от основного здания и конструкция сводчатых перекрытий, опирающихся только на два столпа. В 1820-х к храму была пристроена трехъярусная колокольня, в советское время ее разобрали, чтобы вернуть храму первоначальный вид.

12. Флигели.

Выйдя из святых ворот мы увидим два здания в классическом стиле.

Левее – конторский флигель. Кроме заботы о престарелых дворовых князь Борис Николаевич Юсупов увлекался “экономическими затеями”. При нем в усадьбе работало несколько заводиков, включая хрустальный и фарфоровой, а также прядильная фабрика. В усадьбе пряли изделия их козьего пуха. Впрочем, все эти затеи не покрывали расходов на содержание усадьбы. Однако князь не унывал:

Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других

Понятно, что за всем огромным хозяйством усадьбы нужно было следить. Центром административной жизни было ведомство управляющего имением – Конторский флигель.

Справа – богадельня, построенная в 1887 году, в ней жили престарелые дворовые. Крепостное право было уже отменено и в общем-то Юсуповых никто не обязывал заботиться о своих работниках по достижении ими пенсионного возраста. Но на дворе было время меценатов и благотворителей.

13. Храм-усыпальница “Колоннада”

Мы же разворачиваемся и начинаем идти обратно ко дворцу, на этот раз не будем спускаться в овраг, а пойдем к огромному зданию с внушительной колоннадой. Это одна из последних построек времен Юсуповых на территории усадьбы. В 1908 году Николай Феликсович Юсупов погибает на дуэли. Молодой князь был влюблен в Марину Гейден, родители не одобрили выбор сына и не дали разрешения на брак и Марина вышла замуж за другого, но продолжала любить и поддерживать отношения с Юсуповым. Муж Марины не мог стерпеть позора и вызвал Юсупова на дуэль.

Читайте также:
Едем в Хорватию через Боснию на машине: наш маршрут и впечатления

Шокированные родители решают построить в память сына храм усыпальницу в честь Святителя Николая. Строительство неоклассического храма по проекту архитектора Клейна началось в 1909 году и было закончено за 3 года. Но отделка интерьеров храма продолжалась вплоть до революции.

Не так далеко от усыпальницы стоит загадочный обелиск. Его можно было бы принять за плохо сохранившуюся колонну в честь приезда в усадьбу очередного императора, но это не так. Знающие люди говорят, что это всего лишь вытяжка из склепа. Будем рады, если наши уважаемые читатели смогут подтвердить или опровергнуть эту информацию.

14. Гостевой домик

Проходя мимо дома над оврагом можно было заметить стрельчатые ниши в его стенах. Стреловидные окна дома для приезжающих поддерживают тему псевдоготики в усадьбе Архангельское (настоящую Подмосковную псевдоготику ищите в усадьбе Быково). В Архангельском любили гостить знаменитые люди своего времени, кроме уже упомянутых императоров Российских, здесь, при Юсуповых, гостил Отто фон Бисмарк. Конечно такие высокие гости вряд ли соизволили бы жить в этом домике. Здесь останавливались приезжавшие в усадьбу по делам архитекторы, живописцы и прочие мастера.

Здесь, в хозяйственной части усадьбы было построено еще несколько санаторных корпусов, по выходным тут кипит торговля сувенирами, леденцами и пирожками. А детей с радостью покатают на лошади. Предупреждаем, что цены соответствуют размаху Подмосковного Версаля.

15. Розовый фонтан

Мы же снова возвращаемся в регулярный парк. Перед нами изящная ротонда из мрамора с розовым оттенком. Вообще-то это фонтан, он был построен в 1850-х годах, при Юсуповых, по проекту неизвестного архитектора. С внутренней стороны купола ротонду украшают цветочные букеты. А сам фонтан выполнен в виде скульптуры “Мальчик с гусем” (другое название – “Амур с лебедем”). К сожалению, мрамор в нашем климате не может стоять вечно, чтобы продлить срок жизни мраморных скульптур многие из них помещены в стеклянные витрины. Возможно, в будущем ученые изобретут средство позволяющее мрамору переносить наш далеко не средиземноморский климат, и тогда скульптуры будут стоят без стеклянных коробов.

16. Гений, Пушкин, бюсты

От Розового фонтана движемся по аллее где в глубине видна темная скульптура из бронзы. Это один из самых поздних памятников в Архангельском – скульптура “Скорбь”. Другое ее название “Скорбящий гений”. Как несложно догадаться скульптура была поставлена после гибели на дуэли Николая Юсупова.

От Скорбящего гения мы поворачиваем налево и выходим к бюсту общепризнанного гения, который тоже погиб на дуэли – Пушкина. Между прочим, родители Пушкина снимали квартиру в Москве именно у Юсуповых. Неудивительно, что Пушкин бывал в усадьбе несколько раз и ему очень нравилась усадьба и парк с липовыми аллеями.

Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались. – А.С. Пушкин “К вельможе”

Компанию Пушкину составляют античные поэты, философы и боги, стоящие в Пушкинской аллее.

17. Театр Гонзаго

Наша прогулка по Архангельскому почти завершена, мы осмотрели почти все достопримечательности усадьбы. Но не будем садиться в машину и спешить домой. Мы не зря припарковались у западного входа в усадьбу. За основной территории находятся еще два примечательных объекта. То место где мы припарковались – это Аполлонова роща. В 1818 году к приезду императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. здесь был построен театр. Еще в бытность дипломатом князь Юсупов познакомился со знаменитым венецианским театральным художником Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Юсупов с ним подружился и пригласил работать в России. Пятнадцать лет прожил Гоназаго в нашей стране прежде чем Юсупов доверил ему строительство театра. Пожалуй, это единственное в мире творение Гонзаго как архитектора. Еще более удивительно, что театр дошел до нас без значительных переделок.

Внутри сохранились занавес и декорации выполненные самим Гонзаго, единственные в мире сохранившиеся его работы. К сожалению, близость театра к Ильинскому шоссе, планируемое строительство торгового центра неподалеку создают угрозу для сохранности конструкций. Активисты ведут борьбу за сохранение театра, будем надеяться, что она завершится успехом.

18. Каретный сарай

Позади театра стоит еще одно здание, требующее реконструкции – это каретный сарай, построенный в 1820-х годах. В советское время здесь были выставлены старинные парадные кареты и экипажи.


На этом наша прогулка по усадьбе завершена. Надеюсь, что теперь она получилась не только приятной, но и осмысленной. Мы познакомились с устройством регулярного парка, проследили историю усадьбы и владельцев Одоевских, Голицыных и Юсуповых. Согласитесь, когда гуляешь в красивых местах и знаешь историю зданий, скульптур, то все начинает выглядеть в новом свете? Приятной Вам прогулки!

Полную версию путеводителя по Архангельскому читайте на нашем сайте “Подмосковье выходного дня”. В полной версии больше фотографий и информации, а также несколько полезных советов. :)

Фотографии Усадьбы Архангельское

Архангельское – это одно из любимых мною мест.

Усадьба прекрасна в любое время года, но в период “Золотой осени”, когда последние тёплые лучи солнца играют бликами на коллонадах Клейна, а ветерок кружит над шпилем юсуповского дворца первую пожелтевшую листву – она просто неотразима.

Именно в этой старинной усадьбе, у меня глубоко-глубоко в душе всплывают смутные образы, и кажется, что я именно так всегда представляла себе Россию.

Здесь в Архангельском на протяжении многих лет сохранялся особенный усадебный дух аура безмятежности и спокойствия и любви. Да,да именно любви. Ведь хозяева усадьбы очень любили Архангельское. Вот как пишет сам Феликс Юсупов об Архангельском: “На лето мы уезжали в Архангельское. Многие друзья ехали проводить нас, оставались погостить и загащивались до осени. Любил я гостей или нет – зависело от их отношения к архангельской усадьбе. Я терпеть не мог тех, кто к красоте ее был бесчувствен, а только ел, пил да играл в карты. Их присутствие я считал кощунством. От таких я всегда убегал в парк. Бродил среди деревьев и фонтанов и без устали любовался счастливым сочетаньем природы и искусства. Эта красота укрепляла, успокаивала, обнадеживала”.

Читайте также:
Больше всего инвестиций было вложено в офисную недвижимость Австрии

Княгиня Юсупова, представительница знатнейшего и богатейшего дворянского рода России, была, безусловно, одной из самых замечательных и выдающихся женщин своего времени и обладала той редкой красотой, которая остается символом эпохи. При ней усадьба Архангельское переживает период возрождения и приобретает такой же блеск и величие, как и при ее знаменитом прадеде – князе Николае Борисовиче Юсупове, приятеле Вольтера и Бомарше.

31 мая 1900 года на самом переломе эпох, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, написала свое духовное завещание: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами, и хранящихся в дворцах наших, и в подмосковном имении Архангельское, завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей отечества…» По моему с завещанием она еще и передала частичку своей души.

Бытует же мнение, что время обладает энергией, определяющей не только ритм истории, облик меняющейся природной среды, но и душевное состояние людей. В прошлые века время словно “растягивалось”, текло иначе, чем сегодня, поэтому были возможны высочайшие достижения в прикладных ремеслах, требовавшие особого состояния нервной системы человека. Неспешная жизнь рождала уникальные ювелирные изделия, безупречное кружево, фарфор, стекло, предметы ткачества.

Приезжая в Архангельское это возможность вернуться к истокам, погрузиться в богатый духовный мир владельцев усадьбы, в атмосферу и быт того времени, ощутить себя наследниками богатой культурной традиции и вспомнить давно известную истину: внешнее – отражение внутреннего.

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них – в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны. В этом, несомненно, еще одна тайна их привлекательности для потомков.

К сожалению сохранилось очень мало усадеб, донесших до нас часть своего первоначального блеска: Кусково, Останкино, Архангельское… Этим усадьбам изначально повезло: после революции 1917 г. в них были созданы художественные или “бытовые” музеи, их коллекции, несмотря на некоторую “секуляризацию”, все же сохранили свою полноту и разнообразие. Усадьба «Архангельское», стала третьим дворянским имением, которое в 1919 году советская власть открыла для посетителей. В огромном парке и сейчас каждый день гуляют люди, в одном флигеле открыли выставку фарфора. Но самая важная часть усадьбы — дворец — уже 25 лет на реставрации. За это время были восстановлены три зала.

Другим усадьбам повезло гораздо меньше, но от этого их культурная и историческая ценность ничуть не уменьшилась.

Я хочу поделиться фотографиями, какой усадьба Архангельское была раньше и какая она сейчас.

Комментарии Ummi можно прочесть, кликнув по фотографии.
Название снимка появляется при наведении курсора.

Фотографии в альбоме «Усадьба Архангельское» U mmi на Яндекс.Фотках

Музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье

Если вы однажды были в Версале или же, напротив, только мечтаете там побывать, то музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье скрасит вам время до свидания с Парижем. А все потому что граф Юсупов был эстетом и коллекционером всего прекрасного, поэтому и усадьбу отстроил под стать французскому дворцу: с большим домом, огромным тенистым парком и аллеями, где можно насладиться игрой солнца и теней на мраморных лицах парковых скульптур. Круче всего здесь летом: ощущение, будто и вправду улетел за границу, и только русские продавцы эскимо напомнят, что вы всего в двух часах езды от Москвы.

В истории каждой усадьбы есть момент, сделавший ее известной. Граф Юсупов был большим поклонником Екатерины II и почти сразу же решил возвести в честь императрицы храм. Однако она до Архангельского так и не доехала. Мол, далеко и хлопотно. Юсупов, говорят, сильно сокрушался по этому поводу и даже думал, что надо было строить усадьбу где-то ближе. Но широкие амбиции графа не укладывались в меньшие площади подмосковных территорий. Сегодня усадьба Архангельское — одна из самых масштабных в Подмосковье.

Адрес: Московская обл., Красногорск, п. Архангельское

Координаты: 55.787866, 37.284598

Режим работы: 10:00-20:00, среда-воскресенье

Официальный сайт: arhangelskoe.su

История

Начиналось все с деревеньки Уполозы, где в 17 веке возвели каменный храм в честь Архангела Михаила. По его названию деревню переименовали в Архангельское. В течение века территория поменяла несколько владельцев, пока не оказалась в руках графа Юсупова.

Однако, прежде чем усадьба превратилась в светское имение, случилась война с Наполеоном. Дворец разграбили, а большую часть владений сожгли. Но не бросать же летнюю резиденцию. Граф нанял нескольких итальянских архитекторов, которые предложили разбить в усадьбе три парка с террасами (редкое архитектурное решение для России) и выстроить главный дом в стиле классицизма (еще одно новшество).

Интересные факты

  • В Овальном зале дворца давали светские приемы и проводили балы. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Обратите внимание на подлинную люстру с имитацией под бронзу: из-за дороговизны натурального металла в ту пору ее могли позволить себе только очень богатые люди.
  • На втором этаже дворца располагались жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч книг.
  • В усадьбе Архангельское гостили пять российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III и Николай II. В каждом случае приезд отмечался установкой в парке колонны с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке. Колонны двух последних государей не сохранились.
  • Любили Архангельское Серов, Огарев, Герцен, Вяземский, Пушкин. Александр Сергеевич увековечил память о хозяине и его поместье в «Послании к вельможе». Позже здесь ему установили памятник на аллее, названной в его же честь.
Читайте также:
Памятник Битве народов в Лейпциге — подробная информация с фото

Что посмотреть

Французский парк

Именно Французский парк больше всего напоминает Версаль.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Поражает элегантностью выстроенных ландшафтных форм и больше всего напоминает Версаль. Обратите внимание на двухэтажное здание рядом с парком — это малый дворец, или «Каприз», как его назвал князь Голицын, который по моде того времени решил построить еще и небольшой особняк. Такой милый, но очень дорогостоящий каприз.

Итальянский парк

Скульпутры и бюсты итальянского парка — произведения русских и итальянских мастеров 17-19 веков.
Фото: globallookpress.com

Поражает воображение туристов открывающимся видом. Составлен из двух террас: маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами. Не проходите мимо мраморных скульптур и бюстов в парке. Все они, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеров 17-19 веков.

Английский парк

Густая тениста зелень Английского парка окружает с двух сторон итальянские террасы.
Фото: globallookpress.com

Больше похож на лесную чащу, густой и тенистый. Мода на такие парки пошла в Российской империи в 18 веке. Именно в то время прежний хозяин — князь Николай Голицын — велел разбить его с двух сторон от итальянских террас. Получилось необычно и контрастно.

«Руинная арка»

Руинная арка разделяет территории французского и английского парков.
Фото: В. ГАЛУШКО, commons.wikimedia.org

Разделяет территории французского и английского ландшафтных парков каменная конструкция — «Руинная арка», одна из главных особенностей английских парков. Точно такая же есть и на востоке парковой зоны.

Рассказывают, будто музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье имеет даже свои привидения. По преданиям, на кладбище рядом с церковью Архангела Михаила бродит призрак дочери Юсупова — Татьяны Николаевны. Она умерла в довольно юном возрасте от туберкулеза, князь сильно горевал по дочке и установил на могиле мраморного ангела. После смерти Юсупова статую, спасая от морозов, перенесли в главное здание. Что, видимо, не очень понравилось Татьяне Николаевне, так как очевидцы утверждают, что время от времени ангел появляется над могилой.

Где сделать красивое фото

Лабиринт — одно из самых любимых мест для фотосъемки всех, кто приезжает в усадьбу. Летом листва создает эффект купольной беседки и придает яркость фотографиям, зимой — снежная шапка добавляет снимкам белоснежной идеальности.

Верхняя терраса перед Большим домом — отличное место, где можно выбрать множество ракурсов для эффектных фото. Отсюда открывает вид и на серию террас, и на скульптуры Геркулеса и Антея, и на симметрию ландшафтного партера. Лучше приезжать пораньше, пока туристов не так много.

Колоннада была построена родителями Николая Юсупова после того, как их сын погиб на дуэли за любовь Марины Гейден, что добавляет этим местам трагичной романтики. Лучше всего фотографироваться в первой половине дня, когда 14 пар тосканских колонн максимально освещены. Тут, время от времени дают импровизированные концерты музыканты. Если попадете на один из таких, это добавит антуража вашему снимку.

Музей-усадьба «Архангельское»

В 1708 году по указанию Петра I была утверждена Московская губерния, куда вошла большая часть Подмосковья.

В течение длительного времени на ее территории появилось много имений высокопоставленных лиц Руси и Российской империи.

Многие из них сохранились до нашего времени. Одно из них – «Архангельское».

Предыстория усадьбы «Архангельское»

На участке прежнего русла Москвы-реки, на расстоянии 2 км от города Красногорска расположен архитектурно-парковый ансамбль «Архангельское», который считается ценным наследием Российской Федерации.

Изначально в XVI столетии на этом месте находилось село Уполозы. Потом появилось имение крупного землевладельца Алексея Уполоцкого.

На хуторе была деревянная церковь. В 1660 году строение было разобрано и на его фундаменте возвели каменный православный храм Архангела Михаила, и местность стала носить название «Архангельское».

Архангельское» в XVIII столетии

В начале XVIII столетия новым владельцем усадьбы становится князь Голицын Дмитрий Михайлович, которому удалость сделать политическую карьеру при императоре Петре I и Екатерине I.

В 1730 году Российскую империю возглавила императрица Анна Иоанновна, и обвиненный в государственной измене, высокопоставленный представитель княжеского рода Голицын был выслан в Москву. Через некоторое время он переехал в свое имение и начал строительство нового двухэтажного дома. Закончить начатое ему помешал арест в 1736 году и заточение в Шлиссельбургскую крепость.

Через год арестант Голицын скончался, а его имение было конфисковано, но в 1741 году «Архангельское» было возвращено его сыну, сенатору Алексею Дмитриевичу. Граф Алексей Голицын скончался в 1768 году и владельцем усадьбы стал внук Дмитрия Михайловича – Николай Алексеевич Голицын, который после поездки в Париж, продолжил строительство дворцово-паркового ансамбля.

Под его руководством было построено по проекту французского архитектора Жан-Жакоб-Герна центральное усадебное здание. Перед дворцом созданы две террасы, украшенные цветниками, мраморными бюстами античных богов.

В 1809 году граф Николай Голицын умер, и его вдова, оказавшись в трудном материальном положении, вынуждена была продать усадьбу российскому дипломату, коллекционеру и меценату князю Юсупову Николаю Борисовичу.

Имение князей Юсуповых

Единственный сын московского губернатора Бориса Юсупова, Николай Борисович, во время обучения в Лейденском университете начал интересоваться и познавать европейское искусство.

Увлечение коллекционированием картин работ известных художников отразилось на дальнейшей истории Архангельской усадьбы. На территории парка возвели малый дворец «Каприз». К этому времени было закончено строительство главного здания – «Большой дворец», где находились работы знаменитых художников и скульпторов.

С 1831 года усадьба после смерти Николая Борисовича по наследству перешла к его сыну – Борису Николаевичу. Князь, оказавшись в трудном материальном положении, вынужден был сдавать в аренду часть усадебной территории и передать некоторые произведения искусств Петербургским музеям. В связи с этим усадьба утратила свою популярность среди Российской аристократии.

Последние владельцы архангельского имения

Читайте также:
Шоппинг в Вене, Австрия: магазины и ТЦ, где потратить деньги

Последней владелицей усадьбы была супруга начальника Московского военного округа графа Феликса Сумарокова-Эльстона Зинаида Николаевна – правнучка Николая Борисовича Юсупова.

Благодаря им в начале XX столетия Архангельское имение вновь стало художественным центром Подмосковья.

У супружеской пары было два сына: Феликс и его старший брат Николай, который в 1908 году был убит на дуэли.

В 1909 году началось строительство храма-усыпальницы для всего рода князей Юсуповых. Так родители, трагически погибшего Николая, решили увековечить память о нем.

Здание семейной гробницы проектировал российский архитектор Роман Клейн.

Всю постройку закончили к 1913 году, и после этого русскими мастерами была выполнена настенная роспись на религиозную тематику.

Отличительная особенность этого сооружения заключается в ряде колонн, объединенных горизонтальным покрытием. По замыслу архитектора закругленная с двух сторон галерея придавала особое великолепие и торжественность усыпальнице, получившей название «Колоннада».

Гробница никогда не использовалась по назначению.

Причина заключалась в том, что через два года после революционных событий в России, графская семья Юсуповых на британском корабле «Мальборо» добровольно переселилась в Италию. Некоторое время они жили в Риме. Потом наследник перебрался во Францию.

После смерти мужа графиня переехала к сыну в Париж. В 1939 году на 78 году жизни Зинаида Юсупова умерла, и последнее упокоение было на русском православном погосте Сенте-Женевьеве-де-Буа.

Через 28 лет скончался последний из рода Юсуповых граф Феликс Феликсович и погребен рядом с могилой матери.

Завещание супругов Юсуповых

В 1900 году правнучка Юсупова и ее супруг Сумароков-Эльстон составили завещание, где говорилось, что в случае прекращения рода, все сохраненные ценности в Архангельском переходят в пользу России.

На тот момент, имея двух наследников, документ был довольно странным, но тем не менее сыграл большую роль в послереволюционной судьбе имения: усадьба была национализирована и взята под охрану государства. По инициативе искусствоведа Грабаря Игоря Эммануиловича сохранились основные исторические ценности искусств.

Усадьба «Архангельское» сегодня

Сейчас дворцово-парковый ансамбль разделен Ильинским шоссе на две части.

Главной достопримечательностью является Большой дворец, расположенный в первой половине усадьбы. С 1918 года она находится под охраной Российской Федерации, и вход является платным.

После реставрационных работ в 2009 году был сохранен прежний облик, оставленный последними владельцами имения, где посетители могут ознакомиться с художественными произведениями разных эпох.

Театр Гонзаго, построенный итальянским архитектором Пьетро Гонзаго для торжеств по случаю 5-той годовщины победы над Наполеоном, Колоннада, где проходят концерты классической музыки, фонтаны, парковые аллеи расположены во второй половине имения и открыта для свободного посещения.

В парке туристы могут осмотреть памятник Екатерине II, имперскую колонну, построенную в 1816 году в честь приезда императора Николая I, памятник Александру Пушкину, который несколько раз здесь отдыхал по приглашению князя Николая Юсупова, и другие сохранившиеся до нашего времени объекты.

Адрес музея: Московская область, городской округ Красногорск, пос. Архангельское.

График работы: Ежедневно с 10:00 до 20:00 , кассы работают до 19:00

Музей-Усадьба Архангельское

Выдающийся архитектурно — художественный ансамбль конца XVIII в. Над созданием этого шедевра работало несколько поколений талантливых мастеров — архитекторов и художников. В залах музея собрана богатейшая коллекция фарфора и фаянса, а так же западно — европейской живописи XVII — XIX вв.

«Человек непосвящённый, которому попались бы на глаза снимки с Архангельского, ни за что не сказал бы, что перед нами виды Московской губернии. Это Италия… какая-нибудь вилла, пожалуй, ещё какой-нибудь французский замок с его террасами, бесчисленными мраморами, стрижеными аллеями, но не русский барский дом в окрестностях первопрестольной.

Много было возведено барских дворцов и дач в пышный век Елизаветы и Екатерины II, некоторые из них (например, Кусково или Надеждино) ещё грандиознее по размерам, нежели Архангельское, но нигде так удачно не выразился величаво-благородный стиль того времени, нигде так русские копии не приблизились к своим западным образцам, нигде нет такой иллюзии „заграницы“ нежели в Архангельском», — писал русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Бенуа.

Информация о музее в Архангельском

  • Как добраться из Москвы на машине: от Москвы — Новорижское шоссе [М 9], на развязке в Ивановском — съезд на трассу А 106 в сторону Ильинского. До поворота на Архангельское — 2,5-3 км.
    Есть указатель
  • Как добраться из Москвы общественным транспортом на метро и автобусе: автобус № 541, 549. М/т № 151 (от ст. метро Тушинская)
  • Телефон: 363-13-75, 561-96-60
  • Музыкальная афиша: (495) 797-54-09
  • Режим работы 17 апреля—28 октября:
    • Режим работы входных касс:
      — продажа билетов в Парк с понедельника по пятницу с 10.00 до 19.30;
      — продажа билетов в Парк в выходные и праздничные дни с 10.00 до 20.00;
      — продажа билетов для осмотра экспозиций и выставок «Дворца», осуществляется:
      — на входных кассах: в будние дни (среда—пятница) с 10.00 до 16.00, а в выходные и праздничные дни — с 10.00 до 17.00;
      — в кассе «Дворца»: в будние дни (среда—пятница) с 10.00 до 16.30, а в выходные и праздничные дни — с 10.00 до 17.30
    • Режим работы Парка музея: с 10.00 до 21:00 ежедневно
    • Режим работы экспозиций и выставок «Дворца»:
      — среда—пятница с 10.00 до 17.00 (вход посетителей на экспозиции и выставки до 16.30);
      — в субботние, воскресные и праздничные дни с 10.00 до 18.00 (вход посетителей на экспозиции и выставки до 17.30)
    • Выходные дни (за исключением парка): понедельник, вторник, последняя среда месяца (санитарный день)

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

  1. Описание усадьбы
  2. План усадебного комплекса Архангельского
  3. Персоналии
  4. Князь Николай Борисович Юсупов
  5. Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова
  6. Фотографии Архангельского
  7. Архивные фото
  8. Усадебный парк
  9. Панорамные виды дворцово-паркового ансамбля Архангельское

Описание усадьбы

Сельцо Уполозы, известное с 1584 г., стало называться Архангельским после строительства церкви. Небольшой одноглавый храм Михаила Архангела с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами, является отголоском средневекового прошлого усадьбы. Он строился по заказу боярина Я.Н. Одоевского в 1667 г. Для церкви выбрали удивительное по красоте место — кромку возвышенности над старицей Москвы-реки. Отсюда по-прежнему открываются нетронутые цивилизацией живописные окрестности. Скрипящие под натиском речных ветров сосны, распространяя смолистый аромат, осыпают ярусы кокошников старинного храма и мраморное надгробие 22-летней Т.Н. Юсуповой дождём пожелтевших хвоинок. Над могилой девушки некогда стояла прекрасная скульптура крылатого «Ангела молитвы» М.М. Антакольского и Н.В. Султанова.

Читайте также:
Координаты городов России. Какой город какие имеет координаты Маршрут проложить

Церковный двор, как сакральную территорию, ограничивает кирпичная стена наподобие монастырской, с большой аркой «Святых ворот» и двумя боковыми деревянными башнями, постройки 1826 г. От церкви, находящейся на периферии усадьбы Архангельское, перенесёмся в её центральную часть. Основу нынешнего усадебного ансамбля заложил в 1780 г. Н.А. Голицын, после его смерти, в 1810 г. имение за 100 000 рублей приобрёл Н.Б. Юсупов, завершивший начатое здесь строительство. В благоустройстве усадьбы были заняты видные московские архитекторы О.И. Бове, С.П. Мельников, Е.Д. Тюрин, а также талантливые крепостные зодчие: Стрижаков, Борунов, Бредихин, Рабутовский, Шестаков.
Продольно-осевая композиция архитектурно-паркового комплекса Архангельского, отмеченная масштабностью, рассчитана на далёкие перспективные виды. Дворец, лежащий на главной планировочной оси, вознесён на верхнюю террасу французского парка, как на подиум.

  1. Вид на дворец от парадных ворот
  2. Парадная спальня
  3. Зал Тьеполо
  4. Зал Гюбера Робера
  5. Императорский зал
  6. Парадная столовая (горка с китайским фарфором)
  7. Амурова комната
  8. Интерьер парадной комнаты

(фото из буклета «Архангельское», из-во «Московский рабочий», 1982 г.)

«Большой дворец в Архангельском (1780—1789) строился по проекту, заказанному Н.А. Голицыным французскому архитектору де Герну, никогда не бывавшему в России», считает искусствовед Л.А. Перфильева. Это высказывание раскрывает непостижимую загадку, так волновавшую А.Н. Греча: «Куда же мог исчезнуть таинственный шевалье?» Ведь кроме как в контексте с Архангельским имя де Герна более нигде в России не встречалось.Об интерьерах архангельского дворца хочется сказать отдельно. Их участь, да и участь самого здания, печальна. В послеперестроечное время чиновники военного ведомства, которому принадлежит санаторий «Архангельское», одним росчерком пера лишили дворец отопления и электроснабжения. Последствия этого деяния были ужасающими — наборные паркеты вздулись, лепнина отсырела, стены покрылись потёками и плесенью… Посетителей музея встречали обшарпанные фасады и выбитые стёкла, за которыми гибло уникальное убранство залов… Дворец в таком виде простоял не один год. Только в середине 2009 г. во дворце вновь открылось несколько залов…

Тесно связанны с архитектурой дома и флигелей две террасы Джакомо Тромбаро (1790-е гг.), соединённые лестницами по сторонам центрального гротового сооружения. Статуи античных героев и богов, римских императоров и учёных, аллегорические композиции, а также изваяния львов и собак обводят дорожки верхней площадки, украшают балюстрады террас, и партер (70 х 240 м). Отдельные фигуры и бюсты частью дают повторение знаменитых образцов классического искусства, частью являются вполне оригинальными декоративными скульптурами XVIII в.

В регулярном парке сохранились Розовая беседка-фонтан, памятник Екатерине II в архитектурном обрамлении, а также аллея со статуями, приводящая к памятнику Пушкина. Крайне характерны руинные ворота в духе Гюбера Робера по сторонам Нижней террасы. В противоположной части парка, за корпусами военного санатория (1930-е гг., арх. В.П. Апышков), на насыпном холме, в 1960-х гг. была воссоздана одна из колонных беседок — Миловида.
За дорогой, в английском парке, отдельное здание усадебного театра. Архангельский театр — одна из интереснейших и, вместе с тем, мало замечаемая посетителями постройка.
Усадьба Архангельское на протяжении всего своего существования непрестанно украшалась. Теперь уже трудно представить себе утраченные постройки подчас стилистически разнородные, но в основном, наделённые чертами западно-европейского средневековья. От хозяйственного комплекса сохранились: двухэтажный конторский флигель, имевший при Голицыне «готический вид» (1822—1823 архитектор Е.Д. Тюрин); «Ворота над оврагом» — двухэтажный с мезонином служебный флигель конца XVIII столетия, также сменивший псевдоготическую стилистическую направленность на классицистическую; деревянный Дом для приезжающих (1810-е гг.).
Одно из последних сооружений Архангельского — храм-усыпальница Юсуповых (1909—1916 гг.). Созданный архитектором Клейном при участии Г.Б. Бархина и А.Д. Чичагова, ансамбль поражает своей объёмно-пространственной композицией. Её центр занимает крестообразный храм на высоком подклете, перекрытый купольной ротондой. К далеко выступающему коринфскому портику сходятся две колоннады дорического ордера из искусственного мрамора, образующие в плане полуовал.

План усадебного комплекса Архангельского

1. Театр
2. Павильон
3. Памятник Екатерине II
4. Колонны-мемориалы
5. “Чайный домик
6. Дворец «Каприз»
7. Беседка-миловида
8. Памятник А.С. Пушкину
9. Дворец с флигелями
10. Трельяж
11. Розовая беседка
12. Подпорные стенки
13. Усыпальница
14. Дом для приезжающих
15. Ворота над оврагом
16. Конторский флигель
17. Святые ворота
18. Обелиск
19. Церковь
20. Парк

Персоналии

Князь Николай Борисович Юсупов

Князь Н.Б. Юсупов, 1751—1851, действительный тайный советник, сын князя Бориса Григорьевича и Ирины Михайловны, рожд. Зиновьевой, в детстве был записан в гвардию, 7-и лет произведен в корнеты, 16-и—начал действительную службу. Прослужив 5 года, он 9 лет затем провел за границей и за это время объехал всю Европу. Он много видел и многому научился, познакомился с Дидро и Бомарше, был и у Вольтера, который в письме к Екатерине II выразил свое удовольствие по поводу знакомства с Юсуповым. В отечество он вернулся с репутацией любителя и знатока искусства.

Императрица очень благоволила к нему. Через 2 года, в 1783 г., он был назначен посланником в Турин, а затем имел дипломатические поручения в Венецию, Неаполь и Рим, где вел переговоры с Ватиканом по поводу вопроса об управлении католической церковью в Poccию. В то же время Юсупов покупал для Екатерины картины и статуи. В 90-х годах, вернувшись в Poccию, он управлял театром и заводами, стеклянным и фарфоровым. При Павле I Юсупов получил чин действительного тайного советника, Андреевскую ленту и командорство ордена св. Иоанна Иерусалимского и был президентом Мануфактур-коллегии, а с 1800 г. заведовал уделами. В 1804 г. Юсупов уехал за границу и только после 1812 г. назначен главноуправляющим Кремлевской Экспедицией и Московской Оружейной палатой, а в 1823 г. членом Государственного Совета, с оставлением в прежней должности. В коронации Павла, Александра I и Николая Павловича Юсупов исполнял обязанности верховного маршала.

Читайте также:
Фотографии пещеры Атлантида

Князь Юсупов дожил до глубокой старости и был одним из последних Екатерининских вельмож. С большим природным умом он соединял блестящее образование; потомок татарина XYII века, он был, по своим вкусам и обращенью, европейцем XVIII столетья; приветливый и простой со всеми, он был особенно любезен с дамами: его великолепный парк в Архангельском был доступен для всех, и хозяин вежливо раскланивался при встрече с незнакомыми дамами. Юсупов любил блеснуть своим богатством и роскошью, но это не мешало ему быть расчетливым человеком, слыть даже скупым, благодаря чему он не расстроил, а умножил громадное отцовское наследство; после него осталось более 20/т. душ, и он не знал точно, где и сколько у него имений.

Поклонник искусств, Юсупов за границей завязал сношения с знаменитыми художниками того времени: Грезом, Анжеликой Кауфман, Давидом, Кановой, и начал еще в молодости собирать картины, статуи и бронзу; в обширной библиотеке его находились очень редкие издания. Пострадавшие от пожара в 1820 г. эти богатые собрания и теперь еще украшают Архангельское, где у Юсупова был свой театр с крепостной труппой актеров. Слабость к женщинам была преобладающей страстью Юсупова; в молодости князь пользовался успехом среди женщин, и говорят, что среди головок работы Ротари, украшающих стены целой комнаты в Архангельском, есть много красавиц, даривших Юсупова своей любовью, имен которых преданье не сохранило в своей памяти. Юсупов был воспеть Пушкиным в стихах «К вельможе!».

Князь Н. Б. Юсупов был женат на вдове своего родственника, Татьяне Васильевне Потемкиной, рожд. Энгельгардт, племяннице кн. Потемкина, но вскоре с женой разошелся. От этого брака был один только сын, князь Борис Николаевич. Князь Юсупов умер в Москве, во время холеры, 15июня 1851 года и погребен в подмосковной, в с. Спасском.

(С портрета Лампи, принадлежашем княгине 3. Н. Юсуповой, с. Архангельское Московск. губ.)

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова

Княгиня Т.В. Юсупова, 1769—1841, дочь ротмистра Смоленской шляхты Василия Андреевича Энгельгардта и родной сестры князя Таврического, Марфы Александровны Потемкиной, 12-ти лет была уже пожалована фрейлиной. Приехавшая около этого времени в Петербург герцогиня Кингтстон была так очарована молодой красавицей, что хотела сделать ее наследницей своего колоссального состояния, если она поедет с ней в Англию, но Татьяна Васильевна отказалась. Племянница светлейшего князя не нуждалась в миллионах герцогини: подобно своим старшим сестрам, она получила большое приданое, хотя и не играла в жизни дяди такой роли, как те. В 1785 г. она вышла замуж за генерала-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, бывшего на 25 лет старше её. Через 6 лет овдовела—муж её утонул, и два года спустя, в 1795 г., сделалась женой блестящего Екатерининского вельможи, богача князя Н. Б. Юсупова. Брак был неудачен, и скоро супруги стали жить врозь.

Княгиня любила деревенское уединение и избегала шумного света; около неё собиралось небольшое избранное общество — Державин, Крылов, Жуковский и Пушкин были её гостями; она покровительствовала артистам и знаменитой Параше Сибирячке. Юсупова обладала практическим умом и умело управляла своими имениями; к опытности её в финансовых делах прибегали другие.

Просто одеваясь и ведя скромный образ жизни, она прослыла скупой; но отказывая себе, она значительную долю доходов тратила на дела благотворения и редко отказывала в помощи. “У Юсуповой была страсть к драгоценным камням, и она составила большую коллекцию камней, камей, сердоликов и ониксов с вырезанными эмблемами и девизами; украшением этой коллекции были бриллиант «Полярная звезда» и жемчужина Филиппа II Испанского „Перегрина“. Княгиня Юсупова умерла 25 Мая 1811 г. и погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

(С портрета В. Лебрена, принадлежащего княгине 3. Н. Юсуповой, С.-Петербург.)

Усадьба «Архангельское» в Подмосковье

Одна из самых известных и популярных усадеб Подмосковья – усадьба «Архангельское». Ежегодно праздничную резиденцию князей Голицыных и Юсуповых посещает огромное количество туристов со всего мира, а также жители Москвы и Подмосковья. Кроме того, здесь ежегодно проходит известный джазовый фестиваль «Усадьба Джаз». Мы не могли пройти мимо такого популярного места отдыха, поэтому наш сегодняшний репортаж именно отсюда.

Как доехать до усадьбы «Архангельское»

Если Вы путешествуете на автомобиле, то нужно доехать до 5-го километра Ильинского шоссе, которое соединяет между собой Новорижское и Рублево-Успенское. Если Вы хотите воспользоваться общественным транспортом, то от метро «Тушинская» до усадьбы ходят автобусы №549 и №541 (остановка «Архангельское»), а также можно добраться на электричке Рижского направления до платформы «Павшино», а затем на автобусе №524 до остановки «Санаторий».

Цена билета в парк «Архангельское»

Вход на территорию музея-усадьбы платный (до 150 рублей с человека), отдельно приобретаются билеты на колоннаду, во дворец и флигели. Единый билет стоит 500 рублей. Цены могут меняться, поэтому перед поездкой лучше уточнить их актуальность на официальном сайте музея.

Экскурсии в парк «Архангельское»

Заказать экскурсию по парку можно в кассе усадьбе. Или выбрать одну из экскурсий от профессиональных гидов заранее онлайн, почитав отзывы именно о том человеке, который будет с вами гулять и изучать парк.

Часы работы и схема парка Архангельское

  • Парк открыт для посетителей ежедневно с 10:00 до 21:00, кассы закрываются на час раньше.
  • Дворец, колоннада и западный флигель, как и многие музеи, закрыты для посещения в понедельник, в остальные дни открыты по сеансам с 10:00 до 18:00. Выходным является также последний вторник месяца.
Читайте также:
37 часто задаваемых вопросов о Барселоне

На фото ниже представлена карта усадьбы – здесь есть на что посмотреть, но обо всем по порядку.

Санаторий «Архангельское»

Территория усадьбы очень большая, и кроме достопримечательностей, на ее площадях располагаются корпуса военного санатория «Архангельское». Здесь может отдохнуть и пройти лечение любой желающий, а вся подробная информация о ценах, условиях проживания и лечения есть на официальном сайте санатория.

Усадьба «Архангельское» – фото

На территорию есть несколько входов: один расположен у театра Гонзаго прямо на Ильинском шоссе, второй – у въезда в санаторий, а «Южный» вход в усадьбу находится ближе к поселку Архангельское. Для осмотра достопримечательностей удобнее всего вход, расположенный рядом с театром, но там могут возникнуть проблемы с парковкой. Мы, например, в будний день не смогли найти себе парковочного места. Абсолютно вся стоянка была забита: возможно, в ресторане «Архангельское», расположенном неподалеку, кто-то праздновал свадьбу. В итоге мы нашли, где оставить автомобиль только на автостоянке рядом с санаторием. Оплатив входные билеты, мы отправились исследовать усадьбу.

Территория облагорожена, есть все условия для комфортных неспешных прогулок по парку.

Самой главной достопримечательностью усадьбы является «Большой Дворец», или как его иногда называют, «Большой Дом». Строительство этой парадной резиденции началось в 1784 году, и точную дату удалось установить благодаря медной закладной доске с гербом Голицыных, обнаруженной во время реставрации 2003 года.

Панорама Главного Дворца. Откройте в новом окне для просмотра в полном размере.

Перед дворцом располагается терраса с множеством скульптур. В этот раз мы посещали усадьбу зимой и не смогли насладиться всей красотой этого места, так как почти все скульптуры на зиму были закрыты от пагубного воздействия снега и ветра деревянными «скворечниками».

Но основные из них все же можно было увидеть: например знаменитые скульптуры «Патрокл, умирающий на руках Ахиллеса» и «Геркулес, побеждающий Протея» закрыты в прозрачные стеклянные ящики.

Можно увидеть и знаменитые мраморные скамьи, установленные рядом с фонтаном «Амур с дельфинами». Фонтан по проекту скульптора Д. Джиромелло появился в усадьбе в 1889 году. Но сам фонтан, как и бюсты на балюстраде, были надежно защищены от снега, дождя и глаз посетителей.

Вся красота парадной лестницы, ведущая с террасы к Большому Партеру, старейшей части парка, также надежна защищена.

Если Вы планируете посетить усадьбу Архангельское, то лучше выбрать теплое время года, и тогда Вы сможете в полной мере насладиться красотой этого дворцово-паркового комплекса.

Вдоль балюстрады с бюстами и каменной полуразрушенной арки отправляемся к памятнику Екатерине II.

Храм-памятник Екатерине II был построен в 1819 году по проекту архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора Ж.-Д. Рашетта.

В память о визитах в усадьбу императоров Александра III и Николая I установлены мемориальные колонны. Мимо них отправляемся к Малому Дворцу «Каприз» и павильону «Чайный домик».

Малый дворец было построен в конце XVIII века и изначально это было одноэтажное здание, но в 1818-1819 годах был надстроен второй этаж. Перед дворцом находился цветочный сад с 35 скульптурами, которые в 1840-х годах были перенесены на террасу перед Большим дворцом.

«Чайный домик» – это все, что осталось от библиотеки, построенной в 1780-1790-х годах. Библиотека была соединена с малым дворцом боковыми крыльями, которые были уничтожены в результате пожара 1829 года.

Центральной частью усадебного парка является большая прямоугольная площадка – Большой партер. Ее размеры 240х70 метров и по обе стороны от него располагаются крытые галереи-берсо, очень популярное место для свадебных фотосессий.

Кстати, в усадьбе можно организовать свадьбу вместе с выездной регистрацией, но нам это не актуально, и поэтому подробности этой услуги мы выяснять не стали, но очень многие агентства берут на себя всю организацию этого трудоемкого процесса.

Прогулявшись по «тоннелям» большого партера, мы дошли до корпусов санатория, которые появились в 1930х годах на месте орхидейной и лимонной оранжерей, построенных в XVIII веке.

С террасы перед санаторием можно спуститься к Москва-реке или просто любоваться прекрасными видами.

Еще одна достопримечательность усадьбы «Архангельское», которую обязательно нужно посетить – храм-усыпальница «Колоннада».

Это одно из самых молодых зданий музея-усадьбы, возведенное в 1909-1916 годах.

Рядом с усыпальницей находится деревянное здание «Дома для приезжающих», в котором останавливались архитекторы, скульпторы и другие мастера, принимавшие участие в строительстве усадьбы.

Наш маленький путешественник замерз во время длительной прогулки, поэтому за кадром остались «Святые ворота», каменная кладовая над оврагом и храм Архангела Михаила в Архангельском, который был построен в 1660 году. Мы, к сожалению, просто не дошли до них.

Усадьба Архангельское – очень раскрученное туристическое место, но на наш взгляд какое-то неуютное. Может быть всему виной зимняя холодная погода, которая не добавляла нашей прогулке романтичности, но все же впечатление от музея-усадьбы осталось неоднозначное. Мы были в Архангельском уже несколько раз, но ничего так и не поменялось. Может быть, сюда стоит вернуться еще раз ранней осенью или летом, но пока не хочется – лучше мы поедем туда, где еще не были. Впереди, как обычно, много интересного – не переключайтесь и следите за обновлениями!

UPD к 2020 году в парке прошло ряд реконструкций и реставраций, говорят, что парк поменялся в лучшую сторону и его теперь не узнать. Обязательно запланируем поездку и отчитаемся.

Совсем рядом, практически в пешей доступности, находится самый большой частный музей техники в России, музей Вадима Задорожного. Категорически рекомендуем его посетить, если вы уже сюда добрались и располагаете свободным временем – это действительно того стоит!

Музей-усадьба Архангельское

ГЛАВНОЕ

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен, увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада» храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго, созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке.
Читайте также:
Белоруссия: особенности миграционной политики

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен. Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры. Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол Михаила Романова. Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных. Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека. В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг. были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья. При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов. В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья». Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни. Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. А. Герцен. Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами. По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы. Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи. Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси. С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской. С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид. Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри. Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад. И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой. Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

Читайте также:
Что купить в Лондоне: себе, на подарок, на память

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства. Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором. Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино. Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года. Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями. Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся Пушкинская аллея и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом. Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма. Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта ГМИИ имени Пушкина. В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном. Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады» стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром. Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом. Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников». В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола. Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора. В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес. Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.

Когда-то аллея, берущая начало от круглого эркера Большого (главного) усадебного дома и спускающаяся с парк, свободно уходила к реке. Сейчас она имеет архитектурное обрамление. В 1930-х гг. на бровке склона почти у самой реки были построены два санаторных корпуса. По стилю и духу они соответствуют Большому дому, и лишь специалист может определить, что эти постройки не относятся к XIX веку. Оба санаторных корпуса соединяются террасой, которая плавно спускается к реке. Стоит отметить, что до санатория на этом месте находились два павильона Оранжерей, которые, однако, не были столь впечатляющими по размерам. В этом заключается главная претензия некоторых историков архитектуры: санаторные корпуса отчасти перекрывают панорамный вид на реку из Большого дома.

Закончив обязательную прогулку по главной оси, которую диктует сам комплекс, посетитель может оглядеться и выбрать дальнейший путь. Можно пройтись вдоль берега или подняться и осмотреть боковые части парка. Для посетителей предусмотрены экскурсии «Архангельское – парадная усадьба русского классицизма», «Дворцово-парковый ансамбль Архангельское» и «По выставочным залам музея».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: