Белоруссия: особенности миграционной политики

Белоруссия: особенности миграционной политики

В настоящее время перед Беларусью стоит задача обеспечения рынка труда трудовыми ресурсами, регулирования миграции в условиях формирования новых региональных сообществ. При этом необходимо учитывать сужающееся их предложение, наличие внешней миграции, нерациональность потоков внутренней миграции, включая экологическую, повышение мобильности рабочей силы и в то же время направленность экономической политики на развитие национальной инновационной системы. Стратегия миграционной политики в условиях глобализации должна обеспечивать защиту прав и социальную интеграцию мигрантов.

Накопленный практический опыт в результате реализации трех миграционных программ в период 1998–2011 гг. в Республике Беларусь, формирования законодательства в сфере миграции позволяет приступить к обоснованию стратегии миграционной политики, ориентированной на долгосрочный результат. Разработка стратегической политики государства дает возможность сформировать обобщающую модель длительных действий, необходимых для достижения поставленных целей, исходя из имеющихся возможностей, и является основой стратегического планирования. Это позволяет определить проблемы, требующие решения, выявить четкие приоритеты, разработать план реализации стратегии, определить четкие критерии, которые будут являться индикаторами для оценки эффективности процесса ее реализации.

Формирование правового поля и системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих миграционное регулирование в Республике Беларусь, является ключевой предпосылкой, определяющей возможность разработки и реализации стратегии миграционной политики в стране. На данном этапе, благодаря приобретенному страной за два десятилетия опыту в управлении миграционными потоками, официально разделены функции управления миграцией и определены подходы к координации деятельности институтов миграции [10].

На основании изучения правового и институционального обеспечения миграционной политики выделим следующие компоненты, являющиеся базисом государственного управления миграцией в стране:

1. институциональное обеспечение реализации миграционной политики;

2. правовое обеспечение миграционной политики;

3. программный подход в управлении миграцией.

Регулирование трудовой миграции осуществляется в рамках соглашений о занятости и социальной защите трудящихся-мигрантов с рядом государств, ратифицированных Беларусью международных конвенций. Иностранные граждане и лица без гражданства получают доступ на белорусский рынок труда после заключения договора с нанимателем, имеющим лицензию Министерства внутренних дел на осуществление деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы. Трудовой мигрант должен получить в подразделении по гражданству и миграции специальное разрешение на право осуществления трудовой или предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Для достижения поставленных целей и задач в сфере государственного управления в Беларуси применяется программный подход. В стране были разработаны и реализованы три государственные миграционные программы на 1998–2000, 2001– 2005 и 2006–2010 годы, Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008–2010 годы, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, включающая подпрограмму «Оптимизация миграционных процессов» [2]. Принята Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы [11].

В Концепции национальной безопасности, утвержденной 9 ноября 2010 г., предусмотрено создание комплексной системы стратегического планирования [5]. Определено, что необходимое внимание будет уделяться оптимизации миграционных процессов, созданию условий для уменьшения эмиграции, сохранения интеллектуального и трудового потенциала республики, а также привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, продолжится активное противодействие незаконной миграции. В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы в главе «Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь» предусмотрено создание механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов с учетом их инвестиционного, образовательного потенциала, возраста; обеспечение финансовой поддержки иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства; организация рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов развития регионов; разработка мер адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество; использование возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов [11].

Ключевым приоритетом, являющимся базисом формирования стратегической политики в области миграции, является направленность на инновационное развитие национальной социально ориентированной экономики, исходя из необходимости обеспечения ресурсами рынка труда страны. Это предполагает сохранение имеющегося трудового потенциала и его развитие, привлечение высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей, эффективного развития традиционных отраслей, в том числе, при необходимости, за счет привлечения трудовых мигрантов. Построение рыночной экономики обусловливает необходимость активизации бизнес-связей, привлечения потенциальных инвесторов, создания условий для их деятельности в стране.

Отрицательные демографические тенденции, отмеченные в Беларуси: старение население, снижение его численности, необеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, влияние экологической миграции, ставят задачу принятия ключевых приоритетов в стратегии миграционной политики. Необходимым является принятие ключевого стратегического решения о политике привлечения трудовых мигрантов. При этом необходимо учесть опыт тех стран, которые применяли различные варианты миграционной политики, и возможные результаты. Социоисторический и культурный контекст оказывает влияние на процесс социокультурной интеграции мигрантов.

Основная цель внешнеэкономической политики Беларуси – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения. Важнейшими задачами на ближайший период являются:

– приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

Читайте также:
Фотографии пещеры Атлантида

– совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективности использования иностранных инвестиций;

– снижение ресурсо-, энерго- и материалоёмкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;

– принятие системы сертификации и качества экспортной продукции;

– повышение уровня информированности национальных производителей об изменениях мировой конъюнктуры;

– рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в различных международных экономических организациях. Основными задачами сотрудничества с международными экономическими организациями являются следующие:

1) наращивание позитивного восприятия Беларуси как полноправного и активного участника процесса международного сотрудничества;

2) укрепление доверия к республике как к перспективному партнёру;

3) обеспечение национальной безопасности посредством участия в многосторонних соглашениях и форумах;

4) использование потенциала и возможностей международных организаций для решения проблем переходного этапа;

5) активизация сотрудничества в целях расширения объёмов финансовой и технической помощи Республике Беларусь;

6) формирование условий для реализации государственной политики;

7) интеграция РБ в мировое экономическое пространство.

В настоящее время Республика Беларусь является членом 60 международных организаций. В стране функционирует чёткий и эффективный механизм координации многостороннего международного сотрудничества, особенно, что касается выполнения финансовых обязательств перед организациями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с естественной убылью белорусов миграция, по меньшей мере до середины XXI века, станет основным источником прироста населения и трудовых ресурсов республики. В связи с этим назрела острая потребность в углубленном и комплексном подходе к изучению закономерностей и механизмов современных миграционных процессов, их диагностике и прогнозировании, а на этой базе — в формировании и реализации соответствующей государственной политики.

Миграционная политика Республики Беларусь

Необходимость управления миграционными процессами связана, с одной стороны, с удовлетворением общественных потребностей в размещении населения по территории страны в масштабах и пропорциях, соответствующих задачам устойчивого социально-экономического развития государства, а с другой стороны, с устранением негативных тенденций в миграционном развитии как на национальном уровне, так и в разрезе городской и сельской местности.

Миграционная политика – это деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов. В силу специфических особенностей миграционных процессов, зависимости от всего комплекса социально-экономических и природных факторов политика, проводимая в отношении их регулирования, не может не находиться во взаимодействии с:

1. Социальной политикой в целом и всеми ее составляющими, т.к. миграционные процессы являются только следствием притягивающих социальных факторов. Кроме того, они и сами становятся следствием социального неблагополучия. Меры социальной политики выступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категориям мигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренном порядке.

2. Демографической политикой. Являясь важной составляющей демографического процесса, миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию. В одних случаях они способствуют снижению «демографического давления», в других позволяют компенсировать естественные потери населения. Миграция населения способна привести к существенным изменениям в половозрастной структуре населения отдельных регионов страны. Миграционная политика выступает как важный компонент демографической политики.

3. Геополитикой, т.к. выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии. Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.

4. Национальной политикой. В связи с тем, что одной из важнейших групп факторов субъективного, психологического характера, воздействующих на миграционные процессы, является сложившийся жизненный стереотип, или жизненный стандарт, зависящий в первую очередь от этнических особенностей и обычаев, миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами.

Наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось, между миграционными и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической политикой. Экономическая политика определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.

В Государственной миграционной программе на 2001–2005 гг. главной целью развития миграционных процессов обозначена «эффективная реализация миграционного законодательства, а также исполнение обязательств, принятых Беларусью в рамках соответствующих международных договоров и соглашений». В связи с этим основными задачами государственной миграционной политики являются:

· соблюдение государственных интересов при реализации мероприятий по регулированию миграционных процессов;

· создание эффективной системы иммиграционного контроля;

· защита законных прав мигрантов;

· создание условий для успешной адаптации и интеграции репатриантов и беженцев.

Регулирование миграции населения в Беларуси основывается на следующих принципах:

1) обеспечения закрепленных в Конституции Республики Беларусь прав человека на свободный выбор мест проживания, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда и въезда, свободу передвижения;

Читайте также:
Памятник Битве народов в Лейпциге — подробная информация с фото

2) недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или иным обстоятельствам;

3) обеспечения соответствия миграционного законодательства Беларуси международным нормам, конвенциям и рекомендациям с учетом современного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и перспектив развития;

4) упреждения стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки социально-экономических стимулов, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков;

5) участия соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции.

По форме участия государства в регулировании миграционных процессов можно выделить следующие методы: законодательные, социально-экономические и организационные методы.

Законодательное регулирование миграции включает регламентацию отношений между субъектами миграции и органами государственного управления. Законодательное регулирование основано, прежде всего, на Конституции Республики Беларусь, которая юридически закрепляет право граждан на выбор места жительства и профессии. Основными нормативно-правовыми актами по регулированию миграционных процессов выступают законы Республики Беларусь “О гражданстве” (1991), “Об иммиграции” (1993), “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь” (1993), “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь” (1993), “О занятости населения Республики Беларусь” (1991), “О беженцах” (1995), “О внешней трудовой миграции” (1998), Положение Министерства труда и социальной защиты о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей (1998), а также межправительственные соглашения между Республики Беларусь и другими странами, регулирующие вопросы внешней трудовой миграции.

Экономическое регулирование миграционных процессов реализуется через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетного финансирования, инвестиционной политики, системы оплаты труда, жилищного строительства, создания в трудонедостаточных районах социальной и технической инфраструктуры, лучших бытовых условий. Все это является действенным фактором, влияющим на принятие решения о миграции. Направленность такого регулирования определяется главным образом сложившейся конкретной миграционной ситуацией, необходимостью решения сложившихся в республике узловых социально-экономических и демографических проблем.

В современной практике регулирования миграционных процессов экономические методы предусматривают взимание (освобождение от взимания) различных сборов и пошлин (например, за регистрацию по месту пребывания, за право привлечения иностранной рабочей силы, иногородних специалистов и др.), их снижение (или повышение) в зависимости от складывающихся условий; регулирование стоимости жилья, взимание залоговых сумм (например, на приобретение обратного билета для иностранных работников по окончании срока действия права на трудовую деятельность), применение штрафных санкций за нарушение установленного миграционного порядка, а также воздействие на рыночную конъюнктуру (уровень оплаты труда, стоимость потребительской корзины, включая цены на покупку (аренду) жилья).

Организационные методы включают мониторинг, анализ и учет миграционных процессов, информационное обеспечение органов государственного управления, осуществляющих реализацию мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в сфере миграции населения; международное сотрудничество, а также разработку национальных программ по развитию миграционных процессов, в которых обосновываются концептуальные положения миграционной политики, определяются стратегические и тактические цели регулирования миграционных процессов, выбираются на различных этапах развития экономики национальные приоритеты и т.д.

В системе государственного регулирования миграционных процессов каждому миграционному потоку присущ свой инструментарий. Ключевой формой регулирования процессов внешней миграцииявляется организация системы иммиграционного контроля. Цель введения иммиграционного контроля – регулирование притоков иммигрантов, прибывающих в страну или уже находящихся в ней.Иммиграционный контроль – это деятельность, направленная на регулирование иммиграции, обеспечение защиты законных прав мигрантов и соблюдение интересов Республики Беларусь; а также комплекс мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию государства путем определения правового положения и целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или собирающихся прибыть в Беларусь, или находящихся на ее территории. Основными направлениями механизмов реализации иммиграционной политики государства являются следующие:

· введение квотирования приема иностранных граждан, желающих получить вид на жительство;

· формирование перечня территорий, предпочтительных для расселения мигрантов, введение системы дифференцированного экономического стимулирования переселения;

· механизм наложения штрафных санкций за нарушение миграционного законодательства, депортация из страны в случаях, предусмотренных законом;

· создание нормативно-правовой базы, регулирующей иммиграционные процессы в стране;

· введение разрешительного порядка на пребывание иностранных граждан в стране, а также ограничений на въезд и транзит лиц, имеющих судимости за тяжкие преступления.

В сфере эмиграционной политики выделяют следующие направления: экономическое стимулирование или нормативно-законодательное ограничение эмиграции, создание условий для реэмиграции и адаптации реэмигрантов на родине. Основными инструментами реализации данной политики являются: бюджетно-налоговая, ценовая и денежно-кредитная политика, квоты, субсидии, пособия, льготы (на постройку и приобретение жилья, открытие собственного бизнеса), разработка программы создания рабочих мест для реэмигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции направлено на согласование интересов всех субъектов, участвующих в этом процессе на разных уровнях: стран-экспортеров рабочей силы, стран-импортеров, непосредственно работодателей, посреднических фирм и самих трудящихся-мигрантов. Среди задач, которые в первую очередь встают перед государством в связи с развитием трудовой миграции, наиболее существенное значение имеют сглаживание отрицательных и максимизация положительных экономических и социальных последствий, к которым приводит отток рабочей силы с национального рынка труда, а также пресечение нелегальной миграции, являющееся важнейшим условием обеспечения социальной защиты трудящихся-мигрантов. Основными инструментами регулирования процессов внешней трудовой миграции являются:

Читайте также:
Больше всего инвестиций было вложено в офисную недвижимость Австрии

1. Присоединение государства к международным конвенциям по миграции. Закрепление прав трудящихся-мигрантов на уровне национальных законодательств, определяющее политику государства в сфере внешней трудовой миграции, направленной на стимулирование или ограничение миграционных потоков.

2. Заключение двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений между заинтересованными странами. В них оговариваются взаимоприемлемые параметры миграции (квоты и т.д.), условия найма работников, гарантии соблюдения их трудовых и социальных прав, меры по пресечению нелегальной и стимулированию возвратности легальной миграции, ряд специфических обязательств стран.

3. Прямой административный контроль за выездом всех мигрантов или отдельных профессионально-квалификационных групп; может устанавливаться путем ограничений на выдачу заграничных паспортов, введения практики оформления въездных виз, монополии государства на импорт рабочей силы и т.д.

4. Лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом. Данный метод является наиболее универсальным инструментом для решения ряда задач, прежде всего, для регулирования условий найма рабочей силы, пресечения нелегальной миграции, социальной защиты трудящихся-мигрантов.

Из имеющихся в мировой практике подходов к решению проблем интеллектуальной миграции можно выделить две основные концепции государственной политики в этой сфере. Это так называемая концепция «активного регулирования», основная идея которой состоит в принципиальной возможности и целесообразности государственного регулирования интеллектуальной межгосударственной миграции при помощи различных инструментов (правовых, административных, экономических и др.). Данная концепция предполагает активное сочетание внутригосударственных и международных правовых актов, регулирующих, прежде всего, программы возвращения мигрантов. А также концепция «ориентации на перспективу», базирующаяся на положении о том, что проблемы регулирования интеллектуальной миграции могут быть решены только в перспективе и на наднациональном уровне при соблюдении интересов личности и государства – страны происхождения эмигранта. Это означает разработку таких международных правовых норм и законодательных положений, которые не противоречат общепринятым государственным нормам.

Механизм государственной политики в отношении вынужденных мигрантов включает, прежде всего, иммиграционный контроль, оказание экстремальной помощи, содействие временному обустройству и так называемые долгосрочные решения, среди которых – поселение на постоянное место жительства и интеграция, возможное дальнейшее переселение, добровольная репатриация.

Система мер по борьбе с незаконной иммиграциейвключает следующие основные направления: создание эффективной системы иммиграционного контроля, повышение технической оснащенности пограничных служб; ужесточение требований к транспортным перевозчикам; ужесточение штрафных санкций за нелегальную иммиграцию, незаконную занятость и контрабандную переправку мигрантов; организация депортации нелегалов; регулирование статуса иммигрантов; проведение информационных кампаний, осуществление программ легализации для незаконных мигрантов.

Важнейшей целью государственного регулирования внутренних миграционных перемещений считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах. Регулирование внутренней миграции осуществляется, как правило, косвенными методами, связанными, прежде всего, с развитием и территориальным размещением сети специальных учебных заведений, подготавливающих квалифицированные кадры для села; упорядочиванием условий приема, обустройства и распределения выпускников данных учебных заведений; организацией сравнительных условий труда и быта, дальнейшего профессионального продвижения Особое внимание уделяется ситуации на рынке труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры.

Рекомендуемая литература

1. Артюхин М.И. Интеллектуальная миграция как объект государственного регулирования // Социология. 2000. № 2. С. 46-52.

2. Масленкова Е.В. Внешняя миграция Беларуси: проблемы и тенденции // Белорусский банковский бюллетень. 2002. № 43. С. 45-54.

3. Тихонова Л.Е. Регулирование демографических процессов в Беларуси. Мн., 2002.

4. Шахотько Л.П. Миграция населения Беларуси // Миграционная ситуация в странах СНГ / Под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 1999. С. 91-112.

Вопросы для повторения:

1. Дайте определение термина «миграция населения».

2. Каковы основные функции миграции?

3. Назовите основные внешние и внутренние миграционные потоки в РБ.

4. Перечислите основные страны выезда белорусских граждан на постоянное место жительства за рубеж.

5. Каковы основные преимущества и недостатки трудовой миграции для отдающих и принимающих стран?

6. Что является целями и задачами миграционной политики в Беларуси?

7. Какими законодательными актами регламентируются миграционные процессы в Беларуси?

8. Какие основные приоритеты в сфере миграционной политики на современном этапе вы знаете?

Миграционная политика Республики Беларусь

Миграционная политика Республики Беларусь

Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.

Читайте также:
Фотографии Усадьбы Архангельское

С точки зрения развития человечества миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран.

В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.

В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.

Проблемы миграции, урегулирования процессов миграции всегда были наиболее актуальными для государств – участников Содружества Независимых Государств. Общая история, сложившаяся за многие десятилетия, культурные связи народов, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения людей.

Принятые Советом глав государств Содружества в октябре 2007 года предложения по согласованной миграционной политике, включая Декларацию о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, создали необходимые условия для обеспечения конструктивных подвижек на этом весьма важном направлении.

Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств предусмотрено совершенствование договорно-правовой базы Содружества и его государств – участников в сфере миграции. Этот вопрос рассматривался Группой для выработки предложений по согласованной миграционной политике стран СНГ. И сегодня уже можно сказать, что созданы реальные предпосылки для преодоления расхождений в национальном законодательстве государств – участников СНГ, повышения организационной составляющей сотрудничества, определения единых подходов к учету мигрантов, налаживания полномасштабного информационного обмена.

В Рабочем плане Исполнительного комитета СНГ по выполнению Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, определены новые направления и ориентиры в сфере миграции, мероприятия по закреплению сложившихся форм сотрудничества. Так, в соответствии с Рабочим планом продолжено взаимодействие и обмен опытом между компетентными органами государств – участников СНГ, осуществляющими противодействие незаконной миграции, в выявлении и пресечении деятельности организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции. В этих целях Советом руководителей миграционных органов стран Содружества заключены протоколы о координации взаимодействия в области миграционной политики с Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.

Продолжается переговорный процесс с сопредельными государствами и странами СНГ о заключении международных договоров о приеме и передаче лиц через государственную границу, осуществляется ежегодный мониторинг выполнения Программы о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией на 2009–2011 годы.

В рамках международного сотрудничества в сфере миграции 19 сентября 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Международной организацией по миграции, а 3 февраля текущего года подписан План по его реализации.

В октябре 2010 года на заседании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ планируется рассмотреть предложения по совершенствованию договорно-правовой базы СНГ, регламентирующей вопросы внешней трудовой миграции.

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Миграция, а также ее последствия – очень деликатная проблема, она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов. Поэтому вопросы миграционной политики, интенсивный рост миграционных потоков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации.

Об этих и других вопросах и их решении в Республике Беларусь мы попросили рассказать Полномочного представителя Республики Беларусь в Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси А. Ю. БЕГУНА.

«В конце XX и начале XXI столетий проблемы гуманного управления возросшими миграционными потоками приобретают особую актуальность и становятся объектом пристального внимания международного сообщества. В настоящее время практически все страны мира вовлечены в активные миграционные процессы. Миллионы людей ежегодно пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций.

Читайте также:
Координаты городов России. Какой город какие имеет координаты Маршрут проложить

Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В Республике Беларусь можно выделить пять основных миграционных потоков: внутренняя миграция; внешняя миграция (эмиграция и иммиграция); внешняя трудовая миграция (экспорт и импорт рабочей силы); вынужденная миграция; незаконная миграция.

Основные показатели внутренней миграции в Республике Беларусь и статистический анализ населения страны изучались в ходе переписи населения, проведенной с 14 по 24 октября 2009 года.

По предварительным данным переписи населения, на 14 октября 2009 года численность населения Республики Беларусь составила 9 млн 489 тыс. человек, из них численность городского населения составила 7 млн 52 тыс. человек, или 74 % общей численности населения, сельского – 2 млн 437 тыс. человек (26 %). Общая численность населения с 1999 года (согласно переписи населения 1999 года) сократилась на 556 тыс. человек.

Переписью населения 2009 года учтено 4 млн 423 тыс. мужчин и 5 млн 66 тыс. женщин. Численность женщин превышает численность мужчин как в составе городского населения, так и сельского. По предварительным данным, на 14 октября 2009 года на 1000 мужчин приходилось 1 145 женщин.

В настоящее время в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь осуществляется ввод персональных данных, полученных в ходе переписи населения. По мере его завершения (до 1 сентября 2010 года) будут сформированы окончательные итоги общей численности населения республики с распределением по составу и размещению, а также по уровню образования, источникам средств существования.

Согласно данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших в 2009 году в республику на постоянное проживание, составило 19 892 человека (в 2008 году – 17 413), число выбывших из республики на постоянное жительство – 7 643 (в 2008 году – 9 268), миграционный прирост – 12 249 (в 2008 году – 8 145).

При этом основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ (15 582 человека), в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.

За январь – февраль 2010 года в республику прибыло 2 798 человек и выбыло 1 061, миграционный прирост составил 1 737 человек.

Ежегодно в установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь получают 10–13 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время в органах внутренних дел состоит на учете 133 277 иностранных граждан и 7 799 лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание, из них:

О трудовой миграции на территории Республики Беларусь

Масштабы трудовой миграции в мире постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Исключение не составляет и Республика Беларусь.
Динамично развивающаяся экономика Беларуси требует привлечения высококвалифицированных кадров. При этом, как показал анализ, в подавляющем большинстве (более 80%) трудовые мигранты, работающие в Беларуси, заняты физическим трудом в строительстве, торговле и общественном питании.
Прибывают трудовые мигранты более чем из 60 стран мира. При этом граждане России, Украины, Узбекистана, Литвы, Латвии составляют значительную долю. Дальнее зарубежье представлено иностранными работниками таких стран, как Турция, Вьетнам и др. Крупнейшим поставщиком рабочей силы является Китай. Данная тенденция обусловлена тем, что более 8 крупных компаний реализуют инвестиционные проекты на территории Республики Беларусь.
Сложилась достаточно четкая специализация иностранных рабочих из отдельных стран на определенных отраслях занятости. Так, в потоке мигрантов из Украины и Китая преобладают строители. Трудовые мигранты из Азербайджана преимущественно привлекаются в сферу торговли, общественного питания. Выходцы из Узбекистана трудятся в сельском хозяйстве, строительстве и торговле.
Анализ сложившихся масштабов привлечения иностранной рабочей силы показал, что в настоящее время объемы импорта трудовых ресурсов не оказывают заметного давления на национальный рынок труда, а трудовые мигранты не представляют значительной конкуренции в борьбе за имеющиеся рабочие места. При этом объемы незаконной трудовой миграции внутри Беларуси невелики, что обеспечивалось достаточно продуманным национальным трудовым законодательством.
Миграционная политика Республики Беларусь данного периода направлена на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З “О внешней трудовой миграции” (далее – Закон N 225-З).
По общему правилу для занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранному гражданину необходимо получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение).
Рассмотрим подробнее процедуру получения специального разрешения, когда в организации осуществляет трудовую деятельность не более 10 иностранных граждан.
Специальные разрешения выдаются по заявлению нанимателя Республики Беларусь в отношении иностранного гражданина для занятия трудовой деятельностью по определенной должности (профессии) на указанный в нем срок.
По общему правилу срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с момента подачи заявления и выдается сроком – 1 год.
Срок действия специального разрешения может быть однократно продлен. После однократного продления наниматель вправе обратиться за получением нового специального разрешения.
Размер платы, взимаемой за рассмотрение заявления, по общему правилу, составляет 5 базовых величин (в настоящее время 127,5 белорусских рублей).
При осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранный гражданин обязаны получить Специальное разрешение для работы у каждого из них.
После получения Специального разрешения нанимателю Республики Беларусь следует заключить трудового договор (контракт) с иностранным гражданином. Здесь важно учитывать следующее:
• срок действия трудового договора (контракта) не может превышать срока действия специального разрешения;
• трудовой договор (контракт) должен включать особые положения, предусмотренные белорусским миграционным законодательством (в том числе, условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта);
• трудовой договор (контракт) должен быть составлен на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для иностранного гражданина языке(если русский и (или) белорусский языки не являются родными или понятными для иностранного гражданина);
• трудовой договор (контракт) должен быть зарегистрирован в органе по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения.
Обращаем внимание, что изменения и/или дополнения к трудовому договору (контракту) также должны быть зарегистрированы в органе по миграции в месячный срок со дня их внесения.
Специальное разрешение выдается по разрешительному принципу. Одним из возможных оснований для отказа является отрицательное заключение соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите.
За трудоустройство иностранных граждан с нарушением установленного порядка наниматель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) со следующими возможными санкциями: предупреждение или штраф до 20 базовых величин.
К ответственности может быть привлечен и иностранный гражданин в соответствии с ч. 1 ст. 23.55 КоАП. В данном случае возможны следующие санкции: предупреждение, штраф до 50 базовых величин или депортация.

Читайте также:
37 часто задаваемых вопросов о Барселоне

Беларусь и Россия: особенности взаимной миграции

Недавний доклад экспертов Института Гайдара и Академии госслужбы зафиксировал аномальное увеличение миграционного притока в Россию – по подсчетам авторов, прирост оказался почти двукратным. При этом есть заметная разница между потоками постоянной и временной миграции: так, например, белорусы не стремятся менять постоянное место жительства, однако на заработки приезжают в Россию часто. От чего это зависит и как ситуация с миграцией в Беларуси и России складывалась в последние годы, специально для портала «Евразия.Эксперт» проанализировал международный обозреватель Александр Шустов.

Статистика знает не все

Резкое увеличение объема иммиграции в Россию было зафиксировано в июльском выпуске «Мониторинга экономического развития», который издается Институтом Гайдара и РАНХиГС. Четвертый раздел доклада, подготовленный ведущими сотрудниками лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда РАНХиГС Никитой Мкртчяном и Юлией Флоринской, так и называется – «Миграционный прирост: аномальные показатели». Анализируя данные «Росстата» по постоянной миграции, авторы раздела отмечают, что в январе апреле 2019 г. миграционный прирост населения РФ неожиданно вырос почти в два раза – с 57,1 до 98 тыс. чел.

Столь резкое увеличение миграционного притока было вызвано исключительно ростом числа прибывших. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно выросло со 177,3 до 218,6 тыс., тогда как количество выбывших практически не изменилось. Никаких видимых экономических или иных причин столь значительного увеличения иммиграции в Россию не прослеживается, что наводит на мысль о банальном недоучете числа мигрантов в предшествующий период. Подозрения эти усиливаются тем, что количество прибывших в первом квартале 2019 г. оказалось самым большим за все десятилетие, тогда как в предыдущем 2018 г., напротив, был зафиксирован самый низкий с 2005 г. миграционный прирост населения РФ.

Кто и откуда едет в Россию

Основным странами-донорами для России являются Казахстан, Украина, Таджикистан и Армения. Причем, если в Казахстане до сих пор сохраняется многочисленное русское население, а граждане Украины зачастую вообще являются этническими русскими, то в Таджикистане и Армении славянского населения уже практически не осталось, и переселяется в РФ их титульное население. Единственными странами СНГ, миграционный приток из которых сократился, оказались Беларусь и Молдова. В январе-апреле 2018 г. из Беларуси в РФ прибыли 3,5 тыс. чел., тогда как за аналогичный период этого года – 2,8 тыс. По числу мигрантов Беларусь среди десяти стран СНГ заняла седьмое место, опередив лишь Молдову (2,2 тыс.) и Туркменистан (1,7 тыс.), с которым у России существует визовый режим.

Читайте также:
Шоппинг в Вене, Австрия: магазины и ТЦ, где потратить деньги

С временной миграцией, которая чаще всего является трудовой, ситуация складывается несколько иначе. После ее спада в 2015‑2016 гг., вызванного девальвацией рубля и экономическим кризисом в России, наблюдается усиление притока мигрантов из Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. По первым трем странам докризисные показатели уже превышены, а по Узбекистану пока ниже их всего на 15%. Устойчивое сокращение числа прибывающих в РФ временных мигрантов демонстрируют Молдова и Украина, гражданам которых благодаря наличию соглашений о евроассоциации доступен европейский рынок труда. Из Беларуси же временная миграция в Россию также выросла, но не очень значительно (на 6,2%), увеличившись в январе-мае этого года с 617,6 до 655,8 тыс. чел.

Белорусская специфика

В целом, миграционный обмен между Россией и Беларусью в постсоветский период, несмотря на этнокультурную близость между русскими и белорусами, был не очень интенсивным. По чистому миграционному оттоку в РФ республика занимала одно из последних мест в СНГ, уступая разве что Туркменистану. За 1997‑2018 гг. чистая эмиграция из Беларуси в Россию составила всего 36,3 тыс. чел., тогда как из Молдовы, вчетверо уступавшей ей по населению – 243,3 тыс. чел, а с Украины – 939,1 тыс. чел.

Более того, с середины 1990‑х гг. по середину «нулевых» миграционный обмен складывался в пользу Беларуси. Чистые миграционные потери России в обмене населением с ней за этот период составили около 25 тыс. чел.

Положение меняется лишь с 2007 г., когда миграционный обмен начинает складываться в пользу России. Тем не менее, отток населения из Беларуси в РФ все равно был в несколько раз ниже, чем из Молдовы, а с Украиной разница достигала нескольких десятков раз. За последние 12 лет чистая эмиграция в Россию из Беларуси составила 62 тыс. чел., из Молдовы – 180 тыс., а с Украины – 675 тыс. Впрочем, в последние годы эмиграция двух последних стран заметно уменьшилась. Особенно заметным оказалось сокращение миграционного притока с Украины. В прошлом году по сравнению с 2017 г. он сократился в 3,2 раза, а по сравнению с 2016 г. – сразу в 8 раз (со 118,8 до 14,8 тыс.). В итоге за 2018 г. из Беларуси в РФ прибыло 7,2 тыс. чел., Молдовы – 7,7 тыс., а с Украины – 14,8 тыс.

Похожая ситуация складывается в Беларуси и с временной миграцией, которая в последнее время устойчиво растет, значительно уступая, тем не менее, миграционным потокам с Украины, не говоря уже про Среднюю Азию. В январе-июне 2016 г. из Беларуси в Россию с целью работы прибыли 56,6 тыс. чел., в первом полугодии 2018 г. – 67,7 тыс., а 2019 г. – 75,1 тыс. С Украины же в Россию за первое полугодие этого года с трудовыми целями приехали 213,2 тыс. чел. Вместе с тем, трудовая миграция из Молдовы и с Украины в последние годы устойчиво сокращалась, а из Беларуси – росла, чему в немалой степени содействовало создание ЕАЭС.

Невысокая миграционная привлекательность России для жителей Беларуси свидетельствует, судя по всему, об определенных преимуществах белорусской модели социально-экономического развития, намного больше сохранившей от социализма.

Несмотря на более низкий уровень жизни, социальная и экономическая стабильность сдерживает отток населения, оказавшийся намного ниже, чем в соседних странах региона. Создание единого рынка труда в рамках ЕАЭС привело к определенной активизации миграционных потоков, которые, однако, пока заметно уступают по объему миграциям между РФ и странами СНГ, которые в Союз не входят.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

Внешняя миграция в Республике Беларусь. Миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и практического анализа рассмотреть особенности международной миграции рабочей силы Республики Беларусь проанализировать масштабы, динамику и основные направления миграции рабочей силы; определить методы и инструменты трудовой миграции.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи: 1. рассмотреть понятие и виды миграции населения, определить роль миграции в национальной экономике; 2. выявить современные тенденции миграции населения в мировой экономике; 3. проанализировать масштабы, динамику и направления международной миграции рабочей силы в Республике Беларусь; 4. проанализировать методы и инструменты международной миграции в Республике Беларусь.

Читайте также:
Отели Мюнхена: популярные и бюджетные предложения
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы 5
1.1. Понятие и виды миграции рабочей силы 5
1.1. Миграционная политика страны 8
Глава 2. Внешние миграции в Республике Беларусь 13
2.1. Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь 13
2.2. Структура и основные направления внешней трудовой миграции населения в Республике Беларусь за период 2000-2010 гг. 15
Глава 3. Миграционная политика в Республике Беларусь 20
4.1. Инструменты государственного регулирования миграционной политики 20
4.2. Особенности миграционной политики Республики Беларусь 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Внешняя миграция в Республике Беларусь. Миграционная политика.docx

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра международных экономических отношений

«Внешняя миграция в Республике Беларусь. Миграционная политика»

студентка 2 курса

Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы 5

1.1. Понятие и виды миграции рабочей силы 5

1.1. Миграционная политика страны 8

Глава 2. Внешние миграции в Республике Беларусь 13

2.1. Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь 13

2.2. Структура и основные направления внешней трудовой миграции населения в Республике Беларусь за период 2000-2010 гг. 15

Глава 3. Миграционная политика в Республике Беларусь 20

4.1. Инструменты государственного регулирования миграционной политики 20

4.2. Особенности миграционной политики Республики Беларусь 23

Список использованных источников 29

Миграция населения – внешняя, межгосударственная миграция населения – движение населения через государственные границы. Для выделения потоков мигрантов, направляющихся из страны, применяется термин эмиграция, для потоков в страну – иммиграция.

Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и практического анализа рассмотреть особенности международной миграции рабочей силы Республики Беларусь проанализировать масштабы, динамику и основные направления миграции рабочей силы; определить методы и инструменты трудовой миграции.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

1. рассмотреть понятие и виды миграции населения, определить роль миграции в национальной экономике;

2. выявить современные тенденции миграции населения в мировой экономике;

3. проанализировать масштабы, динамику и направления международной миграции рабочей силы в Республике Беларусь;

4. проанализировать методы и инструменты международной миграции в Республике Беларусь.

Методы, используемые при написании работы следующие: факторный анализ, метод конечных разностей, а также анализ литературы, касающейся темы данного исследования.

Ввиду очевидной актуальности темы она широко представлена в литературных источниках. Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, в частности Р.М. Супрунович, В.В. Почекиной, М.Б. Денисенко и др.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения вопросов, касающихся анализа масштабов, динамики и направлений трудовой миграции, а также регулирования миграции.

Республика Беларусь приобрела независимость в 1991 году. За прошедшие годы произошли кардинальные изменения в объемах, интенсивности и направленности миграционных потоков. Значительное влияние оказал распад СССР, в частности в виду социально-экономического кризиса. Кроме того, разделение на независимые государства превратило внутреннюю миграцию в международную. В результате резко уменьшились, особенно в начале 90-х годов, объемы экономических, родственных и учебных миграций и возросли объемы потоков, вызванных стрессовыми ситуациями, такими как изменения в национальной политике и возникновение национальных конфликтов в ряде бывших республик союзного государства. Существенно уменьшились миграционные потоки внутри страны, в том числе резко замедлились темпы экологической миграции, вызванные последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986. Беларусь была единственной из стран СНГ, где уже 20 лет наблюдается положительное сальдо миграции со странами СНГ.

Демографическое развитие Беларуси c 1993 г. характеризуется устойчивым сокращением численности населения вследствие естественной убыли. Под влиянием трансформационных изменений среды жизнедеятельности происходит усиление негативных характеристик – депопуляция при омоложении смертности, демографическое старение «снизу» в силу сокращения рождаемости. По мнению экспертов, такая динамика демографических параметров в процессе становления постиндустриального общества объективно затрудняет переход к устойчивому развитию.

Исходя из этого, в Беларуси довольно острыми являются проблемы, связанные с ухудшением демографической структуры общества, несоответствием распределения трудовых ресурсов потребностям национальной экономики, эмиграцией работников, представляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал страны. Решение проблем миграции трудоспособного населения и оценка ее социально-экономических последствий являются значимыми для экономики страны. Трудовая миграция это эффективный механизм регулирования рынка труда, важный и гибкий социальный стабилизатор в условиях выхода из экономического и политического кризиса. Миграционные перемещения позволяют широкому кругу жителей Беларуси улучшить свое благосостояние и благосостояние семей, в том числе, благодаря приобретенному за рубежом опыту работы.

Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы

    1. Понятие и виды миграции рабочей силы

Рынок труда предполагает высокую мобильность рабочей силы, ее свободное перемещение из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы. Данные процессы образуют миграцию трудовых ресурсов. Движущим мотивом миграции, как правило, является надежда найти более высокооплачиваемую работу. Миграция трудовых ресурсов, характеризующая территориальную мобильность трудоспособного населения на рынке труда, бывает двух видов: внутренней и внешней (международной).

Читайте также:
Едем в Хорватию через Боснию на машине: наш маршрут и впечатления

Внутренняя миграция трудовых ресурсов — это межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны.

Внешняя миграция трудовых ресурсов – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью найти более высокооплачиваемую работу.

Основные факторы внешней миграции трудовых ресурсов:

  1. низкий уровень экономического развития страны и низкий уровень заработной платы и жизни иммигрирующих людей;
  2. хроническая безработица или неполная занятость населения;
  3. неравномерность процессов экономического роста и накопления капитала в разных странах;
  4. неэкономические факторы (социальные, политические, семейные).

Выделяют следующие формы трудовой миграции [4, с. 135-136]:

  1. безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
  2. временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране выезда от одного года до шести лет;
  3. сезонная миграция, связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
  4. маятниковая (челночная, приграничная), ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно (мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами);
  5. нелегальная, незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в неё на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
  6. “утечка умов”, международная миграция высококвалифицированных кадров (учёных, редких специалистов, иногда “звёзд” искусства, спорта).

Главная функция миграции трудовых ресурсов заключается в обеспечении необходимого уровня территориальной мобильности трудоспособного населения на национальном рынке труда, обновлении структуры и состава рабочей силы, поддержании соответствия между спросом и предложением на региональных рынках труда. Социальная функция состоит в повышении жизненного уровня, изменении социального статуса работника, возможности наиболее полной реализации личностного потенциала человека.

Факторы, влияющие на подвижность населения:

  1. экономические;
  2. социальные;
  3. природно-климатические;
  4. экологические;
  5. демографические;
  6. этнические;
  7. политические.

Современная миграция характеризуется определенными закономерностями. Преобладающее значение имеют экономические мотивы миграции, т. е. переселение в целях поиска работы с лучшими условиями труда и оплаты. Одним из важных мотивов становится получение образования, что привело к появлению миграционного потока людей молодого возраста. В последние годы наблюдается постоянный рост объемов миграции в связи с неравномерностью развития экономики отдельных стран.

1.2. Миграционная политика страны

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами — людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами — людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла (иммиграция, эмиграция, реэмиграция). На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

    1. обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
    2. гарантии возвращения мигрантов на родину;
    3. обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
    4. содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
    5. ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
    6. совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
    7. предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.
Читайте также:
Что купить в Лондоне: себе, на подарок, на память

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:

  1. Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы);
  2. Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля);
  3. Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы);
  4. национальными миграционными службами;
  5. посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:

  1. Административно-правовые:
  • меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
  • действие национальных служб иммиграции, в том числе контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране);
  • меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

Принята российско-белорусская Концепция миграционной политики

Высший госсовет Союзного государства России и Белоруссии принял Концепцию миграционной политики. В подписанном президентами РФ и Белоруссии Владимиром Путиным и Александром Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. Сверхзадача документа – взаимно открыть рынки труда. Как заявил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, концепция подразумевает готовность «быть открытыми для наших доброжелательных партнеров и в то же время поставить препоны незаконной миграции, а значит – в ряде случаев переправки на нашу территорию наркотиков и оружия». При этом, хотя паспорта у граждан России и Белоруссии разные, обеспеченность их прав на территории Союзного государства единое.

читайте также

Защитить и Научить

МВД предлагает усовершенствовать процедуру предоставления убежища на территории РФ. Соответствующий…

Уж тем ты виноват, что трудовой мигрант

Кто, как и зачем формирует в сознании россиян криминальный образ…

Цифровая грамотность: высокие технологии помогут трудовым мигрантам

Миграционный процесс в мире – сложная и многослойная проблема. Но…

Центры домиграционной подготовки: замысел и перспективы

В нынешнем году стартует трехлетняя программа по открытию российских центров…

Трудовых мигрантов привлекут для ускоренной реновации Челябинска

Определена компания, которая займется строительством многофункционального центра для иностранных граждан…

Нелегальные мигранты не помогли казахскому майдану

Вопреки всем прогнозам, информационную повестку нового, 2022 года открыли вовсе…

другие материалы раздела

Дмитрий Медведев: «Ни одна страна без притока мигрантов обойтись не может»

Зампредседателя Совбеза России рассказал журналистам о действиях властей по обеспечению…

МВД РФ: в минувшем году иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено почти вдвое больше, чем в 2020-м патентов и разрешений на работу

По данным Министерства внутренних дел России, озвученным 25 января, в…

Работодатель теперь может уведомить МВД о заключении трудового договора с иностранным гражданином на портале Госуслуг

Два федеральных ведомства — Минцифры и МВД России — сообщили…

Недостаточный уровень цифровизации, нескоординированность ведомств, актуализация законодательства. Такими Дмитрий Медведев видит основные проблемы миграционной политики.

Проблемам качества государственного контроля в миграционной сфере было посвящено совещание…

Начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова подвела итоги работы за последние два года. Генерал-лейтенант полиции подробно рассказала о текущей миграционной ситуации с учетом политических, социальных и эпидемиологических факторов.

Временные меры, введенные президентом России Владимиром Путиным для урегулирования правового…

Владимир Путин выступил за обновление процедур получения и лишения российского гражданства

Президент России Владимир Путин предложил к рассмотрению закон «О гражданстве…

Облако тегов

Учредитель: ООО «Медиа-МИГ»

Адрес редакции: ул. Минская, дом 1Г, корпус 2, этаж 2, Москва, Россия, 119136

Телефон редакции: +7 (499) 460-45-18

Электронная почта: info@media-mig.ru

Главный Редактор: Лысенков Дмитрий

Ответственный секретарь: Мохова Елена

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-79947, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2020 г.

Мнение авторов может не всегда совпадать с мнением редакции.

Использование любых материалов или фрагментов материалов MEDIA-MIG возможно только со ссылкой на MEDIA-MIG.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: