Фотографии Крепости Благай

Генуэзская крепость

Генуэзская крепость (Судак) – самая подробная информация с фото, история, описание и карта Судакской крепости.

Генуэзская (Судакская) крепость

Генуэзкая крепость – главная достопримечательность Судака и одна из визитных карточек Крыма. Это могучая древняя цитадель, построенная генуэзцами и являющаяся главным форпостом Генуи на территории Крымского полуострова в эпоху Средневековья. Крепость датируется 14-15 веками и очень хорошо сохранила оригинальную оборонительную архитектуру, включающую зубчатые стены, башни, замок консула и несколько других сооружений.

Судакская крепость начинается у подножия Крепостной горы (или по-татарски Дженевез-Кая) и поднимается к её вершине. Со всех сторон она защищена естественными преградами и доступна лишь с севера. Крепость фактически состояла из двух частей: внешний периметр стен с воротами и барбаканом, где находился Нижний город, а также собственно цитадель с замком консула и дозорной башней на самой вершине. За воротами внешних стен располагались портовые предместья.

История

История крепости и Судака началась как минимум в 7 веке. В это время здесь находился укреплённый византийский город Сугдея или Солдая – один из центров северного побережья Чёрного моря. По легенде крепость была основана намного раньше, в 212 году во времена Боспорского царства. То есть первое укрепление на Крепостной горе было построено за много веков до генуэзцев и название Судакская крепость более соответствует ей исторически.

Генуэзская крепость. Вид на цитадель за внешними стенами

Сугдея достигла наивысшего расцвета в 10 веке и процветала вплоть до 13 века до самого монгольского нашествия. В середине 13 века город вошёл в состав Крымского улуса, подконтрольного Золотой Орде. Именно в этот период на Чёрном море стали торговать непримеримые соперники: Генуя и Венеция. Генуэзцы основали торговое поселение Каффа (на территории Феодосии), а венецианцы обосновались в Солдайе.

В конце 14 века в Золотой Орде начался период смут, который позволил Генуэзской республике занять Солдаю. К 1385 году генуэзцы восстановили внешние стены и построили цитадель. Генуя владела Судаком до 1475 года, пока крепость не была захвачена османами.

В османский период этот форпост пришёл в упадок, как и весь Судак. Последними крепость использовали русские солдаты. С 1771 года по 1816 год здесь располагался военный гарнизон. Потом крепость была заброшена.

Описание Генуэзкой крепости

Генуэзская крепость состоит из двух частей:

  • внешние стены и главные ворота с барбаканом
  • внутренняя цитадель (замок)

В Средневековье за внешними стенами начинались предместья порта. Внутри стен располагался Нижний город. Он включал пять улиц, застроенных преимущественно многоэтажными домами. Сейчас от Нижнего города почти ничего не сохранилось.

Развалины сооружений внутри внешних стен

Внешние стены Судакской крепости имеют толщину до 2 метров, а высоту около 8 метров. Здесь сохранилась большая часть оригинальных башен и барбакан с главными воротами. Внутренние стены защищают консульский замок, который венчает Дозорная башня (с неё открывается очень красивый вид на окрестности).

Достопримечательности Судакской крепости

Барбакан – укрепление перед главными воротами, напоминающее небольшой форт. Было построено в 15 веке по приказу консула Бернардо ди Амико.

Консульский замок

Консульский замок – самая важная и хорошо сохранившаяся часть Генуэзкой крепости, расположенная в восточной части цитадели. Представляет собой обособленное фортификационное укрепление, состоящее из жилой башни, называемой донжоном, и двух других башен, которые соединяет крепостная стена. На нижнем ярусе донжона была обустроена цистерна и хранилище вооружения. На втором этаже находится помещение с камином. На третьем этаже жил консул. Замок имеет небольшой внутренний двор, который с севера ограничивает угловая башня. В его юго-западной части находится скрытая дверь, от которой начинается спуск к морю.

Георгиевская башня была построена в 1426 году по указу консула Франческо ди Камилла. Имеет два яруса и открыта с южной стороны. Интересно, что башня возведена на фундаменте византийской часовни 10 века.

Стены цитадели и Дозорная башня

Дозорная башня – самая высокая точка Генуэзкой крепости (162 м), к которой ведёт тропа из каменных ступеней. Кто осилит подъем будет вознагражден прекрасным видом.

За пределами городских стен недалеко от Портовой башни (или как её ещё называют башня Федерико Астагуэрра) расположена церковь 12 апостолов. Это памятник средневекового зодчества, построенный между 13-15 веками в византийском стиле для местной христианской общины.

Храм с аркадой – старинная постройка, датируемая 14 веком. Расположена в восточной части Генуэзской крепости. Первоначально – это католическая церковь, которая входила в состав монастыря. В османский период это сооружение было преобразовано мечеть. С 18 века здесь располагалась гарнизонная церковь. Ныне здесь музей с интересными экспозициями, найденными по всему местному побережью.

Деревянная ставкирка в Урнесе

Тот вариант церкви в Уренсе, что дошел до нашего времени, был возведен еще около 1150 г. Но эта постройка была не первой, хотя предыдущие также находились в одном и том же месте. На сегодняшний день между исследователями церкви ведутся споры, сколько именно строений предшествовало последнему сооружению. Некоторые утверждают, что между первым и последним прошло сто лет. В ходе археологических раскопок были обнаружены остатки церквей, построенных до ставкирки. Причины разрушения предыдущих храмов не известны. Не ясно также, почему плотники использовали для строительства новой церкви сохранившиеся материалы от предыдущей.

Строители, которые занимались непосредственной постройкой этого деревянного шедевра, хорошо разбирались в архитектуре и были отличными плотниками. Ведь все работы выполнены качественно, но самое главное — не из привычного камня, а из дерева. Ставкирка в Урнесе сооружена таким образом, что ее боковые колоды вкопаны вертикально прямо в землю, а крыша поддерживается большими столбами. Эта постройка считается очень прочной, хотя и страдает от сырости. Под каркасом церкви было найдено отверстие, где располагались столбы предыдущего храма.

Читайте также:
Как выбрать турфирму для покупки путевки? Советы и нюансы!

Деревянная ставкирка в Урнесе является самой древней в мире, технологи утверждают, что это абсолютная рамочная конструкция, отделяющаяся от влажной земли каменным основанием. Крыша здания также покрыты деревянной черепицей. В прошлые века, на землях как Норвегии, так и всей Европы, было сооружено более 1000 подобных церквей, но до наших дней сохранилось всего лишь около 30.

Внутреннее пространство церкви характеризуется наличием цилиндрических колонн с капителями и полукруглыми арками, которые также выполнены целиком из дерева. Все это дополняется всевозможной литургической утварью средневекового периода, которая включает небольшие деревянные скульптуры, внушительные люстры и эмалированные канделябры. На алтаре расположен подсвечник в форме корабля викингов, который находится здесь не менее 800 лет. В XVII в. неф церкви был перестроен, также добавились некоторые другие элементы, в том числе купель, деревянный навес над алтарем и аналой. Алтарь с изображением Иисуса на кресте, Девы Марии и Иоанна Крестителя датируется 1699 г. Окна появились в церкви в XVIII в.

В 1881 г. приход в Урнесе был упразднен, и церковь стала частью прихода в Солворне. Сегодня ставкирка используется только по особым случаям, например, на крестины и свадьбы. С 1979 г. ставкирка в Урнесе является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. С фотографиями и различными материалами, касающимися ставкирки, можно ознакомиться в музее, что находится недалеко от церкви.

В нескольких километрах от церкви в Урнесе располагается каркасная деревянная церковь в Боргунде (или Боргунне), построенная в 1180 г. Это единственная деревянная церковь, которую никогда не реставрировали. Ее крыша украшена головами драконов. Здание окружено наружной галереей, в небольшие окошки которой проникает свет. Здесь, как и в церкви в Урнесе, порталы украшены изображениями удивительных животных и растительным орнаментом.

Интересны технологические находки древних архитекторов, обнаруженные при исследовании ставкирки Боргунд. Например, деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), «рассчитанных» самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные нагрузки.

Факты
  • Церковь в Урнесе была возведена около 1150 г.
  • Тип строения: ставкирка — каркасный деревянный храм.
  • В 1881 г. приход в Урнесе был упразднен.
  • С 1979 г. ставкирка в Урнесе является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться

Есть несколько вариантов, как добраться до церкви в Урнесе. Первый, на автомобиле или автобусе: дорога из Осло займет пять часов, а из Бергена около трех. Второй, на самолете: Осло–Согндал, Берген–Согндал. Третий, паромом: из Солворна прямо в Урнесе в летнее время паром курсирует каждый час.

Когда лучше поехать

Церковь в Урнесе открыта для посещения в летний сезон с 2 мая по 30 сентября, кроме 17 мая. Лучше всего совместить путешествие в живописный Согне-фьорд с осмотром ставкирки.

Большой зверь Урнеса

Церковь в Урнесе дала название западной версии так называемого стиля «Большого Зверя» в орнаменталистике, характерной для Скандинавских стран. Стиль Урнес с его невероятно элегантным, высотой в дюйм, рельефом и создающимися в результате этого «затемнениями», с его «узкими» животными и свернувшимися в спираль драконами является последней стадией в развитии «звериного орнамента». Центральный образ — Большой Зверь, древний и значимый образ германского звериного орнамента; чаще же изображается пара борющихся переплетенных чудовищ. Длинное извивающееся тело заставляет вспомнить о Змее — эсхатологическом исполине, кладущем предел и конец миру. Другая интерпретация изображения также восходит к скандинавской мифологии. Некоторые видят в нем оленя, грызущего корни Мирового Дерева Иггдрасиль. Но какой бы смысл не вкладывали резчики по дереву в свои творения, ясно одно — «урнесский стиль» был широко распространен в северных странах, но позже уступил место общеевропейскому романскому стилю.

Легенда Урнеса

В одном из народных преданий рассказывается о том, что два христианских рыцаря обосновались на разных берегах живописного Лустра-фьорда, и каждый из них построил собственную церковь. Когда владелец Солворна увидел, что церковь в Урнесе прекраснее его собственной, он попытался разрушить ее, метнув гигантский камень. Владелец Солворна промахнулся, а его сосед из Урнеса оказался более удачливым: его валун полностью разрушил церковь на другом берегу. От этой постройки ничего не осталось (хотя, возможно, ее и вовсе никогда не было), но огромный валун действительно до сих пор лежит на берегу фьорда. Этот валун и камень, находящийся рядом с церковью в Урнесе, своим наличием словно подтверждают правдивость легенды.

Фото церкви в Урнесе (35 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Недавнее
  • Архив
  • У знакомых
  • Анфас
  • Гербарий

Мачтовая церковь в Урнесе, Норвегия

Материал собран и обработан по просьбе сообщества ” Городецкое Гульбище
Если вы нашли здесь ошибку, пожалуйста, не постесняйтесь мне на неё указать.
Если вы решили поделиться этой статьёй, буду рада указанию ссылки на оригинал поста. Заранее благодарна.

Урнес. Для большинства людей этот топоним «нем как рыба», но те, кто с теплотой и интересом относятся к реконструкции раннего средневековья Скандинавии, с замиранием сердца погружаются в удивительную, словно сон перед самым пробуждением, вязь орнаментов, давших название целой стилистической эпохе викингов.

Читайте также:
Иммиграция в Финляндию — Все что вы хотели узнать о стране

Общий вид на церковь в Урнесе. Фото взято с http://walaker.com

Крошечный посёлок, Урнес может похвастаться самой старой из сохранившихся в стране мачтовых церквей (stavkirke). По сути, она возведена в романском стиле, но мало кому из посетителей это сразу бросится в глаза, настолько архитектурное решение этих храмов своеобразно и гармонично вписывается в ландшафты Норвегии.

Легендарные резные панели на одной из стен церкви. Снимок взят с http://snl.no

Определение времени постройки затруднено из-за отсутствия чёткого указания в письменных источниках, однако годы возведения нынешней церкви определены: это была первая треть или середина двенадцатого века. Радиоуглеродный анализ древесины образцов, взятых в 1974 году специалистами из Тронхейма, дал разброс 995 год плюс-минус 75 лет, 850 год плюс-минус 150 лет и 965 год плюс-минус 75 лет. Учёные утверждают, что по крайней мере один из образцов старше 1000 года.

В далёком XII веке постройка церкви была инициирована одной из богатых семей Урнеса, изначально она не принадлежала общине. В 1323 году один из письменных источников упоминает её в списке мест паломничества. Тот храм, который сейчас могут посетить туристы, представляет собой уже четвёртую или третью «версию», сохранившую, впрочем, остатки декора, в том числе и всемирно известную резьбу первой церкви, стоявшей на этом месте.

Фото: Jesús Tejel

Мастера по дереву, скорее всего, прибыли из района Тронхейма. Учёным удалось найти имя одного из спонсоров постройки, оставленное на одном из деревянных элементов. Считается, что к этому “приложил руку” Гаутр из Урнеса, высоко ценимый самим королём Норвегии Магнусом V Эрлингссоном, морской капитан, а также двое его сыновей. К слову, датировка резных деталей осложнена тем, что в архитектуре Норвегии романский стиль представлен весьма ограничено, здания возведены из камня, а не дерева, и исследователям приходится искать аналогии в храмах Англии.

Рисунок 1837 года.

После Реформации, в 1537 году, церковь ожидали радикальные перемены: часть изображений святых были вынесены, окна расширены, установлены скамьи. Количество прихожан, умеющих читать, возросло, а это потребовало соответствующих изменений в планировке.

В начале XVII века церковь отремонтировали: в 1607 году хоры, к примеру, получили обновлённую роспись в технике клеевой живописи. Интересно, что они же, возможно, использовались для исповедей. Несмотря на то, что церковь пережила именно ремонт, а не реставрацию, интерьеры сохранили остатки декора, датируемого XIII-XVI веком. Но вернёмся к XVII столетию: 1640-м годом датируется крестильная чаша, в 1665 году хоры увеличили и удлиннили, обновили дерево сводов и часть крыши над алтарём, в 1693-95 поставили новый алтарь, а в 1699 изготовили статуи Марии и Иоанна Крестителя. В изначальной версии здание опоясывал крытый балкон, небольшой кусочек его сохранился до наших дней, но вся остальная конструкция из-за плачевного состояния была убрана.

Реструктуризация в 1723 году привела к тому, что храм в Урнесе перестал “обслуживать” отдельный приход, тогдашний монарх выставил церковь на торги, и её выкупил священник Кристофер Мунте, святыня перешла в частное пользование вплоть до 1850 года.

В 1880 году церковь перешла в собственность Общества охраны памятников древности Норвегии (кстати, символом и гербом этого сообщества стал персонаж декора урнесской церкви: кентавр с одной из колонн). Интересно, что за прихожанами было оставлено право использовать территорию храма в качестве кладбища, а также проводить в церкви мессы дважды в году.

Всадник, один из персонажей, украшающих романские колонны церкви.

Вторая основательная реставрация прошла в 1900-1910 годаx, само собой, столкнувшись со множеством противоречивых намерений: обновлять ли церковь, стараться вернуть ей состояние последнего капитального ремонта в XVII веке или направить все усилия на восстановление самого первого облика. Работы под руководством Йенса Зетлица Мондада Килланда, профессора архитектурного факультета Норвежского технического университета в Тронхейме, были начаты в 1902 году.

С тех пор все действия реставраторов были направлены исключительно на сохранение состояния элементов церкви. Больше ничего не добавляли и не восстанавливали. Резной декор (панели, угловые столбы, дверной портал, а также конёк) законсервированы.

Общий вид и снимок интерьера церкви, 1880-1900 года, автор: Апекс Линдаль.

Буквально пару слов хотелось бы сказать про урнесский стиль, хотя он, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Впервые этот термин использовал норвежский архитектор Хокон Шетелиг, описывая резьбу церковного портала.

Марка почты Норвегии с изображением орнамента в урнесском стиле.

В 1956-57 годах вокруг церкви были проведены археологические работы под руководством известного учёного, Хокона Кристи (Håkon Christie), которые выявили остатки самой первой постройки, стоявшей на этом месте: она была меньше, состояла из двух основных помещений (большее — размером 6,5мх5м), мачты-опоры были установлены в специально подготовленные для этого отверстия с каменными “подушками”. Северная и южная стены здания были одинаково декорированы. Предположительно, вход был расположен в западной стене.

Кристиан Бьеркнес, исследователь церквей и архитектор из Норвегии, выдвинул гипотезу о том, что исторических слоёв у церкви Урнеса больше, чем один. Найденные во время раскопок деревянные конструкции, которые были идентифицированы им как опоры ещё одного здания, указывали на то, что промежуточный вариант храма занимал площадь в 47,5 кв.м.

План одной из несохранившихся “версий” урнесской церкви.

В 1979 году — была внесена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Музей церкви работает, как правило, с начала мая по сентябрь.

Читайте также:
Необычные  транспортные достопримечательности Будапешта

В 2009 году сотрудниками Норвежского института исследований культурного наследия (Norsk institutt for kulturminneforskning, NIKU) была проведена съёмка и оцифровка портала в Урнесе. Кстати, в Сети доступен один из их отчётов о возможной реконструкции цветового оформления сохранившихся в церкви распятия и статуй, датируемых XII веком.

Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080) Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курина Надежда Николаевна

Статья посвящена изучению портала церкви в Урнесе – древнейшего памятника скандинавской монументально-декоративной резьбы . Автор статьи приводит подробное описание и иконографический анализ памятника. Основное внимание сосредоточено вокруг центрального элемента резьбы портала – фигуры «льва». Опираясь на опыт скандинавских исследователей, автор проводит сравнительный анализ произведений предшествующих стилей, что позволяет наглядно увидеть эволюцию изображения одной из центральных фигур скандинавского орнамента. Новаторством статьи является предложение автора применить семиотический подход для изучения урнесской резьбы. Данный подход, основанный на проведении параллелей между поэтическими приемами и произведениями изобразительного искусства, помогает выработать новый метод в изучении скандинавского искусства эпохи викингов, способствующий более глубокому пониманию мировоззрению людей того времени, нашедшему отражение в памятниках изобразительного искусства.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Курина Надежда Николаевна

Viking art and portal of stave church in Urnes (1060-1080)

Article examines the portal of the church in Urnes Scandinavian ancient monument monumental and decorative carving. The author gives a detailed description and analysis of iconographic monument. A figure of “lion” was focused around a central element of the portal. Based on the experience of Scandinavian researchers, the author provides a comparative analysis of the works of previous styles, which enables to see the evolution of the image of one of the central figures of the Scandinavian ornament. The novelty of this paper is the proposal’s approach to the semiotic study of Urnes thread. This approach is based on drawing parallels between the poetic techniques and works of fine art, helping to develop a new method for the study of the Viking Age Scandinavian art , contributing to a better understanding of people’s outlook at the time, which is reflected in the monuments of art.

Текст научной работы на тему «Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080)»

21. Там же. С. 184.

22. Там же. С. 184.

23. Там же. С. 189.

24. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 570.

1. Leonov M. L. Rannyaya proza: povesti i rasskazy [Early prose: novels and short stories]. Moscow. Sovremennik. 1986. P. 33.

10. Vakhitova T.M. Hudozhestvennaya kartina mira v proze Leonida Leonova: struktura, poehtika, ehvolyuciya: dis. d ra filol. nauk [Artistic picture of the world in prose of Leonid Leonov: structure, poetics, evolution: dis. . PhD]. SPb. 2006. P. 229.

11. Leonov L. M. Op. cit. P. 45.

24. Slavyanskie drevnosti. EHtnolingvisticheskij slovar’- Slavic antiquities. Ethnolinguistic dictionary: in 5 vols. / under the general editorship of N. I. Tolstoy. Vol. 1. Moscow. Mezhdunar. otnosheniya. 1999. P. 570.

Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080)

Статья посвящена изучению портала церкви в Урнесе – древнейшего памятника скандинавской монументально-декоративной резьбы. Автор статьи приводит подробное описание и иконографический анализ памятника. Основное внимание сосредоточено вокруг центрального элемента резьбы портала – фигуры «льва». Опираясь на опыт скандинавских исследователей, автор проводит сравнительный анализ произведений предшествующих стилей, что позволяет наглядно увидеть эволюцию изображения одной из центральных фигур скандинавского орнамента. Новаторством статьи является предложение автора применить семиотический подход для изучения урнесской резьбы. Данный подход, основанный на проведении параллелей между поэтическими приемами и произведениями изобразительного искусства, помогает выработать новый метод в изучении скандинавского искусства эпохи викингов, способствующий более глубокому пониманию мировоззрению людей того времени, нашедшему отражение в памятниках изобразительного искусства.

Article examines the portal of the church in Urnes – Scandinavian ancient monument monumental and decorative carving. The author gives a detailed description and analysis of iconographic monument. A figure of “lion” was focused around a central element of the portal. Based on the experience of Scandinavian research-

© Курина Н. Н., 2014 172

ers, the author provides a comparative analysis of the works of previous styles, which enables to see the evolution of the image of one of the central figures of the Scandinavian ornament The novelty of this paper is the proposal’s approach to the semiotic study of Urnes thread. This approach is based on drawing parallels between the poetic techniques and works of fine art, helping to develop a new method for the study of the Viking Age Scandinavian art, contributing to a better understanding of people’s outlook at the time, which is reflected in the monuments of art.

Ключевые слова: скандинавское искусство, искусство Норвегии, искусство эпохи викингов, монументально-декоративная резьба.

Keywords: Scandinavian art, Norwegian art, art of Viking epoch, monumental carving.

Норвежские резные порталы – сложное явление в европейском искусстве, представляющее уникальную страницу развития средневековой культуры, результат взаимодействия скандинавских языческих и романских художественных традиций. Самым древним памятником является портал в Урнесе (область Согн] (рис. 1). Это произведение, датируемое 1060-1080 гг., является единственным сохранившимся памятником монументальной резьбы эпохи викингов, дающим представление о ее роли в декоре здания. В то же время портал в Урнессе является одним из самых поздних памятников эпохи этого времени, позволяющим не только увидеть уровень мастерства художников поздней эпохи викингов, но и ретроспективно взглянуть на историю развития звериных стилей скандинавского искусства.

Читайте также:
Туры в Абхазию зимой 2022, цены и куда поехать на отдых?

Рис. 1. Северный портал церкви в Урнесе (1060-1080), (фото автора)

Несмотря на многочисленные изменения, Урнес и по сей день является прекрасным примером единства архитектуры и декора, который, вполне вероятно, был создан не единовременно: сухая резьба двери и фронтона может являться болей ранней по отношению выразительным резным панелям на стенах. Реконструция первоначальной церкви показала, что она представляла собой простую постройку с двухскатной кровлей, конструкция которой была образована угловыми столбами и рядом панелей между ними (рис. 2). Церковь была существенно перестроена после 1130 г., но сохранила ряд резных фрагментов, в число которых входят северный портал, две резные панели, один из угловых столбов и резьба фронтона, в настоящее время скрытая под крышкой.

Центральным произведением деревянной резьбы в Урнесе является северный портал. Его орнаментальная композиция представляет сложное плетение тел животных, при внимательном рассмотрении которых можно различить четырехногих зверей, двуногих змееподобных зверей среднего размера, змей и фигуру «большого льва», расположенную в левом нижнем углу [1]. «Большой лев», а также изображение двух четырехлапых животных в центральной части являются единственными, которых можно легко определить при первом взгляде на произведение. «Лев» может называться условным началом орнамента; две перекрещенные фигуры животных над входным проемом уравновешивают изображение, смягчая переход от одной стороны портала к другой, меньшей по размеру. Композиция рельефа представляет сложный зооморфный орнамент, равномерно заполняющий поверхность. Тела животных, больших по размеру, создают основной рисунок узора, а образовавшееся между ними пространство тонкой плетенкой занимают змеи. Высокий рельеф портала, его выразительная светотень подчеркиваются едва различимой резьбой двери, имеющей абрис рунического камня.

Орнамент, обрамляющий дверной проем, не являлся единственным декором здания. Согласно одному из вариантов реконструкции, предложенных Э. Хохлер, церковь в Урнесе представляла деревянную постройку с двускатной крышей, стены которой были украшены вертикальными полосами резьбы, соединявшимися с горизонтальным поясом, расположенным под скатом кровли [2]. Фронтоны здания также были украшены резьбой. Таким образом, вся церковь была оплетена сложным узором из зверей, терзающих друг друга.

Основным мотивом орнамента резьбы Урнеса является сцена борьбы большого зверя со змеями. Данная композиция появилась задолго до создания портала и впервые встречается на одной из сторон Йеллингского камня (стиль «Маммен»] (950 г.] (рис. 3), где помещено изображение животного, напоминающего грифона, с мощным телом, крепкими, приземистыми ногами и небольшой головой на тонкой шее, опутанной змеей [3].

В скандинавском искусстве эпохи викингов нет равномерного перехода стилей, большинство из них появилось почти одновременно, в сжатый временной отрезок. Поздний период искусства викингов охватывает 950-1100 гг. н. э. и делится на три группы: «Маммен», «Рингерик» и «Урнес». Датировка таких памятников относительна, обычно для определения хронологических границ выбираются произведения, наиболее ярко отражающие тот или иной стиль.

Мотив «большого льва», параллели которому можно найти в каролингском и англо-саксонском искусстве, нашел широкое распространение в произведениях Х в. стиля «Маммен». Его характерной особенностью являются зверь или фризы из фигур животных, окруженных плетением растительно-зооморфного орнамента (рис. 4].

Наряду с «Маммен» появился стиль «Рингерик», классическим примером которого служат навершия из церкви в Хегге (1000-1050 гг.] (рис. 5]. На стороне одного из них изображено животное, напоминающее изображение на памятниках предшествующих периодов. На обратной стороне навершия выгравирован орнамент в виде змея в форме восьмерки. На другом навер-шии – два оленя и птицы. Основной особенностью данных изображений является то, что фигура животного помещается в своеобразные «заросли» орнамента, состоящего из разветвлений рогов, хвостов, крыльев, ног, напоминающих растительные мотивы, которые отсутствуют в памятниках «Урнеса» [4]. Исчезновение побегов компенсируется сложным 8-образным плетением змееподобных животных, двойными петлями обвивающих тела друг друга, что придает орнаментам «Урне-са» экспрессивность.

Рис. 4. «Большой лев» в стиле «Маммен» (рис. П. Анкера)

Рис. 5. Навершие из церкви в Хегге (1000-1050 гг.) (рис. П. Анкера)

Переход стиля «Рингерик» в «Урнес» произошел к середине XI в. В качестве примера могут служить флюгер из Чёллунга и стела Рослагскула (о. Готланд), показывающие начало развития «Урнеса» [5]. Здесь, несмотря на схожие стилистические приемы, показаны две различные композиционные схемы. В первом случае (Чёллунг) животное изображено в форме правильной восьмерки, ось которой проходит через голову и хвост, в то время как змей из Рослагскулла не имеет ярко выраженной симметрии [6]. Это первое отличие стилей «Рингерик» и «Урнес». Второй, гораздо более важной чертой, является увеличение количества петель орнамента «Урнеса» – они становятся более вытянутыми и утонченными, линии тел животных, расширяясь к центру и сужаясь по краям, перестают быть монотонными, все части орнамента соподчинены друг другу. Основные композиционные схемы стиля «Урнес»: две перекрещенные петли или фигура в форме восьмерки (левая планка портала из Урнес и одна из сторон флюгера из Чёллунг); многопетельная («multi-looped») – три и более петель, перекрещенных друг с другом, но не спутанных. Систему петель можно назвать взаимопроникающей, когда каждая петля изображается отдельно или по касательной относительно другой [7].

Портал в Урнесе является одним из самых значимых произведений средневекового норвежского искусства. Помимо выдающейся художественной ценности, портал из Урнеса можно считать своеобразной точкой отсчета в изучении развития скандинавского искусства как в сторону становления романского стиля в Норвегии, так и вглубь веков. Отдельной темой, фактически не затрагиваемой в норвежской историографии, является семантика резьбы в Урнесе. Достаточно странным является тот факт, что в скандинавской литературе этот важный вопрос затрагивался лишь отчасти в рамках проблемы взаимодействия христианской и языческой культур. Оставлять данную точку зрения без внимания не стоит, однако она представляется слишком тривиальной.

Читайте также:
Выезд за границу с долгом за коммунальные услуги ЖКХ

Орнамент эпохи викингов на протяжении всей истории своего развития состоит исключительно из зооморфных элементов. В искусстве древнейшего периода, относящегося к V-VII вв., встречаются легко узнаваемые образы копытных и хищных животных, птиц. В ходе развития стилей идет тенденция к унификации, появляется универсальное изображение четырехногого животного с гибким змееобразным телом, которое, как правило, выступает в схватке со змеями. Этот зверь часто выступает в роли композиционно образующего элемента в большинстве памятников стиля «Урнес», его наиболее яркий образ встречается в северном портале церкви из Урнеса. Установление вида этого животного невозможно. Его фигура, условно названная львом, является собирательным образом хищного животного, порожденного скандинавским художествен-

ным видением. Композиция любого произведения стиля «Урнес» представляет сцену терзания между «львами» и змеями. В контексте христианского искусства такой мотив можно было бы интерпретировать как борьбу добра со злом, но данная композиция слишком часто встречается в произведениях, никак не связанных с церковью. Вероятнее всего, в отношении портала из Урнеса невозможна какая-либо трактовка, связанная с христианской религией, так как это произведение полностью принадлежит языческому искусству.

Одной из самых простых интерпретаций представляется апотропейное назначение этих рельефов. Но змеи и свирепые псы-волки в скандинавской мифологии являются представителями темных сил. Мировой змей Ёрмунганд и волки Гарм и Фенрир будут сражаться против богов в последней битве Рагнарёк. Ответ на вопрос, почему именно эти образы были выбраны в качестве стражей и можно ли в данном случае говорить о формальном отношении к использованию данного мотива, остается открытым.

Портал в Урнесе не может в полной мере называться порталом. Это, скорее, художественное обрамление дверного проема, выполненного в форме рунического камня, – деталь немаловажная, но часто остающаяся за рамками исследования. Реконструкция первоначального облика церкви помогает ответить на вопросы, связанные с историей архитектуры, но не в полной мере раскрывает проблему, роли резьбы в древнескандинавском монументальном искусстве. Церковь в Урнесе – единственный хорошо сохранившийся памятник, способный дать представление о том, как могла выглядеть дохристианская архитектура Скандинавии. Характер исполнения некоторых работ по дереву наводит на мысль, что изначально это искусство было ориентированно на произведения из металла и камня. Встреча со стилем «Урнес» вне контекста данного памятника возможна, как правило, в случае изучения ювелирных произведений и рунических камней. Рунические камни вполне могут быть отнесены к архитектуре малых форм, где перед художником стояли определенные композиционные задачи, связанные, прежде всего, с замкнутой формой. Оформление фасадов здания поставило перед художниками проблему нового характера, которая была успешно решена. Создается впечатление, что резчики Урнеса не смогли отказаться от прежнего художественного приема и «вставили» рунический камнь в стену здания, окружив его дополнительнымм полями орнамента. В любом случае данный памятник является одним из немногих свидетельств о декоративном решении древнескандинавских построек.

Касаясь темы интерпретации скандинавского искусства, необходимо вспомнить о поэзии, игравшей очень высокую роль в древнескандинавской культуре. Мед поэзии, священный напиток, дарующий вдохновение, был украден Одином у великана Гуттунга. В Асгарде Один наполнил напитком золотой сосуд и отдал его своему сыну, богу поэтов Браги. Считалось, что подлинное поэтическое искусство бывает только у тех, кого боги им наделяют. Божественное происхождение поэзии, неоднократно подчёркнутое в литературе, показывает ту высокую роль, которую она играла в жизни древних скандинавов. Хорошо сложенное стихотворное произведение могло не только прославить своего автора, но и спасти ему жизнь. В «Круге земном» указывается не менее десятка имен скальдов, которые увековечивали подвиги конунгов и нередко играли важную политическую роль при дворе и в военной жизни. Скальдическая поэзия являлась аристократическим искусством, но литературные памятники доказывают, что искусство стихосложения было неотъемлемой частью повседневной жизни.

Другая особенность древнескандинавской литературы – это широкое применение кённин-гов, представляющих описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны («олень заливов» – корабль, «земля кораблей» – море, «пламя моря» – золото, «липа золота» – женщина]. Каждый кеннинг можно рассматривать как своеобразную формулу. Эта «фор-мульность» характерна для всей древнескандинавской поэзии, особенно для официальных произведений, не лишенных некоторой вычурности. Учитывая чрезвычайно высокую роль устной поэтической традиции в древнескандинавском искусстве, можно предположить, что сложный рисунок скандинавских орнаментов можно рассматривать как попытку визуализации поэтических образов. Эта гипотеза, высказанная еще А. Я. Гуревичем, объясняется тем, что орнамент любого произведения скандинавского искусства эпохи викингов состоит из ряда определенных устойчивых элементов, также напоминающих формулы [8]. В большей степени это относится к стилю «Урнес», представленному немалым количеством рунических камней, каждый из которых можно рассматривать как определенный вид сочетания текста и изображения. Лучше всего увидеть составляющие элементы данного стиля помогает портал из Урнеса, где представлены все виды зверей. Семиотическое изучение стилей скандинавского искусства и рассмотрение каждого отдельного элемента как части некой общей изобразительной формулы было бы способно дать новые возможности в их интерпретации. 176

Читайте также:
Усадьба Ольгово, Дмитровский район — информация с фото

1. Anker P. The art of Scandinavia. L., 1970. P. 394-396.

2. Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Vol. I. Scandinavian University Press. Oslo, 1993. P. 235-237.

3. Anker P. Op. cit. P. 161.

4. Fuglesang S. H. Some aspects of Ringerike style. Odense University Press. Odense, 1986. P. 19.

5. Anker P. Op. cit. P. 396.

6. Fuglesang S. H. Some aspects of Ringerike style. Odense University Press. Odense. 1986. P. 21.

8. Гуревич А. Я. Культура скандинавов IX-XI веков // Избранные труды. Древние германцы, викинги. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. С. 168.

1. Anker P. The art of Scandinavia. L. 1970. Pp. 394-396.

2. Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Vol. I. Scandinavian University Press. Oslo. 1993. Pp. 235-237.

3. Anker P. Op. cit. P. 161.

4. Fuglesang S. H. Some aspects of the Ringerike style. Odense University Press. Odense. 1986. P. 19.

5. Anker P. Op. cit. P. 396.

6. Fuglesang S. H. Some aspects of the Ringerike style. Odense University Press. Odense. 1986. P. 21.

8. Gurevich, A. J. Kul’tura skandinavov IX-XI vekov [Culture of the Scandinavians in IX-XI centuries] // Izbrannye trudy. Drevnie germancy, vikingi – Selected works. The ancient Germans, Vikings. SPb. Publishing house of St. Petersburg University. 2007. P. 168.

sayanarus

ТАМ ЧУДЕСА,ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ,,

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS
Сказочные деревянные церкви Норвегии

Сказочные деревянные церкви Норвегии

Одними из культурных чудес Норвегии по праву считаются средневековые деревянные церкви — ставкирки, которые строили в X-XIII веках. Внешне они напоминают русские церкви, собранные в Кижах, но вот построены совсем по другому принципу.

У ставкирок, как эти церкви называются по-норвежски, есть несколько русских названий-переводов — каркасные, столбовые, мачтовые или деревянные церкви (stavkirke, где stav — столб, а kirke — церковь), а появились они в скандинавских странах одновременно с христианством — в конце Х века.

Строились ставкирки из вертикально установленных, а не горизонтально уложенных, как в русских деревянных церквях, бревен, а порталы их покрыты красивейшей резьбой, корни которой уходят в языческое искусство времен викингов.

Первые восемьсот деревянных церквей были построены в XI веке в честь — и в результате — победы христианства в стране. Тридцать из этих церквей сохранились.

Стены, как говорилось выше, сделаны из поставленных вертикально и пропитанных смолой бревен. Главным «врагом» церквей было время и гниль: зарытые в землю части бревен, несмотря на пропитку смолой, начинали гнить.


Позднее строители церквей стали сооружать основание, или лежень, из горизонтальных балок, уложив его на каменный фундамент. При этом все столбы, в том числе и каркасные стойки, называемые мачтами, вставлялись в пазы на лежне. Каждый столб был высотой около 9 метров (плюс-минус в разных церквях), а его верхняя часть крепилась к верхней опорной балке при помощи подкосных соединений и косых андреевских крестов.

Интересно, что часть стены собиралась на земле — своеобразными «порциями-блоками», – а уже потом поднималась и устанавливалась на лежащие брусья на фундаменте.

Туристы часто сравнивают эти норвежские христианские храмы с китайскими пагодами, и они, безусловно, правы: изогнутые крыши, мифологические персонажи, притаившиеся на фронтонах, замысловатые узоры на балках невольно наталкивают на такие сравнения. Ставкирки действительно — завораживающие сказочные строения.

Существует несколько видов ставкирок.

Первоначальная планировка была очень простой: квадратный алтарь, прямоугольный неф и – в больших церквях — боковые приделы. Вертикальные столбы в центральной части служили поддержкой крыши — она на них «лежала».

В больших и наиболее сложных есть средний неф в центре, поддерживаемый отдельно стоящими мачтами и окруженный более низкой галереей. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен.

Деревянные врата и откосы обычно украшены замысловатым резным орнаментом.

Окон в ставкирках нет. Свет проникает через небольшие вентиляционные отверстия в стенах вверху.

Хотя ставкирки считаются скандинавским, вернее, норвежским, «изобретением», некоторые ученые полагают, что впервые они «родились» в англо-саксонской Британии. В подтверждение этой гипотезы приводят тот факт, что самая «ранняя», или, наоборот, старая, такая деревянная церковь существует в Гринстеде в Эссексе, а первые христианские священники прибыли в Норвегию из Англии и Ирландии:

Однако самые красивые деревянные церкви — в Норвегии.

Резчики изображали на ставкирках не только сцены из библейской истории, но и из древнескандинавской языческой мифологии, что свидетельствует о переплетении и мирном сосуществовании в культуре конца эпохи викингов элементов язычества и христианства.

В Скандинавии до начала христианизации в орнаментике преобладали условные схематизированные образы, прежде всего зверя, змея и коня.

Иногда кажется, что резьба так плотно покрывает поверхность, что рассмотреть отдельные детали орнамента совершенно невозможно. Однако это не так. Чтобы расшифровать сложную плетенку, следует начать с чьей-нибудь головы (чаще всего — звериной) и следовать по изгибам тела до конечностей. Тогда неожиданно вы увидите настоящего изогнутого в прыжке красавца-зверя или фантасмагоричную человеческую фигуру.

Искусствоведы выделяют несколько стилей орнаментального искусства древних скандинавов. Это стиль Усеберга (по найденным в Усеберге вещам с драккара), стиль Борре (по находке в одном из курганом Норвегии), стиль Йеллинге (по находке в кургане в Йеллинге).

Читайте также:
Как поменять регион проживания, имея ВНЖ в России: инструкция

Вот так выглядит во время раскопок найденным в кургане один из самых изветсных викингских драккаров (длинных кораблей) из Осеберга:

А вот он же в Музее кораблей викингов в Осло после раставрации:

Для стиля Усеберга наиболее характерен “зверь хватающий”, а для стиля Борре — изображения животных, обращенных головами к середине вещи. «Звери хватающие» почти реалистичны и узнаваемы. Они показаны рельефно над плоской поверхностью и очень похожи на маленьких кошек с сильно повернутыми головами, мордами и туловищами, с лапами, сплетающимися с конечностями и хвостами соседних животных.

Стиль Йеллинге характеризуется сплетением мощных и исполненных силы тел животных и растительных мотивов.

Из стилей Йеллинге и Боре, как предполагают искусствоведы, «выросли» стили Рингерике и Урнес со змеевидными зверями, грациозными и бесплотными.

Ставкирки стали «охранными» очень давно и находятся под защитой государства и ЮНЕСКО.

Начало исследованию церквей положил известный художник-романтик Ханс Юхан Даль, который во время своих поездок по стране сделал зарисовки и тщательно изучил ставкирки. В 1837 году вышла его книга с рисунками, посвященная этой теме.

Приблизительно в это же время он предложил перенести ставкирку из Ванга в парк королевского дворца в Кристиании, но придворный архитектор Линстоу решительно воспротивился этому. Церковь были приобретена в 1841 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IY и установлена в парке неподалеку от королевского дворца в Шлезвиге.

Тем не менее, несмотря на первую неудачу, на ставкирки обратили внимание ученые и начали регистрировать и изучать их, которые находились под угрозой сноса. В 1844 году энтузиасты основали Общество охраны старинных памятников Норвегии для защиты значимых древних зданий.

Председатель этого Общества Николай Николаусен, впоследствии ставший государственным антикваром и членом правления Музея искусств, много время уделял изучению памятников старину и изъездил вдоль и поперек всю Норвегию с целью научных изысканий. Результатом этих исследований стали вышедшие в 1855 году «Памятники средневекового искусства в Норвегии», где особенное внимание уделялось архитектуре деревянных церквей и построек на хуторах.

В 1877 году Общество приобретает Ставкирку из Богрунда:

а в 1880 году — церковь из Урнеса, что способствует продолжению роста интереса к деревянным церквям. Ниже — фотография церкви Урнес из государственных архивов:

А вот как церковь выглядит сейчас. Она включена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В 1881 году король Оскар II покупает ставкирку из Голя, которую перевозят в 1884 году в королевскую резиденцию на Бюгдё. Вместе с домом из Хова это были первые экспонаты Норвежского народного музея, основанного в 1886 году. А в 1884 году устанавливает ставкирку из Фортуна в своей усадьбе у Фантофта неподалеку от Бергена консул Ф. Гаде.

Друг Норвегии кайзер Вильгельм II возводит ставкирку в парке своего охотничьего замка Роминтен, выстроенного в 1890 – 1891 в «древне-северном» стиле по проекту норвежского архитектора Хольма Мюнте.

В 1886 году деревянную церковь из Норе, ставшую впоследствии собственностью Общества, покупает норвежский историк искусства и литературы Лоренц Дитрихсон, а уже в 1892 году выходит его капитальный труд о ставкирках.

У этой ставкирки еще и совершенно потрясающие расписные интерьеры:

Из Швеции, где он довольно долг жил и преподавал, Дитрихсон «привез» в Норвегию идею реформации искусства на истинно национальной основе. И именно ему принадлежала идея создания Музея прикладных искусств, который был открыт в 1876 году и стал «визуализацией» и «материализацией» национальной идеи. В музее были представлены старинные норвежские ковры, образчики резьбы по дереву и филигрань, которые, по замыслу создателя музея, должны были вдохновлять современных художников на создание национальных произведений искусства. Музей также организовывал курсы обучения резьбе по дереву и ткачеству и выпускал специальные образцы для подражания для художников.

Вот так выглядит музей на открытке середины прошлого века:

А вот гравюра с видом музея из коллекции короля Оскара Второго:

В 1912 году в Норвегии создается Управление культурным наследием Норвегии (Riksantikvaren), которое существует и сейчас. В 2001 году Riksantikvaren «запускает» программу по восстановлению и реконструкции-реставрации всех норвежских ставкирок до конца 2015 года Норвежский же «Закон о культурном наследии» гласит, что все здания (в том числе и церкви), построенные до 1537 года попадают под защиту государства.

Сегодня у Норвегии есть полный список старинных зданий, включающий уникальные данные на национальном уровне. Эти данные были сделаны доступными для местного руководства по всей стране в официальной регистрации земельной собственности адресов и зданий (ГАБ Регистрация). Директорат культурного наследия издал также национальный регистр охраняемых архитектурных и археологических памятников «Аскеладден». Это является важным инструментом для сбора полной информации по памятникам и достопримечательностям для муниципальных программ планирования охраны и реставрации памятников истории.

Самыми известными ставкирками считаются три — церковь Хеддал, ставкирка в Боргунне и в Урнес.

Хеддал-ставкирка (фотография вверху) — самая большая в Норвегии. При этом она — не просто памятник архитектуру, но и действующий храм для современных прихожан в городе Нутодден в губернии Телемарк.

На стене наружной галереи видны рунические надписи, которые свидетельствуют о том, что церковь была построена в честь Пресвятой Девы Марии.

«Гордостью» церкви является и старинный резной деревянный стул XIII века. А вот роспись, украшающая стены сделана в 1668 году, хотя на западной стене по время реставрации была обнаружена первоначальная роспись XIV века.

Читайте также:
Города Германии с фото, крупные, большие и лучшие

Древнейшая же ставкирка Норвегии была построена в 1050 году. Это церковь Урнес в Люстере. Она невероятно красива — высится на склоне на берегу Согне-фьорда. Высокую кровлю в форме «пирамиды» поддерживают драконы, скалящие зубы и зажимающие в пасти змею, которая вся оплела своего обидчика. Историки до сих пор спорят, что символизирует эта борьба — победу христианства над язычеством или же сцену из языческих мифов.фотографии церкви Урнес я показывала выше, а сейчас привожу интерьеры ставкирки:

И третьей самой известной церковью считается «многоярусная» большая ставкирка в Боргунне с тройным нефом. Она дожила до наших дней практически в первозданном виде, а была построена между 1180 и 1250 годами. На стенах церкви обнаружено несколько рунических надписей.

Вот такие сказочные деревянные чудеса есть в Норвегии!

Авторский текст — Наталии Будур.

Норвегия на машине с собакой – 9. Ставкирка в Урнесе

Оглавление:

У Лустрафьорда погода была явно лучше, а как только мы углубились в ущелье Юстедален – снова начался дождь. Мы долго ехали вдоль реки Юстедулы, искали место для ночлега, но везде были возделанные поля. Единственный кемпинг в этой долине нас не прельстил, как впрочем и все остальные норвежские кемпинги.

До ущелья Нигард дорога была довольно широкой. Там сделана парковка рядом с туристическим центром, и сам центр довольно занятной архитектуры. Мы остановились сфотографировать.

В глубине этого ущелья (впрочем, не очень глубокого) – ледник Нигардсбрин, который красиво спускается в виде $. Но в такую погоду его плохо видно.
Добраться до него можно, но это платно – платная дорога, платная переправа через озеро. К леднику (и на ледник) ходят группы с инструктором.
Впрочем, ходить по леднику опасно. В 2014 году двое туристов в этом месте погибли в результате раздавливания льдом.

После Нигарда дорога стала однополосной, видимо, сюда не очень много ездят. Но все съезды с асфальта перекрыты табличками “Privat zone” и “No camping”. Но тут нам повезло: в одном месте навигатор ошибся и вывел нас с асфальта на грунтовку, которая затем сливается с основной дорогой. Тут мы и разбили лагерь, пусть снова под дождем, зато без мокрых кустов. Остановились в 21:44. Температура +9,5 градусов.

Готовить не было уже ни времени, ни сил. Поели бутербродов с сыром и рыбой, выпили чаю с кексом и уже в 23:30 все были в постелях.

Поход к леднику Austerdalsbreen стал самым ярким впечатлением дня, а может быть, и всей поездки. Этот сырой малоприятный день наполнился смыслом благодаря ему. Пусть было трудно, но победа над собой придает силы духу. Девочки тоже не в обиде – спокойно почитали.

Пробег за день – 87 км. Но куда важнее пеший километраж – 21,5 км.

2 июля, суббота. 8 день путешествия

Подъем в 8:40, идет мелкий дождик. На завтрак – гречка с молоком.

После завтрака распогодилось, даже выглянуло солнышко. Свернули маленькую палатку, развесили сушить белье – авось подсохнет, если опять не будет дождя. Мне удалось как следует отполоскать свою кофту и джинсы в ручье.

Большую палатку оставили, и в 10:15 выехали к озеру Стигеватнет, до которого оставалось всего 16 км.

Мы планировали надуть лодку и сплавать на другой конец озера к леднику, который спускается к самой воде и кусками отламывается, падая в озеро. Погода предвещала прекрасную байдарочную прогулку. Но когда мы добрались до конца ущелья и поднялись на дамбу, то прямо-таки застыли от удивления: все озеро оказалось подо льдом! Так что плавание на байдарке пришлось отменить.

Все ледники, которые мы видели за эти два дня, являются частями большого ледника Юстедалсбрин, самого большого в Европе – 487 кв.км. Он поддерживается высокими темпами снегопадов в регионе, а не холодными температурами.

Конечно, мы расстроились, потому что очень хотели подойти к леднику вплотную, потрогать его.

Вид с дамбы на ущелье

О том, какие снегопады бывают в этих местах, можно судить по фото ниже.

Температура на дамбе была +6,5 градусов, но из-за солнца ощущалось гораздо теплее.
Вернулись в лагерь, сложили палатку, и в 12:40 выехали. Раз не удался байдарочный поход, то поплывем на пароме в Урнес!
Внизу +15. Белье не просохло, кое-что развесили досушивать внутри машины, остальное ждет своей очереди в кузове.

Паром в Урнес ждали 10 минут. Паром совсем маленький, загрузили всего 4 машины, места еще максимум на две. Многие туристы едут пешком, чтобы посмотреть церковь.

Ширина Лустрафьорда в этом месте – 3 км. Идет дождь, пешим туристам не позавидуешь.
После переправы перекусили в машине “кружкой супа” (термос отлично держит кипяток) и хлебцами. За это время дождь перестал, и мы пошли осматривать ставкирку в Урнесе.

Семейный билет в Урнес стоит 220 крон, это 27$. Церковь маленькая, так и дышит стариной. Это одна из самых известных жемчужин норвежской архитектуры, объект всемирного наследия Юнеско. Отдельные части церкви относятся к XII веку.

Ставкирка в Урнесе — самая древняя из сохранившихся ставкирок, возведена приблизительно в 1130 году. С 1979 года включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь известна резными панелями, сохранившимися с 1050 года, демонстрирующими «урнесский», последний расцвет разновидности широко распространённого в Скандинавии в то время «звериного стиля».

Характерными особенностями этого стиля являются асимметричность и волнообразность орнамента. Не сразу можно уловить основной сюжет — существо, похожее не то на льва, не то на собаку, опутанное змеями на оленьих ногах. Существует много теорий относительно сюжета, который автор хотел изобразить урнесской резьбой. Возможно, как и на некоторых рунических камнях, на панели показана одна из битв «сумерек богов» — Рагнарёк, противостояние хтонического змея Ёрмунганда перевоплощённому богу грома и молнии Тору. Другая интерпретация горельефа также толкует его исходя из скандинавской мифологии. Некоторые видят в нём оленя, грызущего корни Мирового Дерева Иггдрасиль. Вероятно, наиболее близкая к истине гипотеза находит узнаваемый христианский символ в битве льва (христианства) со змеем (язычеством).

Читайте также:
Аэропорт Ларнака: онлайн-табло вылета

Ставкирка в Урнесе знаменита своими удивительными деревянными резными панелями, изображающими битву льва (оленя?) со змеями. Тела змей причудливо переплетаются, так что они жалят не только льва, но и друг друга.
Черный цвет обусловлен пропиткой, предотвращающей гниение.

Вокруг церкви, как и везде в Норвегии, расположено кладбище. Мы обратили внимание на то, что среди жителей Урнеса распространена фамилия Урнес.

В 15:35, осмотрев церковь, двинулись к северу по берегу Лустрафьорда.

Через час по 55-ой дороге поднялись на плато Sognefjellet. Эта дорога тоже перекрыта в зимний период. Вдоль дороги попадаются четырехметровые столбы-вешки.

55-я дорога считается одной из туристических достопримечательностей, здесь проходит национальный туристический маршрут. Но сейчас погода скверная, льет дождь, и насладиться красотами в полной мере не получается.

Велотуристам я тоже отчаянно не завидовала. Это же на плато, где дождь, ветер и холод, из машины выйти противно.

Транспорта много (относительно других норвежских дорог), трасса двухполосная. Дождь все усиливается.
Много снега, красивый, суровый пейзаж.

Остановились на видовой площадке, но даже сфотографировать сложно: куда ни повернись, всюду пирамидки из камней. Ужасно раздражает и уродует пейзаж, как будто кто-то кучки наложил, и они так и лезут в объектив. Где могли, мы их сбивали. А тут просто, ничего не сфотографировав, поехали дальше.

Видимо поднялись еще выше, потому что снега стало очень много. И в одном месте увидели летний лыжный центр – там под дождем тренировались лыжники. Вот почему у норвежцев всегда столько медалей на Олимпиадах.

Температура воздуха +3 градуса.

Начался спуск с плато.

Остановились на видовой площадке, отсюда великолепный вид на долину и горы.

Сагасёйлен – 33-х метровый монумент, украшенный сценами из истории Новрегии и увенчанный фигурой первого короля Норвегии, Харальда Прекрасноволосого, верхом на коне. Он жил в 9-10 веке был первым, кто попытался объединить разрозненных и враждебных викингов (путем войны, разумеется). Именно при нем впервые возник топоним Норвегия, что означает “Северный путь”.

Водопадов с десяток стекает с каждой горы. Все и всюду течет в этой стране – с неба и с гор. Сомневаюсь, что нас смогут удивить “7 сестер” в Гейрангерфьорде.

18:30 приехали в Лом, зашли в “Киви”, купили поесть. Дождь то утихает, то начинается снова. Посмотрели снаружи на ставкирку в Ломе, внутрь не пошли.

Лом. На другом берегу реки Одды – забитый до отказа кемпинг.

Едем через долину Одды в направлении Гейрангера. То тут, то там попадаются кемпинги, настолько плотно заполненные кемперами и палатками, что пожалуй, мы такого еще нигде не наблюдали. Просто аншлаг!

В 20:30 остановились на ночлег у речки, метрах в 20 от дороги. В километре позади и в 800 метрах впереди – два больших, битком набитых кемпинга. А мы – сами по себе, наедине с природой. Красота!

Матвей немедленно начал строить замок из камней.

Ужинали с видом на горы, речку, сосны и водопад, и жалели тех бедняг, что сидят в кемпинге на головах друг у друга, да еще и за деньги.
На ужин были рыбные котлеты, макароны, руккола и сыр.

Мытье посуды после ужина.

И никаких насекомых нет на этой стоянке! До чего же хорошо!

В 23:30 все уже разошлись по палаткам, почитать на ночь, а Матвей уснул даже раньше.
Пробег за день – 232 км.

Священные пространства: модернистские церкви мира во всей красе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Не только великие зодчие прошлых веков могли создавать восхитительные религиозные объекты. Современники не перестают удивлять неординарными проектами, которые удалось воплотить в жизнь несмотря на то, что нынешнее поколение людей не очень-то спешит следовать канонам. Хотя, если заглянуть в модернистские церкви, в интерьерах которых нет банального подражания старинному величию соборов, то даже атеистам захочется посетить храмы, чтобы в полной мере ощутить святую атмосферу впечатляющих пространств.

1. Храм Notre-Dame du Raincy в Рейнси (Франция)

Церковь Notre-Dame du Raincy в Рейнси, иногда называемая «Святая часовня из железобетона», отличается тем, что является первым местом поклонения, построенным во Франции с использованием инновационного для 20-х годов прошлого века материала.

Интересный факт: Огюст Перре – известный архитектор современности, который по праву считается пионером применения железобетона в архитектуре. Его проекты отличались сдержанностью, элегантностью, воплощением органических фантазий модерна в сером бетоне. Несмотря на внешнюю простоту материала он очень быстро стал воплощением современности. Огюсту Перре удалось рационализировать структуру своих зданий так, чтобы они выглядели эффектно и впечатляюще без вычурного декора, мраморных колонн и позолоты.

Используя технические возможности железобетона, Перре вместе со своим братом Гюставом использовали стандартизированные элементы, тонкие опоры и мембраны, щедрое остекление, чтобы придать церкви новой формации высоту и яркость настоящего собора. Этому поспособствовали витражи, созданные художницей Маргаритой Хюре и великолепная бронзовая Пьета, выполненная Антуаном Бурделем.

Читайте также:
Лучшие пляжи Салоу в Испании: как подобрать идеальное место?

2. Церковь Saint-Jacques-le-Majeur в Монруже (Франция)

Церковь Сен-Жак-Ле-мажор, является памятником исторического наследия Монружа, французской коммуны в регионе Иль-де-Франс. Современный храм появился на месте старинной часовни (XIII в.) в период с 1934 по 1940 г. благодаря стараниям Ассоциации кардинальных дворов, профинансировавшим строительство и проекту архитектора Эрика Багжа.

Конструкционной основой религиозного объекта стал железобетон с шарнирным порталом (новаторское внедрение инженера Эжена Фрейсине), что, впоследствии, принесло немало проблем, ведь бетон подвержен карбонизации (процесс нейтрализации свойств пористого материала под воздействием углекислого газа и влаги). По этой причине в 2013 году церковь закрыли на полную реставрацию, которая продлилась чуть более 3 лет.

3. Реформистская церковь De Kruiskerk te Amstelveen в Амстердаме (Нидерланды)

Церковь De Kruiskerk te Amstelveen («Крестообразная церковь Амстелвена») появилась в Амстердаме в первые шесть послевоенных лет. Ее строительство инициировала ассоциация голландских реформатских церквей. Автором неординарного проекта стал известный архитектор, а позже профессор гражданского строительства Вагенингенского университета – Мариус Дуйнтьер. При проектировании культового сооружения были привлечены специалисты в области организации проведения литургий, а также инженеры, специализирующиеся на акустике, использовании стальных конструкций в строительстве, теплотехники и высококлассные мастера изобразительного искусства. Если говорить о конструкционных особенностях, то при возведении фасада и опор использовали стальной каркас, который был покрыт красным кирпичом во фламандском стиле.

Наиболее поразительными чертами «Крестообразной церкви Амстелвена» является контраст между довольно простыми хозяйственными постройками (по обе стороны внутреннего двора) и высоким фасадом необычной часовни в задней части церкви с зигзагообразным остеклением, позволившим создать «тысячу окон».

4. Церковь Saint Moritz в Аугсбурге (Германия)

История старинной романской церкви Saint Moritz Augsburg («Санкт-Мориц») в немецком городке Аугсбург началась еще в 1019 г. За это время ее несколько раз реконструировали и даже полностью перестраивали. В XVIII веке она приобрела барочные и готические формы, а вот после тотальных разрушений Второй мировой войны ее пришлось построить заново.

По сведениям авторов Novate.ru, разработкой проекта старинной культовой святыни в 1944 г. занимался крупнейший архитектор, специализирующийся на строительстве культовых объектов – Доминик Бём. Со временем его сдержанный, но более чем выразительный стиль был несколько раз изменен, но после последней реконструкции (2013 г.), за которую взялся Джон Поусон.

Справка: Именитый архитектор Джон Поусон (John Pawson ) является автором проекта одного из самых удивительных храмовых комплексов начала XXI века – монастыря Нови Двур в Чехии.

Для обновления старейшей святыни города, Джон Поусон выбрал белый цвет, который как нельзя лучше подчеркивает величие строения. Арочные пролеты, поддерживающие высокий свод, алтарь и напольное покрытие из португальского известняка, окна, покрытые тончайшими пластинами искусственного оникса, контрастного цвета скамьи для прихожан, экспрессивные статуи – все это помогло создать особенную обстановку возвышенности, которой не смогли добиться во времена даже тогда, когда святыня была пышно украшена позолотой.

5. Храм Notre-Dame-de-la-Salette в Париже (Франция)

Первым культовым объектом, построенном на месте модернисткой церкви была часовня Notre-Dame-de-la-Salette при приюте для сирот, основанной в 1845 году католической конгрегацией. Спустя 40 лет ее перестроили и расширили, но это никак не спасло святыню. Вначале снесли часовню, состоящую сразу из двух храмовых объектов – Notre-Dame-de-la-Salette и Sacred Hearts of Jesus and Mary. Ну а вместо детского дома построили новое 10-здание для молодых людей (сирот), не достигших совершеннолетия.

В 1963-1965 гг., чтобы удовлетворить духовные потребности растущего местного населения, была построена новая церковь по проекту архитекторов Анри Кольбока и Жана Диониса дю Сежура. Им удалось создать необычное, как для религиозного объекта, строение снаружи напоминающие круглый ажурный конус из грубого бетона. Несмотря на такую массивность внутри помещения круговая организация пространства позволила обеспечить максимальную видимость. Конусообразный свод поддерживается 16 колоннами, а наклонных стенах, лишенных какого-либо декора, красуется 16 витражей с геометрическими узорами и библейскими сюжетами. Их создателями являются Поль Мартино и Джозеф Архепел. Стоит отметить, что дизайн основного пространства более чем минималистичен, единственным украшением стали разноцветные витражи, которые улавливают солнечные лучи и создают причудливые градации.

Примечательно: При обустройстве новой церкви использовали святыни, колокола, скамьи и алтарь из старой часовни Святых Сердец Иисуса и Марии и основной часовни Notre-Dame-de-la-Salette.

6. «Священные пространства»: галерея снимков интерьеров современных модернистских церквей мира

Фотограф Тибо Пуарье потратил годы на то, чтобы посетить каждую из современных модернистских церквей, построенных в XX-XXI и запечатлеть их воодушевленное величие. Ему удалось собрать целую коллекцию фотоснимков, подчеркивающих неординарность оформления интерьеров, поражающих минимализмом и величием одновременно. Недавно известный парижский фотограф Thibaud Poirier (Тибо Пуарье) представил широкой публике серию фотографий «Sacred Spaces» («Священные пространства»), на которых можно увидеть поражающую красоту современных храмовых сооружений.

Почему униформой бойцов НКВД стали кожаные куртки смотрите в нашем новом видео:

Поскольку строительство культовых сооружений в старые времена были в приоритете, это поспособствовало появлению уникальных строений с впечатляющей обстановкой, которая и помогает верить в высшую силу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: