Что стоит знать об Ульмском соборе

Ульмский собор (Ulmer Munster) в Германии

О святом месте

Лютеранская церковь в немецком городе Ульм считается самым высоким христианским храмом в мире. Высота Ulmer Munster, как называют собор на родине — 161,5 метра. Строительство этого величественного сооружения во славу Господа Бога продолжалось более 500 лет — с 1377 по 1890 год!

Собором эту грандиозную церковь на площади Munsterplatz называют исключительно из-за её грандиозных размеров. Формально же резиденция епископа Евангелической Земельной Церкви Вюртемберга находится не в Ульме, а в Штутгарте. Но красота и размах Ульмского собора настолько впечатляют, что называть его просто кирхой никому в голову не приходит.

Изначально трёхнефный готический собор в Ульме был построен как католический — а протестантским он стал после Реформации.

Старая церковь в средневековом Ульме стояла за городскими стенами, относясь к юрисдикции монастыря Райхенау. По этой причине в ходе осад и других военных действий горожане оказывались оторваными от храма — в то самое время, когда насущной потребностью для многих было творить молитву. Так случилось, например, в 1376 году, когда Ульм осадили войска короля Карла IV. По этой причине в следующем 1377 году жители стремившегося к независимости города с десятитысячным населением заложили собор, строительство которого велось на пожертвования богатых семейств или гильдий мастеров.

Первоначально возведение храма велось по проекту Генриха Парлера. Согласно ему собор должен был иметь два равновеликих нефа, одну башню с западной стороны и ещё две — со стороны хоров. Парлер начал строительство — однако за последующие полтора века над возведением собора последовательно трудились ещё шесть архитекторов, каждый из которых вносил изменения в первоначальный проект.

Так у собора появился третий неф. А главная башня, согласно замыслу Ульриха Энзингена (который ранее строил собор в Страсбурге), должна была достичь отметки в полторы сотни метров. Однако в 1543 году из-за перебоев в финансировании и начавшейся Реформации строительство было приостановлено. К тому времени главная башня была стометровой, а две другие, со стороны хоров, имели высоту по 32 метра каждая.

Возобновилось строительство только три века спустя. В 1844 году конструкцию здания укрепили, наконец достроили не завершённые прежде башни за хорами— а затем, в 1890 году, принялись достраивать и главную башню. Через десять лет её высота по верхушке шпиля достигла 161,5 метра и остается такой по сей день. Это самая высокая колокольня в мире, и любой желающий может подняться на её смотровую площадку, находящуюся на высоте 143 метра, преодолев 768 ступеней. Отсюда можно разглядеть не только город с окрестностями, но в хорошую погоду даже Альпийские горы вдалеке.

Две башни со стороны хоров имеют высоту 86 метров. Длина Ульмского собора — 123 метра, ширина — 49 метров. Высота главного нефа Ulmer Munster, оканчивающегося апсидой — 41,5 метра, высота боковых нефов — по 20,5 метра. Собор, внутри которого расставлены скамьи, способен одновременно вместить до 20 000 молящихся!

Западный портал собора имеет тимпан с изображениями на тему Сотворения мира. В углах тимпана прослеживается и тема Страшного суда, характерная для украшений, обычно размещаемых в этом месте. Интересно, что на одном из барельефов Господь держит в руках землю в виде шара. Иисус Христос в терновом венце изображён на средней колонне портала. Это копия работы скульптора Ганса Мульчера — её оригинал (1429) можно увидеть внутри собора, у юго-западной опоры хоров. Колонны у входа в собор украшены фигурами Пресвятой Девы Марии с Богомладенцем на руках, Иоанна Предтечи с агнцем, святого Антония с колоколом и святого Мартина с мечом.

Гораздо меньший размером северо-западный Портал Марии (kleinen Marienportal) обращает внимание входящих к теме Рождества Спасителя и поклонения волхвов. Его типман работы 1356 года когда-то находился в старой церкви Ульма — той самой, стоявшей за городскими стенами. Северо-восточный портал собора — так называемый Reformationsportal — относится к 1370 году и посвящён Страстям Христовым. Юго-восточный портал (1360), также перемещённый из старой Ульмской церкви, содержит сцены Страшного суда. С юго-западной стороны расположен Большой портал Девы Марии — gro?e Marienportal — который изначально задумывался как главный; его тимпан работы 1380 года включает в себя житийные сцены богородичной тематики. Находящиеся ниже барельефы посвящены Рождеству, путешествию волхвов и их поклонению Младенцу Христу.

Внутреннее пространство собора украшают готические витражи. Шесть из девяти оригинальных витражей сохранились со времён средневековья. Старейший из них, сделанный в 1385 году на средства гильдии ткачей, изображает Деву Марию с Её матерью, праведной Анной — а также включает в себя сцены Рождества и детских лет Того, кто принёс спасение миру.

Другой витраж находится в главном пролёте хоров и посвящён Воскресению Христову; создан он был на средства городского совета (Ratsfenster) города Ульма. Ещё одно витражное изображение для собора было заказано гильдией купцов (Kramerfenster) — оно представляет собой очень реалистичную для поздней готики (1480) сцену Рождества.

К сожалению, витражи боковых нефов работы XIX века были утрачены во время Второй Мировой войны. Два из них были позже заменены обычными прозрачными стёклами. А вместо двух других в самом начале нынешнего века были установлены витражи работы нашего современника Иоганна Шрайтера. Если не считать разбитых витражей, в годы войны собор практически не получил повреждений — в то время как остальная историческая часть города Ульм была сильно разрушена бомбардировкой 17 декабря 1944 года.

Читайте также:
Грин карта: пять способов получить вид на жительство (ВНЖ) в США

Деревянные скамьи из темного дуба, вырезанные мастером Йоргом Зирлином в готическом стиле в 1469-1474 годах, можно и сегодня видеть в соборе. Не исключено, что они предназначались для членов городского совета, когда те посещали богослужения. На левой стороне скамей, предназначенной для женщин, вырезаны лица древних прорицательниц — сивилл, на правой, мужской стороне имеются изображения античных философов и писателей. Ходили слухи, что, создавая скамьи, мастер-резчик в образе автора «Энеиды» Вергилия увековечил себя самого. Кстати, в главном нефе собора сохранилась кафедра 1510 года работы Йорга Зирлина-младшего — продолжателя династии именитых резчиков.

Центральный алтарь собора был создан в 1521 году Мартином Шаффнером. Внутри него можно увидеть сцены, изображающие Пречистую Деву с Её матерью, праведной Аннной, и Младенцем-Христом — а также Тайную Вечерю. Этот алтарь иначе называют алтарём Хутца — по имени главного жертвователя, представителя известной в Ульме фамилии, взявшего на себя расходы по созданию этого произведения искусства.

Главный неф отделён от боковых колоннами. На них в XIX веке на трехметровой высоте были установлены статуи. А вот консоли статуй — гораздо более ранней работы: они относятся к XIV веку. Ангелы с музыкальными инструментами, дева, чьи волосы создают основной объем консоли — многие из этих архитектурных деталей представляют собой впечатляющие образцы готического искусства.

В южном нефе собора имеется чаша для святой воды работы 1507 года, украшенная орнаментом из листьев. Интересно, что она не использовалась по назначению со времён Реформации — а именно с 1530 года. Здесь же можно увидеть восьмигранную купель для крещения, сделанную в 1474 году и покоящуюся на четырёх львах. Купель стоит под балдахином, который украшают скульптурные изображения шести ветхозаветных пророков и двух королей — а также гербы Империи и курфюрстов.

Под аркой хоров собора находится роспись с изображением Страшного суда, включающая в себя 130 фигур. Завершена она была в 1471 году. Автором этой масштабной картины принято считать Ганса Шухлина.

Нельзя не сказать и об установленных в Ульмском соборе органах. Всего их здесь пять. Самый большой из инструментов был установлен в 1969 году. В туристический сезон по будням в соборе проходят концерты органной музыки, которые собирают немало желающих приобщиться к прекрасному.

Сегодня Ульмский собор — главная достопримечательность этого старинного немецкого города и одна из самых узнаваемых во всей Германии. Вместе с тем это действующая церковь, которая существует на средства религиозной общины. И, конечно же — на доходы от туризма — кому же не хочется взглянуть на Альпы со смотровой площадки самого высокого в мире христианского храма?

Вы можете написать письмо Богу или поставить свечу в храме.

Какова судьба туалета на Газетном

Нынешний вид лестницы в знаменитый подвал

Автор этих строк побывала в помещении бывшего городского туалета в переулке Газетном, увидела, что там происходит сегодня, и постаралась понять, откуда «ноги растут» у некоторых мифов, связанных с этим, самым известным из подобных заведений России, а заодно узнала и о планах его нынешнего хозяина.

Нынешний вид подвала на Газетном

Насчет хозяев: городские власти донской столицы наконец-то избавились от этой недвижимости. На торгах за известный подвал боролись несколько человек, в том числе и один из самых известных ростовчан Дмитрий Дибров. Но предложенные им 4,5 млн рублей другой участник «перекрыл» большей суммой и получил помещение туалета в собственность. Из его рук подвал перешел к Роману Елкину, бывшему полковнику МВД, руководителю археологической организации «Наследие».

Что там сегодня

Сегодня по стенам и планировке подвала под домом на углу Большой Садовой и Газетного переулка, известном как здание греческого купца и банкира Константина Маврогордато, можно «прочитать» историю этого мощного строения. Спускаемся с Романом Петровичем Елкиным, нынешним владельцем этой территории, в подвал по лестнице, облицованной метлахской плиткой. «Она — наследие советских времен», — уверяет хозяин помещения и предлагает обратить внимание на заложенные окна во внутренних стенах подвала (то есть не выходящих на нынешний Газетный!). Это материальное подтверждение тому, что дом начал строиться задолго до 1911 года, — времени, когда он приобрел свой окончательный монументальный вид.

Кирпич со знаком одного из кирпичных заводов Ростова дореволюционного времени

Кстати, перекладку стен на первом этаже этого помещения здесь стараются делать из старинных кирпичей (желательно с клеймами), которые Роман Петрович собирает при разборке старых домов на территории войска Донского. Есть среди них и кирпичи, из которых были сложены печи завода «Красный Аксай». Кирпичи кладут клеймами наружу, так что и сами стены после ремонта будут выглядеть как музейные экспонаты. Во всяком случае, они будут нести информацию об огромном количестве кирпичных заводов, существовавших на Дону. Будут сохранены и окна, открытые в потолке (сегодня они заложены), так что в подвал будет проникать дневной свет.

Высота потолков подвала — больше 5 м, однако в советские времена даже потолки входного помещения были «защиты» фанерой, и посетителям самого посещаемого в городе туалета казалось, что потолки низкие.

Вентиляционный выход в полу подвала ведет в еще одно подвальное помещение, которое расположено под самым известным в Ростове туалетом. И размерами, и высотой это помещение не меньше своего «верхнего собрата», но его обследование еще не проводилось. На плане дома этот «подвал под подвалом» не существует.

Сегодня в подвале осталось провести отделочные работы — все конструкции укреплены, взамен сгнивших на 100% швеллеров поставлены новые.

Читайте также:
Русские мигранты в испании: 5 приятных фактов о стране

Находки

Было бы странно, если бы находок в столь старом подвале оказалось мало. Про открывшийся простор после снятия фанеры на потолке в тамбуре уже сказано. Более чем интересны найденные монеты: они и советских времен, и… Третьего рейха. На этих металлических кружочках, несмотря на налипшую грязь и коррозию, ясно видны фашистская свастика и сопровождающий ее орел. Найден и обрывок ленты одной из наград германской армии времен Второй мировой войны. Эти находки подтверждают свидетельства ростовских старожилов о том, что тогда в этом подвале работало немецкое казино; правда, его фишек и других материальных доказательств среди находок нет.

Дверь кооперативного туалета «Прогресс»

Следующая довольно интересная находка — дверь того самого кооперативного туалета «Прогресс». Ей также найдут место в отремонтированном подвале в качестве музейного экспоната.

И, наконец, самая интересная находка — большое количество пустых кошельков: как говорится, большой привет от Ростова-папы. Причем в мужском отделении таких опустошенных кошельков было гораздо меньше, чем в женском, уверяет Роман Елкин. А это говорит о том, что в городе в свое время активно орудовала банда карманниц и были они весьма удачливы.

В апреле 2016 года редакция интернет-портала www.1rnd.ru выступила с инициативой: разместить изображение туалета на Газетном в Ростове-на-Дону на готовящейся к выпуску 200-рублевой купюре ЦБ РФ.

Планы

В планах Романа Елкина — сделать из подвала выставочную площадку (напомним, что в донской столице таких площадок — самое малое количество из тех, что расположены во всех крупных городах ЮФО). Предполагается, что первой станет выставка группы «Искусство или смерть» — тех ее членов, которые ныне здравствуют. Как известно, 19 сентября 1988 года в помещении кооперативного туалета «Прогресс» (первого платного туалета в Ростове) состоялась выставка «Провинциальный авангард» арт-группы «Искусство или смерть». Художники мечтали открыть здесь постоянно действующую выставочную площадку. Билет в туалет оказывался и билетом на выставку, его стоимость по нынешним временам была смешной — 10 копеек. Экспозиция размещалась в мужском отделении, что вызывало бурное недовольство прекрасной половины Ростова, не имеющей возможности посетить выставку, которая прогремела на всю Россию. Правда, ростовская пресса не была к выставке благосклонна — как и ростовские власти, быстренько экспозицию прикрывшие.

Однако это была не последняя художественная выставка, состоявшаяся в этом подвале. В январе 2010 года в мужском отделении общественного туалета на Газетном художники Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников провели акцию «Здесь был Вова». В ней авторами обыгрывался контраст высокого (музейные таблички) и низкого (граффити «Здесь был…»). Дурицкая и Сапожников напомнили посетителям общественного туалета о некоторых посетителях этого подвала. Правда, пребывание здесь Клементины Черчилль — миф, упорно укоренившийся в умах ростовских журналистов, — документально не подтверждено (да и может ли?! В краткой заметке о ее визите в газете «Молот» 21 апреля 1945 года, как понятно, этот факт не упоминается). Насчет других известных посетителей заведения, среди которых, например, называется Марсель Дюшан (!), возникают вопросы, поскольку их пребывание здесь не запротоколировано, и, строго говоря, то, что они здесь делали, обсуждению не подлежит (ну, не творчеством же занимались…).

А выставка-документация акции «Здесь был Вова» прошла и в ростовской галерее «Вата» в рамках программы первой Южно-российской биеннале современного искусства.

Продолжит действовать туалет и в отремонтированном подвале, правда, в каком именно виде, пока неизвестно, интрига сохраняется.

При входе организаторы рассчитывают устроить магазинчик сувениров, которые не будут повторять ширпотреб, заполонивший прилавки на ростовских вокзалах.

Имея на руках доказательства существования ростовского «кафе поэтов» в 1920 году в другом месте (фантазия обывателя — да и некоторых журналистов! — бездоказательно, но с удовольствием ставила людей, сочиняющих стихи, на один уровень понятно с чем), автор расскажет историю ростовской организации Союза поэтов и обсудит места их встреч в следующей публикации. А самому известному туалету России славы и так хватает, без поэтов. Словом, продолжение будет!

Потерпите: реставрацию самого известного в Ростове «Туалета на Газетном» закончат в 2020 году

Сегодня в нем продолжаются реставрационные работы

29 августа 2019 15:53

Ростов-на-Дону, 6 июня 2019. DON24.RU. Знаменитый среди ростовчан туалет на Газетном может открыться уже в следующем году. Такие прогнозы дает нынешний владелец помещения Роман Елкин, руководитель археологического общества «Наследие».

По его словам, реставрация в подвале, где располагался сам туалет, уже завершена. Сейчас ведутся работы в помещении на первом этаже, которое Роман также приобрел.

«Ситуация такая: подвал, в принципе, практически готов. Но я докупил еще там рядом помещение первого этажа, которое входило в общую систему бильярдной. Там была бильярдная в свое время. И мы занимаемся сейчас реконструкцией того помещения. Мы все оттуда убрали. Сняли все эти деревяшки, гипсокартон. И наткнулись на то, что в этом помещении была кладка из итальянского кирпича», – поделился владелец помещения.

Владелец отмечает, что оставшиеся реставрационные работы займут не меньше полугода:

«Там, честно скажу, сюрпризы вылезают. Может, полгода. А может быть, и год. Вы же сами понимаете, это старое здание. К тому же мы хотим сохранить каждый кирпичик».

Однако перед этим, в октябре-ноябре текущего года, Роман планирует опубликовать в интернете всю информацию, которую удалось собрать в ходе работ, систематизировать и проанализировать.

«Я думаю, мы ее через месяц-полтора в интернете издадим полностью – с историями, картами, расположениями, фотографиями, описательной частью. Все распишем. Сейчас пока ведется аналитическая работа. В интернете все – одно и то же. Все сообщения одинаковые. Мы хотим эту информацию расширить, обосновать. Потому что я сколько ни читал статей, все одинаковые абсолютно», – пояснил он.

В ожидании публикации этих материалов и в преддверии открытия одного из самых культовых мест донской столицы, ИА «ДОН 24» рассказывает об основных вехах его истории.

Читайте также:
Как доехать из Куала Лумпур в Сингапур на автобусе самостоятельно

Предисловие

Можно много раз побывать и много лет прожить в Ростове, но, не увидев лишь одной его достопримечательности, постичь его многогранную сущность не получится. По крайней мере, такого мнения придерживается культурное сообщество России.

Как ни удивительно, речь идет не о музее, памятнике или площади, а всего-навсего об уличном туалете. Ежедневно мимо него проходят сотни людей. И если еще 10 лет назад в него захаживали хотя бы с той целью, для которой он предназначен, то с тех пор, как он был закрыт на ремонт, о его существовании многие забыли.

Две ничем не примечательные двери, расположенные некогда по бокам от бара «На Газетном» в центре Ростова-на-Дону, не расскажут случайным прохожим о ярком прошлом скрытого за ними подвала. Однако несмотря на продолжающуюся уже несколько лет реставрацию, туалет на Газетном считается самой посещаемой достопримечательностью донской столицы.

Обычный подвал доходного дома

Здание, в котором сегодня располагается туалет, было возведено в донской столице под номером 46 по переулку Казанскому (Газетным он стал только после революции) в середине XIX века. Поначалу это был одноэтажный доходный дом, в котором находились магазины.

Его месторасположение было очень проходным и престижным – здесь охотно жили и работали юристы, врачи, ювелиры и представители других высокооплачиваемых профессий. Из-за этого вскоре после постройки здание пережило две реконструкции и стало в три раза выше. После этого помимо лавок там расположился еще и банк, а на верхних этажах в квартирах поселились люди.

Центр притяжения богемы

В начале ХХ века в подвальчике дома № 46 по уже ставшему Газетным переулку открылось кафе «Подвал поэтов», которое быстро снискало славу одного из культурных центров донской столицы. Фактически это кафе стало своеобразной резиденцией поэтов-ничевоков во главе с Рюриком Роком. Группа просуществовала всего пару лет и была громким отголоском европейского дадаизма. Она даже вступала в своеобразное противостояние с Владимиром Маяковским. Который, кстати, в этом кафе даже успел побывать.

В августе 1920 года на сцене «Подвала» впервые в Ростове выступил поэт-авангардист, называвший себя «Председателем земного шара», Велимир Хлебников. Поскольку он был уроженцем Астраханской губернии, его нынешние земляки до сих пор «ревнуют» его к туалету на Газетном. А потому, если завести с кем-нибудь из астраханцев разговор об этом историческом факте, то они наверняка упомянут, что ростовский «Подвал поэтов» Хлебников посетил лишь один раз, а вот в туалете на территории Александровского сада в Астрахани он бывал неоднократно и даже написал на его стене свои «бессмертные строки».

Владелец помещения на Газетном Роман Елкин рассказал, что в ходе реставрации строки Хлебникова были найдены и на стене ростовского туалета:

«Когда мы проводили ремонтные работы, на одной из стен мы нашли стихи. Мы их переписали, а также показали специалистам, которые подтвердили, что это стихи Велимира Хлебникова. Но они сказали, что эти строчки были написаны на штукатурке в 1930 годах. Что интересно, потому что «Подвал поэтов», по информации, которую мы нашли, функционировал в 1920 годах прошлого столетия».

Фото: Велимир Хлебников. diletant.media

Чуть позже одна из пьес Хлебникова была поставлена в помещении этого же кафе, однако автор на премьере присутствовал лишь в виде портрета кисти художника Мане Каца. Это была первая театральная постановка в творческой биографии поэта – «Ошибка смерти» режиссера Аркадия Надеждова. В тот день между столиков ходила барышня Смерть с хлыстом в руках, а среди посетителей сидели 12 ее гостей в масках.

Красные фонари и игральные карты

В период НЭПа «Подвал поэтов» свое существование прекратил – поэтические выступления и театральные вечера там продолжались до 1922 года.

До середины 1920-х переулок Газетный славился среди ростовчан как район «красных фонарей». Все потому, что в те годы предприимчивые владельцы здешних квартир охотно сдавали комнаты проституткам. Там девушки легкого поведения не только жили, но и принимали клиентов. Однако в 1926 году всех путан поймали и сослали в Соловецкий лагерь особого назначения, созданный на месте Соловецкого мужского монастыря в Северной (ныне – Архангельской) области.

До Великой Отечественной войны подвальчик пустовал, пока вошедшие в Ростов и оккупировавшие его немцы в 1942 году не открыли там казино, в котором они, по воспоминаниям местных жителей, играли в карты, пили и проводили время с женщинами.

Монеты 1930 годов XX века, найденные в туалете на Газетном во время ремонта. Фото: Роман Елкин

Это продолжалось вплоть до освобождения города от захватчиков, после чего двухуровневый подвал дома № 46 в переулке Газетном вновь опустел. Так дела обстояли до тех пор, пока не закончилась война.

Жизнь туалетная

К концу войны – в апреле 1945 года – в помещении, где некогда располагался «Подвал поэтов», начал работать единственный в разрушенном немцами городе общественный туалет. По воспоминаниям современников, он был в очень хорошем состоянии, особенно на фоне окружавших его руин.

Когда весной того же года супруга Уинстона Черчилля Клементина, будучи президентом «Фонда помощи России Красного Креста», была приглашена советским Красным Крестом в СССР, ей довелось побывать в этом туалете. Она оказалась сильно удивлена царившей там чистотой и сделала по данному поводу комплимент Ростову-на-Дону.

Читайте также:
Фотографии озера Роторуа

Мемориальная доска Клементине Черчилль, установленная на фасаде городской поликлиники № 10. fotokto.ru

Исключительно туалетом подвал пробыл почти 40 лет. В годы перестройки он из общественного туалета превратился в «первый кооперативный» и получил название «Прогресс». Стоимость его посещения составляла 10 копеек.

Сортирное искусство

В сентябре 1988 года ростовское товарищество художников «Искусство или смерть» под руководством Авдея Тер-Оганьяна решило организовать в бывшем «Подвале поэтов» выставку под названием «Выставка провинциального авангарда «Вылкам Плыз» № 3» (или просто «Провинциальный авангард»).

Фото: Творческое объединение «Искусство или смерть». Из архива одного из участников

Открытие посетило большое количество людей, среди которых были представители местного андеграундного искусства и прессы.

Фото: Афиша выставки «Провинциальный авангард». ru.wikipedia.org

Экспозиция разместилась в двух залах подвала – «Голубом» (он же мужской туалет) и «Розовом» (женский). Среди экспонатов встречались листы со стихами поэта Мирослава Немирова, графика Сергея Тимофеева и две его же картины: «Пушкин с жевательной резинкой» и «Автопортрет художника Тимофея в противогазе».

Выставка оказалась настолько провокационной, что ее закрыли на следующее же утро. Официальная версия – отсутствие воды в туалете.

На какое-то время в подвале наступило затишье. Однако 22 года спустя, в 2010-м, художники Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников провели в туалете на Газетном арт-перформанс «Здесь был Вова».

Фото: Афиша акции «Здесь был Вова». ru.wikipedia.org

Совмещая в абсурдном сочетании музейный стиль и уличное граффити, они напомнили посетителям о выдающихся людях, которые в тот или иной период посещали этот подвал. Выставка-документация акции «Здесь был Вова» состоялась через полгода – на базе ростовской галереи «Вата», в рамках программы Первой Южно-российской биеннале современного искусства.

Еще через месяц, в июне 2010 года, было объявлено о проведении в том же туалете акции «Работа над ошибками». Все желающие могли принести с собой свои экземпляры каталога Первой Южно-российской биеннале современного искусства, в которых и планировалось исправлять ошибки.

После акции ростовские журналисты попытались взять интервью у кассира туалета. Но он, как оказалось, ничего о мероприятии не знал и заявил под запись, что выставки там быть не могло, так как «не предрасположен этот туалет для выставочных дел».

Вновь став центром андеграундной культуры в Ростове-на-Дону, туалет на Газетном заинтересовал азербайджанского режиссера Руфата Гасанова. В июле того же года он снял о подвале документальный фильм под названием O, Sortie!

Фото: Постер фильма O, Sortie! ru.wikipedia.org

Общественный туалет стал главным героем картины, признанной жюри конкурса Международной летней школы ВГИКа одной из самых оригинальных.

Уход в спячку

Туалет, входы в который располагались по бокам от бара «На Газетном», проработал после этого недолго – до осени 2010 года. Затем он был закрыт на ремонт.

Фото: Туалет на Газетном в начале 2000-х. agentika.com

В 2014 году руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин направил в администрацию Ростова письмо с просьбой организовать в туалете на Газетном выставочную площадку. По его мнению, учитывая историю этого помещения, оно могло бы снова стать частью культурного пространства города.

А в 2015 году сити-менеджер Ростова-на-Дону Сергей Горбань объявил, что из туалета можно было бы сделать литературное кафе, в котором ежегодно проводились бы всероссийские творческие вечера. Однако проект так и не был реализован, хоть его и наметили на лето 2016 года в рамках плана по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.

В начале 2017 года помещение было выставлено на продажу, так как муниципалитет не хотел тратить деньги на его реставрацию. Самую большую сумму за него предложил подполковник МВД в запасе Роман Елкин. Также некоторые СМИ писали, что в торгах участвовал и известный телеведущий, уроженец Ростова-на-Дону Дмитрий Дибров, предложивший за туалет 4 млн рублей. Но сам Дмитрий в разговоре с корреспондентом информационного агентства «ДОН 24» эту информацию опроверг.

Когда подвал оказался в частной собственности, оттуда был убран весь мусор. Затем там заменили канализационные трубы, а после этого началась перекладка стен. Владелец рассказал, что в ходе реставрационных работ в помещениях туалета было найдено множество пустых кошельков. На его взгляд, это отголоски криминального прошлого «Ростова-Папы», поскольку распотрошенные кошели остались в туалете от воров, укравших их у горожан на улице. И судя по тому, что в женском туалете таких «сокровищ» нашлось больше, чем в мужском, карманницы были успешнее карманников.

Помимо этого, как рассказал Роман Елкин, во время ремонта были сделаны и другие интересные находки. Например, документы некоего азиатского банка, рисунки на стенах и многое другое.

«Мы потом все эти находки там выставим. Сделаем для этого специальное место», – поделился Роман.

По словам владельца помещения, по окончании реставрации он планирует сделать там творческую площадку в формате литературного кафе. Однако он отмечает, что многие ростовчане все-таки хотят видеть там именно туалет.

«Хотелось бы сделать кафе и творческую площадку. Кто-то нам про антикварный магазин писал, кто-то про что-то еще. Нет, у нас основное направление — творческая площадка. Мы его взяли. Многие почему-то хотят видеть там туалет. Вы не представляете, сколько в наш адрес поступает таких предложений. Я объясняю людям, что согласно действующему законодательству вы можете зайти в любое заведение и бесплатно сходить там в туалет. Этого вам никто не может запретить. Но людям почему-то хочется. У нас тут, кстати, недавно группа так называемых правозащитников (не помню, как называется) зашла к нам и начала у нас в помещении справлять нужду. Вот так вот просто! Организовали какой-то флешмоб, или как это в современном мире называется? Они пытались нам что-то рассказать, но когда мы двери перед ними закрыли, они перестали заниматься неприятностями», – поделился руководитель археологического общества «Наследие».

Туалет на Газетном

Туалет на Газетном — самый известный общественный туалет в Ростове-на-Дону, являющийся одной из достопримечательностей города. Расположен в подвале дома № 46 в Газетном переулке (угол Газетного переулка и Большой Садовой улицы).

Читайте также:
Дом-музей Гете в Франкфурте-на-Майне — подробная информация с фото
Смотрите также
  • Парамоновские склады
  • Ворошиловский мост
  • Ростов Арена
  • Ботанический сад ЮФУ

История

В начале XX века в тесных помещениях этого подвала располагалось кафе «Подвал поэтов», богемное заведение с миниатюрной сценой, облюбованное местными поэтами-ничевоками. 15 августа 1920 года на сцене «Подвала поэтов» впервые в Ростове выступил «Председатель земного шара» поэт Велимир Хлебников. Чуть позже ростовский театр «Театральная мастерская» поставил там пьесу Хлебникова «Ошибка смерти» (реж. А. Надеждов). Это была первая театральная постановка в творческой биографии Хлебникова. Автор присутствовал на репетициях. На премьере подвал украшал большой портрет Хлебникова работы художника Мане Каца.

В период НЭПа за Газетным переулком укрепилась слава района «красных фонарей», где предприимчивые граждане сдавали свои комнаты проституткам целыми кварталами. После 1926 года всех проституток отловили и сослали на Соловки. Во время оккупации Ростова-на-Дону немецкими войсками (1942—1943) в этом подвале расположилось казино, в котором немцы «играли в карты, пили, приводили женщин».

В апреле 1945 года в данном помещении уже функционировал общественный туалет. Это был единственный общественный туалет города, лежавшего в развалинах после освобождения от немецкой оккупации. Посетив его 21 апреля 1945 года, Клементина Черчилль была удивлена царившей там чистотой и сделала комплимент Ростову-на-Дону.

19 сентября 1988 года в помещении первого в Ростове-на-Дону кооперативного туалета «Прогресс» — бывшем «Подвале поэтов» — была проведена выставка «Провинциальный авангард» ростовского товарищества «Искусство или смерть» под руководством Авдея Тер-Оганьяна. В планы товарищества входило открытие в туалете «Прогресс» постоянно действующего культурного Центра. Билет в туалет — он же, соответственно, и на выставку — стоил 10 копеек. Экспозиция размещалась в двух залах — «Голубом» (мужское отделение) и «Розовом» (женское отделение). Выставка вызвала скандал и была вскоре закрыта под предлогом отсутствия воды в туалете. При этом разгромные рецензии на выставку были опубликованы всеми ростовскими газетами, а также — «Литературной газетой». Успели отметиться даже телевизионщики, включая «Дон-ТР» и столичную телепрограмму «Взгляд».

10 января 2010 года в мужском отделении общественного туалета на Газетном художники Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников провели акцию «Здесь был Вова». Выставка-документация акции «Здесь был Вова» состоялась в ростовской галерее «Вата» 20 мая 2010 года в рамках программы первой Южно-российской биеннале современного искусства.

На 19 июня 2010 года группой «Мир» было объявлено о проведении в туалете акции «Работа над ошибками». Всем желающим предлагалось принести для исправления ошибок свои экземпляры каталога первой Южно-российской биеннале современного искусства. Акцию, перепутав всё и вся, проанонсировала даже «Комсомольская правда».

В июле 2010 года режиссёр Руфат Гасанов снял в Ростове-на-Дону и Таганроге документальный фильм «O, Sortie!» (рабочее название — «Подвал поэтов»), главным героем которого стал Туалет на Газетном. Этот фильм был признан жюри одним из самых оригинальных в конкурсной программе Международной летней киношколы ВГИКа. Также фильм участвовал в конкурсной программе 30 Международного фестиваля ВГИК, в конкурсной программе московского кинофестиваля «Святая Анна» (спецпрограмма «Обратите внимание») и в конкурсной программе Всероссийского кинофестиваля документального кино «Свидание с Россией».

До осени 2010 года в помещении подвала — по соседству с баром «На Газетном» — продолжал работать платный общественный туалет. Стоимость посещения ставшего легендарным туалета — 10 рублей.

В октябре 2010 года общественный туалет был закрыт на ремонт, продолжающийся по настоящее время. Как утверждают неофициальные источники, данный ремонт плавно перетечёт в реконструкцию, в ходе которой Туалет на Газетном прекратит своё существование.

21 апреля 2011 года на дверях мужского отделения Туалета на Газетном был обнаружен микро-стикер с призывом «Свободу Вэйвэю», что позднее было определено прессой как нано-протестное выступление в поддержку знаменитого художника Ай Вэйвэя, преследуемого властями Китая.

В январе 2012 года было объявлено, что городские власти намерены установить на доме, в котором находится туалет, мемориальную доску в честь пребывавшего некогда в «Подвале поэтов» Велемира Хлебникова.

Туалет на Газетном как достопримечательность

  • В феврале 2011 года было объявлено об открытии ростовского туристического портала, на котором можно будет ознакомиться с главными ростовскими достопримечательностями, включая и Туалет на Газетном.
  • В марте 2011 года сайт «1001 чудо света» назвал Туалет на Газетном самым знаменитым туалетом мира.
  • Некоторые журналисты считают, что Туалет на Газетном «есть яркая достопримечательность, не посетить которую, будучи в этом городе, просто неприлично».
  • В 2012 году газетой «Ростов официальный» была высказана мысль «сделать ростовский общественный туалет на Газетном площадкой демонстрации не отхожего места как такового, а провокации в искусстве».

Известные посетители подвала

  • Белозор, Максим Алексеевич (1963) — российский журналист, прозаик.
  • Березарк, Илья Борисович (1897—1981) — российский литератор, журналист, театровед, участник литературной группы «Ничевоки».
  • Ваганов, Игорь Александрович (1959) — российский рок-журналист, художник, культуролог, продюсер.
  • Вейсбрём, Павел Карлович (1899—1963) — российский советский режиссёр.
  • Гнесин, Михаил Фабианович (1883—1957) — российский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
  • Дурицкая, Наталья Ивановна (1960) — российская художница.
  • Дюшан, Марсель (1887—1968) — французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма.
  • Кац, Мане Лейзерович (1894—1962) — российский и французский художник.
  • Келешьян, Дмитрий Григорьевич — российский музыкант, композитор, аранжировщик, журналист. Основатель групп «Пекин Роу-Роу» (совм. с Сергеем Тимофеевым) и «Хуже, чем дети».
  • Кисляков, Александр Владленович (1954) — российский художник.
  • Константинов, Николай Александрович (1961—2006) — российский художник и музыкант.
  • Костомолоцкий, Александр Иосифович (1897—1971) — советский актёр.
  • Кошляков, Валерий Николаевич (1962) — российский художник.
  • Лисовский, Всеволод Эдуардович (1967) — телепродюсер, сценарист.
  • Литвак, Анатолий Михайлович (1902—1974) — американский режиссёр, продюсер, сценарист, монтажёр.
  • Мар, Сусанна Георгиевна (1900—1965) — российская поэтесса, переводчица.
  • Медведев, Сергей Артурович (1960) — российский драматург, журналист.
  • Надеждов, Аркадий Борисович — режиссёр спектакля по пьесе В. Хлебникова «Ошибка смерти», премьера которого состоялась в «Подвале поэтов».
  • Немиров, Мирослав Маратович (1961) — российский поэт, прозаик, эссеист, деятель актуального искусства.
  • Палайчев, Юрий Андреевич (1953) — российский художник.
  • Пилипенко, Галина Анатольевна (1961) — российская журналистка, главный редактор журнала «Ура Бум-Бум!».
  • Рок, Рюрик (1898—1932) — российский поэт, лидер литературной группы «Ничевоки».
  • Сапожников, Сергей Анатольевич (1984) — российский художник, фотограф, куратор.
  • Сарьян, Мартирос Сергеевич (1880—1972) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.
  • Сигутин, Александр Васильевич (1959) — российский художник.
  • Слепченко, Василий Рудольфович (1960—1991) — российский художник.
  • Стуканов, Леонид Александрович (1947—1998) — российский художник, педагог.
  • Тер-Оганьян, Авдей Степанович (1961) — российский художник, основатель товарищества «Искусство или смерть», галереи в Трёхпрудном переулке, галереи «Вперед!».
  • Тимофеев, Сергей Анатольевич (1959—1993) — российский художник, поэт, музыкант, основатель группы Пекин Роу-Роу, главный художник Четвёртого канала Останкино.
  • Хлебников, Велимир (1885—1922) — российский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.
  • Черчилль, Клементина (1885—1977) — жена премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.
  • Шабельников, Юрий Леонидович (1959) — российский художник.
  • Шварц, Евгений Львович (1896—1958) — российский советский писатель, драматург.
  • Эрберг, Олег Ефимович (1898—1956) — русский поэт, переводчик, востоковед и сценарист.
Читайте также:
Карта деревни Бан Пхе, где находится Деревня Бан Пхе на карте мира

Интересные факты

  • «В туалете есть ещё две достопримечательности, кроме ТВ, авангарда и весёлой публики. Рабочий туалета в казачьей форме и защитного цвета фуражке, какие в станичных магазинах ещё продаются, суетится, что-то подметает, вытирает, бормочет. Причём это. Кажется у него не имидж, а образ жизни. Я видел его не раз в городе, в этом же наряде, с мелиховскими усами и чубом. В самом же туалете есть потайная дверца в каморку, где вот уже лет 30 живёт старик. Эх! Би-Бомж! Живёт себе человек и рад углу, хоть и с унитазом рядом» — В. Посиделов, «Ура Бум-Бум!», 1988.
  • В 2005 году газета «Аргументы и Факты на Дону» назовёт Туалет на Газетном «первой ласточкой кооперации», а выставку в нём — «пионером разгулявшегося в следующие два года местного авангарда».
  • Туалет на Газетном упоминается в романе Владимира Лисицына «Возвращение мессира».
  • В 2010 году Туалет на Газетном фигурировал в одном из вопросов интернет-версии игры «Что? Где? Когда?» — «В начале прошлого века избранный на самую высокую должность Земного шара присутствовал на премьере своей пьесы в подвале, превратившемся к концу века в НЕГО. В 70-х годах прошлого века другой упомянул ЕГО, как свидетельство проникновения русских людей в любой уголок Земного шара. Я не прошу вас назвать ЕГО назовите этих двоих».
  • В двух шагах от туалета на Газетном, по Большой Садовой, между Газетным и Семашко, у магазина «Океан», с середины 1990-х до середины 2000-х днём обычно стоял или прохаживался поэт Александр Брунько, уже сильно страдающий алкоголизмом. Саша ждал, когда мимо пройдет кто-нибудь из знакомых и даст ему денег на выпивку. И почти всегда это случалось. В какой-то момент друзья Брунько выказывали намерение построить ему «домик» на скамейке возле «Океана» — в виде сидящего Брунько, но только увеличенного, чтобы Саша мог там пережидать непогоду.
  • Кассир Туалета на Газетном в интервью журналистам, интересующимся судьбой акции «Работа над ошибками» (группа «Мир», июнь 2010 г.), заявил: «Такого не может быть, чтобы здесь была выставка! Почему? Да не предрасположен этот туалет для выставочных дел!».
  • Работу над документальным фильмом «O, Sortie!» (ВГИК, 2010) режиссёр Руфат Гасанов начал после прочтения данной статьи в Википедии.
  • История Туалета на Газетном описывается в школьном сочинении, победившем в 2010 году в номинации «Эссе» на конкурсе творческих работ «О тебе, мой Ростов», проведённом администрацией Ростова-на-Дону.
  • В октябре 2010 года один разгорячившийся журналист, критикуя французских искусствоведов за приглашение Авдея Тер-Оганьяна участвовать в выставке в Лувре («Русский контрапункт», Париж, Лувр, 2010), заявил в своей статье, что место работам Тер-Оганьяна не в Лувре, а в Туалете на Газетном.
  • Астраханцы, приревновав Велимира Хлебникова к ростовскому Туалету на Газетном, утверждают, что в их туалете, который располагался в Астрахани на территории Александровского сада, ставшего позднее Братским садиком, Велимир Хлебников бывал «не один раз, как в Ростове-на-Дону, а довольно часто, и даже начертал на стене бессмертные строки».
  • В апреле 2011 года в газете «Московский комсомолец» проскользнула информация о том, что в помещении Туалета на Газетном могло быть открыто одно из новых заведений питания сети ресторанов «РИС».

Дизайн туалета маленького размера в фотографиях

Современные (да и не очень) квартиры зачастую грешат недоработкой в планировке: туалетами очень маленького размера. Небольшого помещения хватит для всех нужд, но разместить там что-то кроме унитаза будет проблематично. И несмотря на небольшие размеры помещения, с его дизайном также возникают вопросы. Предлагаем посмотреть фото дизайна туалетов маленького размера и сделать для себя выводы.

Читайте также:
Канадский висячий мост Капилано длиной 70 метров

Этот санузел оформлен в стандартную бежевую и белую плитку – к такому цветовому решению прибегают многие владельцы квартиры на постсоветском пространстве.

На этом фото использована уже красная плитка с узорами, но цвет разделяет туалет на две части, по высоте унитаза.

Если туалет не только маленький, но еще и узкий, зрительно увеличить его площадь позволит подсветка. Стены и потолок удачно заделаны деревом.

Несмотря на маленький размер туалета, здесь на стене нашлось место даже для картины.

И вновь видим отделку деревом в дизайне.

В дизайне маленького туалета не стоит забывать о подвесных унитазах – они отлично экономят место, что хорошо видно на фото.

Нередко трудности в обустройстве туалета возникают и из-за скошенной планировки – такое встречается в квартирах. Впрочем, есть и плюсы: влезет раковина.

Довольно стандартный дизайн маленького туалета, правда качество фото хромает. Но на вкус и цвет, как говорится :)

На этом фото хорошо заметно, что при ответственном подходе к выбору плитки, дизайн получается более строгий и выдержанный. Несмотря на то, что бежевая гамма никуда не делась.

Если бежевый цвет все равно привлекает, а на плитку нет денег, можно использовать панели ПВХ.

А это – битая плитка. Подробнее о таком виде отделки смотрите в фотоотчете по ремонту туалета при помощи поломанной плитки.


Несмотря на туалет маленького размера, часто в нем имеются ниши, которые отлично подходят для установки бойлера или обустройства шкафа.

А кто-то предпочитает не заморачиваться с дизайном, а просто красит стены светлой краской. Она зрительно увеличит маленькой размер помещения, пусть там будет и не так уютно. Опять же, дело вкуса.

Если санузел маленький. но из него все равно хочется выжать все соки, над унитазом можно обустроить такой вот шкаф своими руками.

Искусственное добавление небольших выступов позволит несколько увеличить помещение. Если бы унитаз был бы обычном, место выступа занял бы бачок. Здесь же получился вполне современный дизайн.

При большом желании в туалет маленького размера можно вместить даже гигиенический душ. Лейка со шлангом не занимает много места, так что если коммуникации позволяют – смело ведите.

Вполне себе современный дизайн с подсветкой и с имитацией текстур натуральных материалов.

Слева – держатель и ершик, справа влезла мусорка. Даже с такими скромными размерами разместить необходимые вещи вполне можно.

Маленький размер туалета можно зрительно перекрыть вытянутой горизонтально плиткой. Посмотрите на фото: на самом деле, места там куда меньше, чем кажется.

А это и вовсе роскошный интерьер, прямо царские хоромы.

Темная и светлая плитка, фотопечать, подвесной унитаз и двери из дерева – что еще надо на маленькой площади?

Просто красивый и яркий дизайн, которого не стоит бояться.

Крупная плитка с фактурой мозайки помогает разбавить интерьер и уйти от монотонных скучных цветов.


Простое сочетание темной и светлой плитки. Обратите внимание: швы замазаны темным раствором специально.




Для скрытия труб и коммуникаций используйте сдвижные конструкции.


При выборе и покупке унитаза обращайте внимание на его ширину: узкие бачки сыграют на руку.

Дизайн туалета маленького размера не обязательно должен быть скучным!

Туалет на Газетном

Туале́т на Газе́тном — самый известный [1] [2] [3] [4] общественный туалет в Ростове-на-Дону, являющийся одной из достопримечательностей города [5] [6] [7] [8] [9] . Расположен в двухъярусном [10] подвале дома № 46 в Газетном переулке (угол Газетного переулка и Большой Садовой улицы) [11] .

Дом, в двухъярусном подвале которого расположен туалет, историки относят к середине XIX века [7] . Строился он в несколько этапов: сначала был одноэтажным, а после двух реконструкций вырос до трех этажей. В начале XX века этот дом был доходным: здесь находился банк, магазины, жилые квартиры [7] .

В начале XX века в тесных помещениях этого подвала располагалось кафе «Подвал поэтов», богемное заведение с миниатюрной сценой, облюбованное местными поэтами-ничевоками [12] . 15 августа 1920 года на сцене «Подвала поэтов» впервые в Ростове выступил «Председатель земного шара» поэт Велимир Хлебников [13] [14] . Чуть позже ростовский театр «Театральная мастерская» поставил там пьесу Хлебникова «Ошибка смерти» [13] [15] (реж. А. Надеждов [16] ). Это была первая театральная постановка в творческой биографии Хлебникова [16] . Автор присутствовал на репетициях. На премьере подвал украшал большой портрет Хлебникова [14] работы художника Мане Каца [16] .

В период НЭПа за Газетным переулком укрепилась слава района «красных фонарей», где предприимчивые граждане сдавали свои комнаты проституткам целыми кварталами [17] . После 1926 года всех проституток отловили и сослали на Соловки [17] .

Во время оккупации Ростова-на-Дону немецкими войсками (1942—1943) в этом подвале расположилось казино, в котором немцы «играли в карты, пили, приводили женщин» [18] . Этот факт подтверждается воспоминаниями ростовчанина Ш. Чагаева [18] .

В апреле 1945 года в данном помещении уже функционировал общественный туалет [19] . Это был единственный общественный туалет города [19] , лежавшего в развалинах после освобождения от немецкой оккупации. Посетив его 21 апреля 1945 года, Клементина Черчилль была удивлена царившей там чистотой и сделала комплимент Ростову-на-Дону [19] [20] .

С началом перестройки первый кооперативный туалет в городе был организован в туалете на Газетном [21] [22] [23] .

Читайте также:
Зубная паста в самолете в ручной клади: можно ли брать и провозить на борту в 2022 году

19 сентября 1988 года в помещении кооперативного туалета «Прогресс» — бывшем «Подвале поэтов» — была проведена выставка «Провинциальный авангард» ростовского товарищества «Искусство или смерть» под руководством Авдея Тер-Оганьяна [24] . В планы товарищества входило открытие в туалете «Прогресс» постоянно действующего культурного Центра [25] . Билет в туалет — он же, соответственно, и на выставку — стоил 10 копеек [26] . Экспозиция размещалась в двух залах — «Голубом» (мужское отделение) и «Розовом» (женское отделение). Выставка вызвала скандал и была вскоре закрыта [27] [28] под предлогом отсутствия воды в туалете [29] . При этом разгромные рецензии на выставку были опубликованы всеми ростовскими газетами, а также — «Литературной газетой» [27] . Успели отметиться даже телевизионщики, включая «Дон-ТР» [30] и столичную телепрограмму «Взгляд» [26] . А газета «Вечерний Ростов» даже попеняла Кировскому райисполкому за отсутствие должного контроля над деятельностью кооперативного туалета [31] .

10 января 2010 года в мужском отделении общественного туалета на Газетном художники Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников провели акцию «Здесь был Вова» [32] [33] . Сыграв на абсурдном контрасте высокого (музейные таблички) и низкого (граффити «Здесь был…»), Дурицкая и Сапожников напомнили посетителям общественного туалета о многих выдающихся обитателях этого подвала [34] [35] . Выставка-документация акции «Здесь был Вова» состоялась в ростовской галерее «Вата» 20 мая 2010 года [36] в рамках программы первой Южно-российской биеннале современного искусства [37] .

На 19 июня 2010 года группой «Мир» было объявлено о проведении в туалете акции «Работа над ошибками» [38] . Всем желающим предлагалось принести для исправления ошибок свои экземпляры каталога первой Южно-российской биеннале современного искусства. Акцию, перепутав всё и вся, проанонсировала даже «Комсомольская правда» [39] [40] .

В июле 2010 года режиссёр Руфат Гасанов снял в Ростове-на-Дону и Таганроге [41] документальный фильм «O, Sortie!» [42] (рабочее название — «Подвал поэтов» [43] [44] ), главным героем которого стал Туалет на Газетном [45] [46] . Этот фильм был признан жюри одним из самых оригинальных в конкурсной программе Международной летней киношколы ВГИКа [47] [48] . Также фильм участвовал в конкурсной программе 30 Международного фестиваля ВГИК, в конкурсной программе московского кинофестиваля «Святая Анна» (спецпрограмма «Обратите внимание») [49] [50] и в конкурсной программе Всероссийского кинофестиваля документального кино «Свидание с Россией» [51] . Работу над фильмом режиссёр начал после прочтения данной статьи в Википедии [43] [52] .

До осени 2010 года в помещении подвала — по соседству с баром «На Газетном» [11] — продолжал работать общественный платный туалет. Стоимость посещения ставшего легендарным [14] [53] туалета — 10 рублей [54] . Поскольку вход в бар «На Газетном» располагался между входами в женское и мужское отделения туалета, завсегдатаи в шутку называли этот бар «Межтуалетьем» [7] .

В октябре 2010 года общественный туалет был закрыт на ремонт [55] , продолжавшийся длительное время [56] [57] [58] . Как утверждали неофициальные источники, данный ремонт должен был плавно перетечь в реконструкцию, в ходе которой Туалет на Газетном прекратит своё существование [55] .

21 апреля 2011 года на дверях мужского отделения Туалета на Газетном был обнаружен микро-стикер с призывом «Свободу Вэйвэю» [59] , что позднее было определено прессой как нано-протестное выступление в поддержку знаменитого художника Ай Вэйвэя, преследуемого властями Китая [53] [60] [61] .

В январе 2012 года было объявлено, что городские власти намерены установить на доме, в котором находится туалет, мемориальную доску в честь пребывавшего некогда в «Подвале поэтов» Велемира Хлебникова [62] [63] .

На апрель 2016 года Туалет на Газетном продолжал оставаться закрытым для посетителей [64] [65] [66] [67] [68] . Стальные двери мужского и женского отделений закрыли фанерными щитами.

В декабре 2014 года руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин направил письмо в администрацию Ростова-на-Дону с просьбой организовать в подвале выставочную площадку [69] . По его мнению, это место могло бы снова стать частью культурного пространства города [69] [70] .

С 2015 года к наглухо забитым дверям Туалета на Газетном гиды стали подводить группы экскурсантов, рассказывая о Туалете как о ростовской достопримечательности [71] [72] .

В октябре 2015 года градоначальник Ростова-на-Дону Сергей Горбань в ходе встречи с предпринимателями города отметил, что из Туалета на Газетном можно было бы сделать хорошее литературное кафе [73] [74] [75] . Более того, в этом кафе, возможно, 25 января 2016 года будет проведён всероссийский творческий вечер поэтов [73] [75] [76] , церемония награждения «лучших из лучших» [77] [78] . Ремонт дома и туалета будет возложен на собственника или нового хозяина [79] . Эскизный проект дизайна кафе подготовило ростовское брендинговое агентство «ЖМЕК-дизайн» [67] .

Проект по превращению туалета в литературное кафе вошло в план городских властей по подготовке города к финалу 21-го чемпионата мира по футболу [80] . Реставрацию здания и реконструкцию туалета наметили на лето 2016 года [80] .

В апреле 2016 года редакция интернет-портала www.1rnd.ru выступила с оригинальной инициативой — разместить изображение Туалета на Газетном на готовящейся к выпуску 200-рублевой купюре ЦБ РФ [81] . По мнению журналистов, если бы дизайн купюры был бы посвящён Ростову-на-Дону, изображение Туалета на Газетном вполне могло бы символизировать этот город, равно как и Парамоновские склады, Нахичеванский рынок и знаменитый ростовчанин Дмитрий Дибров [81] . Выпуск 200-рублевой купюры планировался на конец 2017 года [81] .

В начале 2017 года состоялись торги, в ходе которых муниципалитет избавился от помещений туалета, требующих дорогостоящего капитального ремонта [82] . В торгах участвовал Дмитрий Дибров, предложивший за это помещение порядка четырёх с половиной миллионов рублей [82] [83] . Но эта сумма была перекрыта предложением другого ростовчанина, знатока и ценителя истории, хорошо известного в кругах ростовской общественности [84] .

Читайте также:
Карта вулкана Эрта Але, где находится Эрта Але на карте мира

В октябре 2017 года стало известно, что владельцем подвального помещения в результате торгов стал руководитель археологического общества «Наследие», подполковник МВД в запасе Роман Ёлкин [82] [85] . В туалете на Газетном убрали мусор, заменили канализационные трубы, занялись перекладкой стен. для ремонта использовался старый кирпич. Всего на реставрацию туалета на Газетном планируется потратить порядка 10 млн рублей [82] . Новый собственник планирует открыть в туалете на Газетном антикварный магазин и выставочную площадку [82] [84] . Первой выставкой на этой площадке Роман Ёлкин хотел бы устроить выставку товарищества «Искусство или смерть» [84] . Ремонтные работы в подвале продолжаются и в 2018 году [86] [87] .

Туалеты Ростова

По оценкам экспертов Российского туалетного объединения,
в нашей стране исторически сформировалась евроазиатская туалетная культура.

Теоретически общественные туалеты Ростова, лежащего как раз на границе двух материков, должны являться наиболее ярким примером конгломерата нравов. Однако на деле мегаполис, как и другие отечественные города, не первое десятилетие служит ярким образцом клозетного бескультурия.

ЦИТАТА

Владимир Моксунов, Президент Российского туалетного объединения, член совета директоров Всемирной туалетной ассоциации:

«Я не успел досконально ознакомиться с клозетной индустрией Ростова. Первое впечатление: удручает обилие биотуалетов — вопреки своему названию, не имеющих ничего общего с биологией, а представляющих собой химические бомбы замедленного действия. Что же касается туалета здания, где мы находимся (Торгово-выставочный комплекс Роствертола. — Авт.), то он тоже не идеален: здесь неплохой дизайн, но скверная вентиляция».

Оглавление.

I. История туалетов в России и Ростове

1. Дореволюционные клозеты

Туалет времен Первой мировой.

Клозетная отрасль дореволюционной России выглядела весьма контрастно. Так в сельской местности туалетов практически не строилось. Лишь в конце XIX – начале XX века на деревне начинается активный прирост «дырок», или дворовых туалетов, которыми и в нынешнюю эпоху прогресса изобилуют старые районы Ростова.

В представлении многих россиян вызывающая обилие насмешек и нареканий «дырка» является нашим национальным изобретением. Между тем эксперты связывают их появление с русско-японской войной: это восточное изобретение скопировали вернувшиеся из плена солдаты. Причем «плагиат» вышел неудачным, поскольку в Стране восходящего солнца строения обеспечивались дренажными отводами с проточной водой.

В крупных российских городах дореволюционная клозетная отрасль была самой передовой в мире. Об этом в частности свидетельствуют экспонаты, представленные в московском музее Российской туалетной культуры.

Так, среди них можно увидеть, например, женский писсуар 1895 года выпуска. Еще в позапрошлом веке в России был изобретен сухой сепарационный туалет — оборудование, которое в XXI веке внедряется в такой передовой стране, как нынешняя Япония.

Передовым двигателем тогдашнего клозетного прогресса выступало железнодорожное ведомство, наряду с новыми дорогами строящее и прекрасные санузлы. Один из таких объектов по-прежнему функционирует в Екатеринбурге.

Во время Олимпиады 2008 года Китай удивил весь мир не только своими блестящими спортивными показателями на Олимпиаде, но и состоянием общественных туалетов. За их основу также были взяты российские дореволюционные разработки.

Самым известным клозетом Ростова и одновременно памятником архитектуры является туалет «на Газетном».

2. Туалеты Ростова времен «холодной войны»

Революция остановила развитие «мещанской» клозетной индустрии, но при этом в благополучные советские времена содержание туалетов в Ростове осуществлялось на «удовлетворительно». Так, в семидесятые годы в городе насчитывалось более пятидесяти общественных санузлов. Официально за их исправную работу отвечал горком КПСС, при этом работу туалетов в Ростове неофициально курировало Министерство обороны.

Причина объяснялась тем, что практически все общественные заведения располагались под землей в местах большого скопления горожан. И в случае нанесения по Ростову ядерного удара оборудованные запасными выходами общественные туалеты послужили бы временными бомбоубежищами.

3. Перестройка, приватизация, рыночные годы

В годы перестройки в Ростове начинается новый этап деградации клозетной отрасли. С наступлением рыночной экономики практически все общественные туалеты Ростова были приватизированы, многие из них обанкротились и прекратили свое существование (туалеты в Покровском сквере, парке 8 Марта и т. д.). Возникший в городе острый клозетный дефицит пытаются компенсировать многие прогорающие проектные институты, пускающие посетителей за деньги.

Примечательно, что в 90-х–начале 2000-х за деньги можно было посетить туалет в небезызвестном здании Ростова на ул. Московской, 43/13, где в те времена располагалась районная налоговая инспекция. Причем в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности платное предоставление гражданам туалетных услуг не предусмотрено до сих пор, хотя в документе оговариваются такие «специфические» сферы бизнеса, как, например, чистка коровников и курятников…

Одновременно с 90-х в Ростове полностью прекратилось бесплатное предоставление клозетных услуг, миллионный город стал насчитывать всего два-три объекта, которые можно было бы посетить на безвозмездной основе. (В настоящее время к таковым относится подвальный туалет в здании аэровокзала Ростова.) С точки зрения международной практики такое положение дел является вопиющим нарушением прав человека.

II. Типы туалетов Ростова

1. Общественные

Капитальные общественные туалеты Ростова перешли в частные руки и продолжают использоваться как коммерческие объекты. Стоимость посещения составляет 10 рублей (цены на 2010 г.), таким образом, у тех же малоимущих зачастую возникает дилемма, сходить ли в санузел или же купить булку хлеба.

Строительство новых общественных туалетов в Ростове не ведется на протяжении многих десятилетий, что объясняется высокой себестоимостью работ. Иными словами, рынку нет дела до решения жизненно необходимых потребностей человека.

Читайте также:
Рег Стайер – Дьюти Фри в Шереметьево

2. Дворовые туалеты Ростова

Историческая часть Ростова в нынешнем XXI веке по-прежнему изобилует дворовыми туалетами многоквартирных домов. По оценкам некоторых коммунальщиков, таких строений в мегаполисе около тысячи.

Многие из них общедоступны для прохожих и при этом являются аварийными объектами: заходить сюда небезопасно. Власти Ростова проблему решать не намерены, поскольку, по их логике, эти туалеты являются собственностью жильцов.

Подобное отношение очень сильно смахивает на отговорку по следующим причинам:

▪ Многие хозяева дворовых туалетов Ростова являются малоимущими, к тому же имеющими несчастье проживать в ветхом и аварийном жилье, самостоятельно изменить ситуацию они не способны.

▪ Эксплуатация дворового санузла в ходе содержания и ремонта жилья обходится дороже оплаты услуг централизованного канализования. Между тем многие хозяева дворовых туалетов, как малоимущие, имеют право на получение субсидии на оплату услуг ЖКХ за счет все тех же бюджетных средств.

▪ Многие дворовые санузлы официально расположены на муниципальной земле, за благоустройство которой ответственны власти мегаполиса.

▪ Практически все дворовые туалеты не имеют под собой твердого дна, нечистоты сообщаются с грунтовыми водами, что губит экологию всего Ростова.

По данным ООО «Управляющая организация ЖКХ», только в Кировском районе Ростова в 2010 году эксплуатируется 302 дворовых туалета, принадлежащих собственникам многоквартирных домов:

▪ из них около 200 можно демонтировать, канализовав жилье;

▪ около 100 уже не функционирует, впустую разрушая экологию мегаполиса и уродуя облик города, так как жильцы решили клозетный вопрос самостоятельно;

▪ 56 расположены на территории, числящейся за муниципалитетом;

▪ 27 пребывают в аварийном состоянии.

Несмотря на многочисленные обращения «Управляющей организации ЖКХ» в городской департамент ЖКХ, дирекцию муниципального имущества и благоустройства и другие инстанции (за исключением городского комитета по охране окружающей среды), никто никаких мер не предпринимает…

3. Биотуалеты Ростова

Активная установка биотуалетов началась в Ростове с конца 90-х в качестве альтернативы капитальным объектам. Объекты позиционируются многими продавцами как экологически безопасная альтернатива дворовым туалетам, но при этом качество предоставляемого сервиса в таких кабинах является неудовлетворительным — например, практически всегда отсутствуют вода, мыло, туалетная бумага.

Кстати, на рынке существует и альтернативное биотуалетам переносное оборудование, значительно более комфортное и безопасное в эксплуатации (например, комплекс «Мать и дитя»). Но стоит оно существенно дороже.

При этом практически все биотуалеты Ростова являются коммерческими, что усугубляет ситуацию. Их собственники пользуясь беспомощным состоянием своих клиентов, втридорога берут за сервис неудовлетворительного качества. Безусловно, бюджет обязан платить и за посещающих туалеты малоимущих, и за детей. Но властей сложившаяся ситуация устраивает.

Вопиющий пример варварского отношения к человеку — платные биотуалеты возле кафе, предоставляемые за дополнительные деньги посетителям, чем также грешит Ростов.

4. Клозеты-автомобили

В 2004 году власти Ростова приобрели несколько передвижных туалетов-автобусов. Периодически их можно увидеть в наиболее людных местах по большим праздникам.

III. Клозетный вопрос за рубежом

Туалет в нью-йоркском небоскребе.

По словам ряда специалистов, клозетная культура неизбежно является частью общенациональной культуры страны. Во многих государствах реализуются программы по развитию туалетной индустрии, повышению культуры населения.

▪ В Тайване ликвидировать клозетный дефицит в рамках реформы ЖКХ начали сразу же после того, как обеспечили город урнами.

▪ В Никарагуа и Сирии реализуются программы бюджетного финансирования сети сельских туалетов.

▪ В Японии семейные туалеты оснащается биде, которым следует пользоваться и представителям мужского пола. На компакты в гигиенических целях устанавливаются теплые гидромассажные крышки.

▪ Во многих странах в крупные общественные туалеты организуются экскурсии для детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из этих объектов одновременно являются и историческими памятниками архитектуры. Но главная цель предпринимаемых мер — здоровье нации.

▪ Во многих западных странах издаются еженедельники, специально предназначенные для чтения в туалете. В целях пропаганды гигиенического образа жизни промышленность выпускает специальные туалетные тапочки.

▪ В ряде стран существуют коммерческие VIP-туалеты (при наличии на участке альтернативы), которым, как гостиницам, присваиваются звездочки.

ЦИТАТА

Александр Розенбаум: «Страна не может быть великой с грязным туалетом».

IV. Туалетный менталитет россиян

Исторически сложившийся туалетный менталитет у россиян характеризуется следующими основными качествами:

  • доведенным до абсурда ханжеством;
  • проистекающим из этого невежеством;
  • жаждой наживы (среди некоторых коммерсантов).

А это японский детский туалет.

Все это способствует разрушению психики и здоровья граждан, причем с раннего детства. В качестве примера можно привести тот факт, что не первое десятилетие в ряде образовательных учреждений туалеты превращены в места формирования околокриминальной подростковой субкультуры. Некоторые школьные санузлы служат местами драк, «разборок», курения и распития спиртных напитков, издевательств одних школьников над другими (в качестве убедительного примера можно привести фильм «Все умрут, а я останусь»).

Соответственно, проблема давно перестала относиться исключительно к категории жилищно-коммунальных, решать ее следует также силами руководителей образования, экологов и целого ряда других сфер. Так, некоторые эксперты считают, что школьные туалеты следует перестроить, предусмотрев шесть типовых проектов. Санузлы предлагается разделить не только по половому признаку, но и на три возрастные группы.

Однако до всего этого руки государства не доходят. Хотя на сегодняшний день Россия состоит во Всемирной туалетной ассоциации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: